Духовно-аскетические беседы. Часть 3

Константин Владимирович Яцкевич, 2023

В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Искушение Часть 2

…продолжение…

Очередной визит к старцу молодой монах предпринял через две недели, а если точнее, то на следующий день после встречи в монастыре с братией и новым настоятелем, который сменил прежнего проворовавшегося и устроившего из монастыря свою личную вотчину.

Полный впечатлений после встречи, которой монах долго ждал и на которую возлагал определённые надежды, он решил не откладывать разговор со старцем и на следующий день запланировал очередную поездку, сообщив жене, что едет за советом и благословением.

Светлана была в курсе предложения, которое поступило мужу от нового настоятеля о возможности остаться в монастыре в качестве трудника и помощника и это предложение сильно озадачило Светлану, вызвав внутренний протест, который только усилил желание монаха поскорее со всем этим разобраться.

Как и советовал старец, молодой монах не открыл на встрече, что тайно принял схиму по древней традиции и уже давно подвизается у старца. Следуя его рекомендации, молодой монах очень трезво отнёсся к встрече и оценке предложения нового настоятеля, сохряняя бдительность и не поддаваясь влиянию чувств и эмоций.

В очередной раз молодой монах смог оценить всю глубину прозорливости и мудрости старца, поскольку значительная часть иллюзий и ожиданий отпала сразу после встречи, как и обещал старец, обнажив те скрытые проблемы, которые не были видны снаружи.

Нельзя сказать, что встреча разочаровала молодого монаха, она скорее добавила сомнений, которые носили по большей части интуитивный характер, а потому требовали разъяснения и более чёткого понимания в свете ясного духовного сознания и видения старца.

Субботнее утро предвещало на день хорошую погоду, было сухо и безветренно и молодой монах с самого утра направился в гости к старцу, как всегда, зайдя по дороге в магазин, чтобы купить символичных презентов для того и не ехать с пустыми руками.

Через час молодой монах был уже возле дома старца. Подойдя к дому, он услышал шум в саду и увидел там старца, который сгребал в кучу опавшие листья.

— Здравствуйте, отче, — первым поприветствовал старца молодой монах ещё на подходе к тому.

— Здравствуй, дорогой, здравствуй, — со своей неизменной улыбкой ответил старец. — Лобзаться не будем, у меня грязные руки и одежда. Вижу ты полон впечатлений после встречи с братией.

— Да, отче, так и есть.

— Ты иди в дом, а я сейчас вот эту кучу отнесу на пустырь и приду.

С этими словами старец стал сгребать кучу листьев на большой лист полиэтилена, расстеленный на траве, а монах направился в дом. Через несколько минут они уже сидели в гостиной за большим столом с традиционным травным чаем.

— Ну, рассказывай, с чем приехал и как прошла твоя встреча с братьями и новым настоятелем, оправдались ли мои предположения? — первым задал вопрос старец.

— Да, отче, оправдались. Большая часть сомнений отпала сразу же, да и разговор со Светланой только добавил вопросов. Она в штыки встретила предложение настоятеля, мотивируя это тем, что это не серьёзно в наше время и такой шаг может себе позволить только нудачник или легкомысленный человек, думающий только о себе, а не о семье.

— Ну что же, формально она абсолютно права, — сказал старец, — на её месте любая замужняя женщина поступила бы точно так же, а она ко всему ещё собирается стать матерью в самое ближайшее время, поэтому ей нужны твёрдые гарантии, а не романтические иллюзии. Подумай сам — какие гарантии может дать сегодня человеку казённая церковь, которая трещит по всем швам и разрывается между миром и Богом.

Церковный институт себя полностью дискредитировал в нынешнем виде, став по существу обычной коммерческой структурой, поэтому я её прекрасно понимаю. Ты мне лучше скажи что ты сам почувствовал в ходе встречи, удалось ли тебе хранить трезвость, контролировать чувства и удерживать точку фокуса сознания на 13-м слое?

— Да, отче, отчасти удалось. Как ты и предполагал, реальность оказалась совсем не такой радужной, как я изначально предполагал. Когда я увидел братьев, с которыми давно уже не общался, сердце сразу вспыхнуло прежними чувствами и воспоминаниями, а позже, когда поговорил с каждым и узнал сколько у каждого проблем и как всё зыбко в их жизни, всё вернулось на круги своя.

Я понял, что им нужен не Бог, а просто гарантия социальной безопасности и какой-то стабильности в этом мире, чтобы просто выжить общими усилиями. Каждый из них был уверен в том, что только под крышей церкви есть такая возможность, поскольку сама церковь и всё церковное — это божественное и нерушимое по определению. Я так давно уже не думаю.

— А как новый молодой настоятель? — переспросил старец.

— Не могу сказать о нём чего-то конкретного. Его пришлось довольно долго ждать. Братья сказали, что он бакалавр богословия и закончил духовную семинарию, а потом ещё и академию управления.

Он задал мне несколько вопросов насчёт того почему ушёл из монастыря, не разочаровался ли я в вере, чем сейчас занимаюсь и какие планы. Я его даже не смог толком почувствовать как человека, он лишь сказал мне комплимент, что обо мне очень хорошо отзывались братья и священство и у него есть для меня подходящая работа в монастыре.

— А про жалование он тебе ничего не говорил?

— Насчёт жалования ничего конкретного, сказал, что в связи со сложной ситуацией в церкви на первое время может дать ставку рабочего в трапезной и ещё подработки в мастерских и на православных ярмарках. На будущее поообещал более стабильную и хорошо оплачиваемую работу на свечном участке, куда должны до конца года завезти новое оборудование.

Старец улыбнулся и сокрушённо покачав головой, ответил:

— Время идёт, а в православной коммуне ничего не меняется, вот где завидный консерватизм. Ничто не может изменить этого внутрицерковного уклада, который как был сформирован ещё при царе Горохе, таким и остаётся по сей день. Увы, трудотерапия 12 часов в сути как была единственным средством душепопечения, так и остаётся.

Ну что же коммуна — она и есть коммуна, хоть мирская, хоть религиозная, и ожидать от неё чего-то большего просто глупо и наивно. Хороший по всей видимости менеджер и предприниматель ваш новый настоятель, раз так скупо и расчётливо построил с тобой беседу, упомянув в качестве аргумента лишь твою репутацию очень благонадёжного.

Ох уж эта церковная благонадёжность, которую как хомут вешают на шею любому страждущему и благоверному, чтобы потом водить всю жизнь бесконечными кругами, как мельничного ослика, крутящего жернова церковного фарисейства и мелющего муку благочестия и послушания.

Мне тоже пришлось в своё время сделать не мало кругов, вращая эти жернова. Я надеюсь ты никому из братии не сообщил, что являешься тайным схимником и подвизаешься по древней традиции?

— Нет, отче, что ты, никому, хотя соблазн такой был, каюсь, когда он стал спрашивать меня о том, как складывается моя духовная жизнь после ухода из монастыря, как часто я причащаюсь и испведаюсь, в каком храме и какому именно священнику.

Старец улыбнулся и с ехидцей заметил:

— Как говорил мой учитель — проверять на благонадёжность душу от кончика языка до заднего прохода — это излюбленное дело современных церковных менеджеров, которые этому научились у чекистов. Могу сказать тебе одно — хороший менеджер ваш новый настоятель, знает главное — как контролировать и эксплуатировать узду благонадёжности.

На самом деле это психология управления сознанием и для современных пастырей владение техниками манипулирования сознанием — это едва ли не главное условие успешной карьеры в церкви. Зачем современному пастырю аскетика и согласное учение отцов, если церковный менеджмент и знание принципов манипулирования умом решают все проблемы любого пастыря сергианской церкви.

Старец сделал удручённый вид и добавил:

— Как бы это ни звучало конщунственно, но именно это и сближает современных церковных менеджеров с бесами, которые используют почти аналогичные приёмы манипулирования умом, чувством и волей.

Ну что же, всё ясно и понятно — ничего путного и конкретного тебе не предложили кроме обычной церковной кабалы и трудотерапии под видом служения и послушания.

Это называется ловля и прельщение наивных дурачков на блестящие фантики благочестия для эксплуатации извечной потребности любой человеческой души в сакральном, которая исходит из самого сердца. Это и есть церковный Газпром и эксплуатация канала духовного сердца.

Я могу сказать на этот счёт только одно — хорошо в современной церкви освоили психологию управления, лучше бы так же хорошо знали учение отцов и Христа. Это ж нужно было так извратить за два тысячелетия великое духовное наследие святых отцов, чтобы знание о духовной свободе превратить в инструмент закабаления и эксплуатации.

— В каком смысле? — переспросил молодой монах.

— В самом прямом. Учение Христа и святых отцов — это путь к духовной свободе и выходу из мира сего через изменение ума, чувства и воли, а учение современной сергианской церкви — это путь рабства в современном мире через пожизненное служение кесарю и империи. По-твоему это не противоположные цели и задачи?

Ты думаешь верующие люди, много лет проведшие в церкви и монастырской среде не осознают всей фальши, искусственности и поддельности этих игр в церковное благочестие и послушание, за которыми скрывается сплошное фарисейство и корысть?

Осознают и очень хорошо, но они просто вынуждены гнать от себя подальше эти мысли, поскольку у них просто нет выхода и они уже на крючке, с которого не могут соскочить и вернуться обратно в мир и не только потому, что утратили все мирские навыки, а ещё и потому, что имеют в себе устойчивую религиозную зависимость от церкви и обрядоверия, укреплённую огромным числом якорей, положенных им в самое сердце.

Матрица синодального обрядоверия — это тот ещё медвежий капкан, попав в который не каждый трезвый и сильный ум может освободиться. Я это говорю тебе столь уверенно только потому, что более 10 лет потратил на освобождение от этого капкана и то только с помощью моего учителя, а у большинства верующих нет таких учителей.

И не пойми меня превратно — сказанное мной очень болезненно для сердца любого верующего, но оно касается не Церкви Христовой Небесной и исповедующих сердцем духовного Христа. Сказанное касается только той уродливой подделки в лице сергианской церкви — империи, которая не без помощи кесаря присвоила себе право именоваться церковью Христовой, не будучи ей по духу и по сути.

— Да я это и сам понимаю, отче, я же не настолько наивный после всех наших бесед, чтобы не отличить манипуляций и лжи от искреннего и сердечного разговора. Я просто почувствовал на той встрече, что новый настоятель говорил со мной не от сердца, а от ума.

— Хорошо, если ты это понял, поскольку понять и почувствовать это можно только если точка фокуса сознания находится не ниже 13-го слоя, как приближенного к духовному сердцу и месту непадательности. Вот почему я порекомендовал тебе не сходить с духовного ума.

Именно по этому признаку движения энергии все видящие и духовные люди и определяют — лжёт человек и выдумывает или говорит чистую правду. Правда всегда исходит из центра сердца и окрашена теплотой живого сердца, а ложь всегда исходит из центра головы и окрашена холодом голого рацио и прагматизма.

Современное духовенство стало в своей массе совершенно прагматичным и рациональным, т.е. холодным и лицемерным, именно поэтому сердечного тепла в священнической среде уже практически не найти, холод голого рацио и расчёт — это главные качества современного пастыря сергианской церкви.

Что ещё интересовало нового настоятеля?

— Он спрашивал меня о том где я работаю и как складывается моя личная жизнь?

— Я сказал ему где работаю и что женат. Он на это никак не отреагировал, а лишь заметил, что мир подходит к концу и погружается в ад и ему уже не долго осталось, поэтому единственное спасение сегодня в церкви и монастыре.

— Молодец, — с улыбкой заметил старец, — правду сказал, а что ещё он мог тебе сказать? Вот только он не сказал тебе всей правды о том, что спасение в конце мира не в сегрианской церкви — империи, как церкви антихриста, а в аскетичной Церкви Христовой, которая от антихриста и красного дракона коммунизма снова вернётся в пустыню духа, откуда она и вышла.

Он не сказал тебе этого? — «И даны были жене два крыла большого Орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени», — с улыбкой переспросил старец.

Молодой монах промолчал.

— Для меня в твоей встрече с братией и настоятелем нет ничего нового, поскольку мне хорошо известно, какая атмосфера сегодня царит в казённой церкви и монастырской среде, о которой святитель Игнатий всё сказал ещё 160 лет тому назад.

«Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Что же делать, когда человеки переделали его по своему плотскому мудрованию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающем всё и глубины сердца, оставив в стороне и забытии».

Для меня очень важно понять есть ли выход из системы этой церковной кабалы без разрушения до основания самого церковного института в его нынешней и совершенно уродливой форме. И я не вижу этого выхода, как не видел его и мой учитель, а это наводит на очень грустные мысли о том, что сергианская церковь не изменит своего порочного курса до самого конца века.

Ты вообще понимаешь о чём сказал святитель Игнатий, упоминая глубины сердца?

— Нет, отче, не совсем.

— Он сказал о глубинах духовного ведения, как прямого знания, которое утрачено современным монашеством, превратившем подвижничество в человеческое актёрство по тому самому плотскому мудрованию от ума головы. Ты вообще осознаёшь для чего я рекомендовал тебе пойти на эту встречу?

— Не до конца, отче.

— Мне было важно с помощью этой встречи испытать тебя на духовную зрелость и готовность твоего сердца идти самым трудным путём тайной схимы в миру, который становится по сути единственным путём исповедания Христа и учения святых отцов в наше время.

Эта встреча была всего навсего проверкой твоего ума и сердца на зрелость и трезвость. И я рад, что ты справился с этим испытанием и убил одним выстрелом двух зайцев одновременно, освободившись от двух мощнейших якорей.

— О каких якорях идёт речь, отче?

— О тех двух якорях синодального ообрядоверия, которые держат в прочной церковной узде ум и сердце каждого верующего, кто оказался в матрице и капкане синодального обрядоверия.

Один якорь — это сила непогрешимого коллективизма или религиозного общака, как церковной коммуны, а второй якорь — это сила трусости, малодушия и раболепия перед всем церковным и религиозным, как святым и непогрешимым по определению.

Оба эти якоря паразитируют сугубо на религиозном сознании, обусловленном сакральной идеей, делая его полностью зависимым от любой коллективности и общинности, как безгрешной и некритикуемой. Как говорил мой учитель, колосс сергианской церкви на глиняных ногах стоит именно на этих двух опорах коллективизма и если их выбить, колосс с грохотом рухнет на землю.

Это и есть основа религиозного коммунизма и большевизма, которая была прочно закреплена в сергианской церкви, созданной в 1927 г. и воссозданной по инициативе Сталина в 1943 г. и с тех пор находящейся под полным контролем власти и государства, а не Христа.

Те методы управления, с которыми ты столкнулся на встрече, не имеют никакого отношения ко Христу и христианству, поскольку являются методами манипулирования чувством коллективизма и страха, давно используемыми в НКВД и КГБ. Поэтому тот факт, что ваш новый настоятель после семинарии закончил академию управления, делает ему честь, как церковному менеджеру, но полностью обесценивает его, как христианина, аскета и подвижника.

— Почему ты не сказал мне этого раньше, отче?

— Потому, что тогда бы я не получил всей полноты ответа на воспрос, а мне нужна была ясная реакция и твоего ума и твоего сердца. Так что извиняй, таково правило чистоты любого духовного эксперимента.

— А если бы я дал согласие и принял решение уйти в монатырь, что тогда?

— Ничего. Просто сделал бы ещё один штрафной круг в жизни, потерял бесценное время и через некоторое время всё равно ушёл бы оттуда, разочаровавшись в современном монашестве уже окончательно под напором обстоятельств и фактов.

— Ты так легко и свободно говоришь об этом, отче, точно это не чья-то личная трагедия, а так — обыденное дело.

— Я говорю об этом не бесчувственно, поверь, а лишь безстрастно, поскольку переболел и выгорел всем этим уже давно, ведь я лично прошёл через всё это и видел как проходил через это мой учитель, поэтому я отдаю отчёт тому что говорю.

Ты думаешь я просто так сказал тебе всеми силами удерживать ум на 13-м слое и вернуться на этот слой обратно после разговора с братией и настоятелем?

— Нет, не думаю, отче.

Стерец усмехнулся и продолжил:

— Если бы ты был видящим духовно, ты бы просто ведал, что твоё решение остаться в монастыре могло быть принято тобой только тогда, когда точка фокуса твоего сознания сместилась бы с 13-го слоя на 9-й, который есть слой нравственно-религиозного разума.

Именно на 9-м слое, как золотой середине душевного ума, и работает нравственная матрица обрядоверия, которую использует церковь через синодальное богословие. Проще говоря, именно на 9-м слое и залегают те якоря обрядоверия, которые самым важным для человека в жизни делают именно коллективные религиозные ценности. Так работает сама матрица сознания.

Поэтому опустись ты на 9-й слой и останься на нём, твой ум, чувство и воля снова погрузились бы в привычную среду обрядоверия, где нужно слепо верить церковноначалию, как непогрешимому и благодатному, и также слепо следовать коллективной воле братии, как соборной и истинной.

— Я это очень ясно почувствовал в определённый момент, ей-Богу, но потом какая-то сила вывела меня из этого состояния.

— Сработала духовная «тарзанка» 13-го слоя, которая вывела тебя из плоскости душевного ума и нравственно-религиозного разума и вернула обратно на духовный уровень на котором уже не действуют и не работают якоря религиозного коллективизма и страха, поскольку это уровень духовной свободы.

Вот какова была подлинная цель задания по удержанию тобой уровня духовного ума 13-го слоя, как бы ни были велики соблазны и искушения душевного уровня. Ты знаешь в чём самая главная проблема института современного монашества с точки зрения видения структуры сознания?

— Нет, не знаю.

— Главная его проблема в том, что оно не пускает ум и сознание выше 9-го слоя социальной нормы нравственно-религиозного разума. С точки зрения духовного видения — это подлинная трагедия быть монахом и иметь при этом в доску рациональный ум и нравственно-религиозный разум 9-го слоя.

По учению отцов уму после прохождения уровня душевности с 7-го по 11-й слои, нужно расти дальше вверх в сторону слоёв духовного ума с 13-го по 17-й вплоть до самого Логоса, открываемого с 18-го слоя, но синодальное богословие и каноны церкви установлены таким образом, что не пускают ум вверх выше 9-го слоя, мотивируя это прелестью духовной и мудрованием.

В итоге религиозному уму, стремящемуся к развитию и расширению, не остаётся ничего иного как начинать развиваться не вверх в сторону мистического и сакрального, а вниз в сторону сугубо рационального и интеллектуального, как телесного. Это и есть подлинная причина того, что абсолютное большинство современных богословов и монахов тяготеют не к учению отцов, а к пустопорожней религиозной философии Достоевского, Бердяева, Киреевского, Лосского и других философов руссофилов.

— Ты хочешь сказать, что с 9-го слоя душевного ума религиозный ум современных клириков не поднимается вверх, а опускается вниз на телесный уровень 5-го или 4-го слоёв?

— Именно это и происходит у большинства клира и православного духовенства для того, кто созерцает точку расположения фокуса современного религиозного сознания. Этим же объясняется и столь сильная тяга современного духовенства и клира к интеллектуальности, рациональной психологии и философии. Это ловушка рационального интеллекта для душевного ума.

Это и есть главная причина того, почему современное православное духовенство и церковноначалие на дух не переносит святоотеческой православной психологии и учения отцов о душе, как того мистического и эзотерического в христианстве, что расположено выше 12-го слоя, разделяющего душевный ум и духовный.

Видишь, как просто на самом деле объясняется всё то, что происходит сегодня и в церкви и в монашестве и в самом религиозном сознании с точки зрения духовного знания и учения о матрице сознания.

— Это просто какая-то диверсия внутри самой церкви о которой церковь даже не догадывается, — с некоторой грустью сказал молодой монах.

— Это не диверсия, мой друг, — ответил старец, — это фундаментальная закономерность движения энергии сознания согласно Закона Логоса и матрицы человечности и это было предсказано наступлением неизбежного человеческого апокалипсиса, о котором мы с тобой уже не раз говорили.

Любимому ученику Христа Иоанну была открыта эта закономеорность Логоса и он описал её в своём пророческом видении и Откровении в виде метафорических образов и символов, которые это всё и отражают. Ты помнишь главу 12 Откровения?

— Наизусть не помню.

— Ну, тогда слушай.

Старец наизусть зачитал шесть стихов:

«Стих двеннадцатый: Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.

Стих тринадцатый: Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.

Стих четырнадцатый: И даны были жене два крыла большого Орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени.

Стих пятнадцатый: И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою.

Стих шестнадцатый: Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей.

Стих семнадцатый: И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».

Что ты понял из этого отрывка? — переспросил старец.

— Я понял, что церковь Христова в конце века сего удалится из мира обратно в пустыню и будет гонимой миром и красным драконом, но я пока не могу ухватить смысла красного дракона.

— Красный дракон — это восставший неокоммунизм и сталинизм, который сегодня уже поднял голову. Жена облечённая в солнце — это Церковь Христова небесная. Младенец мужеского пола, рождённый женой, — это дух Христов. Два крыла большого Орла — два качества Логоса — безмолвие и бесстрастие. Удаление в пустыню — это уход во внутренне безмолвие и умное делание. Видишь как всё просто для того, кто знает учение отцов?

— А что обозначают другие символы?

— Вода из пасти дракона — большая ложь, ложные знания и учения, включая и религиозные. Земля, поглотившая реку — это стихийные бедствия и катаклизмы, показывающие беспомощность человеческой науки и всех человеческих технологий. Рассвирепевший дракон — это неосталинизм, понимающий свою гибель и вступающий в последнюю схватку с остатками правды и духовного сознания перед окончанием сего века.

— Ты не находишь параллелей с современной жизнью?

— Нахожу, отче.

— А с испытанием твоего духа находишь связь?

— Нахожу отче.

— А роль тайной схимы в миру видишь и находишь?

— Вижу и нахожу, отче.

— Ну вот и слава Богу, что ты понял чем путь тайной схимы отличается от киновии и общежитийного монашества, — ответил старец. — Давай на этом сделаем остановку. Переоденься и пошли уберём опавшие листья в конце сада.

…продолжение следует…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я