В этой увлекательной книге тебя ждёт 20 историй отечественных актёров, режиссёров, певцов и танцоров, чьи имена навсегда прославили Россию. Что за уникальные таланты позволили им покорить весь мир? Какими они были в детстве и юности, благодаря чему сумели отыскать своё предназначение, что помогло им преодолеть препятствия на пути и стать сильными, вдохновляющими других личностями? Найди собственный пример для подражания и узнай, какие качества в себе развивать, чтобы стать похожим на великих деятелей театра и кино, которыми гордится наша страна! Издание предназначено для среднего школьного возраста. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Артисты, прославившие Россию» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Фёдор Григорьевич Волков
Архитектор, поэт и живописец, актёр, драматург и музыкант, основатель русского театра
1729–1763 гг.
Давным-давно были времена, когда не было Интернета. Не было телевидения, радио, цирка, театра… Негусто было с развлечениями на Руси, народ ходил серьёзный, насупленный, а тех, кто улыбался не по делу, называли зубоскалами и секли розгами. Были только скоморохи, которые на площадях да на ярмарках частушки горланили и нередко за это получали кнутом от городской полиции.
Ещё было подобие кукольного театра с неизменным главным персонажем Петрушкой. Представления с этой куклой полиция тоже не особо жаловала, потому что хитрый Петрушка, шут балаганный в красном кафтане, вечно оставлял в дураках попа или городового, да ещё и палкой их лупил. А представителей духовенства и законной власти лупить палками не полагается.
Но постепенно времена менялись. При царе Петре Великом стала проникать в Россию европейская мода на развлечения. Уменьшилось влияние церкви, стали свободнее одежды, а когда одежды становятся свободней, сразу и нравы освобождаются. В 1702 году на Красной площади приезжие немцы давали представления на немецком языке. Впрочем, из-за этого туда никто не ходил, и театр скоро закрыли.
Были ещё гастроли французов, других иностранцев, но всем хотелось русского театра на родном языке.
— Русский театр есть мечта разгорячённого воображения наших добрых патриотов, — так много позднее сформулирует необходимость русского театра наш критик Виссарион Белинский.
А в городе Ярославле жил тогда бойкий кудрявый мальчишка — Федя Волков. Он родился в семье костромского купца, но тянуло его к театральному искусству, хотя тогда ещё и понятия такого не было. Он много времени проводил на любительских представлениях и народных игрищах, а когда Феде исполнилось двенадцать лет, отправили его в Москву для обучения торговым наукам. Там он успешно изучал иностранные языки, арифметику, географию и черчение. Но там же он увидел представления иностранных артистов. А уж когда молодым человеком приехал по купеческим делам в Санкт-Петербург и сходил в придворный театр царицы Елизаветы, где итальянцы оперу показывали, то влюбился в сцену окончательно.
Два года он изучал театральное искусство в столице и, вернувшись в Ярославль, передал дела купеческие брату. А сам собрал несколько человек, так же горящих сценой, как он, и в каменном амбаре открыл самодеятельный театр. Стали они давать представления. Так хорошо у них пошли дела, что вскоре сама императрица Елизавета Петровна узнала об их выступлениях и велела Волкову ехать ко двору, подивить её новым театром.
Фёдор Григорьевич выступил перед царицей и так ей приглянулся, что оставила она его при дворе. Волков ещё пуще стал над спектаклями трудиться: сам пьесы писал, сам декорации рисовал, сам на сцене играл. И при этом продолжал учиться — в Сухопутном шляхетском корпусе. Там его придворным манерам обучили, танцам, декламации, и стал Волков любимым артистом Елизаветы Петровны. Она даже приказала учредить в столице новый «Русский театр для представлений трагедий и комедий» и назначила его руководителем Волкова. Этот театр существует в Санкт-Петербурге до сих пор — теперь он называется Александринским.
«Познакомился я тут с Ф. Г. Волковым, мужем глубокого разума, наполненного достоинствами, который имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».
Однако вскорости императрица Елизавета Петровна скончалась, и на трон взошёл царь Пётр III, внук Петра I. Его правление было недолгим — императора свергла его собственная супруга, Екатерина II, и сама стала царствовать. Такая вот игра престолов.
Сразу после свержения мужа Екатерине надо было прочитать перед своими гвардейцами манифест — такой документ, в котором новый правитель обещает тем, кто его поддержит, всякие благодеяния: кому денег, кому дворянство, кому высокие чины… Целую неделю Екатерина готовила этот манифест, переписала его гусиным пером на белоснежную бумагу, а в самый нужный момент — хвать! Нет его, потерялся… Никто найти не может. Царица тогда ещё молода была и легкомысленна, но позже, конечно, набралась ума. А в тот момент растерялась, что делать — не знает. Тут к ней Фёдор Волков подходит и говорит:
— Государыня императрица, дозволь мне заместо тебя перед гвардейцами выступить. Я возьму чистый лист бумаги и как по писанному манифест как будто бы зачитаю.
— Да как же ты, Фёдор Григорьевич, как будто бы зачитаешь, если даже не знаешь, что там было написано? — удивилась императрица.
— Не изволь беспокоиться. Всё будет в лучшем виде. Мы, актёры, это называем импровизацией, — сказал ей Волков.
И — о чудо! — взял он лист белоснежной бумаги и, как будто бы читая с него, продиктовал гвардейцам манифест. Он к тому времени при дворе много чему научился, знал, кому чего обещать. Гвардейцам манифест сильно понравился, они хлопали в ладоши, бросали в воздух шляпы и кричали «ура».
Екатерина была очень благодарна Волкову и поручила ему подготовить маскарадное шествие в честь её коронации. Он сделал всё в лучшем виде, да вот только во время праздника серьёзно простудился и вскоре умер.
«Сей муж был великого, проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».
Этот достойный, талантливейший человек прожил короткую, но яркую жизнь. Если бы не Фёдор Волков, у нас, может быть, и не было бы никогда великих режиссёров Станиславского и Немировича-Данченко, не было бы никогда великих актрис Ермоловой и Комиссаржевской, не было бы великого Русского театра, известного во всём мире.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Артисты, прославившие Россию» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других