Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания

Лариса Хорева

Учебное пособие посвящено сравнительному исследованию государственной политики в области культуры, проводимой Испанией и СССР с 1922 по 1950-е гг. Учебное пособие может быть использовано студентами филологических и исторических факультетов, а также предназначено для тех, кто интересуется вопросами культуры России и Испании.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Рецензент — кандидат исторических наук, профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ Юрий Львович Троицкий

© Лариса Хорева, 2022

© Екатерина Бузина, 2022

ISBN 978-5-4498-8932-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных факультетов университетов. Учебное пособие может быть использовано студентами филологических и исторических факультетов, а также предназначено для тех, кто интересуется вопросами культуры России и Испании.

Учебное пособие посвящено феномену тоталитаризма в культурах СССР и Испании XX века. Все столетие, ознаменованное революционными потрясениями, двумя мировыми войнами, находится под общим знаменателем тоталитарных/авторитарных режимов. Последние становятся объектом интереса политиков и политологов, писателей и литературных критиков, культурологов и социологов. Представители каждого научного направления задают идентичные вопросы, был ли тоталитаризм XX века закономерным явлением или историческим курьезом, азиатским или европейским феноменом, почему буквально в одночасье рухнуло большинство авторитарных/тоталитарных режимов, ушли ли они в небытие или трансформировались в новые социально-культурные формации.

Ответы на эти вопросы различны, но большая часть исследователей сходится во мнении, что культурная составляющая тоталитарных режимов играла первую скрипку в создании модели нового общества. Культура становится специфической формой отражения действительности новой социальной формации.

В результате изучения данного курса студент/обучающийся должен:

Знать:

— социокультурные основания и культурно-цивилизационные парадигмы классического тоталитаризма в формах культурно-этнического и социально-политического многообразия

— социокультурные технологии и ритуалы, обеспечивающие становление и функции тоталитарных систем;

Уметь

— проводить анализ тоталитаризма как уникального социально-культурного образования

— исследовать культурно-исторические предпосылки, системные феномены и социокультурные матрицы человеческой деятельности, которые легли в основание классического тоталитаризма;

Владеть

— методологией исследования тоталитарных социокультурных формообразований

— навыками анализа социокультурных оснований и культурно-цивилизационных парадигм классического тоталитаризма в формах культурно-этнического и социально-политического многообразия

Целью работы стало исследование общих и отличительных аспектов проводимой культурной политики СССР и Испании.

Базовое понятие нашей работы «культура» является настолько многозначным, что требует каждый раз оговаривать значение этого слова в зависимости от контекста того или иного исследования. Так, например, П. С. Гуревич в работах «Человек и культура»1 и «Культурология»2 представляет само понятие «культура» в контексте различных теорий (цивилизационной, аксиологической), а также проводит связь между человеком и культурой (см. гл. 1 настоящей работы). В работе В. М. Межуева «Идея культуры»3 автор проводит параллель культуры и философии, в его работе культура — это философский феномен. Следующая работой, которая лежит в основе исследования, является работа В. З. Паперного «Культура Два». Паперный делит советскую культуру на два типа: сталинский и post-сталинский период. Интересен труд И. Н. Голомштока «Тоталитарное искусство»4, который говорит об идее служения искусства революции и государству. Культура, по мнению Игоря Голомштока, является эффективным оружием идеологической борьбы тоталитарного государства. Таким образом, Голомшток сводит понимание культуры к прагматическому аспекту управления массовым сознанием.

Труды Х. Арендт, Р. Арона, З. Бжезинского и К. Фридриха, на которых также строится наше исследование, подтверждают, что культура — это основа идеологии в тоталитарном государстве. Кроме того, указанные авторы представляют ряд признаков общих для всех тоталитарных государств.

Основными методами исследования являются компаративный (поиск инварианта / трансформаций), семантический и описательный методы исследования. В настоящей работе мы используем теорию установки Д. Н. Узнадзе, которая говорит о том, что культура обуславливает поведенческие стереотипы человека.5

Теоретической базой методологии послужили работы Ю. Л. Троицкого о типологии компаративных исследований. В настоящей работе «Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания» используется второй тип компаратива — сравнительно — сопоставительное исследование, ключевым принципом которого является выделение общего и особенного («инвариант/трансформации»). Таким образом, одной из ключевых задач исследования является сравнение проводимой культурной политики в области музыкального искусства, плакатного искусства и архитектуры обоих государств указанного периода.6

Важной теоретической работой выбранной нами методологии является научный труд Л. С. Выготского «Психология искусства».7 Идея его состоит в том, чтобы рассматривать искусство не в рамках традиционного психологизма, а с помощью объективного и аналитического метода. Анализируя то или иное произведение искусства, обязательно нужно воссоздать человеческую реакцию или действие, которое данное произведение вызывает. Выготский приходит к выводу, что целью любого художественного произведения является выражение чувств и эмоций, которые в него вкладывает художник.

В настоящей работе также используются элементы дискурс — анализа.

Для тоталитарного общества характерна гиперсемиотизация всех сфер жизни. Это придает жизни мнимую праздничность. Как пишет Ю. И. Левин, в тоталитарном дискурсе оппозиция «истина/ложь» замещается оппозицией «правильное/неправильное», а также для тоталитарного дискурса характерно наличие лозунговых и праздничных субдискурсов8 («Да здравствует… родина, да здравствует… Сталин!», «Нас вырастил Сталин — на верность народу!», «Да здравствует Испания!» и т.д.). Тоталитарный дискурс содержит в себе ряд идеологических наставлений, этических норм, ментально-языковой доминантой которых выступает всеобъемлющая роль лидера государства.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культурная политика диктатуры: СССР и франкистская Испания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Гуревич П. С. Человек и культура. — М.: Наука, 1990. — 241 с.

2

Гуревич П. С. Культурология. Изд.: Проект. — М., 2003. — 336 с.

3

Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. — М.: Прогресс-Традиция, 2006. — 326 с.

4

Голомшток И. Тоталитарное искусство. — M.: Галарт, 1994. — 296 с.

5

Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 414 с.

6

Троицкий Ю. Л. Историческая компаративистика. Эпистемология и дискурс / Диалог со временем. — 2010. — №30. С. 30 — 32.

7

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. С. 21—95.

8

Левин Ю. И. Истина в дискурсе. — Киев: Новый круг. — 1992. — №2. — С. 124—149.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я