Духовно-аскетические беседы Часть 2

Константин Владимирович Яцкевич, 2022

В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Беседа монаха со старцем о Логосе Часть 4

Не прошло и пяти минут, как старец вышел из кухни, отделённой от прихожей тонкой деревянной перегородкой, неся на символичном подносе из куска фанеры фарфоровый чайник, накрытый полотенцем и две кружки без блюдец но с ложками.

— А вот и мой охлаждающий чаёк — с улыбкой сказал старец, ставя на стол эту незамысловатую конструкцию. Из носика чайника продолжал идти пар, что явно говорило о том, что чай был очень горячий.

— А почему он охлаждающий, отче, — поинтересовался молодой монах.

— Потому что охлаждает горячий ум — с улыбкой ответил старец, — а если без шуток, он содержит особые ингредиенты, придающие уму спокойствие и рассудительность. Для молитвенного делания нужен очень спокойный и даже прохладный ум, чтобы не впасть в прелесть, поэтому я добавляю в свой чай некоторые корешки и травы, обладающие этим эффектом. Ты же его уже пробовал и знаешь, как он работает.

— Да, мне очень понравился твой чай, отче. Прошлый раз в жару я почувствовал от него прохладу.

— Ну вот об этом я и говорю. У нас с тобой ещё уйма времени до вечера, давай ещё немного поговорим за чаем, а потом ты поможешь мне кое в чём по хозяйству, ну а ночью мы с тобой встанем на полуночницу.

— Хорошо, как скажешь, — ответил молодой монах.

Старец снял с заварника полотенце и разлил по чашкам свой травный чай буровато-коричневого цвета. Комната моментально наполнилась ароматным запахом пряных трав с лёгким ментоловым оттенком то ли перечной мяты, то ли другой травы.

Мы с тобой остановились на том, что входя в Логос, ум человека меняет режим работы и от думания и рассуждения переходит к прямому знанию и ведению. Это принципиальный момент, который открыли отцы, разобравшись в работе ума.

Они практическим путём выяснили, что думание, умопостроение и размышление — это удел рассудка или нижнего рассудочного ума плоти, пребывающего в постоянном движении, а в Логосе нет движения ума и рассуждения, а есть прямое знание и ведение духа, как высшего ума сердца.

— И что это давало отцам? — переспросил молодой монах.

— Это давало прямое знание. Связь с Логосом отцы использовали как канал прямого знания и ведения всего обо всём. Проще говоря, отцы могли не имея никакого формального или светского образования знать через Логос самую глубинную суть и природу любых вещей и явлений.

Это всегда очень пугало мирян, которые полагали, что знание связано только с образованием. Именно поэтому и миряне и простые верующие и даже церковноначалие считало ведение отцов — пустынников, иноков и анахоретов происками дьявола, а не связью с Логосом.

— С чем это было связано?

— С тем, что с момента своего создания церковь присвоила себе монополию на истину и ведение истины и ни с кем не хотела этой монополией делиться, а как ты знаешь, «дух дышит где хочет», поэтому всегда находились те иноки и отшельники, которые минуя лабиринты церковного благочестия, напрямую достигали Логоса и ведения.

В этом собственно и состоял путь восточной исихии, как священнобезмолвия и исихазм можно считать особым созерцательным направлением в рамках Восточного Православия, которое позволяет через созерцание, священнобезмолвие и умное делание напрямую достигать Логоса.

— Отче, а как узнать что инок достиг Логоса, а не впал в прелесть или не стал одержим злым духом?

— По духу, который овладевает иноком и энергиям, сообщаемым этим духом. Достижение Логоса нельзя спутать ни с одним другим духом, поскольку Логос — это суть дух Христов, а дух Христов — это дух мира, благости, ведения и безусловной любви.

Входящий в Логос, самим сердцем без всяких слов и мыслей знает наверняка, что прикоснулся к самому святому и блаженному, чему нет аналогов на земле. Это состояние внутренней духовной свободы, которой нет ни в одном другом духе ни тем более во плоти, как темнице для души.

Прелесть всегда связана со сладострастием, умопомрачением и исступлением, а духи зла внушают могущество, ревность и жажду мести. Только Логос передаёт тишину, благость и предельную ясность ума, которая просто ужасает глубиной и полнотой открывающегося знания.

Иными словами Логосу всегда сопутствует предельная трезвость и ясность ума, которую нельзя ни с чем спутать.

— Отче, а известно с чем связана эта ясность ума?

— Известно. Она связана с особым положением и состоянием ума, который как бы входит сам в себя или возвращается к себе, полностью концентрируясь в духовном сердце. В этот момент духовное сердце как бы вспыхивает и озаряется внутренним светом. Это состояние ума и именуется повышенным осознанием.

Повышенное осознание — это своего рода преддверие вхождения в Логос и особое состояние духовного сердца. В массовой религии нет знания об этом состоянии, точнее оно утрачено церковью ещё в первом тысячелетии христианства.

— А что представляет собой повышенное осознание? — поинтересовался молодой монах.

— Повышенное осознание представляет собой момент концентрации или собирания энергии ума в одной точке, за которой и находится вход в систему Логоса или прямого ведения. Это очень сложно описать словами, поскольку это навык умной молитвы и аспект сугубо практического знания.

Проще говоря, умеющий собирать ум и входить в Логос не задумывается над тем как и почему это происходит, а просто пользуется этим навыком и умением для получения духовного знания, прозрения и откровения.

Ранее это была очень распространённая и даже повсеместная практика и все монахи, иноки, знахари, волхвы, странники, юродивые и прочие не от мира сего ей обучались, владели и пользовались, как инструментом прямого духовного знания. Сегодня этой практики нет уже нигде, даже в церкви.

— Отче, а использование всяких галлюциногенных трав, психоактивных соединений и грибов с этим было как-то связано? — поинтересовался молодой монах.

— Отчасти было, — с некоторой усмешкой ответил старец. — Это очень древнее языческое знание, которое получило наиболее сильное развитие в магической и шаманской традиции, а уже потом перекочевало в другие культуры. Использование силы растений и грибов просто помогало размягчению ума или деланию его более пластичным и податливым и использовалось в начальный период обучения, когда нужно было вывести ум из ловушки рацио.

Позднее, когда ум становился более подвижным и обучался концентрации под действием внимания, этого размягчения и использования силы грибов и растений уже не требовалось. Собственно сама молитвенная практика стала своего рода альтернативой размягчению ума с помощью психоактивных веществ.

Ты же, надеюсь, помнишь, что само слово молитва обозначает буквально «размягчать» или «утончать». Позднее по мере развития церкви, как нравственного и социального института, все остатки языческих практик и традиций использования растений и грибов были запрещены и искоренены.

— Значит, молитва — это сегодня единственный инструмент связи с Логосом?

— Да, по сути единственный, но не просто молитва, а только умная молитва, связанная с практикой повышенного осознания. Я тебе говорил, что существует много ступеней и видов молитвы и из всех только один вид молитвы ведёт ум к Логосу.

Поэтому в рамках официального института церкви молитва это единственный инструмент связи с Логосом, а в монастырях и у отшельников практика работы с органическими субстанциями, растениями, грибами и силами живой природы по существу почти никогда не прекращалась, даже несмотря на запрещения.

Продаваемые сегодня на монастырских ярмарках травные сборы, экстракты, мази и прочие снадобья из натуральных субстанций и лекарственных растений — это и есть отголоски этой древней культуры и традиции знания средств размягчения ума и сознания.

В монастырях всегда было чуть больше духовной свободы и меньше церковного пуританства, бюрократии и законничества. Тем не менее, и в монастырях это знание пришло в упадок в силу катастрофического умаления числа подлинных учителей и людей духовного знания, владеющих практикой соединения ума с Логосом.

— Отче, а почему церковь была не заинтересована в таких людях, они ведь для церкви могли быть спасением, как пророчествующие, владеющие духовным ведением и знанием Логоса?

— В том-то и парадокс, что они нужны были только ранней церкви Христовой, а православная церковь уже с первого тысячелетия и Византии начала становиться церковью — империей, руководимой кесарем, которому нужна была вовсе не иноческая и аскетичная церковь, а институт государственной морали, покорности и законопослушности.

Святая инквизиция всему миру показала, как религия может быть мощнейшим институтом социального и нравственного регулирования и все тираны и правители всего мира были восхищены мощью инквизиции. Именно поэтому ведение и свободомыслие в церкви стали опасны и многие святые отцы от этого пострадали.

— Т.е фактически сама церковь не была заинтересована в полноте правды и истины? — переспросил молодой монах.

— Да, я тебе уже говорил, что сама церковь в той же России, получив от власти кредит социального доверия, повела самую активную борьбу с иночеством, анахоретством, странничеством, юродством и всеми иными формами исповедования веры, которые отличались от единообразных и установленных по распоряжению императора.

К концу 19-го века в России уже не осталось подлинных иноков, исихастов и людей духовного знания, к тому же они были откровенно опасны для державы и церкви своей свободой, личной силой, неподкупностью и несгибаемостью духа, как Никола Салос, выдворивший из Пскова самого царя.

Запомни — духовная правда в этом мире никому не нужна. Я хочу чтобы ты крепко усвоил, что всё то, что действительно причастно Логосу и Христу ненавистно этому миру, государству и его казённой церкви, а потому было, есть и будет гонимо до скончания мира.

Так заповедал сам Господь и апостолы — «и будете ненавидимы всеми за имя Мое, если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел, если Меня гнали, будут гнать и вас, все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».

Тебе это разве не говорит о том, как мир относился и относится к сермяжной правде и Истине?

— Говорит, отче. Просто я много лет искренне верил, что в церкви всё же сохранена правда Божья и церковь является единственным институтом правды и Истины…

Старец засмеялся и немного успокоившись ответил:

— Всё, что есть в этом мире и что связано с этим миром и кесарем с точки зрения Логоса есть ложь от начала и до конца, а казённая церковь — империя это самая изысканная, самая упоительная и самая трепетная ложь, которая эксплуатирует самое святое — духовное невежество, наивность и слепоту современного человека, которому под видом духовности подсовывает голую мораль и идеологию.

Я хочу чтобы ты знал, что люди знания, имеющие прямую связь с Логосом и знающие Логос — это самые опасные люди для государства, общества и казённой церкви, поскольку они свободны от рабства мира сего и причастны самого дорогого — духовной свободы и истинного знания сути и природы всех вещей.

Этими людьми невозможно манипулировать и им нельзя лгать, поскольку у них хватает силы, трезвости и знания всегда быть в Истине Логоса, чтобы обнаруживать любые игры и уловки катящих этот мир. Именно поэтому таких людей всегда гнал и гонит мир и его казённая церковь.

— Отче, а что им даёт силы противостоять любой лжи, миру и даже самой церкви?

Старец посмотрел на молодого монаха с некоторым ехидством и сожалением, точно ища какого-то подвоха, и после паузы ответил:

— Логос, конечно, что же ещё. Пребывание в Логосе — это пребывание в силе, целостности и полноте самой Истины. Ничто земное и мирское не даёт человеку ту силу духа, какую даёт Логос и пребывание в нём, ведь Логос — это та духовная свобода, о которой говорил Господь — «и познаете истину и истина сделает вас свободными».

Поэтому даже мига пребывания в Логосе иноку достаточно, чтобы после этого быть готовым претерпеть любые бесчестия, унижения, гонения и пытки, а иноки, проторившие путь к Логосу через духовное сердце, могут пребывать в Логосе не миг, а постоянно и это даёт им силу преодолеть всё, даже смерть.

Запомни — для человека нет ничего более важного и значимого в жизни, чем соединение с Логосом и вхождение в Логос, поскольку это и есть вхождение в силу, жизнь вечную и вселенную Духа, именуемую Царством Божьим.

Молодой монах замолчал, несколько потрясённый словами старца, и собравшись с мыслями задал очередной вопрос:

— Отче, я хочу понять, а когда обычные мирские люди проявляют в жизни мужество и геройство — это как-то связано с Логосом?

— Нет, не связано, — утвердительно ответил старец. — Обычное геройство может быть и не связано с глубокой верой и знанием, а связано с такими сильными душевными качествами, как мужество, храбрость и несгибаемость воли.

Это геройские качества, но они не духовной, а только душевной природы, хотя и свидетельствующие о высоком моральном духе человека и его отваге, но участия Логоса тут нет. Во все времена храбрые воины были готовы умереть за ближних, семью и отечество и это ратный подвиг, а не иноческий.

— Ты хочешь сказать, что ратный подвиг и духовный это не одно и то же?

— Конечно. Храбростью и готовностью к самопожертвованию руководит мораль человека, а не Логос. Именно поэтому геройство — это в большей степени моральный подвиг сознательного принесения себя в жертву, но прямого участия Логоса в этом нет, поскольку Логос выше морали и ни с кем всерьёз не воюет, как безусловная любовь Христа.

— А разве Христос приносил себя в жертву как-то иначе? — переспросил молодой монах.

— Конечно, иначе. Христос не геройствовал, а осознанно и стратегически выполнял величайшую духовную миссию, зная заранее не только о её целях и задачах, но и о последствиях. Христос до распятия уже имел совершенное духовное тело нового человека, которое и показывал ученикам при Преображении. Илия и Моисей в духе детально инструктировали Христа о предстоящих событиях и последствиях.

Вот почему Христос ещё до распятия уже был в Логосе и был Логосом, а потому страдание и смерть Его физического тела никак не могли повлиять на Его совершенное духовное тело, которое и воскресло, а у обычных героев никакого духовного тела нет и умирают они только своим единственным физическим телом, понимаешь?

— Понимаю, но ведь церковь чтит героев, как мучеников и священномучеников, и причисляет к лику святых, — возразил молодой монах.

— Да, чтит и что с того? Среди святых последних веков много тех, кто к святости имеет очень отдалённое отношение и не может даже близко сравниться со святостью отцов первых веков, а причислен к лику святых сугубо за социальные заслуги или заслуги перед церковью и отечеством.

Это обычная церковная практика при отсутствии реальных духоносных святых причислять к лику святых просто особо достойных этого людей за какие-либо видные заслуги, включая ратные в виде славных побед или за личное геройство и проявление жертвенности и отваги.

Я тебе объясню этот принцип. Дело в том, что в церкви существует негласное правило — если нет новых канонизированных святых, значит, церковь умерла. Именно поэтому церкви нужно кого-то обязательно канонизировать для подтверждения живости традиции и если ранее канонизировали только реально духовных и святых людей, то после их умаления канонизировать стали по существу всех достойных или очень влиятельных.

— Значит, среди святых есть много и не святых, а обычных просто достойных и заслуженных людей? — несколько возмущённо переспросил молодой монах.

— Ну, разумеется. Я же тебе уже говорил, что в церкви существует много ликов святости — около 20 и среди них есть к примеру те же благоверные, а это монархи, видные военачальники и удельные князья, которые не монашествовали, а прославились только державными заслугами.

Есть среди канонизированных и праведные — в основном это обычные миряне и священнослужители из числа белого духовенства, а не монашества, почитаемые просто за праведную жизнь, есть и мученики, великомученики и священномученики, принявшие смерть и за отечество и за веру.

Но вместе с тем, среди святых есть и апостолы, и преподобные, и пророки, и равноапостольные, и чудотворцы, и страстотерпцы, и юродивые, обладавшие проявленной благодатью и не связанные с миром и государством, а всецело посвятившие себя только Богу и стяжанию благодати. Последних и можно считать святыми в полном смысле слова.

Поэтому геройство геройству рознь. Да, любое геройство — это высокий и сильный поступок, оставляющий в памяти глубокий след, но не любое геройство претендует на святость духовную, иначе всех узников всех концлагерей и всех погибших за отечество во всех войнах нужно было бы также канонизировать, а это откровенный абсурд и извращение смысла духовного подвижничества в соответствии с Логосом.

Я хочу чтобы ты чётко понял разницу между человеческим геройством в виде самопожертвования и духовным подвигом, как подвижничеством во имя Духа и Логоса.

— А в чём эта разница, объясни?

— Разница в том, что мораль и нравственность не связаны напрямую с духовностью и Логосом. Высоко моральным и нравственным может быть и атеист и богохульник и богоборец и откровенный садист, ослеплённый моралью, как идеологией правильности и превосходства.

Таких моралистов и даже высоко нравственных людей было море среди сталинистов, партийцев, работников НКВД и спецслужб, которые во имя этой самой морали уничтожали и гноили в лагерях и застенках миллионы невинных людей, подвергая нечеловеческим пыткам и издевательствам.

Их высокая коммунистическая мораль, нравственность, героизм и беспощадность к врагам социализма никак не была связана с Логосом, как духом мира, благости, ведения и безусловной Любви Христовой. Они были исчадием самого ада в облике высокой морали и нравственности. Вот в чём разница.

Только достигший Логоса и есть подлинный герой и святой подвижник, поскольку он реально подвигнул себя за пределы морали ветхой и грешной человечности, получив славу от Духа и Логоса, а не от людей и государства. Обычный героизм чтут и признают только люди, а духовный подвиг чтит и признаёт только Дух. Так понятно?

— Понятно, только непонятно кто может знать наверняка, получил человек признание Духа или только признание от людей?

— Только Дух может знать это наверняка или люди, обладающие духовным зрением. Последних в мире уже практически не осталось, поэтому в церкви и обществе уже некому видеть этой разницы в святости.

Я тебе скажу более того, именно потому, что критерии подлинной святости в церкви стали размытыми, среди святых в последнее время появилось так много военных героев и военачальников и даже сами ратные победы в самых разных войнах стали трактоваться как победы «духовные» и даже христианские, хотя никакого отношения к духовности и христианству в них нет.

Есть такой термин «победобесие», введённый в обиход в начале 2000-х годов, который и обозначает ту самую нездоровую зацикленность сознания на героической победе СССР в Великой Отечественной Войне и празднование победы возводит по сути в религиозный культ, причём, православный.

Вот это и есть яркий пример подмены духовных ценностей моральными и идейными с заменой сугубо духовного подвига сугубо военным, и самое ужасное то, что идейность и патриотизм при этом получают статус православной духовности и святости, хотя это обычное человеческое геройство никак не связанное с Логосом и духом Логоса, а связанное с моралью и патриотизмом.

— Но почему так происходит, отче, это же очевидное искажение веры и учения Христа?

— А не скажи. Очевидность этого искажения понятна только духовно зрячим и посвящённым, а для профанов — это как раз ублажение их социальных чаяний и надежд. Простым людям нужен образ героя, ведь это социальный ориентир, который власть использует для формирования идеологии героизма, и лучший образ героя для толпы — это патриот, а не инок, монах или блаженный.

Патриот — это очень активный, ревностный и деятельный герой в отличие от блаженного, юродивого или страстотерпца, поэтому власти выгодно героем и святым сделать моралиста, победителя и военачальника, а не проявившего миролюбие, незлобие и непротивление злу по Христу.

— А что же церковь, почему она не укажет власти на это несоответствие христианству?

— Церковь просто подыгрывает власти и идёт на поводу у невежества толпы, укрепляя образ славного героя — победителя, которого добрый дедушка на облачке, непременно вознаградит на том свете за героические заслуги перед обществом, людьми и отечеством.

Это и есть модель фантастического Бога в современном православном обрядоверии, которому не нужен Логос. Поэтому церковь и создаёт вместе с государством культ «победобесия», вознося патриотизм и геройство до уровня христианской святости.

Это своего рода откупная церкви перед государством, обществом, кесарем, идеологией, социальной культурой, моралью и светской этикой. Отцы бы назвали это полным омирщением церкви и превращением из дома молитвы и спасения души в дом военно-политических и патриотических игр под прикрытием христианства и православия.

Молодой монах опустил голову, сознавая всю силу слов, сказанных старцем и чувствуя глубокое разочарование.

— Отче, у меня к тебе есть один очень откровенный вопрос — как можно оценить нынешний военный конфликт России и Украины с точки зрения Логоса и правомерно ли его оценивать?

Старец сделал несколько удивлённый вид, несколько опешив от такого вопроса. Он закрыл глаза, как всегда это делал, точно погружаясь куда-то, но через мгновение ответил:

— Да уж и вопрос ты задал, брат. Как говорится, хочешь разбудить всех бесов в округе, начни говорить о геройстве, о войне или о политике. В Логосе есть ответ на любой вопрос жизни, поэтому и на этот вопрос в Логосе имеется ответ, но вот сможешь ли ты её понять и принять?

— Отче, а ты попробуй, ты же всё можешь объяснить.

— Ну, что же, если тебя интересует ответ на этот вопрос, то скажу, что война на Украине была неизбежна с точки зрения Логоса и в откровении любимого ученика Христа об этом говорится, хотя и косвенно. Украина стала точкой пересечения двух несовместимых духов и энергий мощных эгрегоров, которые в своём противостоянии достигли своего апогея, а потому неизбежно должны были материализоваться и перерасти в открытую агрессию.

Если тебя интересует то на чьей я стороне, то сразу скажу, что не на чьей, поскольку я давно на стороне Логоса и ничто мирское меня уже не волнует и не тревожит, но чисто по человечески сторона Украины мне ближе, поскольку это сторона более слабого, а отцы учат в любом конфликте становиться на сторону слабейшего.

Вместе с тем и у России в этом конфликте есть свои веские аргументы и именно с точки зрения Логоса.

— Что ты имеешь в виду?

— Я имею в виду «матрицу» человечности, которая транслируется посредством Логоса. Помнишь, мы уже как-то говорили с тобой о том, что Бог Отец постоянно рождает Сына, как поток команд эталонной человечности?

— Да, ты говорил что Бог Отец постоянно порождает Христа, как матрицу параметров эталонной человечности. Но как это связано с военным конфликтом и позицией России? — переспросил молодой монах.

— Россия в этом конфликте исходит именно из этого критерия — восстановления «матрицы» эталонной человечности, которая носит духовно-нравственный характер. Проще говоря, именно с точки зрения этой матрицы параметров нравственной человечности Россия и пытается исходить в данном конфликте, полагая, что Украина её потеряла, став на сторону коллективного Запада с его аморальностью и антихристианскостью.

— А разве это не так?

— С точки зрения Логоса это не так. Это так только с точки зрения того самого «победобесия» и «воинствующего патриотизма». Наделение Украины образом врага — это иллюзия политизированного ума, вызванная дуализмом мышления, которое подобно обиженному ребёнку, воображаемое зло хочет победить грубой силой, только ещё больше умножая зло.

Как ты уже знаешь, согласно Логоса, зло побеждается не борьбой со злом, а выходом из системы прямого и открытого противостояния злу. Дело в том, что согласно Логоса любое зло побеждается не противостоянием, а расширением пространства добра. Зло попросту заполняется добром, как темнота светом, а холод теплом.

По закону Логоса когда зло не находит другого полюса для противостояния, оно теряет силу и становится безсущностным, поскольку любое зло — это заблудшее добро и игра в противостояние вне Логоса.

— Ты хочешь сказать, что за стремлением России к проведению спецоперации на Украине стоит Логос и сам Бог? — с нескрываемым удивлением спросил молодой монах.

— Нет, совсем не это я хочу сказать, а то, что позиция России во многом обусловлена влиянием Логоса. Только ум кремлёвских аналитиков и РПЦ не верно понял и истолковал команду Логоса о приоритете нравственности и удерживании параметров нравственной человечности.

— И в чём здесь ошибка?

— Ошибка в том, что Логос не давал команды к развязыванию войны под знамёнами русского мира. Логос давал и даёт команду только следовать «матрице» параметров эталонной человечности во Христе и удерживаться в этих параметрах, а это параметры духа мира, добра и безусловной любви Христовой у которой нет врагов и быть не может.

Именно эту команду Логоса к удержанию в «матрице» нравственной человечности ложно понял поляризованный ум, подогретый «победобесием», как «лжепатриотизмом», и вместо следования духу мира и добра понял её как команду к началу активной борьбы со злом и внешним врагом во имя Христа и мира во всём мире.

Эта иллюзия биполярности на поиск сугубо внешнего врага с применением грубой силы и есть уловка сатаны, заинтересованного в разжигании пожара апокалипсиса. Правда в том, что самый главный враг России в виде олигархизма, коррупуции, чудовищного расслоения и социальной несправедливости находится внутри самой России, а не снаружи, понимаешь?

— Понимаю. Допустим это так, а для Украины есть в этом какой-то смысл с точки зрения Логоса?

— Есть, конечно. Украина за последние годы правления президентов — олигархов откровенно сорвалась с катушек, вошла в раж своей независимости, национальной гордости и абсолютной свободы на фоне небывалой коррупции и беззакония.

Добавь к этому хаосу и усиливающийся церковный раскол и ты получишь очень опасную гремучую смесь, которой требовалось срочное охлаждение, отрезвление и возвращение в лоно той самой духовно-нравственной человечности, поскольку Украина по своему духу христианка не меньше чем Россия.

Украине следовало бы помнить и знать, что как бы она ни была свободна и независима под боком у медведя, но шутить с медведем, дразнить его и щёлкать по носу смертельно опасно, рассчитывая только на прочность прутьев клетки. Медведь — это достаточно сильное животное и в ярости может без труда сломать клетку и тогда жди большой беды и большой крови.

Поэтому с точки зрения Логоса уроки мудрости, сермяжной правды и благочестия в этом конфликте получают обе стороны. Только если бы каждая из них знала Логос и пребывала с Логосом, этой войны бы не случилось, но что произошло, то произошло.

— Отче, а как ты думаешь, кто победит в этом конфликте?

— Утомил ты меня, брат, своими вопросами если честно. Логос победит, кто же ещё, он ведь непреложен и управляет всем сущим, а потому нет на земле того, что могло бы ему не подчиниться, но для Украины последствия будут неизмеримо более тяжёлые, а Россия всю тяжесть почувствует гораздо позднее.

Олигархи и собственники с обеих сторон ещё как-то переживут это потрясение, а для многих простых людей оно станет сущим адом и последними днями на этой грешной земле.

Выигравшим в этом конфликте опять окажется сатана, столкнувший лбами два братских народа, посеявший семя раздора между двумя церквями и патриархатами и поставивший мир на грань полного хаоса и апокалипсиса.

— Отче, ещё один вопрос — а почему же православная церковь не смогла увидеть эту угрозу заранее и предотвратить?

— От православия и церкви сегодня осталось одно только название. Боюсь после окончания этого конфликта само слово церковь станет для многих нарицательным, ведь именно русская церковь выступила косвенным провокатором и застрельщиком этого конфликта и противостояния.

Ну всё, хватит разговоров о войне и политике. Сейчас пойдём в сарай, мне потребуется твоя помощь. С этими словами старец поставил на поднос кружки и пошёл в кухню.

….продолжение следует…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я