В учебном пособии понятие «качество жилых зданий» трактуется как интегральная характеристика иерархически систематизированных композиционных, конструкционных и экономических показателей качества жилища. Рассмотрены нормативные требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям жилых зданий. Определены критерии параметров качества жилых зданий для разных потребительских групп населения, и приведен алгоритм квалиметрии жилища. Учебное пособие рекомендуется для магистрантов по направлениям подготовки 07.04.01 «Архитектура», 07.04.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», 07.04.03 «Дизайн архитектурной среды». Также может быть полезно в практической деятельности архитекторов и специалистов по жилой недвижимости.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качество жилых зданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Жилую среду создают как природа, так и общество. Общество культивирует природу, преобразует ее, устанавливает контроль над силами природы, использует и подчиняет ее с помощью строительства различных зданий, крупных сооружений и целых городов и соответствующей организации природного окружения. В свою очередь, качество среды оказывает влияние на здоровье и быт людей, их чувства и сознание, тем самым участвуя в формировании физического и морального облика общества.
Архитектура — практика, наука и искусство создавать города, здания, сооружения и их комплексы в соответствии с законами удобства, красоты и надежности — играет большую роль в формировании материальной жизненной среды, в которой живет, трудится и отдыхает человек.
Обитаемое пространство городской среды дифференцируется по размерным градациям на архитектурные категории: суперпространство — город с его застройкой и коммуникационными артериями; мезопространства — жилые, общественные и производственные комплексы, образующие функционально обособленные целостности, в том числе те части пространства зданий, которые являются буферными при переходе к внешней среде (улице); подпространство — объемное членение здания на крупные залы, рабочие помещения для служащих, гостиная в доме, рабочий уголок школьника и т. д. Каждый из этих видов пространства имеет свои специфические формы организации архитектурного объекта и особенности проектирования.
Историческое развитие архитектуры, ее содержание и многообразие форм у различных народов вытекают из развивающихся условий материальной жизни общества. С момента зарождения архитектуры главными условиями ее развития были:
• первое — способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, степень развития науки и строительной техники;
• второе — производственные отношения, общественный строй, образ жизни людей с их идейно-политическими и эстетическими воззрениями, оказывающими влияние на форму организации пространства;
• третье — географическая среда, поскольку решаются специальные проблемы в целях приспособления зданий и их комплексов к природно-климатическим условиям конкретного района строительства.
Первые два условия постоянно изменяются — постепенно или внезапно, обусловливая друг друга. Следовательно, развитие архитектуры можно представить себе как историю развития производительных сил, орудий производства и строительной техники и вытекающих из них производственных отношений, взаимно связанных друг с другом.
Относительно постоянным и неизбежным условием является географическая среда — природно-климатические условия региона, от которых зависит культурный уровень народа, его национально-бытовые традиции и степень технического развития страны, а следовательно, и архитектура.
Еще большее значение приобретает проблема связи природы и климата с архитектурой в наши дни, когда наиболее совершенный учет микроклиматических воздействий на человека становится одной из важных задач при проектировании и строительстве энергоэкономичных зданий, рациональной планировке и застройке городов.
Здания, как правило, имеют исторических предшественников, качество которых повышалось одновременно с развитием цивилизации и ростом потребностей человека. К современным гражданским зданиям, предназначенным для удовлетворения жизненных и общественных потребностей людей, предъявляется множество требований: социальных, экономических, функциональных, инженерных, технических, противопожарных, санитарно-гигиенических, экологических, архитектурно-художественных и иных.
Качество современного архитектурного сооружения определяется его художественной ценностью и уровнем технико-экономических показателей. Материальная база и строительная техника, являясь средством решения архитектурных задач, определяют осуществимость творческого замысла и реализуемость новых архитектурных конструкций, эстетическую выразительность и экономичность объекта. Их совершенствование является также мощным стимулом развития современной архитектуры и достижения целесообразности сооружения.
Функциональное назначение зданий и сооружений, художественный замысел автора определяют основные архитектурно-строительные требования к применяемым конструкционным и отделочным материалам и изделиям. Эти требования влияют на выбор материалов и изделий для заданной области применения, главным образом, из числа доступных на рынке и с известными качественными характеристиками. Здесь архитектор может повлиять на выбор формы и размер изделия, его фактуру и цвет или заказать технологам исполнение изделия по заданным эстетическим свойствам. Физико-механические и другие показатели этих изделий не могут быть сколько-нибудь существенно изменены в зависимости от требований архитектора. Для изготовления изделий подбираются необходимые материалы в соответствии с областью их применения и требованиями к конструкции или отделке.
В настоящее время архитектурная практика стала слишком сложным и трудоемким делом. Будущему архитектору непозволительно тратить время на изучение разделов технических наук без ясного представления о перспективе их приложения. Необходимо определить, что следует знать архитектору о строительных материалах, изделиях и конструкциях. Это позволит ему при разработке эскизного проекта, не пользуясь консультацией узких специалистов, быть уверенным в осуществимости своего замысла и в том, что он делает проект, который серьезно не противоречит основным принципам материаловедения и работе конструкций. Можно повторить актуальное и для настоящего времени сказанное много лет назад зодчим, профессором архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств А. С. Никольским1: «Инженерные дисциплины в архитектурном вузе — вопрос до сих пор не решенный. Будущим архитекторам упорно преподносят сокращенные курсы, части курсов, читаемых на инженерных факультетах, что делает из студентов второстепенных инженеров и не дает архитектору нужных инженерных знаний и навыков. Нам, архитекторам, нужны новые, свои архитектурные курсы технических дисциплин» [64].
Естественно, что невозможно дать при обучении специалиста весь необходимый запас знаний, который может пригодиться в будущей его профессиональной деятельности. Это обусловлено как огромным количеством информации на момент обучения специалиста, так и ускоренными изменениями в знаниях об окружающем мире в последующем. Поэтому компетентность подготавливаемого специалиста должна быть достаточной для выполнения работы в начальный период его профессиональной деятельности, а в дальнейшей жизни повышение квалификации специалиста зависит, прежде всего, от его самосовершенствования и периодического обучения на специальных узкопрофильных курсах, в том числе для получения новых приобретаемых человечеством общих знаний об окружающем мире.
В настоящее время существует тенденция рассматривать архитектурное проектирование и проектирование архитектурных конструкций как независимые виды деятельности (практики). Если принять такую позицию, т. е. при проектировании здания руководствоваться принципом «нарисуем — будем жить», то, естественно, не удастся создавать здания высокого качества, так как эти виды проектирования архитектурных объектов в значительной мере «переплетены» и не могут существовать друг без друга.
Архитектурные и дизайнерские решения рассматривают как абстрактные, концептуальные и глобальные, нацеленные на успех целостного архитектурного объекта (высокого уровня структуры объекта). Проектирование частей и деталей архитектурного объекта (низкого уровня структуры объекта), в свою очередь, рассматривается как процесс детализации и расширения предварительного проекта до такой степени, при которой проект становится готовым к реализации архитектурного объекта.
В архитектурных объектах материально реализуется сложная система взаимосвязанных социальных, организационных, технических и эстетических задач качества жизни человека и общества. Поэтому при проектировании архитектурных объектов необходимо использовать системный инжиниринг (принципы управления проектами), для того чтобы создать объект, обладающий высокими качественными показателями на всех этапах жизненного цикла — проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации.
Целесообразность архитектурного объекта или, иначе, его интегральное качество — это соответствие совокупности индивидуальных качеств завершенного архитектурного объекта его материальной или идеальной модели, которая представляется в качестве цели проектного решения. Достигаемая величина интегрального качества реального гражданского здания определяется функциональностью эффективно работающего объекта, обладающего одновременно безопасностью и надежностью, что показывает мастерство его проектировщиков.
Проектирование зданий не может быть делом одного человека, так как весьма сложными стали их конструктивные решения и техническое оснащение, что обусловливает необходимость участия в этом процессе большого количества различных специалистов, прежде всего специалистов технического профиля. Главный архитектор проекта архитектурного объекта является тем системным специалистом, который генерирует идею проекта, ответственен за целесообразность, целостность проекта и согласованность сразу всех его деталей, обеспечивающих комфортабельность, безопасность, капитальность и экономичность здания. Для выполнения взаимосвязанных друг с другом отдельных частей проекта он организует коллективную творческую работу команды из архитекторов, дизайнеров, инженеров строительных и других специальностей, которых убеждает в своих технических решениях, а затем анализирует и принимает решения по результатам их работ таким образом, чтобы получить в итоге качественный многофункциональный объект, отвечающий требованиям заказчика, в том числе по времени исполнения.
Именно владение системным мышлением в организации многофункционального архитектурного объекта позволяет архитектору добиваться высококачественных результатов за короткое время. Поэтому при подготовке специалистов-архитекторов важным является получение комплексных знаний в различных областях науки, техники и общества. Прежде всего, необходимо получить как специфические архитектурные знания и умения, в том числе овладеть программами и многофункциональными системами автоматического архитектурного проектирования САПР, так и приобрести устойчивые знания в инженерно-строительных областях, познания в областях жизнеобеспечения человека и общества, а также владеть принципами управления проектом и быть информированными об инновациях в технике и организации общества.
Важной задачей архитектурного образования является подготовка будущего архитектора, обладающего методологией архитектурного проектирования и владеющего методом обобщающей оценки качества архитектурного объекта, необходимой в будущей творческой деятельности при проектировании архитектурных объектов. Такой подход к обучению позволит комплексно охватить все стороны проектной работы и профессионально контактировать со смежными специалистами, быть самокритичными и объективными в анализе творческих работ коллег, а также станет стимулом к совершенствованию качества жилых зданий.
Критерием качества подготовленности молодого специалиста-архитектора может служить его способность самостоятельно выполнить обоснованный нормативными параметрами эскизный проект гражданского здания без привлечения в качестве консультантов инженерно-строительных и других смежных специалистов.
В настоящем учебном пособии системно и комплексно изложены основы знаний таких учебных дисциплин, как архитектурное проектирование (группа), архитектурная физика, архитектурные конструкции, архитектурное материаловедение, технология строительного производства, экономика и организация строительства, а также содержание современных требований к зданиям, конструкциям и материалам со ссылками на нормативно-технические документы и некоторой другой информации, необходимой будущему архитектору в его творческой деятельности при проектировании жилых зданий.
Архитектурный объект рассматривается как система взаимосвязанных различных свойств объекта, а обобщенное его качество предлагается оценивать методами науки квалиметрии. В пособии иерархически структурированы показатели качества гражданских зданий по группам и уровням (дерево свойств), позволяющие по параметрам отдельных качеств, на основе использования методик квалиметрии, дать количественную оценку интегрального качества архитектурного объекта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Качество жилых зданий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других