Вошедшее и невошедшее в «Дыру». Избранные статьи Д. Е. Новокшонова 2010–2020 гг. К 50-летию классика

Легенда ЖЖ Redshon

В сборник к 50-летию Д. Е. Новокшонова вошли самые примечательные публикации этого малоизвестного в РФ филолога-классика, отобранные Легендой Живого Журнала Redshon. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вошедшее и невошедшее в «Дыру». Избранные статьи Д. Е. Новокшонова 2010–2020 гг. К 50-летию классика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Терпилы плена

Материалы, которые легли в основу следующих заметок Д. Е. Новокшонова были обнародованы им в 2013 г. в монографии «Римские невозвращенцы: утешение дырой». В августе-сентябре 2019 год он разбил первую главу «Дыры» на представленные заметки, сильно сократив, и выставил на молодежном сетевом канале Яндекс-Дзен, снабдив многочисленными поясняющими картинками. Некоторые, особенно проясняющие парадоксальность мышления автора, имеются и здесь.

В историографии господствует мнение, что поход Марка Лициния Красса против парфян (в земли нынешних Ирака и Ирана) в 700 г. от основания Рима (о.Р.) — 53 году до н.э. — неспровоцированная агрессия. [1]

От имени Рима Красс самовольно объявил войну противнику, незнакомому римлянам. Обещая невиданные богатства и множество рабов, он привлек деревенскую молодежь и ветеранов.

С Крассом ушло и много тех, кого он опутал долгами еще во времена заговора Катилины. [2]

Луций Катилина [3] происходил из рода Сергиев [4], прародителем коего был один из спутников Энея.

Катилина был верным последователем взглядов Суллы, [5] прославившегося своими военными победами и проскрипциями (proscriptio [6] в Древнем Риме — список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство — казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния).

На проскрипциях нажил свое богатство и Красс. [7]

Катилина погиб, когда описавшему его подвиги историку Гаю Саллюстию было восемь лет: [8]

«Только тогда, когда битва завершилась, и можно было увидеть, как велики были отвага и мужество в войске Катилины… Самого Катилину нашли далеко от его солдат, среди вражеских тел. Он ещё дышал, и его лицо сохраняло печать той же неукротимости духа, какой он отличался при жизни». [9]

Многие последователи Катилины уцелели даже после кровопролитного поражения.

Дело, за которое погиб Катилина, названный Ю. В. Андреевым римским большевиком, [10] довел до победы Гай Юлий Цезарь. [11]

Байки об Александре Македонском любили рассказывать римским малолеткам педагоги — образованные греческие рабы. Городских и образованных греческими невольниками юнцов манили подвиги царя разгромленной римлянами кельтской Македонии.

Красс также романтично молодился, получив в 698 г. от о.Р. (55 г. до н.э.) по закону Требония проконсульство в Сирии на 5 лет; в ноябре, несмотря на противодействие плебейских трибунов, он направился в провинцию:

«Перед народом и посторонними он еще как-то себя сдерживал, но среди близких ему людей говорил много пустого и ребяческого, не соответствующего ни его возрасту, ни характеру, ибо вообще-то он вовсе не был хвастуном и гордецом. Но тогда, возгордясь безмерно и утратив рассудок, уже не Сирией и не парфянами ограничивал он поле своих успехов, называл детскими забавами походы Лукулла против Тиграна и Помпея против Митридата, и мечты его простирались до бактрийцев, индийцев и до моря, за ними лежащего. Хотя в постановлении Народного собрания, касавшемся Красса, ничего не было сказано о парфянской войне, но все знали, что Красс к ней неудержимо стремится.

К тому же Цезарь написал ему из Галлии, одобряя его намерения и поощряя его к войне. Так как народный трибун Атей обнаружил намерение препятствовать походу Красса и многие к нему присоединились, считая недопустимым, чтобы кто-либо пошел войной против людей, ни в чем не провинившихся, да притом еще связанных с Римом договором, Красс, испугавшись, обратился к Помпею с просьбой оказать ему поддержку и проводить его из города.

Ибо велик был почет, каким пользовался Помпей среди простого народа. И на этот раз вид Помпея, идущего впереди со спокойным взором и спокойным лицом, успокоил толпу, собравшуюся было поднять крик и задержать Красса: люди молча расступились и дали им дорогу. Но навстречу выступил Атей и начал с того, что обратился к Крассу, умоляя не идти дальше, а затем приказал ликтору схватить и остановить его.

Однако другие трибуны этому воспротивились, и ликтор отпустил Красса, Атей же подбежал к городским воротам, поставил там пылающую жаровню, и, когда Красс подошел, Атей, воскуряя фимиам и совершая возлияния, начал изрекать страшные, приводящие в трепет заклятия и призывать, произнося их имена, каких-то ужасных, неведомых богов.

По словам римлян, эти таинственные древние заклинания имеют такую силу, что никто из подвергшихся им не избежал их действия, да и сам произносящий навлекает на себя несчастье, а потому изрекают их лишь немногие и в исключительных случаях. Поэтому и Атея порицали за то, что он, вознегодовав на Красса ради государства, на это же государство наложил такие заклятия и навел такой страх». [12]

В понятиях современного русского языка действия Красса именуются беспределом. Под понятием я понимаю отображенное в мышлении единство свойств, связей, отношений вещей и явлений; [13] под мышлением — разговор с самим собой. [14]

Через полтысячи лет историк христианской церкви Орозий напишет:

«В 697 году от основания Города Красс, сотоварищ Помпея по консульству, [15] получив по жребию кампанию против парфян, как человек, объятый неуемной жаждой наживы, когда прослышал о богатстве храма в Иерусалиме, которое Помпей оставил нетронутым, поворачивает в Палестину, доходит до Иерусалима, проникает в храм и похищает богатства. [16]

Затем, направляясь через Месопотамию в Парфию, всюду, где бы ни шел, он испрашивал от союзных городов вспомогательных войск, требовал от них денег и вскоре, как перешел Евфрат, встретил Вагенса, отправленного к нему от царя парфян Орода [17] посла, который сурово обругал его: зачем, мол, в нарушение договора Лукулла и Помпея, [18] обуреваемый жадностью, он перешел Евфрат — за это вкусит он серского железа, а не парфянского золота». [19]

Красс был жаден и безжалостен не только к неприятелю, но и к сослуживцам. Подавляя восстание Спартака и столкнувшись с робостью своих бойцов, он наказал своих воинов за трусость, приказав отобрать «пятьсот человек — зачинщиков бегства и, разделив их на пятьдесят десятков, он приказал предать смерти из каждого десятка по одному человеку — на кого укажет жребий. Так Красс возобновил бывшее в ходу у древних и с давних пор уже не применявшееся наказание воинов, этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах». [20]

Аппиан утверждает, что было убито около 4000 легионеров. [21]

В республиканском Риме звание император (imperator) присваивалось победоносному командующиму непосредственно на поле битвы солдатами в случае, если в данном сражении гибло более тысячи неприятелей. Император располагал правом жизни и смерти (imperium) — мог карать и миловать солдат. В русском языке слово император = царь, а вот, например, в английском два разных существительных: emperor и imperator.

После победы над Спартаком император Красс приказал распять более 6000 спартаковцев на крестах вдоль дороги от Капуи до Рима. [22] Казненные висели долго, для проезжающих по ней женщин дорога получилась запоминающаяся.

Рим был мужским обществом.

Мнение женщин в Республике не имело веса.

«Царь царей» Гней Помпей, Великий учитель (dictator) Луций Сулла и самый богатый гражданин Рима Марк Лициний Красс

Примечания

[1] 1) Sherwin-White A. N. Parthia and Rome; 2) Wiseman T. P. Caesar, Pompey and Rome, 59—50 B. C. // The Cambridge Ancient History. Vol. 9. The Last Age of the Roman Republic, 146—43 B. C. / Ed. by J. A. Crook, A. Lintott, El. Rawson. Cambridge, 2008. P. 262—265; 402—403. Беликов А. П. Парфянский поход Красса: военно-технический аспект // Para bellum. Военно-исторический журнал. №12. 2001. С. 35—48.

[2] Красс ссужал деньгами и Гая Юлия Цезаря.

[3] Lucius Sergius Catilina, ок. 108 до н.э., Рим — 62 до н.э., Пистоя.

[4] Название рода сохранилось в русском имени Сергей.

[5] Lucius Cornelius Sulla, 138 — 78 до н. э. Красс был легатом Суллы и занимался набором войска в области марсов.

[6] Объявление, преимущественно о продаже.

[7] Иванов Ю. А. Заговор Катилины и его социальная база // Вестник древней истории. 1940. №1. С. 69—81.

[8] Gaius Sallustius Crispus, 86 до н. э. — 35 до н.

[9] Пер. В. О. Горенштейна. Sall. De C. C. 61.

[10] Андреев Ю. В. «Римский большевик» Катилина и философия истории А. Блока // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Сб. пам. Белецкого. СПб, 1997. Т. I. С. 35—44; ΣΥΣΣΙΤΙΑ. Сб. ст. пам. Ю. В. Андреева / Отв. ред. В. Ю. Зуев. СПб, 2000.

[11] Иванов Ю. А. Заговор Катилины и его социальная база. С. 81.

[12] Plut. Crass. 16. Здесь и далее пер. В. Петуховой.

[13] Колесов В. В. Философия русского слова. СПб, 2002. С. 419—420; Чикобава А. С. Введение в языкознание. Ч. I. М., 1953. С. 28—29.

[14] Бузук П. А. Основные вопросы языкознания. М., 1924. С. 5—6; Теплов Б. М. Психология. М., 1953. С. 62—64; Виноградов С. Н. Кузьмин А. Ф. Логика. Учебник для средней школы. М., 1954. С. 7—8.

[15] Марк Лициний Красс Див и Гней Помпей Магн (во второй раз) стали консулами в 699 г. от основания Города (= 55 г. до н.э.). Неточная датировка с ошибкой в два года взята у Евтропия (Eutr. 6, 18, 1).

[16] Орозий единственный из авторов, кто сообщает о разграблении Крассом Иерусалимского храма.

[17] Ород II — парфянский царь, сын Фраата III, который был убит сыновьями, Ородом и Митридатом (Dio Cass. 39, 56), правил после изгнания и последовавшего за этим убийства его брата, Митридата III, приблизительно в 57—37/36 гг. до н. э. Плутарх, более подробно изложивший речи парфянских послов, называет руководителя посольства Вагизом (Plut. Crass. 18).

[18] Эти договоры, определившие границы Рима с Парфией, были итогом восточных кампаний Лициния Лукулла и Гнея Помпея 69 и 66 гг. до н. э. О последнем договоре Помпея с Фраатом III см.: Арр. Mithr. 104.

[19] Павел Орозий. История против язычников. Книги I—VII / Пер., вст. ст., ком. В. М. Тюленева. СПб, 2009. С. 394—395. Здесь и далее переводы по третьему изданию. 6, 13, 1—2.

[20] Plut. Crass. 10. Комм. С. П. Маркиша: Так называемая децимация (выбор десятого). Военно-уголовные законодательства европейских государств сохраняли децимацию в различных формах до середины XIX в. и даже позже; в России она была отменена лишь в 1868 г.

[21] App. B. Сiv. 1, 118.

[22] App. B. Сiv. 1, 120.

Как жадный М. Л. Красс готовил поход в Индию

Поход против парфян за два года до Красса готовил сирийский наместник Авл Габиний.

Монеты, чеканившиеся в Сирии во время правления Авла Габиния

Сенат запретил Габинию поход.

Историки Аппиан и Дион Кассий утверждают, что он отменил войну под влиянием письма Помпея и/или крупной взятки от царя Египта Птолемея Авлета. [1]

Бюст и монета Птолемея XII Нового перерождения Диониса (Авлета)

Деливший вместе с Цезарем и Крассом власть в Риме Помпей был противником войны с Парфией, а Габиний был его выдвиженцем. [2]

«В Парфянском царстве произошел переворот; местная знать во главе с юным, смелым и даровитым великим визирем свергла царя Митрадата и возвела на престол его брата Орода. Ввиду этого Митрадат перешел на сторону римлян и отправился в лагерь Габиния. Все сулило предприятию римского наместника большой успех, как вдруг он получил приказ силой оружия водворить египетского царя в Александрии (отца Клеопатры Птолемея XII-го. [3] — Д. Н.). Он должен был повиноваться. Надеясь скоро вернуться, он стал уговаривать просившего его о помощи низложенного царя Митрадата начать тем временем войну на собственный страх и риск. Митрадат сделал это. Селевкия и Вавилон высказались за него, но Селевкию взял штурмом визирь, один из первых взобравшийся на городскую стену, а в Вавилоне Митрадата голод заставил сдаться, после чего он был казнен по приказанию своего брата. Его смерть была большой потерей для римлян; но этим не кончилось брожение в Парфянском царстве, армянская война тоже еще продолжалась. После египетского похода Габиний уже собирался воспользоваться благоприятным случаем и возобновить парфянскую войну, но тут прибыл в Сирию Красс, унаследовавший вместе с властью все планы своего предшественника». [4]

Войска, которые Габиний подготовил к войне, Красс присоединил к своим силам. Он повел 7 легионов (36000 человек) с 4000 конницы и 4000 легкой пехоты и многочисленной обслугой.

С обозом общее число войск достигало 50000—100000 военных. [5]

Парфяне осознавали несправедливость действий Красса. Речь парфянского посла, направленного к Крассу их вождём Ородом (Гиродом, Арсаком, Аршакидом, — Д. Н.) и за давностью лет названного Орозием Вагенсом, раньше передал Плутарх:

«В то время как Красс стал уже стягивать войска, снимая их с зимних стоянок, к нему явились послы от Арсака с кратким извещением: они заявили, что если войско послано римским народом, то война будет жестокой и непримиримой, если же, как слышно, Красс поднял на парфян оружие и захватил их земли не по воле отечества, а ради собственной выгоды, то Арсак воздерживается от войны и, снисходя к годам Красса, отпускает римлянам их солдат, которые находятся скорее под стражей, чем на сторожевой службе. Когда же Красс стал хвастаться, что даст ответ в Селевкии, старший из послов, Вагиз, засмеялся и, показав ему на обращенную вверх ладонь, ответил: „Скорее тут вырастут волосы, Красс, чем ты увидишь Селевкию [6] (25 км к югу от Багдада. — Д. Н.) “. Затем послы возвратились к царю Гироду и объявили, что предстоит война». [7]

Примечания

[1] App. Syr. 257; Dio Cass. 39, 56, 1.

[2] Смыков Е. В. Сирийское наместничество Авла Габиния // Античный мир и археология. Вып. 12. Саратов, 2006. С. 213, 198—212.

[3] Птолемей XII Теос Филопатор Филадельф (Θέος Φιλοπάτωρ Θεός Φιλάδελφος, Отцелюбивый брато — (или сестро) любивый Бог). Позднее прибавилось прозвище Неос Дионис (Νέος Διόνυσος, Молодой Дионис). В народе же его чаще всего звали Авлет (Αυλητής, Флейтист) — царь-фараон Египта, правил в 80—51 годах до н.э.: Кравчук А. Закат Птолемеев. М., 1973. Лучшими флейтистами в это время считались этруски: Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков / Науч. ред. Е. В. Колодочкиной; вст. ст. С. Ю. Нечаева; пер. А. Б. Овезовой. М., 2009. С. 224.

Местоположение античной Селевкии на современной карте

[4] Моммзен Т. История Рима. Т. 3. От смерти Суллы до битвы при Тапсе / Пер. И. М. Масюкова под общ. ред. Н. А. Машкина. М., 1941. С. 132—133.

[5] Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. СПб, 2001. Т. 1. С. 319; App. B. Civ. 2, 18.

[6] Σελεύκεια επί του Τίγρη, Селевкия на Тигре.

[7] Plut. Crass. 18.

М. Л. Красс и Янус

Все в мире начинается с разделения.

Красс свой жребий бросил, он прошел сквозь врата главного бога римлян — Януса.

Двери этих врат века никто не закрывал.

Арка Януса в Риме, Нефритовые Ворота Януса в китайской провинции Гансу и японский погост Януса

«С возникновения Рима в середине VIII в. до н.э. и до крушения Римской империи в V в. н.э. римляне воевали непрерывно.

Лишь на несколько лет за все эти столетия, по древнему обычаю, в знак мира, добытого победами, запирался храм Януса.

Достоверно известно всего лишь пять таких случаев, и только в одном из них храм простоял закрытым достаточно долго — при втором римском царе Нуме храм Януса не видели отворенным 43 года подряд». [1]

Распространенный по всей Евразии храм Янусу в чистом поле

Красс был консулом и императором. Именем Януса ему присягали многие мужчины.

Высшее в муже, человеке — Творец, Янус, буддистское Я, — способность смотреть в прошлое и менять настоящее:

«Едва ли не самым своеобразным между всеми римскими богами и конечно единственным, для которого была придумана чисто италийская форма поклонения, был двуглавый Янус; однако и в нем не олицетворяется ничего кроме выражающей боязливую римскую набожность идеи, что перед начинанием всякого дела следует обращаться с молитвой к духу начала. Богу начала, Янусу, был посвящен особый день (Agonia, 9 января)». [2]

«Янус — один из наиболее загадочных римских богов. С одной стороны, он бог всех дверей и входов, с другой — «как бы бог богов». [3]

Но этот титул чужд римской религии, и, вероятно, он восходит к титулатуре восточных владык «царь царей». С именем Януса связан странный обряд закрывания ворот храма Януса Гемина (Двойного) на северной части форума.

Врата языческого погоста в России

Современник Красса Варрон [4] со ссылкой на анналиста Пизона впервые сообщает, что ворота должны быть закрыты, когда царит мир. [5] Античные авторы не понимали, что это означает. Как считали одни, запирается война, [6] а другие — удерживается мир. [7] Известен эпитет Януса — Клузий, Запирающий.

Этрусское имя Януса — Ани. Ани изображали четырехликим. [8]

Публий Овидий Назон:

Как же прославить тебя, о Янус, бог двуобразный?

В Греции нет божества, равного силой тебе.

Ты нам скажи, почему из всех небожителей ты лишь

Видишь, что сзади тебя, видишь, что перед тобой?

Так размышлял я, стараясь в своих разобраться табличках,

Вдруг замечаю, что весь светом наполнился дом:

Это предстал предо мной двойным изумляющий ликом

Янус священный, и сам прямо взглянул мне в глаза.

Я испугался, мои от ужаса волосы встали,

Холод внезапный объял оцепеневшую грудь.

Левой рукою держа ключи, а правою посох,

Он обратился ко мне сразу же, так говоря:

«Страх позабудь и внимай мне: о днях возвещая прилежно,

Дам я ответ, и пойми то, что скажу я тебе.

Хаосом [9] звали меня в старину (я древнего рода), [10]

Слушай, какие дела прошлых веков я спою. [11]

Д. Е. Новокшонов доказывает, что именем Янус римляне обозначали непостижимую пустоту человеческого «Я», лучше всего описанную последователями основателя Махаяны — Мудрейшего из саков (Шакьямуни) Будды.

Советские воины также присягали Янусу. На фото рядовой Новокшонов принимает присягу, декабрь 1987 года, Нальчик-20:

«Я (Янус), гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, соблюдать Конституцию СССР и советские законы, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть презрение советского народа».

Римское имя Янус (Janus) этимологически имеет один корень с другим важным римским понятием: Гений (Genus) — Род.

Гений — бог мужской силы, олицетворение внутренних мужских сил и способностей мужчины, мужа. [12]

Примечания

[1] Махлаюк А. Римские воины. Под знаком Марса. М., 2010. С. 3.

[2] Моммзен Т. История Рима / Пер. под ред. С. И. Ковалева и Н. А. Машкина. СПб, 1997. С. 146, 144.

[3] Macr. Sat. 1, 9, 16.

[4] Marcus Terentius Varro, 116 — 27 гг. до н. э.

[5] Varro L. L. 5, 165.

[6] Verg. Aen. 1, 293.

[7] Ovid. Fast. 1, 281; Hor. Epist. 2, 1, 255.

[8] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983. С. 196—199.

[9] Χάος, зияющее.

[10] Me Chaos antiqui (nam sum res prisca) vocabant.

[11] Ovid. Fast. 1, 89—104. Пер. Ф. А. Петровского.

[12] Штаерман Е. М. Гений // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1991. С. 145.

Поход в Индию М. Л. Красса глазами Кая Осьмушки

Разнотолки о походе Красса не прошли мимо ушей 9-летнего сироты Гая Октавия Фурина (Gaius Octavius Thurinus).

Мальчишка плохо помнил отца, плебея Кая Восьмого (Октавия), тот умер еще в 694 г. от о.Р. (59 г. до н.э.), когда сыну было четыре года.

Отец был первым из их всаднического рода, кто стал сенатором. [1]

Ему помог в продвижении по службе дед, Кай Юлий Кезарь, дядя матери Атии. [2]

Дед был императором легионов, которые воевали с инородцами в Галлии (земли нынешней Франции).

Гай знал, что его отец вместе с Крассом воевал против бойцов Спартака. Прозвище Фурий (Бурый, Бешеный, Воровской) Гай получил в год своего рождения в честь победы над рабами Спартака и Катилины в окрестностях города Фурии.

Почти через два века римский историк Светоний напишет:

«В младенчестве он был прозван (cognomen Thurino inditum est) Фурийцем в память о происхождении предков, а может быть, о победе, вскоре после его рождения одержанной его отцом Октавием над беглыми рабами в Фурийском округе. О том, что он был прозван Фурийцем, я сообщаю с полной уверенностью: мне удалось найти маленькое бронзовое изваяние старинной работы, изображающее его ребенком, и на нем было написано это имя железными, почти стершимися буквами». [3]

Отец собирался домогаться консульства, но неожиданно скончался во время возвращения в Рим из Македонии, где командовал образцово: «Управляя провинцией, он обнаружил столько же справедливости, сколько и храбрости: бессов и фракийцев он разбил в большом сражении, а с союзными племенами обходился так достойно, что Марк Цицерон в сохранившихся письмах к своему брату Квинту, который в то время бесславно правил провинцией Азией, побуждал и увещевал его в заботах о союзниках брать пример с его соседа Октавия». [4]

Новый муж матери Луций Марций Филипп хорошо относился к пасынку и принимал деятельное участие в его воспитании.

Гай большую часть времени проводил в доме своей бабушки Юлии — сестры Цезаря.

В Риме была воинская повинность. В армию забирали в 18 лет. Применялись два набора на службу, ежегодный (delectus), под знамена четырех легионов консула, и сверхплановый (tumultus).

В войске Красса служили знакомые Гая.

О многих уходивших он слышал.

Их жизненный опыт станет загадкой для будущего Августа.

Существовало выражение: надеть военный пояс, cingulum militia sumere, то есть поступить на военную службу.

Принять пояс (cingi) значило превратиться в солдата; если у кого-то отбирали пояс (discingi), это означало понижение в звании.

Перевязь меча у римлян называлась balteus.

Нижние чины, milites gregarii (от grex, стая, шайка, пук, современное русское краги) носили меч на правом боку, командиры и начальники на левом.

Кроме меча военные таскали на другом боку пугающий штатских кинжал pugio (пугач), по сути еще один меч. [5]

Примечания

[1] Broughton T. R. S. Senate and Senators of the Roman Republic: The Prosopographical Approach // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. B. I, 1. Berlin—N.—Y., 1972. P. 250—265.

[2] Atia Balba Caesonia, 85 до н.э. — 43 до н.э., племянница Юлия Цезаря. Ср. русск. Козырь и Caesar.

[3] Suet. D. Iul. 7, 1. И далее пер. М. Л. Гаспарова.

[4] Suet. D. Iul. 3, 2.

[5] Д’Амато Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов. 112 год до н.э. — 192 год н.э. / Пер. А. Колина. М., 2012. С. 36—39.

Кай Валерий (Здоровяк) Катулл (Котик или Песик?)

Когда множество молодых римлян уезжало к армии Красса на Ближний Восток, 33-летний веронец Гай Валерий Катулл, [1]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вошедшее и невошедшее в «Дыру». Избранные статьи Д. Е. Новокшонова 2010–2020 гг. К 50-летию классика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я