Великорецкие заметки, или Шагами пути на Великую

Лада Владимировна Баёва, 2019

Шесть дней пути по лесам, полям, глинистым дорогам. 150 километров. Подъем в два часа ночи. Выход в три утра. С 3 по 6 июня на Вятской земле совершается Великорецкий крестный ход, на который съезжаются люди со всей России и из-за границы. Идут и в дождь, и в зной. Идут с молитвой. В начале шествия – чтимый образ святителя Николая Чудотворца. И так каждый год крестный ход открывает северное лето уже более шести веков. Что движет людьми совершать этот подвиг? Пусть ответят сами «герои заметок». Все чудесные истории – реальные, рассказанные паломниками, с которыми мне довелось познакомиться в годы пешешествий на Великую. Пойдемте вновь с ними…

Оглавление

2010-й. «Эта страна — Царство Небесное»

Еще раз о чуде

Когда редакторы светских изданий — газеты «Вести» и портала «Вятка.ру» вновь командировали меня в крестный ход «за репортажем», просили принести оттуда «чудо». Да что уж говорить про светских издателей, недалеко от этой «жажды чуда» и мы православные, стоит взглянуть на названия православной беллетристики в приходских лавках — сразу становится понятным, в России чудеса любят и ждут. И все же на запрос моей редакционной братии был дарован ответ буквально в первом репортаже.

***

…Путь тянулся через поле, когда у нас с одной паломницей из Санкт-Петербурга завязался разговор, и она поведала о личном чуде. Ирина, так звали женщину, рассказала, что трудится при одном из питерских приходов, где от верующих и услышала о Великорецком крестном ходе. И в прошлый год отправилась в паломничество со своим трехлетним сыном, который в пути на Великую произнес свое первое слово. До этого момента малыш с рождения не разговаривал, мальчик был исцелен по молитвам матери именно в крестном ходе. Теперь молитвы продолжаются — с благодарностью Господу и святителю Николаю за явленное чудо.

Святитель Николай Чудотворец славился совершением чудес при жизни, являет он свою помощь и заступничество многим верующим и сегодня. Многих святой даже посещал воочию в том образе, каковым мы видим его на иконе. Об одном из таких случаев в храме в проповеди рассказал прихожанам, в числе которых я также оказалась, протоиерей Андрей Дудин (батюшка ходил крестным ходом на Великую уже более двадцати лет и долгий период принимал участие в организации этого события). По словам отца Андрея, он лично знаком с человеком, проживающим в Казани, с кем приключилось следующее чудо.

Предприниматель, назовем его Иваном, жил, как говорится, счастливой полной приятных забот жизнью деятельного мужчины. Бизнес, семья, жена-красавица, ребенок. Однако вдруг мир пошатнулся в одночасье: любимая супруга погибает в автокатастрофе. Мужчина не смог справиться с горем, утолять тоску стал при помощи бутылки. И однажды встретил своего знакомого из Кирова. Верующий кировчанин рекомендовал товарищу сходить в крестный ход, что, по его мнению, должно помочь поникшему бизнесмену воспрянуть душой. «Хуже не будет», — подумал горемыка, год за годом коротающий дни, и поехал в Киров к началу крестного хода. Однако о себе мужчина должным образом не позаботился, не взял ни плаща, ни палатки, ни резиновых сапог, ни спальника — не до того ему в печали было. Однако погода не спрашивает. Уже вечером первого дня по приходу в Бобино вымок до нитки. И возвращаться не хотел, раз уж собрался и для этого приехал из Казани, и, словно, съежившийся в стужу воробей, не знал, куда прибиться к ночи. И вдруг по дороге в его сторону подошел старичок. И сказав мужчине, «следуй за мной» — проводил до ворот деревенского дома. Хозяйки сами удивились тому, что, несмотря на размещение многочисленных паломников, еще на одного человека находилось под крышей место. Правда, поблагодарить дедушку Иван так и не успел — оглянулся в прихожей — а того уже и нет. Хозяйская дочь ранним утром решила к крестному ходу приобщиться. В Великорецкое шли вместе, а по расставании между женщиной и Иваном завязалась переписка. Одним словом, встретили одинокие души друг друга. Самое интересное случилось для Ивана, когда, зайдя в храм, он на иконе вдруг увидел именно того «старичка», который проводил его в Бобино до дома — и все сразу понял: позаботился о нем сам святитель Николай! А та девушка, пустившая его в дом и проводившая в крестном ходе, после стала его супругой. Отец Андрей долгое время поддерживал со своим знакомым из Казани связь, батюшка был очень рад за человека, которого Бог не оставил, стоило лишь тому, даже находясь в горе, сделать шаг навстречу Ему.

***

И все же даже в церковной среде многие скептически относятся к чудесам, о которых слышат, но не видят. Словно, про нас пословица «русский не верит — русскому надо проверить». С одной стороны, мечтаем услышать о чуде, с другой, когда что-то необычно является, достаточно скептически, подчас с недоверием относимся порой даже к умственному здравию того, кто ведает о чем-либо знаменательном.

…Утром третьего дня Великорецкий крестный ход заходит в село Горохово. На холме колокольным звоном нас приветствует красивый белый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Некогда в жилом селе приход состоял из верующих Горохово и многих окрестных деревень. Сейчас здесь никто, кроме трудников, возрождающих храм, не обитает.

Впервые увидеть этот чудесный храм мне довелось в 2010-м во время крестного хода на Великую. Тогда еще мало что было в Богородичной церкви от нынешнего благолепного внутреннего убранства. И каждым летом, оказываясь в Горохово, отмечаешь, как воскресает церковь (если в Великорецкий крестный ход здесь бывать не складывается, стараюсь посетить эти места в июле с крестным ходом в честь Казанской иконы Божией Матери — на престольный праздник Казанского храма).

Во главе возрождения храма стоит предприниматель, или, выражаясь церковным языком, «благодетель» Андрей Михайлович. Его стараниями облагораживается фасад храма снаружи, за последние годы благоукрасилось убранство церкви внутри. Заходишь в центральный придел — и глаз не отведешь. Вспоминаются слова послов князя Владимира, которые вернувшись из Византии, сообщили ему, что, стоя в церкви, они не знали, «на земле они или на небе». Солнечные стены, иконостас, с которого святые смотрят прямо в душу у тебя, и голубые своды, свидетельствующие о Небе. Славен храм и святынями — иконами с частицами мощей святых, которые милостью Божией были явлены Вятской Епархии и представлены для поклонения паломников попечением благодетеля Андрея. Возрождается поруганный в советское время храм, вновь превращаясь в прекрасную церковь, словно сама Богородица воссоздает свою обитель! Это ли не чудо! И то, что проступает с каждым годом ярче на стене лик Казанского образа Божией Матери, также весьма символично. Наблюдая, как благоговейно крестятся при входе в храм паломники, взирая на лик Богородицы, верится в чудо. Некоторые священники считают, что проявление икон — не столь уж редкое явление в Православии, дарованное для укрепления нашей веры по милости Божией.

Уходить из Горохова обычно не хочется. Утром 5 июня здесь служится Литургия, священники принимают исповедь, на улице крестоходцев кормят из огромных котлов гречневой кашей, поят кипятком. После окончания службы в храме также совершается молебен под открытым небом на источнике в честь Казанской иконы Божией Матери. Кто-то успевает и в купели окунуться. Долго звонят праздничным звоном колокола, поднимая паломников с полюбившейся гороховской стоянки. До прихода в село Великорецкое крестоходцам предстоит еще полдня пути по полям и заброшенным весям.

И как-то раз на выходе из Горохово мои попутчики рассказали историю, которую сами услышали от других крестоходцев, мол, в другой год задержавшейся в храме группе паломников сподобилось слышать пение ангелов. В ответ улыбаюсь — может, кому-то и сподобилось, но только в явление это верится с трудом!

Удивительно, что спустя годы о том самом «чудесном явлении» мне в Троицком храме села Волково рассказала одна из очевидиц того ангельского пения.…В Троицком храме, куда два раза в год стекаются бывалые паломники — только уже на Борисоглебский крестный ход, я оказалась по делам пресс-службы, чтобы запечатлеть событие для сайта. И тут в притворе храма обращается ко мне православная женщина в платочке: «Мы знаем, что вы трудитесь в пресс-службе епархии…». И тут женщина мне выдает: «Батюшка отец Владимир Орлов, что настоятель этой церкви в селе Волково благословил, чтобы историю вы эту записали. Однажды в Великорецком крестном ходе послушалась благословения нашего отца Владимира и задержалась на исповедь в храме. А крестный ход уже ушел. Сначала думала, нужно поспешить, но пересилила себя и все же в очередь на исповедь до конца простояла. А при выходе из церкви нас с другими отставшими паломниками провожало ангельское пение!», — поведала мне женщина с сияющим взором. Обещать я бабушке о публикации «чудесного рассказа» ничего не стала. На официальных ресурсах епархии к опубликованию таких историй подходим осторожно, поскольку часть читателей, включая светских журналистов, которые так часто сами «просят от нас рассказов о чудесном», не исключено, что подобный случай и за «кликушество» сочтут. Можно верить, можно сомневаться — дело личное, Господь Сам сказал о том, что по вере нашей и будет нам. Ведь чудеса в Православии подчас случаются именно для укрепления нашей веры, вот и тут, вероятно, ангельское пение явилось зримым образом некоторым верующим в крестном ходе, как свидетельство того, что и ангельский мир сорадуется этому событию — перенесению иконы святителя Николая по обету предков к берегам реки Великой.

Однако, как отмечают батюшки в беседах, самое большое чудо — это обращение человека ко Христу и вследствие чего изменение жизни, включающее перемену образа не только поступков, но и мыслей. Когда это происходит, и закоренелый грешник приносит покаяние, а затем становится праведником, — вот где истинное чудо! И неслучайно тысячи человек идут с молитвой десятки километров, те из них, кто шаги на Великую делает с молитвой и искренним сердцем, настроенным на покаяние, думается, получают как результат — возрождение собственное души в Боге, приближение уже здесь на земле Царствия Небесного — это ли не чудо?

Неслучайные «вразумления»

В крестном ходе обычно больше чем где бы то ни было, как и в храме, стараешься относиться внимательно к собственной душе. Конечно, и натруженное, порой изнывающее под гнетом рюкзака тело, не дает позабыть о себе. Однако не раз приходилось слышать от священников, что большая ошибка человеку отправляться в крестный ход и при этом думать, что раз ты идешь, то совершаешь нечто великое. Молиться нужно (и о спасении собственной души, и за родных, и за страну), но не дай Бог впасть в прелесть и возомнить себя молитвенником за род человеческий. Ко всему нужно относиться разумно. И принимая участие, важно осознавать, что ты являешься лишь частицей этого события, повторяющегося по обету наших предков — перенесения святыни — иконы святителя Николая на берег реки Великой. И главным путеводителем здесь является святитель Николай, а над всеми людьми и святыми — Господь Бог наш.

А еще паломники свидетельствуют, что силы небесные в крестном ходе о тебе промышляют, тем или иным назиданием указывая верный путь и пресекая прегрешения. Моя подруга Настя как-то мне рассказала, что однажды во время обратного пути после ночлега в школе, где паломников принимали, при выходе не опустила денежку в ящик для пожертвований, при этом подумав: «Деньги заканчиваются, а еще идти». И вскоре, едва успела домой вернуться, потеряла кошелек. Вывод у нее сам собой напросился: для спасения нашего Господь все необходимое нам всегда даст, в том числе и вразумление. Вот и у меня подобные «вразумления» не замедляют себя проявлять, как только начинаю поддаваться тому или иному искушению. Кроме совести, Небо все видит. «Себе дороже» обычно получается.

Во время другого крестного хода подруга шла и молилась об укреплении в вере. Вечером второго дня, остановившись на ночлег в одном из сельских домов, она обнаружила, что потеряла свой крестик. Настя рассказывала, что расстроилась, решила, что что-то делает не так. Вечерние поиски пропажи не увенчались успехом. Ранним утром, когда паломники выходили из этого же сельского дома продолжать путь, взгляд Насти упал в темный угол сеней, в котором просто лежал ее крестик…

Как отмечала сама Настя, «Все это было давно. И все это, казалось бы, такие мелочи, но они глубоко понятны пережившему их. И именно на этом “делании” строится духовный путь. Дальше — больше».

Кстати, замечать подобные «чудеса» в крестном ходе, по-видимому, свойственно многим, кто со вниманием относится к проявлениям собственной души. После крестного хода в 2017-м на сайте московской «Комсомолки» появился репортаж «Как мы босиком за чудом ходили», на мой взгляд, замечательный и даже неожиданный для массового светского издания. Корреспондент Владимир Ворсобин, делясь с читателем о происшедших в крестном ходе с ним чудесах (в основном связанных опять-таки с преображением его собственной души) рассказывает интересный случай, называя его «Первое чудо. Чужая “финка”»:

«Вижу в траве — нож. Отличная финка с кнопочкой. «Выкидушка». Ох, мечта детства! Ножа как раз нет сейчас ни у меня, ни у Гусейнова. Колбасу порезать, консервы открыть… Разглядываю финку счастливо. Говорю соседям — не ваша? Нет, тут отвечают, кто-то сидел до вас. Да и где, мол, его теперь найдешь. Тут 30 тысяч человек.

— Отдайте ему, если его увидите, — вдруг произносит мой рот.

И отдаю.

— Что за фигня со мной происходит! — злюсь, ковыляя, дальше».

Найдет ли нож хозяина? Конечно, журналист в этом сомневался, искать незнакомого обладателя ножика в многотысячной колонне, что иголку в стоге сена. Но и взять чужую «финку» он не смог. Однако чудеса на этом не заканчиваются! Среди комментариев в соцсети под репостом со ссылкой на данную статью на сайте «Комсомолки» было сообщение от крестоходцев, нашедших нож и передавших вещь хозяину. Разве не удивительно, что по чистой «случайности» находка попала в руки знакомым хозяина ножика, с которыми он вместе шел в ходу? И представьте, каким подтверждением того, что любая правда не напрасна, стал этот комментарий для автора статьи. И, думается, жизненным уроком.

Примечательно, что в комментариях под репортажем на сайте «КП» люди также делятся впечатлением о чудесах, произошедших в их жизни в связи с участием в Великорецком крестном ходе. Поскольку комментарии опубликованы верующими людьми в открытом доступе, опубликуем некоторые из них.

15 июня 2017. Ирина, Сыктывкар, Республика Коми, Россия: «Я верю в силу этого крестного хода, потому что его чудо испытала на себе. Спасибо, Николай Чудотворец за все, моли Бога о мне, моих детях и моей семье!!! Я ходила в свой первый крестный ход в 2014 году, правда, прошла немного и сошла с него в деревне Рублёнки на второй день. Я, наверное, сначала, как и многие, шла, не понимая, зачем иду, но шла, шла и молилась и просила о простом женском счастье, о ребёнке, о счастливой семье и здоровье родных. Конечно, просила в своих молитвах простить все мои грехи, каких у меня немало. И Господь и Николай Чудотворец услышали мои молитвы и буквально через пару месяцев я забеременела и в моей семейной жизни произошёл крутой поворот на все 180 градусов. А в 2015 году, будучи уже на 36-й неделе беременности, я сама за рулём приехала в Великорецкое на причастие и молебен, проехав почти 400 км туда и 400 км обратно. Мне также удалось попросить благословения митрополита Вятского и Слободского Владыки Марка на удачные роды. И чудо произошло снова: я 1 июля родила здорового сына. До Великорецкого Крестного хода у меня была одна жизнь, а после него она круто изменилась, чему я очень рада!!! Спасибо тебе, Господи, и, Николай Чудотворец, за все!!!»

Роман, 14 июня 2017, Москва, Россия: «А я познакомился со своей женой в прошлом году в крестном ходу, в самый сложный переход, когда весь день шел дождь и под ногами была грязь. А в этом году мы шли поблагодарить святителя Николая за то, что познакомил нас, ведь мы были даже из разных городов. А в этом году с нами пошли и наши друзья, поверили в наше чудо и пошли каждый за своим чудом, со своей молитвой. Слава Богу за все!»

Примечательно, что многие паломники отмечают особую атмосферу крестного хода, благодать, из-за чего стремятся возвратиться на Вятскую землю и пройти этот путь вновь и вновь. Так, в комментариях, обращаясь к журналистам, Елена из Кирова пишет: «Ребята, приезжайте снова! Отец Александр Балыбердин как-то сказал, что ногами можно прийти на Великую, а можно к Богу. Нынче притопали, на будущий год постарайтесь прийти к Богу. Николушка поможет».

Владимир из Ижевска делится: «Я прошел впервые нынче ход, только до Великорецкого. К сожалению, мои попутчицы натерли ноги и не смогли обратно. Но сама потрясающая атмосфера, беседы на привалах с другими паломниками. Никакого мата нет абсолютно, дружелюбное отношение друг к другу, даже когда идешь по лесу, по грязи, а там узкие тропки. Приходилось подолгу стоять, чтобы все прошли. Никакой толчеи, никаких недовольных, абсолютное терпение у всех. Никто никого не обижает, только помогают пройти эти лужи, грязь. У меня некоторая неудовлетворенность, что не прошел обратно. Есть желание пройти в следующем полностью».

Другая паломница из Кирова сообщает: «70-летняя бабушка, которая вернулась обратно в Киров с иконой, сказала: это рай, где не пьют, не говорят матом. Ребята-журналисты, сходив первый раз, сделали глубокие выводы. Помощи Вам Божией!»

Андрей Синицын из Вятки разделяет настроение корреспондента: «Шел вместе с Вами, видел Ваш квадрокоптер. Написано правдиво. А как иначе, когда благость молящихся охватывает, исправляет и умиротворяет всех. Материальные ценности ничто по сравнению с душевной радостью идущих ко Христу!»

«Леха», также кировчанин, оставляет благодарный комментарий: «Спасибо за репортаж. Прошел весь ход, много эмоций. Выразить словами не хватает образования. Реально ощущение рядом другого мира и его поддержки. Кто шел рядом, тот меня понимает. Для насмешников скажу: Бог не поругаем».

«Я первый раз так же шла только до Великорецкого, и пока шла — была уверена, что больше ни в жизнь не пойду, хватит и одного"подвига", — признается Вера из Кирова. — Вернувшись домой в Киров, решила, что пока все в памяти — надо собрать рюкзак, чтоб ничего лишнего и все необходимое. Боялась, что за год забуду, чего мне очень недоставало, а что было ненужной тяжестью. Так целый год и стоял собранный рюкзак. Потом рюкзак стала собирать за день, привычные вещи дополнялись только расходниками: аптечка, дневной запас воды и немного еды».

Москвичка Ирина сокрушается о том, что на этот раз не довелось разделить с другими крестоходцами в пути духовную радость: «Счастливые! Мне в этом году не выпало счастье пройти Великорецким крестным ходом, так вся душа изнылась, пока он шел. Я просто уверена, что ребята, которые прошли этот крестный ход, пусть даже половину, будут целый год жить этими прекрасными воспоминаниями и обязательно пойдут на следующий год».

По собственным ощущениям знаю, как права Ирина и все верующие в своих искренних комментариях, кто, пройдя крестным ходом на Великую, навсегда оставил внутри себя духовный опыт, особые ощущения. Как недавно на богословских курсах отметил преподаватель священник Вятской Епархии протоиерей Георгий Курасов, подчас в крестный ход собираются люди совсем не воцерковленные, некоторые идут даже с абсолютно, казалось бы, не христианской целью «испытать себя». Порой они ходят на Великую из года в год. Как сказал батюшка, ему приходилось слышать от таковых паломников, что их привлекает сама атмосфера крестного хода, где можно встретить женщин, похожих на женщин, мужчин, похожих на мужчин, не слышать ругани и скверных слов, провести дни в мире и заботе о ближнем, вдыхать запахи трав и наслаждаться русской природой. По словам отца Георгия, ничего плохого в мотивах таковых участников нет, таков их путь к Богу, ведь Создатель этого мира промышляет о каждом, и у каждого своя тропа и свой час на пути к храму и к Царствию Небесному.

Всякое дыхание славит Господа!

По мою душу в крестном ходе также преподались жизненные уроки. Одним из них стал случай, напомнивший устами монаха о том, что молиться нужно не только о здравии родных, но и не забывать поминать в молитвах усопших сродников, ведь Церковь есть земная и небесная.

…Однажды на привале, отстав от своих попутчиков, расположилась на краткий отдых неподалеку от одной компании. Внимание среди женщин привлек старчик, по-видимому, издалека приехавший монах. И, словно угадав мой интерес к его беседам, человек в рясе предложил присесть за их стол — раскинутую на полянке скатерть.

Поучаствовать в беседе с интересным человеком захотелось, однако в мыслях спохватилась, что еда осталась в пакете у друзей, привал короткий и среди множества народа в перелеске искать их просто не имело смысла. Пришлось смириться и без всего присесть. И совершив молитву «Отче наш» перед вкушением пищи, «старец» — так внутренне обозначила я незнакомого монаха — вдруг строго сказал, что на столе должна быть соль. Женщины растерялись, по-видимому, многие стараются ограничить себя в соленой пище, а я, обрадовавшись, что хоть чем-то могу послужить столу, за которым оказалась с пустыми руками, извлекла из рюкзака походную солоницу. Оказалось, это не прихоть. Как пояснил «старец», соль символизирует поминовение усопших, и если в крестном ходе мы творим молитву, то должны не только просить здравия себе, родным и близким (в первую очередь духовного), но и не забывать слова молитвы об упокоении душ усопших христиан. Монах также заметил, что совсем не обязательно каждый раз в молитве перечислять по именам всех отошедших ко Господу сродников в нескольких коленах, достаточно назвать два имени раб Божиих и, по слову молитвы, сказав «всех православных христиан» — помянуть тем самым всех своих родных.

Во главе круглого стола старец благоговейно произнес слова краткой молитвы: «Упокой, Господи, души усопших раб…, всех православных воинов и всех православных христиан. Прости им прегрешения вольные и невольные и даруй им Царствие Небесное. Аминь». И осенил себя крестным знамением. После чего, посолив пищу, приступил к трапезе. Его примеру последовали и мы. Позже размышляла, конечно, соль здесь просто выступила символом — нигде в Православии не сказано, по крайней мере, из уст священников не слышала и в церковных книгах не читала, что солью поминаются усопшие. Скорее всего, старчик напомнил нам о том, что Церковь есть земная и небесная, и творя молитву в крестном ходе, важно нам об этом вспоминать.

Как неоднократно говорил Владыка Марк, крестный ход — это молитвенное шествие. И действительно, идешь — и чувствуешь, как молится душа, об этом приходилось слышать от многих крестоходцев — ведь душа человека по природе своей христианка! Оттого так благостно идти вслед за приходом, где самим священником и хором совершаются молитвы. Но что удивительно — на протяжении всех шести дней в крестном ходе ощущаешь, что молится не только человек. Всякое дыхание хвалит Господа! В крестном ходе слова эти о самой природе. Оттого и чувствуется особенная благодать.

Как сейчас перед глазами. Раннее утро, брезжит рассвет. Паломники прямо в пути читают акафист святителю Николаю, а ты идешь, словно по зеленому коридору вдоль лесов или по полей и вдыхаешь ароматы свежей зелени и приобщаешься умом к словам молитвы. При этом ощущение, что молитву разделяет не только человек. Сопровождает на протяжении всего пути пение разных птиц. А по возвращении, когда путь проходит вдоль берега реки, возле стариц, озер и прочих водоемов вдруг слышишь квакание — словно полчища лягушек также что-то там поют. Всякое дыхание славит Господа! А в крестном ходе хочется добавить — всякое движение, включая колокольный звон, колыхание травы и даже журчание ручья.

«Силою Духа Святого объят каждый цветок, тихое веяние аромата, нежность окраски, красота Великого в малом. Хвала и честь Животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души — радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуия!» — читаю слова акафиста «Слава Богу за все».

Вершина хода

На этот раз основной целью путешествия был не репортаж, а веление души. Изначально собиралась пройти в одну сторону. Шла со знакомой с работы, которая также недавно вступила на путь воцерковления. Впервые была попытка пройти с молитвой и постом. Вечером в Великорецком, во время Всенощного бдения встала в одну из многих очередей к батюшке. Вспоминаются моменты, что приходится долго стоять. Исповедников к каждому из священников очень много. Однако батюшки, многие из которых также шли крестным ходом, несмотря на всю усталость, к исповедникам не относятся формально. Напротив, понимая, что паломники, многие из которых в Таинствах участвуют впервые, специально несли «грехи», чаяния и, помимо оставления грехов, ждут от батюшки мудрый совет. И по себе ощущала, как слова, сказанные там, душа впитывает с особой глубиной и радением и после о заветах вспоминает в жизни вновь и вновь.

Говорить о покаянном чувстве, наверное, слишком лично, но, так или иначе, паломники отмечают, что грехи особым образом вспоминаются в пути. «Можно еще и больше нахватать на свою душу». И действительно, в пути бывают также искушения, крестоходцами отмечается, что какой страстью страдаешь в обычной жизни, она «цепляется» особенно и здесь: от уныния до празднословия, от чревоугодия до раздражения, от ропота до осуждения. Однако обстановка располагает и на зарождение покаяния. Если пробуешь молиться и открываешь на исповеди душу, принеся покаяние, даже физически ощущаешь, как падает мешок с грехами с плеч. И, конечно, главным особенным моментом является участие в богослужении. По благословению митрополита Вятского и Слободского Марка службы совершаются в храмах ночью, утром на берегу реки Великой, чтобы все приготовившиеся и исповедовавшиеся смогли причаститься Святых Христовых Таин.

Однажды в храме довелось слышать проповедь протоиерея Александра Балыбердина о том, как он для себя открывал смыслы крестного хода. Батюшка рассказывал, правда, как в определенный период, занимаясь исключительно организационными вопросами, ощутил, что начал их утрачивать. Но все вернулось на круги своя: вновь пошел в числе других паломников крестным ходом с молитвой в пути и снова словно погрузился в Царствие Небесное… Позже переживания священника были опубликованы на его сайте «Страна Вятская». Слова батюшки настолько точно передают дух крестного хода, вероятно, это душа его ликует! И душа каждого паломника, совершающего путь на Великую… Поделимся и мы на страницах нашей книги размышлениями отца Александра:

«Каждый год, 3 июня вятчане и многочисленные гости Вятской земли отправляются на поиски страны, где можно было бы жить по правде и любви. Богат опыт человека в поисках «прекрасного далече», и он подсказывает, что на карте такой страны не найти, потому что она не от мира сего. Эта страна — Царство Небесное. И именно в это Царство Отца и Сына и Святаго Духа призывает нас священник первым возгласом Божественной литургии. Неслучайно многие паломники стараются приехать на Вятскую землю заранее, к началу Литургии и причаститься за ней Святых Христовых Таин.

Но вот звучит отпуст, затем совершается молебен святителю Николаю возле храма под открытым небом, напутствие митрополита Марка — и крестный ход начинает движение. Какое странное ощущение! Как будто богослужение не закончилось, а все еще продолжается. Только уже не в храме, а среди вятских лесов, на узкой тропе, струящейся вдоль берега Никульчинки или весенними лугами. Переливаются звоном колокола Троицкой церкви. По-прежнему звучат церковные песнопения. Развеваются на ветру хоругви. Кресты и иконы плывут во главе колонны. Светятся радостью лица паломников. Как будто мы и не выходили из храма! А ведь и на самом деле — мы не покинули Царства Божьего, которое приблизилось и теперь живет внутри нас (Лк. 17:20, 21), как праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).

Когда-то первые христианские общины жили именно этим ощущением приблизившегося Царства Небесного. Но, как заметил протоиерей Александр Шмеман, «со временем христиане стали все меньше воспринимать Царство Божие как приблизившееся и все больше разуметь под ним потусторонний, загробный мир. Поэтому мир сей и Царство Божие стали мыслиться почти исключительно — в хронологической последовательности: сейчас только мир сей, потом — только Царство. Тогда как для первых христиан всеобъемлющей реальностью и потрясающей новизной их веры было как раз то, что Царство приблизилось и, хотя и незримое, и неведомое миру сему, уже пребывает посреди нас, уже светится, уже действует в нем».

Великорецкий крестный ход никого не оставляет равнодушным. Его удивительная атмосфера захватывает сразу и не оставляет до конца пути. И, думается, что это поразительное влияние Великорецкого хода основано, прежде всего, на том, что он обновляет понимание приблизившегося Царства Божия, свойственное первым христианам. Когда, с выходом из храма, это Царство не исчезает, но, наоборот, расширяется и, здесь и сейчас, вбирает в себя весенний лес, мирно текущую реку, согретые майским солнцем заливные луга, пылящую лесную дорогу — весь окружающий мир, проснувшийся после долгой вятской зимы, хрупкий, свежий и чистый, пахнущий ладаном, звучащий пасхальными песнопениями и оттого еще более похожий на Царство не от мира сего, Страну Божией любви.

Священнодействия, совершаемые на пути Великорецкого хода, также не только напоминают о земных вехах истории Православной Вятки, но являют Царство Божие пришедшее в силе (Мк. 9,1). Вот предстоятель хода совершает освящение воды в реке Великой, и кажется естественным, что отныне по руслу лесной реки течет святая вода, окунувшись в которой посреди вятского мая, не заболеешь. Вот, стоя среди могил на сельском кладбище, священники поют пасхальные песнопения и поздравляют усопших с Пасхой Христовой. И в этом нет ничего удивительного — ведь у Бога, в Его Царстве все живы!

Вершина хода — Литургия в Великорецком — в храме, словно парящем над рекой Вяткой и всей Вятской страной. Здесь все — природа, богослужение, прошлое и будущее, земное и небесное — достигает такого единения, радости и полноты, что хочется, вслед за апостолами, воскликнуть: Господи! Хорошо нам здесь быть! (Мф. 17, 4). Восхождение закончено. А дальше — с миром изыдем! — и паломников ждет обратный путь в Вятку».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я