Главной целью таких техник, как самонаблюдение и самовоспоминание, с которыми вас познакомит Красный Ястреб – философ, поэт и последователь учения Четвертый путь, – является встреча со своим подлинным «Я». Однако эта встреча угрожает эго, раздувающему чувство нашей важности и зовущему к «успешному успеху» – вместо понимания себя и своих истинных потребностей. Эго делает все, чтобы защитить себя, – сбегает, игнорирует и отрицает действительность. Лишь бы мы не присутствовали во всей полноте настоящего момента и не могли осознать безнадежность наших попыток заставить себя измениться. Парадоксальным образом – перестав убегать от себя и научившись безоценочно принимать внутреннюю и внешнюю реальность, какой бы удручающей или даже отталкивающей она ни была, – мы открываем для себя путь к изменениям. Начинаем видеть, где и когда ум лжет нам, завлекая на новый круг старых сценариев, и становимся способны избежать его ловушек. Прочитав книгу и начав практиковать, вы будете поражены, как изобретательно может быть эго в попытках помешать вам оказаться там, где вы, казалось бы, уже находитесь, – в настоящем мгновении. Но оно того стоит.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самовоспоминание: путь к безусловной любви. Руководство пользователя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Самовоспоминание: практика присутствия
«[Он] говорит, что почти все люди бестелесны, что тела как такового нет. Какой вздор!.. Но вдруг до меня доходит, о чем он толкует: хотя тело у меня есть, я его не осознаю… [Он] снова говорит о перенаправлении внимания из головного мозга, об усилении вибрации тела и воплощении».
Вспомни себя, искатель.
Самонаблюдение абсолютно необходимо, если я хочу познать себя и дорасти до человека, а не оставаться на уровне существования млекопитающего — бессознательного, управляемого привычками, механического[2] раба-автомата моей личной истории и неразрывно связанных с ней бессознательных сил (см. Красный Ястреб, «Самонаблюдение: пробуждение совести. Руководство пользователя»). Самонаблюдение и самовоспоминание — это не две отдельные практики, а важные и взаимосвязанные этапы одной техники. Сначала должно идти самовоспоминание, за ним может последовать самонаблюдение, поскольку семя должно появиться прежде ростка. Без самовоспоминания все так называемое самонаблюдение происходит только в уме, и, следовательно, оно бессильно перед воображением и иллюзиями, интегрированными в бессознательный механизм сновидений. Наблюдение только со стороны разума ни к чему не приводит, порождает фантазии, дезорганизует психические процессы, может затруднить работу ума или вовсе разладить ее. Нашей целью является настоящее мгновение, которое все время обновляется, буквально с каждым вдохом, иначе связь прервется.
Самовоспоминание перемещает наблюдателя во времени и пространстве в настоящее мгновение, в тело, укореняет наблюдение в теле.
Работа[3] над собой протекает исключительно в настоящем моменте. Если в самонаблюдении не будет задействовано тело, практика ни к чему не приведет. На самом базовом уровне самовоспоминание представляет собой на первой стадии воспоминание о том, что у меня есть тело и какое-то время я существую внутри этого тела: «Я пребываю здесь и сейчас».
Самонаблюдение только умом может привести к тяжелой патологии. У каждого духовного пути есть свой недостаток. Одной из патологий, связанных с самонаблюдением, является эгоцентричная одержимость собой (вот почему практика самовоспоминания затрагивает не только себя, но и других). Я хочу работать вместе с умом, а не умом. Работа только от ума или в уме приводит к расколу, внутреннему разделению, и я начинаю давать оценки и противодействовать тому, что наблюдаю, вместо того чтобы быть заодно с наблюдаемым ради моих внутренних целей[4]. Я борюсь с тем, что наблюдаю, и внушаю себе призрачную веру в то, что могу изменить то, что вижу. Эта борьба за изменение наблюдаемого приводит к неправильным результатам, зачастую вредным, и выводит меня на ненадежную дорожку, с которой я, возможно, так и не смогу сойти.
Познавая себя как механическую сущность, которую постоянно заносит в отождествление[5] с механическими привычками тела, я начинаю развивать комплекс сознательных впечатлений, при накоплении которых во мне формируется не только воля[6], но и желание[7], так что я не забываю о своей обычной бессознательности. Этот комплекс впечатлений придает силу моему желанию сохранять присутствие в текущем моменте. Лишь в таком случае мое сопротивление привычке поможет мне лучше увидеть и почувствовать свое рабство.
Но у самовоспоминания есть еще один аспект, весьма необычный среди всех духовных путей мира: самовоспоминание, как учил нас российский философ, писатель и духовный учитель Гурджиев, означает разделение внимания и направление одной его части вовне, на мое окружение или моего собеседника для их целостного восприятия, а другой его части — на меня самого, причем все это одновременно, чтобы я не только слушал и осознавал своего визави, но и отдавал себе отчет в том, что я слушаю.
Внимание находится в теле и на теле в форме ощущения[8], а также вовне. Мадам Жанна де Зальцман (старшая ученица Гурджиева и автор книги «Реальность бытия: Четвертый путь Гурджиева») дает такое соотношение: 75 процентов внимания — внутрь, 25 процентов внимания — вовне. Такая пропорция разделенного внимания возможна только при сознательном труде: она не возникает и не может возникнуть механически или случайно. Именно это понимают, на определенном уровне, под сознательным трудом. Если сосредоточение внимания на солнечном сплетении или области живота является сознательным движением и представляет собой базовый уровень самовоспоминания, то на второй стадии самовоспоминания происходит разделение внимания.
На что я обращаю внимание, тем и становлюсь. Таков закон. Это закон отождествления. Сознательное направление внимания освобождает меня от закона отождествления и подчиняет законам работы. Нами управляют законы высшего и низшего порядка. Наша работа состоит в том, чтобы поддаться влиянию высших законов.
Сознательное внимание отличается от автоматического, механического внимания, с которым мы рождаемся. Сознательное внимание следует развивать осознанно. Внимание чрезвычайно важно для понимания этой темы и вообще жизни людей на Земле. Существо[9] представляет собой присутствие и внимание — ни больше ни меньше. Сознание[10], то есть Бог, это поле, в котором возникают все явления. Внимание — это сознание, локализованное и сфокусированное на определенной точке в этом поле. У этого поля есть чувствительность и осознанность, и оно в конечном счете способно определять себя как сознание, а это наиболее зрелая форма самовоспоминания. Душа[11], или Существо, обладает двумя существенными качествами: присутствием и вниманием. Души отправляются на Землю, чтобы развиваться в качестве присутствия и внимания. Стремление оставаться в текущем моменте развивает как присутствие, так и внимание. Самовоспоминание вызывает присутствие, а самонаблюдение — внимание. Благодаря своим усилиям присутствовать я могу наблюдать себя в действии. Все начинается с попыток вспомнить о теле и сознательно сосредоточить внимание внутри него, переместив его из ума вниз, ниже шеи. Так мы избавляем внимание от отождествления с мыслями в интеллектуальном центре[12], причины почти всех наших страданий. Таким образом, это самый фундаментальный уровень самовоспоминания.
Но не так-то просто стараться присутствовать. Это кажется легким, но на самом деле этого почти невозможно добиться. Я могу присутствовать в «сейчас» своего тела не дольше нескольких секунд, а затем у меня возникает внутренняя реакция на впечатления, и я сразу же отождествляюсь с мыслью или эмоцией. Дело в том, что присутствие в теле — это состояние сознания, отличное от того, к которому я привык. Это состояние бодрствования. Требуется немало времени, чтобы привыкнуть к этому новому, более высокому состоянию сознания. Я не вижу, что отождествление надолго пленяет внимание. Я верю, что присутствую. Дальнейшее самонаблюдение показывает обратное. Более того, я не вижу, что хочу быть захваченным, потому что меня подавляет страх увидеть весь ужас моего реального внутреннего состояния, и я предпочел бы постоянно отвлекаться. Я не могу постоянно присутствовать, потому что во мне слабы и присутствие, и внимание, поскольку они не развиты. Вот почему мне дано тело: чтобы развивать эти две вещи, которые являются глубинными качествами Существа «Я есть»[13] внутри меня. Тело — это объективный[14] механизм обратной связи, предназначенный для ориентации Существа в настоящем мгновении. Целью работы является настоящее мгновение; одна из целей работы заключается в развитии присутствия и внимания до такой степени, чтобы они были достаточно стабильны и могли выдержать потрясение при физической смерти тела и сохранить присутствие, не рассеяться и не отождествиться. Мы трудимся всю жизнь, чтобы научиться правильному умиранию.
Ум, каким мы его обычно знаем и используем, представляет собой память, или то, что Гурджиев называет формирующим аппаратом[15]. Конечно, ум — это еще не все, ведь только 10 процентов левого полушария мозга отвечают за функцию памяти, составляя так называемого мыслителя. Поэтому я, говоря об уме, подразумеваю очень ограниченную и специфическую функцию этого самого мыслителя.
Мыслитель, каким мы его знаем, представляет собой память, хранилище моей личной истории. Любая мысль (но не вдохновение и не интуиция, которые являются высшими интеллектуальными и эмоциональными функциями и представляют собой совершенно другой уровень мышления) — это именно память, хранящая личную историю. Все мысли исходят из известного, то есть из прошлого, или из личной истории. Мыслитель и мысль — это одно и то же (Дж. Кришнамурти). Таким образом, всякое самонаблюдение, исходящее только от ума, есть мыслитель, наблюдающий за собой, оценивающий то, что он видит, и пытающийся изменить себя, опираясь исключительно на известное: на прошлое, личную историю. Таким образом, происходит только воспроизведение привычки, совершение одних и тех же действий с надеждой на разные результаты. Это безумие.
Пока я не научусь наблюдать из места за пределами ума, я буду лишь повторять одни и те же старые привычки и ничего не увижу. Я слеп в отношении самого себя, одна область ума осуждает другую — отсюда разделенное «Я», еще одно определение безумия. Самовоспоминание дает мне возможность сознательного направления внимания в теле, ниже ума, откуда я могу более объективно наблюдать за умом.
Все оценки исходят от ума. Оценивание — это стратегия избегания отношений, а первые отношения необходимо установить с телом, иначе коммуникация невозможна. В конце концов, самонаблюдение откроет мне, что ум в том виде, в каком он сформирован в нашем обществе, отделен от тела, а «Я» расколото. Во мне есть это разделение.
Ум лжет не намеренно (потому что это компьютер, лишенный воли), а по самой своей природе и структуре. Невероятно, но он искажает реальность для того, чтобы соответствовать собственным привычным шаблонам, основанным на моей личной истории. Нам с детства внушают, что ум призван единолично управлять телом и, следовательно, всей моей жизнью. Эта потребность передается функции памяти. А эта функция представляет собой двоичный компьютер, механический и бессознательный. Из-за потребности единолично управлять жизнью тела ум перегревается. Он не создан для выполнения столь сложной задачи, а это означает, что он должен стать машиной для обобщения.
По оценкам нейробиологов, мозг получает около двух миллиардов дискретных бит информации в секунду. Он не в состоянии обработать такое огромное количество впечатлений. Считается, что ум способен обрабатывать около двух тысяч дискретных бит информации в секунду, или примерно 0,001 процента впечатлений, составляющих нашу реальность. На каком основании ум выбирает эти 0,001 процента для систематизации и хранения? Все просто. Он делает отбор на основе моей личной истории — известного (память), что он распознает и может легко классифицировать и хранить.
Таким образом, ум — это машина для обобщения, поскольку он должен обобщать эти поступающие впечатления, так как они приходят слишком быстро для того, чтобы их можно было классифицировать и систематизировать. Итак, эта обобщающая функция бессознательна и механична. Она реализуется на основе тех входящих данных, которые поддерживают и подтверждают уже существующие паттерны ума. Попытайтесь интуитивно понять, не размышляя, что это может означать.
Я получаю от ума только такие данные из внешней реальности, которые поддерживают и подтверждают ментальные и эмоциональные паттерны, привитые мне в раннем детстве несознательными воспитателями, которые жили по шаблону, заложенному в них их воспитателями, — и так по кругу, снова и снова; закрепившиеся семейные патологии повторяются в каждом следующем поколении бессознательно, безотчетно.
Ум — это лжец, ведь он запрограммирован лгать. Любые данные, полученные из внешней реальности и не подтверждающие эти закрепившиеся паттерны, с ходу отвергаются, игнорируются или искажаются таким образом, чтобы они соответствовали паттернам интеллектуально-эмоционального комплекса.
Теперь я могу ясно увидеть одну простую истину, которую нужно подтвердить собственным наблюдением: ум — это «фабрика страха» (Гурджиев). И поскольку я глубоко отождествляю себя с умом, я живу в ужасе. Ум в его нынешнем виде — это стратегический инструмент для отвлечения глубинного Существа, для захвата внимания, чтобы оно не могло увидеть и почувствовать весь ужас, связанный с обособленным «Я». Это достигается путем постоянного, неустанного размышления, оценивания и обозначения каждой отдельной вещи как внутри (я назвал это «персоной»), так и вовне. Жизнь млекопитающих, то есть такая жизнь, какой я ее знаю в обычной реальности млекопитающих — жизнь бессознательная и механическая, — состоит почти исключительно из отвлекающих факторов (Ю. Дж. Голд). Отвлекающие факторы — это ткань обычной реальности. Они захватывают меня, потому что я боюсь увидеть ужас своего реального внутреннего состояния.
Ум — это машина обобщения, как уже было отмечено выше. Поскольку от него требуется выполнять невыполнимую задачу (контролировать тело и жизнь, а значит, и все отношения), он должен обобщать все на свете, создавая категории, которые легко позволяют ему распознавать и сохранять поступающие впечатления по принципу ассоциации, сравнения и противопоставления. Таким образом, ум делает самое простое: создает две большие всеобъемлющие категории информации, в которые помещает все впечатления: нравится — не нравится. Или назовите это любовью — ненавистью, или черным — белым, или (куда же без этого?) добром — злом. Теперь вы можете интуитивно понять, что означает библейская притча (или аллегория, или метафора) о райском саде? Она призвана описать закон отождествления и показать, чем чревата для нас ситуация, когда наше внимание захвачено, пленено и зачаровано (отождествилось) движением ума, интеллектуальным центром, «Древом познания». Это предупреждение. Берегитесь! Если я «вкушу от плода Древа познания добра и зла» (ума), то буду изгнан из Рая (сада, тела, настоящего мгновения) и познаю стыд. Я устыжусь своей наготы, поэтому прикроюсь, чтобы скрыть ее — так я потеряю свою «врожденную невинность» (Ли Лозовик). Я прикрываю себя постоянными, навязчивыми отвлекающими факторами и личинами, которые считаю собой.
Вы можете интуитивно (не задумываясь) понять, почему самовоспоминание является столь важной функцией в практике самонаблюдения; почему следует задействовать тело, чтобы наблюдать верно и объективно? Если внимание сознательно не переключено с ума на тело, может возникнуть только ложь. Реальность будет искажена, и я буду воспринимать только то, что ум приучен видеть, то есть свою личную историю и паттерны как плоды этой истории. Иначе и быть не может. В конечном итоге самонаблюдение показывает, что все, что я знаю и называю собой, является набором воспоминаний: моей личной историей, хранящейся в памяти. Ментальный компьютер может воспринимать только то, на что он запрограммирован. Поэтому ум может только лгать, когда его просят сделать больше того, на что он способен по самой своей природе. Что же он способен делать?
Ум выполняет четыре главные функции, причем очень эффективно. Он умеет:
1) решать технические вопросы в настоящем мгновении (как завязать шнурки, как добраться домой из данного места, как спланировать свои будничные дела);
2) общаться с другими;
3) запоминать;
4) обеспечивать присутствие и внимание.
Таким образом, ум играет важнейшую роль в самовоспоминании: я должен вспоминать свою практику с помощью ума, в этом и заключается его функция. Ему нужно только вспоминать, больше ничего. Тут сознательная воля должна взять верх над Существом, и внимание следует сознательно переместить на тело, где может происходить самонаблюдение.
Ум — это двоичный компьютер. Это просто означает, что он все разбивает на две части (две вышеупомянутые обобщенные категории): нравится — не нравится. И так со всем, включая отношения. Вы можете интуитивно понять, что это может означать для ваших отношений?
Ум разделяет, расчленяет всю информацию, весь опыт, всю реальность на две части. Страх разъединяет, а любовь объединяет. Таким образом, бессознательная деятельность ума продиктована страхом: наложение полученной реальности, ее переформатирование в узнаваемые паттерны, соответствующие сохраненной в уме личной истории, и распознание только тех данных, которые поддерживают и подтверждают эти пугающие шаблоны. Ум настаивает на сохранении существующего положения вещей, даже если оно несет только проблемы, страдания и болезни или даже угрожает жизни. Мы и вправду должны дышать сигаретным дымом, даже если он в конечном итоге убьет нас? Да, но только до тех пор, пока это поддерживает ранее существовавшие паттерны, то есть такие, которые подкрепляют мое отношение к себе и своей жизни. Бессознательная деятельность ума коренится в страхе. Следовательно, все, что ум признает и считает реальным, основано на страхе. Иначе и быть не может, потому что его главной движущей силой является страх.
Из-за своей двоичности ум оперирует отношениями точно так же, как и всей воспринимаемой реальностью, то есть, объятый страхом, он классифицирует и обобщает, лжет о любви. Страх душит любовь.
Точнее, страх — это отсутствие любви подобно тому, как тьма — это отсутствие света. У страха нет собственных качеств, он являет собой лишь отсутствие положительного качества. Это тень реальности, а не сама реальность. И из-за своей двоичности ум разбивает отношения, любовь на две части, что автоматически, по закону природы, губит ее.
Любовь объединяет, а страх разделяет. Страх — это отсутствие любви. Когда меня к кому-то влечет, ум обобщает это влечение и сохраняет его в категориях «нравится — не нравится». Он очень быстро начинает составлять список представлений о другом человеке: вот что мне в нем нравится, а вот что мне не нравится. Вы можете интуитивно определить, какой список будет увеличиваться и в результате начнет поглощать ваше внимание? И можете затем интуитивно предугадать, каким будет итог ваших отношений, даже если вы продолжите жить вместе?
Возможно, вам давно все это известно, и вы можете оценить, что это значит для вашей жизни. Моя личная история усеяна, как поле битвы после войны, трупами несостоявшихся отношений, над которыми поработал ум. Результат предсказуем и неизбежен, потому что ум — это оценивающая машина, которая оперирует обобщениями: «Он всегда… (заполните пробел)» или «Я ненавижу, когда она всегда… (заполните пробел)». Всякое оценивание — это способ избегать отношений, потому что они основаны на страхе.
Сначала должно идти самовоспоминание, а за ним — самонаблюдение. Там, где есть оценивание, самонаблюдение невозможно. Оценивание берет начало в отождествлении («Я есть это») и коренится в страхе. Любовь никогда не дает оценок. Бойтесь судей. Безусловная любовь[16] — это сознательная любовь, любовь Существа (души), которая является зрелым присутствием и вниманием. Зрелое внимание только наблюдает, ничего не говоря и ничего не обозначая, без классификации и оценивания. Зрелое внимание — это «сознание свидетеля», или «безмолвный свидетель», то есть сознание, направленное на себя и раздвигающее свои границы, чтобы охватить всю реальность без исключений, вобрать в себя все на свете. Это самый зрелый уровень, третья стадия самовоспоминания. Безусловная любовь охватывает все без исключений. Наш Творец[17] — это безусловная любовь.
Необходимо с самого начала озвучить это предостережение: нет единственного или «правильного» пути к технике самовоспоминания. Эта практика бесконечна в своем разнообразии и возможностях, она уникальна для каждого отдельно взятого практикующего. Далее в этой книге будет приведен ряд полезных рекомендаций и предложений, как лучше начинать эту практику, но они не являются истиной в последней инстанции. Это советы не эксперта, а такого же практикующего, как и вы: механика, а не гуру или мастера; неофита, а не адепта. Эта книга лишь знакомит с практикой самовоспоминания, очерчивает ее возможности и предлагает несколько главных подходов к ней. Она не претендует ни на энциклопедичность, ни на всеобщее признание. Все духовные истины вы должны проверять сами, полагаться на свой личный опыт, а не на чужие слова.
Я до того параноик, что на моем велотренажере установлено зеркало заднего вида.
Краткое примечание для читателя. Я отдаю себе отчет в том, что повторяюсь, не один раз излагая в этой книге информацию, которую я уже проанализировал. На то есть несколько причин. Первая заключается в том, что эти знания угрожают эго[18], которое быстро начинает игнорировать, подвергать сомнению и даже исключать их из своей памяти, потому что они не поддерживают и не подтверждают его паттерны. А это значит, что читатель, перейдя к следующей главе, скорее всего, забудет все сказанное в предыдущей — из-за самой конструкции бессознательного двоичного компьютера. Он запрограммирован упускать из виду данные, которые не поддерживают его вымученные категории и модели, имеющие для него огромную ценность. Вторая причина тесно связана с первой и заключается в том, что содержащуюся здесь информацию необходимо повторять снова и снова, чтобы она сохранилась и была пригодна для моей практики. Практика присутствия[19] представляет собой самовоспоминание/самонаблюдение. И это не две отдельные практики, а одна, единая. Я не смогу наблюдать за собой до тех пор, пока не вспомню себя. Сначала я вспоминаю, а потом наблюдаю.
Таким образом, повторяясь, я поступаю верно. Возможно, теперь вы интуитивно поймете, почему я это делаю, и не позволите оценкам ума мешать вам сосредоточить внимание на подручных средствах.
Бдительный человек охраняет свой домТело — наш дом, но мы проводим всю
нашу жизнь
в рабстве у него, трудясь долгие часы на работе,
которую мы ненавидим всей душой, и ради чего?
Чтобы накормить, одеть и укрыть тело. Мы тратим
свою жизненную силу, это драгоценное дыхание,
на ум, который отдается желанию и слетает с катушек,
одурев от бесконечной жажды большего,
и, не желая дисциплинировать себя
даже в малейшей степени, уподобляется лошади,
которая закусила удила и мчится под гору,
унося нас с собой навстречу неизбежной гибели.
Жизнь, проведенная в ненасытном желании,
полна горечи, ибо она лишает нас достоинства и оставляет
с пустыми руками и чувством неудовлетворенности.
Бдительный человек охраняет свой дом от этого вора.
Он никогда не спит и зорко следит за тем,
что происходит в каждой комнате.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самовоспоминание: путь к безусловной любви. Руководство пользователя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Работа (также практическая работа над собой) — сознательное, преднамеренное психологическое усилие наблюдения за собой таким, какой я есть, без оценок или попыток изменить наблюдаемое; вспоминание себя в гуще будничной жизни; намеренное страдание в результате наблюдения за собой таким, какой я есть, без буферов, лжи, обвинений и оправданий. Практика присутствия.
4
Цель — сознательное создание внутренней цели, связанной с работой, основанной на постоянном самонаблюдении. Цель исходит из интеллектуального центра и может возникнуть из желания.
5
Отождествление — «Я» и есть это; вера в то, что я — только тело, или процессы, или функции тела, или что-то еще, кроме внимания.
6
Воля — сознательное сосредоточение интеллектуального, эмоционального и инстинктивно-двигательного центров одновременно на объекте, действии, направлении или процессе; способность направлять внимание.
7
Желание — сознательное признание своей «недостаточности», основанное на честном самонаблюдении и сопутствующем ему намеренном страдании; порождает в чувствах желание что-то изменить. Желание может породить цель.
8
Ощущение — движение энергии в теле, проявляемое вниманием, а также данные, приходящие от пяти чувств, мыслей, эмоций и побуждений.
9
Существо — также называется душой, атманом, духом; это внимание или сознание, неразвитое в обычной жизни, развиваемое только благодаря особому усилию, сознательному усилию.
10
Сознание — элементарная жизненная сила, или разум всех живых существ; чувство бытия или присутствия «Я есть»; ощущение, что я существую; свободное внимание без вмешательства эго. В человеке можно сознательным усилием развить и довести эту силу до уровня Творца; самонаблюдение является одним из способов сделать это. Поле, в котором возникают все явления, во всех мирах.
12
Центры — в некоторых традициях их называют чакрами; точки преобразования энергии в теле; здесь мы рассматриваем в основном четыре центра: интеллектуальный (голова — мозг), эмоциональный (солнечное сплетение — сердечный центр), инстинктивный (пупок) и двигательный (основание позвоночника). Работа также сообщает о двух высших центрах, интеллектуальном и эмоциональном, которые существуют вне тела, но связаны с ним и могут быть доступны через него.
13
«Я есть» — в библейских терминах одно из имен, присвоенных нашему Творцу. В духовной работе это обозначение Существа, чьим временным домом является человеческое тело; это утверждение Существа без добавления эго.
14
Объективный — взгляд на объект или процесс без вмешательства эго, его убеждений, мнений, суждений, симпатий и антипатий, то есть без отождествления с объектом или процессом.
15
Гурджиев называл этот механизм формирующим аппаратом, поскольку он может производить когерентные формы мысли и речи, но не может сформулировать или выразить новые и оригинальные понятия.
16
Безусловная любовь — любовь, которая не оценивает, не судит. Это самая зрелая форма любви, которую может проявить душа. Она не осуждает, не критикует и не жалуется. Такая любовь характеризуется добротой, великодушием, прощением, терпимостью и состраданием. Это наш Творец, проявляющийся в мире людей через ясный и прозрачной канал, как сущность человека, не вмешивающаяся в нисходящий поток божественной любви, одухотворяющий все формы жизни. Это язык нашего Творца и средство, с помощью которого Он общается со Своим творением.
17
Творец — кто знает Его? Не я. Возможно, это безусловная любовь; возможно, настоящее мгновение, здесь и сейчас; возможно, сознание; может быть, совесть.