Музыка и право. Монография

Лариса Геннадьевна Свечникова

В монографии впервые в историко-юридической науке рассматривается государственное регулирование музыкального образования и музыкальной культуры в России, исследуются основные этапы их становления и развития. Проведен анализ законодательства Российской империи, начиная со второй половины XVIII века, и анализ советского законодательства с 1917 года до 1980-х гг., что позволило сделать выводы о роли государства и его правовых институтов для музыкальной культуры России.

Оглавление

XVIII—XIX вв.

Основы официального регулирования музыкального образования и исполнительского искусства в России лежат в XVIII веке, характеризующемся большими изменениями в культурной области жизни. Домашнее музицирование становится неотъемлемой частью жизни высшего общества, считаясь «хорошим тоном». Помещики открывают домашние театры, где поют и играют крепостные, некоторых из которых специально отправляли учиться игре на музыкальных инструментах, пению. Во второй половине столетия в крупных учебных заведениях начинается преподавание музыки. Так, в 1757 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств40, в которой предусматривались и музыкальные классы. По штату Академии, утвержденному в 1802 году, учителя музыки получали 790 рублей в год41. Отметим, что музыка, как в Академии, так и в двух кадетских корпусах, в Московском университете, в Обществе благородных девиц (Смольном институте) преподавалась как самостоятельная дисциплина.

В домах лиц «благородного происхождения» основы музыкального образования дети получали под руководством приглашенных гувернеров и музыкантов, играющих в большей степени на клавесинах и клавикордах.

Но впервые в официальных документах музыканты и певчие упоминаются в указе 1685 года42, согласно которому руководители государевых хоров, так называемые «верховые уставщики певчие» могли брать в «служивую» кабалу вольных людей для своего хора. Так шел набор молодых певчих, который служили в хоре при царском дворе. Служивая кабала, как юридический акт, подразумевала службу набранных певчих до смерти господина.

Придворные хоры, а с 1763 года — капеллы, формировались из холопов, вольных людей, обладающих музыкально-вокалическими способностями. А в 1738 году, в период правления Анны Иоанновны, в Малороссии началось профессиональное обучение певческому и исполнительскому искусству43.

Именной, данный из Кабинета Ея Величества Гвардии Майору Шипову

«Об учреждении в Малороссии школы пения и

инструментальной музыки»

14 сентября 1738 г.

…Из упомянутых певчих оставить одного регента, который бы в пении четверо-голосном и партесном был совершенно искусен, и учредить небольшую школу, в которую набирать со всей Малой России из церковниковых, також из казачьих и мещанских детей и из прочих, и содержать всегда в той школе до 20 человек, выбирая, чтобы самые лучшие голоса были, и велеть их оному регенту обучать Киевского, також и партесного пения44, а притом сыскав искусных мастеров, из иностранных и из Малороссийских, и велеть из оных же учеников обучать и струнной музыке, а именно на скрипице, на гуслях и на бандоре45, дабы могли на оных инструментах с нот играть, и которые пению, також и на струнной музыке обучены будут, из тех по вся годы лучших присылать ко Двору нашему человек по 10, а на те места паки вновь набирать, и пока те учителя тамо в школе обучать будут, давать им надлежащее жалованье, а ученикам определить на пропитание и платье и обувь, сколько потребно…

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т.Х. №7656.

О привилегированном положении музыкантов и певчих в первой половине XVIII века свидетельствует и указ Елизаветы Петровны 1749 года, согласно которому не только придворные певчие, но и их родственники, в том числе родители, братья и сестры, живущие в Малороссии, освобождались от всех без исключения податей, служб и постоя46.

В 1806 году вокальные и музыкальные классы, которые к тому времени располагались в Харькове, в гимназии, были упразднены47. Но придворная капелла продолжала существовать, получив с 1763 года статус Императорской.

Деятельность Императорской капеллы в дальнейшем регулировалась многими нормативными актами. Так, только в 1830 году их вышло три: о пенсионном обеспечении придворных певчих, срок службы которых начал исчисляться со времени их определения в малолетние певчие при капелле48; о приравнивании учителей пения и певчих придворной капеллы к знаку отличия беспорочной службы наравне с классными чиновниками гражданского ведомства49; о неприеме в придворные певчие лиц, круг которых был очерчен указом 14 октября 1827 года50.

Именной, объявленный Обер-Гофмаршалу Нарышкину

Министром Императорского Двора

«О непринимании в Придворные певчие из званий,

воспрещенных Высочайше утвержденным положением

14 Октября 1827 г.»

29 декабря 1830 г.

Государю Императору благоугодно было мне повелеть, что как Высочайше утвержденным положением 14 Октября 1827 года воспрещено принимать в Государственную службу и определять к каким либо местам: 1) купцов 2 и 3 гильдии и детей их, 2) вольноотпущенных и детей их, 3) мещан и вообще людей, принадлежащих в податным состояниям, 4) иностранцев, 5) отставленных от военной службы нижними чинами не дворян и детей их: то за сим отныне впредь не принимать никого из означенных званий и в Придворные певчие, разве только по совершенно-отличному голосу, но таковых наперед всегда представлять лично на смотр в Его Императорскому Величеству

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т.V. №4225

Что касается производства придворных певчих в придворные чины, то этому посвящен ряд указов 1831, 1833 — 1837, 1848 гг. В 1852 году все предыдущие указы были обобщены в едином, «Правилах о производстве в классные чины официантов, певчих и других лиц Министерства Императорского Двора».

В указе, в частности отмечалось: «§9. Большие Придворные Певчие производятся в двенадцатый класс,…по выслуге Большого Певчего десяти лет; в следующие чины, но не далее десятого класса включительно, производятся они на основании общих правил, для гражданских чиновников 5 разряда установленных, а по достижении девятого класса, могут переходить в гражданскую службу. §10. Увольнение от службы из Придворной певческой капелли Большие Певчие, по болезненным припадкам, прежде истечения десятилетнего срока, и малолетние, за спадением с голосов, получают чин четырнадцатого класса, по прослужении в капелли: первые — шесть, а последние — десяти лет. §11. Малолетние певчие, увольняемые из капелли за спадением с голосов, могут быть принимаемы в гражданскую службу во все ведомства, и по вступлении в оную, те из них, кои по происхождению своему имеют на то право, распределяются в разряды по установленным общим правилам… Большие же Певчие, в случае увольнения из капелли до получения ими чина, принимаются в гражданскую службу только те, кои, по происхождению, имеют право на вступление в оную. §12. Увольняемые из певческой капелли как большие, так и малолетние придворные певчии не иначе могут поступать в гражданскую службу, как по выдержании установленного общего испытания, которому в таком случае подвергаются и учителя капелли, если они из певчих»51.

Последующие законодательные акты касались порядка производства в чины малолетних певчих, которые увольнялись до истечения десятилетнего срока из придворного хора52, а также их прав при увольнении53.

Певчие, как профессиональные певцы, были задействованы и в сценическом искусстве Российской империи. Так, при создании Русского театра в 1756 году актеров набирали «из обучающихся певчих»54. В 1773 году указом императрицы Екатерины II в Санкт-Петербурге для Русского театра было построено здание55, отданное во второй половине XIX века под здание консерватории. Отметим, однако, что основной состав оперных певцов и музыкантов набирался из французов и итальянцев; итальянская опера очень ценилась в России, а своих профессиональных певцов, композиторов и исполнителей было недостаточно.

О главенствующем положении иностранцев в развитии музыкального искусства в России свидетельствует ряд указов. Так, в 1762 году «вольному комедианту иноземцу Иоганну Нейгофу с женой Иоганою Элеонорою дозволить как в С. Петербурге, так и в Москве, Риге и Ревеле содержать вольные комедии своим коштом, и подлежащих к тому потребное число людей выписать»56.

В 1766 году выходит два указа: первый — о содержании «Итальянского, Французского и Русского Театров, и Камер и бальной музыки»57; второй — о штате содержания театральный трупп: русской итальянской и французской58. Последний для нас представляет интерес, так как в книге штатов, выписку из которой мы сейчас представим, указаны не только актеры, но и оперные певцы, «сочинители балетной музыки», музыканты с перечнем используемых музыкальных инструментов:

Представленная выдержка из штатов хорошо показывает, какие инструменты, и какие музыкальные направления были востребованы во второй половине XVIII века. Иностранная музыкальная культура все больше продолжала проникать в жизнь русского общества. В 1770 году в Санкт-Петербурге был открыт еще один французский театр59.

Государственное регулирование «театральными зрелищами и музыкою» было установлено в указе 1783 года60. Приведем его текст с небольшими изъятиями:

Именной, данный Действительному Тайному Советнику Олсуфьеву

«Об учреждении особого Комитета для управления

театральными зрелищами и музыкою»

12 июля 1783 г.

…1. Для управления различными зрелищами и музыкою, со всеми потребными людьми, составить особый Комитет или собрание, под председанием вашим, в котором присутствовать Генерал-Поручику Меллесино, Камергерам Дивову и Князю Голицину, Генерал-Майору Соймонову и Камер-Юнкеру Мятлеву…

2. На содержание всех зрелищ и музык для Двора Нашего и для публики отпускать из Кабинета ежегодно по 174.000 рублей в два срока, и именно в Генваре и в Июле месяцах.

3. Из сей суммы имеют содержаны быть: 1) Певцы Итальянские для концертов при дворе Нашем и для большой оперы; 2) Театр Российский; 3) Опера Комическая Итальянская; 4) театр Французский; 5) театр Немецкий; 6) балеты; 7) оркестр, как для концертов при Дворе, так и для всех означенных зрелищ достаточный, и наконец 8) все вообще для того потребные люди и вещи.

4. К каждому театру определяется по одному Инспектору или Надзирателю…

7. Буде последует от Нас повеление о принятии какого либо певца или актера, или музыканта, или танцовщика на службу, в таком случае онаго тотчас на вакансию помещать; но ежели сумма штатная вся в расходе, то испрашивать докладом от Комитета суммы на таковой сверхштатный расход…

10. Выписывание певцов, музыкантов, актеров и танцовщиков, производится Директором с согласия Комитета, посредством переписки с Российско-Императорскими Министрами и другими поверенными людьми в чужих краях, которые к сем деле, яко касающемся до службы Двора Нашего, обязаны делать всякое пособие.

11. Приезжающие сами собою добровольно могут приняты быть в службу, буде есть место, таланту их сходственное, и буде они окажутся надобны; но не прежде, покуда они пред Двором и публикою опыты искусства своего окажут, по предварительному испытанию или пробе в зале театральной Дирекции, в присутствии Комитета и Директора.

16. Под ведением Комитета и Директора иметь школу, в которой России обоего пола должны учиться и приуготовляемы быть к театру Российскому, к музыке, к танцованию и к разным мастерствам при театрах необходимо нужным. В сем заведении надлежит иметь предметом, чтобы не только свой театр из них наполнять, но дабы со временем достигнуть во всех мастерствах по театрам нужных, замены иностранцев своими природными.

17. Комитет и Директор обязаны относительно Двора Нашего: 1. Всякую неделю однажды или дважды в означенный день… дать концерт при дворце. 5. После четырех праздников Наших, також в новый год и в карнавал на масляной, дать по одному спектаклю большому, без платежа на большом городском театре; чего ради Капельмейстер обязан стараться, чтобы к тем дням изготовлены были пристойные зрелища, полагая по крайней мере на всякий год по одной или по две оперы новых серьезных, и по две новых оперы комических с балетами.

18. Впрочем, кроме вышеописанных придворных зрелищ, давать для публики оные за деньги в городских театрах.

29. Для больших опер, а в случае надобности и для комических, тоже и для концертов при Дворе, певчих или хористов заимствовать из Придворной церковной музыки.

30.…те из певчих, кои отменную способность, охоту и прилежание окажут в музыке, так оной обучаемы были, чтобы в случае надобности можно было их употребить в операх, особливо же когда Российские умножатся.

32. Российский театр нужно, чтобы был не для одних комедий и трагедий, но и для опер.

33. Для ободрения талантов, паче же в природных авторов и актеров, дозволяется… давать в пользу их бенефиции или зрелища, а именно: 1) для сочинителей комедий, трагедий и опер, коих труды приобрели в публике хвалу и удовольствие; 2) Капельмейстеров или сочинителей музыки за такие же успехи…

34. Для приобретения лучших успехов в театре и музыке, позволяется актеров, музыкантов и танцовщиков Российских посылать в чужие края, определяя им деньги на проезд содержание из экономической или остаточной суммы, по рассмотрению Директора и по согласию на то Комитета.

35. Долговременно в театрах, також в балетах и музыке служившие, кои не будут в состоянии продолжать далее труды их, могут ожидать пенсии с соблюдением однако же: 1) что никому пенсия не может быть дана иначе, как по выслужении прилежном и безотлучном, в совершенной исправности и послушании, десяти-летнего времени; 2) природные Российские долженствуют пользоваться в том преимуществом пред иностранными; 3) пенсии таковые могут определяемы быть, начиная с самого меньшего числа, даже до половины оклада для Российский, и до третьей части оного для иностранных…

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. Т. XXI. №15783.

Император Павел I одним из своих первых указов 1796 года распустил французскую театральную группу, сделав упор на итальянских певцов и музыкантов: «Стараться составить наилучшим образом оперу Итальянскую, так, чтобы актеров хороших в ней было достаточно… певцы и певицы для стола и концертов, тоже балеты и наконец, театр Российский». При этом упор делался и на формирование собственных, русских исполнителей: «своих собственных актеров, танцовщиков и музыкантов заводить»61. Однако через полгода выходит другой указ, в соответствии с которым в придворный театр снова была выписана французская труппа62.

Часть денег, выручаемых от концертов, поступали в благотворительные заведения, находящиеся под попечительством императрицы Марии Федоровны63. Указом от 22 февраля 1798 года десятая часть средств, вырученных от концертов, поступало в казну благотворительного дома64.

Благотворительную цель вначале играло и основанное в 1802 году в Санкт-Петербурге Филармоническое общество. Вначале оно носило название «Касса музыкантских вдов», целью которой было «посредством сборов с нескольких ежегодно даваемых Императорской капеллой ораторий составить капитал, с процентов которого можно было бы выдавать ежегодные пенсии вдовам членов Общества»65. Однако говорить только о филантропическом направлении деятельности общества было бы не совсем правильно. В течение многих десятилетий Филантропическое общество знакомило публику с серьезными произведениями, в первую очередь Йозефа Гайдна, «Сотворение мира» которого неоднократно исполнялось в его стенах. Исследователи отмечают, что общество было основано, в том числе, и в честь этого композитора66. Помимо сочинений Гайдна неоднократно исполнялись произведения Бетховена, Моцарта. Отметим, что первое исполнение «Missa solemnis» (D-dur) Л. Бетховена произошло в 1824 году именно в Филармоническом обществе67.

Через три года после образования Общества, в 1805 году его устав был утвержден Санкт-Петербургским губернским правлением, и общество приобрело свое новое название — «Филармоническое»68.

УСТАВ

Вдовьей и сиротской кассы Филармонического общества,

учрежденного с Высочайшего соизволения в 1802 году

в Санкт-Петербурге

Общество музыкантов, составляющих здешнюю придворную Капеллу, решилось составить между собой Кассу, из которой бы по смерти их оставшимся их вдовам и сиротам делаемо было на необходимые нужды вспомоществование.

Чтобы надежнее достигнуть сей важной и благодетельной цели, по основательном рассмотрении вышеозначенное общество положило нижеследующие Статьи Устава сего нового заведения.

1. Участники сего заведения по правилу должны быть действительно Члены составляющие придворную Капеллу. Однако ни один из членов оной Капеллы не принуждаем быть в нем участником, но вступление в общество совершенно зависит от произвола.

2. Члены Императорской придворной Капеллы избирают между собою пятерых Директоров, попечению коих препоручаются все дела, могущие встретиться по сему заведению. Оные Директоры чрез каждые три года переменяются, при сложении должностей своих обязаны они дать отчет о своем управлении. Всякий выбывающий Директор может и в последующие три года опять быть избран.

3. Представляется на волю каждому Директору оставить свою должность, когда он заблагорассудит, представя для сего достаточные причины. На место выбывшего Директора тотчас на текущие три года избирается новый по большинству голосов.

5. Всякий, кто желает быть принят в члены, должен о том просить Дирекцию письмом; после сего прием делается в общество по большинству голосов.

6. Представляется на волю каждому новому Члену, вступить в первый, второй и третий Класс сего заведения. В первом Классе каждый участник, при его приеме, платит пятнадцать рублей, во втором десять, а в третьем пять рублей.

8. Вдова Члена первого Класса получает ежегодно триста рублей, второго Класса двести рублей, а третьего Класса сто рублей пансиону. Суммы сия могут в последствии времени умножиться, смотря по положению Кассы и усмотрению Дирекции.

13. Капитал сей вдовьей Кассы, будет помещен в Государственном банке и следовательно совершенно в сохранности. Члены сего общества не должны требовать из Кассы денег для каких либо дальновидных и опасных Спекуляций, и совершенно предоставить употребление оных рачению Директоров и ожидать пользы от их предосторожности.

20. Каждый член сего заведения, должен быть по крайней мере год Членом во оном, чтобы по смерти его вдова могла иметь право на получение пенсиона, равно как и вдова музыканта не может иметь в том пенсионе участия, если она по крайней мере не была год замужем за Членом.

23. Каждая вдова Члена сего Общества начинает получать причитающийся ей пенсион со дня смерти мужа ее69.

1808 году именным указом Санкт-Петербургского губернатора обществу было разрешено иметь свою печать70. Этот первый шаг создания музыкального сообщества повлек за собой создание других объединений с целью пропаганды отечественной музыки и отечественных исполнителей; учреждение профессиональных обществ и учебных заведений.

Так, в 1842 году аналогичное общество под непосредственным покровительством Новороссийского и Бессарабского Генерал-Губернатора было создано в Одессе с целью «распространения вкуса к классической музыке и вспомоществования семействам артистов, принадлежащих в сему обществу»71.

В Санкт-Петербурге стараниями членов общества за 115-летний период его существования (1802—1917 гг.) было организовано 204 концерта, на которых прозвучали произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Вебера, Берлиоза, Листа, Вагнера, Глинки и других выдающихся исполнителей72. В 1844 году императором утверждается его новый Устав73. В нем особо подчеркивалось, что общество имеет целью «распространение вкуса к классической музыке и вспомоществование семействам артистов, принадлежащих к сему обществу». В первую очередь это касалось вдов и детей умерших музыкантов. В 1859 году был утвержден новый устав Филармонического общества Санкт-Петербурга74, связанный с именем его директора и вдохновителя Евгения Альбрехта, выведшего общество на новый, более высокий, виток.

Еще один устав был утвержден в 1865 году75, ужесточив условия выплат пенсий вдовам и сиротам музыкантов — членов Общества. Как указывает Б. Березовский, все это стало следствием потерей лидерства в осуществлении концертной деятельности, что привело к ухудшению финансового положения Филармонического общества76. Как будет видно далее, в 1860-х гг. в Санкт-Петербурге возникли новые концертные общества, а также Русское музыкальное общество, на базе которого в дальнейшем возникла система музыкального образования.

Что касается Филармонического общества, то еще один его устав был принят и утвержден в 1901 году, перед празднованием 100-летнего юбилея.

УСТАВ

основанного в 1802 г. Филармонического общества в С.-Петербурге

13 июля 1901 г.

I. Цель, права и обязанности Общества

1. С.-Петербургское филармоническое Общество имеет целью:

а) развитие в публике интереса к древней и новейшей классической музыке и

б) вспомоществование из средств Общества вдовам и сиротам артистов, бывших действительными членами Общества.

2. Для достижения означенной цели Общество устраивает, как домашние, так и публичные концерты, квартетные собрания, публичные чтения и лекции о музыке и оперные представления.

3. Концерты, если они ограничиваются исполнением музыкальных пьес, изданных с надлежащего разрешения, могут быть устраиваемы без предварительного разрешения, но если предполагается исполнение произведений не изданных в печати, то таковые должны быть представлены предварительно на рассмотрение местного цензурного учреждения.

6. Филармоническое Общество состоит из членов: почетных и действительных.

8. Действительными членами Общества могут быть только артисты оркестров Императорских С.-Петербургских театров.

9. Почетные члены не пользуются никакими другими правами, кроме бесплатного входа на все концерты, оперные преставления, лекции о музыке и другие увеселения, устраиваемые Обществом.

10. число членов Общества вообще не ограничено; но число действительных членов должно сообразовываться с величиной капитала Общества с таким расчетом, чтобы на каждые 1200 рублей неприкосновенного капитала приходилось не более одного действительного члена.

11. Лицо, желающее поступить в число действительных членов Общества, подает о том прошение Правлению, Правление по рассмотрению прав просителя на поступление в члены Общества доводит о том до сведения Общего Собрания. Проситель баллотируется засим в Общем Собрании Общества и считается принятым в кандидаты, если при баллотировании получит большинство голосов. Кандидаты вносятся в особый список в порядке поступления от них прошений. В этом же порядке кандидаты принимаются в действительные члены Общества, по мере увеличения капитала его.

14. Лица, имеющие более 40 лет от роду, равно как и лица, отказавшиеся когда либо, без уважительных причин, в своих услугах Обществу, не могут быть приняты в число членов его.

23. Каждый член Общества обязан, по назначению Правления участвовать в устраиваемых Обществом концертах, оперных представлениях и т.п., а также наблюдать за кассой по продаже билетов и афиш служащими и т. п.

V. О пенсиях

78. Правом на пенсию из сумм Общества пользуются вдова и сироты умершего действительного члена, пробывшего в сем звании не менее 10 лет.

79. Вдове и сиротам действительного члена, пробывшего в сем звании менее 10 лет, пенсия не выдается, но им возвращаются все взносы, сделанные покойным при жизни, без процентов.

82. Кроме вдовы и сирот действительного члена, никто из родственников его не имеет права на пенсию и на возврат сделанных покойным взносов.

83. Вдова члена Общества получает следующую ей пенсию до своей смерти или вторичного замужества.

84. Сироты действительного члена Общества в случае смерти или вторичного выхода замуж их матерей продолжают получать полностью ее пенсию до достижения ими 19 летнего возраста. Пенсия сия должна быть обязательно обращаемы на их содержание и воспитание77.

В первой четверти XIX века в России получило распространение преподавание игры на фортепиано, которая вначале была востребована в дворянских кругах, а затем в среде городской интеллигенции. Кроме этого, как нами уже было сказано, фортепианные (клавикордные) классы были созданы в ряде высших учебных заведений: в Московском университете, Академии художеств, Казанском, Харьковском и Петербургском университетах, Смольном институте благородных девиц и ряде других.

Как указывают исследователи, усиление профессиональной направленности музыкального образования происходило по мере проникновения в Россию западноевропейской светской музыкальной традиции, фактически положившей начало развитию в России музыкального образования светской ориентации, в то время как в предыдущие периоды господствующее положение занимало музыкальное образование религиозно-духовной ориентации. Особое значение для профессионализации музыкального образования светской ориентации имело развитие инструментального музицирования. Это было обусловлено тем, что игра на музыкальном инструменте требует более длительного формирования умений и навыков, чем любые формы вокально-хоровой деятельности. В результате содержание музыкально-образовательного процесса в области обучения игре на музыкальных инструментах (в первую очередь — клавишных как наиболее распространенных и универсальных) фактически становилось профессиональным, что явилось фактором повышения музыкальной культуры общества, с одной стороны, и ограничило распространение данного вида обучения в масштабе всего общества — с другой78.

Проблема музыкального образования в первой половине XIX века заключалось и в отсутствии теоретиков, так как мало было учить на слух произведения, нужно было знать и нотную грамоту. Так, основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка, помимо домашнего обучения, был вынужден уехать за границу, в Берлин, для более полного изучения нотной грамоты. Аналогично складывалось обучение и у других не менее известных композиторов: основоположника национального лирического романса Александра Александровича Алябьева и создателя русской романтической оперы Алексея Николаевича Верстовского.

Михаил Иванович Глинка

Все это приводило к мысли о создании в России профессионального музыкального образования, одним из первых которую высказал Фридрих Шольц, капельмейстер московского Большого театра. В 1819 году он составил записку о необходимости «заведения в Москве Музыкальной Консерватории», в которой доказывал, что «недостаток в хороших композиторах в нашем отечестве происходить единственно от неимения у нас удобного случая основательно изучать правила гармонии, без чего нельзя смело и свободно излагать свои мысли»79. Но этот проект в то время оказался преждевременным. Как указывает Н. Ф. Финдейзен, единственно, что удалось сделать Ф. Шольцу, так добиться разрешения открыть у себя на дому бесплатное преподавание «генерал-баса и композиции». Но так как это было сделано в год его смерти, начинание ничем не закончилось, но имя Фридриха Ефимовича Шольца осталось в истории русской музыкальной культуры как «пионера музыкального образования».

Исполнители и композиторы были вынуждены брать частные уроки или у приезжих зарубежных исполнителей и теоретиков, либо самим ездить за границу для обучения. Несмотря на это, во второй трети XIX века в России наблюдается оживление в сфере музыкальной культуры, начинают проходить концерты отечественных исполнителей, в числе которых следует отметить ежегодные Университетские, которые устраивались по воскресеньям (не менее 10 концертов в сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов Императорского С.-Петербургского Университета».

Большим событием в музыкальной жизни не только Санкт-Петербурга, но и всей страны стало учреждение в столице Симфонического общества80, с идеей учреждения которого выступили братья Михаил и Матвей Виельгорские и Антон Герке. Общество устраивало ежегодные симфонические и камерные концерты, которые имели огромный успех у публики.

Высочайше утвержденное положение Комитета Министров

«О учреждении в С. Петербурге Симфонического Общества»

21 января 1847 г.

Записка. С. Петербургский Военный Генерал-Губернатор сообщил мне на разрешение прошение Генерала от Инфантерии Шуберта, Генерал-Лейтенанта Зварковского, Действительного Статского Советника Шахматова и других, пользующихся известностью лиц, о дозволении учредить в здешней столице Симфоническое Общество, на основании прилагаемого при сем устава, для исполнения инструментальных и вокальных классических музыкальных произведений и доставления любителям случая упражняться в полифонической музыке…

Рассмотрев помянутый проект устава Симфонического Общества в С. Петербурге, я нахожу, что учреждение оного действительно может быть полезно для развития музыкальных дарований, и что постановляемые для того правила не заключают в себе ничего противного общественному порядку и частным пользам…

Устав Симфонического Общества в С. Петербурге

1. Цель Общества: а) Исполнение классических произведений, сочиненных преимущественно для большого оркестра, как то симфоний, увертюр и проч., а равно и таких пьес, которые требуют участия многих инструментов и которых исполнение затруднено обыкновенными средствами. б) Доставление любителям музыки случая упражняться в полифонической музыке, и в) Исполнение, если возможно, больших ансамблей вокальной музыки, с сопровождением оркестра.

2. Общество состоит из членов исполнителей, участвующих в оркестре, и членов слушателей.

3. Число членов неопределенное.

4. Члены избирают между собой, по большинству голосов. Пять Директоров, которые составляют Комитет, уполномоченный заведовать как искусственною, так и хозяйственною частями Общества…

5. От Директоров зависит выбор разыгрываемых пьес, составление программы каждого вечера, размещение оркестра и проч.

7. Директоры уполномочены принимать в Общество любителей или артистов без платы, если они возьмут на себя обязанность, из любви к искусству, в свободное от должности время, участвовать в музыкальных вечерах Общества, и если участие их в оркестре может споспешествовать изящному исполнению разыгрываемых средств.

8. Директора озабочиваются приисканием искусных артистов, необходимых для исполнения некоторых партий в оркестре, и по взаимном соглашении назначают им приличную плату из кассы Общества.

10. Директоры распоряжаются приобретением, сообразно средствам Общества, необходимых нот и дублированием потребного числа партий, которых полагается иметь для первых и вторых скрипок по 7, альтов 4, а басов 6 экземпляров.

12. Для управления оркестром приглашается, по усмотрению Директоров, опытный музыкант из артистов.

14. Каждый из членов вносит в кассу Общества по 15 руб. серебром и получает от Директора билет на все продолжение музыкальных вечеров в течение зимы.

15. Членам, по желанию, выдаются билеты для дам. За каждый из таких билетов, доставляющий доступ к музыкальным вечерам, на всю зиму, одной даме, вносится по 5 руб. серебром.

Примечание. Билеты для членов (голубого), а для дам (розового цвета), должны быть предъявляемы у входа…

16. Сверх того каждый из членов получает от Директоров бесплатно по 5 билетов для посетителей мужского пола.

18. Каждый член имеет право, предуведомив о том Директоров и получив их согласие, ввести артиста, для принятия безвозмездно участия в оркестре.

19 Музыкальные вечера продолжаются по возможности с Октября до начатия Великого Поста, еженедельно от 8 до 11 часов.

20. На музыкальных вечерах допускается исполнение членами Общества не более одного соло в вечер, причем избираются преимущественно пьесы, требующие сопровождения полного оркестра…

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXII. №20831.

Симфоническое общество просуществовало недолго, его сменило в 1850 году Концертное Общество, основанное князем Алексеем Федоровичем Львовым, выдающимся русским скрипачом, дирижером и композитором. В 1833 году князь А.Ф.Львов получил широкую известность как автор музыки нового русского национального гимна. По отзывам современников, он виртуозно играл на скрипке, был одним из лучших русских скрипачей своего времени. Из-за своего служебного положения Львов не имел возможности выступать в публичных концертах, однако во время путешествий за границу он выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж. Мейербером, Р. Шуманом. С 1835 года в доме А. Ф. Львова проходили еженедельные квартетные собрания. Широкую известность получили устраиваемые им симфонические концерты. Они и стали основой Концертного общества, деятельность которого сыграла значительную роль в развитии музыкальной культуры Санкт-Петербурга81.

Общество также давало ежегодные оркестровые концерты, под управлением К. Б. Шуберта. В программу каждого концерта обычно входили симфонии, увертюры и сольные выступления. Звучали произведения Гайдна, Бетховена, Моцарта, Мендельсона82. Здесь же были впервые исполнены увертюры М. А. Балакирева, симфония А. Г. Рубинштейна «Океан» и другие произведения русских композиторов.

Отдельно давались концерты для представителей высшего общества, в которое входили и охотно участвовали в числе зрителей и члены императорской фамилии. Ежегодно устраивались восемь концертов во время Великого поста в зале Придворной певческой капеллы. В 1850-х гг. вечера Концертного общества отличались серьезной программой и исполнением: оркестром руководил Людвиг Маурер, хором Певческой Капеллы управлял А. Львов; солистами могли быть только высокопрофессиональные музыканты, отбор которых производился на самом высшем уровне. Звучали произведения Мендельсона, Бетховена и другая серьезная классическая музыка.

В это же время, в конце 1850-х гг. дирекцией Императорских театров стали устраиваться симфонические концерты, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова, которые в дальнейшем приняли активное участие в учреждении Русского музыкального общества.

Нам сейчас, конечно, трудно представить, что положение профессиональных музыкантов в России в первой половине XIX века было достаточно тяжелым. Они не пользовались никакими правами, если не были приняты на службу в учебные заведения или императорские театры. Поэтому одной из целей создания нового музыкального общества было как раз «создание русского музыканта профессионального типа и тем навсегда освободить русскую музыкальную жизнь от зависимости от приезжих иностранцев»83.

О положении музыкантов в России хорошо сказано в статье А. Рубинштейна «О музыке в России»: «В России почти нет артистов-музыкантов в обыкновенном значении слова. Это происходит, конечно, от того, что Правительство наше не дает, покамест, музыкальному искусству тех же привилегий, которыми пользуются другие искусства, как-то: живопись, скульптура и проч., т.е. не дает тому, кто им занимается, звания художника»… «Многие из наших дилетантов, правда, хотят учиться, но могут ли они сделать это? Нет, потому что уроки музыки так дороги, что нужно быть богатым, чтобы брать их. Да это еще не все; главная причина, что нет русских учителей музыки и человек, не знающий по-французски и по-немецки, не может брать уроки, потому что быть только музыкантом — значит, для русского не иметь никакого звания. Отсюда происходит отсутствие русских музыкальных учителей. — Большая часть иностранных учителей, поселяясь в России на время, необходимое для обогащения, и желая как можно скорее заслужить расположение родителей, очень бегло проходит скучные основные правила музыки и старается только чтобы ученик выучил какую-нибудь модную пьесу, все же основные правила, без которых нельзя сделаться музыкантом, или пренебрегаются ими вовсе или изучение их продолжается самое короткое время… Грустно становится, когда видишь такой порядок в стране, где музыка могла бы достигнуть до высокой степени совершенства, потому что никто не станет спорить, что русский народ одарен несомненною способностью к этому искусству»84.

Русское музыкальное общество было создано в 1859 году на базе Симфонического общества85. Цель его создания была прописана в Уставе: «Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов»86. Главным инициатором и вдохновителем создания общества был Антон Григорьевич Рубинштейн, с именем которого связано развитие профессионального музыкального образования в Санкт-Петербурге, а в Москве — с именем его брата — Николая Григорьевича Рубинштейна. Братья Рубинштейн, определенно, сыграли огромную роль не только в становлении музыкального образования, но и просветительской деятельности. Будучи сами талантливыми пианистами, они не только пытались показать свое исполнительское искусство, но и сделали все возможное, чтобы талантливые русские исполнители, композиторы, вокалисты смогли получить достойное образование и работу, достойную для деятелей культуры.

За семь лет, с 1859 по 1866 год в программах русского музыкального общества прозвучало множество классических произведений: Бетховена, Глюка, Генделя, Баха, Моцарта, Мендельсона, Шумана, Листа, Шуберта, Вагнера. Большинство из них звучало в исполнении и под управлением А. Г. Рубинштейна. Как указывают исследователи, все эти сочинения российские любители музыки ранее могли изучать только по нотным изданиям87; и только со второй половины XIX века они могли услышать произведения «вживую».

Высочайше утвержденный Устав Русского Музыкального Общества

1 мая 1859 г.

§1. Цель Общества: Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, и поощрение отечественных талантов.

§2. Для достижения своих целей Общество:

а) Исполняет в возможном совершенстве лучшие произведения музыки инструментальной и вокальной, как то: симфонии, увертюры, квартеты, трио, оратории, мессы, кантаты и проч.

б) Доставляет отечественным композиторам возможность слышать свои произведения в исполнении.

в) Назначает конкурсы для музыкальных сочинений и отличившимся выдает золотые и серебряные медали, похвальные листы и денежные премии.

г) По мере развития своих средств, оказавшимся особенно способными как в музыкальном сочинении, так и в исполнении (в пении или игре на каком либо инструменте), Общество выдает денежные и другие премии, на свой счет печатает замечательнейшие музыкальные произведения Русских авторов, по взаимному с ними соглашению, посылает за границу для усовершенствования и проч.

§4. Членами Общества могут быть лица обоего пола. Число членов неограниченно.

§7. Члены Общества имеют право присутствовать в общем собрании с правом голоса, пользоваться музыкальной библиотекой и получаемыми в ней музыкальными журналами и газетами…

§11. Для управления оркестром и хорами, для выбора артистов, участвующих в исполнении, Комитет избирает опытного артиста, который имеет право голоса во всех собраниях Комитета.

Примечание. Если автор, представивший свое сочинение для исполнения в Обществе, пожелает им сам дирижировать, то это должно быть ему дозволено.

§12. Представление сочинений, представленных на соискание премий или на конкурс, а равно и для исполнения, присуждение премий исполнителям, составление программ для концертов, Комитет поручает Директору, избранному им для управления концертами, вместе с известными своими музыкальными познаниями лицами и, соображаясь с их заключениями, делает окончательные постановления.

Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. XXXIV. №34441.

В декабре 1859 года Русское музыкальное общество было принято под покровительство великой княгини Елены Павловны88, супруги великого князя Михаила Павловича, известной благотворительницы и покровительницы изящных искусств

В том же, 1859 году в Москве было открыто отделение Русского музыкального общества89, во главе которого стал Николай Григорьевич Рубинштейн, брат Антона Рубинштейна. Впоследствии на его базе была открыта Московская консерватория.

В следующем, 1860 г., в Петербурге по инициативе А. Рубинштейна открываются музыкальные классы. Это было следствием проводимой линии по организации музыкального образования в России. Обучение вначале было бесплатным, затем за чисто символическую плату в один рубль. Бесплатное было и преподавание: класс фортепиано вели Т. Лешетицкий и Ф. Бегров; скрипки — Г. Венявский, солист придворного оркестра; виолончель преподавал дирижер придворного оркестра К. Шуберт; хоровое пение — композитор и дирижер Итальянской оперы в Петербурге О. Дютш и русский композитор и дирижер Г. Ломакин. Они же составили и основное ядро будущей Петербургской консерватории, об открытии которой хлопотал Антон Рубинштейн90.

Так, в 1861 году в журнале «Век» выходит уже упомянутая нами его статья «О музыке в России»91, в которой он обосновал идею создания консерватории: «Консерватория даст русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, средство совершенно предаться своему божественному призванию, как должен трудиться всякий уважающий себя и свое искусство». А. Рубинштейном особо подчеркивалось, что «желание учиться музыке очень развито, особенно в низшем кругу; доказательством этого служит то, что когда наше общество открыло бесплатные курсы, то к нам явилось столько кандидатов, что мы вынуждены были принять только треть».

Остаются актуальными его слова и о том, что «Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, все время, все существо свое; только тому, кто таким образом всего себя посвящает этому искусству, оно иногда улыбается, позволяет разоблачать свои тайны, и тогда этот избранник получает право называться артистом и привилегию возвещать миру свое искусство — страшный удел, налагающий на артиста обязанность доставлять своим близким бесконечное наслаждение и дающий ему в вознаграждение за это только пальму мученика»92.

В марте 1861 года Антон Рубинштейн в «Докладе о необходимости открытия в Петербурге музыкального училища» указывал, что, несмотря на бесспорно сильные музыкальные способности русского народа, «все наши оркестры наполнены иностранцами, все преподаватели музыки у нас иностранцы»93.

Братья Николай Григорьевич и Антон Григорьевич Рубинштейн

Усилия подвижников-музыкантов во главе с А. Рубинштейном не прошли даром. В октябре 1861 года был утвержден Устав музыкального училища (Санкт-Петербургской консерватории) при Русском Музыкальном Обществе94, а в сентябре 1862 года состоялось торжественное открытие консерватории в Санкт-Петербурге. Действовала она на основании Устава музыкального училища, как вначале ее хотели назвать95.

Высочайше утвержденный Устав Музыкального Училища

при Русском Музыкальном Обществе

17 октября 1861 г.

§1. При Русском Музыкальном Обществе учреждается Музыкальное Училище для обучения музыкальному искусству во всех его отраслях. Училище, наравне с Обществом, состоит под непосредственным покровительством Ее Императорского Высочества, Государыни Великой Княгини Елены Павловны.

§2. В Училище преподаются: пение, игра на фортепиано и на всех инструментах, входящих в состав оркестра, теория композиции и инструментовка, история музыки, эстетика и декламация. Сии предметы распределяются по классам; первый класс называется низшим, второй — средним и третий — высшим. Преподавание должно быть по возможности на Русском языке.

§3. Как по учебной, так и по хозяйственной части Училище руководствуется особыми инструкциями, составляемыми в Комитете Русского Музыкального Общества с утверждением Покровительницы оного.

§4. Училищем заведывает как по хозяйственной, так и по искусственной части Комитет Русского Музыкального Общества, непосредственное же заведывание Училищем поручается особому Директору, который должен быть непременно из артистов; он получает по сей должности определяемое Комитетом жалованье.

§5. Директор Училища избирается Комитетом Общества на три года и утверждается в сем звании Покровительницею Общества.

§6. На обязанности Директора Училища лежит: 1) избрание старших и младших преподавателей, которых он представляет на утверждение Комитета Общества; 2) наблюдение за преподаванием, приемом учащихся, переводом из курса в курс, одним словом за всем, что касается до учебной части; 3) распределение времени занятий в училище, и 4) удовлетворение материальным потребностям Училища по части учебной.

§7. Из старших преподавателей образуется Совет Училища, под председательством Директора.

§8. На Совет Училища возлагается решение всех вопросов относительно:

а) Распределения означенных в §2 предметов по классам.

б) Вообще распоряжений по учебной части.

§9. Поступать в Училище могут лица обоего пола всех сословий не моложе 14 лет, умеющие читать и писать и знающие первые четыре правила арифметики; сверх того требуется знание нот.

§10. Прием назначается раз в год.

§11. Все желающие поступить в Училище представляют метрические свидетельства, а те из лиц, которые принадлежат к податным сословиям, представляют сверх того увольнительные свидетельства от их обществ.

§12. Ученики, принадлежащие к податному сословию, во время обучения их в Училище, избавляются от рекрутской повинности.

§13. Полный курс, для поступающих в первый класс, продолжается не более шести лет; а годичный курс, за исключением вакационного времени, 101/2 месяцев.

§14. Каждый из обучающихся может посвятить себя изучению того или другого инструмента, или предмета предпочтительно, но во всяком случае обязан учиться хоровому пению, игре на фортепиано, истории и эстетике музыки.

§15. Комитет Русского Музыкального Общества озабочивается, чтобы учащиеся получали в Училище сверх музыкального образования, необходимые сведения в Русском языке, начальных основаниях истории и географии, и были бы достаточно ознакомлены с Русскою литературою.

§18. Окончившим курс производится особою Комиссией экзаменаторов публичное испытание по программе, утвержденной Комитетом Общества. Комиссия эта состоит из депутатов от Правительства, из Директоров Музыкального Общества, Директора и старших преподавателей Училища…

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

40

Сенатский «Об учреждении в Санктпетербурге Академии Художеств» от 6 ноября 1757 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е (Далее — ПСЗРИ-1). Т. XIV. №10776.

41

Именной, данный Сенату «Дополнительные статьи к Уставу Академии Художеств» от 22 октября 1802 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXVII. №20480.

42

Именной, с Боярским приговором «О даче на вольных людей, которые будут жить у верховых уставщиков певчих и у крестовых Дьяков, служилых кабал из приказу Холопья Суда» от 8 октября 1685 г. // ПСЗРИ-1. Т. II. №1136.

43

Именной, данный из Кабинета Ея Величества Гвардии Майору Шипову «Об учреждении в Малороссии школы пения и инструментальной музыки» от 14 сентября 1738 г. // ПСЗРИ-1. Т.Х. №7656.

44

Партесное пение (лат. partes — голоса) — род русской и украинской церковной музыки, многоголосное хоровое исполнение композиции. Берет свое начало в Юго-Западной Руси, противопоставляя католическому органному звучанию. В Московском государстве пришло на смену одноголосного хорового знаменного пения в 1668 г..

45

Бандора (бандура) — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф.

46

Именной, данный Сенату «Об увольнении домов придворных певчих, в коих живут их родственники, от податей, служб и постоя» от 11 апреля 1749 г. // ПСЗРИ-1. Т. XIII. №9599.

47

Высочайше утвержденный доклад Министра Народного Просвещения «О уничтожении учрежденного при Харьковской Губернской Гимназии класса вокальной музыки» от 19 мая 1806 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXIX. №22142.

48

Именной, объявленный Обер-Гофмаршалу Нарышкину Министром Императорского Двора «О считании службы при назначении пенсионов певчим, бывшим с малолетства в Придворном хоре, со дня определения их в малолетние певчие» от 2 апреля 1830 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е (Далее — ПСЗРИ-2). Т.V. №3581.

49

Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «Об удостоении Учителей пения и певчих Придворной певческой Капелли к знаку отличия беспорочной службы наравне с классными чиновниками Гражданского ведомства» от 29 июля 1830 г. // ПСЗРИ-2. Т.V. №3822.

50

Именной, объявленный Обер-Гофмаршалу Нарышкину Министром Императорского Двора «О непринимании в Придворные певчие из звание, воспрещенных Высочайше утвержденным положением 14 Октября 1827 г.» от 29 декабря 1830 г. // ПСЗРИ-2. Т.V. №4225.

51

Высочайше утвержденные Правила о производстве в классные чины официантов, певчих и других лиц Министерства Императорского Двора от 15 декабря 1852 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXVII. №26860, §§9—12.

52

Сенатский «О порядке производства в чины малолетних певчих, увольняемых, прежде истечения десяти лет, из придворного хора» от 1 ноября 1854 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXIX. №28705.

53

Именной «О правах малолетних певчих, исключаемых из Придворной Капеллы» от 22 ноября 1868 г. // ПСЗРИ-2. Т. LXIII. №46464.

54

Именной, данный Сенату «Об учреждении Русского театра» от 30 августа 1756 г. // ПСЗРИ-1. Т. XIV. №10599.

55

Именной, объявленный Генерал-Полицеймейстером «Об учреждении в С.-Петербурге публичного русского театра» от 9 июня 1773 г. // ПСЗРИ-1. Т. XIX. №13993.

56

Именной, объявленный Сенату Генерал-Прокурором Глебовым «О дозволении иностранцу Нейгофу содержать в С.-Петербурге, Москве, Ревеле и Риге вольные комедии и о даче ему на оные привилегии» от 22 марта 1762 г. // ПСЗРИ-1. Т. XV. №11483.

57

Именной «Об отпуске ежегодно 138,410 рублей на содержание Итальянского, Французского и Русского Театров, и Камер и бальной музыки» от 13 октября 1766 г. // ПСЗРИ-1. Т. XVII. №12760.

58

Именной, данный Придворной Конторе «О штате для содержания театральных трупп Российской, Французской и Итальянской» от 13 октября 1766 г. // ПСЗРИ-1. Т. XVII. №12759.

59

Именной, объявленный Сенату Генерал-Полицмейстером Чичериным «О привилегии, данной купцу Поше на учреждение Французского театра в С.-Петербурге» от 25 июня 1770 г. // ПСЗРИ-1. Т. XIX. №13477.

60

Именной, данный Действительному Тайному Советнику Олсуфьеву «Об учреждении особого Комитета для управления театральными зрелищами и музыкою» от 12 июля 1783 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXI. №15783.

61

Именной, данный Действительному Тайному Советнику Князю Юсупову «О некоторых распоряжениях относительно устройства Театров, как придворных, так и городских» от 22 декабря 1796 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXIV. №17674.

62

Именной, данный Кабинету «Об отпуске ежемесячно в Театральную Дирекцию по 5.000 рублей» от 12 августа 1797 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXIV. №18088.

63

Именной, данный Сенату «О принятии главного Начальства над Воспитательными домами в обеих Столицах Императрице Марии Федоровны» от 2 мая 1797 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXIV. №17952.

64

Именной, данный Действительному Тайному Советнику Князю Юсупову «Об отсылке в казну Воспитательного дома десятой части из сумм, собираемые за вход в городовые театры» от 22 февраля 1798 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXV. №18394.

65

Березовский Б. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 2002. С.18.

66

Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества (1859—1909). СПБ., 1909. С. 3.

67

Там же. С.2.

68

Березовский Б. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. С.19.

69

УСТАВ Вдовьей и сиротской кассы Филармонического общества, учрежденного с Высочайшего соизволения в 1802 году в Санкт-Петербурге. СПб., 1807.

70

Именной, объявленный Санкт-Петербургским Военным Губернатором «О дозволении С. Петербургскому Филармоническому Обществу иметь свою печать» от 1 сентября 1808 г. // ПСЗРИ-1. Т. XXX. №23274.б

71

Высочайше утвержденные правила Филармонического общества в Одессе от 30 октября 1842 г. // ПСЗРИ-2. Т. XVII. №16142.

72

view-source:https://www.philharmsociety.spb.ru/history1802 (дата обращения 05.03.2021)

73

Высочайше утвержденный Устав Филармонического Общества С. Петербурга от 10 марта 1844 г. // ПСЗРИ-2. Т. XIX. №17707.

74

Высочайше утвержденный Устав Филармонического Общества С.-Петербурга. 10 июня 1859 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXXIV. №34733.

75

Высочайше утвержденный Устав Филармонического Общества С.-Петербурга от 16 июля 1865 г. // ПСЗРИ-2. Т. XL. №42310.

76

Березовский Б. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. С.94—95.

77

Березовский Б. Филармоническое общество Санкт-Петербурга. С.145—177.

78

view-source:https://www.philharmsociety.spb.ru/history1802 (дата обращения 05.04.2021)

79

Цитирую по: Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества. С.5

80

Высочайше утвержденное положение Комитета Министров «О учреждении в С.-Петербурге Симфонического Общества» от 31 января 1847 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXII. №20831.

81

https://muzkarta.info/organizatsiya/kontsertnoye-obshchestvo-sankt-peterburga/glavnaya (дата обращения 16.05.2021)

82

Стасов Д. В. Музыкальные воспоминания (1840-60-х годов) // Русская Музыкальная Газета. 1909. №11—15.

83

Финдейзен Н. Ф. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества. С.9.

84

Рубинштейн А. О музыке в России // Век. 1861. №1.

85

Это не опечатка. Несмотря на то, что Симфоническое общество прекратило свое существование в 1850 году, его Устав продолжал действовать. Для того, чтобы новое общество можно было быстрее, без присущих в то время бюрократических проволочек, открыть, А. Г. Рубинштейном и был придуман этот ход с Симфоническим обществом, на базе которого было открыто Русское музыкальное. 27 января 1859 года члены Симфонического общества были приглашены Матвеем Юрьевичем Виельгорским для обсуждения вопроса «о возобновлении действий Симфонического Общества». После принятия положительного решения были выбраны новые директора: граф М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин, В. И. Кологривов, А. Г. Рубинштейн, Д. В. Стасов. Они и составили первый комитет директоров будущего РМО, а впоследствии явились его учредителями. В этом, конечно, помогло и личное знакомство А. Рубинштейна с великой княгиней Еленой Павловной, которая до самой своей кончины в 1873 году покровительствовала обществу.

86

Высочайше утвержденный Устав Русского Музыкального Общества от 1 мая 1859 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXXIV. №34441.

87

Федорович Е. Н. История профессионального музыкального образования в России (XIX—XX века): Учебное пособие для студентов пед. вузов по специальности 030700 — музык. образование. Екатеринбург, 2001. С.9.

88

Именной, объявленный Сенату Министром Юстиции «О принятии учрежденного в С.-Петербурге Русского Музыкального Общества под покровительство Государыни Великой Княгини Елены Павловны» от 3 декабря 1859 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXXIV. №35185.

89

Келдыш Ю. В. История русской музыки: Учебник. Ч.3. М., 1954. С.12.

90

Отчет Русского Музыкального Общества за 1859—1860 год. СПб., 1860.

91

Рубинштейн А. О музыке в России // «Век». 1861. №1 от 4 января.

92

Там же.

93

Баренбойм Л. А. А. Г. Рубинштейн: в 2 т. Т. 1. Л., 1957. С. 261

94

Высочайше утвержденный Устав Музыкального Училища при Русском Музыкальном Обществе от 17 октября 1861 г. // ПСЗРИ-2. Т. XXXVII. №37491.

95

Учредители консерватории вначале отказались от иностранного слова «Консерватория», заменив его на «Училище». Наименование «Консерватория» появилось в 1866 году.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я