Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников

Л. А. Безбородова, 2018

Монография посвящена теоретическим и практическим основам процесса музыкального образования. В книге раскрывается педагогическое проектирование как организованная система музыкальной деятельности учителя, как содержание, принципы и методы в творчестве учителя музыки, дающие качество и инновационные изменения в музыкальном образовании. Монография адресована музыкантам-педагогам, бакалаврам, магистрам, аспирантам, студентам, учителям начальных классов и учителям музыки, педагогам дополнительного образования, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами музыкального образования.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел первый. Музыкальное образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел первый. Музыкальное образование

Глава I. Общие вопросы музыкального образования

1. Эмоциональный интеллект в музыкальном образовании

Мы рассматриваем феномен эмоционального интеллекта как фактора музыкального развития обучаемых в части основных характеристик коммуникативного взаимодействия учителям музыки с учениками. Эмоциональный интеллект — это комплексное сочетание следующих компонентов: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, эмоциональная самомотивация, эмпатия и распознавание эмоций окружающих людей в процессе коммуникативного взаимодействия обучаемых с учителем. Надо показать функции педагогической культуры преподавателя и его технологий по формированию эмоционального интеллекта как целостного динамичного построения, создающего основу для оптимистичной осведомленности, понимания и контроля собственных эмоций и эмоций окружающих. Особый интерес представляют проблемы формирования у обучаемых личностных качеств, в том числе и эмоционального интеллекта.

Актуальность проблемы определяется целью образования, которая заключается в подготовке профессионально и социально успешного выпускника. Интерес к исследованию эмоционального интеллекта и его влияния на академическую успеваемость обучаемых неуклонно растет. Среди многих факторов, из-за которых обучающиеся испытывают затруднения в обучении и даже бросают его, можно выделить следующее: негативные эмоции, возникающие в процессе обучения, напряженные отношения с учителями и сверстниками, а также трудности, обусловленные необходимостью адаптации к новым условиям.

Эмоциональные компетенции непосредственно связаны с учебным и социальным развитием обучаемых. При наличии эмоциональных компетенций им проще учиться и эффективно выстраивать межличностные отношения. Кроме того, они с более высоким коэффициентом эмоционального развития добиваются лучших образовательных результатов. Возникающие в процессе социального взаимодействия проблемы быстрее и успешнее решают те люди, которые способны контролировать собственные эмоции, анализировать чувства других, а также сопереживать и оказывать поддержку. Такие люди часто демонстрируют более высокий уровень самосознания и способность генерировать инновационные идеи. Вот почему формирование эмоционального интеллекта можно небезосновательно считать одним из ключевых факторов, способствующих успешному обучению человека и в частности полноценному развитию всего общества в целом.

Зарубежные и отечественные исследователи эмоционального интеллекта позволяют сделать однозначный вывод о наличии положительной корреляции между эмоциональным интеллектом человека и его успеваемостью. Они характеризуют эмоциональный интеллект как интегральный динамичный феномен, обеспечивающий оптимистичную осведомленность, понимание и контроль собственных эмоций и эмоций других людей, а также влияющий на успех социокультурного взаимодействия.[1]

Вокруг эмоций и чувств человека сконцентрировано огромное количество разнообразных мифов. Связано это с тем, что люди плохо представляют себе их разнообразие и важность. Чтобы научиться понимать друг друга, необходимо разобраться, какие виды эмоций существуют, и узнать их характеристики. Кроме того, нужно научиться отличать подлинные чувства от простой показухи.

Эмоциональная сфера человека являет собой сложное хитросплетение элементов, которые вместе позволяют переживать всё происходящее с ним и вокруг него. Состоит она из четырёх основных компонентов:

• Эмоциональный тон — это реагирование в форме переживания, которое задаёт состояние организма. Именно оно информирует организм о том, насколько удовлетворены его текущие потребности, насколько ему сейчас комфортно. Если прислушаться к себе, то можно оценить свой эмоциональный тон.

• Эмоции — это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.

• Чувство — это устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-то объекту. Они всегда субъективны и появляются в процессе взаимодействия с окружающими.

• Эмоциональное состояние отличается от чувства своей слабой направленностью на объект, а от эмоции — большей продолжительностью и устойчивостью. Оно всегда запускается определёнными чувствами и эмоциями, но при этом как бы само по себе.

Человек может быть в состоянии эйфории, гнева, подавленности, меланхолии и т. д.

Эмоции в большей или в меньшей мере регулируют жизнь каждого из нас. Обычно за ними признают четыре основные функции:

• Мотивационно-регулирующая, призванная побуждать к действию, направлять и регулировать. Нередко эмоции полностью подавляют мышление в регуляции поведения человека.

• Коммуникативная отвечает за взаимопонимание. Именно эмоции сообщают нам о психическом и физическом состоянии человека и помогают выбирать правильную линию поведения при общении с ним. Благодаря эмоциям мы может понимать друг друга, даже не зная языка.

• Сигнальная позволяет сообщать о своих потребностях окружающим при помощи эмоционально-выразительных движений, жестов, мимики и т. д.

• Защитная выражается в том, что моментальная эмоциональная реакция человека способна в некоторых случаях спасти его от опасностей.

Восприятие эмоций — включает способность определять и распознавать эмоции, выраженные определенным поведением, мимикой, интонацией голоса, жестами. Эффективное использование эмоций — содействует формированию и развитию различных когнитивных (познавательных) способностей. Человек с развитым эмоциональным интеллектом сможет эффективно использовать свое настроение для максимально успешного решения стоящих перед ним задач. Кроме того, эмоциональный интеллект подразумевает способность понимать язык эмоций и различать оттенки чувств. Очень важно, что эмоциональный интеллект проявляется в умении контролировать в первую очередь собственные эмоции, а также эмоции окружающих.

Мы опирались на точку зрения Д. В. Люcина (2004), который подчеркивает, что неправильно рассматривать эмоциональный интеллект как исключительно когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Можно небезосновательно предположить, что способность понимать эмоции и управлять ими, тесно связана с общей ориентацией индивида на эмоциональную сферу (то есть с интересом к внутреннему миру людей, в том числе к своему собственному внутреннему миру), а также со склонностью к психологическому анализу поведения и с пониманием ценностей, приписываемых эмоциональным переживаниям. Вследствие этого эмоциональный интеллект может быть представлен как феномен, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой — с личностными характеристиками человека.[19]

Опираясь на это, мы используем четыре части эмоционального интеллекта, ориентированные не только на когнитивную составляющую, но и на личностные характеристики:

— когнитивный компонент — способность понимать эмоциональную информацию, осознанное восприятие языка эмоций, эмоциональная осведомленность;

— эмоционально-оценочный компонент — способность понимать язык эмоций, наличие положительных эмоций в составе эмоционально-оценочных ориентаций личности: ценности — цели, ценности — качества, ценности — отношения, эмпатия;

— коммуникативный компонент — прогнозирование эмоциональной окраски коммуникативных ситуаций, уровень креативности в рамках эмоционального и коммуникативного контроля, речевое искусство, распознавание эмоций окружающих в процессе коммуникативного взаимодействия;

— компонент, связанный с эмоциональной активностью, — способность использовать эмоции для достижения своих целей, эмоциональная самомотивация, способность контролировать свои эмоции.

В процессе формирования эмоционального интеллекта необходимо применять специальные технологии, которые обеспечивают целостность эмоциональных и рационально-логических процессов познания. Для решения этой задачи подходят педагогические технологии, основными отличительными чертами которых являются персонализация, творческий характер деятельности и стремление постичь природу эмоциональной выразительности личности. Эти технологии формируют мотивационное и ценностное отношение обучаемых к содержанию образовательного процесса.

Эмоциональное восприятие материала способствует фиксации внимания и поддержанию интереса. Обучающиеся испытывают чувство расслабленности, свободы, эмпатии к собеседнику, у них формируется способность превращать знания в персональный опыт, развивается позитивное творческое состояние, появляется ощущение здоровья и вдохновения. При этом учитываются:

1) целостность личности, включая формирование жизненных ценностей, межкультурную и коммуникативную компетентность, творческую и личностную самореализацию, внутреннюю свободу и ответственность;

2) искусство как особая форма культуры определяет не только художественные законы и индивидуальные психологические особенности творческой личности, но и их соответствие социально-культурным тенденциям эпохи как ориентиру для формирования контекстуальных связей личности с обществом и художественной культурой в целом.[2]

Содержание технологий формируется исходя из необходимости решения следующих задач:

— раскрытие универсальных возможностей искусства с точки зрения развития, познания и информирования; разработка способов применения этих возможностей в рамках учебно-воспитательного процесса; подготовка и реализация программ индивидуальной социально-культурной адаптации, способствующих полноценному эмоциональному и интеллектуальному развитию обучаемых;

— оказание педагогическим работникам поддержки в формировании принципов взаимопомощи, толерантности, щедрости, ответственности и уверенности в себе, а также в обретении или развитии ими способности активно взаимодействовать, не нарушая прав и свобод другого человека;

— обучение применению позитивных стратегий адаптации личности в культуре и обществе.

Развитие технологий базируется на следующих принципах:

1) Приоритет жизни, здоровья, общечеловеческих ценностей.

2) Отношение к образованию как к эмоциональному и интеллектуальному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников.

Функции педагогической культуры:

— культурообразующая — ориентация на культурообразующие дискурсы в диалоге культур;

— художественная и коммуникативная — инициирование полилога и диалога в рамках коммуникативного взаимодействия, речевой артистизм;

— эстетическая — актуализация эстетической позиции и самоактуализация эмоционально-творческого отношения; формирование художественного и эстетического вкуса у обучаемых;

— креативно-герменевтическая — целенаправленная работа по обеспечению интеллектуальной и творческой наполненности профессиональной деятельности;

— интерпретационная — обеспечение эмоциональной и логической интерпретации массива информации, поступающей в процессе коммуникации;

— защитная — гуманное отношение к произведениям искусства, родному языку и языку культуры.[3]

Эффективное применение технологии определяется выполнением следующих функций:

1. Мотивационная функция осуществляется во время подготовки к занятиям и в ходе самих занятий. На этом этапе формируется высокая когнитивная мотивация к обучению, позволяющая связать фактическое обретение знания с его эмоциональным восприятием.

2. Мобилизационная функция осуществляется на этапе ожидания предстоящего общения, когда происходит снятие напряжения и устанавливается позитивная эмоциональная доминанта.

3. Функция привлечения: привлекательная самопрезентация определяет выразительные проявления личностей учителя и учеников, а также их коммуникативную духовность.

4. Функция толерантности: эмоциональная эмпатия облегчает взаимодействие между учителем и учениками, способствует проявлению толерантности к чужой культуре, уважения к иным мнениям и убеждениям.

5. Функция стимулирования: формирование творческого настроя и стимулирование творческой активности учителя и учеников в их единстве.

6. Эмоционально-энергетическая функция речи раскрывается в единстве манеры поведения и произношения. Экспрессивная энергетика речи определяется эмоциональным биополем, которое обеспечивает выразительность приводимых аргументов.

7. Синтетическая функция: учитель, демонстрируя все богатство своих личностных проявлений, свою оригинальность и неравнодушное отношение к обучающимся, обеспечивает эффективность эмоционального и творческого коммуникативного взаимодействия и создает атмосферу совместного творчества, эмоциональной и логической корефлексии.[4]

Успешность формирования коммуникативной составляющей эмоционального интеллекта обеспечивается комплексом коммуникативных эффектов: эффект визуального образа и первых фраз, воображение и дискуссия.

Эффект визуального образа обусловлен впечатлениями от внешнего вида говорящего. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения и доброжелательность — все это оказывает положительное эмоциональное воздействие.

Эффект первых фраз призван закрепить или скорректировать первое впечатление. Главный критерий эффективности воздействия первых фраз — наличие в них интересной информации.

Эффект передачи информации — один из действенных методов риторики, направленный на удержание внимания аудитории. Он основан на рациональном распределении в речи эмоциональных мыслей и аргументов.

Цель эффекта дискуссии — поставить перед учениками интересную проблему, «вовлечь» их в обмен мнениями и обеспечить умелое управление обсуждением. Данный эффект помогает учителю создать два образа: образ сотрудничества и образ интервьюирования.

Эффект воображения — это активизация интеллектуальной активности учеников с помощью эмоционального вызова для их воображения. Обучающиеся должны представить свои гипотезы, предположения, фантазии и мечты.[5]

Исследования зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблемам эмоционального интеллекта, указывают на наличие положительной корреляции между эмоциональным интеллектом и успеваемостью обучающихся. Детальное исследование эмоционального интеллекта позволяет прояснить эту научную теорию и охарактеризовать эмоциональный интеллект как интегральный динамичный феномен, обеспечивающий оптимистичную осведомленность, понимание и контроль собственных эмоций и эмоций других людей, а также влияющий на успех коммуникативного взаимодействия. Разработанные технологии, способствуют повышению эффективности формирования эмоционального интеллекта путем обеспечения целостности эмоциональных и рационально-логических процессов познания.

2. Современные тенденции развития музыкального образования

Практика массового музыкального образования и воспитания в начальной школе свидетельствует, что в большинстве случаев организация музыкальной деятельности не всегда соответствует современным потребностям творчески развитой, активно и легко адаптирующейся к различным условиям личности. Музыка является одним из мощных источников активизации творческой деятельности, которая возможна лишь при условии естественного и постоянного самовыражения детей в различных видах деятельности.

В целях гуманизации самой процедуры образования и воспитания учащихся, действенности функционировании искусства в этом процессе актуальными задачами обучения и воспитания школьников можно считать:

— приобщение к общечеловеческим художественным ценностям, начиная с ценностей художественного творчества собственного народа;

— реализация возможности индивидуального выбора личностно — значимых для школьника видов и жанров искусства; развитие на этой основе индивидуального художественного вкуса, способного не только воспринимать, но и отвергать;

— обретение духовной автономии, развитие собственного внутреннего мира от безликого «мы» к личностному «я», становление внутренней духовной свободы, как основы индивидуальной художественной культуры;

— развитие (посредством привлечения в учебный процесс образцов национально — обусловленных жанров искусства) социально — значимых черт национального и общечеловеческого в личной духовной культуре молодого поколения, в лице его конкретных представителей;

— гуманизация и музыкально-эстетическое наполнение школьного учебного курса, обеспечивая возникновение полноценных художественных и эстетических переживаний.[6]

Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся неблагоприятной социально-экономической ситуацией. Серьезные трансформации, переживаемые социально-культурной отраслью в условиях развития рыночных отношений, радикальным образом изменили сферу культурного потребления. Это выразилось в закрытии культурно-просветительных учреждений, где обычно функционировали музыкальные коллективы; в уменьшении роли институциональных форм в структуре культурной деятельности населения, в расширении ее личностных форм, в свертывании финансирования, в нарастающем расслоении общества по экономическим возможностям потребления культурных благ, в выделении множества субъектов культурной политики (наряду с государственными учреждениями культуры), форм собственности и источников финансирования культурно-досуговых программ. Адаптация отрасли к рынку наполнила новым содержанием практику и музыкально-просветительную деятельность культурных учреждений. В этих условиях самодеятельные музыкальные коллективы вынуждены переходить на самофинансирование, сокращение числа участников и преимущественное развитие мобильных творческих групп, действующих по образцу независимых структур. Корректирование целевых ориентиров перспективного развития этих коллективов, а также тяготение культурных учреждений к общечеловеческим ценностям обусловили отход от политических и идеологических догм прошлого.

Одной из тенденций современного этапа развития самодеятельного творчества стало изменение жанрово-видового состава любительских объединений и творческих коллективов. Наиболее распространенными становятся камерные жанры любительского творчества, тяготение к небольшим исполнительским составам. В музыкальной области падает популярность духовых оркестров, интересы любителей музыки постепенно смещаются в сторону музыкальной этнографии, духовного музыкального наследия, самодеятельного авторского песенного творчества. Появляется немало семейных групп, творческих коллективов, которые в своей деятельности опираются на старинные синкретичные фольклорные жанры (народные действа, обряды), синтезирующие театральное, хореографическое, декоративно-прикладное искусство и вокально-инструментальное исполнительство.

Каждая из самодеятельных форм работы — это поиски новых путей активизации творчества масс, приобщения людей к содержательной, возвышенной, духовной жизни и одновременно поддержки стремления молодежи к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. При этом большое значение имеют разнообразные соподчиненные цели: познавательная, развивающая и творческая. В той ситуации, когда достижение этих целей вызывает эстетическое наслаждение, имеющее не сопутствующее, а доминирующее значение, и одновременно вызывает к жизни заинтересованное человеческое общение как предпосылку этого наслаждения, мы вправе говорить о возникновении условий содержательной музыкальной деятельности. Своеобразие общественного значения целей, лежащих в основе социально-культурной деятельности, порождает три основных направления: клубы по интересам, самодеятельность и любительское творчество. Но эстетическая потребность, лежащая в основе тяготения личности к этой деятельности, подлинно содержательной по своей социальной значимости будет лишь тогда, когда ее удовлетворение связано с достижением всех целей как взаимосвязанное целое.

Следующей тенденцией современного этапа развития музыкального творчества молодежи является, к сожалению, падение уровня их исполнительского мастерства и качества создаваемых художественных произведений в большинстве творческих коллективов.

В музыкальном воспитании и образовании можно наблюдать сегодня типичные новые особенности: низкое качество предметных и духовных личностных продуктов художественной деятельности, слабая реализация в школьной сфере педагогического потенциала искусства, некритическое освоение моделей и образцов профессиональной художественной деятельности, отход от единых заданных ориентиров. Возникает множество противоречивых процессов, ведущих к поляризации направленности содержания самодеятельного молодежного творчества, к распространению в нем альтернативных, контрхудожественных, а зачастую антихудожественных явлений, к расширению спектра художественно-выразительных средств, авангардных творчестких стилей и методов. Самодеятельные молодежные исполнители все чаще обращаются к неизвестным или ранее запрещенным к исполнению пластам отечественного художественного наследия и мировой художественной культуры. Эти процессы стали распространяться повсеместно. Отсюда школьная художественная самодеятельность порождает не только талантливые явления искусства, но и безвкусные, зачастую вульгарные, за счёт них в обществе усиливается слой эрзац-культуры, обостряются проблемы экологии художественной среды. Такие произведения могут отрицательно воздействовать на личностные качества их создателей, исполнителей и слушателей.

В 90-е годы в связи с переменой социального устройства в России со всей очевидностью выразился кризис, поразивший страну в целом и культуру, в частности. В плачевном состоянии оказалось большинство музеев и библиотек. Не претерпел изменений принцип остаточного финансирования художественно-образовательных учреждений. Социологические исследования выявили тенденции вытеснения эстетических потребностей и художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Академик Б.Т. Лихачев писал: «Обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. В сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; расширение интеллектуального кругозора за счет плюралистического отношения к авторам и идеям, находившимся под подозрением, освобождение от идеологической зашоренности — давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни».[7]

Таким образом, во многом противоречивый процесс реформ привел к девальвации духовных ценностей, составляющих основу общенациональной культуры, определяющих гуманистическую направленность и ориентиры человеческого бытия. Поэтому сегодня необходимо органично привносить эстетическое начало во все области человеческой деятельности, а также вообще в область социальной культуры, в частности, эстетически организовывать среду, свободно творить по законам красоты и т. д.

В настоящее время наметились также и позитивные тенденции в социально-культурной сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национальных культурных традиций России, открываются новые специализации в учебных заведениях страны. Отсюда подготовка студентов в учебных заведениях сегодня ориентирована на внедрение в содержание учебного процесса народного музыкального творчества, фольклора и народной музыкальной культуры, понимаемой как единство музыкально-исполнительской, авторской, слушательской, собирательской, народно-педагогической, обрядовой, праздничной деятельности различных народов, населяющих Россию.

С возникновением частных школ, гимназий и лицеев перестала существовать единая общеобразовательная школа с унитарным подходом. Определилась свобода выбора статуса образовательного учреждения, свобода разработок авторских программ. Преподавание предметов эстетического цикла, начиная с 90-х годов, стало осуществляться на вариативной основе. При существующей государственной программе музыкального воспитания в общеобразовательной школе в различных регионах России создаются и используются программы, учитывающие специфику, традиции и фольклорную основу национального музыкального образования. В учебном плане появился региональный компонент обучения.

В 2000-е годы появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений — школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения (с увеличенным объемом учебного времени), и введения дополнительных музыкальных дисциплин: сольфеджио, постановка голоса, игра на музыкальном инструменте (фортепиано, народные инструменты), музыкальная литература, ритмика. Хоровые коллективы некоторых школ — лабораторий, хоровых школ, музыкальных студий, а также внешкольных учреждений — Дворцов и Домов творчества и досуга детей успешно ведут музыкально-просветительскую деятельность.

Разрабатывается целостная система, в которой приобщение школьной молодежи к искусству будет осуществляться на фоне их глубокого культурно-эстетического развития. Центр этой системы — школа. Помощники — разные внешкольные учреждения. Организационная методическая основа — координация классных (обязательных для всех) и внеклассных, внешкольных (свободно выбираемых) форм занятий искусствами. Это программа системы общественного воспитания детей по месту жительства. Один из главных критериев этой системы — полноценное развитие художественного восприятия и активное творчество школьников при условии проведения с ними разных видов и форм занятий (интеграция различных видов искусства).

Несмотря на сложные социальные перемены в России конца второго тысячелетия, прослеживаются позитивные сдвиги. В Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского воспитания, организуются массовые фестивали детского творчества. Многие известные музыкальные коллективы ведут активную концертно-воспитательную работу, выступают в лучших концертных залах России. В настоящее время детская музыкальная культура держится во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов, хормейстеров, учителей музыки, ведущих музыкальную работу в школьных образовательных учреждениях.

Во времена кризисных процессов школьные и самодеятельные коллективы нуждаются в руководителях-педагогах дополнительного образования, способных гибко и оперативно реагировать на изменения потребностей и интересов молодежи; учителях нового типа, хорошо знающих специфику музыкальной внеклассной и внешкольной работы и способных вести активную организаторскую, музыкально-просветительную деятельность в новых социально-экономических условиях. Однако, на современном этапе в практике подготовки студентов также имеются недостатки: отсутствие педагогической целенаправленности в работе, отрыв педагогических задач от музыкальных, опора на авторитарную педагогику в учебно-воспитательной работе, ограничивающую творчество. Выпускники не имеют достаточных навыков работы с авторской песней, материалами музыкальной критики, формами музыкального творчества. Нельзя допускать несбалансированности учебно-воспитательной работы (теоретическая, методическая и практическая стороны мало состыкованы друг с другом, не взаимодействуют); современные требования авторитарного стиля общения со студентами должны сочетаться с устоявшимися экстенсивно-объяснительными методиками преподавания.

Негативные процессы в социально-культурной сфере приводят к слабой реализации в данной сфере воспитательного потенциала музыкального искусства, которое призвано в настоящее время стать одним из приоритетных средств духовного возрождения общества. В ситуации роста образно-эмоционального и жанрово-видового многообразия в культурно-досуговой сфере, расширения творческой свободы самодеятельных авторов и исполнителей в результате снятия внешних ограничений появляется первоочередная необходимость повышения личной ответственности этих авторов и исполнителей за качество создаваемой ими музыки и уровень её исполненияю. Этот уровень может быть основан на правильной самооценке, создаваемой и исполняемой музыки. Такая деятельность предполагает определенную степень развития личности человека, а также владение необходимыми знаниями, навыками и умениями в области музыкального искусства. Важное значение имеют оценочные суждения и сформированность ценностных ориентаций самодеятельного музыканта на высокохудожественные музыкальные произведения. Сердцевину эстетической деятельности в школе составляет методика, которой владеют специалисты и которая обеспечивает конкретный смысл и форму программы, раскрывающей проблему обучения, касающиеся конкретной аудитории.

Учитель призван наряду с функцией педагога — музыканта, воспитателя выполнять функцию просветителя, причем просветительская деятельность становится фундаментом для реализации воспитательных и образовательных задач. Это требует установления идентичных целей в процессе подготовки таких специалистов. Эта тенденция вызвала к жизни открытие специализации «Основы музыкального образования» в условиях педагогических вузов. Процесс обучения в рамках этой специализации проходит, например, на факультетах начальных классов гораздо более эффективно, потому что сопровождается просветительским процессом.

Целью занятий является расширение содержания музыкально-просветительной работы, направленной на увеличение объема общения и взаимопросвещения школьной и студенческой молодежи. Условием для такого рода деятельности является, безусловно, потребность в музыкальном самообразовании и самовоспитании, стремление к самостоятельному продвижению на высший уровень музыкального познания, ориентация молодежи на самосовершенствование. При этом особую значимость приобретает направленность воспитательного процесса на подготовку школьной молодежи к самостоятельным развивающим контактам с музыкальным искусством.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел первый. Музыкальное образование

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические и практические основы проектирования процесса музыкального образования младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. — № 3. — 2018. — с. 53.

2

Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. — № 3. — 2018. — с. 55.

3

Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. — № 3. — 2018. — с. 55.

4

Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. — № 3. — 2018. — с. 56.

5

Безбородова Л.А., Безбородова М.А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов // Наука и школа. — № 3. — 2018. — с. 56.

6

Безбородова Л.А. Актуальные проблемы школьного музыкального образования // ВЕСТНИК Академии права и управления // научный и информационно-аналитический журнал. — № 1 (46). — 2017. — с. 162–166.

7

Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М., 1995. — С. 5.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я