Крещение. Врата в Церковь. Памятка крещаемому

Группа авторов, 2020

Крещение – это самое первое таинство, которое встречает людей на пороге Церкви. Миропомазание, как правило, совершается непосредственно вслед за Крещением, поэтому присутствующие на этой службе даже не успевают осознать, что становятся свидетелями не одного священнодействия, а двух. О том, что происходит во время совершения таинств Крещения и Миропомазания, о их истории, чинопоследовании и значении в жизни каждого христианина рассказывается в этой брошюре.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крещение. Врата в Церковь. Памятка крещаемому предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История таинства

Крещение — одно из самых древних таинств. Еще в ветхозаветную Церковь язычники, уверовавшие в Истинного Бога, принимались не через обрезание, а через погружение в воде. Такие люди именовались в дальнейшем прозелитами врат или боящимися Бога. Да и иудеям было заповедано совершать омовения всякий раз после случившегося с ними ритуального осквернения. Этот обряд походил на Крещение внешне, не являясь в собственном смысле таинством.

То же можно сказать и о том крещении, которое совершал над приходившими к нему святой Иоанн Предтеча. Это был специальный обряд, связанный с покаянием. Он готовил людей к личной встрече с грядущим Спасителем, будучи лишь прообразом христианского таинства.

Христианское же таинство святого Крещения установил Сам Господь Иисус Христос после Своего воскресения. Во время одного из Своих явлений двенадцати ученикам Он сказал: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28,18–20). При этом еще во времена Своей земной жизни Спаситель сказал Своему тайному ученику Никодиму: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5).

Выполняя эту заповедь Христову, апостолы принимали в Церковь уверовавших через Крещение. Уже в день сошествия Святого Духа на апостолов из слушавших первую христианскую проповедь, произнесенную апостолом Петром, около трех тысяч уверовало, и охотно принявшие слово его крестились (Деян. 2, 41). Апостол Филипп крестил евнуха царицы Кандакии (см. Деян. 8, 38), апостол Павел крестил уверовавшего во Христа темничного стража и его семью (см. Деян. 16, 33), апостол Петр крестил Корнилия и его родных, которые не были иудеями (Деян. 10, 47), тем самым положив начало принятию в Церковь верующих из язычников.

В I–II веках Крещение совершалось так же, как и при апостолах: уверовавших сначала наставляли в истинах веры (оглашали), они приносили покаяние и отрекались от своих прежних злых дел, устно исповедовали свою веру во Христа, и лишь затем происходило собственно Крещение — троекратное погружение в воду с крещальной формулой «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

С конца II и в III веке появляется знакомый нам обычай надевать на новокрещеного крест (нательный крестик) и облачать его в белые одежды (крестильную рубашку).

То чинопоследование таинства, которое мы знаем сегодня, окончательно сложилось уже к X веку и в таком виде пришло из Византии на Русь. В него входит чтение заклинательных молитв, отречение от сатаны, сочетание со Христом, освящение воды, в которую будут погружать крещаемого, и помазание его тела елеем. Из чисто русских нововведений в XV веке появился обычай иметь двух восприемников (крестных). По древним установлениям, восприемник должен был быть один, одного пола с крещаемым — мужчина у мальчика и женщина у девочки. Несмотря на это, традиция иметь двух крестных закрепилась и сейчас в Русской Православной Церкви является почти повсеместной.

В древности Крещение не было частным делом новокрещеного и его семьи, как это происходит сейчас. Это таинство было праздником всей Церкви, на который собирались все члены общины. Поэтому сначала крестили только в величайшие церковные праздники — на Пасху, Пятидесятницу, Рождество и Крещение Господни, а также в субботу Лазареву и Великую Субботу. Как напоминание об этом в эти праздники на литургии вместо «Святый Боже» поется «Блицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Крестили обычно в природных водоемах, реках и ручьях или в баптистериях (специальных бассейнах для Крещения, устраиваемых при храмах). Пока совершалось Крещение, вся община ждала в главном храме, молясь о возрождаемых от воды и Духа новых членах Церкви. Затем новокрещеные, облеченные в белоснежные одежды, торжественной процессией вступали в собор, где приступали к Чаше, впервые причащаясь Тела и Крови Христовых.

Крещению всегда предшествовало оглашение, которое обыкновенно продолжалось два или три года, в течение которых желающих приступить к купели учили основам христианского вероучения и объясняли, как жить по-христиански. Оглашенным можно было присутствовать на богослужении, даже на литургии, однако после чтения Евангелия и проповеди они должны были выходить из храма. Поэтому первая часть литургии до сих пор называется литургией оглашенных.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крещение. Врата в Церковь. Памятка крещаемому предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я