Сейчас очень много книг, рассказывающих о приключениях героев в мирах после произошедшего по той или иной причине апокалипсиса. И лично меня это удивляет. Потому что практически никто из тех, кто их пишет, и из тех, кто их читает, жить в подобных мирах не хотели бы. Лично мне ближе подход братьев Стругацких или Ивана Ефремова, которые описывали те миры, в которых они хотели бы жить. Вот и я решил написать роман про миры, в которых реализуются принципы управления обществом и развития цивилизаций, которые я считаю гораздо более правильными, чем те, которые реализуются сейчас в нашей реальности.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отмена 012, или Инструкция для Демиурга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Учиться, учиться и еще раз учиться…
Россия. Где-то на Урале
Если бы в это утро десятого июня 2011 года, когда Солнце еще только коснулось крон деревьев, кто-то из интересующихся разного рода паранормальными явлениями и аномальными зонами оказался в лесу в той части Урала, которая расположена внутри треугольника, образованного озером Тургояк, горой Иремель и верховьями реки Белой и про которую ходит столько разнообразных слухов, и услышал бы то, о чем говорили двое людей, сидящих у деревьев неподалеку от симпатичной полянки, по границам которой росли кусты малины, он был бы весьма удивлен. Ибо разговор шел о вещах весьма далеких от сбора ягод или грибов. Да и от разного рода эзотерики тоже.
— Если есть где-то в параллельных пространствах “Свалка нереализованных желаний”, то она, наверное, победит по величине все свалки мира вместе взятые. Просто прямо сейчас вспомните хотя бы парочку желаний, которые либо были, либо до сих пор у вас есть, но они все еще остаются желаниями. Это даже обидно — на свалках вещей валяются вещи, уже послужившие своим хозяевам. А на свалке желаний — свеженькие, еще в красивой оберточной бумаге, так и не раскрытые желания. Почему так несправедливо??? Интересно то, что основных причин такого положения вещей всего четыре.
— Интересно узнать, каких.
— Да все просто. Слушай:
1. Первая и самая, пожалуй, на самом деле распространенная. Хотя и самая малопризнаваемая. И заключается она в том, что на самом деле, не очень-то и хочется. Желание вроде и есть, но не такое уж сильное. Что-то вроде: “Хорошо бы летом научиться кататься на роликах”. И если оно не сбудется — ничего особо страшного, ничего не потеряю. Это желание будет пылиться в уголках подсознания, изредка вытаскиваемое на поверхность сознания. И измениться ситуация может только, если сила желания увеличится.
2. Вторая причина в том, что не хочется проблем, которые появятся, если желание сбудется. Это из области амбициозных и великих желаний. Например, хочется свой дом, большой и красивый, со множеством комнат и большим садом. При этом ты понимаешь, что проблем станет гораздо больше, и решать их будет сложнее, чем сейчас, когда ты живешь в квартире. Если нежелание проблем сильнее, чем желание — выбор очевиден.
3. Совершенно непонятно, как достичь большего (как исполнить желание). Основная проблема в этом случае — твое желание находится далеко за пределами сферы твоей компетентности. И ты просто совершенно не представляешь, как его исполнить, что для этого надо делать и даже с чего начать. То есть подобные желания настолько за пределами твоих представлений о жизни, твоего устоявшегося Образа Мира, что ты чаще всего просто запрещаешь себе об этом думать. Тут, конечно, у каждого свои пределы, примеры могут быть самые разные. Все зависит от уровня уверенности в себе. Какое бы желание привести в пример… Стать олигархом, что ли… Ну или построить завод на Луне.
4. Ну и, наконец, еще одна обычно непризнаваемая причина — это вообще не твое желание. Ведь куча желаний нам просто навязано — обществом, стереотипами, родными (особенно родителями). Тебе все твердят — надо жениться/выходить замуж. Твердят год, два, три. Ты уже действительно об этом постоянно думаешь, пора бы, да. Но как-то неуютно тебе, не хочешь ты этого на самом деле.
— Ну хорошо. А что делать то? Вот в том же случае три все ж таки не ясно, как убедить подсознание, что и для тебя ЭТО ВОЗМОЖНО? Любые примеры типа"ну вот Билл Гейтс (Марк Захерберг, Сергей Брин, Рафаэль Надаль и т. д. и т. п.) же смог"не проходят — хотя бы потому, что ты думаешь, что все эти персонажи уже родились гениями и небожителями (не отсюда ли, кстати, заповедь"не сотвори себе кумира", чтобы не иметь подобных"оглядок"?). В общем, что же делать в этих случаях?
А для варианта четыре вопрос в том, что ведь многое из навязанного — оно не просто чье-то конкретное, а своего рода один из паттернов коллективного бессознательного — ну типа, что быть богатым — это хорошо. Но ведь и впрямь много хорошего — возможность жить в комфорте, путешествовать куда захочешь, с женщинами тоже много чего упрощает в отношениях и т. д. и т. п. Так что эти вроде как привнесенные извне желания содержат в себе многое, условно говоря, архетипически и физиологически удобное. И как же быть в этом случае? Ведь банальный отказ не пройдет, потому что то же самое подсознание почувствует, что в подобном решении"вместе с водой выплескивается и ребенок". И как быть?
— Ха, как говорили во времена моей молодости «знал бы прикуп — жил бы в Сочи». М-да, сейчас это уже не так привлекательно. Да знай бы я гарантированные пути их решения, я бы уже построил завод на Луне. Или дом отдыха на Марсе. М-да…
— А вам, Сергей Мифодьевич, что, здесь плохо живется, чтобы на Марсе отдыхать?
— А ты не дерзи страшим то, не дерзи! А то скажу своему отцу, а он твоему наставнику по выживанию — и будешь ты дней пять волков ловить или с медведем бороться отправишься.
— Ну вот, опять домострой начинается.
— Ох, много тебе тут воли дают. В мои то времена жестче все было, суровее.
— А меня любят и ценят. Потому что я способный.
— Это кто же тебе такое сказал то?!
— Да я сам догадался.
— Ах так. Ну давай тогда пойдем на полянку, посмотрю, на что ты хотя бы в «свиле» годен.
В ответ на эту реплику высокий стройный молодой человек с пышной шапкой пшенично-русых волос мягким текучим движением поднялся с пенька, на котором сидел, и пройдя сквозь малинник так, словно тот на его пути расступался, смыкаясь сразу за спиной, спустя всего пару секунд уже стоял в центре снопа солнечных лучей, пробившегося в центр полянки через кроны деревьев.
Второй участник разговора, мужчина лет сорока-сорока пяти, черноволосый, среднего роста, но при этом очень широкий в плечах, неторопливо отвалился от ствола кедра, в переплетенных выступающих из земли корнях которого он сидел словно в кресле, встал на ноги, потянулся всем телом, после чего сделал два стремительных шага и буквально взвившись в воздух, в изящном пируэте, больше походившем на полет, перепрыгнул кусты и оказался в двух метрах от стоявшего во внешне расслабленной позе парня. И сразу же атаковал того стремительной серией ударов. В ответ юноша, едва партнер по сшибке (именно партнер, а не противник, так как поединок шел «на любки») вошел в его «околицу» и образовал «ядро схватки», резко ушел влево-вперед, как бы обтекая сразу весь конус векторов атаки широкоплечего, стремясь зайти ему за спину или хотя бы контратаковать «в разрез» сбоку. Но тот мгновенно сместился по диагонали вперед-вниз и провел круговую подсечку. Юноша сделал фляк и сразу же на выходе из него, «на возврате» рванулся в атаку — ровно затем, чтобы попасть в захват. Из которого он попробовал уйти в позволении, но старший товарищ сделать ему этого не дал, подбив колено левой ноги и чувствительно ударив локтем в шею. После чего отпустил захват и отступив на пару шагов назад, выставил вперед обе руки. Показывая тем самым, что лично он больше схватку продолжать не намерен.
— Так нечестно! — сказал юноша, распрямляясь. — Вы прервали мой поток движения. Это уже не «на любки» получается!
— А ты, Дима, чем обвинять, подумай лучше, почему я так поступил.
Парень встряхнул головой и на мгновение прикрыл глаза. После чего сказал:
— Не, не понимаю. Честно.
— Эх… Да потому, что я в самом начале сказал, что работать тебя прошу в «свиле». А ты мне сразу же «маятник» выдал и боевую акробатику. А раз ты нарушил уговор, то и я от него стал свободен. И скажи спасибо, что я тебя еще «накатом вусруб» не приголубил.
— М-м-м… Про «свилю» я подумал, что это Вы так, вообще, а не конкретно сказали.
— Подумал?! Это, милый мой, иначе называется! Ну ладно в схватке, да со мной, а если ты так же вот будешь ДОМЫСЛИВАТЬ, уходя от Реальности в Иллюзии, при вопрошении у Духов или, того пуще, у Матери-Земли, то такого можешь наворотить! И они тебя как я жалеть не будут! Кроме того, ты сейчас действовал так, словно для тебя «знание — сила». И это верно, но для воинов. А ты не воин, ты будущий ведун. И поэтому для тебя Путь Силы лишь вспомогательный для Пути Знания! Ты через поединки должен познавать себя и других, а не стремиться их победить. Для тебя каждое движение в идеале должно стать Произнесением, а вернее, Выражением через Душу и тело одного из Божественных Имен! Среди которых боевых, как тебе известно, меньшинство! Потому что Создатель Миров прежде всего Творец, а разрушает он лишь при крайней необходимости! Так что хотя в боевом ремесле ты за полгода прибавил, к волшбе серьезной, похоже, еще не готов. А времени, сам знаешь, немного осталось. Так что обучение более суровым станет.
— Да понимаю я все. Только вот… — юноша прервал фразу и, не договорив, снова тряхнул головой. После чего произнес: — Впрочем, не важно. Я буду внимательнее к нюансам.
— А что «вот» то? Начал говорить, так закончи, — ответил мужчина.
— Да как бы то ни было, чему бы и как меня не учили, а мне только 17 лет. Со всеми вытекающими молодежными «заскоками». И хотя я про них все знаю, да только знать одно, а суметь избавиться — это совсем другое. Да и полностью от них избавиться можно, только мощно фрустрировав психику. И в этом случае я для того дела, к которому меня готовят, буду еще более бесполезен.
— Это ты верно подметил. И хорошо, что сказал. Однако если есть проблема, то есть и способы ее решения.
— Неужели? А что ж тогда даже здесь, в Коловоротном Детинце, дети и отроки тоже имеют множество тех же проблем в отношениях со взрослыми, что и в Большом Мире?
— Ну, во-первых, меньше, и намного меньше, а во-вторых, они все постепенно сводятся на нет. И гораздо успешнее, чем в, хм, как ты выразился, Большом Мире. А главное, благодаря регулярному кресению и душевным беседам, эти детские проблемы не оставляют в душах и разумах тех «путанок», «заломов» и «забродов», которые остаются у большинства обычных людей.
— Что ж, тогда и я «переболею» рано или поздно.
— Да так то оно и было бы, если бы не то самое дело, которое только ты, да еще двое наших самых сильных и опытных ведунов сдюжить сможете. Ну да ладно. Пошли обратно в деревню. А то тебе к собеседованию в академию надо готовиться — даром, что ли, мы филиал лицея Щетинина открыли и к этому окаянному ЕГЭ всех вас натаскивали. Да и мне со старейшинами еще переговорить надо перед отъездом. Обсудить наказы собратьям, которые в миру наше дело в жизнь претворяют. Оппоненты наши активизировались в последние два месяца, значит и нам срок подходит зачин в промысел превращать. А то как бы они чего непотребного не состворили — с них станется.
А кроме того, старейшинам от Ведов вызов пришел и, похоже, именно мне поручат перед Москвой еще и на плато Путорана отправиться. Так что идем.
Новая Зеландия. г. Тауранга. Бухта Изобилия. Тремя днями позже
В кампусе Windermere колледжа Bay of Plenty Polytechnic, расположенном в нескольких километрах от центра городка Тауранга в 200 км к юго-востоку от Окленда, на живописном побережье в мягком субтропическом климате, обучались студенты по всем специальностям кроме бизнеса, компьютерных технологий, туризма и гостиничного дела. Семнадцатилетняя датская студентка Дорет Нилсен изучала здесь виноделие. Поскольку политика правительства Дании поощряла обучение датской молодежи в лучших университетах мира и на это из бюджета выделялись стипендии, то родителям Дорет не пришлось платить за нее. Хотя для них это и не составило бы никакого труда, поскольку семья была весьма богатой и к тому же располагавшей обширными связями и влиянием. Но будучи рачительными, как и большинство скандинавов, родители Дорет были рады, узнав, что дочь сдала собеседование и все необходимые тесты, позволившие ей претендовать на правительственную стипендию. И их не удивила специализация, которую выбрала дочь. Потому что готовили ее к этому они сами. Являясь членами Ордена Сабазия[4] высокого посвящения. И первое свое Посвящение Дорет прошла еще в пять лет. И с тех пор знала, что ее семья хранит тайны, а она сама отличается от всех обычных людей. Тем более, что отличия эти в результате занятий со знакомыми родителей находили конкретные воплощения в способностях делать вещи, выходящие за рамки общепринятых возможностей человека.
И в Новую Зеландию ее отправили не просто так, а потому что именно там Орден, к которому принадлежали ее родители, а с 16-ти лет после очередного Посвящения и она сама, имел там центр, в котором были лучшие преподаватели так называемой магии виноделия. Которая, не смотря на свое легкомысленное название, на самом деле являлась ветвью древнейшей магии Деметры.
А о маскировке этого обучения для профанов Орден позаботился еще в 20-х годах прошлого столетия. Когда несколько разных адептов Ордена в разговорах тонко подсказали одному из образованнейших людей того времени, известному просветителю и философу Рудольфу Штайнеру основы того способа выращивания растений, позже получившего название «биодинамический метод». Который, бесспорно, принадлежит к числу наиболее интересных явлений в виноделии. Будучи основателем Антропософского общества, Рудольф Штайнер соединил в своих учениях естественнонаучные знания и духовное начало, единение могущества Природы и деятельности Человека. И рассматривал фермерство как часть глобальной экосистемы. Он утверждал, что преуспеть в садоводстве и огородничестве, получать из года в год обильный, здоровый урожай, можно, лишь действуя в согласии с Природой и Космосом. Научившись понимать Природу, осмыслив ее целостность, человек может привнести свои усовершенствования, не нарушая общего равновесия.
Для активизации жизненных сил земли при выращивании сельскохозяйственных культур Штайнер предложил применять энергетически обогащенные органические препараты, а посадку и частичный уход за растениями вести по «лунному» календарю… И никакой химии.
В переводе с греческого bios — это жизнь, dynamis — движение, сила. В качестве натуральных удобрений, стимулирующих жизненные силы почвы и растений, биодинамисты используют специально приготовленный органический компост из останков местных фермерских животных с добавлением гомеопатических препаратов. Специальная технология приготовления роднит их с магическими снадобьями. Например, используемая дубовая кора должна пройти выдержку в черепе домашнего животного, закопанного в землю. Листья крапивы также выдерживаются в земле, но уже в рулоне из торфа. Тысячелистник выдерживается в мочевом пузыре оленя на солнце все лето, а осенью закапывается в землю на шесть месяцев. Полевую ромашку выдерживают в коровьих кишках, а цветки одуванчика — в коровьей брыжейке. Почему именно в коровьих? Ответ прост: пищеварительная система коровы — самая сильная, по сравнению с теми, что свойственны другим домашним животным. Еще используют навоз и полевой шпат, разбавленный водой и выдержанный в коровьих рогах. Зато с валерианой все просто — ее добавляют саму по себе.
Наверное, не стоит и говорить, что при приготовлении такого компоста строго следуют проверенным на практике пропорциям. А еще удобрения динамизируют, т. е. «приводят в движение» — энергично размешивают в ведре с водой: час — в одном направлении, затем — час в обратном. Для чего все это надо? Последователи биодинамического метода утверждают, что полученные такими, дедовскими, способами удобрения обладают особой жизнеспособностью, энергетически заряжают растения и активизируют природные процессы.
Вот и сейчас Дорет сидела на лекции специально приглашенного в колледж выдающегося эльзасского винодела-авангардиста Андрэ Остертага. И с интересом отмечала, что многое из того, что он говорил, будучи дополнено специальными ключами, которые ее сообщили преподаватели магии Деметры, позволяло увидеть все сообщаемое им в совершенно другом свете.
— Никто не говорит об энергетической стороне жизни, но ведь жизнь — это и есть энергия. Перед тем как она становится физической, жизнь приобретает энергию. Как сконцентрировать силы конкретного растения? Поверьте, когда вы видите это в действии — это фантастика. Все работы на винограднике проводятся по созданному немецкой женщины-агронома Марией Тун уникальному календарю, где указаны оптимальные дни посадок различных сельскохозяйственных культур.
О биодинамике в виноделии серьезно заговорили в середине восьмидесятых годов прошлого столетия, когда пришлось пожинать плоды ведения промышленного сельского хозяйства, принятого на протяжении последних тридцати лет, и на многих виноградниках безотлагательно встал вопрос о здоровье почвы и лозы. Губительное воздействие пестицидов, гербицидов и т. п., а также машин для сбора винограда, привело в ряде случаев к значительному ухудшению качества вин. В унисон прозвучал подоспевший кризис перепроизводства вина в Европе, в частности, во Франции, ставящий под сомнение необходимость высокой производительности. Таким образом, все актуальнее становится тезис «лучше меньше, да лучше». Понятно, что крупные винные заводы не могут позволить себе опыты с биодинамикой. Да от них этого никто и не требует — массовое производство живет по своим законам. А вот владельцы некоторых собственных «шато» и «доменов», прогрессивные энологи, и просто любознательные экспериментаторы все чаще стали следовать постулатам Штайнера. А самым известным виноделом, практикующим этот метод сегодня, безусловно, является Николя Жоли, владелец знаменитого хозяйства Coulee de Serrant в Долине Луары. Вина этой винарни прославились еще в средние века. И последние двадцать пять лет виноградники там культивировались согласно биодинамическим принципам, что позволило получить поистине выдающиеся белые вина, с ярко выраженной индивидуальностью и уникальным потенциалом выдержки (в несколько десятилетий). Николя Жоли заслуженно называют идейным лидером возрождающегося метода, а в 1980-х он был одним из первых, кто начал эксперименты по биодинамике в виноделии.
Тридцать лет назад каждому виноградарю советовали использовать гербициды, пестициды и другие химические удобрения. Они сражались с болезнями, убивая микроорганизмы, естественные в любой живой среде. И мы не думали о том, что болезни — это и друзья природы: прежде всего они уничтожают то, в чём уже нет жизни. Следующим губительным фактором стало повсеместное применение системных препаратов, функция которых заключается в попадании химикатов уже внутрь лозы. Растение вынуждено ими питаться, и его сок оказывается наполненным множеством искусственных веществ. В результате сегодня немало виноградников уже не в состоянии самостоятельно связываться с внешними силами природы, и виноделам остается только балансировать между различными неорганическими удобрениями.
А ведь лозы — это живые организмы, которые должны расти не просто на возделанной почве, а в живой среде, которая являлась бы источником энергии для растений и всего живого. По этой причине хороший урожай можно получить, лишь не нарушая равновесия в природе Нужно понимать, что использование химических веществ отделяет виноградник от терруара. Растение перестает реагировать на природные ритмы, оно начинает зависеть от химии. В случае использования биодинамического метода все происходит иначе. Мы полностью отказались от химических удобрений, вместо этого для повышения плодородия земли обрабатываем её вспашкой и рыхлением, используем специфические препараты из растительных, животных и минеральных веществ. Для защиты лозы также используются минералы в малых количествах, а также различные растительные препараты. А все операции на винограднике выполняются строго по календарю Тун. И лично я уверен, что только так можно производить вина, полностью передающие особенности терруара[5] и сохраняющие все собственные характеристики.
Теперь рассмотрим процесс собственно винификации. При нем многие виноделы следуют принятой типичности вина, когда привычные и популярные вкусы и ароматы просто копируются. Для чего в современном массовом винопроизводстве официально разрешено использование около 300 видов ароматических дрожжей. Манипулируя только ими, уже можно получить желаемый результат. И вот перед нами характерные вкусы и ароматы: фиалки и пряностей, бананов и цитрусовых, кожи и земли.
В случае биодинамических вин все иначе. Именно индивидуальность — одна из их главнейших составляющих. Ведь что такое апелласьон[6]? По отношению к вину это прежде всего — свой вкус, определённый местом происхождения. Каждая лоза, как художник, индивидуальна в своем проявлении. Представьте себе трёх художников, творящих в непосредственной близости друг от друга: они нарисуют три разных картины, но пейзаж будет одним и тем же. С вином вы получите сходный результат — если захотите, и если не навредите. В результате мы получаем оригинальные вина со своим собственным аутентичным характером, чрезвычайно яркие в своих проявлениях и многообразии стилей. Утончённые и мощные, яркие и приглушённые, благоухающие и сдержанные, а, главное, совершенно натуральные вина представляют истинное отображение своей земли. Изготавливая вино, мы не соревнуемся с Природой, а только пытаемся привнести свои знания, добавить то немногое, что не помешает самовыражению лозы и позволит отобразить лучшее, что есть на винограднике.
В противоположность промышленному виноделию, биодинамический метод исключает применение химических удобрений, подразумевает поддержание естественного растительного покрова на винограднике и осуществление только ручного сбора урожая, запрещает использование генетически модифицированных лоз; ферментация может проходить только с натуральными дрожжами, применяются щадящие стабилизация и фильтрация вин. Это — лишь небольшой перечень требований, предъявляемых к биодинамическим винам контролирующими органами. Специальная сертификация продукции осуществляется международными организациями Demeter, Biodivin и Ecosert. Помимо этого, с целью популяризации и возрождения «натурального» виноделия Николя Жоли организовал в 2001 году объединение La Renaissance des Appellations, в состав которого уже входят 125 производителей из 10 стран мира.
Как вы понимаете, исходя из всего, о чем я рассказал, биодинамические вина просто не могут производиться большими партиями. Это те редкие продукты, спрос на которые намного превышает предложения. Правда, признание приходит не сразу: получению достойных результатов предшествуют годы исканий, проб и ошибок. Переходя на биодинамику, винодел руководствуется скорее идейными соображениями, весьма далекими от маркетинга и прагматизма.
Но не стоит воспринимать меня и моих коллег, как чудаков или фанатиков. Это, прежде всего, настоящие профессионалы, истинные любители своего дела, не боящиеся экспериментов, скептических улыбок и постоянной критики. Но их громкие имена в мире виноделия говорят сами за себя. И за то, что наш метод заслуживает признания и развития. Жак Селосс, Эрик де Суза и Жан-Пьер Флери из Шампани, Йосмейер, Оливье Умбрешт и Фалле из Эльзаса, Отто Реттенмайер и Аллен Ферран из Бордо, Лалу Бизе—Леруа, Доменик Ляфон, Анн-Клод Лефлеф, Жан-Луи Трапе из Бургундии, Мишель Шапутье и Филипп Вире из Долины Роны, Жеррар Гоби из Руссильона, Альваро Паласиос, Рикардо Перес, Питер Сиссек и Альберт-и-Нойя из Испании… Все больше приверженцев биодинамического и органического методов виноделия появляется в Германии и Австрии, Словении и Венгрии, Австралии и Чили. Надеюсь, что и среди вас, тех, кто сейчас находится в этой аудитории, найдутся те, кто также захочет и сможет пополнить наше замечательное сообщество.
Сказав это, Андрэ Остертага совершил элегантный полупоклон. И сорвал заслуженные аплодисменты аудитории. После чего был окружен студентами, которые буквально засыпали его вопросами. Дорет также была среди окруживших маститого винодела, но вопросов не задавала. А лишь слушала ответы и включала их в тот Образ, который рождался у нее исходя из того, какие трансформации претерпевало услышанное, когда она глядела на него через призму составленного из «ключей Диониса» «кристалла Деметры».
Из этого весьма интересного занятия ее вывела легшая сзади на плечо рука. Поскольку увлекшись созданием Образа, приближения к себе она на почувствовала, то первой ее мыслью, возникшей уже во время элегантного поворота, была: «Будь это мой наставник по глиме[7], точно заставил бы за такую промашку отрабатывать «змеиные потяги» и переползания минут тридцать-сорок». Но появление здесь, в колледже, того, кого она увидела, повернувшись, было для нее не менее неожиданно. И объясняло, почему она его не ощутила.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Отмена 012, или Инструкция для Демиурга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4
Сабазий имеет общий корень с греческого σέβειν, уважать и, видимо, обозначает «спаситель». Согласно некоторым мифам так именовали Диониса в его первом, «старшем» воплощении. Культ Диониса отбрасывал благоразумие и породил «энтузиазм», этимологически означающий вселение бога в человека, который верит в свое единство с этим богом.
5
Терруар (Terroir) — совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности (рельеф, роза ветров, наличие водоемов, лесных массивов, окружающий животный и растительный мир), определяющая тип и особенности вина.
6
Апелласьон (фр. appellations) — это винная классификация, объединяющая совокупность различных мер, гарантирующих подлиность вин, произведенных на определенной четко очерченной территории, внутри которой сложилась уникальная экосистема (климат, почва, ветер, влажность) и культивируются строго определенные сорта винограда. Которые независимо от урожая конкретного года, собираются в четко определенном количестве и проходят строго определенный технологический процесс при производстве вина. Соответствующее всем этим требованиям вино классифицируется как Appellacion superour controlee (вино контролируемого наименования по происхождению) и являются наиболее ценными.
7
Глима — древняя боевая система исландцев. В настоящее время публичный ее вариант представляет собой аутентичный вид борьбы. Но согласно некоторым источникам ранее представляла собой полноценную боевую систему, включающую ударную технику и работу с различным оружием (исландские мастера согласно сагам считались лучшими бойцами всего региона). Предполагается, что Орден Сабазия сохранил данный вид боевого искусства в его полноценном виде.