У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя

Валентина Михайловна Коновалова, 2018

Курс состоит из двух пособий: учебник для 4 класса и методические рекомендации для учителя. Материал исторической лингвистики адаптирован для восприятия учащимися начальной школы. Методические рекомендации представляют собой разработки 34 занятий по четырем разделам: «Язык и история человечества», «В поисках истоков русского языка», «Формирование литературного русского языка», «На пути к современному русскому языку». Пособие представляет интерес для учителей начальных классов и других работников образования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

§ 1. Наш мир — мир слов (1 час)

Цель: создать условия для формирования представления о значении слова в человеческом обществе.

1. Постановка темы урока

«Наш мир — мир слов». Как вы думаете, о чем мы будем говорить? (о значении слов для человека)

2. Многозначность слова «мир»

— В толковых словарях слово мир имеет разные значения. Выберите те, которые подходят к нашей теме.

Мир — спокойствие, тишина.

Мир — планета Земля.

Мир — соглашение о прекращении войны.

Мир — космическое пространство, Вселенная.

Мир — согласие, отсутствие вражды.

Мир — отдельная область жизни человека.

3. Постановка проблемного вопроса

— Может ли человек обойтись без слов? А как же живут немые люди, не способные произносить слова?

4. Просмотр мультфильма «Лукоморье. Добрые слова» (2.10-3.25)

— Как Баба — яга перевоспитала Соловья — разбойника? (добрыми словами)

— С какой интонацией? Положительная или отрицательная энергия в этих словах?

5.Слова-синонимы

— Выберите синонимы (слова близкие по значению)

Речь, автомобиль, школа, язык, небо, человек, робот, слова, компьютер, телевизор.

— Какая связь между этими словами? (Речь состоит из слов. Говорим мы с помощью языка. Язык — многозначное слово)

6. Самостоятельное чтение

Справка. Притча — рассказ нравоучительного, философского характера.

Эзоп о языке

Однажды знатный грек Ксанф ждал гостей. Он приказал своему рабу Эзопу сварить самое прекрасное, что есть на свете. Эзоп пошёл он в мясную лавку и купил язык.

«С помощью языка мы произносим слова нежности, верности, любви, провозглашаем мир, произносим слово «свобода».

Спустя некоторое время кто-то из гостей сказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет на базар и купит самое ужасное, что есть на свете». Эзоп опять принес язык.

"Эзоп, ты опять принес язык!»

«А разве это не самое ужасное? С помощью языка мы произносим слова ненависти, объявляем войну, говорим слово «раб»! Язык нам несёт раздоры, обманы, побоища, зависть… разве может быть что-то ещё хуже, чем язык?»

— Какие два значения слова «язык» обыгрываются в притче? (орган и речь)

— Какие еще значения имеет это слово?

Язык — способность говорить, речь.

Язык — во рту, как орган различающий вкус и орган речи.

Язык — кушанье.

Язык — знаки устные (звуки) и письменные (буквы, цифры), передающие информацию.

Язык — предмет, имеющий удлиненную форму (язык пламени, ботинок, колокола).

Язык — особенность людей какой-нибудь национальности (родной язык, иностранный язык).

Язык — пленный, от которого ждут информации.

— Какую роль выполняет слово в человеческом мире?

Слово — это самое прекрасное, что есть на свете. В то же время, слово может принести несчастье. Слово — оружие добра и зла. Слово — основа нашей жизни, без слов ничего нельзя сделать.

7. Рассказ учителя

Притча о трех ситах

Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:

— Сократ, я хочу тебе рассказать,…

— Подожди, подожди! — прервал его мудрец. — Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

— Какие ещё три сита? — удивился мужчина.

— Первое — это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь мне рассказать?

— Не знаю… — с сомнением в голосе сказал посетитель. — Я слышал это от других.

— Второе сито — это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, — это нечто доброе?

— Нет, не думаю, — честно признался собеседник. — Но…

Мудрец снова остановил его:

— Третье сито — сито необходимости. Так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришёл?

— Нет в этом необходимости, но…

— Значит, в твоем рассказе нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

Справка. Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э. — 399 до н. э., Афины), прославленный древнегреческий философ.

— О чем эта притча?

Уже в древние времена люди понимали силу и значение слов в жизни человека. Сократ попросил «просеять» рассказ через три «сита»: правды, добра и пользы. Лучше промолчать. Чем говорить лишнее, не зря в народе говорят: «Молчание — золото».

8. Как к слову относились в древности

1) Примерно 6 тыс. лет назад древние шумеры написали на глиняных табличках наставления о том, как вести себя в разговоре. Например, нельзя говорить в раздраженном состоянии, чтобы потом не пожалеть о сказанных словах.

Справка. Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и пива

2) В Древней Индии нормами поведения (сборник «Законы Ману») запрещалось словами унижать и устрашать. Главным оскорблением считалось уйти, не дослушав человека до конца.

3) Египетский фараон 4 тыс. поучал своего сына: «Будь искусным (умелым) в речах, сын! Слово сильнее, чем оружие!»

4) У русского народа много пословиц о словах. Например: «Ветер горы разрушает, слово народы поднимает».

9. Работа с пословицами

— У каждого из вас есть пословица о слове. Прочитайте и определите, какой в ней смысл:

слово приносит радость, слово обижает, слово накладывает ответственность на человека

— Встаньте, у кого пословица к 1 группе (9), 2 группе (9), 3 группе (16). В какой группе оказалось больше пословиц (об ответственности человека за свои слова)

Слово не стрела, а сердце сквозит.

Слово не воробей, выпустишь — не поймаешь.

Сказанное словцо — серебро, несказанное — золото.

Спасибо на хлебе, на соли да на добром слове.

И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.

Бритва скребёт, а слово режет.

Ласковое слово, что весенний день.

Доброе словечко в жемчуге.

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

Говори меньше, думай больше.

Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Говорить — не работать, торопиться не надо.

Говорящий много часто ошибается.

Ласковым словом многого добьёшься.

Лишнее говорить — только делу вредить.

Недоброе слово больней огня жжёт.

От одного слова, да навеки ссора.

Пчела жалит жалом, а человек — словом.

Что про то говорить, чего нельзя воротить.

Выстрелив, пулю не схватишь, а слово сказав, не поймаешь.

Больше знай, да меньше болтай.

Больше слушай, меньше говори.

Добрые слова дороже богатства.

Доброе слово не пропадает даром.

Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

До слова — крепись, дал слово — держись.

На чужой роток не накинешь платок.

Не всякому слову верь.

Острое словечко колит сердечко.

Одно слово кость ломит, другое — сращивает.

Поменьше говори — побольше услышишь.

Про доброе дело говори смело.

Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.

Умный человек слово на ветер не пустит.

— Слова имеют огромную силу, которую можно использовать во благо или вред человеку. Произнося слова, люди часто не задумываются, что за сказанное они должны отвечать.

— Что значит, человек несет ответственность? (его могут наказать люди или совесть). Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике. И наоборот добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, они приносят гармонию и спокойствие в человеческую душу.

10. Стихотворение

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер. Слова (отрывок, 1956 г.)

— О чем подумали, слушая стихотворение?

— Какие слова нужно голосом выделить при чтении? («слово» и действие).

— Как дважды говорится об одном и том же? (убить, в разящий свинец перелить).

11. География русского языка

— Ученые считают, что на Земле 3-6 тыс. различных языков. Они затрудняются указать точное количество. Некоторые языки умирают, а них перестают говорить. До сих пор открываются новые языки.

— Мы говорим на русском языке. На русском языке говорят не только в нашей стране.

«Мудрым знанием жизни отзовётся слово британца;

лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза;

затейливо придумает своё умное слово немец;

но нет слова, которое было бы так размашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово» Н.В. Гоголь

12. Обобщение

— Сегодня мы говорили о том, что человек живет в мире слов. Это было первое занятие нового курса «У истоков русского слова».

— Через неделю мы поговорим о том, как появилась человеческая речь.

Задание на дом (выполняется по желанию): подготовьте сообщение на тему «Как человек научился говорить».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги У истоков русского языка. Методические рекомендации для учителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я