Духовно-аскетические беседы Часть 2

Константин Владимирович Яцкевич, 2022

В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Беседа монаха со старцем о втором оглашении

Прошло более трёх месяцев после последней встречи монаха со старцем. Старец дремал на кровати, пережидая полуденный зной, как неожиданно раздался негромкий стук в дверь и уже знакомый голос спросил:

— Можно войти, отче?

— Входи, входи, — ответил старец, вставая с кровати.

Дверь отворилась и в дом зашёл бывший монах с пакетом в руках.

— Здравствуйте, отче, это я.

— Вижу, вижу, что ты, — с улыбкой ответил старец. — Ну, проходи в дом, я тут от полуденного солнца прячусь, надеюсь время ты даром не терял.

Молодой человек аккуратно снял обувь и прошёл к уже знакомому столу.

— Мог бы не снимать, — заметил старец, — у меня тут пыльно и грязно.

Извините, отче, не хочу добавлять своей пыли, к тому же мне так удобнее, — ответил молодой человек.

— Ну, как знаешь, присаживайся, дорогой. Может чайку моего желаешь отведать? — поинтересовался старец.

— В этот раз не откажусь, — не задумываясь ответил молодой человек.

Старец вышел в кухню и уже через минуту вынес оттуда на подносе фарфоровый чайник, накрытый вафельным полотенцем, и две большие чашки, точно ждал кого-то.

Видя некоторое удивление на лице молодого человека, старец пояснил, — это я себе только что заварил, а ты точно ко времени подоспел. Наливай сколько нужно, только не обожгись, это особый чай на основе мяты, мелиссы, шалфея и чабреца и ещё кой чего, — с улыбкой добавил старец.

Молодой человек налил себе в кружку густого тёмно-коричневого напитка и приятный бальзамический запах с ароматом душистых трав тут же ударил ему в нос. Напиток оказался необыкновенно приятный и кроме трав и чая в нём явно чувствовалась лёгкая кислинка со жжением, придававшая чаю старца ещё большую пикантность.

Чай оказался не очень горячим и молодой человек почти залпом выпил всю чашку. Несмотря на то, что чай был достаточно горячим, приятная прохлада сразу растеклась по рту и всему телу.

— Удивительно, чай вроде бы горячий, но я почувствовал прохладу. А что придаёт этому чаю такой своеобразный кисловатый привкус?

— Старец лукаво улыбнулся и выдержав небольшую паузу ответил — Да так, пару молотых корешков из лесу и ягоды барбариса. Ты давай рассказывай, как твои успехи, удалось тебе за эти три месяца вспомнить наш последний разговор перед самым отъездом из монастыря?

— Удалось, отче, хотя и не с первого раза. Больше месяца мне потребовалось на то, чтобы вспомнить наш с вами последний разговор. Несколько раз вечером после работы я пытался вспомнить, но никак не получалось. А потом однажды как-то выдалась свободная минутка и я вспомнил наш монастырь, братию и настоятеля.

А потом сам собой всплыл в памяти наш с вами последний разговор о душе почти во всех деталях. Он был настолько ярким и живым, что я даже с ужасом почувствовал, будто это было не три года назад, а вчера. Я даже отчётливо вспомнил ваши последние слова — «да пребудет с тобой сила знания отцов».

— Так работает сила духовного намерения и тебе удалось ей воспользоваться для раскрытия своей памяти. Это хороший духовный знак для меня, — заметил старец.

После этих слов молодой человек несколько смутился и через минуту сказал:

— Я вообще-то приехал честно сказать, что не готов к тайному принятию схимы. Я долго думал о нашем прошлом разговоре по поводу схимы и совесть не позволяет мне принять такое решение, поскольку я последние полгода даже не жил духовной жизнью и не представляю себе как я буду совмещать схиму с мирской жизнью.

После этих слов бывший монах виновато опустил глаза и замолчал.

— Я ждал от тебя именно этой реакции, — невозмутимо ответил старец, — поскольку это единственно возможная реакция чистого сердца, которое осознаёт всю степень ответственности за столь серьёзный шаг, как принятие великой схимы.

Буду с тобой откровенен — твоя трудность мне хорошо понятна и я не ожидал сегодня получить твоё согласие. Даже если бы ты и согласился, мне пришлось бы тебя отговорить от этого шага.

Скажу более того, моё предложение тебе о тайном принятии схимы было испытанием твоей совести и твоего сердца. В действительности мне нужно было получить убедительное подтверждение твоей внутренней чистоты и готовности двигаться дальше по пути духовного познания и я его получил.

— И что же стало этим подтверждением? — переспросил молодой человек.

— Чистота твоей совести и трезвость, которые правильно оценили твоё состояние даже несмотря на то, что ты выполнил моё поручение. Совесть и сердце нельзя обмануть, как центр прямого и точного знания в отличие от центра головы и рассудка.

Когда ты вспомнил наш разговор, фактически ты достиг умом своего сердца и вернул ум в то состояние, в котором он был во время того разговора. Это было хорошее состояние твоего ума, очень ясное и трезвое, которое ты позднее частично утратил. Именно это состояние твоего ума, в которое ты вернулся, и дало тебе ясно понять, что к принятию схимы ты ещё не готов.

— Ты всё это понимал и осознавал заранее, отче? — с нескрываемым удивлением переспросил молодой человек.

— Не всё, но многое, — с улыбкой ответил старец. — Мне известен Логос, а зная его, не сложно понять то, что происходит в уме и сердце любого человека. Закон Логоса — это единый закон управления осознанием, которому подчинено в этом мире всё, что обладает осознанием, поэтому знающий Логос, знает практически всё, что происходит в уме и сердце.

Старец взглянул на бывшего монаха, чтобы оценить его реакцию, и после непродолжительной паузы произнёс:

— В этом месте принято задавать вытекающий из ситуации вопрос. Ты не хочешь мне его задать?

Молодой человек посмотрел в глаза старца и как-то нерешительно ответил:

— Отче, но у меня нет никакого вопроса, ей-Богу. Какой вопрос я должен был тебе задать?

Старец в очередной раз сделал наигранную паузу, придавая важности моменту, и с достоинством хорошего актёра ответил:

— Ты должен был спросить меня сейчас о том, как разрешается эта духовная проблема и что именно служит основанием для согласия на принятие великой схимы. Ведь если ты об этом не узнаешь, ты никогда не будешь готов к схиме.

Именно по этой причине абсолютное большинство простых верующих годами и десятилетиями ходит одними и теми же кругами и лабиринтами благочестия вокруг храма и прихода так и не выходя на путь духовного знания и веры совершенной, а оставаясь несмышлёными детьми и чудоверами, увязшими в обрядоверии и сказочной религиозности.

— Ну хорошо, я согласен с тобой и как же разрешается эта сложная проблема и что служит основанием для принятия схимы?

Старец опять выдержал паузу, как и минуту ранее, и с некоторой многозначительностью и важностью ответил:

— Она разрешается всего одним хорошо испытанным и проверенным за тысячелетия способом, который называется духовное оглашение или посвящение в знание о духовном делании. Твоя проблема, как и проблема большинства верующих, состоит в том, что у тебя нет полноты знания о схиме и внутреннем делании, ни теоретического, ни тем более практического.

А как можно становиться на любой путь, не зная прежде его условий, задач и конечной цели? Никак, — торжественно закончил свою мысль старец.

— И что мне теперь с этим делать, отче?

— Ничего. Проходить оглашение и посвящение в сакральное знание о внутреннем делании, как это всегда было в святоотеческой традиции. Когда у тебя будет ясное знание о схиме, тогда у тебя может появиться и твёрдое намерение стать на этот путь и никак иначе.

— А разве не сам Господь даёт знак и указание для становления на этот путь? — переспросил бывший монах.

— Когда люди хотят снять с себя всякую ответственность за свои поступки и решения, а проще хотят совсем ничего не делать и не решать, они чаще всего говорят «Господь управит», «Господь попустит», «Господь подаст знак» и т.д. и потом до самой смерти с чистой совестью ждут этого управления, попущения или знака, так ничего и не делая. А знака и управления так и не поступает и знаешь почему?

— Нет, не знаю.

— Да потому, что в этом мире всем управляет Логос или высший божественный Закон, который требует от человека не ожидания чуда, а конкретных личных усилий и соработничества с Логосом.

Ты удивишься, но самым трудным для человека и требующим наибольших усилий является изменение ума высшего хищника, который человеку нужно трансформировать в ум духовный через аскезу и получение высшего духовного знания о Логосе.

Ты проходил оглашение перед крещением? — неожиданно спросил старец.

— Да, проходил, отче, как и все. Я принимал крещение в 18 лет и перед этим у меня были три огласительные беседы с моим духовником отцом Николаем по Символу Веры и Священному Писанию, а потом была ещё и лекция для оглашаемых по православному катехизису.

— Замечательно, и в чём по-твоему заключалась роль оглашения?

Молодой человек немного задумался, но довольно быстро дал ответ:

— Я думаю в подготовке к таинству крещения и получении первого знания о православной вере, её догматах и о Господе нашем Иисусе Христе, в чём же ещё.

— Всё верно, — сказал старец. — Оглашение — это, действительно, подготовка к таинству первого крещения через осмысление Символа Веры православной. В древней церкви институт оглашения был непременным условием для обращения к вере и само оглашение представляло собой весьма не простое испытание, которое выдерживали далеко не все.

Институт оглашения — это способ подготовки ума и духа человека к великому таинству крещения, которое есть становление души на путь веры христианской для взращивания нового человека во Христе, а оглашение — это начальное просвещение ума, который принимает в себя первичное семя Святого Духа.

Как ты думаешь, что происходит с этим семенем Духа, посеянном в душе и уме? — переспросил старец.

— Я думаю оно прорастает и укореняется в душе.

— В том-то и дело, что не у каждого оно прорастает и не у каждого оно укореняется, становясь живым плодоносным растением по притче Христа о сеятеле. Оно прорастает только в той почве ума, которая благодатна для всходов, а это ясный, трезвый и пытливый ум, который начинает расширяться в направлении духовного сердца.

Любопытно в этой ситуации то, что первичное оглашение — это как бы удобрение почвы ума светом Евангельского знания о спасении души для лучшего прорастания семени Духа.

То же самое и со схимой, как со вторым крещением, которое есть становление ума на ступень веры совершенной и иноческой, требующей гораздо больше, чем требовалось для крещения, — полного самоотречения и самораспятия. Как ты думаешь, в чём отличие первого оглашения от второго по притче Христа о сеятеле?

— Я этого не знаю, отче, правда, — ответил молодой человек.

— Разумеется, ты этого не можешь знать, поскольку не знаешь закона Логоса. Первое оглашение — это подготовка почвы ума для посева духовного знания и получения первых всходов растения души нового человека, а второе оглашение — это подготовка растения души, которое укоренилось и стало большим к духовному плодоношению и получению плодов Духа.

Твоё растение души уже окрепло за время подвизания и для продолжения роста и плодоношения ему нужно получить соотвествующее духовное знание. Проще говоря, тебе требуется пройти второе оглашение, понимаешь?

— Нет, не совсем.

Старец немного прокашлялся, точно готовился сказать речь, и отхлебнув из чашки немного уже остывшего чая, сказал:

— Духовное знание — это своего рода пища для роста ума к сердцу. Иными словами ум растёт и расширяется в сторону сердца только когда, получает духовное знание и занят его обдумыванием и осмыслением. Если ум не получает в определённый момент требуемого ему знания, он начинает чахнуть, как растение без влаги.

Ты знаешь почему в действительности безблагодатна современная вера и религиозность и абсолютное большинство верующих и даже священства не имеют никаких плодов духа после десятилетий подвизания?

— Вероятно в силу того, что их растения души не достигают стадии плодоношения, — не совсем уверенно ответил молодой человек.

— Совершенно верно. Всё современная безблагодатная религиозность — это плод лишь первого оглашения, которое и не предполагает духовных плодов, а предполагает только посев и получение первых всходов.

Современная религия уже давно утратила полноту знания о духовном плодоношении и по существу подобна бесплодной смоковнице. Я могу тебе совершенно искренне сказать, что у большинства современных верующих ум достигает высоты только нравственного преображения после чего останавливает свой рост.

Иными словами, абсолютное большинство современных верующих — это моралисты и религиозные прагматики у которых нет духовного ума и которые даже не имеют представления о духовном уме и плодах духа. Как ты наверно уже догадался — это и есть результат отсутствия у них соответствующего духовного знания.

— Отче, но ведь не всем нужна вера иноческая и совершенная, дающая соотвествующие плоды и не всем нужно становиться монахами и схимниками.

— Не всем, согласен с тобой. Но религия должна хотя бы не лгать о том, что представляет собой путь истинной веры по учению Христа и не выдавать половину духовного пути за весь путь. Всё оценивается по плодам и если плодов нет, бесплодную смоковницу срубают и сжигают.

— Разве эту ситуацию можно как-то изменить? — спросил молодой человек.

— Я тебе уже говорил ранее, что её уже не изменить в рамках массовой религии. Её можно изменить только на уровне отдельно взятого верующего человека, который выйдет из потока религиозной лжи и встанет на полный путь совершенной веры, а он требует второго оглашения.

— А в чём отличие второго оглашения от первого?

— Первое оглашение даётся зверскому или по учению отцов «телесному» уму, которому только предстоит принять в себя семя Святого Духа, как закваски, чтобы в уме началось первичное нравственное брожение. Первое оглашение — это первичное просвещение телесного ума и подготовка его к принятию нравственного закона для исполнения нравственных заповедей Евангелия.

Второе оглашение — это духовное просвещение уже укреплённого религиозно нравственного разума, который из святилища воцерковляющихся вводится в святое святых или высшее духовное знание о Логосе.

Первое оглашение — это оглашение профанов и всех званных, а второе оглашение — это оглашение только избранных и наиболее достойных, готовых прикоснуться к сакральным тайна учения Христа.

— Отче, а где можно узнать о втором оглашении избранных?

— Хочу сразу тебе сказать, что знания о втором оглашении ты уже не найдёшь в церковной литературе и письменности, поскольку это сакральное знание, которое всегда передавалось и передаётся только напрямую от живого сердца к живому сердцу и не хранится на ветхих носителях.

— Значит, для принятия схимы мне нужно пройти второе оглашение? — с некоторым удивлением переспросил молодой человек.

— Именно так. По традиции анахоретства и пустынничества тебе необходимо прохождение второго оглашения для избранных, как просвещение твоего пока ещё душевного ума знанием о Логосе и его законах. Только после этого твой нравственный разум будет готов продолжить рост, чтобы взойти на высшую ступень духовного ума или точнее священнобезумия духовного.

Теперь ты понимаешь почему абсолютное большинство верующих, священства и даже богословов не продвигается в своём духовном росте и развитии далее нравственно-религиозного разума, как ума душевного?

— Да, теперь понимаю. Это связано с отсутствием в современной церкви института анахоретства и второго оглашения.

— Верно! — заметил старец. — С отсутствием института анахоретства и старчества в церкви просто не осталось живых носителей сакрального знания о втором оглашении, а институт великой схимы фактически деградировал в самой церкви до уровня обычного ритуала и обряда.

— Ты хочешь сказать, что постриг в великую схиму в церкви сегодня тоже является фикцией и профанацией?

— В известной мере да, к сожалению, — ответил старец. — Я тебе уже говорил как-то, что великая схима — это суть полная смерть для мира и всех его

общественных институтов, а путь массовой религии — это путь полноты жизни при жизни, именуемый спасением души. Но я могу тебя уверить, что без духовного ума спасение души просто невозможно.

— Значит, в рамках института церкви великая схима уже невозможна? — переспросил бывший монах.

— В полном смысле уже невозможна. Любое священнобезумие для нравственного разума церковноначалия кажется или ересью или безумием клиническим, поэтому все те, кого интересует подлинно духовное совершенство, а не морально-нравственное или философское, уже давно вне казённой церкви по слову Откровения:

«И даны были жене два крыла большого Орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа».

Мне об этом говорил мой наставник ещё 30 лет тому назад, предрекая сергианской церкви полное омирщение и крушение, как и после революции. Ты понимаешь смысл этого отрывка из Откровения?

— Не совсем, — ответил молодой человек.

— Ну тогда слушай подсказки и вникай — Красный Дракон — это восставший неокоммунизм и сталинизм. Жена облечённая в солнце — это Церковь Христова небесная. Младенец мужеского пола, рождённый женой — истинный дух Христов. Два крыла большого Орла — два качества Духа Божьего — безмолвие и бесстрастие. Улетела в пустыню — удалилась от мира во внутренне делание. Вода из пасти Дракона — большая ложь, ложные знания и учения, включая и религиозные. Земля, поглотившая реку — стихийные бедствия и катаклизмы, показывающие слабость и беспомощность человеческой науки и всех технологий.

— Теперь ты понимаешь, что вся истинная вера и церковь в конце мира будут только внутренними, а тайная схима будет самым прямым и коротким путём спасения души?

Молодой человек опустил глаза, поскольку слова старца произвели эффект разорвавшейся пули, которая угодила прямо в его сердце, разорвав в клочья все его религиозные иллюзии и фантазии. Понимая состояние бывшего монаха, старец продолжил:

— Вот почему выход для тебя я увидел только в тайном принятии схимы, поскольку ты уже не катехумен и не воцерковляющийся, а очень глубоко погрузился в иночество и потому фактически готов ко второму оглашению.

— А ты мог бы в самых общих словах описать мне суть второго оглашения?

— Мог бы. Суть второго оглашения — это обозначение финального отрезка духовного пути инока. Первое оглашение катехуменов — это подготовка к становлению на путь воцерковления, подвизиния и трудничества, который символизирует отрезок человек — вол.

Второе оглашение избранных — это подготовка прошедших ступень новоначалия и воцерковления к восхождению на высшую ступень лев — орёл совершенных во Христе.

Ступень льва, которая отсутствует сегодня в церкви, — это и есть ступень начала духовного плодоношения, а ступень орла — это ступень раскрытия крыльев духовного ума и восприятия для окончательного оставления мира сего новым человеком.

— Значит второе оглашение и принятие схимы — это и есть переход от ступени человек — вола к ступени лев — орёл? — с удивлением переспросил бывший монах.

— Именно так. Ступень льва — это схватка с духами зла для обретения безстрастия и духовной силы благодати. Это самая благодатная и вместе с тем самая искусительная ступень, требующая предельной внутренней дисциплины, знания и осознанности. Последние десять ступеней Лествицы Иоанна описывают именно этот переход.

На этой стадии человек окончательно прощается со своим ветхим естеством, проходит точку распятия и уже не теоретически, а практически познаёт Дух, Логос и Божественное намерение.

— А чем отличаются по восприятию достигший ступени вола и перешедший на ступень льва?

— Внешне ничем, а внутренне всем. Достигший ступени вола — это монах — трудник, достигший морального благочестия и полноты человечности в нравственном и душевном виде, а перешедший на ступень льва — это уже духовный воин, который бросил вызов смерти и духам зла, обрёл достоинство Духа и вышел за пределы моральности, нравственности и душевной человечности.

— А разве смирение не присуще тому, кто совлёк ветхого человека и прикоснулся к сверхчеловечности?

— Присуще, но не на ступени льва, а на ступени орла, как достигшего безстрастия. В современном церковном учении перепутаны многие ориентиры и смирение — один из них. Большинство верующих и священства под смирением понимают обычную покорность, незлобливость и послушность, а по учению отцов смирение — достижение безстрастия и священнобезумия духовного ума, способного всё оценивать предельно верно и трезво.

Подлинному смирению всегда присуще достоинство, мужество, правда и внутренняя сила, а церковному смиренничеству присуща слабость, робость, трусость и малодушие. Достигающий ступени льва имеет в себе силу Духа, а потому всегда отличается праведностью, мужеством и бесстрашием.

— А с чем связано это бесстрашие и мужество у того, что достигает ступени льва?

— Бесстрашие и мужество льва связаны с тем, что человеком на этой ступени руководит уже не нравственный разум, а сам Дух или нус, как результат победы над страстями и обретения четырёх высших божественных добродетелей — мудрость, мужество, целомудрие, правда.

Если в жилах обычного верующего и монаха течёт энергия сугубо душевных и человеческих переживаний, чувств и эмоций, то в жилах схимника, как льва, течёт энергия безстрастной сверхчеловечности и совершенно безусловной любви, которая уже умерла для всего ветхого человеческого. Вот эта сверхчеловечность и пугает более всего всех верующих из числа душевных.

Именно по этой причине схимнику, как умершему при жизни, уже не место в общежитии среди живых и душевных людей. Его радость и внутренний мир никому из душевных уже не будет понятен и сам он будет казаться хамом, гордецом и высокомерным человеком и никто не сможет понять, что это не гордость, а достоинство льва, понимаешь?

— Да, понимаю, — ответил молодой человек.

— Но это совершенно не значит, что схимник — это чёрствый сухарь и совершенно безчувственный, как труп. Тихая безстрастная радость схимника, как и неугасимый огонь его сердца, порождающий мир его души таковы, что никакая человеческая душевность и нравственность не может себе даже представить полноты и силы этой радости.

Я тебя уверяю, что ни один инок, достигший ступени льва, как и ни один схимник никогда не променяет своего безстрастного духовного ума и внутреннего мира на любую душевную радость и разум обычного человека.

Посмотри на меня, ты можешь назвать меня чёрствым сухарём и живым трупом, поскольку я мёртв для мира и людей уже много лет?

— Нет, отче, ты живее всех живых. Ты самый живой из всех, кого я знаю и чем больше я тебя узнаю, тем более удивляюсь твоей силе, ясности и проницательности.

— Проницательность — это и есть качество не ума, а духа и именно об этом я тебе сейчас и говорю. Это и есть плоды ступени льва, которых страшатся все обрядоверы. Я сейчас обозначаю для тебя важность второго оглашения, как подготовки к открытию священной тайны устроения Логоса и мира духа.

Задача второго оглашения — это открытие перед иноком и монахом врат самой вечности, переступая которые, дороги обратно в мир людей уже нет. Именно об этом я тебе и говорил прошлый раз. Ты, сам не ведая того, фактически уже ступил на этот порог и частично его пересёк.

Вот почему я тебе и сказал, что ты уже прошёл свою точку невозврата и у тебя не остаётся иного выхода, как принимать тайно схиму, но прежде, ты должен пройти второе оглашение и посвящение в высшее знание отцов и моя задача — это дать тебе это знание, чтобы твой выбор был предельно осознанным и трезвым.

— Отче, но я вообще ничего не знаю о втором оглашении и крещении, расскажи мне о нём побольше.

— Это и не мудрено, — ответил старец. — Второе оглашение было упразднено в церкви более тысячи лет тому назад и существовало только в анахоретстве и пустынничестве, где дольше всего сохранялась полная схема достижения духовного совершенства — человек, вол, лев, орёл.

В церкви уже после шестого века ступени льва и орла были фактически упразднены, как чрезмерно искусительные и невозможные для достижения простыми верующими. Только в очень узком круге древних обителей и отколовшихся групп иноков, придерживавшихся отеческих правил, это знание и традиция существовали тайно и параллельно с общецерковным знанием.

— А с чем это было связано?

— Это было связано с упрощением самого таинства крещения по мере развития массовой религии. К концу шестого века сам институт оглашенных начал приходить в церкви в упадок, поскольку черни и простолюдинам, желавшим креститься в христианство, было трудно выдерживать условия даже первого оглашения, связанного с соблюдением только нравственных правил, поста и молитвы, не говоря уже о втором.

Церковноначалие, желая видеть веру массовой и привлекательной для народа, намеренно пошло на упрощение таинства крещения, сведя оглашение к самому минимуму. Именно с этого времени большую часть крещаемых стали составлять младенцы и дети христианских родителей, поскольку одного желания креститься было уже достаточно и всей процедуры оглашения не требовалось.

Только в закрытых монастырях и у отшельников оглашение имело две ступени и существовало по полному чину Древнего Типикона и богослужебного устава, связанного с Великим Постом и подготовкой к таинству крещения.

— Отче, а у старообрядцев оглашение имело две ступени или одну?

— Во всей церкви после раскола в 1054 г. второй ступени оглашения и второго крещения уже не было. Было всего одно оглашение и последующие за ним ступени монашества — новоначалие, малая схима и великая схима или рясофор, мантия и великая схима, что то же самое.

В современной церкви уже нет даже чина оглашения по константинопольской традиции, а есть просто знакомство с Символом Веры, которое названо в положении о катехизисе «совокупностью бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение».

Так что я пока твой единственный информатор о святоотеческом чине оглашения и пострига в великую схиму, — с нескрываемой улыбкой констатировал старец.

За неспешным разговором пролетела половина дня и молодой человек, глянув на часы, с некоторым волнением и беспокойством произнёс:

— Отче, мой автобус уходит через двадцать минут, мне уже нужно идти, вы уж простите.

— Не смею задерживать, — с улыбкой ответил старец. — Я тебе уже всё сказал, что собирался.

— Тогда благословите и я побегу, быстрым шагом как раз успею.

— Бог благословит, ступай.

— Когда мне к вам приехать в следующий раз?

— Я этого не могу знать. Господь сам тебе подаст знак, как любят говорить верующие, — ответил старец и перекрестил монаха…

…продолжение следует…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я