1. Книги
  2. Детская психология
  3. Ксения Сидоркина

Саммари книги Людмилы Петрановской «Тайная опора»

Ксения Сидоркина
Обложка книги

Обратите внимание, что вы приобретаете краткое изложение книги. Все ключевые идеи автора изложены в формате саммари, которое вы можете прочесть за 30-40 минут, не упустив ничего важного. Краткое изложение подготовлено для вашего удобства авторами онлайн-библиотеки СоКратко. Людмила Петрановская — российский семейный психолог и публицист, автор серии книг для детей и для родителей. Большое внимание уделяет проблемам усыновления и детям, попавшим в приемные семьи. В 2002 году получила премию Президента РФ за заслуги в области образования. Является инициатором создания Института развития семейного устройства, занимающегося организацией помощи семьям, приютившим детей-сирот. Проводит лекционные циклы, ведет личный блог и авторские колонки в различных изданиях. Эта книга будет полезна будущим родителям, которые хотят быть «на связи» с малышом с первых мгновений его появления на свет, а также тем родителям, кто испытывает сложности в общении со своими детьми.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Саммари книги Людмилы Петрановской «Тайная опора»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Кризис 1 года. Свои и остальные

Он стесняется

Первый раз малыш начинает стесняться ближе к годовалому возрасту. Милый и очаровательный ребенок, который вполне благосклонно относился к чужим людям (если рядом мама или бабушка), превращается в буку, пугается, ревет и не хочет общаться даже с теми, кого видел не один раз. Он просто вырос.

Как правило, такое поведение совпадает с моментом первых попыток самостоятельного перемещения. Пока ребенок способен передвигаться только на маминых руках, ему ничего не грозит. Другой взрослый тоже не вызовет негатива, если руки у него надежные и бережные, а мама рядом или отошла ненадолго.

Но вот ситуация изменилась, и малыш спустился на пол. Теперь он может пойти (поползти) за кем угодно сам. И тут природа встроила предохранитель, защиту от ошибочного выбора — ребенок начинает различать взрослых. Выделять «своих» и сторониться чужих.

Именно в это время возникает способность мозга сохранять целостные образы: малыш обретает возможность идентифицировать маму или папу на расстоянии.

Важно! Стеснительность, попытки спрятаться, стремление избежать контакта с незнакомцами — все это часть встроенной «программы безопасности», которой следует малыш. Не стоит давить на него и вынуждать к общению с посторонними, это даст прямо противоположный эффект.

Стеснительность пройдет с возрастом, просто закрепив способность разделять людей на своих и чужих. И это приводит нас к важному свойству привязанности — избирательности. Нам дорог тот, к кому мы привязались именно потому, что он — уникальная личность, и совсем не потому, что он выполняет «роль» нашего ребенка.

От года до трех. Покорение мира

Если первый год жизни малыша был позитивен и благополучен, ребенок приходит к его окончанию с самым ценным подарком — чувством крепкой привязанности. Он психологически защищен, уверен в себе и в «своих» взрослых. Теперь он будет исследовать мир.

Следуй за мной!

Важнейшая поведенческая программа ребенка — следование — начинает формироваться с момента, как он первый раз отполз-отошел от мамы в сторону, то есть примерно с года. У него новые впечатления — он может сам перемещаться в любом направлении. Нет нужды ждать милости от взрослых, куда захотел, туда и пошел (или побежал)!

Именно тогда и включается следование, как залог безопасности, залог выживания. Такой природный механизм есть у многих животных и птиц. Детеныши цепочкой бегут за мамой след в след, они пока не способны выбирать правильное направление и принимать обоснованные решения.

Но поведение следования требует серьезной подготовки. Освоить его удается не сразу, нужно время. Лучшее, что может сделать родитель — не отходить от годовасика дальше, чем на пару шагов. Если программа следования еще не освоена на пятерку, малыш, скорее всего, испугается и просто остановится, а то и усядется на попу в надежде, что за ним вернутся.

Подойти, обнять, взять за руку — правильное решение. Подгонять и пугать («уйду сейчас без тебя») — значит сломать механизм следования. В таких случаях ребенок еще долго будет цепляться за руку или юбку, капризничать и виснуть на маме. Полностью программа следования сформируется примерно к трем годам. А не теряться в толпе он научится годам к шести.

Поведение следования, в широком смысле — это программа подражания. Через подражание дети осваивают базовые жизненные навыки — ходить, говорить, обращаться с разными предметами. Послушание, следование указаниям родителя тоже автоматически вытекает из этого механизма. Теперь понятно, почему к этому возрасту малыш должен научиться избирательности, уметь отличать своих от чужих: чтобы следовать только за «своим» взрослым, который ответственен за него, который обеспечит ему безопасность.

Уровень послушания ребенка определяется качеством привязанности. Чем больше доверия к родителям, чем безопаснее он чувствует себя в их присутствии, тем больше его желание слушаться своих, а не чужих.

Побеждая расстояния

Способность заботиться о ребенке переходит на новую ступень примерно к достижению им трехлетнего возраста. У взрослого появляется возможность оказывать помощь не прямым действием, а словами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Саммари книги Людмилы Петрановской «Тайная опора»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я