Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы

Лариса Новицкая

Как наладить добрые отношения с Богом, людьми и собственной Долей? Как создать и сохранить добробыт? Как по играм детей узнать будущее дома и общества?Белорусские легенды, предания, сказки, поверья и пословицы, включенные в сборник «Изначальная сила белорусов», дают ответы на эти и другие жизненно важные вопросы. Они наполнены огромной духовной силой, древней мудростью, любовью, заботой о людях и дают пути выхода из самых сложных обстоятельств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Богатство

Доля (легенда)

Жили два брата. Один был очень богатый, а другой бедный. Богатый мало работает, но богато живет. Доля ему служит. А бедный работает-работает, и ничего не имеет.

Была у богатого брата «талака»: всей деревней его жито жали и в снопы связывали. А поле бедного так неубранным и стояло.

Назавтра с зарей пошел бедный к брату на поле. А там какой-то человек ходит, колоски оставшиеся подбирает. Схватил бедняк человека за плечо и трясет:

— Ты кто такой?

— Я братова Доля.

— А моя где?

— Лежит твоя Доля в саду у попа под яблоней, в красном кафтане. Если яблочко попадет ей в рот, то она и съест. А не попадет, то и так живет.

— А что мне делать с ней?

— Возьми ремень, пойди в поповский сад, поймай ее и задай ей ремнем хорошенько. Тогда она тебе скажет, как жить.

Взял мужик ремень, пришел в сад. Видит — лежит его Доля под яблоней. Подошел к своей Доле бедняк потихоньку, поймал и задал хорошо ремнем, раза три или пять. А потом говорит:

— Братова Доля по полю ходит, колоски собирает, а ты что?

— Я так не хочу!

— А как ты хочешь?

Она отвечает:

— Я не хочу пахотой, хочу заниматься купечеством. Иди на торг, купи лыка хоть на три копейки и наплети лапти. Будем с тобой торговать!

Вот наплел он лапти, продал их: за что отдал три копейки — взял злотый. Это Доля ему помогла. Тогда он на злотый снова купил лыка, наплел лапти и продал на полтинник.

Вскоре Доля ему говорит:

— Арендуй лавку и торгуй лаптями.

Так мужик и поступил. С того времени он что купит на пятак, то продает на гривенник. Стал богатый-пребогатый купец. И сейчас торгует.

Богач и Доля (легенда)

Как-то раз один человек, Мартын-богатый, пошел в лес своих пчел проведать. Пришел он к сосне, закинул на нее плеть, чтобы уже на борть лезть, но так случилось, что отвернулся на минуту. А когда снова повернулся, то видит: сидит на его петле голая девица, колышется и приговаривает: «Как был Мартын богатый, так и будет богатый! Как был Мартын богатый, так и будет богатый!»

Тут лихо взбрело в голову тому мужику. Отошел он от сосны, отрезал знатный дубец, подкрался к девице и как ударит прямо по голому телу! Она заплакала и пошла в лес. Идет и голосит: «Как был Мартын богатым, так уже не будет! Пусть не бьет напрасно своей доли!»

Так через год у Мартына все богатство и закончилось.

Бэч рыж! (предание)

Жил себе в селе богатый человек. Не то, чтобы он был очень старательным или трудолюбивым, но ему во всем везло. Часто соседи говорили, что ему нечистая сила помогает.

В том же селе был очень добросовестный человек, но такой бедный, что порой ему хлеба не хватало. Не был он ни ленивым, ни пьяницей. Но ему не везло. Может, таким несчастливым уродился.

Как то раз шел бедный возле гумна богатого. Только он поравнялся с гумном, как видит — богатый обсмаливает на своем гумне паутину. Подожжет под самыми стропами, а как только огонь разгорится, то богач сразу говорит: «Бэч рыж!». Горит себе тихонько паутина, а соломе хоть бы что, словно в воде. Обсмолил богатый всю паутину, заткнул лучину с огнем в столб и пошел себе в дом. Лучина догорела и потухла.

Видит бедный, что огонь богатого слушается. Пошел он на свое гумно и давай опаливать паутину. Но только он воткнул лучину в столб, как загорелась крыша. Закричал бедный: «Бэч рыж!» Кричал, кричал, а огонь все сильнее становился. Сбежался народ, стали помогать гумно тушить, но ничего сделать не смогли. Сгорело гумно, словно его корова языком слизала.

Горюет бедный человек, что без гумна остался. Потом пошел к богатому и спрашивает:

— Почему тебя огонь слушается?

— Это мне так везет. А если везет, то и в лаптях танцуется. («Калi шанцуецца, то i у лапцях танцуецца») Видимо, такая у меня доля. Чтобы я ни сделал, все будет хорошо.

Так и случилось. Был богатый в поле и увидел: горит их село. Все бросились тушить пожар и спасать свое богатство. Бедный тоже побежал, а богатый остался и думает: «Зачем я пойду спасть? Может, в этом мое счастье?»

Сгорело село, принялись люди перебирать пепел. Смотрит богатый, а на том месте, где стояла его хата, золото слилось. Кусок фунтов на десять. «Вот, — говорит, — мне и от пожара везет. Такая моя доля».

И зажил он с того времени еще лучше прежнего. А бедный так бедным и остался.

Петушиное яйцо (поверье)

Ровно через 9 лет после того, как петух вылупился из яйца, он сам кладет яйцо и тут же умирает. Варить и печь это яйцо невозможно, так как от действия огня такое яйцо разрастается до чудовищных размеров и разносит горшок и печь. Оказавшись в самом огне, оно с треском разрывает все, что было в печи, и из нее вылетают горящие дрова.

Выпитое сырым или раздавленное, оно приносит великие муки сделавшему это человеку или животному столько времени, сколько прожил петух. Единственное спасение от такого яйца — осторожно бросить его в текущую воду, где его проглотит рыба. Ей оно не навредит.

Есть люди, использующие петушиные яйца для своей наживы. Для этого нужно положить себе его под пах и три года не мыться, не расчесываться, не сменять белье, не ходить в церковь, не молиться дома, не посещать игрища, не разговаривать. Через три года появляется «писклёнок-змей». Он знает лишь своего хозяина, привязывается к нему и живет на чердаке дома в тайном углу.

Каждое утро змей покидает дом и возвращается затемно, принося деньги, драгоценности, одежду, мед, масло, яйца, «прысмаки» (сладости). Многие видели возвращение такого змея. Оно обозначалось шумом, огромной огненной полосой позади змея и огромным огненным решетом в его пасти, где змей нес собранную за день добычу.

Богатство хозяина становится баснословным. Но он и его «высиженное дитя» больше не видятся до конца своих дней. Единственное их сношение заключается в том, что хозяин забирает оставленную змеем добычу, а на ее место ставит сковороду «прожженной яичницы», приготовленной самим хозяином. Так все идет, пока смерть одного из них не прекратит дивных отношений.

Но такие отношения могут прерваться по воле завистников богача, если они в угол проживания змея положат иконы, пасхальные яйца, святую воду и разные освященные предметы. Тогда змей вместо добычи принесет жаркие угли и сожжет дом хозяина.

На всей земле не может быть даже двух таких змеев. Поэтому порой человек зря тратит на «высадку» три года своей жизни, если «пискленок-змей» появился у кого-то раньше.

Иногда змей по тайному договору может после смерти хозяина перейти его старшему сыну, если тот рожден вне брачного сожительства.

Купеческий сын, старик и двенадцать великанов (предание)

У одного купца был сын. Этому сыну никак не давалась торговля. Сколько он ни торговал, никакой прибыли не получил, а только все отцовское богатство растратил. Собрал купеческий сын оставшиеся деньги и захотел в последний раз счастья попытать, на торги с ними поехать.

Ехал он и по дороге увидел, как некий человек над мертвым телом надругательство совершает. Умерший должен был ему деньги, но долг не вернул. Так одолживший теперь его за волосы таскал.

Купеческий сын тому человеку все свои деньги отдал, мертвого похоронил и домой вернулся. А отцу сказал, что купил скот и теперь нужно за скотом ехать. Собрался он и поехал без денег, сам не зная куда.

Едет купеческий сын через темный сосновый бор. Вдруг на дорогу к нему вышел страшный огромный человек. Купеческий сын развернул лошадей и погнал их изо всех сил в другую сторону. Но страшный человек встал на запятки саней и начал лошадьми править. Так и привез их к своему дому.

В доме великана шел пир горой. За столом сидели двенадцать великанов, кто пониже, кто повыше, а за поясами у них торчали ножи, как у разбойников. Испугался Иван, купеческий сын. Вдруг в дом вошел старик и говорит Ивану:

— Не бойся, Иван, купеческий сын! Ты мертвому помог, а я тебе живому помогу.

Потом старик взял нож и всем великанам головы отрубил. А Ивану, купеческому сыну, все их богатство, несколько бочек золота, отдал. И поехал Иван домой богатый-пребогатый.

Гуменник (предание)

Жили муж с женой и было у них шестеро сыновей. Семья жила бедно, работала на пана, и в доме не всегда была еда. Один раз, в праздник зимнего Миколы, муж после обеда пошел в овин, затопил его, а ночью отправился туда спать. Зашел в овин, скинул шубу, положил ее под голову, помолился Богу и лег. А потом уперся на руку и задумался о своем хозяйстве. Вдруг появляется старик: куртка черная, пояс черный, на голове черный колпак. Взял мужика за правую руку и говорит:

— Что же ты, Автух Корнеев, так беспокоишься? У вас есть богатый человек, Аксен, у него всякого добра много, а тебе еще больше прибудет.

Крестьянин подумал: «Может, это сам Бог? Может, услышал он мои молитвы?» А старик достал новый нож, дал мужику и говорит:

— Возьми, разрежь ножиком правый мизинец и капни куда-нибудь каплю своей крови.

«Эге, — понял человек, — дело плохо. Это, значит, нечистая сила…»

— Нет, — говорит, — не буду, — и хотел перекреститься. А старик его руки держит:

— Не хочешь дать своей крови, так дай то, чего в доме не знаешь.

— Нет, не дам!

Дело было за полночь. Налетел вихрь, затрещал овин, а на деревне петухи запели. Дед пустил руку крестьянина и пошел за овинную печь. А за ним разные чудища пошли, рогатые и косматые…

Выбежал мужик из овина, Богу молится. А шубу на земле в овине оставил. Тогда взял он грабли и пошел обратно шубу доставать. Только ее зацепил, как старик вышел из-за печки и не отдает. Один тянет к себе, другой к себе. В это время запели вторые петухи, и дед за печкой спрятался. Мужик взял шубу, надел ее, а тут сыновья подошли к овину, чтобы помочь молотить. Пришли и рассказывают, что ночью у него дочка родилась.

Мужик принялся Богу молиться, благодарить, что его остерег, не дал свою дочку Гуменнику отдать. Назавтра позвали попа, отслужили молебен и стали спокойно жить. Но не разбогатели.

Злыдни

«Богатство временно, а злыдни вечны», — говорят старые люди. Где заведутся злыдни, там не переводится бедность, пока злыдни сами не уйдут куда-нибудь, или тот, к кому они поселились, не выведет их каким-то образом. Вот что про них рассказывают.

В одном селе жил очень работящий мужик, но ему все время не везло. Бился, как головой об лед, но никак из бедности не мог вылезти. Стал он думать: «В чем причина, что я никак разбогатеть не могу? Не злыдни же на меня напали?» А ему кто-то отвечает:

— И правда, напали. Сколько бы ты ни старался, не разбогатеешь, пока мы у тебя будем.

Мужик был не промах, пораскинул умом и спрашивает:

— Много ли вас во мне развелось?

— Много, — отозвался тот же голос.

— Почему вас не видно? — снова спросил тот человек.

— Мы такие маленькие, что нас никто не видит.

— Где же вы помещаетесь?

— А мы можем сквозь друг друга разместиться.

В это время мужик захотел нюхнуть табак и открыл табакерку.

— А в табакерку поместитесь?

— Поместимся.

И тот же голос послышался уже из табакерки:

— Мы все уже здесь, в табакерке.

Крестьянин быстро закрыл табакерку, отнес к пустой мельнице и положил ее под мельничное колесо. И сразу у него дела пошли, всё ему удается. Сначала появился достаток, а потом богатство.

В том же селе жил другой мужик, самый богатый и очень завистливый. Стало ему завидно и досадно, что другой разжился и разбогател. Больше всего его злило, что тот совсем недавно бедняком был, а теперь его в богатстве догоняет. Долго он ломал голову, чтобы узнать, почему бедняк разбогател. Но так ничего не мог придумать.

Решил он пойти к разбогатевшему односельчанину и все разузнать. Когда разузнал, то отправился к пустой мельнице, достал из-под колеса табакерку и выпустил из нее злыдней на волю. Он хотел, чтобы они снова вернулись к бедолаге. Но злыдни побоялись возвращаться к прежнему хозяину, думая, что он их снова перехитрит, и пошли к тому, завидущему, на новое поселение.

С тех пор все пошло у него на разлад, все богатство извелось. Коней и овец украли, хлеб перестал родить. А напоследок молния сожгла весь двор с постройками. Стал он таким бедняком, как тот, у которого первого злыдни жили.

Покаялся тогда завистник, да поздно. Одно было у него утешение — рассказывать людям, что с ним случилось: «Смотрите на меня и никому не желайте зла, а особенно из зависти».

Богатая родня и бедная родня (предание)

Жили два богатых брата. Раз наварили они пшеничного пива и пригласили к себе свою родню, нужную и богатую. За богатой родней послали трех послов, а бедной родне приглашение через людей передали.

Богатую сестру братья встретили еще на поле, с почетом привели в дом, посадили в «куте» (углу под иконами), накормили медом, напоили сладким вином. А бедную встретили прямо на пороге дома, усадили на лавку напротив печи и напоили горькой «горелкой».

Богатую сестру оставили у себя на три дня и три ночи, развлекали и веселили. Бедную же вечером отправили восвояси, и она, плача, пошла через лес.

Богатая сестра увидела, что бедной нет среди гостей и приказала братьям: «Братья-соколики! Оседлайте коней, скачите за сестрой, найдите ее, приведите в свой дом, посадите на мое место и позаботьтесь лучше, чем обо мне».

Про богатого Марку (сказка)

Богатый Марка хотел всех к себе в гости пригласить. Увидел он Бога и просит, чтобы Бог к нему в гости пришел.

— Хорошо, — говорит Бог, — приду, если ты выстелешь всю дорогу сукном.

Поехал Марка на ярмарку, купил сукна, выстелил дорогу и поставил стражников, чтобы никто не ездил по сукну. Стоит стража, смотрит — идут три старца. А это были не старцы, а сам Бог и два ангела. Стражники закричали:

— Не идите сюда! По сукну сам Господь Бог пойдет в гости к богатому Марке.

— Пустите, люди добрые, — говорит Бог. — Мы не будем по сукну идти. Сукно мы будем обходить.

Стража их пропустила, и они пошли. Пришли к Марке и просятся в дом. А Марка им на это:

— У меня сегодня много гостей. Где я вам место найду? Идите к другому. У меня сегодня и без вас будет полон дом.

— Так нам, — говорит Бог, — хорошее место и не надо. Нам любое, мы только переночуем.

Долго их богатый Марка не пускал, а потом позвал сестру и говорит:

— Отведи их туда, где куры живут. Пусть там ночуют, если не хотят идти к другому хозяину.

Но сестра повела их в пекарню, дала по куску хлеба и спокойной ночи пожелала:

— Ночуйте, люди добрые. Поужинайте и ложитесь.

Вышла она из пекарни, но не пошла в дом, а стала возле окна и смотрит, что старцы делать будут. А те сидят на лавке и ужинают. Тут прилетают два ангела и спрашивают:

— Родился ребенок. Какую ему долю дать?

Бог им отвечает:

— Богатого Марки и его царством обладать.

Побежала сестра к Марке и рассказывает:

— То не старцы, то Бог. Видела я, как к нему прилетели два ангела и спрашивали, какую долю дать новорожденному ребенку. А Бог ответил: «Богатого Марки и его царством обладать».

На следующий день Марка поехал искать того ребенка. Ездил, ездил, всю губернию объездил, не мог найти. Нашел в другой губернии. Поехал он в ту губернию, купил новорожденного за пятьсот рублей, вывез на дорогу и положил на снег. А сам домой поехал.

Лежит ребенок на снегу, возле него восковая свечка горит, и два ангела его развлекают, чтобы не плакал. Тут едут десять литвинов (полешуки так остальных белорусов называли) к богатому Марке шкуры покупать, а на дороге ребенок лежит.

— Возьмем его?

— Возьмем.

Взяли они ребенка, отвезли домой и снова к Марке поехали. Приезжают и хвалятся:

— Вот на таком-то месте мы нашли ребенка и домой отвезли.

Марка как услышал, очень сильно разозлился. Приказал он снова того ребенка найти и к нему привезти. И заплатил за ребенка шестьсот рублей. Потом он велел положить ребенка в бочку, в которую вода не проходит, и бросить в море. Плавала бочка в воде может три дня, а может и больше, и прибили ее волны к берегу, где бабы белье стирали. Увидели они бочку и закричали:

— Смотрите, мука к нам по морю плывет! Надо ее поймать.

Услышал ребенок людскую речь, уперся ногами о дно бочки и ее тут же выбросило на берег. Потом дошел слух до богатого Марки, что того ребенка вода выбросила, а бабы его поймали и за своё дитя оставили. Разозлился он еще сильней, что никак не может извести ребенка. Сидел он, думал и надумал.

— У моего зятя есть собаки злые. Снова куплю я этого ребенка и напишу зятю, чтобы он на него собак натравил, и они его разорвут.

Поехал он, снова купил того ребенка за семьсот рублей. Привез домой, написал зятю письмо и отправил с этим самым парнем. А тот вырос такой большой, что хоть жени его. Пошел парень с письмом к зятю богатого Марки. Идет, идет, а на дороге стоит Бог.

— Здорово, парень!

— Здравствуйте, дедушка!

— Куда, ты, парень, идешь?

— Иду к зятю богатого Марки, письмо несу.

— Дай мне почитать, что там богатый Марка пишет.

— Не дам. Мне богатый Марка запретил давать его кому-нибудь читать.

— Ну, если не дашь почитать, дай хоть посмотреть.

Парень дал Богу в руки то письмо. А Бог прочитал письмо, стер написанное, чтобы парня собаки разорвали и написал, чтобы парня женили. И снова письмо отдал. Взял парень письмо, положил за пазуху и пошел дальше.

Получил зять письмо, а там написано: «Обвенчать его в первое воскресенье». Дождались они первого воскресенья, обвенчали парня, сыграли свадьбу и пишут богатому Марке: «Все сделали, как ты велел. И обвенчали, и свадьбу сыграли».

Как прочитал Марка письмо зятя, так за голову схватился: «Я писал, чтобы они его собаками затравили, а они значит вон как! Поеду сам. Может, сделаю что-нибудь»

Приехал к зятю и спрашивает:

— Что ты сделал?

— Обвенчал, — отвечает тот.

— Зачем ты его обвенчал, если я написал собаками затравить?

— Как написано было, то я и сделал.

— Покажи письмо.

Пошли они искать то письмо, а собаки выскочили и разорвали богатого Марку. А тот парень живет и царством богатого Марки владеет. Такова Божья воля.

Как богатый мужик тараканов сжег (сказка)

В одной деревне жил богатый мужик. Он имел большое богатство с того, что давал деньги купцам в займы. А в хате его развелось много прусаков и тараканов, совсем заели они его. Построил мужик тогда новый дом, обустроил новый двор. И перед переходом на новое место остался один в старом доме ночевать. Заходит к нему старичок и просится на ночлег. Мужик ему говорит:

— Батюшка, идите в мой новый дом ночевать.

— А почему в новый дом? Мы будем ночевать в старом.

— Я из старого совсем перешел в новый.

— Почему так случилось?

— Потому, что меня в старом всякая гадость кусала.

— А со старым домом что ты делать будешь?

— Сожгу его сейчас.

— Нет, молодец, не жги до завтра.

Назавтра встают — ни тараканов, ни прусаков. Мужик спрашивает старика:

— Куда все прусаки и тараканы делись?

Старик ему отвечает:

— Ты с тварями Господними не захотел жить — оставайся жить один!

— А где же прусаки и тараканы?

— Иди посмотри на пчельник, в старый улей без пчел.

Пошел мужик на пчельник, отворил улей — а он полон прусаков и тараканов. Взял он тогда пук соломы и сжег тот улей. Но потом стал беднеть и обеднел так, что куска хлеба у него не осталось.

Через некоторое время к нему снова зашел тот старик. Стал ему мужик про свои дела рассказывать, что прежде был богатым, а сейчас так обеднел, что куска хлеба нет. Старик ему говорит:

— Пойди к купцам и займи у них рублей пятьсот. Потом пойди к соседке-солдатке, у которой много прусаков, и за хорошие деньги купи их пару штук.

Занял мужик у купцов деньги и пришел к соседке:

— Кума! Я пришел по делу. Продай мне пару прусаков.

Кума в шутку отвечает:

— Купи!

— А сколько ты хочешь за них?

— Триста рублей!

— Хорошо, кума, лови их!

Она поймала прусаков и дала ему. А он куме сразу триста рублей отдал.

— Ну, кум, я же смеялась. Я тебе хоть десять их даром отдам.

А мужик принес прусаков в новый дом и снова разбогател. Нажил столько денег, сколько у него до того было.

Земное богатство и небесное (сказка)

Жили в деревне два брата, оба женатые. Вместе со своими семьями они проживали в общем доме. Один брат имел детей, а у другой — нет. И тот, что без детей, всякий раз становился крестным своим племянникам. Потом второй брат, который без детей, решил отделиться. Братья разделили все добро, и он с женой отправился жить в другую деревню. Там купил дом и разбогател, а тот, который с детьми, обеднел.

Прошло время, и бедный брат решил своему богатому брату и куму перед Рождеством отнести с почтением пирог. Он собрал муки, испек пирожок и пошел в деревню за двадцать пять верст. Был сильный мороз, который его насквозь проморозил.

В хате у богатого брата собрались гости.

— Зачем ты, брат, пришел? — спросил он.

— Вы мне считаетесь кумом, вот я и принес вам пирожок.

— Ну вот, не видели мы твоего пирожка! У тебя дома, может, и детей кормить нечем, а у меня много пирогов. Иди, брат, с Богом, назад.

Бедный брат заплакал от обиды, что его не только к столу не позвали, но обогреться не дали и обратно на холод отправляют. Так с плачем и пошел домой. На пол-дороге он настолько замерз и устал, что уже умереть собрался. Вдруг видит — горит в стороне огонек. Бедняк пошел на огонек и пришел к каменному дому, к которому была прислонена лестничка на чердак. Забрался он по лестничке и вошел в дом. А там сидит старичок и что-то пишет. Вот бедный брат и просит:

— Господи, помилуй меня, грешного! Дедушка, пустите меня обогреться!

Старичок ему отвечает:

— Стань у грубки и грейся.

Не знал бедняк, что это был сам Бог, стал у грубки, согрелся и задремал. Ноги под ним подкосились, и он снова попросил:

— Господи, помилуй меня, грешного! Дедушка, позволь мне у тебя переночевать.

— Ночуй себе возле грубки!

Лег бедняк возле грубки, поспал, а наутро благодарит:

— Спасибо тебе, дедушка, что мою душу спас от смерти.

Хозяин дома принялся расспрашивать, что с ним случилось, почему ночью в лесу оказался. Бедный брат рассказал, как принес богатому брату-куму пирожок, как тому пирожок не понравился, как его из братнего дома отправили, не пустив обогреться.

Старичок тогда спрашивает:

— Какого бы ты хотел богатства, земного или небесного?

Мужик ему отвечает:

— Я хочу, чтобы меня Господь от небесного богатства не отвернул. А земного нам уже не иметь, детей много малых. Хоть бы Бог дал, чтобы было нам с детьми что есть и во что одеться. А никакого запаса мне не надо.

— Ну, — сказал старичок, — иди себе с Богом.

Приходит бедный брат домой и просит жену печь затопить, чтобы было чем детей покормить.

— Для чего я буду ее топить, если у нас нет ничего?

— А ты иди в клеть, помети засеки, может, на кулеш и соберешь муки.

Не хотела жена идти, но, чтобы мужа не расстраивать, пошла в клеть. Открыла, а там полные засеки муки, и ветчина, и говядина вяленая, и полным-полно одежды. Обрадовалась женщина, побежала к мужу рассказать, что произошло. Пришел он в клеть, посмотрел и сказал:

— Это нам Бог дал. Видно, в Божьем доме я побывал, — и рассказал, что с ним произошло.

Стали они жить, построили себе новый дом, детей хорошо одели. Стол у них всегда был полон любой еды.

В том селении часто проходили ярмарки, куда съезжались люди со всех сторон. На одну ярмарку приехал богатый брат. Но остановился не у кума, а у соседа, а на братнин двор даже не заглянул. Тому стало обидно, что им брезгуют. Пошел и стал слезно просить брата к себе в гости. Богатый брат ему отвечает:

— Что я там у тебя не видел? Лавку сломанную или детей замызганных?

— Нет, нет, у меня все чисто, прошу покорно!

Пришел тогда брат к нему в хату. Помолились Богу и сели за стол обедать. А на столе разное кушанье и напитки. Вот, отобедав и поблагодарив, гость стал расспрашивать, откуда такой достаток появился.

— Откуда, ты, брат, так разжился? Наверно, стал воровать, что и детей хорошо одел, и двор добротный построил. Ты же недавно у меня был, и ничего тогда не имел.

— Это мне Бог дал.

— Так известно: тому Бог дает, кто крадет, — если унесет!

— Нет, правда, мне Бог дал, я не крал нигде!

— Где ты мог Бога видеть?

— Если хочешь, я тебе расскажу. — И рассказал, как чуть не умер от холода, когда возвращался под Рождество домой. Но увидел огонек, пошел на него и попал по лестничке в дом. А его хозяин-старичок разрешил обогреться и переночевать.

— Поблагодарил я хозяина за ночлег, а он у меня спросил, какого я богатства хочу: земного или небесного? Я и сказал, что хоть бы Бог не отвернул меня от небесного, а земного нам не видать. Он мне ответил: «Иди себе с Богом!». Поэтому знаю, что все добро Бог мне дал, что я был у Бога.

— Погоди же, и я пойду к Богу, — ответил богатый брат.

Притворился он по дороге домой таким замерзшим, что до дрожи. Посмотрел в ту сторону, где по рассказу брата огонек горел, и сам его увидел. Пошел на огонек, пришел к дому, увидел лестничку, полез по ней наверх и оказался в доме. А там старичок сидит и пишет.

Попросил богатый мужик у старичка разрешения обогреться.

— Стань у грубки и грейся, — отвечает старичок.

Тот стал у грубки, задремал и покачнулся. Перекрестился и говорит:

— Господи, помилуй меня! Дедушка, позвольте мне переночевать у вас.

— Ночуй себе!

Наутро мужик принялся за ночлег благодарить:

— Спасибо, дедушка, мой батюшка, что сберегли меня от смерти, пустили меня в дом.

— А где ты был?

— Шел по дороге, устал и замерз.

— Ну а какого ты хочешь богатства себе, земного или небесного?

Тот старичку отвечает:

— Зачем мне небесное богатство? Кто будет знать, что я богат? Если я буду на земле богат, то все люди об этом будут знать.

— Ну, иди себе домой.

Мужик и пошел. Тем временем его жене понадобилось в амбар сходить. Зашла она — а там их добро на себе каждая мышь волочит во все стороны!.. И разволокли года за три. А они с женой, все потеряв, вернулись назад к брату свою жизнь доживать.

Как обеспечить ребенку богатство в будущем (поверье)

Когда рождается ребенок, отец, чтобы обеспечить ему богатство и наслаждение жизнью, бросает в лохань, где повитуха купает новорожденного, несколько серебряных монет. Там они находятся до конца купания и потом переходят в собственность повитухи. Но повитухе нельзя просто взять деньги из лохани, чтобы «дитя чужое добро не хапало». Она осторожно выливает из лохани «грязную» воду в яму, куда до того положила «детское место», и медленно выгребает деньги со дна посудины себе в карман, чтобы ребенок в последствии «загребал всякое добро».

Для того, чтобы во взрослой жизни ребенок был богат, в пеленки, в которые его заворачивают перед крещением, кладут немного денег, сыр и еще чего-нибудь съестное.

Пословицы

Хорошо тому жить, чья бабка умеет ворожить.

Насмешливо говорят тому, кто гордясь благоприятными обстоятельствами насмехается над бедностью другого.

Блюди отцовскую копейку, а свою добудешь.

Отцовское благословение созидает богатство в доме.

Богатому черт детей колышет.

Богатому все удается.

Бог не играет, а добро перемеряет. У одного возьмет, другому даст.

Говорят в разговоре об обедневшем богаче.

Мех велик, да ворот мал.

Говорят про скупого богача.

Дай, Боже, больше мне, да не отними того, что у меня есть.

Говорят, выражая этим, что довольство не уничтожает жажды к обогащению.

Мой батька богат, семь коп лаптей.

Насмешливо говорят, когда кто хвастается, что его родные богато живут.

Не диво, что у короля женка хороша.

Говорят богатому, если он хвалится изящными вещами.

Один Бог богат.

И богачи жалуются на недостатки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я