Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы

Лариса Новицкая

Как наладить добрые отношения с Богом, людьми и собственной Долей? Как создать и сохранить добробыт? Как по играм детей узнать будущее дома и общества?Белорусские легенды, предания, сказки, поверья и пословицы, включенные в сборник «Изначальная сила белорусов», дают ответы на эти и другие жизненно важные вопросы. Они наполнены огромной духовной силой, древней мудростью, любовью, заботой о людях и дают пути выхода из самых сложных обстоятельств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Ведьмаки и ведьмы

Как узнать ведьмака и ведьму (поверье)

Верными служителями бесов и чертей признаются ведьмаки и ведьмы, у которых остался человеческий облик. Но они всегда имеют телесный порок и кривизну: бородавку, лишний пучок волос, лишний или недостающий палец, сутулость. У мужчин нет растительности на лице. У женщин, наоборот, могут вырасти усы и борода. У тех и других из конечного позвонка вырастают хвосты на добрую пядь.

Кроме этих особенностей у ведьмаков и ведьм мутный свирепый взгляд исподлобья, то упорный и сосредоточенный, то блуждающий. Небрежная прическа, сросшиеся брови, свинцово-серое не улыбающееся лицо или злобная, до подергивания, улыбка.

Голос у них хриплый и гортанный. Их отличает неразговорчивость или неумолчное бурчание и говор про себя. Ведьмы и ведьмаки имеют тягу к табаку и алкоголю. Они одеваются, сочетая в одежде роскошь с убожеством. Пьют и едят наиболее вычурное. Работают в разную с людьми пору. Безразлично относятся к радостям и бедам соседей и не посвящают в свои. Перестают ходить в церковь и молиться, не посещают общественных сборищ и уединяются от собственной семьи.

Ведьмачество достается «самохотью», то есть по собственному желанию. Но иногда оно может быть передано «нахратью», злоумышленно или случайно, потому что бывает лихая година, во время которой можно вызвать все худое, о чем бы ни помыслил человек. «Самохотные» ведьмаки и ведьмы начинают с того, что носят тельный крест под пятой, расстаются с иконами и молитвами и начинают брать уроки у приставленных к ним бесов.

Что касается женщин-ведьм, то на поверхностный взгляд они ничем не отличаются от обычных женщин и днем занимаются теми же делами. Затем от сумерек до сумерек их можно узнать по фосфорическому блеску глаз. Чтобы заниматься своей деятельностью, они пользуются подспорными предметами или превращают их в живые предметы женского пола. Люди видели, как они перемещаются на метле, на медведе, на волке, обязательно неся с собой метлу, чтобы заметать следы.

Во время шабашей ведьмы купаются в молоке, которое отнимают у коров. Здесь же происходит посвящение новичков, расправа с виновными и танцы, где ведьмы и бесы танцуют спина к спине. Самые главные шабаши Купальский и Мясоедный, через 24 дня после Рождества Христова.

Вредя людям, ведьмы и ведьмаки превращают их в разные предметы или животных и птиц. Но такое превращение длится не больше суток. И все же после него у человека остается неизгладимый след того животного, каким он оказался

Люди в течение долгих веков боролись с ведьмаками и ведьмами и нашли несколько способов сладить с ними. Известно, что ведьма не чувствует боли, когда ее бьют по телу, но очень чувствительна к ударам по ее тени, особенно священными предметами. Или же протыкают тень гвоздем или другим острым предметом.

Особенно вредят «молочные ведьмы». Они могут превратиться в муху или другое насекомое и забирать от коровы молоко. Тогда надо такую муху немедленно завертеть в цедилку и варить в кипятке. Ведьма не сможет оборотиться назад в человека и погибнет, особенно если кипящая вода была освященной.

На Купальскую ночь нужно защищать от них хлев, заложив щели хлева колючими ветками крыжовника, терновника и повесить фитилями вниз «громничные» свечи.

Как парень ведьмака убил, а за него перед судом Богородица заступилась (легенда)

Был у пана лесник, который знался с окаянным: на него охотно шли звери, а он их всех бил. Пан очень дорожил своим лесником. Даже имением своим так сильно не дорожил, как им. Как-то раз говорит ведьмак:

— Мне нужна помощь. Одному тяжело в лес ходить.

Пан выбрал одного молодца из имения, вызвал его и сказал:

— Слушай этого лесника! Помогай служить ему в лесу!

— Слушаюсь, пан, — ответил парень.

Приставили молодца к старому леснику. Отправились они в лес на охоту. Старик зверье бьет, а молодой ничего и никого не видит. Пришли вечером к пану отчитываться. Лесник стал перечислять, сколько он убил медведей и волков.

— А ты сколько зверей забил? — спросил пан у молодого.

— Я ничего и в глаза не видел, — ответил тот.

Старому леснику похвала и рюмка водки, а молодому штраф и выговор:

— Ты, осел, не видишь ничего!

Так и пошло дело. Вечером, как зверье отстрелянное в лесу насобирают, старику похвалы, а молодому по зубам дают. Стал просить молодой лесник старика:

— Будь так добр, научи меня, чтобы я тоже так зверя бил.

— Научу. Будут к тебе звери идти. Только что мне будет за это?

— Я же не знаю, что от меня требуется.

— Тридцать рублей — научу!

Продал отец парня корову, но денег не хватило, и тогда отложенные деньги добавили. Отдал парень леснику деньги. Тот говорит:

— Пойдешь на пост говеть, не ешь ни крошки святых тайн, а принеси мне.

В церкви парень вино выпил, а облатки во рту сохранил и старику принес. Пошли они в лес. В лесу лесник отодрал у одной осины кору, положил туда облатки и приказал:

— Стреляй в осину, в это место!

Молодой лесник прицелился, и вдруг перед тем местом стали Божья Мать и Спаситель.

Отказался парень стрелять, а старик кричит:

— Бей!

Второй раз прицелился молодой лесник. А Божья Мать и Спаситель все стоят и стоят перед его ружьем.

— Будешь бить? — спросил ведьмак.

— Нет! Не буду!

— Почему?

— В Бога не согласен стрелять.

— Тогда я тебя самого убью! — прорычал старик.

Но парень развернулся и выстрелил из ружья в старика. А вечером пошел к пану. Доложили пану, что лесник пришел.

— Что ты сегодня убил? — спросил он у парня.

— Убил я, пан, медведя…

Поехали слуги за медведем. Приезжают в то место, а там убитый лесник лежит. Парень сказал:

— Я стрелял в медведя. Он мне медведем привидился.

— Будет тебе за старика Сибирь, — ответили ему панские слуги.

Приехали в имение, все рассказали пану. Пан очень разгневался, приказал молодого лесника взять под стражу и учинить над ним суд. Прибыли из города судьи и приговорили молодца к Сибири. А тот его выслушать просит:

— Господа, позвольте мне несколько слов сказать. Если меня сбережет Божья Мать, то я не пойду в Сибирь.

— Как это не пойдешь?

— Он меня заставлял в тело Христово бить из ружья. — И сказал, в каком это месте происходило.

Поехали судьи к той осине, а на ней, где облатки лежали, выросла пшеничная просфора и подпись Божьей Матери. Тогда судьи оправдали парня, дали ему двадцать пять целковых и вольную за то, что убил злоумышленного ведьмака.

Почему молодые на свадьбе всем встречным кланяются (легенда)

Так заведено, что пока продолжается свадьба, молодой и молодая трижды кланяются всем, кого не встретят. Молодые поклонятся, встречный их благословит на счастье и добрую долю, потом трижды их поцелует и только тогда идет дальше. Вот откуда пошел такой обычай.

Жил один богатый человек. Был он так богат, что и сам не знал, сколько у него добра. Но вот дети у него все умирали. Осталась только одна дочка, да и то какая-то неудалая, никто ее замуж не брал. Отец хотел себе богатого и удалого зятя. А где же такого найти? Если богатый — то неказистый. Если красивый — то гол, как бич.

Может, так бы она в девках и осталась, но недалеко жил мельник. Пусть не сильно богатый, но достаток имел. У мельника был сын, который в детстве много болел. Ему давно пришла пора жениться, но он все время отказывался. Вот решил мельник женить своего сына на дочке того богатого человека и, как бы невзначай, заслал сватов. А тот согласился отдать дочку за сына мельника.

Принялся мельник устраивать свадьбу, собирать свадебную дружину и женить своего парня. Насобирал он много гостей. Но ни мельнику, ни богачу не захотелось гостей хорошо накормить, медом, салом угостить. Водки и той поставили мало. Стали гости ругаться на скупых хозяев, а те принялись гостей со двора выпроваживать.

На этой свадьбе был какой-то прохожий человек. Никто не знал, кто он и откуда. А то был великий ведьмак. Разгневался он на такое неуважение к гостям и обратил всю свадьбу в волколаков.

Увидели это люди и стали на свадьбах почитать всех гостей, угощать их сладким медом и хмельным пивом. С того же времени начали молодые пары трижды кланяться всем до земли, чтобы их благословили на счастье, долю и долгий век.

Как узнать ведьм всей парафии (церковного прихода) (поверье)

Кто хочет узнать ведьм всего церковного прихода, должен на ужин в Масленицу удержать во рту кусочек сыра на всю ночь, а утром следующего его достать, высушить и зашить себе в одежду. Эту одежду нельзя снимать с плеч до Пасхи.

Во время поста нельзя ни с кем здороваться и требуется избегать различных встреч и отношений. Придя в церковь на Пасху, нужно стать возле порога и держать в руках сбереженный кусочек сыра. Как только будут произнесены слова «Христос воскрес!», нужно сказать, потрясая сыром: «А у меня сыр есть!» В тот же момент на головах ведьм вместо платков появятся подойники. Это и выдаст виновниц.

Но дальше того идти не следует. Если указать на ведьму рукой, то рука усохнет. Если кивнуть на нее головой, то шея онемеет и не разогнется. Если показать ее взглядом, то глаза окривеют.

Как старуха одного солдата заморила-заездила, а другой сам с ней поиграл (сказка)

На постое в деревне жили два солдата. Один солдат совсем исхудал, не ел ничего.

Товарищ ему говорит:

— Братец ты мой, что ты, как нездоровый, слоняешься? Почернел весь. Что ты так оплошал?

— Братец, как сяду за стол, так два раза укусил и сыт. Ничего больше есть не могу.

— Ну хорошо, я тебя переведу на свою квартиру.

Пошли они к ротному, и стал товарищ ротному говорить:

— Ваше благородие, этот солдат не может служить на службе.

— Почему так?

— Ваше благородие, ничего из пищи не употребляет!

— Нездоров?

— Нет, ваше благородие. Говорит: есть очень хочу! А как за стол сядет, ничего есть не может.

— Что же с этим делать?

— Надо, ваше благородие, его на мою квартиру перевести, а меня на его. Это хозяйкиных рук дело.

— И ты, брат, там будешь голодать.

— Никак нет, я не боюсь. Буду сыт у нее.

— Поменять… это можно, поменять.

Вот приводят другого солдата на квартиру.

— Бабушка, сегодня перемена. У вас новый солдат!

— Ну что же, ничего и свеженький!

Приходит второй солдат на обед:

— Давай обедать!

А старуха тем временем воткнула нож под столом в столешницу. Сел солдат за стол, а ему запрет сделался на еду: то хотел есть, а сейчас шабаш. Пощупал солдат под столом, а там ножик торчит. Взял он нож и выбросил. Потом вечером поужинал с семейством как положено.

Приходит время ложиться спать. Подобрал солдат чурбак ровно одного роста с собой и поставил в сенях. Лег спать и накрылся шинелью, чтобы хозяйка видела. Когда все заснули, вышел в сени, забрал чурбак, положил на свою кровать и шинелью накрыл. А сам спрятался под лавку. В полночь пришла старуха, достала из-под пола узду и говорит:

— Был ты молодцом, —

Стань ты буланым жеребцом!

А солдат выскочил из-под лавки, выхватил узду, стал сечь старуху и приговаривать:

— Была ты молодицей, —

Стань серой кобылицей!

Стала старуха кобылицей. Служилый вскочил на нее и за ночь объездил все поля в округе, какие знал. Наутро приехал в деревню, пошел в кузню к кузнецам и попросил:

— Братцы-кузнецы, бросьте свою работу. Подкуйте мне кобылицу. Вот вам по рублю за каждую ногу!

Кузнецы быстро подковали ее четыре ноги, и солдат снова сел на нее и поехал. Приехал во двор квартиры, слез с кобылицы, снял узду и произнес:

— Была ты кобылицей, —

Стань теперь молодицей!

Пошла хозяйка в дом, а у нее ноги и руки подкованы. Дошла история до начальства, и старуху выслали из деревни.

Ведьмаки, что молоко у коров отнимают (легенда)

Шли старик со старухой Богу молиться в дальний монастырь. Шли они по дороге и повстречалась им третья путница. Старик со старухой сели отдохнуть под березой, а путница чуть дальше от них. Старуха говорит старику:

— Чем будем полдничать?

Старик ей отвечает:

— Мы найдем, чем полдничать.

Тем временем на другой стороне дороги пастух коров гнал. Старик взял нож и воткнул его в березу. В стаде одна корова крикнула благим матом и стала биться в судорогах. А по ножу молоко побежало и старик поставил под него рожок.

Пастух видит, что молоко по ножу бежит и корова с криком бьется. Снимает он кафтан, складывает вдвое кнут и давай кнутом по кафтану бить. Пастух кафтан сечет, а старик кричит:

— Помилуй!

Но пастух не останавливается и продолжает по кафтану бить. До того пробрал кнутом, что старик взмолился:

— Батюшка, не буду!

— Зарекайся и вырекайся делать — перестану сечь.

— Зарекусь, батюшка, и вырекусь.

Лишь когда старик в подтверждение клятвы комок земли съел, перестал пастух кафтан сечь.

Как ведьма у кобылиц молоко забирала (легенда)

Как-то в Купальскую ночь пастух, пасший лошадей, увидел, что некая женщина водит полотенцем по росистой траве под животами у лошадей, а потом выжимает это полотенце в подойник. При этом получается чистое молоко. Это была слепая ведьма, которая знала, что днем в том месте пасутся коровы. Еще пастух заметил, что проводя полотенцем под животом коня, она произносила: «Это тебе, Боже!», а делая то же самое с кобылой говорила: «А это мне, Боже!».

Любопытный подкрался к ведьме и выхватил у нее полотенце, а вернувшись домой, повесил его для сушки над корытом. Спустя некоторое время он увидел, что с полотенца бежит молоко и уже переливается через корыто. Впоследствии, куда бы пастух не клал полотенце, стоявшая рядом посуда быстро наполнялась молоком. Но оно было с кровью и так противно на вкус, что даже собаки отказывались от него.

Через некоторое время, после долгих хлопот, пастух сжег то полотенце.

Поп-ведьмак (предание)

У одного мужика стоял на постое солдат. Мужик тот надумал свадьбу играть и пошел к священнику договариваться. Поп говорит:

— Дам я тебе благословение свадьбу играть. Только обязательно проси на свадьбу старика-ведьмака.

Приходит мужик домой и жалуется

— Просил одного попа, теперь надо другого просить!

Солдат это услышал и спрашивает:

— Кого еще надо просить?

Мужик отвечает:

— Есть старый поп-колдун. Он на свадьбах людей в волколаков превращает.

— Хорошо, хозяин. Проси у ротного меня на свадьбу дружкой сделать. Не трать деньги на ведьмака, мы без него свадьбу сыграем.

Пошел крестьянин к ротному:

— Ваше высокоблагородие! Дайте моему солдату-постояльцу увольнительную мне на свадьбу. Я вам подарок хороший сделаю — поросенка и меда.

Тут же дал ротному обещанный подарок, договорился, что тот отпустит солдата, и пошел домой. Дома служилый говорит:

— Хозяин, есть ли у вас в деревне родич-брат?

— Есть родной брат.

— А лошади у него хуже ваших?

— Хуже.

— Тогда попросите у него худшую лошадь, а ему отдайте хорошую. На свадьбе подо мной одна лошадь пропадет.

Поменял крестьянин лошадей, и в день свадьбы солдат дружкой на венчание поехал. Свадебный поезд проезжал ту деревню, где поп-ведьмак жил. Едут мимо его двора. Старый поп со своей старухой в окно смотрят, и поп говорит солдату:

— Ты еще малолетен на свадьбах ездить.

Тот отвечает:

— А где старых набраться? Малолетним и надо ездить.

— Не спросясь меня едете?

— Будем мы спрашивать у старых чертей?

Пропустил их старый поп к храму. Перевенчались там молодые и снова мимо хаты попа-ведьмака проезжают. Как проехали они мимо окна, так лошадь под солдатом сразу и упала. Он приказал ту лошадь приволочь к окну, а свои сани привязать к другим саням. Тут старик и его старуха вышли из дома и принялись лошадь зубами грызть. Увидели это их сыновья и пошли в дом за цепью. А старики немного оторвутся от лошади и снова ее есть начинают. Все в крови. Привязали их сыновья к цепи за веревки, чтобы лошадь не ели, но те разгрызли веревки и снова к лошади.

Пошли сыновья ведьмака к солдату прощения просить за отца и мать:

— Прости служивый! Наши отец с матерью объелись конятины.

— Я им не прощу! Они много зла сделали людям. Идите домой, нет им прощения! Не просите — за меня кто-нибудь Богу помолится, что я злодеев погубил.

Сыновья на ночь привязали стариков цепями в избе. Но те сорвались, снова стали лошадь есть, объелись кобылятины и дух испустили.

Как ведьма в трубу летала, а солдат все ее умение перенял (легенда)

Стоял на постое солдат. Раз проснулся он ночью, когда хозяйка встала. Слышит, как она дует на огонь, кладет рядом с мужем голый веник, берет из шкафа бутыль с мазью и мажет этой мазью под коленями, под пахом, все суставы. Потом подошла к печи, и ее потащило духом в трубу.

Солдат не спал и все это видел. Прошло немного времени. Хозяйка прилетела, из печи вылезла, на огонь подула, веник из кровати забрала и спать с мужем легла. Солдат наутро ничего не сказал, стерпел. Дождался он вечера, притворился спящим, но сам не спит. Хозяйка снова встает, дует на огонь, кладет рядом с мужем голый веник, открывает шкаф и берет бутыль с мазью. Мажет под коленями и под пахом, мажет суставы и опять в трубу полетела.

Захотелось солдату побывать там, куда она летает. Вынул солдат бутыль, помазал себе там, где хозяйка мазала, стал возле печи и его сразу в трубу потащило. Прилетел солдат на сосну на Киевском большаку, на Лысую гору. На той горе проходило большое собрание ведьм и хозяйка там солдата выследила.

— Не стоило тебе, служивый, так делать. Тебя ведьмы разорвут, а меня потом твое начальство за тебя спрашивать будет. Вот кадушка с мазями.

Подвела она его к кадушке, помазала, где положено и говорит:

— Ступай домой. Не дело тебе здесь быть.

Полетел солдат домой и лег спать в своей комнате на лавке. Позже хозяйка прилетела, убрала голый веник от мужа и спать рядом с ним легла. Встал солдат наутро и получил от хозяйки хорошую еду и хорошее обхождение, чтобы молчал. Снова приходит вечер. Солдат не спит и караулит, когда хозяйка полетит. Встала хозяйка, подула на огонь. Потом положила рядом с мужем голый веник, отрыла шкаф и достала мазь. Помазала она ею под коленями, под пахом, суставы и полетела на свое место. А солдат достал мазь, помазал хозяину под коленями, под пахом и суставы и будит:

— Встань, проснись!

Разбудил его, подвел к печи, того в печь и потянуло. Прилетел муж на сборище, где ведьмы собраны. Смотрит, а там жена разгуливает. Ведьма-хозяйка его увидела и говорит:

— Законный друг. Тебя сейчас убьют, а я не хочу этого. Возвращайся домой!

Подвела она его к кадушке с мазью, помазала, где нужно, он и полетел обратно, а она вслед за ним. Прилетели оба в избу через трубу и стали посреди избы.

— Такая-сякая, ты где была? — закричал муж.

— А нигде. Ты что-то во сне видел. — И убедила мужа, что ему все приснилось.

На солдата она сначала сильно ругалась, грозилась. Потом они выпили вместе водки, хозяйка ему погадала и стали они жить дружно.

Как муж перенял способности жены-ведьмы (легенда)

В одной деревне жила сильная ведьма. Она превращалась в сороку и улетала в трубу. Эта ведьма постоянно отнимала здоровье у своего мужа, и он сделался бледным и еле живым.

Как-то раз муж заметил: жена берет горшочек, обливает себе из него лицо чем-то жидким, делается сорокой и улетает в трубу. Раз жена улетела, а он взял тот горшочек, помазал себе лицо, стал сорокой и умчался за ведьмой. За сорок верст от дома жена заметила мужа и попросила его вернуться домой. Объяснила, что дальше ему лететь опасно.

Муж вернулся домой и заложил трубу. Прилетела утром ведьма и стала упрашивать супруга пустить ее в избу. Как впустил муж свою жену-ведьму в дом, так была ему от жены большая честь. С тех пор перестала жена превращаться в сороку и отнимать у него здоровье. И стали они жить дружно.

Пословицы про ворожей и ворожбу

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я