Духовно-аскетические беседы. Часть 3

Константин Владимирович Яцкевич, 2023

В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Искушение Часть 3

…продолжение…

Уборка листьев, несмотря на кажущуюся простоту, заняла довольно много времени и отняла не мало сил. Трудность была в том, что нужно было тщательно выгребать листья из зарослей аронии, которые росли в самом конце сада вдоль всего забора.

Старец намеренно заострил на этом внимание, упомянув, что на листьях и под ними зимует много садовых паразитов, и поэтому по возможности все опавшие листья нужно убрать. Садовые грабли не пролезали сквозь заросли аронии и поэтому выгребать листья из кустов приходилось практически вручную.

После двух часов напряжённой работы, вся задняя часть сада до самого забора была очищена от опавших листьев. Для этого старцу и молодому монаху пришлось вынести на пустырь за домом по очереди пять больших куч листьев весом около полцентнера каждая, сложенных на широкий лист полиэтилена.

Когда последняя куча листьев была отнесена на пустырь, старец удовлетворённо вытер пот со лба и сказал:

— Ну, вот большое дело сделали с тобой, а мне бы одному пришлось до самого вечера здесь ковыряться. Ну что, пойдём в дом перекусим, как полагается после работы, и выпьем чайку с вишнёвым вареньем.

В качестве перекуса старец предложил молодому монаху амлет с овощами, который напоминал что-то среднее между амлетом, запеканкой и лазаньей и внешне был совсем не похож на амлет за счёт зеленовато-оранжевого цвета овощей и твёрдой хрустящей корочки из панировочных сухарей.

На вкус амлет оказался просто изумительным за счёт оригинального подбора овощей, зелени и пряностей. Богатый вкус амлету придавали восточные пряности из которых чувствовался вкус индийского карри и кардамона. Кроме яиц в амлете были кусочки сыра и ещё какие-то ингредиенты, которые в сочетании с кабачками, баклажанами и сладким перцем создавали неповторимую гамму вкусов.

— Какой вкусный у тебя амлет, отче, по какому рецепту ты его готовил? — переспросил молодой монах.

— Это делала Марта мне сегодня на завтрак, — ответил старец. — Только она может делать из самых простых вещей такие изысканные блюда. У меня бы так не получилось при всём желании.

— А она что, дома?

— Нет, она ушла за полчаса до твоего прихода. Я же тебе уже говорил, что она всё знает заранее и умеет строить отношения так, что всегда остаётся незаметной. Это её искусство, но в приготовлении пищи равных ей просто нет, здесь она настоящая колдунья в хорошем смысле слова.

— Она этому где-то специально училась? — переспросил молодой монах.

— Нет, это её духовный дар — уметь тонко чувствовать во всём гармонию и соразмерность. Только люди с очень утончённым и хорошим вкусом могут так тщательно выбирать и комбинировать различные компоненты. Для этого нужно ещё и знание трав, пряностей и принципов их сочетания. Таким же был и мой учитель.

Ну что вернёмся к нашим баранам? Итак, ответь мне — какой урок ты извлёк из встречи с братией и новым настоятелем?

— Я понял, отче, что вера иноческая по учению отцов и массовая религия — это совершенно разные пути и что современный монастырь — это уже не то место, где можно духовно расти и достигать духовного совершенства.

— Огорчён ли ты этим открытием, брат?

— Да, отче, отчасти огорчён.

— Но ведь ты об этом знал и раньше, просто твоя вера убеждала тебя в обратном и тебе нужен был показательный эксперимент, который бы окончательно развеял все твои сомнения. Ты его получил и поэтому иллюзий на этот счёт у тебя больше нет.

Увы, церкви Христовой в этом мире нет и уже достаточно давно, а есть только её сергианская подделка и пародия, причём не только в России, а во всём православии. Это грустная и горькая правда, но какой бы горькой она ни была, она в любом случае лучше самой сладкой и успокоительной лжи, поскольку правда — это то горькое лекарство, которое лечит человеческие иллюзии.

Поверь, мне не доставляет особой радости эта правда, как и критика современного монашества, но я просто не могу не говорить тебе об этом и закрывать глаза на происходящее в церкви, хотя бы только потому, что правда — это одна из четырёх высших божественных добродетелей. Есть правило — без постановки верного диагноза невозможно никакое лечение ни человеческого организма ни церковного.

— Ты считаешь, что церковный организм ещё можно как-то вылечить и спасти? — переспросил молодой монах.

Старец закрыл глаза, точно погружаясь во что-то, и через мгновение ответил:

— Сергианскую церковь и её монашество, превратившееся в разновидность скаутства, уже не спасти и не потому что они стали инструментом государства и патриотического воспитания, а потому что мир подходит к своему завершению и время остаётся только для личного покаяния, а не спасения религиозных империй.

Мир стоит на грани коллективного самоубийства и это значит, что до начала Страшного Суда и Второго Пришествия Господа всего один шаг. Фактически Суд уже идёт и война на Украине — это его начало. Вот почему сейчас время молитвы и стояния в правде и истине Христовой, поскольку Страшный Суд — это суд Истины, от обоюдоострого меча которой никто не уйдёт.

— Значит, Второе Пришествие Христа уже состоялось? — с удивлением переспросил молодой монах.

— Ещё не состоялось, но до него всего один шаг, — ответил старец. — Оно состоится когда раздерётся завеса, разделяющая мир Духа и материи и чудовищная по своей силе энергия Логоса, как неумолимого Закона Истины духовной, ворвётся в наш мир и всему даст единственно верный и окончательный вердикт с точки зрения вечности. Этот момент открытия Логоса и будет моментом Второго Пришествия.

— А разве Второе Пришествие Господа будет не во плоти?

— Отцы учат, что «не следует думать, что Пришествие Господа будет местное и плотское. Надо ожидать Его во славе Отчей сразу в целой вселенной» — так говорит о Страшном Суде один из основателей православия преподобный Василий Великий.

Слава Отца — это слава Духа Святого и Логоса, как совершенного Закона движения энергии благодати. Поэтому судить этот мир будет не Христос, который есть сама безусловная любовь, а Логос, который также именуют Христом, хотя это совершенно безличностный и беспристрастный духовный закон, который подобен закону человеческой совести.

Точнее совесть — это и есть маленькая частичка Логоса в каждом человеческом сердце, поэтому когда Логос сойдёт на мир — это будет великий суд мира и каждого человека Вселенской Совестью и Истиной от этого суда невозможно будет уйти или спрятаться никому и никуда.

По этому закону каждый увидит в самом себе соответствие или несоответствия структуры и энергии души структуре и энергии Логоса, как Истины. В этой божественной энергии Логоса любая ложь и неправда станет очевидной и будет сгорать огнём, как неспособная проводить тока и энергии Логоса. Именно об этом говорил апостол — «Бог наш есть огнь поядающий».

— Если я тебя правильно понял, то страдания души во время Страшного Суда — это муки совести?

— Именно так. Не Божья воля, а совесть каждого и будет его личным прокурором, свидетелем, судьёй и палачём и винить при этом будет уже некого, кроме самого себя. Когда Истина во всей полноте вольётся в мир и каждое сознание, каждый в свете этой Истины сам увидит изнутри всю степень своей лжи и заблуждений.

Чем этих заблуждений и расхождений от Истины будет больше, тем больше будут страдания души от этого несовпадения, поскольку всё лживое в душе будет гореть изнутри и разрушаться, а для покаяния и переосмысления уже не будет возможности. Каждый при этом останется с той ложью в своей душе или Истиной, которую сам заслужил и строил в самом себе.

Вот когда люди вспомнят о пирамиде духовного сознания из 17-и слоёв и матрице 153, которая и есть матрица Истины Христовой и сети света, которая обеспечивает каждой душе беспрепятственный вход в Логос и вселенную Духа. В итоге всё будет разделено на спелые зёрна и плевлы, которые и будут отражением света Логоса и тьмы мрака. Вот как об этом хорошо сказал преподобный Ефрем Сирин:

«Страшно пришествие Христа во славе, страшно увидеть, как небо внезапно раздирается, земля изменяет вид, мертвые восстают. Все приемлют в Страшном Суде сообразно делам своим: тело праведных сияет в семь раз ярче солнечного света, а тела грешников оказываются темными и исполненными нечистоты; тело каждого проявляет дела его, потому что каждый из нас носит свои дела в собственном теле».

— Как это правильно понять — «каждый из нас носит свои дела в собственном теле»?

— Так и понять, что сейчас тело физическое и тело энергии или душа разделены завесой и каждый человек не видит и не знает души своей, а как завеса спадёт, тогда каждый увидит свою душу и её состояние в свете Истины. Как говорит преподобный Симеон «всякий грешник будет видеть напротив себя образ подобного ему праведника».

Духовные люди, имеющие духовное сознание от 13-го слоя и выше будут светиться в свете Истины и Логоса самым ярким светом, а телесные и душевные, как не имеющие духовного ума, светиться не будут, поэтому первые пройдут сквозь огонь, а вторые будут гореть в нём.

Преподобный Ефрем Сирин об этом пишет так: «Судия восседает на огненном престоле; окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него подвергнуть испытанию все миры. И в людей вложил Он огня Своего, чтобы не попалил их тот огнь, когда воспламенит Он всю тварь и будет очищать ее как в горниле. Если этот огонь сохраняется теперь и не потушен грехами, то сохранившие в себе сей огонь спасутся от того страшного попаления. А если в ком потушен он грехами и не сохранен святостью жизни, то все таковые для того огня, от которого сгорит мир, будут то же, что солома».

— Значит, критерием Страшного Суда будет соответствие всего сущего энергии и структуре Логоса?

— Абсолютно верно. Только то, что синергийно и подобно Логосу нисколько не пострадает от внутреннего Божественного огня, как подобное этому огню, а всё остальное сгорит полностью или обгорит, т.е. сильно пострадает. Вот почему я тебе так много говорю о важности наличия духовного сознания, которое светится самым ярким светом, подобно Логосу.

Вот как сказал об этом основатель исихазма преподобный Симеон Новый Богослов:

«Все те, которые не облеклись здесь во Христа, т. е. не вошли в нетварный свет, не прияли света и не стали сами светом, все такие окажутся обнаженными во мраке, придут в великий страх и трепет, в великую отовсюду тесноту. И не это только, но и каждое дело доброе и худое, каждое слово и каждый помысел наш, со времени рождения до смерти, все собравшись, явны будут тогда во всяком человеке.

И тот один стыд, какой испытывать тогда будет всякий, с каким сравнить можно мучением? Какое другое мучение может быть большее того стыда, страха и огня, каким будут поражены тогда находящиеся сейчас во тьме и не просвещенные Духом Святым?»

Я могу тебе совершенно искренне сказать, что суд Логоса коснётся не только людей, он коснётся всего сущего и даже самих церквей, которых только в православии более 100 и которые уже воюют за выяснение первенства и преемства. Ни одна из них не сможет доказать своего права именоваться Христовой.

Молодой монах был глубоко тронут откровением старца и сидел молча.

— Ну что приуныл, брат, испугался Страшного Суда? — иронично переспросил старец.

— А кто его не испугается из смертных?

— Духовный воин, конечно, кто же ещё, ведь он весь этот процесс суда добровольно и осознанно проходит ещё при жизни и при жизни умирает всем своим ветхим существом. Именно поэтому ему этого суда нет смысла опасаться, а вот всем живым и беспечным, кто об этом не знал и никогда не задумывался, есть резон страшиться этого суда.

Но ведь ты же духовный воин или я ошибаюсь? — с улыбкой переспросил старец.

— Тебе легко шутить, отче, ведь ты достиг вершины пирамиды и умеешь управлять своим осознанием, а я достиг только 13-го слоя.

— А разве этого мало? Ты достиг уровня духовного ума, которого не достигает абсолютное большинство верующих и православного духовенства, так радуйся этому и тому, что ты здрав, полон сил у тебя ещё есть время для дальнейшего роста и покаяния. Кроме этого у тебя есть самое дорогое — бесценное духовное знание отцов, которого сегодня нет даже в церкви и среди монашествующих.

Тебе нужно лишь закрепиться на достигнутом уровне и прейти на следующий 14-й слой, который и есть точка непадательности и ты выполнишь программу минимум, поскольку 14-й слой — это уровень спасения ещё при жизни. Подумай каково тем душам, которые находится только на 5-м или 7-м слоях, удалённых от Логоса и представляющих собой сплошную ложь периферического сознания, которое будет полностью разрушено божественным огнём.

Я тебе с полной ответственностью могу сказать, что свет Логоса настолько силён и чист, что не только грешники, но и многие церковные моралисты и праведники не выдержат его силы по слову святителя Игнатия:

«Даже праведники затрепещут от безмерной славы явившегося Судии; они посмотрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих. В правдах своих они не увидят залога к помилованию своему. И будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости».

То же самое касается самих верующих и церквей по слову блаженного Исидора:

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни», — сказано душам, которые вынашивают Божественную любовь, но слабы и не осмеливаются свободно изречь и исповедать веру в Бога, твердо стоять за нее. Они приобрели только детское и несовершенное понятие о Божьем долготерпении, не имеют твердого упования, но угрозами или нападениями приведены в расслабление и лишили себя будущего»

Ты видишь что сегодня происходит с церковью на Украине — это прообраз суда церквей. Поэтому радуйся, что у тебя есть и знание и время. Сегодня это самая большая ценность из всех, что ещё остались в этом мире. В современной церкви этого знания ты уже днём с огнём не найдёшь.

— Я радуюсь, но мне всё равно неприятно слышать то, как ты критикуешь современную церковь и монашество. Да, пусть церковь и утратила древнее святоотеческое знание, но я уверен в том, что большинство священства искренне стремится к спасению и также искренне хочет помочь другим людям.

— Так ведь и я с этим не спорю, брат, но только искреннее заблуждение это заблуждение, а не истина. Есть святое правило о том, что и доброта и любовь не должны быть слепыми и заблудшими, а чего стоят самые искренние потуги слепых поводырей, которые искренне и с любовью ведут в темноту, а не к свету Логоса?

Поверь, мне тоже не легко об этом говорить, но я не могу закрывать глаза на ложь и хочу, чтобы ты понял, что правда — это сегодня лучшее лекарство для церкви как и критика, которая бывает и во благо и с целью помощи и от обиды и недовольства.

Пойми, я критикую не Церковь Христову, а лишь её пороки, которые извращают её суть и назначение и из церкви Христовой делают церковью кесаревой и казённой. То же самое касается и современного монашества, которое напрочь забыло учение отцов и древнюю аскетику.

Молодой монах задумался и через минуту переспросил:

— Отче, а с чем вообще связана трудность любой критики церкви? Я для себя уже давно открыл закономерность, что за глаза и в личном общении все горазды критиковать священноначалие и церковь, а как доходит до дела, все набирают воды в рот и молчат в тряпочку, точно всех всё устраивает?

— Это очень не простой вопрос, — сказал старец, — который касается устройства самой матрицы сознания. Мы с тобой сегодня уже говорили о двух якорях массового обрядоверия — силе любой киновии, как формы коллективизма, и малодушии или душевной робости и трусости.

Матрица синодального обрядоверия так устроена, что усиливает именно эти два качества. В первое время сразу после обращения к вере идёт усиление качества благоговения и страха перед всем церковным, как божественным. Это и есть эксплуатация фактора страха Божьего.

Именно это и укрепляет страх и робость, особенно, в сочетании с идеей греховности и строгого послушания любому в церкви, кто выше чином. Одновременно каждому обращённому внушается принцип безусловной благодатности священства и всего церковного, которое непогрешимо по определению, как установленное самим Богом. Это укрепляет устои киновии.

Отсюда и исходит внутреннее благоговение перед всем церковным и страх критики всего церковного, как непогрешимого и благодатного, поскольку это критика не человеческого, а якобы Божественного и самого Бога, который непогрешим и некритикуем. Так срабатывает установка сознания и далеко не каждый ум может противостоять силе этих двух якорей.

— А кто может им противостоять?

— Может только тот, кто обладает силой духа и осознания. Я тебе сегодня об этом уже говорил, что 9-й слой осознания, который и опекает церковный институт, как золотую середину нравственной нормы, не позволяет критиковать церковь и духовенство, поскольку таковы ценности и моральные установки этого слоя осознания.

Проще говоря, с этого слоя нравственного разума, как уровня душевного ума, невозможно разделять Божественное и человеческое в церкви, которое там смешано в одно целое — нравственно-религиозное. Это разделение можно делать только с более высокого слоя и уровня сознания — духовного, а это 13-й слой и выше.

Вот почему абсолютное большинство воцерковляющихся и церковных людей, даже видя воочию те или иные церковные нарушения и недостатки в работе церковноначалия, просто не могут их критиковать, поскольку два названных якоря — благоговение и страх просто не позволяют это сделать. Это могут делать только иноки, прошедшие ступень небоязливости и безстрашия, а их в рамках церковного института практически нет.

Молодой монах сокрушённо опустил голову, поскольку ответ старца коснулся самой болезненной для его души темы критики церкви, причём, коснулся не грубо, а бережно и тактично с глубоким пониманием и рассуждением.

Видя это слегка подавленное состояние монаха, старец решил его несколько приободрить.

— Я не хотел тебе говорить этого раньше, поскольку раньше ты был просто не готов это понять, но вся боль твоего сердца после наших разговоров о состоянии церкви, — это и есть боль от этих двух якорей, которые и удерживали твой ум на душевном уровне. Теперь эти два якоря тебя больше не удерживают, поскольку ты достиг 13-го слоя духовного ума и мы можем с тобой об этом говорить честно и прямо. Это и есть показатель роста твоего осознания.

Могу ещё добавить, что именно по этой причине нельзя критиковать публично церковь и священство, поскольку абсолютное большинство верующих имеет телесно-душевный и душевный ум не выше 9-го слоя. Это и есть оскорбление чувств верующих, а точнее их благих душевных иллюзий, но к инокам и схимникам это не относится. Они — стоики, которые должны держаться даже не правды, а самой истины, т.е. Логоса.

— Значит ли это, что все иноки не должны мириться с недостатками в церкви, а должны на них указывать и бичевать их, как это делал Христос?

— Нет, не значит, — уверенно ответил старец, — если только сам Дух не направил и не уполномочил их на эту высокую и тяжкую миссию, как Христа. Как ты знаешь, всех, кто попробует критиковать церковь и бросает вызов религиозной толпе, ждёт распятие и смерть. Осознанно идут на это очень не многие, поскольку это не единственный способ самораспятия.

Я, например, одно время этим тоже очень сильно болел и буквально горел жаждой реформирования церкви посредством обличительной и сермяжной критики. Теперь я смотрю на это с улыбкой и сожалением о своей былой наивности и неосознанности, которая была связана с чувством ревности душевного ума, в которой не было осознанности и мудрости 15-го слоя ума духовного.

Теперь я абсолютно чётко знаю, что церковь с самого своего создания была несовершенным человеческим институтом, который зиждился на грешной и несовершенной человечности, возомнившей себя непогрешимой и благодатной в стенах церкви, тогда как непогрешимость и благодатность имеют отношение только к Логосу и Церкви Христовой Небесной, как Лествице в небеса.

Увы, все остальные церкви на этой грешной земле — это учреждения заблудших, слепых и кающихся в меру сил грешников, которые только играют в святых и безгрешных, как в религиозном театре, а после этих игр возвращаются обратно к своим обычным земным делам и проблемам обычных грешных людей, и так по кругу, только верующим об этом сразу не говорят по правилам этой игры.

— Твои слова опять задели самую болезненную струнку в моей душе, — тихо ответил молодой монах, — но той боли, какая была раньше, уже нет. Есть огорчение и горечь.

— Я знаю, ведь именно так и идёт освобождение от душевных иллюзий и я сам шёл этим путём. Путь иночества и схимы — это и есть путь вычерпывания по чайной ложечке своего собственного живого человеческого сердца, наполненного наивными, живыми и радужными иллюзиями, на смену которым приходит остужающая тишина безстрастия и безусловной любви. Это и есть исихия.

Ты не забыл ещё как воспринимает безстрастие духовной любви горячее душевное сердце?

— Нет, не забыл, отче. Горячее душевное сердце воспринимает безстрастие безусловной любви леденящим холодом Арктики, кажется так ты говорил.

— Именно так, — заметил старец. — Я рад, что этот урок ты усвоил.

— Отче, а каким на твой взгляд должен быть образ или уклад идеальной церкви Христовой?

— Ты хочешь об этом пофантазировать? — с улыбкой переспросил старец.

— Нет, я просто хочу знать может ли быть в наше время церковь подлинно Христовой, какой хотел её видеть сам Господь?

Старец засмеялся, чем несколько смутил монаха, и успокоившись ответил:

— Боюсь, такой церкви в среде грешных людей не может быть вообще. Вся история Евангелия — это история малой аскетичной группы Христа, а не история церкви иудейской. Постарайся понять — любая церковь в самом широком смысле слова — это коллективное или слитое сознание всех верующих данной церкви, как совокупная энергия умов, чувств и волеизъявлений, которые у всех разные.

Иными словами каково качество индивидуальных умов, чувств и воль, таково качество и самой церкви и её соборности. Если большинство верующих церкви имеют лишь телесный или телесно-душевный ум, то и сама церковь будет только телесной или телесно-душевной, а это 5-й и 6-й переходный слои осознания — это закон Логоса.

Вот почему реальный уровень массового церковного сознания на самом деле очень низкий и по сути невежественный, состоящий из умов заблудших, болящих и малообразованных людей, пытающихся из состояния человеческого зверства и эгоизма перейти к человеческой и нравственно-религиозной норме душевного ума. Большего им не нужно.

По этой причине церковь всегда была, есть и будет только душевными яслями и детским садом для грудничков, а не академией духовного совершенства.

— Ладно, допустим, ну тогда скажи, а при каком условии церковь могла бы быть отражением учения отцов и подлинно духовного уровня 13-го слоя и выше?

— Ты говоришь о братстве подлинных иноков и аскетов, как группе апостолов Христа? — с улыбкой переспросил старец.

— Да, а что, разве такой церкви или братства не может быть?

— Такой церкви и братства уже не может быть в этом мире, — ответил старец. — Насколько я знаю, одну из последних попыток создания такого духовного братства предпринял преподобный Нил Сорский, как лидер монахов Заволжья из Кирилло-Белозерского монастыря.

Он основал скит вблизи монастыря и предложил братии присоединиться его скитскому уставу. Так, была образована его скитская община, о которой он писал — «Ныне вдалее от монастыря переселихся понеже благодатию Божиею обретох место, угодное моему разуму, занеже мирской чади маловходно». В этой общине он ввёл самый строгий духовно-аскетический порядок подобно отцам — пустынникам первых веков.

Только из этого ничего не вышло, поскольку не все братья скита Нила смогли выдержать столь жёсткие требования. Как всегда бывает в любой общине — начались распри и возражения, нашлись недовольные таким жёстким армейским порядком, которые ушли из скита. За ними ушли другие и скит постепенно пришёл в упадок. В итоге всё вернулось в лоно киновии и церкви — империи.

До наших дней дожили только анахореты — одиночки и тайные схимники, которые наглухо закрылись от мира и сергианской церкви.

— Отче, неужели даже теоретически не может быть возможности возрождения церкви Христовой?

— Теоретически это могло бы быть только при условии, что большинство членов церкви имело хотя бы душевный уровень осознания не ниже 9-го слоя нравственного разума, но даже это невозможно в рамках киновии, где уровень очень низкий и не выше телесно-душевного 5-го слоя. Будь сегодня среди церковноначалия хоть несколько человек, как мой учитель, — это была бы совсем иная церковь, но это только предположение и скорее утопия.

Дело в том, что достижение столь высокого уровня осознания возможно только в условиях затвора, анахоретства или малой и хорошо законспирированной группы — не более 10 — 12 человек. Любая массовость в вопросах духовности — это заведомая профанация и схоластика, поскольку в духовное обучение берут не всех званных, а только избранных Духом, которых всегда очень мало.

Институт церкви Христовой ещё мог бы как-то существовать в наше время, если бы не было столь мощной церковной диктатуры и тоталитаризма, а была свобода вероисповедания в разных формах, как это было раньше, включая лавричество и анахоретство. При этом условии могло бы выжить старчество и могли бы сохраниться духовные учителя, но церковь — империя такого шанса никому не оставила.

Именно по этой причине я тебе и рекомендовал путь тайной схимы, как единственный путь достижения духовного совершенства. Я понимаю, что не совсем правильно забывать про остальных так называемых мирян и захожан, которым нужна простая и комфортная религия в форме регулярного душевного утешения, но они меня мало интересуют, ты уж прости, я не миссионер, а аскет.

— Отче, так может быть и не существует способа объединения в рамках церковного института обрядоверующих и иноков?

Старец внимательно посмотрел на молодого монаха и после паузы ответил.

— В действительности профанное и сакральное — это совершенно разные виды знания и способы подвизания, которые не могут существовать вместе, как слепое и зрячее, как младенческое и взрослое, как начальная школа и аспирантура, как лечебница для тяжело больных и спорт высоких достижений.

Способа соединения этих двух путей и деланий не существует в природе, никогда не существовало и существовать не может по объективному закону Логоса о духовном соответствии и совершенстве. Их объединение может существовать только в благих человеческих фантазиях и иллюзиях душевного ума.

В Евангелие сам Христос, шедший самым строгим аскетическим путём, несмотря на свою божественную природу, чётко разделяет веру совершенную для избранных и повседневную для всех званных. Это незыблемый закон иудаизма, именно поэтому вера изначально двояка и отцы об этом чётко говорят.

— Но ведь система перехода между этими двумя верами должна существовать и любой мирянин должен иметь возможность из обрядоверия как-то перейти к вере совершенной и той же схиме и исихии.

— По идее да, — согласился старец, — система посвящения в высшее знание и делание должна иметь место в церкви, но её просто не сложилось за три последних столетия и переход в схиму сегодня возможен только для так называемых официально монашествующих церковных чад. Те, кто вне церкви признаются еретиками и оккультистами, как мой учитель.

В реальности этот вопрос решается только одним способом — путём духовного познания и постижения учения святых отцов Восточной Церкви о душе, её устройстве и состояниях. Овладение этим знанием и его использование и обеспечивает любой душе устойчивый рост в течение жизни со сменой трёх базовых состояний бытия — телесного, душевного и духовного.

Иных путей достижения духовного совершенства в наше время в рамках церкви ли или вне её мне неизвестно. Поэтому выбор у человека на самом деле не богат — или становление на церковный путь, как профанный и ведущий до 9-го слоя душевного ума или…

Старец сделал в этом месте наигранную паузу.

–…становление на путь веры совершенной, а это путь сакрального знания и тайной схимы, ведущий к самым верхним слоям духовного ума. Как ты уже знаешь, единственным условием становления на этот путь является второе крещение и второе оглашение, чем мы с тобой и занимались всё последнее время.

— Да, как ни крути, а всё равно придёшь к исходному, — заметил молодой монах.

— А как ты хотел иначе, — это же совершенная система духовного знания, которая подчиняется всем законам математики и физики, только духовной. Ты только встал на этот путь, если говорить сугубо о духовном уровне, поэтому тебе ещё очень много предстоит узнать и сделать, прежде, чем ты продвинешься на следующий 14-й слой духовного сознания, а потом и далее.

— Ну как, ты удовлетворён моими ответами?

— Да, отче, более чем.

— Ну тогда на сегодня достаточно разговоров.

…продолжение следует…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я