Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы

Лариса Новицкая

Как наладить добрые отношения с Богом, людьми и собственной Долей? Как создать и сохранить добробыт? Как по играм детей узнать будущее дома и общества?Белорусские легенды, предания, сказки, поверья и пословицы, включенные в сборник «Изначальная сила белорусов», дают ответы на эти и другие жизненно важные вопросы. Они наполнены огромной духовной силой, древней мудростью, любовью, заботой о людях и дают пути выхода из самых сложных обстоятельств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Брак, семья

Как купец женился не по своей воле. В свадьбе какая кому судьба (предание)

В прежние годы ходили Бог и апостолы по земле. Вот однажды ехал купец, а навстречу ему Бог и апостолы. Конечно, как Святые Духи, они знали не только то, что человек говорит, но и что думает. Вот они и спрашивают купца:

— Холостой ты или женатый?

— Еще холостой.

— А ты хотел бы жениться?, — спрашивает его Бог. А он не зал, что это Бог и ответил:

— Да, батюшка, хотел бы. Только никак не найду невесты.

Бог говорит ему:

— Поезжай в такой-то город. На дороге будет сидеть девушка. Она твоя невеста.

Купец поехал в тот город и говорит сам себе:

— Дай, узнаю свое счастье!

Только въехал в городские ворота, а навстречу ему водоноска, которая по городу воду носит за кусок хлеба для пропитания. Такая неаккуратная и крикливая. Купец подумал про себя:

— Я красивый и богатый. Зачем мне такая жена? Я ее возьму с собой, отвезу в лес и убью.

Потом говорит водоноске:

— Послушай, девушка, пойди ко мне!

Она подошла, а купец взял ее с собой, отвез в лес и стал там бить. Бил, бил, кожу на куски разорвал, потом бросил в лесу и уехал.

Водоноска немного оклемалась и поползла из лесу на дорогу. На дороге ее кто-то нашел, привез домой и вылечил. Прошло время, и стала она очень красивой девушкой. Купец, прослышав, что есть такая красавица, стал к ней свататься. Но ее не узнал. Она согласилась и они обвенчались.

После венчания молодые легли спать. Купец положил руку на тело жены и нащупал на нем шрамы. Он спросил:

— Что это такое у тебя на теле? Ты сама хороша, а на теле такие шрамы.

Жена говорит ему:

— Мой ты милый, расскажу тебе случай, что со мной произошел. Я была водоноской, несла воду. Встретился мне купец и просит: «Ах ты, умница, поехали со мной». «Ты мой голубчик, как я с тобой поеду?» — сказала я ему сначала, но потом подумала и согласилась. А он вывез меня в лес, ссадил с телеги, достал плетку и стал избивать. Так бил, что кожу на куски разорвал. Потом я боком приползла к дороге, меня люди подобрали и вылечили».

Тогда пришла очередь купца рассказывать: «Милая моя. Признаюсь, что это я тебя бил. И вот за что. Один человек сказал мне, что встречу в городе свою невесту. Когда я тебя встретил, то подумал: не могу я, такой человек, купец, взять в жены водоноску, все равно что нищую. Но как снова тебя увидел, так мне и тронуло сердце».

Потом они обнялись, поцеловались и стали в добре жить-поживать.

Почему у женщин была отнята власть в доме (сказка)

Появилась у апостола Петра жалость к женщинам от того, что они от своих мужей много терпят. Выпросил тогда Петр у Бога власть жен над мужьями. Такая воля женщинам была дана, что мужчинам только и оставалось плясать под их дудку.

Как-то Бог с апостолом Петром пошли ходить по земле. Ходили они и в мужицкой хате на ночлег остановились. Жены дома не было, только муж. Он ребенка в колыбели качал и горшками в печи ворочал.

— Можно переночевать? — спрашивают Бог и апостол Петр.

— Да оно можно, только я не знаю, как жена…

— Почему ты не знаешь? Где твоя жена?

— Да в кабаке, дом не смотрит совсем…

Так себе поговорили и спать легли. Апостол Петр лег на полатях с краю, а Бог у стенки.

Пришла жена, а они уже спят. Жена в первую очередь мужа обругала:

— Как ты посмел прохожих посреди ночи пустить? Без моего ведома пускать тебе было не велено!

Потом взяла палку и стала Петра этой палкой охаживать. Петр жался, жался, мочи терпеть уже не было. Палка сломалась, и жена пошла за другой в сени. Петр подумал про себя:

— Перекачусь я за Бога. Баба теперь за того, кто у стенки лежит, примется.

Приходит жена с новой палкой к полатям и говорит:

— Ну, с этого достаточно. Теперь нужно дальнего поучить.

И снова Петру досталось. Тогда он взмолился Богу:

— Ну, Господи, так очень нехорошо получается! Пусть лучше жены мужей слушаются, чем мужья жен.

Почему Бог хорошему мужу дает плохую жену, а хорошей жене плохого мужа (легенда)

Идут по земле два апостола, Илья-пророк и Николай-Угодник. Пришли они в поле, а там девушка жнет. Уж так она старается, что пот по ней льется, как из ведра. Илья-пророк и говорит Николаю Чудотворцу:

— Ах, как эта девушка сильно старается!

Потом они еще немного прошли и увидели сад. В том саду лежит под яблоней молодец, а над ним яблочко висит. Молодец лежит и твердит:

— Поднимись большой ветер, сорви мне это яблочко прямо в рот. Я бы съел его, но сам не встану, потому что ленюсь.

Тогда Илья-пророк стал пророчить:

— Этот парень будет мужем той девушке, что на поле убивалась.

Николай-угодник Илью-пророка спрашивает:

— За что той девушке, что такая работница, муж-лентяй?

Илья-пророк ему отвечает:

— Вот за что: если собрать двух равных, то они и про Бога позабудут. А если один ленивый, а второй старательный, то хоть немного подумают о Боге.

Как семейный человек в монахи пошел (предание)

Один молодой человек, очень благочестивый и уже семейный, стал видеть монашеские сны. Стал он думать: «Недаром мне такие сны снятся. Поступлю я в монастырь».

Бросил он жену и детей и пошел в монастырь к настоятелю.

— Примете меня? — спрашивает.

— С большим удовольствием. Нам хорошие люди нужны, — отвечает настоятель.

Прекратились ему в монастыре монашеские сны сниться и стали сниться грешные. Под каждое утро снится ругательство: «Здравствуй, вепрь кормный». А под вечер снится ругательство: «Прощай, вепрь кормный».

Опечалился молодой монах. К кому ни обратится — никто не может эти сны разъяснить. Как-то ему посоветовали: «Поговори со старым и опытным монахом. Отгородился он почему-то от братии и живет отдельно».

Пошел молодой монах к старику, рассказал о своих снах, а тот ему говорит:

— Вернись в свою семью. В семье ты много трудился, от того и снились тебе монашеские сны. Как подумаешь, каким способом накормить жену и деток, да помашешь косой, топором и цепом, скорее спасешься, чем в монастыре. В монастыре, отбивая земные поклоны, ты столько раз не наклонишься.

Доверчивый муж (сказка)

Как-то мужья о своих женах разговаривали. Один хвастался: «Моя жена очень умна. Бывает виновата, а сделается правой. Так все расскажет и разгладит — и права будет». Другие мужики тоже увертки жен похвалили. Был среди них мужик Аксен. Он говорит: «Моя жена никогда меня не обманывает и никаких женских уверток не придумывает». Ему мужики посоветовали: «Приди к жене и попроси показать, какие у баб увертки бывают. Она тебе и покажет».

Сделал Аксен, как товарищи его надоумили, а жена на это: «Дурак, какие у баб могут быть увертки?» И осыпала его разными словами. Аксен смолчал и разговор между ушей пропустил. Разговор летом, во время жатвы был. А осенью его жена решила показать мужу увертки.

Наготовила она еды получше, водочку поставила, белую постель постлала и напоила его допьяна. А потом говорит: «Аксеничка, раздевайся, ложись спать». Был уже поздний вечер. Аксен разделся и лег спать, а ворота не закрыл. Тут собаки стали лаять. Жена посылает Аксена ворота закрыть: «Аксеничка, иди ворота закрой». Он хотел одеться, а она ему: «Сбегай побыстрее. Долго ли тебе. Как зайчик прыгнул, ворота закрыл и опять в теплую постель». Аксен только выбежал из сеней, а жена за ним дверь сеней заперла и завалом завалила.

Аксен ворота закрыл и к сеням пошел, а они заперты. А жена легла и дыхание затаила. Некоторое время муж стучал, а она не открывает. Подумал в окно влезть, но окошечко маленькое, старинное, в него влезть нельзя. В это время жена закричала: «Кого там еще носит!» Аксен подумал: «В свой ли двор я попал?» И, поскольку был порядочно выпивший, пошел дворы считать. Начал с краю: «Это Потапова, это Михалова, это кума, а это мое гумно». Зашел в свой двор, а жена опять в дом не пускает. Он подумал: «Это меня, наверно, водка водит». И пошел в другой конец деревни. Там священник как раз ехал, увидел его и закричал:

— Что за человек нагой ходит?

— Я, батюшка.

— Кто я?

— Это же я, Аксен.

— Почему ты так ходишь?

— Жена послала ворота закрыть, а сама сени заперла и меня не пускает.

Священник ему говорит:

— Ах ты, мой Аксеничик. На тебе мою накидку, посиди на возу, а я пойду жену твою уговорю.

Приходит к дому:

— Ульяна, что ты своего Аксена в дом не пускаешь?

— Мой Аксен рядом со мной спит.

— Твой Аксен у меня на возу сидит.

— Это, батюшка, вы черта поймали.

Священник в уме тронулся от таких слов. Пошел он к возу и спрашивает у Аксена:

— Ты ли это, Аксен?

— Я.

— Ты не черт?

— Да нет, Аксен.

Снова пошел священник к жене Аксена.

— Забери, Улька, своего мужа.

— Что вы, батюшка, шутите? Что вы надо мной смеетесь, другого мужа мне даете?

Священник вернулся и стал Аксена с воза гнать:

— Убирайся, ты, черт!

А Аксен все не уходит. Тогда священник отпряг коня от воза, вскочил на него и бросился наутек. Пошел Аксен на гумно к соседу, переночевал там, а утром вернулся домой. Жена уже обед готовила. Подумал Аксен: «Не буду ничего говорить. Она меня ночью учила, вот и я ее ночью поучу, чтобы никто не узнал.»

Жена после обеда пошла в деревню и подговорила одну молодуху:

— Переспи с моим Аксеном одну ночь. Я тебе за это дам мою праздничную намитку (головной убор).

— Он же узнает.

— А мы сделаем так, чтобы не узнал. Приходи в то время, когда мы будем ужинать и подожди, пока мы поужинаем. Как поужинаем, так я со стола уберу, лучину погашу и выйду во двор. Тогда ты заходи и с моим Аксеном спать ложись.

Так они и сделали. Только молодуха подошла к постели, как Аксен схватил ее за волосы одной рукой, второй взял нагайку и стал ее стегать. Молодуха кричит:

— Аксен, ты ошалел? Я жена не твоя.

А он ей:

— Ты вчера говорила, что Аксен черт. Вот и я черта бью! Вот и я черта бью! Вот и я черта бью!

Молодуха еле вырвалась и убежала, а Аксен от битья уморился, дышит тяжело. В это время законная жена в хату вошла и спрашивает:

— Аксен, почему ты так тяжело дышишь?

— Я же тебя бил.

— Нет, Аксеничка, ты меня не бил.

— А кого же я бил?

— Это был черт.

Аксен тогда плюнул и произнес:

— Ну, проклятый, как он меня изморил!…

Благочестивые муж и жена (предание)

В деревне жили благочестивые муж и жена. Они жили очень дружно, как брат с сестрой. В то время один черт находился без должности и не получал никакого провианта. Приходит черт к своему начальнику, а тот ему говорит:

— Если ты не рассоришь благочестивого с его женой, то я тебе никакой должности не дам. А если рассоришь, то получишь три бочки смолы и деготь.

Вот черт притворился хорошим человеком и пошел к ним в дом. Благочестивый муж утром ушел косить, а жена его дома хозяйничала. Вошел черт в хату:

— Здоровья вам!

— Здравствуй, голубчик!

— А муж твой где?

— В поле косит. А зачем он тебе?

— Я пришел его пожалеть.

— Почему тебе надо его жалеть?

— Да вот почему: человек он хороший, но умрет скоро.

— От чего же он умрет?

— Вот от чего: выросло у него под шеей три белых волоска.

Жена сильно опечалилась, заплакала и спрашивает:

— Ах, любезный! Не знаешь ли ты, как его от смерти избавить?

— Ну ладно, скажу. Ты понесешь ему завтракать?

— Вот сейчас яичницу пожарю и понесу.

— Вот что ты сделай. Возьми острый нож, спрячь в рукав и неси ему завтрак. Когда муж позавтракает, скажи, чтобы он тебе на колени голову положил, а ты у него в голове вшей поищешь. Он тебе голову на колени положит, а ты острым ножом срежь эти волоски. Тогда он дольше жить будет.

— Ну, спасибо, добрый человек, что научил.

Приготовила она завтрак и собралась идти. Черт тем временем вышел из хаты и пошел к благочестивому мужу.

— Здорово, мужик!

— Здорово!

— Садись, поговорим.

Сели они, и черт говорит:

— Вот ты своей жене веришь, а она тебе не верна. Зашел я сегодня на постоялый двор, а она там с целовальником (сборщиком податей) скачет, пляшет и целуется. А целовальник ей пообещал, что если она тебя зарежет, то он ее весь век любить будет. И научил, как зарезать. Когда она принесет завтрак, то попросит тебя положить голову ей на колени, будто вшей у тебя хочет поискать. А когда голову ей на колени положишь, то и зарежет.

Екнуло у мужика сердце и он спрашивает:

— Да разве это правда?

— Правда. Я жалея тебя пришел. Если не веришь, то обыщи хорошенько жену и найдешь у нее в рукаве острый нож.

Задрожало еще сильнее сердце у благочестивого мужа. А черт от него отошел и спрятался в кустах.

В это время жена еду несет, торопится, бежит быстро. Кричит издалека:

— Брось уже косить, милый, отдохни!

Пришла она, принесла завтрак. Он завтракает, а она его гладит, целует. А муж думает, что ищет место, чтобы лучше зарезать.

Как муж позавтракал, так и жена и говорит:

— Положи мне голову на колени, я у тебя вшей поищу.

Он вскочил и кричит:

— Сначала я тебя обыщу, с чем ты пришла!

Обыскал и большой острый нож в рукаве нашел. Начал он ее бить так сильно, что она уже и кричать не могла. Черт в это время громко захохотал. Тогда муж опомнился:

— Это над нами так посмеялись!

Схватил он воду, стал жену свою отливать. Пришла она в себя. С того времени стали они жить еще лучше прежнего. А черт от начальника получил смолу и деготь за то, что благочестивых людей рассорил.

Кузьма (сказка)

На свете всего наживешь

И Кузьму отцом назовешь

Поговорка

Кузьма женился совсем молодым парнем и жену взял молодую, здоровую, но очень упрямую. Просто житья ему не стало: что бы Кузьма ни сделал, она всем была недовольна. С кем бы он не заговорил, жена обязательно в разговор вмешивалась, словами, как горохом сыпала.

Родился у них мальчик. Даже трудно представить, чего натерпелся Кузьма от жены. Растет сын, а мать Кузьму к нему не подпускает. Да еще научила, чтобы он отца Кузьмой называл.

— Кузьма, иди пахать! Кузьма, свиней загони! — говорит сын, а отцом никогда не назовет. Обидно Кузьме, да что он может сделать? Люди смеются:

— Вот дурень. То жена на закорках ездила, теперь сына научила, и тот на закорках ездит.

Как-то поехали Кузьма с сыном за сеном. Уложили они много сена на возы и едут домой. Был мороз небольшой, дорога легкая, хорошая. Переехали гладкое болото, подъезжают к лесу. Там ухабы начались. Слез Кузьма со своего воза, поддерживает воз на ухабах. А сын на возу лежит и командует:

— Кузьма, вон ухаб! Поддержи мой воз, переведи лошадь немного на целину, а то воз обернется.

Придержал Кузьма свой воз на ухабе, а воз сына немного наклонился, и сын полетел с него на снег. Обругал сын Кузьму. Потом подняли они воз и дальше поехали. На перекрестке снова наклонился воз парня. Подбежал он с боку и уперся плечом в воз, но не удержал. Упал сын в снег, а воз на него.

— Кузьма! — кричит сын. — Подними воз, а то жив не буду!

А Кузьма ухмыляется и трубку покуривает. Звал, звал парень Кузьму, но видит, что тот его не слушает, а самому вылезти из-под воза не получается. Вот он и просит:

— Отец, подними воз.

Рад Кузьма, что сын его отцом назвал. Поднял воз и освободил парня. Поднялся парень, очистил себя от снега и говорит:

— На свете всего наживешь и Кузьму отцом назовешь.

С того времени и пошла в народе такая поговорка.

Вода помогла (сказка)

Жаловалась одна молодица, еще и года с мужем не прожившая, что ей от мужа житья нет: как только сойдутся, так друг друга ругают, клянут. А потом муж давай ее лупить! Так каждый день. Терпела молодица, терпела и начала искать людей, чтобы помогли.

Какие только советы она не исполняла, способы не применяла. Ничего не помогает, еще сильнее бьет ее муж. Раньше он не пил, а как стал с женой ругаться и драться, так пить начал.

Ходила молодица в прощу, постилась семь пятниц, давала мужу зелье — еще хуже стало. Как-то посоветовали ей люди сходить к одному старику, может он ей что подскажет. Старик жил недалеко от села, возле речной переправы. Летом он ловил рыбу и перевозил ее кому требовалось в челне через реку. Тем зарабатывал себе на хлеб и еду. Так и жил себе старик.

Вот приходит к нему молодица и жалуется на свою беду. Послушал старик и дал плошку с водой. «На, — говорит, — зелье. Как придет муж в дом, ты набери его в рот, не глотай, а держи во рту. Муж бить перестанет и зауважает». Поблагодарила молодица старика и пошла домой.

Когда пришел муж в хату, она набрала в рот воды, ходит и молчит. Так прошел один день, второй, целая неделя, а муж и пальцем ее не коснулся. Рада молодица, хвалит зелье, что старик дал. Но только закончилась вода из плошки, снова стали они ругаться и драться.

Опять пошла молодица к старику просить, чтобы дал ей зелье. Дал ей старик плошку воды. Прошло время, и в третий раз приходит молодица к старику за водой. «Эй, — говорит старик, — молодица, молодица. Разве не видишь ты, что это просто вода. Вода тебе помогла. Как наберешь ты в рот воду, так и не можешь рот раскрыть и молчишь. Муж побранится, если есть за что, а ты молчишь, и он замолкает. Знаешь ли, что женщин наказывают за язык. Вот иди, — говорит, — с Богом, да не пререкайся своему мужу, а лучше промолчи, и все будет хорошо».

С той поры живут муж с женой ладно и никогда не ругаются.

Как мужья родовые муки на себя брали (предание)

Рассказывают, что в старину перед родами муж смотрел жене в глаза, а потом уходил из хаты, шел в пущу и там кричал и бился о деревья. Жены рожали легче, а мужья чувствовали боль, словно брали на себя частицу родовых мук.

Потом от этого осталась одна оболочка. Никто уже не умеет «брать на себя», но в пущу все равно идут.

Поверья о сватовстве, венчании и свадьбе

Молодой мужчина поступит лучше, если не будет добиваться любви и свататься к той девушке, которая понравилась ему с первого взгляда.

На хорошего и путёвого человека собаки не залают, а только повиляют хвостом. В силу этого невеста обязательно откажет жениху, на которого во время пути на сватовство лаяли собаки. Да и сам сватающийся правильно поступит, если остановит сватовство, когда его по деревне преследуют собаки.

Если сватовство сопровождалось несколькими отказами и новыми согласиями жениха и невесты, то нельзя ожидать доброго супружества, даже если брак состоится.

Приняв предложение, родители невесты перед окончательным решением проводят следующее «испытание». Пекутся два небольших хлеба величиной с куриное яйцо и непосредственно из печи бросаются в ушат с чистой водой. Если после того, как вода «успокоится», хлеба сойдутся на середине ушата, — что благоприятно для будущего супружества, — родители велят дочери их съесть и на сватовство отвечают согласием. В противном случае или отказывают, или дают согласие, но очень неохотно.

Так же родители делают еще одно «испытание». В сенях ставят две закрытые посудины: одну с хлебными зернами, вторую с песком. Потом после молитвы они садятся за стол и велят дочери принести одну из посудин, не говоря, что в них находится. Если дочь принесет посудину с зерном, то ее супружеская жизнь будет «в сытости». В обратном случае — в нужде и бедности.

Перед сватовством женщина из семьи жениха кладет во дворе кусок хлеба. Если он до утра останется нетронутым, то намеченную девушку следует сватать. Если же хлеб будет тронут мышами, при этом безразлично, слегка или полностью съеден, сватовство лучше остановить.

В период сватанья в один из вечеров в доме жениха женщины пекут калачи и еще один из сырых калачей называют именем парня. Если во время печенья калач Иван или Степан потрескается, значит и счастье жениха будет непрочно и непостоянно. В обратном случае ему можно быть спокойным в отношении своего будущего.

Перед венчанием жених кладет в голенище сапог несколько серебряных монет и оставляет их там во время венчания и свадебного пира для привлечения богатства.

Несмотря даже на жаркую пору, жених и невеста венчаются в шубах, поверх которых надевают еще армяки, чтобы в доме брачующихся было довольство.

Венчающиеся должны быть свободны от всяких украшений из металла и камней. Особенно нательных крестов и «краль» (ожерелий). Иначе их жизнь будет полна страданий и слез.

Приступая к аналою, невеста старается развязать все поясные узлы, чтобы приобрести большое расположение мужа.

Как только жених и невеста станут к аналою, никто не должен проходить между ними до их выхода из церкви.

Жених и невеста здороваются с посторонними и принимают рукопожатия не голой рукой, а прикрытой платком или полой одежды, которые постоянно держат в правой руке. В свою очередь посторонние подают им руки, тоже обернутые полой. Это обеспечивает благополучие и благосостояние молодым.

Во время одевания невесте на голову чепца, означающего замужнюю женщину, ей сначала смазывают волосы маслом и медом, чтобы жизнь новобрачных была сладка и катилась, как по маслу, потом кладут на голову хлеб и немного денег, чтобы семье жить в изобилии, и только после этого одевают сам чепец.

В продолжении всего первого года замужества молодица, за какую бы работу ни взялась первый раз, должна передать ее начало своему мужу. Если она первый раз идет жать, то первый сжатый сноп обвязывает поясом и потом этот пояс дарит мужу. Когда первый раз идет молотить, то все намолоченное ею зерно покрывает куском холста, который также отдает супругу.

Пословицы

Бери издалека женку, но покупай вблизи коровку.

Сверстницы девичества часто расстраивают согласие в супружестве.

Вместе тесно, а врозь тошно.

Говорят при несогласии в супружестве.

Дурная та домова (хозяйство), где волом управляет корова.

Говорят, когда жена управляет мужем.

Живут, как мед пьют.

Похвала согласной жизни в браке.

Жена не боты, не сбросишь.

Жену оставить нельзя.

Мы с тобой родные, а они черти сводные.

Говорят для юмора о спорящих муже и жене их родные, имея ввиду, что не нужно вмешиваться в их разбирательство.

Мы с тобой, как рыба с водой.

Говорят о неразлучных супругах.

Не поле нас посеяно.

Говорят супруги и родственники в значении, что нужно помогать друг другу.

Между дверей палец не щеми.

Не вмешивайся в спорные дела между родными, особенно между мужем и женой.

Как не вижу, душа умирает, а как увижу, душа убегает.

Говорят про мужа и жену ссорящихся ежедневно, а в разлуке плачущих друг о друге.

Кто с кем не живет, тот с тем и не ссорится.

Говорят про семейные ссоры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я