Правила русского языка в таблицах (5 класс)

Л. А. Рачеева

В учебном пособии подробно и наглядно (в таблицах) представлены все правила русского языка за 5 класс.Пособие адресовано учащимся общеобразовательных организаций: школ, гимназий, лицеев, а также учителям и родителям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила русского языка в таблицах (5 класс) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

— №3

Наш язык — наша любовь, наша гордость! Язык является важнейшим средством общения, так как с его помощью можно передавать информацию точно, понятно и быстро. Он даёт возможность людям понять друг друга.

Зачем нужен язык? Для того чтобы обмениваться мыслями, то есть как средство общения. Язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. В языке отражены история народа, его культура, обычаи. Язык — это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. Язык нужен, чтобы выражать мысли, чувства, эмоции.

Язык и речь. Главные отличительные черты речи от языка

№4

Язык и речь — тесно связанные понятия. Язык — это средство передачи мыслей, знаний, чувств и так далее. С помощью языка люди общаются между собой, тот есть передают информацию (мысли, чувства, накопленный опыт в различных областях) различными способами.

Речь — деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь). Речь — это язык в действии, язык в работе, поэтому язык и речь — две стороны одного и того же явления.

Известный лингвист М. М. Бахтин1 писал, что «родной язык — его словарный состав и грамматический строй — мы узнаем не из словарей и грамматик, а из конкретных высказываний, которые мы слышим и которые мы сами воспроизводим в живом речевом общении с окружающими нас людьми». Особенно тесно сближают язык и речь функции языка, ибо все они реализуются через речь, речевую деятельность.

В таблице 4 рассмотрим главные отличительные черты речи от языка:

Таблица 4

Что такое речь

№5

В «Педагогическом терминологическом словаре» термин «речь» трактуется как: (табл. 5)

Таблица 5

В «Толковом словаре русского языка» лингвистом Д. Н. Ушаковым дается следующее значение термина «речь»:

Таблица 6

Речь монологическая и диалогическая.

№6

Речь бывает монологической и диалогической (табл. 7).

Если говорит один человек, а все остальные слушают, то такая речь называется монологической.

Пример монолога:

Сегодня я хотел бы рассказать о себе. Меня зовут Игорь. Я ученик 5 класса. Я очень люблю учиться. Мои любимые занятия — это рисование и танцы. С этими видами искусства я мечтаю связать свою жизнь.

Если говорят оба собеседника попеременно (например, один спрашивает, другой отвечает), то такая речь называется диалогической.

Пример диалога:

— Привет, друг! Давно не виделись! Я очень рад тебя видеть. — Как дела? Чем сейчас занимаешься? Куда едешь?

— У меня хорошо все, вот в лицей еду. А у тебя как дела?

— У меня все отлично! Я еду домой к маме. А твоя мама как поживает?

— Моя мама приболела, но уже выздоравливает!

— Это же отлично!

— Да, я тоже так считаю.

— А вот и мой автобус! Пока, еще увидимся!

— Пока, удачи тебе!

Таблица 7

Речь устная и письменная

№7

Общение бывает устным и письменным (табл. 8). Представьте себе, что вы с другом идёте по школьному коридору. Вдруг из-за угла вылетает первоклашка, которого ваш спутник ещё не видит. «Осторожно!» — вскрикиваете Вы, пытаясь уберечь друга от столкновения. Первоклассник проносится мимо, вы с другом молча переглядываетесь, а сами думаете: «Чуть не сбил нас!».

То, о чём вы подумали — это внутренняя речь.

Устная речь — это произнесенное с определённой интонацией предложение «Осторожно!». Для того чтобы получить данное высказывание, необходимо в языке найти подходящие средства: выбрать восклицательную интонацию высказывания, которая предупредила об опасности; отыскать наречие, точно обозначившее ситуацию и так далее.

Если Вы захотите написать об этом происшествии сообщение одноклассникам, то нужно использовать письменную речь.

Итак, чтобы передать мысль, мы обращаемся к языку и с помощью языковых средств строим речь.

Таблица 8

Характеристика речи

Речь материальна: она воспринимается визуально или акустически. Это значит, что речь существует в двух формах: в знаковой, или письменной, и звуковой, или устной.

Письменная и устная — формы речи, имеющие свою специфику, свои структурные и стилистические особенности.

Основная функция письменной речи — фиксация устной речи с целью сохранения ее в пространстве и времени.

Письмо служит средством коммуникации тогда, когда непосредственное общение, т.е. устная речь, невозможно.

Основное свойство письменной речи — способность к длительному хранению информации.

С точки зрения авторства, устная речь преимущественно диалогична, а письменная, наоборот, — монологична.

В отличие от устной речи письменная речь развертывается не во времени, а в статическом пространстве.

Сложность письменной речи в том, что нельзя переспросить, нет непосредственной обратной связи, адресат лишь предполагается пишущим, отсюда выражение экспрессии, авторского отношения — только через подбор языковых средств, только через определенную их организацию.

Однако известная отсроченность

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правила русского языка в таблицах (5 класс) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я