Книга описывает теорию и практику малого и среднего бизнеса с точки зрения методов его поддержки на государственном и региональном уровне, сохранения рабочих мест и экономической самостоятельности участников и работников малых предприятий, в том числе в сложные периоды экономических кризисов и пандемии. Предназначена для руководителей малых предприятий, студентов университетов и колледжей по специальностям «Управление малым бизнесом», «Менеджмент малого бизнеса», «Бухгалтерский учет» и др.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый и средний бизнес. Государственная и институциональная поддержка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в США, Европе и России
Вторая и следующая, третья, главы посвящаются общему описанию состояния и особенностей малого и среднего бизнеса в мире. Вторая глава далее представляет малый и средний бизнес в США, Европе и России, а третья — в Израиле, Китае, Индии, Японии и других странах Азии.
Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, созданию среднего класса (во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде, Испании), преодолению кризисов и стагнации производства (в Израиле, США), созданию новых рынков (в Мексике, Канаде, Сингапуре, Японии), последовательному проведению реформ (в Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Словакии). Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции. Безусловно, результат определяет не столько рост числа этих предприятий, сколько освоение новых технологий и решение адресных социальных задач по увеличению количества молодежных, женских и индивидуальных предприятий, а также по поддержке малых и средних экспортеров. В этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого и среднего бизнеса. По количеству таких предприятий лидирующую позицию занимают Соединенные Штаты Америки (более 7 млн. предприятий), затем следует Япония (6450 тыс.), на третьем месте находится Италия (3920 тыс.) и далее по нисходящей: Великобритания (2630 тыс.), Германия (2290 тыс.), Франция (1980 тыс.). Для сравнения: доля этих предприятий в общей численности занятых в Японии составляет около 80%, доля в общей численности занятых в Италии составляет 64%. В то же время можно констатировать, что наибольшее количество занятых в малом и среднем бизнесе приходится на США и Японию. Зарубежный опыт некоторых отдельных стран, как, например, США, Канады, Италии, Аргентины, Бразилии, весьма наглядно показывает, как можно эффективно сочетать упрощенную систему налогообложения для индивидуальных предпринимателей и семейного бизнеса с системой налогообложения для определенных видов деятельности (торговли, автозаправок и т.п.) в форме единого налога на вмененный доход.
Соединение собственности и управления в малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности, что, в свою очередь, проявляется в следующем: во-первых, ускоряется и упрощается процесс принятия управленческих решений, и это позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать и осваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных. Во-вторых, малый и средний бизнес не нуждается в сложной системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами. То есть собственник сам организует производство, и это дает большую экономию на накладных расходах. В-третьих, малый бизнес, благодаря непосредственному контакту и взаимоконтролю членов малой группы, обеспечивает более высокую интенсивность и дисциплину труда. Работники получают возможность работать ближе к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, в результате соглашаются на меньшую, чем на крупных предприятиях, оплату. В итоге локальная экономическая эффективность, которая находит отражение в рентабельности, у малого и среднего бизнеса должна быть выше, чем у крупного. Макроэкономический эффект этого бизнеса реализуется не только в увеличении объема продаж и прибыли на микроэкономическом уровне, но, прежде всего, в социально-экономических преобразованиях в масштабах общества в целом. Такой бизнес стабилизирует рынок, вовлекая в оборот местные сырьевые ресурсы, использование которых невыгодно гигантам, а также точнее учитывая запросы местного рынка. Малый и средний бизнес содействует развитию малых городов и поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Кроме того, соединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет не только сократить управленческий персонал, но и повысить сплоченность и взаимопомощь работников.
Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а всего лишь его разделение на средний (преимущественно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица). Поскольку роль публичного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает, включение некоммерческих организаций в состав малого и среднего бизнеса при условии информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.
Однако малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта — соединение функций собственника (распорядителя) имущества и менеджера, который управляет данным имуществом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Как показывает зарубежный опыт, именно с этим качественным отличием и связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса.
Стабилизирующая роль малого и среднего бизнеса обусловлена тремя главными причинами:
1) в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;
2) малый и средний бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;
3) отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня и т. д.
Безусловно, большую роль играет и психологический фактор. Как отмечают зарубежные эксперты, успех малых и средних фирм, основанных ушедшими из крупных корпораций специалистами, помогает обоим — и малым фирмам, и крупным корпорациям, причем в малых фирмах нередко реализуется принцип «обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой».
Важно отметить, что не только будущие владельцы малого и среднего бизнеса приходят из крупных корпораций, но и работники этих крупных предприятий, выходя на пенсию, часто находят себе место в малом или среднем бизнесе, чаще родственной с крупной корпорацией направленности, и там оказывается востребован их накопленный за годы работы опыт. Выигрыш крупной корпорации при этом заключается в привлечении на место перешедших в малый бизнес ветеранов молодых людей, которые могут потом долго, десятилетия, работать на крупном предприятии, выходя на пенсию уже в свое время и повторяя путь предшествующих ветеранов.
На предприятиях малого бизнеса устанавливается более домашняя атмосфера. Например, разрешается в некоторых случаях приводить с собой ребенка, если его не с кем оставить дома. Следует учесть и тот факт, что психология чиновников и предпринимателей существенно различается, и общаться с человеком бизнеса работнику проще, чем с чиновником.
Важнейшими из социальных эффектов развития малого и среднего бизнеса являются сокращение численности беднейших слоев населения и трудоустройство специалистов (с повышением квалификации специалистов для последующего руководства малыми фирмами и т.п.). Это имеет как социальное, так и экономическое значение, так как сокращает расходы общества на борьбу с преступностью, социальную защиту и медицинское обслуживание, обучение и профессиональный рост.
В то же время реализация социально-экономического эффекта малого и среднего бизнеса требует, прежде всего, улучшения макроэкономических условий его развития (что подразумевает развитие устойчивых связей крупного и малого бизнеса; рационализацию его отраслевой и региональной структуры, перестройки системы государственного регулирования). Важнейшим социальным институтом рыночной экономики является также взаимное доверие населения, власти и бизнеса, которое обусловлено преодолением чрезмерной дифференциации доходов и формированием среднего класса как необходимой основы стабильного гражданского общества.
Важно также учитывать опыт развитых стран в целевом характере поддержки малых предпринимателей.
В международной практике выделяют несколько категорий людей, стремящихся заняться бизнесом и начинающих свое дело. Первая категория — это начинающие предприниматели (то есть граждане, имеющие способности и желание заниматься такой деятельностью). Здесь внимание органов поддержки направлено, прежде всего, на молодежь, военнослужащих, увольняемых в запас, бывших чиновников, инженеров, которые остаются без работы после закрытия крупных производств. Вторая категория предпринимателей — это те, кто уже начал свой бизнес и имеет небольшую собственность. Однако семейному либо малому предприятию требуется расширение или модернизация, а иногда и качественное обновление производства (например, диверсификация) плюс определенные финансово-кредитные ресурсы. Причем их обеспечение, имеющееся у того или иного предпринимателя, недостаточно, поэтому необходимо создание системы гарантий с участием государства, банков и фондов, как, например, принято в Австрии, Финляндии и других странах при поддержке федеральных, региональных и муниципальных властей и, конечно, соответствующее законодательство.
Гарантия по кредиту создает возможность развития и модернизации бизнеса, позволяет вывести его на достойный уровень, когда можно доказать свою состоятельность в банке; такому предпринимателю необходимо помочь получить кредит, сформировать свою кредитную историю. Кроме того, создание государственной системы гарантий позволяет разделить риски между предпринимателем, банком и государственной структурой (фондом), вовлечь значительный банковский капитал в активный рыночный оборот. Третья категория предпринимателей — это те, у которых уже есть стабильный бизнес, а значит, есть и кредитная история. Данная категория предпринимателей может получить дополнительные кредиты даже под оборотные средства.
Европейские страны очень активно поддерживают развитие экспортного потенциала своего малого и среднего бизнеса. Действуют эффективные системы гарантий экспортных поставок в Германии, Австрии, Италии, Финляндии. Формируется единая система гарантий Евросоюза.
Следует отметить, что в странах с высоким уровнем экономического развития, как, например, США, Великобритании, Канаде, Германии, предприниматели также недовольны бюрократическими препонами, за что критикуют чиновников.
В развитых странах прямые контакты предпринимателей с государственными чиновниками (при доминировании электронных коммуникаций) сведены к минимуму, недостаточная государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства до сих пор не позволяла обеспечить рост его социально-экономической эффективности.
Мировой опыт свидетельствует, что при становлении рыночных отношений особенно малое и среднее предпринимательство нуждается в государственной поддержке.
Меры поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на решение проблем, обусловленных небольшими размерами компаний, посредством:
— облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
— облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
— внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.
Страны, в которых реализованы программы поддержки малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода — это Италия, США, Япония, Германия, Корея, Дания, Великобритания, Франция, Мексика, Чили, Бразилия.
Впервые кластерно-сетевой подход применен в Италии в 1970-е годы. С точки зрения кластерного подхода к развитию малого и среднего бизнеса наиболее интересен опыт Италии, который получил название «третья Италия», с которого и началось развитие данного подхода. В то время как в конце 1970 годов «первая» и «вторая» Италия переживали экономический кризис, северо-восточная и центральная части страны демонстрировали высокий экономический рост. В ряде секторов, где действовали в основном малые и средние предприятия (текстильное и кожевенное производство, производство обуви, керамики, мебели), были сформированы кластеры, в рамках которых субъекты малого и среднего предпринимательства смогли не только создать новые рабочие места, но и успешно выйти на экспортные рынки. В то время как крупные предприятия Германии и Великобритании переживали спад, кластеры малого и среднего предпринимательства «третьей Италии» смогли увеличить производство и экспорт. Более того, кластеры малого и среднего предпринимательства оказались способны постоянно внедрять инновации в производственный процесс. Эти предварительные примеры найдут свое отражение в дальнейшем изложении, где речь пойдет о конкретных странах и методах поддержки малого и среднего бизнеса.
2.1. Малый и средний бизнес в США
Идеи и практики государственной поддержки малого и среднего бизнеса зародились в США в годы Великой Депрессии.
Так, губернатор штата Нью-Йорк Франклин Делано Рузвельт ещё в 1930 году публично одобрил страхование от безработицы и систему пенсий; в 1931 году он добился принятия региональной программы, рассчитанной на 7 месяцев и имевшей размер в 20 миллионов долларов — краткость программы стала следствием осознания политической опасности от создания общественного класса, находящегося в постоянной финансовой зависимости от властей. 7
К 1938 году в США уже сформировались развитые институты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, которые помогли осуществить выход из Великой Депрессии в немалой степени благодаря этой поддержке.
Каково состояние институтов поддержки в США сегодня?8
Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйствующие субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:
— Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20
человек;
— Малые предприятия — от 20 до 100 человек;
— Средние предприятия — от 100 до 499 человек. Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.
Поскольку малый и средний бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, его доля является довольно высокой. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек в каждом. Кроме того, в США действует 18,3 млн. индивидуальных сельскохозяйственных предприятий (ферм).
Малое и среднее предпринимательство в США представлено в различных сферах (в производстве, в том числе машиностроении, торговле, финансовом секторе, области социальных услуг, а также в сфере инноваций). На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.
Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции. Подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. К примеру, освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции осуществлялось первоначально именно на малых и средних предприятиях (знаменитые «гаражи» Apple Стива Джобса и Microsoft Билла Гейтса, выросшие впоследствии в крупнейшие мировые корпорации).
Принципы и философия поддержки малого и среднего бизнеса в США получили свое юридическое оформление (институцию) в 1953 г., когда была создана Администрация по делам малого бизнеса в США (АМБ, US Small Business Administration), защищающая интересы малого и среднего бизнеса на правительственном уровне. На АМБ возложена обязанность оказывать предпринимателям финансовую и консультационную поддержку, содействовать в получении правительственных заказов и в заключении контрактов с крупными предприятиями. Представительства данной организации находятся во всех крупнейших городах, что позволяет распространять политику поддержки малого бизнеса на все штаты, а не только на основные экономические центры США.
АМБ разработан отдельный каталог определения размеров малых предприятий. В основу этих стандартов входят следующие критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли — за последние 12 календарных месяцев, за 3 финансовых года и т д), в отдельных отраслях — средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал 5 млн. долл., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать 500 тыс. долл. за исключением производства крупного рогатого скота.
Отдел АМБ по стандартизации, в соответствии с промышленной классификационной системой, определяет критерии отнесения бизнеса к малому, которые варьируются по отраслям. В качестве примера, для оптовой торговли и промышленного производства это будет количество наемных работников (соответственно не более 100 и 500 человек, в промышленности в отдельных случаях — до 1,5 тыс.).
Обладая возможностью предоставления и гарантирования займов и инструментами венчурного капитала на сумму более 45 млрд. долл. США в дополнение к кредитам на случай чрезвычайных бедствий на сумму 5 млрд. долл. США, АМБ является крупнейшей финансовой опорой малого и среднего бизнеса.
Основными задачами АМБ являются:
— помощь в получении кредита и предоставление гарантий по
кредитам для бизнеса;
— непосредственное субсидирование и кредитование малого и
среднего бизнеса за счет средств собственного бюджета;
— техническая и информационная поддержка бизнеса;
— сохранение и развитие конкурентной среды.
На данный момент в рамках программы гарантирования кредитов АМБ может гарантировать погашение за счет государства 90% кредитных обязательств. Это обеспечивает продление сроков кредитования при выдаче банковских кредитов на срок до 5 лет, а при предоставлении прямых ссуд от АМБ — до 15 лет.
Особое место занимает программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (пандемий, стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.
На малый и средний бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.
АМБ оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Ежегодно идет процесс как обновления и развития уже действующих, так и создания новых направлений. Наиболее традиционными и крупными являются:
— поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств,
— развитие экспортоориентированных производств,
— оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.
Существуют две наиболее крупные программы АМБ — «7а» (кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса) и «504» (на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий).
Цель программы «7а» — предоставление гарантий малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к займодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа, гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более 750 тыс. доля. США, на 80% для суммы не более 100 тыс долл; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
Цель программы «504» — помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать 1 млн. долл. США.
Бюджет АМБ на 2011 г. составлял почти 1 млрд. долл. США. Примерно 72% этих средств предназначались для кредитования по программе «7а», 19,6% направлялись на финансирование программы «504». При этом основные затраты составила не стоимость предоставляемых услуг, а помощь в приобретении оборудования, осуществлении строительства по наиболее низким расценкам.
Финансирование малых предприятий, создаваемых совместным инвестированием нескольких компаний, составляет 7,2% бюджета. На микрокредитование, являющееся, чаще всего, неприбыльным, отводится 0,5% бюджета АМБ.
Роль муниципальных властей и штатов не менее значительна. Яркое тому доказательство — деятельность г. Сиэтла шт. Вашингтон. Благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса Сиэтл из провинциального городка превратился в один из развитых центров страны. Администрацией г. Сиэтла реализуется ряд проектов, наиболее современным и перспективным из которых является комплекс программ под общим названием «Сильное решение в пользу нового века» (Рowerful Solution for a New Century). Инициаторами проекта являются ряд бизнесменов и администрация г. Сиэтл, а также некоторые общественные организации. В основе идеи лежит концепция необходимости управления рыночными процессами, поддержки стремления людей работать и зарабатывать, оказывать содействие развитию экономически неустойчивым предприятиям. В рамках этого проекта администрация г. Сиэтл решила открыть три программы — «Готов заработать» (Ready to Earn), «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний» (The Business Assistance Centrе and Development Lending Company) и «Компания общественного развития Сиэтла» (The Seattle Community Development Partnership).
Программа «Готов заработать». Объектом программы являются компании с низким уровнем дохода. Кроме средств городской казны, в эту программу задействованы добровольные вложения таких крупных компаний, расположенных в г. Сиэтл, как « Microsoft», «Boeing», «Medina Foundation» и др.
Программа «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний». Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы — объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходных, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития их деятельности.
Программа «Компания общественного развития Сиэтла». Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств или имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах. Таким образом, данная программа позволяет создавать рабочие места, оказывать новые виды услуг, расширить налогооблагаемую базу и получать средства для осуществления новых инвестиций.
В целом, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, правительство США продолжает усиливать меры поддержки малого и среднего бизнеса.
Также малый и средний бизнес получает поддержку со стороны акционерных коммерческих организаций. Государственная комиссия США по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает малым предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый и средний бизнес поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.
Администрация малого бизнеса США — независимое федеральное ведомство в составе правительства, подотчетное президенту. Должность руководителя АМБ назначается по представлению президента с обязательным утверждением Конгрессом США. Бюджет и направления финансирования АМБ также утверждаются Конгрессом. Таким образом, АМБ имеет высокий статус в структуре государственного управления и общественной жизни США
АМБ содействует малому и среднему бизнесу в заключении контрактов с правительством (федеральные закупки товаров, работ и услуг). Правительство США является самым крупным в мире покупателем товаров и услуг. Ежегодно федеральное правительство осуществляет закупки на сумму около 200 млрд. долл. В соответствии с Законом о малых предприятиях, АМБ совместно с другими федеральными министерствами и ведомствами помогает малому и среднему бизнесу получить доход в размере до 25% от федерального бюджета, выделяемого на закупки товаров, работ и услуг по контрактам с правительственными генподрядчиками.
АМБ также сообщает о возможностях участия в правительственных контрактах в качестве субподрядчиков, проводит с ними разъяснительную работу и соответствующие программы обучения.
АМБ имеет во всех штатах США центры региональной поддержки (ЦРП). Как правило, ЦРП создается на базе одного из университетов штата, реже — при органах власти штатов. ЦРП создаются практически во всех городах и округах штата. Определение университетов в качестве партнеров имеет преимущества, связанные с тем, что они независимы от властей штатов, т.е. смена губернаторов не влияет на деятельность ЦРП.
Основным критерием отбора подходящих университетов является степень охвата его деятельности в штате, т.е. наличие партнерской сети: колледжи, филиалы, представительства и т. д. Кроме того, университет должен доказать свою компетентность, т.е. располагать квалифицированным персоналом, материально-технической базой, методиками обучения, исследований и др.
Университеты проходят аккредитацию в АМБ, после чего участвуют в программе АМБ по поддержке малого бизнеса через сеть ЦРП. При университетах имеется должностное лицо (обычно проректор), который ведет данное направление деятельности университета, и ему подотчетна вся сеть ЦРП штата. Такой сотрудник университета отвечает за организацию, менеджмент, подбор кадров, планирование работы и распределение финансовых средств ЦРП.
Срок действия аккредитации университета 4 года. Университет-партнер АМБ может привлечь и другой университет для работы по созданию сети ЦРП. ЦРП в своей деятельности подотчетен отобранному университету, который, в свою очередь, подотчетен АМБ. Отчеты о проделанной работе, расходах и результатах деятельности сводятся университетом и предоставляются в АМБ.
Там, с помощью специального программного обеспечения, сводятся отчеты региональных сетей ЦРП, определяется их рейтинг, а также итоги работы каждого центра.
АМБ отчитывается о проделанной работе Конгрессу США. В случае выявления нарушений со стороны сети ЦРП проводится более детальная ревизия с привлечением независимых экспертов. Если подтверждается факт финансовых нарушений, вопрос рассматривается согласно соответствующему законодательству.
Таким образом, ЦРП представляет собой сеть общественных организаций, в состав которой входят АМБ, университеты, а также (в некоторых случаях) торгово-промышленные палаты, власти штатов, местная администрация и частный бизнес. В США действуют более 1000 ЦРП. В целом, деятельность сети ЦРП направлена на поддержку малого бизнеса и предполагает обучение, консалтинг, техническую помощь, содействие в поиске источников финансирования, подготовке документов для участия в госзакупках, а также определение и урегулирование общих проблем малого бизнеса в регионе.
ЦРП не получают прямые доходы и прибыль, и их деятельность нацелена на достижение косвенных результатов в виде получения налогов от малого бизнеса и создания новых рабочих мест.
Незначительные доходы ЦРП получают от тренингов и семинаров для предпринимателей. Полученные средства идут на оплату услуг преподавателей и аренду помещений. Привлекаемые преподаватели и консультанты ЦРП должны обязательно иметь опыт собственного предпринимательства.
Основной акцент ЦРП делают на обучение населения навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса.
Услуги, предоставляемые ЦРП, можно подразделить на 7 основных направлений:
— обучение и консультации населения в сфере ведения бизнеса. ЦРП набирают группы людей, желающих начать свое дело или бизнес, предоставляют им стандартные бизнес-планы, обучают необходимым процедурам для открытия бизнеса, обучают делать расчеты и проводить технико-экономическое обоснование бизнеспроекта;
— содействие в получении данных по маркетинговым исследованиям, экономическим прогнозам, тенденциям рынка, рынкам сбыта и поставщикам;
— содействие в подготовке документов для участия в конкурсах по государственным закупкам, подготовке сертификатов и прохождении аккредитации в списке участников реализации государственных заказов;
— содействие в доступе к участию в программах правительства по поддержке малого бизнеса;
— содействие в поиске источников финансирования;
— содействие в подготовке документов и оформлении заявок на получение финансовой помощи и финансирования, предоставляемых финансовыми и кредитными организациями;
— сопровождение бизнеса: постоянные консультации, семинары, тренинги по интересующим темам.
Необходимо отметить, что ЦРП не предоставляют бухгалтерские и юридические услуги. Если говорить об отдаче от деятельности ЦРП, то в АМБ убеждены в их высокой эффективности. Согласно статистическим наблюдениям, осуществляемым АМБ, 1 доллар инвестиций в ЦРП приносит прибыль в виде поступлений в бюджет от деятельности МСБ в размере от 2 до 19 долларов, в зависимости от штата. Кроме того, из 5 субъектов малого бизнеса, получивших обучение в ЦРП, четыре сохраняют свой бизнес на протяжении первых 5 лет, тогда как, согласно статистике АМБ, из 5 субъектов малого предпринимательства, начавших бизнес самостоятельно, только одному удается просуществовать хотя бы пять лет.
Подводя итоги, можно сказать следующее.
Соединенные штаты Америки демонстрируют наиболее развитые системы поддержки малого и среднего бизнеса в мире, насчитывая в своей истории десятилетия поисков структуры и функций поддержки.
Заслуживает особого внимания централизация этой поддержки в форме АМБ, развитая региональная структура АМБ и особенно — использование местных университетов как мест базирования ЦРП.
Более половины инноваций, более 2/3 национальной рабочей силы задействовано в малом и среднем предпринимательстве США. Малое и среднее предпринимательство сыграло решающую роль в оздоровлении экономики страны.
2.2 Как государство поддерживает малый и средний бизнес в Европе
Опыт ведущих экономик Евросоюза подтверждает, что развитие малого и среднего бизнеса ведет к повышению уровня экономики государства в целом и в конечном итоге ведет к повышению благосостояния его граждан. Преимуществом малого и среднего бизнеса является его мобильность и гибкость, которые позволяют быстро реагировать на изменяющиеся общественные потребности и адаптироваться к переменным условиям, подъемам, спадам, кризисам и отрицательным явлениям.
Современный мир характеризуется многообразием потребностей людей, намного более широким, чем потребности в пище, одежде, жилище и других базовых ценностях. Возникновение и внедрение нового в практику и сознание общества — это практически всегда результат инноваций. Малому и среднему предпринимательству проще проявлять дух пионеров, изобретателей, придумывающих и продвигающих новое в образ жизни людей и делающих эти инновации обыденностью в следующие десятилетия.
Европа — это много государств с довольно различными подходами к делу, и найти общие черты и особенности поддержки малого и среднего бизнеса в Европе — довольно сложная задача, в отличие от выше описанной истории и практики такой поддержки в США.
Общая для всех государств Европы задача в последние годы — сохранение малого и среднего бизнеса как места работы большой части населения в условиях коронавируса Covid-19.
Пандемия коронавируса заставила многие правительства ввести карантин, ограничить работу компаний и организаций. Одна из самых пострадавших отраслей — малый и средний бизнес, на котором в значительной степени держится экономика многих стран. Лишь небольшое число таких фирм может протянуть без заработка до конца ограничительных мер, к тому же неизвестно, сколько времени уйдет на восстановление после того, как они будут сняты.9
«Компании и самозанятые должны получить как минимум частичную компенсацию дохода, потерянного из-за мер изоляции, введенных правительствами. Это можно рассматривать как аналог страховой выплаты за ущерб в результате природной катастрофы. Иначе бизнес окажется под грузом дополнительных долгов, которые значительно замедлят восстановление экономики после снятия ограничений», — считает Ив Бонзон из банка Julius Baer. Он даже считает, что государство может в качестве одноразовой меры перевести соответствующим компаниям средства на арендные платежи — это было бы «в общих интересах».
Швейцария
Власти страны вместе с банками в самом начале пандемии, в марте 2020 года, подготовили программу помощи малому и среднему бизнесу в рекордно малый срок, буквально за четыре дня. В ней принял участие 121 банк, и за первую неделю работы было выдано более 15 млрд франков ($15 млрд) более чем 76000 компаний. Пакет антикризисных кредитов малому бизнесу еще на 20 млрд. швейцарских франков был представлен 25 марта 2020 года. Позднее Берн объявил, что увеличит его размер до 40 млрд франков.
Программа состоит из двух пунктов. Во-первых, компании могут попросить срочный беспроцентный заем на сумму до 10% от их годовой выручки, но не более 500000 франков. Эти кредиты полностью гарантированы правительством. Нужно лишь подать заявление. Во-вторых, можно получить кредит на сумму до 20 млн франков; его также выдаст банк, но 85% гарантировано правительством, и ставка по этой части составляет 0,5%. Оставшиеся 15% кредита — деньги банка по рыночной ставке.
Великобритания
В первом квартале 2020 года, по мере стремительного развития пандемии коронавируса, были приняты четыре пакета мер, которые предназначались в помощь компаниям и работникам, чтобы пережить кризис. Они составили около 60 млрд фунтов ($75 млрд). Плюс госгарантии по кредитам на 330 млрд фунтов, что эквивалентно 15% ВВП Великобритании.
Данная цифра особенно отчетливо демонстрирует понимание того факта, что поддержка даже на суммы в тысячи фунтов на одного жителя страны обойдется государству и его министерствам дешевле, чем если бы потребовалось брать семьи всех этих людей на государственное обеспечение.
Также работодатели Великобритании получили возможность подать заявку на правительственный грант, который покрывал 80% зарплаты временно оставшихся без работы сотрудников — до 2500 фунтов в месяц. В результате меры господдержки остающихся без работы или попадающих под сокращенный график работы сотрудников малых и средних предприятий Великобритании позволили в 2020 году в течение всего года сохранять свой совокупный доход в виде сокращенной зарплаты и компенсационных выплат на уровне 80% обычной зарплаты за предыдущие три года, что позволило смягчить удар кризиса экономики в результате пандемии и избежать социальных потрясений.
МСБ позже, в 2020 и 2021 годах получил возможность участвовать в госпрограмме кредитования компаний, деятельность которых была вынужденно приостановлена. Так, во 2 квартале 2020 года компании получили кредитов и пособий на сумму более 3,5 млрд фунтов.
Однако проблема возникла в связи с тем, что некоторые банки стали требовать от предпринимателей предоставить личные гарантии или обеспечение. То есть, по версии банков, кредит выдается на сумму от 25 000 до 5 млн фунтов, государство гарантирует банку возврат 80%, если заемщик не сможет расплатиться. Но «кредиторы могут потребовать обеспечение», указывала UK Finance (бывшая Британская банковская ассоциация). Barclays предупредил клиентов, что потребует предоставить личные гарантии для доступа к госпрограмме кредитования, HSBC тогда сообщил BBC, что сделает это для сумм свыше 100 000 фунтов. Однако Royal Bank of Scotland, который также владеет крупной розничной банковской сетью NatWest, ничего не просил, что было характерным поведением разных банков в 2020 году.
Действия банков вызвали критику бизнеса и законодателей. Представитель министерства финансов Стив Барклей заявил в парламенте: правительство не предполагало, что банки смогут также требовать обеспечение по госкредитам.
Подводя итоги краткого обзора государственной стратегии развития МСБ в Великобритании, можно утверждать, что она направлена на достижение следующих основных целей:
— повышение культуры предпринимательства и деловых отношений;
— активизацию процессов зарождения новых предприятий, создание условий для их ускоренного развития и дальнейшего роста;
— улучшение доступа к финансовым ресурсам;
— развитие предпринимательства в депрессивных районах и в отдельных социальных группах (женщины, национальные меньшинства, инвалиды и др.);
— привлечение предпринимателей к активному использованию государственных служб (информация, маркетинг, госзаказы, финансирование, экспорт и др.);
— разработку более эффективных мер государственной политики регулирования предпринимательской деятельности, способствующих развитию МСП.
Германия
В Германии все начинающие предприниматели имеют возможность получить льготные кредиты от государства в размере 50 тыс. евро со сроком погашения в течение 20 лет. Инновационная и научная деятельность очень активно поддерживается государством, за осуществление такой деятельности государство компенсирует расходы субъектам МСП в сумме до 40 тыс. евро. Коммерческое сотрудничество между МСП и высшими учебными заведениями неуклонно развивается. Сегодня в Германии более 80% выпускников начинают свою профессиональную деятельность на малых предприятиях.
Из-за различных льгот для МСП, низкой арендной платы за них крупные немецкие компании часто делятся на несколько частей, так как в этом случае происходит значительное снижение затрат, а такие самостоятельные части крупных компаний становятся чрезвычайно привлекательными для иностранных инвесторов, объем инвестиций которых достигает около 250 млрд. евро в год.
Направления развития поддержки малого и среднего бизнеса в Германии таковы. Основной принцип поддержки германского кластерно-сетевого подхода — это упор на следующие рыночные механизмы:
приоритет на самостоятельность малого и среднего предпринимательства, а не на государственную поддержку;
уход с рынка неэффективных предприятий;
кредитоспособность как основное требование для оказания государством финансовой помощи малому и среднему предпринимательству.
Франция
Во Франции управление поддержкой малого и среднего предпринимательства возложено на государственную организацию OSEO. Посредством данной организации правительство Франции финансирует малые инновационные проекты. Организация выступает гарантом и поручителем по кредитам, выданным малым и средним предприятиям банками-партнерами.
Особое внимание стоит уделить программе NACRE, учрежденной Министерством экономики, промышленности и занятости. Программа предоставляет беспроцентные кредиты и экспертную поддержку определенным проектам. В основном, это социальные проекты, направленные на создание или восстановление компаний в течение первых трех лет после начала их деятельности.
NACRE в 2020—2021 году стала одной из основных государственных структур, которые организовали государственную, финансовую в первую очередь, поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса в условиях ограничения деятельности при пандемии коронавируса.
Правительство Франции расширило возможность упрощенной регистрации предпринимателей с присвоением им статуса самозанятого. Следует отметить, что во Франции особое внимание уделяется безработным, пожелавшим открыть свое дело. Существует особая система поддержки, главным принципом которой является освобождение нового предпринимателя от всех видов налогов на три года, а также на год от выплат в социальные фонды. Кроме того, предприниматели во Франции, открывшие свой новый бизнес в слаборазвитых с точки зрения экономики районах страны, получают особую льготу от государства в виде полного освобождения от выплат в фонды социальной защиты.
Эти меры позволили части работников малого и среднего бизнеса перерегистрироваться в качестве самозанятых работников и временно освободиться от бремени платежей в налоговое ведомство и социальные фонды, что существенно облегчило их экономическое положение во время кризиса.
Италия
В Италии активизация развития малых и средних предприятий началась в 1950-х г.г. в связи с вступлением в Европейское экономическое сообщество, а также в целях дальнейшего экономического развития и обеспечения высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке. С начала 1970-х г.г. в Италии начала проводиться политика создания и развития новых промышленных регионов. Для ускорения развития малого и среднего бизнеса были созданы бизнес-инкубаторы. Появилась также потребность в реструктуризации уже имевшихся крупных производств для увеличения их гибкости и приспособляемости к изменяющимся экономическим условиям. Процесс структурной перестройки крупных компаний привел к уменьшению вертикальной интеграции и расширению горизонтальных связей. Это позволило расширить производственную и технологическую специализацию.
Одновременно возрастает роль отдельных видов производств. Сейчас в Италии в малом бизнесе сосредоточено свыше 70% всего занятого населения, причем большая часть работают на предприятиях, где трудится менее 50 человек, и только 35% занято на крупных предприятиях. Промышленные предприятия сектора малых и средних предприятий обеспечивают около 37% добавленной стоимости продукции крупных предприятий. Такие сдвиги в промышленности достигнуты в значительной мере благодаря реформированию крупных предприятий с выделением из них малых и средних предприятий.
Начиная с 1952 г., развитию малых и средних предприятий в Италии способствовало мощное правовое сопровождение, которое постоянно совершенствуется. К настоящему времени только в этой сфере принято свыше 42 основополагающих законов, а также целый комплекс программ, направленных на развитие МСП и на оздоровление экономики страны. В реорганизации промышленности и развитии малых и средних предприятий огромная роль принадлежит законодательству государства. К основным мерам государства следует отнести:
— совершенствование технологий и развитие НИОКР, создание консорциумов из институтов, малых, средних и крупных предприятий с участием местных органов власти для совместных исследований и технического сотрудничества;
— развитие производственно-технологической кооперации в этом секторе;
— обеспечение сотрудничества малых предприятий с крупными предприятиями, особенно в промышленных районах на северо-востоке страны;
— обеспечение международной конкурентоспособности итальянской продукции путем поддержки этого сектора предприятий, производящих экспортную продукцию;
— создание сферы коммерческих и производственных услуг, способствующих повышению качества и конкурентоспособности итальянской продукции;
— экономическое возрождение и поддержка регионов в интересах ЕС;
— совершенствование и развитие профессионального обучения.
Государственное обеспечение развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Италии можно охарактеризовать следующими показателями:
— доля МСБ в ВВП страны 55%, или 1.1 трлн. евро (2019—220),
— доля МСБ в общей занятости 71%,
— доля МСБ в общей численности предприятий> 99%,
— доля расходов на государственную поддержку МСБ — менее 0.5% ВВП.
Мощное и всестороннее правовое и ресурсное обеспечение развития МСП позволили в короткие сроки обеспечить Италии достойное место в группе самых развитых стран мира.
Государственная политика в отношении предпринимательства постоянно совершенствовалась с ростом понимания социально-экономической значимости сектора, что подтверждается последовательностью принятия некоторых правовых актов, направленных на расширение возможностей для роста и развития сектора:
— «О содействии в приобретении нового оборудования»;
— «О кредитовании и страховании экспорта»;
— «О создании экспортных консорциумов МСП»;
— «О создании Фонда технологических инноваций и Фонда ремесленнических проектов»;
— «О создании совместных предприятий за рубежом с участием итальянских МСП»;
— «О помощи начинающим предприятиям и стимулировании реинвестирования прибыли».
Позднее была значительно расширена компетенция регионов как в части правового обеспечения предпринимательства, так и в создании, развитии и управлении инфраструктурой поддержки (учебные и информационные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.), выведенной из под непосредственного контроля соответствующих министерств.
Государственная стратегия развития малого и среднего бизнеса определена законами и рядом других правовых актов, направленных на:
— содействие экономическому развитию регионов (особенно южных);
— поддержку развития НИОКР и трансферт новых технологий;
— повышение конкурентоспособности продукции этого сектора на мировых рынках;
— развитие производственно-технологической кооперации в рамках территориально-производственных комплексов с большим количеством малых и средних предприятий;
— содействие интернационализации итальянских МСП;
— помощь в формировании стартового капитала для молодых предприятий.
Базовые государственные программы и территориальная инфраструктура поддержки и развития МП в Италии:
— технические (обучение и консультации),
— программы финансовой поддержки,
— программы помощи в развитии экспорта,
— инновационные программы,
— программы сокращения административных барьеров,
— специальные региональные программы, в особенности развития юга Италии.
Стимулирование экспорта продукции малых предприятий
Общим для стран Европы, а также США, является стимулирование экспорта продукции малых предприятий. Оно имеет свои особенности, включая дополнительные меры поддержки и адресность поощрения, предназначенную только малым предприятиям. В отличие от форм кредитования малого бизнеса, субсидирование применяется реже.
В бюджетах США, Великобритании, Франции, Италии и других стран ежегодно предусматриваются средства на кредитование экспорта. Наряду с государственным кредитованием серьезную поддержку малому предпринимательству оказывает система государственного страхования экспортных кредитов. Так как частные страхователи рассматривают малые предприятия как источники повышенного риска, создаются страховые фонды на государственном и региональном уровнях.
Предприниматели разных стран объединяются в различные юридические и общественные структуры для поддержки собственных позиций и стимулирования дальнейшей работы. Например, существует Круглый стол CAUX (CAUX Round Table) — международная организация руководителей бизнеса, целью которой является продвижение деловой этики: развитие добрососедства, взаимопонимания и сотрудничества, корпоративной ответственности за экономическую и социальную стабильность. CAUX разработал и принял Декларацию «Принципы международного бизнеса» для выработки мирового стандарта поведения организаций в сфере бизнеса.
Работает Европейский деловой конгресс ОБСЕ для содействия экономическому сотрудничеству в регионе по защите прав и интересов его членов и оказания помощи фирмам в повышении эффективности их деятельности. Существует большое количество союзов предпринимателей, целью которых в том числе являются вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и др. Союзы предпринимателей представляют правительству свои предложения по проведению выгодной для фирм налоговой политики, предоставлению фирмам-экспортерам экспортных и других субсидий, защите рынка от иностранной продукции посредством высоких пошлин, предоставлению гарантий экспортных кредитов и т. д.
Как метод взаимодействия предпринимательских и властных структур существуют группы лоббирования, которые предполагают оказание влияния на принятие подготовленных решений государственных органов.
Считается, что предпринимательские союзы Великобритании связаны с государственной властью более тесно и представлены в парламенте значительнее, чем американские союзы в Конгрессе США.
Эти группы лоббирования выполняют весьма широкий диапазон функций:
— экономические, отражающие интересы предпринимателей, касающиеся конкретных законов, выделения кредитов, субсидий и дотаций, с выдачей квот и лицензий;
— регулирующие, предполагающие направления в соответствующие органы различных требований, планов, программ, проектов;
— оказание поддержки предпринимателям при защите от обвинений в коррупции, бюрократизма, составление политэкономических прогнозов развития хозяйственной конъюнктуры, содействие в поиске партнеров и других вопросах предпринимательства.
В государственной политике многих стран развитие малого предпринимательства давно и прочно занимает ключевое, перспективное место.
Это видно по разнообразию форм предоставления поддержки малым предприятиям в каждой отдельно взятой стране, а также по мерам стимулирования развития малого бизнеса.
Малый бизнес является платформой развития каждой страны, так как вбирает основную массу населения в реализацию экономико-социальных программ развития государства.
Программа гарантированных кредитов малым и средним предприятиям
Еще один общий для стран Европы, а также США, метод поддержки — это программа гарантирования кредитов для МСБ. Доступ к финансированию малых и средних предприятий обеспечивается правительственными органами разных уровней власти, кредитно-финансовыми институтами. Банки, различные фонды, финансовые и инвестиционные компании являются главными источниками финансирования малых и средних предприятий. К числу важнейших инициатив в этом направлении можно отнести следующие меры.
Программа гарантированных кредитов малым предприятиям для обеспечения финансовой поддержки платежеспособным предприятиям, которые по различным причинам не могут получить финансирование из традиционных источников. Согласно данной программе кредиторы получают правительственную гарантию от 70% до 85% кредита для соответствующих предприятий. Вариации в размере гарантии отражают приоритеты местных властей в поддержке малых предприятий на различных территориях.
Создание фондов венчурного капитала направлено на стимулирование инвестиций в мелкие и средние компании, незарегистрированные на бирже. Такие инвесторы освобождаются от уплаты налогов, и сами фонды пользуются определенными налоговыми льготами. Например, правительство Великобритании оказывает содействие в создании региональных и конкурентных фондов, с помощью которых предоставляется финансирование малым и средним предприятиям на конкурсной основе.
Ряд программ и инициатив объединены в единые фонды, ориентированные на повышение конкурентоспособности и экономическое восстановление определенных территорий. В рамках этих фондов малым предприятиям оказывается как непосредственная поддержка, так и техническая помощь в виде программ обучения.
Услуги по консультированию и технической поддержке имеют важное значение для устойчивого развития малых и средних предприятий. На всей территории Великобритании малым предприятиям предоставляется широкий ассортимент консультативных услуг и различных видов технической помощи. Центральное правительство помогает создать сеть советов по обучению и предпринимательству. Их директора привлекаются из частного сектора, при этом в правление таких советов входят представители местной власти и местной системы образования. Советы получают средства от центрального правительства и играют решающую роль в распределении средств на конкурсной основе из различных фондов. Советы несут ответственность за обеспечение финансируемых государством курсов обучения в подведомственных им районах, а также играют ведущую роль в программах экономического восстановления и стратегическом планировании бизнеса. Центральное правительство передало советам управление рядом государственных программ и направлений деятельности по поддержке этого сектора, в том числе консультативные услуги (по телефону, по сетям интернета, а так же обслуживание опытными консультантами из числа вышедших на пенсию бизнесменов). Консультации проводятся по вопросам:
— распределения займов и субсидий предприятиям, которые пользуются услугами консультантов, например, для создания новых видов продукции, улучшения маркетинга, расширения экспортной деятельности;
— выплаты субсидий начинающим предпринимателям и их обучение. Субсидия обычно представляет собой еженедельную выплату в течение одного года.
Роль советов по обучению и предпринимательству в последнее время изменилась, и сейчас их деятельность больше направлена на стратегическое планирование экономического возрождения на основе активного изучения предприятий и рынка в рамках местной экономики. На региональном уровне Советы поддерживают один из банковских кредитных фондов, а некоторые предлагают собственные программы предоставления займов малым предприятиям.
Предоставление консультативных услуг малым предприятим и их поддержка были переданы в ведение новой сети под названием Business Link (BL). Эта сеть финансируется преимущественно центральным правительством и курируется местными торгово-промышленными палатами, советами по обучению и предпринимательству и другими органами, представляющими интересы работодателей. Business Link предоставляет собою единый информационный центр для ответа на любые возникающие у предпринимателей вопросы. В этой связи проведена рационализация деятельности всей системы поддержки малых и средних предприятий, что привело к закрытию многих местных агентств помощи малым предприятиям. Некоторые из них сохранились как специализированные консультативные службы, предоставляющие помощь предприятиям, владельцы которых относятся к национальным меньшинствам. Другие являются субподрядчиками советов по обучению и предпринимательству. Услуги информационной и общеконсультативной службы сети Business Link предлагаются предприятиям бесплатно. Специализированное консультирование и диагностические услуги обычно предоставляются за плату.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый и средний бизнес. Государственная и институциональная поддержка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других