Ораторские упражнения. Практика студии «Аргументъ»

Александр Кукушкин

В этой книге собраны упражнения для развития речи, которые преподаватели студии риторики «Аргументъ» успешно используют во время своих занятий как со школьниками-пятиклассниками, так и с участниками списка Forbes. Упражнения, которые развивают язык, делая речь более точной, гибкой и сильной.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторские упражнения. Практика студии «Аргументъ» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Упражнения с мышлением

Упражнения этого раздела развивают не только язык, но и мышление. Точнее говоря, они развивают язык через мышление. У лингвистов вообще принято считать, что мышление невозможно без языка, настолько они взаимосвязаны.

Впрочем, лингвистов можно понять — доказывая значимость языка, они доказывают значимость самих себя. Философы, математики или композиторы не согласятся с ними, скорее они скажут, что могут думать без слов, одними образами и ассоциациями. Но лингвисты, конечно, просто так не сдадутся и этот не-язык тоже назовут языком, и спор продолжится.

Как бы то ни было, мышление и язык всегда где-то рядом, так что развивать их можно и нужно вместе.

1

Представьте две вещи.

Вещи подойдут любые, хоть те, что сейчас у вас перед глазами. Например, сигара и револьвер. Или Евангелие и пылесос. Можете представлять не только вещи, но и явления природы, животных, города, процессы, чувства и вообще любые два понятия, хотя если вы можете отчётливо представить предубеждение или хотя бы температуру, это упражнение покажется вам слишком простым.

В общем, представьте два чего-то. Теперь нужно найти связь между теми вещами, которые вы представили: общее качество, характеристику, что-то объединяющее. В этом, собственно, и заключается задание.

Классический пример, с помощью которого таким путём выявляют творческих людей и шизофреников, звучит так: что общего между молоком и ёжиком? Ответ — ёжик, как и молоко, может сворачиваться. Или ещё: что общего между ботинком и карандашом? И тот, и другой оставляют след.

Практикуйтесь.

2

У этого упражнения есть устоявшееся название, и оно вам не понравится, потому что оно издевательски-детское. «Паровозик». Кому хочется признаваться, что он занимается «паровозиками»? Никому не хочется, вот вы и не признавайтесь. Но обязательно делайте. Тайно.

Скажите предложение. Затем скажите второе предложение, начав его с последнего слова первого предложения. Потом придумайте третье предложение, которое будет начинаться с последнего слова второго предложения. И так далее. Четвёртое предложение — с последнего слова третьего, пятое — с последнего слова четвёртого, паровозик.

Сегодня утром я прогуливался в парке. Парк у нас огромный и совершенно бестолковый, потому что его насадил мой прапрадед. Прапрадед — его звали Петром Евграфовичем — был большой оригинал и страстно любил пить водку. Водка…

3

Для тех, кому предыдущее упражнение показалось недостаточно сложным.

Теперь вы говорите точно так же, начиная новое предложение с последнего слова предложения предыдущего, — но держитесь при этом одной темы. Только одной. Никуда от неё сильно не удаляясь, разрабатывая только её. Как начали о ранней весне или, например, об онтологическом анализе коэволюции социокультурной реальности и природы, так и говорите об этом и только об этом.

Паровозиком.

4

Расскажите историю. Самую простую и незамысловатую историю, даже можно в меру бестолковую (если сможете) и неряшливую как по сюжету, так и по содержанию. Например, о том, как вы ходили в магазин за хлебом.

Теперь расскажите эту же историю, но про что-нибудь другое. То есть вы опять рассказываете о том, как ходили в магазин за хлебом, но теперь вы говорите о том, как у вас весь день болела голова.

Ваша задача — в один рассказ запихнуть другой. Причём, запихнуть изящно. Пусть мы говорим про магазин и хлеб, но одновременно мы будем говорить и про больную голову. В конце концов, с больной головой не только же в магазин за хлебом ходят, но и успешно совершают разные общественно-значимые деяния.

После того как вам это удалось (не совершить общественно-значимое деяние, а рассказ составить), опять вернитесь к первой истории и теперь объедините её уже с другим содержанием. Пусть она будет не про голову, а про то, как вы покупали дачу. И потом ещё раз. О новом фильме Паоло Соррентино.

А затем возьмите какой-нибудь другой рассказ и снова нашпигуйте его тремя случайными историями. И так далее, всё ближе к совершенству.

Нет такого сюжета, который вы не могли бы извратить, придав ему законченной элегантности необходимым вам смыслом.

5

Млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных, одно из наиболее популярных «животных-компаньонов», одиночный охотник на грызунов и других мелких животных. Это кошка, как вы догадались. А ещё это — логическое определение, оно же словарное, оно же — самое точное и ничего при этом не выражающее. Вряд ли вы пользуетесь такими определениями, и это хорошо.

Плохо то, что вы вообще редко пользуетесь определениями.

Да вообще никто не пользуется определениями. Все уверены, что мы говорим на одном языке и потому отлично понимаем друг друга, как будто у нас в головах находятся автоматически синхронизирующиеся толковые словари.

Как бы ни так! Вы сказали «котёнок» и уютно подумали о том, что он — лучшее лекарство от хандры. А ваш собеседник в это же время подумал о том, как в кишечнике котёнка размножаются токсоплазмы, чтобы коварно заразить человека токсоплазмозом. Мало ли чего начитался ваш собеседник, может быть, он на врача-инфекциониста учится.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ораторские упражнения. Практика студии «Аргументъ» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я