Как вырастить деньги. Все тайны Фандрайзинга

Лев Гумильштейн, 2020

Книга станет занимательным чтением для тех, кто задумывает новые проекты. Много полезных знаний несёт она всем, кто занимается бизнесом, политикой, наукой и людям, открытым для осмысления глобальных процессов. Тема эффективного поиска ресурсов для решения задач в области общественного блага, почти не изучена в современной России, хотя практика имеет длинные исторические корни. Впервые, в популярной форме, рассказывается о тактиках по сбору средств для благотворительности и стартапов. Автор является руководителем группы специалистов, которые занимаются продвижением благотворительных проектов и имеют более чем тридцатилетний опыт работы в этой сфере и профильное образование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить деньги. Все тайны Фандрайзинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Как творилось благо?

Если вы знаете слово благотворительность, значит вы понимаете зачем оно существует. Творить благо всегда было почетным делом во всех общественных группах и во все времена. Все религии поощряли и поощряют благотворительность, поскольку люди просто обязаны помогать друг другу. В 347 году до нашей эры Платон завещал все свое имущество на поддержку неимущих студентов школы, которую сам же открыл и где успешно преподавал.

Массовое филантропическое движение приобрело большое распространение в начале 20 века, когда «новые богатые», которых становилось все больше стали чувствовать свою социальную ответственность перед страной. Но зная, с каким трудом они зарабатывали свои первоначальные капиталы (тогда ведь не было залоговых аукционов), они не хотели просто делиться со всякими ушлыми ребятами. Им хотелось тратить свои заработанные деньги на общеполезные дела. Так, один из основателей сети магазинов Sears, который наладил службу поставок товаров, Юлиус Розенвальд[6], вызвал бурю среди благотворителей, вложив 700000 долларов в систему школ для бедных районов Юга США и было это в 1912 году. Но деньги, которые шли на благотворительность были строго регламентированы и расписаны, а сами доноры были очень негибкими в тратах. Иногда их желания и видение не соответствовали требованиям времени, дела у многих общественных организаций шли плохо из-за недостатка финансирования на развитие и поддержку новых проектов.

Филантропия в России была привнесена еще со времен Византии. Монахи распространяли в народе идею «возлюби ближнего своего как самого себя»[7]

В летописных свидетельствах содержится информация о том, что благотворительность исходила преимущественно от князей, а также от монастырей, церквей, духовенства. Древнерусские князья, например, накануне больших праздников посещали тюрьмы и богадельни, где собственноручно раздавали милостыню их обитателям, навещали одиноких убогих людей. Князь Владимир Святой[8] остался в народной памяти как"отец для всех", потому что щедро раздавал милостыню бедным и выделял монастырям на благотворительные цели десятую долю своих княжеских доходов. Андрей Боголюбский[9] строил храмы и монастыри. По его приказу кормили иноков, инокинь и убогих. То же можно прочитать в летописях и о многих других князьях. Очень много делало и духовенство. Так, Печерский инок Исакий[10] отдал свое имение нищим. Князь Святоша Черниговский, поступив в Печерскую обитель, работал там, постоянно раздавая то, что смог заработать. Олимпий[11], первый иконописец на Руси, часть платы за свой труд отдавал нищим. Летописи сообщают нам, что в Древней Руси нуждающиеся в помощи селились на церковных землях, под покровительство церкви. В то время монастыри и храмы были богаты, т. к. помимо щедрых княжеских пожертвований, монастыри являлись собственниками душ и содержателями кабаков, приносивших большие доходы. Согласно летописи, при отдельных церквях в то время находились также и неизлечимо больные, за которыми ухаживали иноки, используя"домашнюю медицину". Они же оказывали посильную помощь населению в периоды «моров» (эпидемий). В 1230 г. появились"убогие дома".

Обычно благотворительность была частным делом и нередко меценаты старались не разглашать свои добрые дела. На протяжении всей своей истории благотворительность, по словам философа эпохи Просвещения Поля Анри Гольбаха[12], была"случайной добродетелью". Благотворительность могла процветать в одном городе и быть очень слабой, а то и вообще отсутствовать в другом. Критики левого направления, особенно во Франции и Германии, утверждали, что благотворительность непременно всегда носила антидемократический характер. Благотворительность и закон о бедных унижали тех, кому оказывалась помощь, и потому многие английские политики, в том числе Эньюрин Бивэн[13], в 1940-х гг. работали над созданием универсальных социальных программ. Необходимость сохранения человеческого достоинства наряду с недостаточной эффективностью частной благотворительности способствовала разработке финансируемой государством системы социальной защиты.

Поскольку Европа представляет собой совокупность разных государств и народов, традиции благотворительности в разных частях Европы иногда различались кардинально. При англосаксонской модели некоммерческие организации существовали как противовес государству и основывались на слабой социальной государственной поддержке населения как бы возмещая ее. Модель германская, напротив, придавала государству большую роль в решении социальных вопросов, а некоммерческие организации играли роль помощников государства. В средиземноморской модели приоритетная роль отводилась церкви и семейным объединениям, а государство выступало посредником и медиатором.

Скандинавская модель отличалась мощной государственной социальной поддержкой и крепкими традициями волонтерства в совокупности с семейными объединениями.

В США общественные организации проявили свою активность уже при зарождении Американской государственности. Поскольку у первых переселенцев не было реальных государственных структур или они только создавались. Общественные инициативы играли огромную роль в налаживании жизни общества. Создавались как благотворительные организации, такие как церкви и школы, так и трудовые сельскохозяйственные самообъединения, которые существовали на основе членских взносов и работали в рамках договоренностей.

Добровольные ассоциации и до сегодняшнего времени очень распространены в США, но теперь из единиц гражданской инициативы они постепенно превращаются в некие гибриды из бизнеса и государственных структур. Для развития некоммерческого сектора особым стал период с 1884 по 1969 год. В этот период времени было принято важное законодательство, касающееся структуры освобождения от налогов в налоговом кодексе США. В течении этих лет Конгресс принял множество законодательных актов, устанавливающих основные требования освобождения от налогов, определяющих коммерческую деятельность, подлежащую налогообложению и регулирующую частные фонды как подгруппы этих, освобожденных от налогов организаций. В 1913 году Конгресс США определил основы и поныне действующей системы налогообложения. В 1917 году был издан Revenue Act[14], который разрешил налогоплательщикам вычитать благотворительные пожертвования из налоговой базы. Важным моментом для некоммерческих организаций США стал 1969 год, когда был принят новый TRA (69), который установил ряд более строгих требований, специфичных для частных фондов. Эти «Правила частного фонда» включали в себя два ежегодных требования и множество «запрещенных видов деятельности», которые считались противоречащим общественным интересам. Во-первых, TRA69 установил ежегодный акцизный налог по инвестиционному доходу. Это положение было предназначено чтобы заставить частные фонды «делить бремя оплаты расходов правительства». Во-вторых, не работающие активно фонды должны были распределять минимальную сумму на благотворительные цели каждый год.

Далее, частные фонды, которые не выполняли минимальные требования по распределению благотворительной помощи или участвовали в определенных запрещенных видах деятельности облагались налогами и другими санкциями.

После второй мировой войны, когда прибыли американских монополистов благодаря правительственным заказам, возросли, представители истеблишмента начали размышлять над применением новых подходов к международным отношениям. За четыре года войны прибыли крупнейших корпораций составили 87 млрд. долларов. В послевоенные годы монополисты продолжали получать огромные сверхприбыли, которая за 1946–1950 годы составила свыше 100 млрд. долларов. Джон Ф. Кеннеди[15] в 1960 году настойчиво убеждал конгресс в необходимости создания современного объединенного агентства, способного осуществлять продвижение моральных, экономических и стратегических идеалов США. В итоге, 3 ноября 1961 года был подписан Акт о международной помощи[16], согласно которому разрешалось оказывать международную и гуманитарную помощь странам в рамках единого международного агентства. Первоначально было отмечено, что помощь категорически не может оказываться коммунистическим странам, но потом условия были «смягчены» и стало возможным оказывать помощь странам если того потребуется в рамках национальной безопасности США. Истеблишменту стали нужны собственные общественные организации, которые могли бы работать на международной арене в рамках кредитной помощи интересующих США странам.

Воодушевленное планом Маршалла, правительство США рассматривало эти организации как ключ, а позднее инструмент влияния и рычаг распространения своей политики. Деятели некоммерческих организаций (далее НКО) стали тесно сотрудничать с представителями государства, которые финансировали пилотные проекты, развивали их, изучали и собирали в сети. В 90-х годах, появилось понятие Третий сектор, который стал в один ряд с правительством и бизнесом. Именно тогда правящие круги США, особенно интенсивно проводили свою программу по экспорту демократии в другие страны. Известный американский историк Жак Мартин Берзин в 1986 голу отмечал, что демократию нельзя вылепить из того, что люди случайно находятся в данном регионе; ее нельзя продвигать извне посторонними; и это все еще может быть невозможно, если попытаться предпринять изнутри решительными жителями этой страны. Подобно тому, как жизнь на Земле зависела от определенного сочетания не связанных между собой факторов, так и для того, чтобы демократия родилась жизнеспособной, необходим ряд разрозненных элементов и условий. Среди этих условий можно назвать традиции, грамотность и определенный вид обучения компромиссу, а также отрезвляющий эффект национальной катастрофы — Франция в 1870 году[17] и Германия в 1945 году[18]. Для самого адаптируемого из народов, японцев, потребовалось столетие, чтобы приблизиться к западной демократии, несомненно, чему способствовала жесткая опека, последовавшая за тяжелым поражением. А другие люди могли бы воспринять тот же опыт с другой стороны, как стимул к сопротивлению переменам. Но интересы финансово промышленных групп превысили здравый смысл и международное влияние США продолжало расширяться. Самым большим успехом для них стал развал Советского Союза в 1991 году, который произошел из-за предательства, трусости и устаревших управленческих взглядов руководства СССР. Большую роль сыграл и железный занавес, благодаря которому в СССР была проиграна информационная война и пропагандировались мифы о прекрасной и беззаботной жизни на Западе, где царствует общество всеобщего изобилия. Именно тогда, в 1987 году в России появился Джордж Сорос[19]. В своей статье «Кто потерял Россию» (Who Lost Russia?) Сорос рассказывал (перевод автора):

«В 1988 году я предложил создать международную рабочую группу для изучения создания «открытого сектора» в советской экономике, и, к моему некоторому удивлению — я тогда был малоизвестным управляющим фондом — мое предложение было принято чиновниками в СССР» Идея этого «малоизвестного управляющего» состояла в том, «чтобы создать рыночный сектор в рамках командной экономики, выбрав такую отрасль, как пищевая промышленность, которая будет продавать свою продукцию потребителям по рыночным, а не по командным ценам (с соответствующей системой перехода от командных цен к рыночным ценам). Затем этот «открытый сектор» можно было бы постепенно расширять. Вскоре стало очевидно, что эта идея непрактична, потому что командная экономика была слишком больна, чтобы вырастить зародыш рыночной экономики. То есть решить проблему трансфертного ценообразования не удалось. Но даже такая безрассудная идея из незначительного источника была поддержана на самом высоком уровне. Премьер-министр Владимир Рыжков[20] приказал руководителям крупнейших учреждений — Госплана, Госснаба и т. Д. — участвовать. Это правда, что мне удалось привлечь западных экономистов, таких как Василий Леонтьев[21] и Романо Проди[22], к участию с западной стороны. Позже я собрал группу западных экспертов, которые консультировали различные группы российских экономистов, готовящих конкурирующие программы экономических реформ. Затем я организовал приглашение авторов основного российского проекта по экономической реформе, так называемого плана Шаталина[23], во главе с Григорием Явлинским на встречу Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне в 1990 году. Горбачев[24] сомневался в этом проекте и в конце концов отказался от него. Он возражал против двух вопросов: приватизации земли и одновременного роспуска Советского Союза и выступал за создание экономического союза. «Я по-прежнему думаю, что план Шаталина обеспечил бы более упорядоченный переход, чем то, как события пошли в реальности». Добрый и бескорыстный филантроп Сорос вспоминает: «Я учредил Международный научный фонд со 100 миллионами долларов (возможные выплаты достигли 140 миллионов долларов). Нашим первым действием было раздать по 500 долларов каждому примерно 40 000 лучших ученых в надежде, что это побудит их остаться в России и продолжить научную работу. На это ушло всего 20 миллионов долларов, и этим ученым удалось прожить год. Критерии отбора ученых были открытыми, прозрачными и объективными: три упоминания в ведущих научных публикациях. Распределение было осуществлено за несколько месяцев при соотношении расходов менее 10 процентов, и схема гарантировала выплаты в долларах каждому получателю на всей территории бывшего Советского Союза. Это послужило доказательством практической целесообразности моего предложения по контролю за выплатой средств. Остальные деньги были потрачены на поддержку исследований на основе международного организованного процесса экспертной оценки, в котором участвовали самые известные ученые мира. (Борис Березовский[25] выделил 1,5 миллиона долларов на командировочные гранты по собственным причинам. Это был единственный вклад России.) Все средства были выделены менее чем за два года. Мои причины поддерживать ученых были сложными. Я хотел продемонстрировать, что иностранная помощь может быть успешной, и выбрал науку в качестве области демонстрации, потому что мог рассчитывать на поддержку членов международного научного сообщества, которые были готовы пожертвовать свое время и энергию для оценки исследовательских проектов. Но механизм раздачи экстренной помощи можно было бы заставить работать не только для ученых, но и для поддержки пенсионеров. Пытаясь снять с себя ответственность за свою деятельность в России Джордж Сорос констатирует: «Я также помню, как Александр Яковлев[26], главная движущая сила Горбачева, много позже рассказывал мне, как он чувствовал себя униженным в своих отношениях с американцами. С сожалением я должен был сделать вывод, что Запад не очень-то заботился об открытом обществе как универсальном понятии. Если бы это было так, то процесс перехода все еще был бы очень болезненным для России, со многими потрясениями и разочарованиями, но, по крайней мере, он двигался бы в правильном направлении. Россия могла бы стать настоящей демократией и настоящим другом Соединенных Штатов, как это сделала Германия после Второй мировой войны и Плана Маршалла. Это не та перспектива, которая стоит перед нами сегодня». Он вспоминал «Я воздерживался от личных инвестиций в Россию, отчасти чтобы избежать конфликта интересов, но главным образом потому, что мне не нравилось то, что я видел. Однако я не вмешивался в дела моих управляющих фондами, которые хотели инвестировать, и также одобрил их участие в Российском инвестиционном фонде на равных условиях с другими западными инвесторами». Однако мнение управляющих фондами было крайне противоречивым: «Именно здесь затруднилось пересечение путей между филантропом и инвестором», — говорит Роб Джонсон, давний сотрудник Сороса, который работал портфельным менеджером в Quantum в 1990-х годах. Но к тому времени, по словам Джонсона, единственной причиной, по которой Сорос все еще управлял хедж-фондом, было желание заработать больше денег для своих целей. Сороса обвинял, и премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад назвав его и других игроков «беспринципными спекулянтами», чья аморальная работа не имеет социальной ценности. Сорос публично отверг критику, но, когда инвесторы нацелились на индонезийскую рупию осенью 1997 года, Quantum среди них не было. Он также не присоединился к другим хедж-фондам, когда в следующем году они нацелились на российский рубль. Уже вложив сотни миллионов долларов в стабилизацию ситуации в России, Сорос подорвал бы свою работу, сделав ставку против российской валюты. В итоге он понес убыток в 400 миллионов долларов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить деньги. Все тайны Фандрайзинга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Юлиус Розенвальд (12 августа 1862 — 6 января 1932) был американским бизнесменом и филантропом. Он наиболее известен как совладелец и руководитель Sears, Roebuck and Company, а также основатель Фонда Розенвальда, который пожертвовал миллионы соответствующих фондов на поддержку образования афроамериканских детей в сельских районах Юга, а также на другие благотворительные цели. в первой половине 20 века.

7

Библия, Новый Завет, Евангелие от Марка, 12:31. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

8

Влади́мир Святосла́вич (др. — рус. Володимѣръ Свѧтославичь, 958 или около 956, Киев — 15 июля 1015, Берестово) — князь новгородский (969–978), князь киевский (978–1015), при котором произошло Крещение Руси.

9

Андре́й Ю́рьевич Боголю́бский (род. ок. 1111 года[1] — ум. 29 июня 1174) — князь Вышгородский (1149, 1155, Дорогобужский (1150–1151), Рязанский (1153), великий князь Владимирский (1157–1174). Сын Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы (Осеневича) и внучки хана Осеня (Асиня). Святой Русской православной церкви;

10

Исаакий Печерский (?–1090) — преподобный, затворник Киево-Печерский. В миру был богатым купцом, родом торопчанин, по имени Чернь. По неизвестным причинам раздал всё своё имущество нищим, пришёл в Киев и принял постриг от преподобного Антония.

11

Али́пий (Али́мпий, Оли́мпий) Пече́рский (ок. 1065 или 1070 — ок. 1114) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец

12

Гольбах Поль Анри — французский философ (по происхождению немец), писатель, просветитель, энциклопедист, выдающийся систематизатор идей французских материалистов, один из людей, на чьих трудах вызревала революционная французская буржуазия.

13

Эньюрин Бивэн (англ. Aneurin Bevan, реальное произношение имени Эна́йрин Бэ́вен [əˈnaɪrɪn ˈbɛvən]; 15 ноября 1897, Тредегар, графство Монмутшир, Уэльс — 6 июля 1960, Чешем, графство Бакингемшир) — британский политик-лейборист валлийского происхождения, один из лидеров левого крыла Лейбористской партии, создатель Национальной системы здравоохранения Великобритании.

14

Закон США о военных доходах 1917 года значительно повысил ставки федерального подоходного налога, одновременно снизив налоговые льготы. Закон о военных доходах 1917 года. War_Revenue_Act_of_1917.

15

Джон Фицджеральд (Джек) Ке́ннеди (англ. John Fitzgerald «Jack» Kennedy, известный также как JFK (Джей-Эф-Кей); 29 мая 1917, Бруклайн — 22 ноября 1963, Даллас) — американский политический, государственный и общественный деятель,

35-й президент США (1961–1963). В современном общественном сознании Кеннеди чаще всего связывают с его загадочным убийством, потрясшим весь мир, многочисленные гипотезы разрешения которого выдвигаются по сей день.

16

Закон об иностранной помощи (Pub.L. 87–195, 75 Stat. 424-2, вступил в силу 4 сентября 1961 г., 22 USC § 2151 и последующие) является законом Конгресса Соединенных Штатов. Закон реорганизовал структуру существующих программ внешней помощи США, проведя различие между военной и невоенной помощью, и создал новое агентство.

17

Франко-прусская война 1870–1871 годов — война, в 1870–1871 годах. Война, спровоцированная прусским канцлером О. фон Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Франции, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единое Германское государство.

18

«Германия в 1945 году» или «Оккупация Германии после Великой Отечественной войны»

19

Джордж Со́рос (англ. George Soros, род. 12 августа 1930, Будапешт, Королевство Венгрия) — американский трейдер, финансист, инвестор. Сторонник теории открытого общества. Создатель сети благотворительных организаций, известных как «Фонд Сороса». Член исполнительного комитета International Crisis Group[en][5]. На сентябрь 2019 года его состояние оценивается в 8,3 млрд долларов США

20

В оригинальном тексте на английском языке утверждается, что премьер-министром был в это время Владимир Рыжков, но реально в. 27 сентября 1985 — 14 января 1991 премьер-министром был Николай Иванович Рыжков.

21

Васи́лий Васи́льевич Лео́нтьев (5 августа 1905, Мюнхен[2] — 5 февраля 1999, Нью-Йорк) — американский экономист российского происхождения, создатель теории межотраслевого анализа, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля за 1973 год «за развитие метода „затраты — выпуск“ и за его применение к важным экономическим проблемам»

22

Романо Проди (итал. Romano Prodi, 9 августа 1939, Скандиано) — итальянский левоцентристский политик, премьер-министр (1996–1998, 2006–2008). Между двумя премьерствами был президентом Еврокомиссии (1999–2004). С 2008 года почётный доктор МГИМО (У) МИД РФ.

23

500 дней (программа Шаталина — Явлинского) — непринятая программа перехода плановой экономики Советского Союза на рыночную экономику в целях преодоления экономического кризиса 1990 года и реализации «прав граждан на лучшую, более достойную жизнь». По собственному утверждению академика Шаталина, программа имела «явное признание капитализма»

24

М. С. Горбачёв (р. 2 марта 1931 г.) — советский и российский государственный, политический, партийный и общественный деятель. Самый долгоживущий правитель России в истории. Первый и единственный президент СССР (1990–1991).

25

Бори́с Абра́мович Березо́вский (23 января 1946, Москва, СССР — 23 марта 2013, Аскот, Великобритания — советский и российский предприниматель, государственный и политический деятель, учёный-математик, физик, автор ряда научных трудов и монографий, доктор технических наук (1983), профессор. С 29 октября 1996 года по 4 ноября 1997 года — заместитель секретаря Совета безопасности Российской Федерации. Член-корреспондент Российской академии наук (1991). Лауреат Премии Ленинского комсомола (1978). Член КПСС с 1975 года.

26

Алекса́ндр Никола́евич Я́ковлев (2 декабря 1923, дер. Королёво, Ярославская губерния — 18 октября 2005, Москва) — советский и российский политический деятель, публицист, учёный-американист[1], академик РАН, один из главных идеологов, «архитекторов» перестройки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я