Книга описывает теорию и практику малого и среднего бизнеса с точки зрения методов его поддержки на государственном и региональном уровне, сохранения рабочих мест и экономической самостоятельности участников и работников малых предприятий, в том числе в сложные периоды экономических кризисов и пандемии. Предназначена для руководителей малых предприятий, студентов университетов и колледжей по специальностям «Управление малым бизнесом», «Менеджмент малого бизнеса», «Бухгалтерский учет» и др.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый и средний бизнес. Государственная и институциональная поддержка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Институционализм и поддержка малого и среднего бизнеса
Сложность и многогранность фактов взаимодействия МСБ и их окружения, в том числе государства и его властных органов, различных общественных и государственных институтов разного уровня, от общегосударственного до местного уровня села или городского района, требует научного осмысления, поэтому имеет смысл дать краткое введение в теорию институционализма и институциональной экономики.
1.1. Институционализм
Институционали́зм, или институциона́льная эконо́мика (англ. institutional economics), — школа экономической теории, изучающая социальные институты и их влияние на экономическое поведение людей. Научное описание явления институциональной экономики относится к началу XX века и дано в трудах Т. Веблена и У. Хамильтона (1919, журнал American Economic Review).2
Институционализм включает в себя собственно «институции» — правила, нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — оформление институций в виде законов, писаных правил, организаций, учреждений.
Институциональный подход полезен при изучении взаимодействия малого и среднего бизнеса и окружающей его среды тем, что такой подход не ограничивается анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включает институты общества и внеэкономические факторы.
Такой подход сложнее, поскольку он исследует экономику, например, МСБ, как часть связной социальной системы, через призму общественных потребностей в их развитии.
И именно осознание общественных потребностей, их развитие и формирование составляют сущность предпринимательства и в первую очередь МСП.
Реальный мир сложнее, чем его идеализация в классической экономике, где фигурирует спрос, цена, прибыль, конкуренция и вычислимые целевые функции максимума (или минимума) различных показателей бизнеса. Понимание этой сложности, в частности, определяет успех или неудачу предпринимательской инициативы.
«За анализ равновесия в теории некооперативных игр» — работа, которая сделала Джона Нэша в 1994 году лауреатом Нобелевской премии по экономике. Знаменитое «равновесие Нэша» — это наиболее полное математическое выражение стратегий поведения МСБ и их контрагентов во внешней среде, а институционализм наиболее близок своей экономической сущностью к этой сугубо математической работе.3
С точки зрения институциональных экономистов задача экономической науки не только в том, чтобы составить прогноз, понять систему взаимосвязей, но и дать рекомендации, обосновать рецепты соответствующих изменений в политике, поведении, общественном сознании.
Чем мы, собственно, и предполагаем заняться в данной книге.
Сложность исследования процессов взаимодействия МСБ и общества как внешней для МСБ среды (в которую тем не менее МСБ входит как составная часть) делает непродуктивными сложные формулы, таблицы и графики. Важнее опыт, понимание взаимосвязей, причин и следствий.
Как пример — невозможно понять, что может заставить людей выбросить купленный три года назад весьма совершенный смартфон и приобрести вместо него новый, в два раза дороже и имеющий на 10 процентов лучшую фотокамеру и более тонкую рамку по краям экрана. Но тот, кто предвидит такое поведение потребителей — выиграет и получит развитие, а другие — проиграют.
Вот что такое институциональный подход на простом примере.
Однако институциональный подход страдает несистемностью. За сто лет своего существования как научного течения не выработана общая методология и не существует общепризнанной научной школы.
Не сделан прогноз решительного увеличения возможностей в том числе МСБ в формировании экономического климата за счет внедрения цифрового управления, увеличения связности мировой экономики под влиянием сетей Интернет, роли робототехники и в силу этого — увеличения роли творческой личности, в том числе личности как носителя предпринимательской идеи, которую в рамках МСБ сегодня становится проще реализовать, чем даже 20 лет назад.
Мы по возможности постараемся эти идеи описать и раскрыть в следующих главах книги.
1.2. Новая институциональная экономика
Новая институциональная экономика (англ. new institutional economics), или новый институционализм, — школа экономической теории, принадлежащая к неоклассическому направлению (Р. Коуз, «Природа фирмы», 1937). Сам термин был введён в научный оборот О. Уильямсоном примерно в 1970 г..4
Работы по новой институциональной экономике относятся к чикагской и вирджинской экономическим школам (Р. Коуз, Г. Демсец, Р. Познер, У. Нисканен, Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, Дж. Бреннан). В 1997 году было основано «Международное общество новой институциональной экономики».
Фундаментально новым фактором в теории новой институциональной экономики является фактор транзакционных издержек. То есть не только издержки трансформации сущностей при взаимодействии производителей и потребителей с материалами, полуфабрикатами, продукцией и товарами, но и издержки взаимодействия людей между собой.
Проще говоря, если сыр определенного сорта в гипермаркете в два раза дешевле, чем такой же сыр в магазинчике в вашем доме, не факт, что вы начнете выводить автомобиль из гаража ради поездки за сыром в гипермаркет, вместо того чтобы потратить лишний доллар, зайдя в свой магазин пешком.
Основное внимание новая институциональная экономика уделяет анализу таких факторов как трансакционные (пишут и так и так, транзакционные) издержки, права собственности, контрактные и агентские отношения.
По сравнению с неоклассической теорией новый институционализм вводит новый класс ограничений, обусловленных структурой общества и сужающих поле индивидуального выбора. Кроме того вводятся поведенческие предпосылки — ограниченной рациональности и оппортунистического (соглашательского) поведения.
Первая предпосылка означает, что человек, обладающий ограниченной информацией, может минимизировать не только материальные издержки, но и интеллектуальные усилия. Вторая означает «преследование собственного интереса, игнорируя нерасторжимость договора, то есть возможность нарушения контрактов».
Все эти явления и особенности современного мира экономических отношений, особенно факторы необязательности поведения, надлежит учитывать при изучении методов и способов поддержки бизнеса — пусть необходимой, но несущей в себе риск, что ваша помощь, в лице ли государства, или иного института, не будет усвоена бизнесом и не принесет пользы помогающему.
Неоклассическая школа предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонения от неё характеризует как «провалы рынка» и возлагает в таких случаях надежды на государство. Новые институционалисты указывают, что государство также не обладает полной информацией и не имеет теоретической возможности ликвидации трансакционных издержек.
Одним из предметов изучения новых институционалистов являются сами институты, которые они рассматривают на двух уровнях.
— уровень институциональных соглашений. На данном уровне изучаются договоры между участниками экономических отношений, которые заключаются для минимизации трансакционных издержек. Например, таким институтом является фирма, в которой существует совокупность контрактных обязательств её работников для минимизации издержек.
В практике одного из авторов данной книги применялось понятие внутрифирменного бюджетирования — контракта между ресурсным центром (руководством фирмы) и центром ответственности (цехом, участком, бригадой, направлением). При формировании бюджетов составлялся контракт на ограниченный период, и затем в этот период не требовалось оформление разрешения на определенное действие в рамках бюджета. Это повышает устойчивость бизнеса, разгружает управленческий персонал и снижает издержки.
Такое бюджетирование имеет смысл при обращении за поддержкой, так как оно повышает уровень доверия помогающих институтов к бизнесу в силу его прозрачности и понятности.
— уровень институциональной среды. На этом уровне изучаются сами «правила игры», т.е. правила, нормы и санкции, образующие политические, социальные и юридические рамки взаимодействия между людьми. Другими словами, институциональная среда — это те рамки, в которые заключены участники институциональных отношений. Хорошо структурированные правила взаимодействия облегчают формирование порядка и условий оказания помощи, с оценкой издержек и выгод, и искусство оформления такой структуры в понятную форму является в первую очередь задачей владельцев и руководителей малого и среднего бизнеса.
1.3. Институциональная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне в России
В Российской федерации, несмотря на развитую сеть научно-исследовательских институтов экономического профиля и университетов, теория экономики малого и среднего бизнеса и его поддержки государством, регионами и муниципалитетами разработана недостаточно. Однако можно найти вдохновляющие примеры глубоко системного подхода, сочетающего теоретические основы институциональной экономики и практику реализации теоретических положений. Например, Уральский государственный экономический университет в Екатеринбурге формирует, по сути, профессиональный и научный климат в области малого и среднего бизнеса в Свердловской, Пермской, Челябинской, Нижегородской, Волгоградской и даже Ростовской области. Работа «Институциональная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — важнейший фактор модернизации экономики муниципального образования», выполненная на кафедре региональной и муниципальной экономики УрГЭУ под руководством зав. кафедрой проф. Е. Г. Анимица при участии заведующей нормативно-экономическим сектором Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом С. А. Зверевой и доц. Н. В. Новиковой, позволяет оценить эту практику в полной мере 5[2]. Ниже приводится краткое изложение основных положений работы, непосредственно относящееся к теме институциональной экономики и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Усиление экономической самостоятельности в значительной степени обусловлено преодолением отчуждения людей от средств производства и результатов своей деятельности, и находит яркое проявление в росте малых и средних предприятий, индивидуального предпринимательства, деятельность которых основана на принципах полной экономической самостоятельности.
Отмеченные изменения в экономическом пространстве возможны в результате массового производства относительно недорогих орудий труда, которые могут быть приобретены в личную собственность одним человеком или небольшой группой людей.
Изменение организационных форм экономической активности проявляется также в переходе от корпораций индустриального типа к «адаптивным» корпорациям, примером которых служат различные объединения (союзы, ассоциации, общества) предпринимателей, товаропроизводителей, другие некоммерческие общественные объединения (структуры поддержки малого и среднего предпринимательства, политических школ и лидеров и др.).
В условиях становления рыночных отношений и развития демократических форм управления в структуре национального хозяйства активно формируется муниципальный сектор экономики, который складывается из предприятий и учреждений различных форм собственности, разной отраслевой принадлежности, способных обеспечить укрепление экономических основ местного самоуправления.
Мировой экономический кризис, свидетелями которого мы являемся, позволил еще раз осознать простую истину — перспективы развития муниципальных образований во многом зависят от будущего развития субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих на их территории.
Сфера влияния большинства таких организаций ограничивается пределами одного муниципального образования или региона, способствуя созданию новых рабочих мест, повышению занятости населения и росту налоговых поступлений в местный бюджет.
Однако для динамичного развития субъектов малого и среднего предпринимательства необходима помощь органов власти, реализуемая на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях.
Предметом нашего исследования в данном случае выступает муниципальная поддержка малого предпринимательства — одного из важнейших факторов модернизации экономики муниципального образования.
Каким образом оказывать содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, что входит в систему муниципальной поддержки — вопросы, которые давно волнуют органы местного самоуправления муниципальных образований.
Система муниципальной поддержки малого предпринимательства включает в себя осуществление следующих мероприятий: создание муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства; формирование и развитие муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности реализовать преимущественное право на выкуп арендуемого помещения; устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства.
Основная цель издания муниципальных правовых актов — создание механизмов для реализации требований федерального и регионального законодательства на муниципальном уровне.
Федеральное законодательство предусматривает принятие органами местного самоуправления муниципальных правовых актов о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, программ развития малого и среднего предпринимательства, регламентирующих порядок формирования перечней имущества, свободного от прав третьих лиц, и утверждающих перечни имущества, свободного от прав третьих лиц.
Рассмотрим более подробно муниципальные правовые акты в области развития малого и среднего предпринимательства как результат его институциональной поддержки. В связи с тем, что раньше не существовало единого реестра муниципальных правовых актов, имеет смысл в крупных городах, имеющих численность населения 1 млн. человек, создавать муниципальные каталоги и базы данных правовых актов муниципального образования.
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства посредством арендных отношений.
Предоставление муниципальных помещений в аренду — одна из форм имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Аренда муниципальных помещений все еще остается привлекательной для малых и средних предпринимателей и приносит немалый доход в местные бюджеты. Так, в структуре доходов местных бюджетов городов — административных центров субъектов, входящих в состав Уральского региона, доходы, полученные в виде арендной платы в 2008 г., занимали от 6 до 20%.
Субъекты малого и среднего предпринимательства привлекает реализация нескольких возможностей: оформление помещения в долгосрочную аренду (определенная стабильность и возможность планирования развития бизнеса); изменение графиков арендных платежей с учетом финансового положения арендаторов (предоставление отсрочек и рассрочек платежей); зачет капитального ремонта в счет арендной платы (проведение ремонта своими силами и возможность снижения размера арендных платежей). В качестве антикризисных мер муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства можно назвать отказ от повышения ставок арендной платы от года к году, установление льгот по арендной плате для субъектов малого и среднего предпринимательства в виде уменьшения размера арендной платы.
Часто муниципальное имущество, предоставляемое в аренду, имеет ряд недостатков, не приемлемых для крупного предпринимательства: отсутствие близко расположенных парковок для автотранспорта, отсутствие охраны; помещения, как правило, требуют ремонта; «скрытые платежи» (плата за аренду земельного участка, на содержание общего имущества, страхование не включены в плату за арендуемое помещение). Но для предпринимательской инициативы малого и среднего бизнеса эти недостатки не имеют определяющего значения, и муниципалитеты имеют возможность получения дохода за счет привлечения малого и среднего бизнеса к арендным отношениям даже при наличии таких недостатков.
Программирование — важнейшая форма институциональной поддержки малого и среднего предпринимательства. Муниципальные программы поддержки — это нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
Формирование и реализация муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, а также формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности, относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Следует отметить, что федеральное законодательство придает большое значение не только наличию программы развития малого и среднего предпринимательства, но и ее содержанию.
Размещение принятых программ развития малого и среднего предпринимательства на официальных сайтах администраций городов является одной из мер информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Информирование муниципалитетов о положительном опыте информационной поддержки позволяет распространять этот опыт по регионам, в том числе через представителей малого и среднего бизнеса, которые получают возможность сослаться на публикуемую информацию и подсказать органам власти в своих городах, где они могут почерпнуть опыт и что этот опыт принесет городу и бизнесу.
Институциональная поддержка малого и среднего предпринимательства посредством отчуждения арендуемой государственной и муниципальной собственности.
Новый инструмент институциональной поддержки малого и среднего предпринимательства «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дает новые возможности для приобретения малым и средним бизнесом находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, или в муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества. При этом некоторые регионы и муниципалитеты установили более льготные условия для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на выкуп арендованных площадей.
Наличие сформированного публично доступного Перечня муниципального имущества позволяет получить ряд преимуществ как органам местного самоуправления, так и субъектам малого и среднего предпринимательства. Включив имущество в Перечень, органы местного самоуправления сохраняют в муниципальной собственности имущество, приносящее доход, имеют возможность спрогнозировать получение дохода от аренды на долгосрочный период. Посредством такого Перечня субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность определить имущество, которое им может быть передано на торгах, проводимых с их участием (участие крупного предпринимательства исключается) либо в порядке муниципальной помощи без торгов; данное имущество передается им на долгосрочной основе; договором аренды данного имущества могут быть установлены льготные ставки арендной платы.
Перечень имущества должен быть официально опубликован и размещен на официальном сайте муниципального образования. Следует отметить, что все города, утвердившие такие Перечни, включили в них здания, строения, сооружения и нежилые помещения.
Создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства не является обязанностью органов местного самоуправления. Такие органы, как правило, формируются для улучшения взаимодействия органов власти и субъектов предпринимательства, работающих на территории муниципального образования, выработки рекомендаций органам местного самоуправления по организации более эффективного микроклимата для развития предпринимательства, в качестве дополнительного гаранта соблюдения прав предпринимателей.
Пока еще даже не все города-миллионники имеют координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства.
Несмотря на необязательность создания таких органов, в законодательстве определен ряд требований, которые органы местного самоуправления должны выполнить в случае, если такие органы все-таки создаются. В частности, решения о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства должны быть опубликованы не только в средствах массовой информации, но и размещены на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет (ст. 13 Федерального закона №209-ФЗ).
Одной из целей создания координационных (совещательных) органов может быть проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства. К сожалению, приходится отметить не очень активную роль таких органов. В тех городах, где эти структуры имеются, деятельность их не освещена и не представляется возможным определить, проводится ими общественная экспертиза или нет. Официальные сайты администраций городов не содержат информации не только о проведении этими органами экспертизы, но и о том, сколько прошло заседаний, какие вопросы решались, какие рекомендации органам власти сделаны, приняты ли эти рекомендации.
Органами местного самоуправления, безусловно, предпринимаются большие усилия для осуществления мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, однако, к сожалению, эти меры не всегда эффективны.
В настоящее время перед органами власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях поставлена задача достижения модернизационных изменений во всех сферах, в том числе экономической. Данный стратегический ориентир приобретает особую значимость в условиях мирового экономического кризиса, преодоление которого без качественных трансформаций, носящих модернизационный характер, невозможно. Локомотивом модернизации экономики (институциональной модернизации) является малое и среднее предпринимательство. Меры институциональной поддержки — действенный рычаг в руках структур, наделенных властью, в том числе на муниципальном уровне.
1.4. Институциональные фонды поддержки малого и среднего бизнеса в Израиле
В Израиле существует развитая система финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, которая реализуется через специально созданные государственные фонды.6 Такие фонды структурированы по направлениям поддержки и характеристикам поддерживаемых предприятий.
Это, во-первых, фонд поддержки предпринимателей — новых репатриантов (олим).
Фонд в поддержку предпринимателей — новых репатриантов основан Министерством Абсорбции Израиля (МАИ). Фонд предоставляет кредиты предприятиям, принадлежащим новым репатриантам, и обладающим потенциалом роста. Кредит предназначен для строительства, расширения или создания самостоятельного бизнеса. Рассматриваются заявки на кредит от предприятий, удовлетворяющих следующим условиям:
— до 10 лет с момента репатриации,
— жители Израиля, вернувшиеся в Израиль, до двух лет со дня возвращения,
— новые репатрианты из Эфиопии — до 15 лет с момента репатриации,
— наличие не ограниченного банковского счета заявителя,
Принятие заявки обусловливается приложением бизнес плана.
Условия кредитования:
— сумма кредита составляет до $100000,
— кредит длительностью 6 лет, льготный период (погашение только процентов) 12 месяцев,
— проценты на уровне 2% годовых, привязаны к индексу цен,
— предоставление гарантий и подбор гарантов.
Фонд для малых предприятий экспортеров.
Государственный гарантированный фонд экспортеров — это правительственный фонд Израиля, направленный на поощрение экспорта. Фонд предоставляет займы для экспортеров с потенциалом продажи на глобальном рынке сбыта для целей оборотного капитала, инвестиций в оборудование и маркетинговой деятельности. Кредит предоставляется через банки, работающие с Фондом.
Кто считается экспортером — представителем малого и среднего бизнеса? Это бизнес или корпорация, зарегистрированная в Израиле, которая является лицензированным дилером с НДС, как это определено в законе об НДС 1976 года, и соответствующая следующим условиям:
— большая часть предприятия, а также контроль и управление над ним находятся в Израиле,
— экспорт бизнеса или корпорации превышает 5% от общего объема продаж.
Предприятия, имеющие право подать заявление на получение кредита:
— имеющие годовой оборот до $15 млн.
— объем экспорта не менее 5% от оборота.
Для получения кредита необходимо, с целью отслеживания инвестиций, наличие:
— собственного капитала не менее 20% от общего объема кредитов,
— отсутствие задолженности перед налоговыми органами,
— отсутствие задолженности перед Министерством торговли и промышленности (авторы считают, что данное положение в связи с дальнейшим развитием малого и среднего бизнеса, следует исключить. Кроме того, авторы считают, что в ближайшие 3—5 лет данный фонд должен быть увеличен минимум на 10%),
— отсутствие замороженных или ограниченных счетов бизнеса или его владельцев.
Условия кредитования:
— кредит для бизнеса с оборотом до $500 тысяч — на сумму до $100 тысяч.
— кредит для бизнеса с оборотом более $500 тысяч — в размере до 20% оборота, но не более $1 миллиона.
Банки могут потребовать залог для заемщиков с балансом до 30% от суммы кредита.
Срок кредита составляет 5 лет с возможностью отсрочки на 11 месяцев.
Фонд поддержки среднего бизнеса
Государственный гарантированный Фонд среднего бизнеса — это правительственный фонд Израиля, который предоставляет кредиты бизнесам среднего размера, направленные на поощрение развития и расширение сферы занятости для целей оборотного капитала и расширения деятельности.
Кредиты предоставляются через Банки, работающие с Фондом: Банк Оцар Хахаял и Меркантил Дисконт Банк.
Предприятия имеют право подать заявление на получение кредита:
— при наличии годового оборота от $22 до $100 миллионов,
— при наличии собственного капитала в размере 20% от суммы кредита,
— при отсутствии задолженности перед налоговыми органами,
— при отсутствии замороженных или ограниченных счетов бизнеса или владельцев,
— при отсутствии применения в отношении бизнеса или его владельцев судебных приказов об исполнении решений, наложенных штрафов на собственность, или расформирование бизнеса,
— при отсутствии банковских судебных исков против предприятия или его владельцев,
— при отсутствии долгов на банковских счетах предприятия или его владельцев,
— если проситель кредита не получал кредит от Фонда Экспортеров в качестве одиночного экспортера.
Условия кредитования:
— сумма кредита до 8% годового оборота за год до подачи кредитной заявки, или не более $8 миллионов (меньшая величина из двух).
— плата за кредит: гонорар в размере 0,8% от суммы кредита для бизнеса с оборотом до $50 млн, и 1,1% для бизнеса с оборотом $50—100 млн.
Банки могут потребовать залог для заемщиков c балансом до 25% от суммы кредита.
Cрок кредита составляет 5 лет с возможностью отсрочки на год.
Фонд поддержки малого бизнеса на юге Израиля
Фонд поддержки малого бизнеса на юге Израиля предоставляет кредиты правительства предприятиям из южного региона Израиля в целях развития бизнеса или оборотного капитала. Кредит предоставляется Банком Оцар Хахаял.
Условия, дающие предприятию право подать заявление на получение кредита:
— наличие годового оборота до $22 миллионов,
— на получение кредита необходим собственный капитал в размере 20% от общего объема кредита,
— отсутствие задолженности перед налоговыми органами,
— отсутствие замороженных или ограниченных счетов бизнеса или владельцев.
Предприятие может получить не более одного кредита.
Условия кредитования:
— кредит на сумму до 500 тысяч шекелей (около $150000),
— плата за кредит составляет: 500 шекелей — стоимость проверки документов, гонорар в размере 0,2% от суммы кредита, процентная ставка 1,5%.
85% залога обеспечивает правительство, не менее 10% залога — от заемщика. Банки могут потребовать залог от заемщиков до 25% от суммы кредита.
Срок кредита составляет 5 лет с возможностью отсрочки на год.
Фонд поддержки малого бизнеса — ускоренная подача (кредиты до 100000 шекелей)
Государственный Фонд поддержки малого бизнеса предоставляет кредиты правительства предприятиям имеющим потенциал роста, в целях инвестиций или оборотного капитала. Кредит предоставляется через банки, работающие с Фондом: Банк Оцар Хахаял и Банк Дисконт Меркантиль.
Предприятия, имеющие право подать заявление на получение кредита, должны удовлетворять следующим условиям:
— годовой оборот до $3 миллионов,
— отсутствие задолженности перед налоговыми органами,
— отсутствие замороженных или ограниченных счетов бизнеса или владельцев,
— не получали такой кредит в прошлом.
Условия кредитования:
— сумма кредита составляет до 100000 шекелей, или около $30000,
— плата за кредит складывается из гонорара в размере 0,3% от суммы кредита и процентов на уровне 3,5% годовых.
70% залога обеспечивает Фонд поддержки малого бизнеса, не менее 25% предоставляет гарант по банковским условиям.
Срок кредита составляет 5 лет с возможностью отсрочки в 5 месяцев.
Фонд общей поддержки малого бизнеса
Предприятия, имеющие право подать заявление на получение кредита, должны удовлетворять следующим условиям:
— годовой оборот от 15 до 22 миллионов шекелей (от $4 миллиона до $6 миллионов),
— для получения кредита необходимо иметь собственный капитал в размере 20% от суммы кредита,
— отсутствие задолженности перед налоговыми органами,
— отсутствие замороженных или ограниченных счетов бизнеса или владельцев.
Условия кредитования:
Кредит для бизнеса с оборотом в 10 млн. — на сумму до 500 тысяч шекелей, кредит для бизнеса с оборотом до 22 млн. — на сумму до 750 000 шекелей.
Плата за кредит: гонорар в размере 0,3% от суммы кредита, 70% залога обеспечивает Фонд поддержки малого бизнеса. Банки могут потребовать залог от заемщика в размере до 25% от суммы кредита.
Срок кредита составляет 5 лет с возможностью отсрочки на 5 месяцев.
Следует отметить, что количество фондов для перспектив развития малого и среднего бизнеса такого государства, как Израиль, вполне достаточное, однако, реклама указанных фондов для населения совершенно неудовлетворительна.
И малые предприятия зачастую даже не знают о возможности получить такую финансовую поддержку.
Расширение практики информирования бизнеса о возможностях такой поддержки, несомненно, может оказать положительное влияние на существование и развитие малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем в Израиле функции институтов поддержки чрезмерно бюрократизированы, и их адаптация к современным реалиям позволит сделать много полезного для страны, где еще очень и очень много мест для приложения предпринимательских усилий и инноваций.
1.5. Сравнение практик поддержки малого и среднего бизнеса в России и Израиле
Примеры и практики, приведенные в предыдущих главах, показывают существенное различие подходов к поддержке малого и среднего бизнеса. Это различие в первую очередь, на наш взгляд, определяется финансовым и банковским климатом, то есть стоимостью кредитных ресурсов для малого и среднего бизнеса. Если в Израиле основная часть институциональной поддержки предоставляется в виде кредитов в денежной форме — на развитие бизнеса, на поддержку экспорта и расширение деятельности, в России высокие ставки по банковским кредитам делают финансовую поддержку практически не имеющей смысла — взявший кредит малый бизнес работает на банки, а не на свое развитие.
Поэтому в России получили большее развитие другие формы поддержки — в основном в виде предоставления муниципального имущества в аренду малому и среднему бизнесу, обеспечения возможности выкупа такого имущества в рассрочку, а также предоставления малому и среднему бизнесу возможности получать заказы от муниципалитетов на необходимые городам товары, работы и услуги.
Можно сказать, что если две эти сравниваемые страны возьмут на вооружение лучшие примеры у другой страны — Россия упростит доступ своему малому и среднему бизнесу к кредитным и инвестиционным ресурсам, а Израиль воспользуется практиками поддержки малого и среднего предпринимательства на нижнем уровне — городов и районов страны — обе выиграют.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Малый и средний бизнес. Государственная и институциональная поддержка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других