Патерик – не совсем обычный жанр, который является частью великой христианской литературы. Это небольшие истории, повествующие о житии и духовных подвигах монахов. И они всегда серьезны. Такова традиция. Но есть и другая – это традиция смеха и веселья. Она не критикует, но пытается понять, не оскорбляет, но радует и веселит. Но главное – не это. Эта книга о том, что человек часто принимает за истину то, что истиной не является. И ещё она напоминает нам о том, что истина приходит к тебе в первозданной тишине, которая все еще помнит, как Всемогущий благословил день шестой. Все прочее, положа руку на сердце, сомнительно и недостоверно.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Монастырек и его окрестности… Пушкиногорский патерик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
16. Чем может быть чревато желание путешествовать
Случилось мне однажды прогуливаться по Луговке в районе часовенки с давно покосившимся крестом. Дело шло к обеду, и я уже собирался поворачивать в сторону дома, как вдруг увидел Маркелла, который выходил из часовни и при этом с таким довольным лицом, словно ему, наконец, удалось что-то не слишком приличное, с которым теперь было покончено, так что в пору было радоваться и улыбаться.
Заметив меня, Маркелл попытался по обыкновению сделать постное лицо, что он делал всякий раз, когда вспоминал о своем монашестве. Затем он подошел ко мне и опять-таки по-монашески сдержано поздоровался.
Впрочем, его хватило ненадолго. Уже через минуту он смеялся и рассказывал о монастырских делах, в которых — оставаясь человеком глубоко верующим — всегда умел найти смешные стороны.
Потом мы пошли к святому источнику и вволю повалялись там на уже высокой июньской траве, глядя на высокое небо и слушая, как журчит луговский ручей.
— А ты чего не на обеде? — спросил я, почувствовав, наконец, голод.
— Я с сегодняшнего дня в отпуску, — ответил Маркелл.
— Тогда почему не уезжаешь? — спросил я, чувствуя, что тут, пожалуй, скрывается что-то любопытное.
Услышав мой вопрос, Маркелл сразу поскучнел, глубоко вздохнул и посмотрел в сторону монастыря. Однако на вопрос мой ответил, взяв с меня слово никому об этом покамест не рассказывать.
— Дело в том, что один человек тоже собирается в Петербург, — немного смущенно сказал Маркелл и засмеялся. — Ну, вы понимаете.
— И ты не хочешь с ним ехать, — догадался я.
— Не хочу, — твердо сказал Маркелл.
— Так скажи ему, — посоветовал я, удивляясь такой ерунде.
— Он обидится, — сказал Маркелл и вновь засмеялся. — Он обидится и будет потом обижаться весь год, если не больше. Поэтому я решил пожить немного в часовне, пока он не уедет.
— Вот в этой? — спросил я, чувствуя, что мое уважение к Маркеллу стремительно растет не по дням, а по часам.
— Всего два дня, — сказал Маркелл.
— Всего, — сказал я.
— Ну, три, — немного подумав, сказал Маркелл.
В эту минуту солнце вышло из-за леса и осветило все вокруг, но улыбка, которой улыбнулся Маркелл, была гораздо светлее.
— Знаешь, что я тебе скажу, Маркелл? — сказал я, наконец, решившись. — Мне кажется, я знаю этого человека, с которым ты не хочешь ехать…
— Не сомневаюсь, — ответил Маркелл. — Его все знают.
— Отец Иов, — сказал я шепотом, ожидая, что Маркелл немедленно ответит. Но он только неопределенно пожал плечами и еще раз улыбнулся. Впрочем, и без его ответа все было ясно, ибо ко всем достоинствам и недостаткам отца Иова следовало бы отнести также его полное неумение делать в этой жизни что-либо самостоятельно, принимая на себя ответственность за сделанное и умея, в случае чего, постоять за то, что считал правильным. Если братия собиралась на очередной соборчик, то можно было быть совершенно уверенным, что отец духовник всегда проголосует вместе с большинством, которое, в свою очередь, голосовало так, как требовал того наместник. Если же надо было куда-нибудь ехать, отец Иов обязательно брал с собой кого-то из братии — как это могло случиться с Маркеллом — неважно, лежал ли его путь в далекую Москву или только до святого источника в Луговке. Случалось, что избранная жертва выказывала некоторое недовольство, и тогда отец Иов мягко увещевал ее, шутливо говоря что-нибудь вроде того, что и Господь, мол, тоже терпел и нам велел, или ссылался на то, что с апостольских времен было предписано не ходить по одному, а всегда только по двое. Если же это не помогало, то он обращался к авторитету самого наместника, и тогда все сразу становилось на свои места.
Кажется, была и еще одна причина, благодаря которой отец Иов не любил ездить один. Было похоже, что, несмотря на долгое пребывание в монашестве, он все еще стеснялся своего монашеского одеяния, стеснялся своей камилавки, своей длинной, но жидкой бороды, — и, стесняясь, редко когда появлялся на людях, а если и появлялся, то всегда с кем-то на пару — то с отцом Фалафелем, то с Алипием, а то даже с кем-нибудь из удостоенных такой чести прихожан, — так, как будто сам по себе он боялся взять на себя ответственность за все, что его окружало: и за эти священные монастырские вещи, а еще за этот монастырь и за это глубокое небо, с которого — как рассказывали старцы — Богородица и Архангел Михаил незримо управляют этим незамысловатым монастырьком, —
— а еще за то, что было написано в этих старых книгах, которые он читал, но понимал далеко не все,
— за те слова, которые он сам говорил с амвона,
— и за те, которыми разрешал человека от его грехов,
— и еще за те, что помогают превратить вино в кровь,
— и за свою собственную жизнь, которая иногда казалась совершенно чужой,
— и за жизнь тех, кто окружал его,
— и за тех, кто уже ушел туда, откуда не было возврата никому,
— за колокольный звон,
— и за горящий над монастырем закат,
— и еще за многое другое, так что можно было не без основания предположить, что, случись что-нибудь серьезное, — и все эти вещи окажутся ненужными, сомнительными, лишними, а сам отец Иов — только тенью, бредущей от одного воспоминания к другому…
Все эти давно уже обдуманные мысли вновь пронеслись передо мной, напоминая о том, что на свете, к счастью, можно найти еще и такую вещь, как улыбка Маркелла.
Потом я сказал:
— Ты остолоп, Маркелл. Собирай-ка свои вещи и пошли ко мне. Поживешь у меня столько, сколько тебе надо.
Долго уговаривать Маркелла мне не пришлось. Он вышел из часовенки, держа в руке узелок с вещами и походный, видавший виды чайничек, в котором собирался кипятить себе вечерний чай и который только лишний раз подтверждал серьезность его намерений.
Потом мы пошли домой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Монастырек и его окрестности… Пушкиногорский патерик предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других