В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Тело
…продолжение…
Направляясь к дому и проходя мимо сарая, старец решил очистить верхнюю одежду, покрытую остатками скошенной травы и цветочной пыльцы. Остановившись возле двери сарая, старец снял с себя защитную куртку с майкой и стал их вытряхивать, полностью обнажив торс.
Молодой монах, уже привыкший к непредсказуемости старца, в этот момент в очередной раз испытал удивление и даже лёкое потрясение. Он никогда раньше не видел обнажённого до пояса тела старца и увиденное вновь смутило и потрясло его, поскольку он увидел тело не семидесятилетнего старика, а настоящего атлета.
На теле старца не было ни единой складки жира, оно было поджарым, стройным и подтянутым практически как у молодого парня. Мускулатура не была объёмной, как у спортсменов, но очень рельефной и выраженной, подчёркнутой мощными связками и сухожилиями. Только утончённая суховатость кожи выдавала зрелый возраст.
Более всего монаха удивил втянутый живот старца, на котором отчётливо были видны все квадратики пресса и даже косые мышцы живота. Это зрелище стройного и спортивного тела старца было просто невероятным и захватывающим одновременно. Его не сильно морщинистое лицо очень сильно контрастировало с его телом и складывалось некое несуразное впечатление, что это совсем не старец, а парень или мужчина только с лицом старца.
Завороженный этим контрастным зрелищем, молодой монах стоял в некоторой растерянности не зная как нарушить возникшую неловкую паузу, а старец, не обращая никакого внимания на монаха, одел майку с курткой и сказал:
— Ну, что ты встал как вкопанный, пошли в дом. Ты что голого человеческого тела никогда не видел что ли?
— Видел, отче, — робко ответил молодой монах, — но я никогда не думал, что в твоём возрасте можно иметь такое тело и фигуру и ещё такой рельефный пресс. Ты что занимаешься каким-то спортом или практикуешь йогу?
Старец громко захохотал и не мог успокоиться до тех пор, пока не подошёл к самой двери дома.
— Ну ты и фантазёр, брат. Не занимаюсь я никаким спортом, я просто люблю своё тело, как мой скафандр для путешествия по этой земле и умею за ним ухаживать и беречь от износа, вот и всё. А живот — это отдельная тема и мы поговорим об этом как-нибудь в другой раз. Ты ещё тела моего учителя не видел, вот он был настоящим атлетом, а я так себе, жалкая его пародия.
Войдя в дом, старец точно нарочно снял верхнюю куртку в прихожей, оставшись в одной только майке с узкими лямками старого образца, и молодой монах в очередной раз смог оценить прекрасное состояние мускулатуры старца с мощными бицепсами и трицепсами. В одно мгновение это зрелище резко поменяло всё представление о старце и из семидесятилетнего старика он превратился в настоящего воина.
Точно прочитав мысли монаха, старец продолжил:
— Ты наверно полагал, что духовность это одна только немощь и слабость плоти, которая никак не связана с телесным совершенством, которое касается одной только души? Это далеко не так и это ещё одно из заблуждений массового обрядоверия. Совершенство — оно совершенство во всём и касается всей тримерии — тело, душа и дух. Не может быть совершенного духа в несовершенной душе, как и не может быть совершенной души в несовершенном и слабом теле — это закон Логоса.
По этому закону во всей тримерии человека существует чёткая связь и взаимозависимость, а связь тела и души — это ключевое звено, которое утрачено церковью ещё полторы тысячи лет тому назад и с тех пор во всём христианстве уничижительное и пренебрежительное отношение к телу, в отличие от души.
Я же следую древней традиции по которой тело — это храм души и материальный сосуд для энергии Духа, а потому я забочусь об этом храме и поддерживаю его, как и душу, в хорошей форме, давая ему правильную пищу и нагрузки, ведь это мой единственный транспорт для перемещения по этой земле.
— Отче, но как тебе удаётся поддерживать в этом возрасте такую прекрасную физическую форму, за счёт чего?
— Знание — сила, мой друг, — с лукавой улыбкой ответил старец. — Духовное знание помогает моему телу быть таким и ещё наличие определённой энергии, которая и ответственна за форму, а точнее все формы по правилу святого Георгрия Паламы — «Дух творит себе формы».
— И всё? — с удивлением переспросил монах.
— И всё, — ответил старец, — а чего ты ещё хотел? Дух ответствен за всё, что есмь человек, ведь человек — это тоже дух, только принудительно загнанный в человеческую форму.
— Я имел в виду какую-либо систему специальных упражнений по совершенствованию — ну там йогу, пилатес, цигун, око возрождения ну или просто физкультуру или утреннюю зарядку на крайний случай.
— Да не практикую я никакой йоги, цигуна и физкультуры. Единственной моей зарядкой, если можно так назвать, является духовная зарядка и умная молитва. Она меня и заряжает более всего и поддерживает и моё тело и мой дух энергией благодати.
Ты просто ещё не знаешь практически что такое энергия благодати и как она работает в теле и уме, когда бывает в избытке, но это отдельная и очень серьёзная тема. У меня есть, конечно, несколько специальных приёмов работы с суставами и сухожилиями, но это нельзя назвать ни физкультурой, ни зарядкой, это особый подход к работе с энергиями тела, выработанный годами. Такие же подходы есть и для работы с душой и духом.
Это и есть основы аскетики, только подлинной, а не церковной. Что тебе предложить? У меня есть свежий щавелевый холодник и тушеные овощи.
— Спасибо, отче, лучше твой травный чай, если можно.
— Можно, конечно, можно. Чай на этот раз будет тонизирующий и общеукрепляющий, раз мы начали говорить о телесном здоровье.
С этими словами старец ушёл на кухню и довольно долго там возился, чем-то шурша и стуча. Через минут пять он вышел со своим символичным подносом на котором стояли две большие чашки, накрытые блюдцами.
— Не пей сразу, дай чаю немного настояться, пусть натянет немного из корня, он медленно отдаёт силу.
Молодой монах чуть приоткрыл кружку и увидел буроватый напиток коричневого цвета с плавающими сверху частицами молотого корня, при этом сладковатый запах с нотками роз с тонким ароматом трав сразу же ударил в нос.
— А что это за корень, отче?
— Это аналог женьшеня — родиола розовая или золотой корень. Из неё обычно делают спиртовую вытяжку, но можно и заваривать в чай мелко измельчённый корень. Здесь также есть тимьян, девясил и лимонная мелисса. Ты же хотел узнать секрет здоровья и силы, так вот это чай силы, — с улыбкой пояснил старец, — а если серьёзно — это хороший стимулятор, особенно для мужчин.
Сказав для мужчин старец как-то загадочно улыбнулся.
Монах сделал совсем небольшой глоток ещё горячего напитка для определения его вкуса и богатый бальзамный аромат с лёгкой гочинкой и кислинкой наполнили его рот.
— Отче, я хочу узнать ту систему по которой тебе удаётся поддерживать такую прекрасную физическую форму.
Старец посмотрел в глаза молодого монаха и уже без налёта юмора и иронии серьёзно ответил:
— Это в действительности не такой простой вопрос, как может показаться на первый взгляд. Та система, о которой ты хочешь узнать, совсем не похожа на обычную тренировку и зависит от очень большого числа факторов. Простые люди не могут себе даже вообразить всей простоты и сложности этой системы, которая складывается годами из многих компонентов и пазлов, подобно мозаике.
Основных узловых компонентов в этой мозаике 153 по уже известной тебе притче Евангелия о 153 крупных рыбах. Эти 153 компонента состоят из других и более мелких компонентов, которых тоже 153, те ещё из более мелких и так далее. Все они образуют колоссальную тримерную сеть в системе дух — душа — тело, которая и становится позднее сетью Логоса.
Только будучи собранными вместе, эти пазлы дают эффект и результат, а на сборку уходят годы и десятилетия. Это и есть выравнивание сил души по Логосу, вот почему мало у кого хватает терпения собирать их всю жизнь, ведь всем нужен быстрый результат, как и тебе, а здесь нужно терпение и неизменное постоянство в течение многих лет, когда ты вроде и практикуешь что-то, а результата всё нет.
— Отче, ну тогда скажи мне хотя бы что лежит в основе этой системы?
— Я же тебе говорил, в её основе лежит высшее духовное знание об энергетическом устройстве человека по замыслу Бога. Человек тримерен и имеет два кольца силы — дух и душа, душа и тело. В этой системе самое важное значение имеет связка и кольцо душа — тело. Эта связка подобна перевёрнутой восьмёрке в виде ленты Мёбиуса. Тело и душа — это две совершенно автономных и в то же время взаимосвязанных структуры.
Эти две структуры вместе составляют одно целое, но для восприятия они разделены барьером, поэтому кажется, что существует одно только тело. Только видящие энергию могут преодолевать барьер восприятия и видеть кроме тела ещё и душу, как вторую и незримую часть человека.
Постарайся понять, что моё тело, — при этом старец обнял сам себя двумя руками, как бы демонстрируя своё тело, — это не я истинный, а точнее не весь я. Это только временная и преходящая часть меня, составленная из праха земного, которой надлежит уйти обратно в землю из которой она и была взята Логосом.
Кроме этой ветхой и временной части меня есть другая и более важная часть — сущностная, корневая и вневременная — это мой дух, замкнутый в оболочку, или невидимое тело энергии, именуемое душой, которое находится в иной плоскости и мерности пространства, но неразрывно связано с моим телом и так же реально, как и моё физическое тело.
— Ты говоришь сейчас о том как душа связана с телом?
— Да, то, что в христианстве и православии традиционно именуется душой, в действительности есть тело энергии или точная копия физического тела, только не имеющая физической массы и вещества, а представляющая собой только пустую форму и ёмкость для разных типов энергии духа.
Светящееся яйцо, как созерцаемая форма души, — это и есть та самая ёмкость и структура, которая за время жизни человека наполняется энергией духа и питает тело. От рождения душа имеет некий неизменный потенциал энергии духа, который обычные люди могут только тратить, а иноки могут его повышать.
— А как между собой соотносятся светящееся яйцо и энергетическая форма тела человека?
— Светщееся яйцо — это уже конечная и практически неизменяемая форма энергии, хотя, в древние времена существовали способы изменения даже её, а форма тела человека — это промежуточная энергетическая форма согласно матрицы Логоса.
Форма тела человека — это просто та форма Логоса, которая наиболее привычна сознанию человека, ведь в этой форме сознание человека проводит всю жизнь в соотвествии со своей матрицей. Когда человек выходит из этой формы и полностью ей овладевает, он может экспериментировать уже с другими формами, оставаясь при этом светящимся яйцом.
Все видящие знают, а точнее видят, что эта энергетическая форма может иметь разный уровень и потенциал энергии благодати — от низкого до очень высокого. Здоровье тела — это и есть высокий потенциал энергии в энергетическом теле души и наоборот. Так понятно?
— Да, понятно. А тело физическое и тело энергии существуют по одному закону или по разным?
— В том-то и дело что по разным. Всё регулируется высшим законом Логоса для которого это единый закон, а для человека — это два разных закона тела и души. Тело растёт подобно любому растению по естественному закону развития, старения и умирания, а вот душа, как тело энергии, растёт и развивается по сверхъестественному духовному закону энергии сознания.
Из этих двух тело является временным субстратом и почвой на которой растёт вневременное духовное тело, переходящее в вечность, поэтому одно находится в полной зависимости от другого. На плохой почве не может взойти и вырасти доброе семя, об этом притча Христа О сеятеле.
Поэтому задача инока — это забота о двух телах одновременно и физическом и духовном, из которых одно тело ветшает быстрее, а второе как бы позднее принимает эстафету. Но когда духовное тело развивается, оно начинает благотворно влиять и на стареющее физическое тело. Это и есть момент собирания мозаики и включения второго духовного дыхания.
То, что в православии именуется вхождением Духа Святого в выстроенный и очищенный храм сердца и души — это и есть завершение духовного домостроительства и собирание всех пазлов мозаики пирамиды сознания по матрице 153.
— Ты хочешь сказать, что когда духовное тело укреплено и сформировано, то в него входит благодать, которая укрепляет и омолаживает и тело физическое?
— Именно так, только об омоложении говорить не совсем правильно, а правильнее говорить об остановке старения физического тела и чувственном переживании второй молодости, когда в старое с виду тело вновь поступает и вливается та энергия, которая была в нём в молодости. Когда это происходит, то люди даже в состоянии старости переживают состояние юности и молодости.
Это трудно назвать омоложением, но переживается это именно как возвращение в молодость. При этом даже внешне люди меняют свои формы и как бы приближаются к некой эталонной форме человека. Вот как выглядит это омоложение в действительности.
Ты можешь не поверить, но иногда я ощущаю такие приливы энергии изнутри, что ощущаю себя 30-и летним и вспоминаю все свои ощущения в этом возрасте. Так работает в теле потенциал энергии благодати. Старость, конечно, никто не отменяет, она постепенно берёт своё, но качество жизни при этом повышается многократно, что особенно важно в зрелом возрасте.
— Значит всё то, что есть человек и как он воспринимает жизнь определяется фактически только энергией благодати?
— Именно так с позиции видения энергии. Как и предполагал гениальный Никола Тесла, всё управление человеком со стороны Бога, а точнее Логоса, осуществляется посредством регулирования огромного числа микропотенциалов энергии. Люди устроены как удивительные био-электрические лампочки, которые могут светить своим сознанием под действием божественной силы тока.
Вот почему душа — это наш главный источник питания и аккумулятор жизненной энергии из которого берётся энергия для всех жизненных процессов работы тела и сознания. При этом в аскетической традиции существует особое знание о том, как увеличивать потенциал энергии души. Это и есть знание о стяжании благодати Святого Духа.
То, что простые люди, не обладающие духовным видение и ведением называют здоровьем, есть всего-навсего полнота энергии благодати в нашем аккумуляторе души и ещё наличие устойчивой связи и обмена энергией между телом физическим и телом энергетическим.
— Если я правильно тебя понял, то здоровье человека — это просто полнота энергии благодати в его духовном теле и наличие устойчивой связи с душой и духом?
— Так всё и есть. Когда энергетическое тело цельно и полно энергии благодати, это непосредственно отражается на физическом теле, которое перестаёт болеть и приходит в свою идеальную форму совершенно естественным способом без каких-либо упражнений. Вот почему я не делаю никаких зарядок, а просто поддерживаю чистоту связи тела энергии с телом физическим.
Думаю ты понимаешь, что когда энергетическое тело опустошено и обесточено или когда нарушается связь между телом энергии и физическим телом — это проявляется во всех известных науке недугах и заболеваниях, как психических, так и физиологических.
— Неужели всё так просто? — с некоторым удивлением переспросил молодой монах.
— Ну да, просто. Только на осознание этой простоты уходят годы и десятилетия. Человек устроен действительно очень просто и всё, что реально нужно людям для счастья, — это наличие и поддержание нужного потенциала энергии благодати в энергетическом теле, но именно это, казалось бы простое правило, и является для обычного человека самым сложным в жизни.
В итоге абсолютное большинство людей являются самыми невежественными варварами и транжирами, которые не только не знают о теле энергии, но сжигают бездарно весь запас и потенциал своей жизненной энергии благодати уже к 35 — 40 годам, после чего превращаются в ходячих призраков и обесточенные человеческие развалины с букетом хронических болезней.
Когда потенциал энергии благодати падает ниже критического уровня, возникают не просто хронические, а неизлечимые и смертельные заболевания, включая и онкологические. Мой учитель как раз и специализировался на работе с онкобольными и говорил что первопричины онкологических заболеваний просты как мир — это нехватка энергии благодати и разрыв связи энергетического тела с физическим и всё и всё.
— Значит лечение онкологических заболеваний связано только с восстановлением потенциала энергии благодати и связи энергетического тела с физическим телом, так?
— Именно так. Но говорить об этом одно, а иметь реальное и практическое знание о том, что такое энергетическое тело, что такое энергия благодати, как она течёт, откуда и как повышать потенциал этой энергии — это совсем другое. Овладение этим знанием — высшая цель и задача человека, ведь спасение души — это и есть полное пробуждение энергетического тела.
Это знание было у отцов — подвижников, но в настоящее время оно полностью утрачено даже в церкви. Всё, что от этого знания сегодня осталось — это несколько цитат отцов о благодати. Вот как сказал о ней преподобный Григорий Нисский:
«Говорят: «Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и не просвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?» И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро… Но Имеющий власть над вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней».
Что ты понял из этой цитаты, брат? — переспросил старец.
— Я понял, что не от Бога, а от усилий каждого человека зависит то, сколько благодати сможет он стяжать в своей жизни, — ответил монах.
— И это абсолютно верное понимание мысли преподобного, — заметил старец. — Весь секрет хорошего состояния моего тела заключается только в одном — в потенциале энергии благодати и умении не просто поддерживать, а постоянно повышать уровень этой энергии постерством умной молитвы и ночного бдения.
— Как схимник в миру, ты должен знать, что все иноки после соединения ума с сердцем черпают энергию благодати прямо из Логоса. Это и есть секрет их духовной силы и избытка потенциала благодати.
— Отче, а как можно определять наличие избытка этой энергии у людей?
— Непосредственно видеть эту энергию могут только видящие и созерцающие свечение энергетического тела в форме светящегося яйца. Обычные люди видеть этой энергии не могут даже если сам Христос будет стоять с ними рядом, сияющий душой как внутреннее солнце, так устроено восприятие первого уровня обычного человека.
Есть косвенные признаки по которым можно определять наличие у человека энергии благодати. Самым главным признаком являются глаза, особенно левый, как на иконе Христос Пантократор. При избытке энергии благодати глаза человека могут светиться своим внутренним жёлто-зелёным светом даже в дневное время и это можно наблюдать даже невооружённым глазом.
Вторым признаком является сама форма физического тела по слову «Дух творит себе формы». Совершенный дух человека всегда проявляет себя и совершенным физическим телом, которое стройно, пропорционально, подтянуто и просто красиво.
По форме тел людей можно почти всё сказать об энергии души и духа. Это же касается и священства. Есть старое святоотеческое правило — «душевность утучняет плоть, а духовность иссушает». Поэтому избыток тучных священников с огроменными животами — это первый признак не духовности, а душевности церкви и массовой религии.
Третьим признаком является прекрасное физическое и психическое здоровье человека. Потенциал благодати проявляет себя в полном отсутствии каких-либо болезней и недугов и высокой осознанности человека, который обладает как бы сверх осознанием и восприятием, причём, без каких-либо усилий с его стороны, а по самой благодати.
— Отче, а как же спасение через мученичество, скорби и болезни многих святых, которые тяжело болели и даже жаждали себе тяжких болезней для спасения?
Старец опустил глаза и задумался, точно подыскивая подходящие слова, а через минуту ответил:
— Об этом нельзя говорить правду вслух обрядоверующим и пребывающим в киновии. Почти всё православие и христианство второго тысячелетия является олицетворением уровня душевности, а не духовности. Среди православных святых подлинно духовных людей на самом деле очень не много и считанные единицы, а основная масса — это именно душевные и просто благочестивые люди для которых спасением и была душевность или переход с душевного уровня на духовный.
Я тебе уже говорил сегодня, что для перехода с 12-го слоя на 13-й, который связан с полным умерщвлением эго и прохождением точки смерти, как полноты самораспятия, всегда требуется внешний палач и тиран, поскольку сам себя инок умертвить не может.
Так вот когда этого тирана и палача инок не хотел видеть в лице церковноначалия или религиозной толпы, он находил его в лице смертельной и мучительной болезни или недуга, который не менее безжалостно чем смерть или толпа распинал инока и умерщвлял его ветхого человека, пробуждая тот импульс силы духа, который и переносил сознание инока на духовный уровень с которого открывается вход в Логос. Это и было последним искушением на пути спасения. Вот почему страдальчество в массовом православии возведено в культ.
Для достигающих духовного тела и 14-го слоя духовного осознания никакого страдания для вхождения в Логос уже не нужно, поскольку безстрастие синергийно Духу.
— Как же всё закономерно и точно в учении древних отцов, — с восхищением произнёс молодой монах.
— Это аскетика, брат, — древнейшая наука о духовном совершенстве и стяжании энергии благодати от которой в православии сегодня остались одни только слёзы в прямом и переносном смысле. Те скорби и страдания, которыми должны спасаться православные люди в конце света, — это ведь ни что иное, как отражение слабости и немощи современного верующего человека, который уже неспособен к прямому стяжанию благодати и к совершенству безстрастия.
Скорби и страдания — это признание глубокой страстности современных верующих и духовенства, которым уже не ведом уровень Льва, как олицетворение духовной силы и совершенства через совлечение формы ветхого человека. В православии новых духовных людей, как полностью вышедших из человеческой формы, нет уже много столетий.
А совершенство — это и есть форма нового духовного человека и мой учитель её достиг ещё при жизни. Я хочу чтобы ты знал — в безстрастном состоянии человек уже не может страдать потому, что в нём уже попросту нечему болеть и страдать, поскольку у человека уже нет ветхой и страстной основы, которая и является телом страдания и смерти.
— Это имеет отношение к иночествующим и схимникам в миру? — переспросил молодой монах.
— Не просто имеет, а является жизненно важным для них. Для иночествующих в миру и схимников, как предоставленных только самим себе и Духу, знание принципов аскетики и стяжания энергии благодати жизненно необходимо для выживания в агрессивном окружении слепых людей — призраков, бездарно прожигающих свою жизненную энергию на удовольствия и развлечения.
Внутренняя энергетическая дисциплина — это основа духовной силы и осознанности инока и схимника в миру без которой он не совершает ни единого поступка. Это и есть практическое применение Логоса и высшего знания о движении энергии благодати, исходящей от Бога Отца.
Как говорил мой учитель, ранее это знание было повсеместным, как сегодня знание компьютера и интернета и любой человек мог им свободно пользоваться для накопления личной силы, а сегодня этого знание нет вообще даже среди монашествующих и церковных схимников.
— А ты владеешь этим знанием, отче? — нерешительно переспросил монах.
— Им владеют, а точнее овладевают все, кто соединяет ум с сердцем и входит в систему великого духовного знания отцов, которое неизменно и существует вне времени на 14-м слое духовного ума. А что тебя интересует конкретно?
— Интересует то, почему ты мне ранее об этом вообще ничего не говорил и не рассказывал?
Старец ухмыльнулся и, покачав головой, ответил:
— Ты ошибаешься, брат, я тебе говорил об этом и не раз, только другими словами. Просто, ранее ты был ещё не готов это воспринимать и оно пролетало мимо твоих ушей, а сейчас ты готов это услышать и понять, поскольку уже имеешь духовный ум. К тому же это знание даётся только иночествующим и схимникам в миру, а до этого ты был колеблющимся, — с иронией подчеркнул старец.
В аскетике существует строгая и выверенная до мелочей методология достижения духовного совершенства посредством последовательной и многоступенчатой работы со всеми энергиями тела, души и духа. В основе этой методологии и лежит учение отцов о страстях и добродетелях — восьми человеческих и четырёх высших божественных. Только не говори мне, что ты этого тоже не знал.
— Нет, это я, конечно, знаю, я не знал, что всё так между собой взаимосвязано.
— А как ты хотел иначе — это же высшая система и методология выхода из матрицы эго. Телесное состояние — это абсолютно страстное, душевное — переходное и полустрастное, а духовное — это безстрастное состояние совершенства до которого доходят единицы. Среди современного православного духовенства мне не известен ни один, кто бы достиг хотя бы тринадцатого слоя, как самого первого уровня духовного ума.
Из общеизвестных православных авторитетов все до единого строго на душевном уровне, даже твой хвалёный профессор Осипов, а душевный уровень не позволяет овладевать этим знанием. Оно открывается только с уровня священнобезумия, которое сегодня в церкви под запретом.
— Отче, а ты мог бы хотя бы в самых общих словах объяснить сам принцип накопления и стяжания энергии благодати?
— Мог бы, почему нет. Только прежде, чем узнавать принципы накопления энергии благодати, следует чётко знать общие принципы траты и разбазаривания этой бесценной энергии. Так вот существует очень много каналов и направлений траты этой энергии и все эти каналы связаны с пятью органами чувств плюс шестой и самый важный канал — осознание.
Каждый канал из пяти — это своего рода базовый энергетический вход для получения информации и энергии из внешнего мира. Эти каналы входа энергии инок должен постоянно контролировать, чтобы в сознание и сердце не поступала чужеродная и враждебная энергия и информация из мира, которая способна деструктивно воздействовать на сознание.
Особую важность имеют три канала — зрение, слух и вкус, поскольку они непосредственно связаны с умом и сердцем и именно через эти каналы идёт воздействие на сознание, которое и приводит к бездарной трате энергии через все существующие страсти тела, души и духа. Я бы сказал так — зрение, слух и вкус — это три самых больших дыры в энергетическом теле через которые идёт потеря. Именно их нужно взять под контроль в первую очередь.
— А что значит взять под контроль?
— Это значит поставить защитные фильтры осознания, чтобы никакая информационная и энергетическая грязь соблазнов и искушений не попадала в глаза, уши и рот человека и не загрязняла его ума и сердца. Так понятно?
— Понятно, а кроме них есть ещё дыры?
— Есть разумеется, — это все эмоции, чувства, желания и инстинкты тела и души, которые тоже нужно взять под полный контроль. Эмоции и чувства — это две других больших дыры в энергетическом теле через которые входит грязь и уходит энергия благодати. Для современного человека эмоции и чувства стали, пожалуй, основными каналами траты энергии.
— А каким образом чувства могут быть каналом траты энергии благодати?
— Чувства также участвуют в этой трате, поскольку связаны с инстинктами и страстью похоти и алчности, а потому способны полностью обесточить душу и лишить её благодати. Вот почему похоть считается второй телесной страстью после чревоугодия, а алчность — первая страсть души вместе с состояниями гнева, печали и уныния.
Ещё одной большой дырой в энергетическом теле является дыра безмерных желаний и потребностей современного человека, живущего только ради удовольствия и развлечений. Эта дыра поддерживается страстями сребролюбия и тщеславия, питающими гордость и самость.
И, наконец, самой большой пробоиной в энергетическом теле современного человека является дыра сознания в виде ложного эго мышления и мировоззрения, ведомого гордыней, которое плодит ложные помыслы, цели и задачи, которые и съедают практически всю жизненную энергию современного человека.
— А в чём эти ложные цели и задачи выражаются, отче?
— Они выражаются в приоритете экономической и гедонистической целесообразности надо всеми прочими приоритетами, факторами и принципами, включая высшие духовно-нравственные и высшие человеческие, как непреходящие, непреложные и вневременные, данные человеку свыше самим Богом.
Люди, страны, государства и вся наша цивилизация стала заложницей власти денег и золотого тельца и всё в мире до самой мелочи стало подчинено власти денег. Деньги стали для современного человека царём и богом на земле, подменив собой Бога и благодать. Именно их обретению люди подчиняют всю свою жизнь и именно их люди накапливают и стяжают, как древние люди стяжали энергию благодати Духа.
Мой учитель говорил, что если бы люди также трепетно, экономно и бережливо относились к энергии благодати, как они относятся к деньгам и их получению и накоплению, то число святых возросло бы в разы, а жизнь сделалась бы счастливой и здоровой от избытка благодати и радости, но это невозможно ни при каких условиях.
— Почему ты полагаешь, что это невозможно? — переспросил молодой монах.
— Потому что для того, чтобы поставить во главу угла приоритет накопления энергии благодати, об этом нужно хотя бы просто знать, что такой приоритет существует и он реален и приносит благие плоды по слову Христа и святых. Но если об этом сегодня не знают даже в церкви Христовой, то как об этом могут узнать другие люди и весь мир, чтобы сформировать такой приоритет, сам подумай?
Для всего мира и абсолютного большинства телесных и душевных людей, включая верующих, никакой благодати не существует, а если и существует, то в глубоко извращённой обрядоверием форме, которая никак не связана с духовной реальностью. В итоге знание о благодати и её стяжание, как было, так и остаётся уделом катастрофически мизерной части людей — духовных воинов, схимников и исихастов, следующих древней аскетической традиции достижения духовного совершенства.
Кроме них никто в мире уже не знает пути к духовной силе, но даже их ряды стремительно рядеют и остаются только воины одиночки и тайные схимники, которые изредка ещё узнают друг друга в безликой толпе обесточенных и совершенно тёмных людей — призраков по блеску глаз и свечению осознания.
— Отче, а ты видел таких людей хоть раз?
— Видел пару раз, что говорит о том, что они всё же есть, хотя и тщательно сокрыты от мира. Ты не поверишь, но такие люди могут общаться без использования речи и слов, а только при помощи духовного намерения и мыслеформ сердца. Это высший способ духовной коммуникации, который был присущ первым людям. С одним из таких людей мы даже обменялись приветственными мыслеформами.
К слову многие животные, птицы и даже насекомые общаются между собой именно таким способом при помощи мыслеформ. Речевой и лингвистический аппарат человека, который у нас считается вершиной культурной эволюции, и рядом не стоял перед возможностями коммуникации с помощью духовных мыслеформ сердца.
— Отче, а ты мог бы мне описать в чём именно заключается работа с энергией благодати?
Старец засмеялся и после небольшой паузы ответил:
— Это глобальная система, составляющая стратегию и тактику духовного воина и это разговор на много часов, а у меня нет сегодня столько свободного времени. Поэтому могу сказать об этом пока кратко. Энергия благодати окружает нас повсюду, поскольку «Дух дышит где хочет», но взять и принять эту энергию извне может далеко не каждая душа по слову преподобного Исидора:
— «Почему благодать Божия нисходит не на всех? Сначала она испытывает произволение, а потом нисходит. Ибо хотя это и благодать, но изливается она, соизмеряясь с возможностями приемлющих, истекает в зависимости от вместительности представленного сосуда веры».
— Отче, ну а ты хоть в самых общих словах опиши эту систему, — попросил молодой монах.
— Как тебя, однако, зацепила эта тема. Для принятия благодати нужна длительная и тщательная подготовка всей ёмкости души и прочистка всех проводящих каналов тела, души и ума, а это и есть структурирование и выравнивание малых логосов всей пирамиды духовного сознания по троичной матрице 153.
Это просто титаническая работа над собой на всех трёх уровнях — тела, души и духа. На уровне тела — это взятие под контроль всех телесных страстей, инстинктов и желаний эго. На уровне души — это осознание и контроль всех эмоций и чувств и страстей души — это обучение искусству следования Логосу, как высшему духовно-нравственному закону. На уровне духа — это искоренение высших страстей и развитие духовного осознания на основе духовно-нравственного мышления и мировоззрения.
И наконец последнее и самое важное — это постановка духовным умом верных духовных целей, задач и смыслов — малых логосов, которые по уже известной тебе матрице 153 соединяются с большим Логосом и вся цепь передачи энергии благодати замыкается, а энергия благодати может свободно течь в ёмкость души и энергетического тела. После наполнения души энергией благодати Вол превращается во Льва и обретает духовную силу.
Старец пристально взглянул на молодого монаха и его глаза на мгновение вспыхнули внутренним зеленоватым свечнием. От неожиданности монах отдёрнулся назад и едва не упал со стула, а старец продолжил, но уже каким-то неестественным голосом:
— Только что ты видел свечение в моих глазах самого Логоса, поскольку я сместил фокус осознания на уровень 15-го слоя с которого открывается безмолвное знание к которому и стремятся все схимники и исихасты. Это уровень высоких духовных энергий и чтобы их проводить с уровня Логоса на уровень телесного ума и рассудка требуется очень крепкое и здоровое тело.
Ещё могу сообщить тебе с уровня безмолвного знания, что после замыкания двух сетей — пирамиды сознания и Логоса энергия в контуре тело — душа начинает течь по полному циклу. Это значит, что человек выполнил своё высшее предназначение в жизни и полностью изменил свой ум, избавился от искажающего влияния «жучка эго» эго и вернул себе утраченное духовное достоинство и целостность.
Самое парадоксальное и невероятное в этом то, что это может случиться с любым человеком и в любом возрасте и в любое время и тогда потенциал его внутренней энергии может резко возрасти даже в зрелом и преклонном возрасте. Это и есть реализация фундаментального духовного принципа, сформулированного апостолом — «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». Ты осознаёшь смысл сказанного?
— Да, отче, осознаю.
— Этот смысл и составляет высшую цель любого инока, схимника и исихаста от отцов и до наших дней.
Вот почему в то время когда обычные смертные люди, не имеющие представления об энергии благодати и её стяжании, приходят к своей естественной старости, немощи и смерти тела, у инока, схимника и исихаста только раскрываются духовные крылья нового человека и пробуждается огромная духовная сила и энергия Логоса.
Это ни с чем не сравнимый период второй молодости во время старости, хотя, для нового человека никакой старости уже не существует, как и смерти в обычном понимании. Новый человек, осуществивший полный перенос себя посредством умной молитвы и ночного бдения на тело энергии, уже не подчиняется законам вещества и органической материи.
Старец опять обнял сам себя двумя руками и сказал:
— Если бы люди знали о том, что у каждого из них кроме этого временного и тленного скафандра за порогом 14-го слоя осознания есть энергетический двойник, как бессмертное тело энергии, этот мир мог быть совершенно другим, но люди этого не знают и в этом проблема всего человечества, ставшего заложником эгоизма и рационального интеллекта.
Ты останешься ночевать или поедешь в город? — переспросил старец.
— Поеду, отче, мне уже нужно спешиться, у меня завтра много дел. Спаси Господи за наставления.
— Не за что, храни ум и сердце, с Богом.
…продолжение следует…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы. Часть 3 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других