Семнадцать героев Морского кадетского корпуса выпуска 1871 года. От турецкого Сулина до японской Цусимы

Константин Озеров, 2022

Книга написана праправнуком одного из выпускников Морского кадетского корпуса в 1871◦г. контр-адмирала М.◦В.◦Озерова. Это второе исследование автора о моряках российского императорского флота, оказавшихся в эпицентре важнейших мировых исторических событий, среди которых: русско-турецкая война (1877–1878), Кокандский поход во время присоединения Средней Азии к России, подавление боксерского восстания в Китае в 1901◦г. в составе коалиционных сил, оборона Порт-Артура и Цусимское сражение во время русско-японской войны (1904–1905). Особенностью предлагаемого исследования является группировка материала по принципу кубика-рубика. Судьбы выпускников МКК 1871◦г. рассмотрены в разных, но взаимосвязанных плоскостях. Первая – прохождение службы на Балтийском и Черноморском флотах, на Дальнем Востоке на кораблях Тихоокеанских эскадр. Вторая – участие в становлении броненосного флота и минного дела. Многие корабли, на которых служили выпускники МКК 1871◦г., оставили значительный след в истории отечественного флота. Третья – участие выпускников в войнах и боевых действиях. Четвертая – вклад в научное, экономическое и политическое развитие Российской Империи в последней трети XIX◦века – начале XX◦века. Пятая – взаимодействие с российскими Императорами и членами Императорской фамилии Романовых, адмиралом С.◦О.◦Макаровым, изобретателем радио ученым А.◦С.◦Поповым, художником В.◦В.◦Верещагиным, святителем Николаем Японским, возможно, с писателем А.◦П.◦Чеховым и другими выдающимися людьми. В чем заключается шестая плоскость рассмотрения биографий выпускников МКК 1871◦г. автор оставляет догадаться читателям. Второе издание, исправленное. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Тимофеев Петр Константинович, капитан 2 ранга (1850–1895), 21-й по списку из 38

Петр Константинович родился 18.12.1850 г. Служил старшим офицером на первом минном крейсере российского императорского флота"Лейтенант Ильин"(назначен 15.05.1886).

Минный крейсер «Лейтенант Ильин»

01.01.1877 г. произведен в лейтенанты. 08.02.1887 г. назначен старшим офицером на злополучный броненосец береговой обороны «Русалка», на котором через 8 лет погибнут два его однокашника по МКК.

05.04.1887 г. произведен в капитаны 2 ранга. Старшим офицером (с 04.03.1889 г.) служил на броненосной батарее"Кремль", на которой шестью годами ранее служил ревизором однокашник Константин Михайлович Доможиров. Был Петр Константинович и командиром.

18.11.1889 г. он был назначен управлять канонерской лодкой «Туча»[34]. Но не только на капитанском мостике стоял П. К. Тимофеев.

С 28.11.1892 г. служил флаг-капитаном берегового штаба старшего флагмана 1-й флотской дивизии, а с 27.03.1894 г. — флаг-капитаном штаба Командующего практической эскадрой Балтийского моря. 1 января 1895 г. П. К. Тимофеев был назначен командиром крейсера 2-го ранга"Крейсер".

Петр Константинович Тимофеев умер 27 октября 1895 г. в заграничном плавании в возрасте 45 лет. И был также похоронен на Русском кладбище в Нагасаки. Он был вторым выпускником МКК выпуска 1871 года, который навеки упокоился вдали от Родины на Японской земле через 7 лет, прошедших после смерти К. М. Доможирова[35].

Крейсер II ранга «Крейсер» по прибытии из Иокогамы

Его надгробие на карте кладбища обозначено под № 187. Через десять лет (в 1905 году) неподалеку от П. К. Тимофеева в Нагасаки похоронят его однокашника капитана 1 ранга Ивана Николаевича Лебедева, умершего от ран после Цусимской катастрофы.

В боярских списках (1680–1712 гг.) указан один представитель рода Тимофеевых.

Указание на местоположение надгробия П. К. Тимофеева. № 187

Примечания

34

7 сентября 1893 года «Туча» под командованием капитана 2-го ранга Н. М. Лушкова и броненосец береговой обороны «Русалка» под командованием капитана 2-го ранга В. Х. Иениша вышли из ревельского порта и отправились в Гельсингфорс и далее в Бьерке. «Туча» прибыла в Гельсингфорс в одиночестве этим же днём. По прибытии Н. М. Лушков не упомянул об отсутствии «Русалки» в телеграмме контр-адмиралу П. С. Бурачеку и командиру Свеаборгского порта. Только на следующий день Н. М. Лушков отправил новую телеграмму П. С. Бурачеку с запросом, ожидать ему «Русалку» или следовать далее в Бьерке. Некоторое время спустя стало известно, что лодка «Русалка» затонула во время этого перехода.

35

Между первым и вторым выпускником МКК 1871 г. на морском кладбище в г. Нагасаки похоронили еще 26 русских офицеров и нижних чинов.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я