Социальная психология труда. Теория и практика. Том 1

Л. Г. Дикая, 2010

В книге обосновываются вопросы становления новой отрасли психологической науки – социальной психологии труда, определяются ее признаки, критерии, специфика. Рассматриваются истоки социальной психологии труда в историческом, методологическом и методическом аспектах. Обсуждаются методологические проблемы и возможности интеграции психологии труда и социальной психологии в новую отрасль психологического знания. Показано, что актуальность развития социальной психологии труда определяется потребностями практической психологии. Определены тенденции развития отечественной социальной психологии труда. Анализируются проблемы реализации профессионала в разных видах трудовой и организационной деятельности, в трудовых и организационных отношениях. Обсуждаются проблемы повышения качества жизни профессионала и трудовой занятости в современной России. Книга предназначена для всех, кто интересуется методологическими и практическими проблемами социальной психологии труда и перспективами ее развития.

Оглавление

Из серии: Труды Института психологии РАН

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология труда. Теория и практика. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II

К проблеме реализации личности в профессии

Специфика исследования реализации профессионала в контексте социальной психологии труда[4]

Е. П. Ермолаева

Отнесение психологии труда к социально ориентированным отраслям психологического знания не требует доказательств. То, что любой труд, и особенно труд профессиональный, невозможен вне социума и обусловлен конкретными социально-экономическими условиями, представляется самоочевидным. Однако на констатации этой очевидности в конкретных психологических исследованиях психологи обычно и останавливаются, когда занимаются проблемами профессионального отбора и пригодности, формированием трудовых навыков и операций, обеспечением мотивационно-личностной базы деятельности. До недавнего времени конкретные аспекты реализации человека как профессионала практически не связывались с макросоциальными отношениями, и такая позиция была обоснована, поскольку эти отношения десятилетиями оставались неизменными.

Это и давало исследователям моральное право ими пренебрегать.

Главной областью исследований оставалась психология становления профессионала. К тому же профессиональные операции и навыки, формируемые в условиях преобладания индустриальных технологий, действительно заслуживали повышенного внимания в силу своей специфичности для каждой профессии, сложности обучения и требуемого высокого мастерства исполнения. При этом предполагалось, что если операции и навыки хорошо сформированы, то они будет успешно и реализованы. Социальные условия если и учитывались, то как факторы одностороннего влияния на качество выполнения сугубо профессиональных функций.

Ситуацию кардинально изменила перестройка профессиональной сферы, вызванная современными социально-экономическими преобразованиями в России, которая привела к психологической девальвации многих профессий, бывших ранее престижными и массовыми, и к размыванию ранее сформированных профессиональных слоев населения. Поэтому стало невозможно рассматривать традиционные проблемы психологии труда и профессионала в отрыве от активно напоминающего о себе и непрерывно меняющегося макросоциального контекста.

Эти изменения в социально-психологическом пространстве профессионала по времени совпали с изменением информационно-технологического пространства труда — широким внедрением в профессиональную сферу информационных и организационных технологий. В совокупности эти изменения сдвинули приоритеты в проблематике исследования профессионалов, что позволило вплотную подойти к концептуальному оформлению социальной психологии труда как новой научной дисциплины.

Проблемные области, соотносимые с традиционными для психологии труда направлениями, в контексте социальной психологии труда приобретают иное научное содержание. Во-первых, мотивы выбора профессии и этапы формирования профессионала рассматривается не только с позиции возможностей актуализации имеющихся индивидуально-личностных предпочтений и способностей, но, прежде всего, с позиции последующей социальной реализации в будущей профессии; а индикатором уровня профессионализма выступает сформированность и степень гармоничного сочетания индивидуально-адекватной и социально целесообразной реализационных стратегий. Во-вторых, приоритеты при становлении профессионала переходят от формирования высшего уровня профессионального мастерства в одной профессии к созданию основы для гибкого и психологически безболезненного перехода из одной сферы труда в другую, что делает актуальной задачу более эффективной реализации уже имеющегося профессионального потенциала, без утраты качества в быстро меняющихся условиях.

При такой расстановке приоритетов возрастает роль обратной зависимости качества выполнения профессиональных обязанностей от состояния общества и его отношения к профессионалу. В условиях социально-экономических перемен, сдвигающих критериальные ориентиры оценки профессионализма, появился массовый слой профессионалов, не отвечающих социальному назначению своей профессии. Поэтому проблема реализации профессионала в настоящее время, по сути, стала проблемой его социальной реализации, для адекватного рассмотрения которой традиционной исследовательской диады «человек — профессия» становится недостаточно, реализация профессионала (в отличие от его формирования и функционирования) должна рассматриваться не только как самореализация, степень которой оценивается с позиции того, насколько ему подходит эта профессия, но и как реализация, обращенная вовне, осуществляемая в форме социальных профессиональных поступков, через которые уже социум оценивает, насколько ему подходит этот профессионал, в какой степени он соответствует его интересам и запросам.

Привлечение внимания к проблеме внешне-внутренней обусловленности социальной реализации профессионала и необходимость определения ее места в ряду других направлений исследований потребовало создания исследовательской модели, в которой все три ипостаси профессионала: как человека, представителя профессии и члена общества, системно связаны между собой в форме идентификационных проекций реальных многокачественных отношений. Такой подход согласуется с современными представлениями о психологической системе, понимаемой как «упорядоченная и логическая конструкция, служащая для целостного и согласованного рассмотрения данных и теорий, касающихся предмета изучения» [10]. Это позволило приблизиться к формулировке новых аспектов исследования, адекватных изменениям приоритетов в реальной системе профессиональных отношений и разработке новых методических приемов в русле все более заметных в мировой и российской психологии тенденций, выходящих за рамки традиционных эмпирико-экспериментальных канонов и предполагающих использование проективно-реконструктивных моделей исследования.

Ориентация исследования на практику антикризисной психологической поддержки профессионалов разных типов в ходе реформ и глобализации предполагает также разработку методических принципов и конкретных методов исследования реальных поступков в условиях затрудненной реализации профессионала, вызванных современными социально-экономическими проблемами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Труды Института психологии РАН

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная психология труда. Теория и практика. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 09-06-00301а.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я