Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы

Лариса Новицкая

Как наладить добрые отношения с Богом, людьми и собственной Долей? Как создать и сохранить добробыт? Как по играм детей узнать будущее дома и общества?Белорусские легенды, предания, сказки, поверья и пословицы, включенные в сборник «Изначальная сила белорусов», дают ответы на эти и другие жизненно важные вопросы. Они наполнены огромной духовной силой, древней мудростью, любовью, заботой о людях и дают пути выхода из самых сложных обстоятельств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Бог, ангелы, святые

Спас и ангелы-отступники (легенда)

Шел Спас по синему морю. Вдруг море начало пениться, стали подниматься необыкновенно сильные волны и появился большой столб. Увидел Спас внутри столба живого великана, который поворачивался, но не мог встать. Спас схватил великана и выбросил на берег. Тут из столба вышел такой красавец, что красоте его изумился сам Спас. Он взял красавца к себе и поставил его над всеми ангелами. А красавец принялся внушать ангелам неповиновение к Богу: «За что мы будем повиноваться Богу? Что такое чудное сделал Бог, сотворив человека? Мы сами сделаем такого же человека, и еще лучше».

Некоторые из ангелов соблазнились словами великана: «В самом деле, за что мы будем повиноваться Богу? Пойдем и сделаем такого же человека». Отправились они и принялись мутить озера и реки. Трудились до такой степени, что лица их стали черны, как уголь.

Долго те ангелы мутили реки и озера. Появились разные ползающие, насекомые и пресмыкающиеся, но человека сделать они так и не смогли. Тогда пришел к ним Спас и посмотрел с гневом. И лица непокорных сделались ужасно страшными, на голове у них выросли рога, языки превратились в огненные жала.

Другие ангелы посмотрели на них, испугались и отвратились от страшилищ. А они остались. Так как ангелы-отступники помутили озера и превратили их в болота, то им было назначено жить в них. С тех пор черные и живут в местах, ими устроенных.

Впоследствии этим черным стали давать различные имена: черт, дьявол, сатана, бес. Различные имена черным даны от того, что во время земной жизни Спасителя они разными способами пытались искусить Господа.

Бог, дьявол и первые люди (легенда)

Когда-то Бог ходил по воздуху. Смотрит — пузырь висит, а в пузыре что-то пищит. Господь спрашивает:

— Кто там в пузыре пищит?

А ему отвечают:

— Бог.

— А я кто тогда?

— А ты над всеми богами Бог!

— Ну, раз я над всеми богами Бог, то разорву пузырь! — сказал Бог и разорвал пузырь.

Вышел из пузыря человек и пошел рядом с ним. Бог ему говорит:

— Как бы нам с тобой землю отыскать. Нам с тобой можно без нее прожить, но другим нельзя. Земля есть в бездонном океане, и ты достань ее. Ты можешь это сделать.

Тот полез в океан и достал землю. Одну часть земли он взял в руку, а другую положил в рот. Ту, что была в руке, отдал Богу, а ту, что во рту — оставил себе.

Бог говорит:

— Мы эту земельку посеем!

Господь посеял земельку, и стала она расти. И у его товарища стала расти во рту. Тому стало трудно дышать, он отбежал от Бога и стал землю изо рта отхаркивать и выплевывать. Там где много отхаркивал, там горы и курганы появились. Где поменьше — там равнины. Где выплевывал — мхи и болота. Но земля во рту его все росла и росла.

Бог увидел это и говорит:

— Что же ты, окаянный, делаешь? Первый ты у меня, а совершаешь такие поступки! Лукавый какой ты!

Затем Бог поднялся выше и устроил себе жилище на небе. Там он позвал Михаила и приказал:

— Пойди изгони окаянного, потому что он поступает лукаво.

Но Михаил устрашился. Опустился вниз, но ничего не сделал ему. Вернулся назад к Богу, а тот ему чин дает:

— Михаил, будь архангелом! Его нужно оттуда убрать.

Снова опустился вниз Михаил, и снова устрашился. Вернулся к Господу и говорит:

— Господи, велико имя твое, велика твоя власть, но не могу!

Бог тогда назначил его архистратигом. Полетел Михаил вниз, опалил огнем окаянного и осилил его. Тогда окаянный пошел к Богу и просит:

— Господи! Не оставляй меня! Покорюсь я тебе!

Но Бог сказал:

— Что же ты, дьявол, удумал делать?

И сразу после этих слов у того появились рога и копыта. А Господь ему:

— Проклятый ты! Прогневал Господа своего!

После этого Бог взял красной земли и стал делать человека. Но когда он отвернулся, лукавый плюнул на человека. А Бог ему:

— Лукавый, ты лукавишь! — и вложил в человека душу разумную и бессмертную.

— Посмотрим, чем будет человек питаться, — продолжил Господь, взял еще земли и сделал корову. Потом обратился к дьяволу:

— Что же ты ничего не делаешь, а только на мои дела смотришь?

— Господи, устрашился я тебя, ничего придумать не могу! Если позволишь, я хоть козочку себе сделаю.

Позволил Господь сделать ему козочку. Вот лежат рядом корова и козочка. Бог дунул на корову, та поднялась и пошла. А дьявол дул-дул на свою козочку, но та так и не встала. Просит дьявол Бога:

— Господи, Боже! Дунь на мою козочку, чтобы она пошла. Нет у меня сил!

Дунул Господь, и козочка пошла.

Потом Бог дунул на первого человека и назвал его Адам. Встал Адам и стал жить с Богом в раю. Но вскоре Адаму стало скучно. Узнал Бог, что Адаму в раю скучно. Он явился к нему во сне, вынул у него ребро и сделал из ребра для Адама жену, назвав её Евой. Стали они вместе жить в раю и никакого греха не имели. Но окаянный решил навредить им. У Господа было одно дерево запретное. Вот окаянный коснулся дерева и превратился в гада. Пополз он к Адаму и Еве и говорит:

— Возьмите у запретного дерева по яблоку, попробуйте.

Но Бог узнал об этом и велел запретному дереву ветки как можно выше поднять.

Но гад не унимался:

— Ева, съешь яблоко с запретного дерева!

Ева его спрашивает:

— А что мне будет, если я яблоки с этого дерева съем?

— Сама будешь богом. Что бог знает, то и ты будешь знать!

— Как же мне взять, если ветки вверх подняты?

— У меня есть власть достать их тебе.

— Ну, достань.

Достал лукавый ей яблоко. Ева яблоко укусила и с ней случилось то, что теперь и на нас грешных: раньше кожа у нее была такая, как ногти, а стала такой, как у нас теперь. Ева обвязала тело травой, пошла к Адаму и просит:

— Встань, попробуй то, что я попробовала.

Адам встал, попробовал то яблоко и тоже получил себе грех. Стало у него все, как у человека грешного. И у нее тоже, все как у бабы. Пришел к ним Господь, и зовет:

— Адам и Ева, подойдите ко мне.

А Адам отвечает:

— Господи, мы согрешили.

— Хоть и согрешили, все равно подойдите.

Подходят к Богу Адам и Ева, обвязанные травой, а он им:

— Что с вами произошло?

Они говорят:

— Пришел гад и сделал с нами это приключение.

Позвал Господь гада:

— За такое дело тебя, гад, будут люди топтать ногами.

Потом обратился к Адаму и Еве:

— Вот тебе, Адам, лопата, иди и копай землю. А ты, Ева, будешь приносить плоды от мужа, воли его, и тяжело тебе будет.

Тогда они заплакали и Адам сказал:

— Благодарю тебя. Господи! Теперь мне не видеть пресветлого рая и не слышать гласа Господнего уже никогда.

Сойдя на землю, Адам построил огромный дом. В том доме сначала было прилично жить. Но потом там укоренился дым и смрад. Принялся кричать Адам:

— Было в моем доме хорошо жить! Кто сейчас делает в моем доме неприятности?

Явился на крик один господин:

— Я делаю тебе смрад и дым.

— Зачем ты мне это делаешь, что мне горько жить в моем доме?

— Для того, чтобы ты со мной расписку составил.

— Какую же нам с тобой расписку составить, господин мой?

— А такую. Что ты будешь владеть живыми, а я мертвыми. Мне же тоже надо кем-то владеть.

Адам ему ответил:

— Подожди. Я пойду своему Богу помолюсь. — И он стал молиться, пока из глаз кровь не пошла. Тогда явился ангел Господень и говорит:

— Адам, не робей! Распишись с дьяволом, что твое живое, а его мертвое. Потом из седьмого колена родится Иисус. Он клятву эту разрушит.

Как появилась Троица (легенда)

У дьявола на земле стало погибать много народа. Надоело Господу с неба смотреть, как его народ погибает. Собрал он к себе ангелов и говорит:

— Сыны мои возлюбленные! Не мог бы кто-нибудь из вас сойти на землю и принять человеческую плоть?

Но ни один из ангелов ничего не сказал Богу. Тогда Господь разделился и из одного лица сделал три. Потом обратился к одному своему лицу:

— Сын мой возлюбленный! Сделай благоволение, которое положено! Надо сойти на землю и принять плоть человеческую, перейти через мать-Марию. Все мое будет у тебя благоволение, сын мой возлюбленный!

Ворота в рай (предание)

Явился Иисус с погибшими душами в царство, где он царствует, и говорит Петру:

— Петр, отомкни эти ворота и накури ладаном по всему царству.

Петр ворота отомкнул и царство ладаном окурил. А дьявол закричал:

— Помилуй, Господи, трудно от ладана твоего! Пусти на покаяние! Что мне делать? Не выдержу я ладана твоего!

А Иисус взял заклятые души и повел их в царство. Дьявол потемнел и матюка загнул. Тогда Христос-Бог вернулся к воротам и написал на них: «Кто хоть раз матюк загнет, тот тут будет!».

Про апостолов (предание)

Апостолы — это те же боги, только поменьше. Они заведовали чем-нибудь одним: Илья — заведователь над «перуном», он в огненной колеснице ездит по небу. Юрий, он на сивом коне ездит, заведует зверями и скотом. Но над конями — Фрол, кони ему подчиняются.

Святой Зосим-Бога просим, тот за пчелами смотрит, посылает их со скалы, где они родятся, в наши земли. Микола за нивой приглядывает, а Кузьма-Демьян — за огнем. Он бог кузнечного дела. Иван-Воин всех злодеев знает. Чтобы от них защиту иметь, ему молиться надо. Алексей — человек божий. Он заведователь над рыбой и в решете море переплыл.

Илья и Петр (легенда)

Давно это было, когда еще Бог по земле ходил. Отдал Бог весь этот мир Илье и Петру. Но, как известно, где два пана, там нет лада. Илья насылает дождь, а Петр погоду. Плачут тучи, не знают, что делать и кого слушать. Пойдет дождь, так Петр бежит и ругается:

— Ах вы, такие-сякие! Что же вы делаете, зачем сено мочите? Ведь сейчас люди косят!

Тучи отвечают:

— Нам Илья приказал.

— Я вам покажу Илью. Илья наделала гнилья!

Схватит Петр метлу, разгонит тучи по углам и небо чистенько подметет.

Тут, откуда ни возьмись, едет Илья и гремит. Тучи принимаются толкаться, выбираться из своих углов, и начинается такой ливень, что берега рек размывает. Жалуются люди Богу, что паны дерутся, а у мужика поджилки трясутся. Жалуются и просят у него погоду.

Призывает Бог Илью, ругается на него. А Илья отвечает:

— Развелось много чертей и всякой нечисти и они весь мир заполонили.

Тогда Бог призывает Петра и говорит ему:

— Пусть Илья недолго своим огнем чертей пожжет.

А Илья тем временем поднимает такой гром, что земля стонет. Нет ни дня, ни ночи. Тучи толкутся, как вьюны в решете. На небе кипит, как в горшке. Молния сверкает так, что в глазах темно становится. А «перун» поджигает раз за разом дубы, березы, строения, стога. Илья разъезжает по небу и командует:

— Так, так, так! Го, го, го! Тресни его, гада, в затылок! Лупи, лупи его по макушке!

Просят люди во имя Бога, чтобы Илья унял свой гром. А Илья их не слушает. Петр же ходит и плюется беззубым ртом от злости. Илья натешится, почистит свою колесницу и поедет к Солнцу в гости. Тут Петр подметет небо и начинает сушить землю. Вот уже время сеять жито, а земля стоит сухая, без дождя. Илья тем временем в гостях у Солнца ест-пьет, а про людей и забыл.

Злятся друг на друга Петр и Илья, стараются один другому на глаза не попадаться. Но потом решили встретиться, вместе походить по земле и узнать, кого из них люди больше любят. Идут они и спорят. Петр говорит:

— Меня больше любят.

Илья отвечает:

— Нет, меня.

Так идут и ругаются. Тут видят — мужик гречку сеет.

Петр предлагает Илье:

— Спросим у мужика, кого больше любят.

Подходит Петр к крестьянину:

— Помоги Бог!

— Спасибо.

— Скажи, добрый человек, кого вы больше любите, Петра или Илью?

Мужик снял с плеч сеялку, почесал затылок и отвечает:

— А Бог его знает, кого мы больше любим. Может Илью. А может Петра-Павла.

— Ты не выкручивайся, а скажи просто, — настаивает Петр.

— И Илья, и Петр-Павел — хорошие святые. Мы их и любим.

— А кого больше?

Видит мужик, что ему никак не выкрутиться, и говорит:

— Больше Петра-Павла.

Илья прямо затрясся от злости. Пошли они дальше, а Илья кричит:

— Не дам я этой ниве дождя! Пусть на ней ничего не родится!

Петр ему в ответ:

— А я намочу ее и жизнь дам.

— Тогда я вот что сделаю: кто первый съест пирог из гречки этой нивы, тот подавится.

Усмехнулся Петр и промолчал.

Лето удалось хорошим: каждый день прекрасная погода, ночью или роса, или теплый дождик. Растет все, как на дрожжах. Кажется, посади на поле ребенка, и он сразу вырастет. У мужика гречка по пояс уродилась. Собрал крестьянин гречку и набил ею пол-гумна. Намолотил потом он ее, помолол, а жена его напекла свежих пирогов полную печь. В то время пришли в село Петр и Илья и попросились к этому мужику на ночлег. Зашли в хату. Илья его забыл и не узнал. Сели все ужинать.

— Вот же, спасибо Богу, уродилась гречка. Попробуйте, гости дорогие, свежих пирогов, — потчует хозяин гостей.

Илья очень сильно проголодался, схватил пирог, укусил и подавился. Что он только ни делал: воду пил, себя кулаком по груди бил. Ничего не помогает. Догадался он, что это проклятые им пироги. Стал он прощения у Петра и мужика просить, и только тогда пришел в себя.

С того времени Илья мешает людям сено косить. Если бы не был Петр старым и глухим, то все было бы хорошо. Но когда Бог говорит ему: «Посылай дождик, когда люди просят», Петр не дослышит и посылает дождь, когда люди косят.

Иван Златоус и Касьян (легенда)

Довелось как-то святым, Ивану Крестителю и Касьяну, вместе в одной церкви обедню служить. Служили, служили, и Касьян вдруг обмолвился. Иван стал его каять:

— Не так ты молитвы читаешь, как надо! Вот как читай!

А Касьян ему:

— Какое твое дело, как я молитву читаю!

Заспорили они друг с другом. Спорили, спорили, и Касьян не утерпел, торкнул огнем в Ивана Крестителя. Как свечку в руках держал, так и торкнул в бороду. Но попал не в бороду, а в усы. Усы и загорелись. Иван говорит:

— Коли так, будем судиться!

Пошли они к Богу судиться. Иван принялся жаловаться:

— Боже, рассуди нас. Стали мы с Касьяном обедню править, так Касьян стал не так молитвы читать. Я ему об этом сказал, а он начал ругаться, а потом меня в усы свечкой торкнул.

Разобрал Бог дело и видит: кругом Касьян виноват. Сначала хотел Господь его из святых убрать, но потом решил:

— Пусть тебя в три года один раз чествуют. А тебе, Иван, я сделаю другие усы, лучше, чем прежние. — И сделал ему золотые усы.

С тех пор стали люди звать Ивана Златоус.

Как Бог своим угодникам храмы закладывал (легенда)

Захотел Господь храмы устроить. Возвел храмы и велел в одном из них собраться своим угодникам. Приказал придти Ивану Крестителю, Николаю Чудотворцу, Фоме, Луке и Марку Евангелисту.

— Приходите, будем храмы закладывать. А вас я буду учить, как обедню в них служить.

Господь пошел вперед в храм. За ним угодники, которых он позвал. Угодники между собой тем временем говорят:

— Который любимый апостол, так его и нету.

Господь сначала молчал про него, а потом произнес:

— Ребята, не судите Николая, он занят. На море человек тонет, а Николай его милует.

Наконец пришел Николай Чудотворец в храм:

— Господи, довольно меня, грешника, ждать!

Стали потом все облачаться и обедню служить. Николая Чудотворца Господь дьяком поставил, Ивана Крестителя дьячком. Отслужили первую обедню. После нее Николай Чудотворец стал большим постником: «по средам и пятницам груди не брал».

Иисус Христос и ребенок-сидень (предание)

Иисус Христос и теперь по земле ходит от Великодня до Вознесения. Тогда Рай шесть недель открыт, а пекло закрыто. Вот он и ходит, одетый очень просто — в свитке и лаптях. Пришел раз в одну хату, а там ребенок сидит. Большой уже, но сидень. Иисус ему говорит:

— Встань, не бойся!

А тот ему:

— Нет, пане-дядька, не встану!

— Встанька встань! — приказал Иисус, и тот встал. А Иисус провел его два раза от лавки к дверям и назад:

— Ну, теперь ходи!

И много раз так он делал.

Как у ангела крылья отобрали и он по земле ходил (предание)

Шла женщина дорогой и по дороге родила. Господь послал к ней ангела:

— Пойди, возьми ее душу.

Ангел прилетел к женщине, посмотрел, что у нее малютка родился. Сжалился и не стал отбирать душу.

Тогда бог послал другого ангела, чтобы он забрал у женщины душу, а у первого ангела крылья. Тот ангел забрал у женщины душу, у сородича крылья, и первый ангел остался на земле в человеческом облике.

Этот ангел определился к архиерею кучером. Жил он у архиерея и ходил в церковь к обедне. Но стали служители замечать: как только запоют в церкви херувимскую песню, так архиерейский кучер сразу уходит их храма. Доложили об этом архиерею. Архиерей вызвал к себе кучера и спрашивает:

— Почему ты, когда нужно поклоны класть, выходишь из храма? Что ты за человек?

— Я кучер. — И пошел с этим.

Когда пришел большой праздник, архиерей велел двум служителям проследить за кучером, что он будет делать во время обедни. Вот запели в храме херувимскую песню, а кучер вышел из церкви, взял кирпичину и бросил в самую ее главу. Затем пошел он дальше по улице, а два служителя за ним шли и все его дела подмечали.

На улице сидел калека и кричал во все горло: «Подайте, Христа ради!» Архиерейский кучер подошел к нищему, соскреб его за лоб, взял палку, отдубасил нищего палкой и пошел дальше по улице.

Встретился ему молодец, очень видный из себя мужчина. Кучер дал этому мужчине полтину серебра и дальше пошел по городу. Дошел он до одного места, где встретился с юношей в белом одеянии. Они поклонились друг другу и разошлись. А служители архиерейские все это видели и рассказали про его «проказы» архиерею. Архиерей снова вызвал к себе кучера и спрашивает:

— Что ты за человек? Зачем ты делаешь «проказы» неподобающие, когда выходишь из храма во время херувимской песни? Почему ты взял кирпич и бросил на главу церкви?

— Я выхожу из храма, когда из него вырываются проклятые духи и метаются возле главы и креста. А я их отгоняю кирпичиной. Подумай, архиерей, что это значит?

— Еще одна «проказа». Почему ты недобрый такой: когда шел по улице и калека попросил у тебя милостыню, ему ничего не подарил, а палкой избил?

— Зачем тому калеке деньги, если под ним на том месте, где он сидит, пол-мерки серебра?

Архиерей решил, что надо это проверить. Проверили и обнаружили под нищим целых пол-меры серебра.

— Вот третья твоя «проказа». Шел молодец, а ты взял и одарил его деньгами. А ведь он сам мог заработать.

— Этот человек уже третий день работу по городу ищет, найти не может. Есть не за что, а попросить стесняется. Вот я и подарил ему полтину серебра.

— Вот твоя четвертая «проказа». Встретился ты с юношей в белом одеянии, поклонился ему и вернулся назад.

Отвечает ангел:

— Это тот, кто отобрал у меня крылья.

— Кто такой отобрал у тебя крылья? Кто ты такой есть?

— Я ангел.

— Можешь ты спеть ангельскую песню?

— Могу.

— Тогда спой.

— Нет, так не могу. Прикажите приготовить гроб и обить его парчой. Сами во всем своем одеянии ложитесь в него, тогда спою.

Заказал архиерей гроб, лег во всем облачении, и тогда ангел запел ангельскую песню. Весь народ от силы той песни попадал. Тогда Господь послал с неба ангелу крылья, и ангел с архиереем поднялись в воздух. Ангел пел, а архиерей шел по воздуху вслед за ним. Но видели это не все. Только достойные.

Чтобы быть счастливым, нужно в сердце иметь Бога (предание)

Одному школьному учителю пришлось встретить старичка. Старичок тот при своей хворости и бедности Бога хвалил.

— Как ты можешь Бога хвалить, будучи так беден и несчастлив? — спросил учитель у старика.

— А, миленький мой, я Бога в сердце имею. Даже в аду схвачу Бога обеими руками и буду держать его перед собой. И там он будет со мной. Счастье человека не в том, чтобы телу было хорошо, а в добродетели, кротости и смирении. Под какой бы планидой не родился, счастлив будешь, если будешь жить в добродетели.

Юноша удивился стариковскому уму и поблагодарил за науку: «Не я, а ты мой учитель».

Бог и Доля (поверье)

Бог сотворил мир, всех тварей и каждому дал свою долю. Доли этой никаким образом не минуешь и не изменишь

Пословицы про бога

Без Бога ни до порога.

Без Бога и шага не ступишь.

Благослови, Христос, коль так пришлось.

Говорят, решаясь на что-либо важное.

Бога хвали, да и черта не гневи.

Наставление, чтобы и неприятеля не раздражать.

Бог богат. Больше имеет, чем раздает.

Надежда на Бога несомненна.

Бог поможет, но и ты не лежи.

Побуждение не лениться.

Если Бог захочет кого покарать, то сначала разум отнимет.

Человек попадает в неприятности большей частью из-за своего неблагоразумия.

Бог стерег, что с сестрой не лег.

Говорят шутливо, если кто-то своей осторожностью избежал несчастья, не подвергся чужому лукавству или избежал сетей.

Кого Бог намочит, того и высушит.

Говорят в прямом и переносном смысле.

Даст Бог день, даст и достаток.

Утро вечера мудренее.

Даст Бог день, даст и путь.

Говорят, убеждая в мысли, что время все откроет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Изначальная сила белорусов. Легенды, предания, сказки, поверья, пословицы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я