Больше времени на секс, меньше времени на текст. Как за полчаса написать любой текст для социальных сетей

Лариса Столетова

Секреты написания быстрых текстов для социальных сетей. Вы легко научитесь собирать самые сложные тексты на раз-два-три.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Больше времени на секс, меньше времени на текст. Как за полчаса написать любой текст для социальных сетей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 4. Текст

Как будущие строители в начале обучения знакомятся со свойствами цемента, стекла и битума, так и мы обратимся к азам текста.

Впервые о тексте вы узнали в третьем классе: «Текст — это два или несколько предложений, связанных по смыслу».

Лингвисты определяют текст как особым образом построенная речь с такими признаками, как:

— Завершенность, или смысловая законченность — прочитали и вам понятно, зачем автор это написал и что хотел сказать.

— Связность — в тексте прослеживается логика развития мысли.

— Стилевое единство. Если текст начат как научный или публицистический, его нельзя продолжить в разговорном или художественном стиле, а завершить в официально-деловом. Весь текст должен быть выдержан в едином стиле.

— Цельность, которая проявляется в единстве всех трех признаков: завершенности, связности и стилевого единства.

В большинстве текстов можно выделить несколько планов содержания:

— Концептуальный план — идея, или мысль, которая должна появиться в сознании читателя в результате прочтения всего текста, но при этом не выражена непосредственно какой-либо частью.

— Предметный план, содержащий информацию о фактах, событиях и т. д.

— Оценочный план — мнение автора.

Начнем с концептуального плана. Идея — это то, зачем создан текст на данную тему, что именно автор хотел сказать, к чему привлечь внимание, что доказать. Основная мысль текста может быть отражена в заглавии, но чаще ее можно понять, лишь прочитав весь текст.

Идея — то, ради чего человек начинает коммуникацию.

Даже дружеские приветствия: «Привет-привет. — Не узнал, богатым будешь. — Как дела? — Путем. А у тебя?» содержат идею — выразить приязнь и желание продолжать знакомство. Если такого желания нет, люди ограничиваются сухим «здравствуйте» или вообще делают вид, что незнакомы.

Назначение идеи в том, чтобы читатель, знакомясь с текстом, начал движение к какой-то цели, поставленной автором. Идея есть в каждом тексте — научном, публицистическом, официально-деловом и, конечно, в художественном. Ее можно сравнить с пирамидкой — игрушкой для малышей — сколько бы колечек не было, но, если нет стержня, пирамидку не соберешь.

Итак, идея — это смысл создания того или иного текста, то, к чему автор хочет привлечь внимание, в чем убедить.

В художественном произведении идея выражается посредством всей его образной системы. Лев Толстой, подчеркивая неотделимость идеи от формы и содержания романа «Анна Каренина», писал: «Если бы я хотел сказать словами все то, что я имел в виду выразить романом, то я должен был бы написать роман, тот самый, который я написал, сначала».

В любом случае автор должен давать себе отчет, зачем он пишет?

Задайте себе вопрос: «Я пишу этот текст, чтобы что?»

— Чтобы читатели купили мой товар?

— Чтобы поверили, что нашей компании можно доверять?

— Чтобы улыбнулись?

— Чтобы перешли на сайт информационного агентства и прочитали новости?

— Чтобы прониклись теми же религиозными (политическими, нравственными) взглядами, что и я?

— Или что?

Ответ и будет идеей вашего текста.

Теперь поговорим о теме.

Тема — это о чем ваш текст, фактологический материал, через который выражается нематериальная идея.

Например, чтобы выразить идею важности прощения, можно сочинить рассказ, где главный герой был обижен, прошел ряд испытаний, многое переосмыслил и в итоге научился прощать. Можно эту же идею выразить через психологическую статью о пользе прощения для душевного здоровья. Или же написать научную статью про возможность использования примирительно-компенсационных мер в предупреждении преступности. Такая статья есть, я нашла ее в «Киберленинке» — автор А. Алехина.

При написании текста очень важно не отклоняться от темы, как это получилось в школьном сочинении «Мой дом»:

«Мы живем в большом доме на пятом этаже. У нас две комнаты и кухня. В большой комнате живет моя бабушка и я. Бабушка была врачом. Она работала в Ростове. А потом переехала к нам. Сейчас она болеет. Мама даже боится, что ее надо положить в больницу. Там за ней лучше будут ухаживать. И мы не будем волноваться, вдруг с ней что-то случится. Ведь я все время в школе, а мама с папой на работе. В спальне живут мама и папа. А в кухне мы едим и пьем чай».

В начале рассказывается про дом, потом — неожиданно — про бабушку. И хотя в конце произошло возвращение к заявленной теме, это сочинение на тройку.

Полноценно раскрыть тему не только детям, но и многим взрослым не дает отсутствие идеи текста — пресловутого «что хотел сказать автор?».

Структура текста

Любой текст состоит из трех смысловых частей:

— Вступление.

— Основная часть.

— Заключение.

Вступление подготавливает читателя к восприятию основного содержания текста, в нем формируется основная мысль, которая раскрывает идею автора и сообщает главные сведения. В заключении подводится итог сказанному в тексте, формулируются выводы, читатель понимает, что текст завершен, автор сказал все, что хотел.

Прочитаем начало и конец сказки «Как мужик гусей делил».

Начало: «У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина».

Концовка: «Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег».

Из начала мы узнали, что бедный мужик решил просить денег и хлеба у барина, а в конце сказки понимаем, что это ему удалось. Хочется узнать, как он этого добился и почему барин посмеялся. Об этом основная часть: «Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику: „Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?“. Мужик говорит: „Я разделю“. Взял ножик, отрезал голову и говорит барину: „Ты всему голова, тебе голову“. Потом отрезал задок, подает барыне: „Тебе дома сидеть, за домом смотреть, тебе задок“. Потом отрезал лапки и подает сыновьям: „Вам ножки — топтать отцовские дорожки“. А дочерям дам крылья: „Вы скоро из дому улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!“ И взял всего гуся».

В зависимости от цели создания текста получаются разные тексты:

— Если автор намерен рассказать о событии, показать ход его развития, выделить основные факты и их взаимосвязи, получится повествование. Эдакое динамичное кино.

— Если нужно перечислить признаки свойств и элементов предмета речи, описать его назначение и функционал, указать на принадлежность к определенному классу, то получится описание. Похоже на фотографию.

— А если нужно исследовать взаимосвязи предметов и явлений, то — рассуждение. Словно голос за кадром, который все объясняет.

Повествование — это рассказ, который может вестись от первого или третьего лица. Действия происходят в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия не всегда последовательны, но всегда логически связаны. Обязательные элементы: 1) завязка, или начало описываемого события, 2) развитие действия и 3) развязка, или завершение — итог события.

Самый, по-видимому, краткий в мировой литературе пример текста повествования — знаменитый рассказ Цезаря: «Пришел, увидел, победил».

В повествовании всегда много глаголов, текст отвечает на вопросы: «кто и что сделал? что случилось? где? когда?» и т. п.

Если акцент смещается на образы, через которые «показывается» событие, то такое повествование называют изобразительным, если текст, кроме рассказа о событии, объясняет его причины, то — информативным.

Повествование может быть более или менее объективным, нейтральным, или, напротив, субъективным, пронизанным авторскими эмоциями. Нейтральное повествование — это большинство сообщений в ленте информационных агентств: то-то и там-то произошло, никаких оценок и мнений. А статья может содержать и мнения, и эмоции.

Типичные схемы завязки повествования:

— Место, время, действующее лицо. Пример: «Вчера ехали с мужем по объездной и…»

— Вопрос. Пример: «Знаете ли вы, что такое настоящий украинский борщ?..»

— Общая мысль рассказа. Пример: «В наши дни сложно оставаться человеком».

— Общепринятая истина, высказанная в афористической форме. Пример: «В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».

Середина повествования может быть различной — как следовать естественному порядку событий, так и нарушать его. Главное правило — «нагнетать» степень заинтересованности читателя, продвигаясь к кульминации истории, которая находится примерно в середине повествования.

Завершение повествования, как правило, содержит развязку всей истории. Она должна соответствовать началу и середине.

После развязки может следовать вывод из всего повествования, как мораль в басне. Эта мораль может быть высказана устами одного из героев, может быть завуалирована или вообще отсутствовать, что совершенно не значит, что в тексте отсутствует идея.

Пример такого вывода видим в тексте Ольги Красновой:

«Когда мне было 14 лет, моим кумиром была косметолог в парикмахерской. Она протыкала мне уши и сообщила, что нос надо чистить, он весь в черных точках. А так как нос был и так причиной всех моих страданий, то любое его упоминание наносило мне новую травму.

Я сдавленно уточнила, что это значит, чистить нос, и она описала процедуру. Самое важное, что я услышала, что после чистки нос кажется меньше. В ее кабинете вкусно пахло вареной ромашкой, бродили полуодетые прекрасные женщины в тюрбанах из белоснежных полотенец, и я попросила меня записать на чистку носа.

Мама, по-моему, денег не дала на эту ерунду, но я, кажется, их как-то сама заработала, не помню точно. Нос, конечно, меньше не стал, а где-то даже и наоборот, но это неважно. Я оказалась равной среди великолепных, образованных, элегантнейших женщин города. Они тоже чистили носы.

Я ходила к Валентине Ивановне как в элитный клуб, совершенно позабыв о носе. Я тоже сидела в тюрбане и обматывала тело простынкой. От меня пахло ромашкой и аптечными составами. Я слушала их разговоры, впитывая интонации, зазубривая обороты речи, которые у нас на районе никто не произносил.

Это там меня научили уважению к себе и женственности. Мне врезалось в память, как одна преподавательница из университета сказала: «Я лучше не куплю колбасы, а к тебе, Валюша, приду обязательно». Моя бы мама под расстрелом такое не придумала. Это была моя первая школа гедонизма.

Благодаря этим женщинам в масках из бадяги я поступила в универ, и не абы куда, а на журналистику, и пошла работать на телевидение и радио, а не на завод, как хотела мама. Это они мне показали, что есть совсем другая жизнь. И хоть я внутренне не считала себя достойной всех этих прекрасных вещей, я шла и делала их. Потому что я назначила себя членом клуба женщин, уважающих себя.

Через много лет одна сотрудница компании, где я служила эйчаром, божественной красоты и богатейшего ума девушка, увольняясь, написала мне: «Когда я смотрю на вас, понимаю — вот! Вот какой женщиной я хочу стать!» Это было удивительно и, что уж там, приятно. Хотя я и сейчас порой чувствую себя девочкой с нечищеным носом, мне нравится, что другие люди учатся у меня уважению к себе.

Я прошла в этом большой путь, правда. Когда-нибудь, наверно, я смогу рассказать, откуда что взялось. Еще немного терапии, и вы еще будете кричать «горшочек, не вари». Мне повезло, что подружкина мама отвела нас прокалывать уши именно в эту парикмахерскую. Мне повезло, что у меня был грязный большой нос. Мне очень повезло оказаться в клубе так рано.

А кто-то не встретил свою Валюшу вовремя, и до седин не умеет уважать себя, продолжает «покупать колбасу» вместо того, чтобы получать удовольствие».4

Описание — это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель — представить читателю образ, который легко вообразить.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?). Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Тексты-описания бывают фактографические и творческие.

Фактографические описания распространены в научной и технических сферах, инженерии, в инструкциях, технических руководствах, а также в справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональных оценок автора, а с другой — полнота, четкость, точность и последовательность.

Схема фактографических описаний: общее назначение (функция) предмета, его составные части, важные для адресата сообщения (в порядке убывающей важности), их назначение и работа.

Пример — статья из «Википедии»:

«Осина, или Тополь дрожащий — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии. Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре. Корневая система располагается глубоко под землей. И т.д.».

Творческие описания обязательно содержат эмоциональные, эстетические и художественные элементы.

Пример из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Описание строится на том, что описываемый предмет выделяется из ряда других, выявляются его характерные свойства, которые наиболее значимы для рассказчика, а также не оставят равнодушным читателя.

Схема творческого описания: общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом автор выделяет предмет и характеризует его, обращая внимание читателя на самую главную черту, существенную деталь или свойство, делающие предмет интересным, потом использует это свойство как стержень всей речи о предмете. Если найти точное, яркое сравнение, можно создать выпуклый образ, основанный именно на этой характерной черте, существенном признаке предмета. В примере с описанием степи Гоголем — это сравнение степи с океаном.

При описании следует избегать излишней детализации, повторов и случайных, несущественных характеристик.

Пример текста-описания — первые три абзаца из публикации бесконечно восхищающей меня Татьяны Цвелодуб:

«У Ниночки теперь всегда Рождество. Оно тепло пахнет корицей, золотыми апельсинами и кардамоном, лиловыми ягодами можжевельника и жарким имбирем.

Ниночка готовит прянички. Сначала они были совсем простыми, монохромными, скромными. Такая, знаете, барышня у окна, волосы за уши, вышивает крестиком, читает псалтирь.

Но Ниночка — художница в третьем поколении, какая там барышня с ушами! Она очень быстро набила руку, и теперь это просто чудо что такое! Рождественские сказки в детской книжке, которую читаешь зимой, забравшись с ногами на кресло, а елка рядом пахнет хвоей и янтарными леденцами.

Сначала Ниночка готовила пряники для своей семьи и гостей. Но ошибка была в том, что в доме их не проверяют карманы гостей на выходе.

Фатальная оплошность! Вот у нас в доме заведено обнять человека на прощание, встряхнув вроде как от избытка чувств. Если в кармане звякает, раздевайся до трусов, мил человек. И ложечки у нас никогда не пропадают.

А Ниночка, кроме того, что потомственный художник, — тонкая натура, интеллигент. Поэтому у гостей карманы топырились, а семья в плане пряничков голодала.

Мне кажется, они так их еще и не попробовали, потому что это чудо и счастье начали стремительно покупать.

Про Ниночку еще надо знать, что у нее бзык по поводу натуральности. Она печет только из правильных продуктов и принципиально не пользуется бесовскими присадками, красителями и консервантами.

Ее хозяйственный муж Костичка занимается фермерскими продуктами, поэтому масло там божественное, с ореховым послевкусием. Яйца от кур, которые ходят по старой вере, и желток их яек можно прикреплять на лоб, когда чинишь машину: светят, как фонарь. Про мед я вообще не могу рассказать, там аромат такой, что возносишься живьем на небеса.

Глазурь она делает из белка перепелиных яиц, перепелки, я так подозреваю, слушают Баха и аудиокниги.

А краски — это вообще чума: Ниночка делает яичную темперу, как Леонардо наш да Винчи. Чтобы получить цвет, добавляет в темперу еду. Желтое — это куркума, зеленое — пророщенный ячмень, голубое — спирулина и чай матча, оранжевое — бета-каротин, бордовое — сок черной моркови, свеклы или клубники.

Прянички улетают со свистом, конечно. Один набор, расписанный в Пермском зверином стиле, подарили Михаилу Казинику, когда он приезжал к нам в город.

Теперь вы знаете, да, что получите от меня на Новый годик? На самом деле, нет, потому что я все ваши подарочки съем.

Одна штучка пока стоит 140 рублей, и это какая-то смешная цена для пряничка, расписанного всамделишным художником. К декабрю, я думаю, стоимость чуть подрастет, потому что Ниночку завалит заказами.

Хранятся они 1 месяц, хотя народ говорит, что их можно хранить до полугода. Так специи вызревают, и получается просто офигейрос.

Очень прикольный новогодний подарок хоть родным, хоть клиентам, корпоративные заказы она тоже да. С ней можно обсудить эскиз, но я люблю сказать: «Ниночка, сделай, как ты хочешь!». И сидеть, и предвкушать, и ждать Рождества, как в детстве.

А, еще она устраивает медитативные мастер-классы для детей и тех взрослых, у кого в конце года уже вспотели глаза и седину не берет никакая краска. У Ниночки в мастерской очень славно: трясучка оставляет тело и мысли в первые секунды. Имбирный релакс, арома-спа и арт-терапия. Неудачный результат можно съесть.

Пряничный автор, я думаю, придет в комментарии, и прямо здесь можно устраивать пряничную ярмарку.

А можно пойти к Ниночке в гости, ссылки сложу стопочкой в каментах».5

Рассуждение — это текст, цель которого выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть ту или иную мысль. Это последовательность умозаключений на определенную тему по примеру выражения, которое приписывают Аристотелю: «Все люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен».

Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов, слов-связок и союзов.

Схема рассуждения:

— Тезис — утверждение, которое нужно доказать.

— Доказательства — аргументация с примерами, обоснование тезиса.

— Резюме — итоги, выводы.

Тезис начинается так: «я думаю, что», «мне кажется, что», «я считаю, что», «по-моему» и др. Нередко тезис вводится с помощью вопросов: «знаете ли вы?», «почему?», «зачем?», «когда?» и др.

Доказательство — вторая часть. Если в рассуждении больше одного аргумента, часто используются слова «во-первых», «во-вторых», «в-третьих».

Резюме вводится словами: «следовательно», «значит», «поэтому», «итак», «так», «можно утверждать», «поэтому я считаю, что». В выводе часто употребляются слова из тезиса.

Причем все «структурообразующие» слова могут лишь подразумеваться, но фактически не присутствовать в тексте.

Пример:

«Я ненавижу лгунов. Ложь разрушает. Мы ориентируемся в мире благодаря своим чувствам, в том числе шестому чувству — интуиции. Это компас. Когда мне кто-то врет, он создает разрыв между тем, что я чувствую, и тем, что он преподносит, как правду. А по сути берет и уничтожает мои навигационные приборы. И это пострашнее физического насилия. Не случайно „не лги“ — одна из десяти заповедей».6

Тезис: «Ложь разрушает», доказательство: «Мы ориентируемся <…> уничтожает мои навигационные приборы», вывод: «Это пострашнее физического насилия».

При создании текста-рассуждения очень важно следовать логике, чтобы не получилось, как в известном античном софизме. Один человек захотел убедить другого в том, что у него есть рога. Для этого он привел такое обоснование: «То, что ты не терял, то ты имеешь. Рога ты не терял. Следовательно, у тебя есть рога».

Хотя основная сфера использования текстов-рассуждений — научный стиль (например, теорема и ее доказательство), они весьма распространены в публицистике, журналистике, в художественной прозе (философской и психологической) и в социальных сетях, поэтому мы о них еще поговорим.

Все три типа речи могут встретиться в одном тексте, мы рассмотрим этот вариант в разделе, посвященном статье.

Как из слов получается текст?

Связи в тексте строятся разными способами:

Предметная связь — отдельные части текста объединяются именами людей и/или названиями описываемых предметов. То есть, если начали писать про дом, пишем про дом, а не про бабушку, как в приведенном выше школьном сочинении.

Временная связь — наличие в тексте единого временного пространства: в таком-то году, сначала-потом; утром-вечером и т. д.

Пространственная связь — описываемые события происходят в одном месте (здесь, в космосе, в Москве и т.д.).

Порядок слов

Связь между отдельными кусками текста лингвисты называют когезией (от лат. cohaesus — связанный, сцепленный). Термин взят из химии, где когезия — это соединяющая сила между атомами и молекулами вещества.

Любое предложение имеет в себе то, что связывает его с контекстом — с предыдущим и последующим участками текста. То есть в нем есть исходный посыл, известный из предыдущего предложения (тема), элементы перехода и новая информация (рема), которая будет раскрыта в последующем.

В предложении может быть пропущены элементы перехода. Пример: «Он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)». Сравните: «Он — прекрасный учитель».

В неполных предложениях, которые свойственны разговорной речи, может присутствовать только рема. Пример:» — Что собираешься делать сегодня вечером? — Пойти на тренировку». (Пропущено «Сегодня вечером я собираюсь»).

Порядок слов в большинстве предложений строится так, что начинается предложение с темы, а заканчивается ремой. Соответственно темой предложения является группа подлежащего, а ремой — группа сказуемого. Но не всегда. Пример: «Вчера я смотрела кино». Если задать вопрос «Что я делала?». То получается, что рема здесь «смотрела кино». А если спросить: «Когда я смотрела кино?», то ремой будет «вчера». Ремой является та часть предложения, которая служит непосредственным ответом на вопрос, интересующий адресата.

Анекдот:

— Слышал? Уткин — амбидекстр!

— Кто???

— Уткин!

Здесь вопрос ставили к реме, а ответ получили на тему (то, что уже было известно).

Возьмем отрывок из вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

«У лукоморья (тема) дуб (рема) зеленый;

Златая цепь (рема) на дубе (тема) том:

И днем и ночью кот (рема) ученый

Все ходит по цепи (тема) кругом…»

Темы формируют «контейнер» для сюжета и сюжетный фон — детали и нюансы повествования, а ремы «лукоморье/дуб/цепь/кот/» — это «костяк» сюжетной линии. По сути это план, который можно по-быстрому накидать, чтобы потом развернуть в полноценный текст. Как это сделать, расскажу в разделе про принцип пирамиды.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Больше времени на секс, меньше времени на текст. Как за полчаса написать любой текст для социальных сетей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

facebook.com/olga.krasnova.90

5

facebook.com/tsvelodub. tanya

6

vk.com/stoletovalarisa

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я