Духовно-аскетические беседы Часть 2

Константин Владимирович Яцкевич, 2022

В книге излагается согласное учение святых отцов о душе в виде духовно-аскетических бесед современного старца с молодым монахом. В ходе бесед рассматриваются основополагающие принципы древнего духовного учения отцов-пустынников о душе, как основы святоотеческой православной психологии. В беседах затрагиваются самые сокровенные и глубинные аспекты православного вероучения. Материал адресован специалистам психологам и интересующимся углубленным пониманием духовного наследия отцов Восточной Церкви.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Получнощница

После чаепития молодой монах помог старцу сложить в поленницу привезенные недавно дрова, сваленные кучей возле сарая, а после помог довести до ума две небольших теплицы для помидоров и перцев, заменив старые дуги и отрегулировав закрывание дверцы для режима проветривания.

За этими делами как-то незаметно пролетело несколько часов и как только начало смеркаться старец и монах вернулись в дом, где после нехитрого ужина из жареной картошки с яйцами и домашним лечо старец опять предложил выпить своего травного чая.

Молодой монах не стал отказываться от этого предложения старца и по уже известному ему алгоритму старец снова вынес из кухни всё тот же символичный поднос с чайником и двумя кружками. Разлив по чашкам травный чай и открыв пачку печенья, привезённого ему монахом, старец решил продолжить разговор.

— У нас ещё есть время и перед тем, как мы с тобой станем на ночную молитву я хочу узнать что ты понял о Логосе из наших бесед? — первым задал вопрос старец.

Молодой монах сделал несколько смущённый вид от этого на первый взгляд простого вопроса старца, но собравшись с мыслями ответил:

— Я понял Логос, отче, как… некий непреложный внутренний закон с помощью которого Бог управляет всем тварным миром через движение энергии благодати, ну или как своего рода внутреннюю программу жизни любого человека, которую люди считают Богом, как-то так.

— Это верное отчасти определение Логоса, — удовлетворительно заметил старец, — и ещё я бы добавил, что Логос управляет жизнью не только человека, а всего сущего и осознающего или имеющего осознание.

Логос отвечает за всё, как за образы всего сущего, как тварного, так и нетварного, так и за саму среду духовного существования. Логос — это основа бытия для всего. Ты не поверишь, но даже падшие духи и бесы также находятся в системе Логоса и используют Логос, хотя ему и непричастны по энергии, поскольку выбрали самость и коварство.

Тем не менее, они также пребывают в среде и системе большого Логоса, хотя и не следуют закону любви и энергии благодати. Тебя это не смущает? — переспросил старец.

— Смущает. Ты хочешь сказать что Логос ответственен за существование бесов и зла? — с некоторым удивлением переспросил молодой монах.

— Нет, совсем не это я хочу сказать, а то, что Логос, как безусловная любовь, всем предоставляет полную свободу проявления духа, но распоряжение этой свободой зависит уже не от Логоса, а от самого духа и энергии той или иной души.

Бесы и падшие духи потому и отпали от Логоса Отца, что не удержались от соблазна полной свободы и закону жертвенной любви предпочли личную и самостную свободу эгоизма вне этого закона и, тем самым, вышли из Логоса и братства света и любви. То же случилось и с человеком.

В итоге структура души и бесов и человека стала иной, не синергийной Логосу и со временем они стали совсем закрыты и чужды энергии благодати. Но даже если бесы и не соблюдают закон любви, в отличие от человека, они прекрасно знают все законы Логоса и могут ими пользоваться в своих коварных целях и планах завладения энергией беспечных душ.

— И как можно этому противостоять? — переспросил молодой монах.

— Никак. Можно иметь только более совершенный ум, чем ум бесов, чтобы вовремя обнаруживать их коварные планы и не попадать в их хитроумные ловушки. Таким умом является только ум Христов, как олицетворение Логоса Отца, а это Логос света и знания истины.

— Значит, в рамках Логоса существует не один только закон жертвенной любви? — удивился молодой монах.

— Ну конечно, — ответил старец. — Закон Логоса — это глобальный Закон свободы духа в котором закон безусловной любви и света — это только небольшая часть всего Логоса, которой причастна наиболее светлая и законная его часть, оставшаяся верной Отцу и Святой Троице.

Гораздо большая часть Логоса относится к тёмной стороне мироздания и ты должен отдавать себе в этом отчёт, как инок и исихаст, собирающийся постигать Логос.

Да, пребывание человека в Логосе Христа является для него лучшей защитой, поскольку это пребывание в человеческой «матрице», как источнике духовной силы и энергии, и наоборот выход души из «матрицы» в большой Логос духовной свободы — это потеря защиты и выход из человеческой формы в бесконечность, где есть всё и светлое и тёмное и доброе и злое.

— Отче, ты хочешь сказать, что в большом Логосе человек уже не находится под защитой Христа и Отца? — переспросил молодой монах.

— В том-то и фокус, что не находится. В этом и состоит смысл искушения падшими духами любой души, совлекшей ветхую человеческую форму и сам Христос не избежал этого искушения будучи испытанным в пустыне самим сатаной, те же искушения проходили всей святые отцы, включая Антония Великого.

Я тебе уже говорил, что в Логосе есть две «матрицы» и программы человеческого бытия — программа ветхого человека или телесного и программа нового духовного, но промежуточной программы перехода от одной к другой в Логосе нет, поэтому когда человек выходит из формы ветхого человека он первое время оказывается в просаке между двумя состояниями ветхим и новым. Это самое неустойчивое и самое искусительное состояние.

Искушение падшими духами по учению отцов — это и есть своего рода укрепление души и духа в этом переходном состоянии для того, чтобы быстрее войти в «матрицу» нового духовного состояния. Именно это переходное состояние у отцов и именуется душевным или полустрастным и в нём пребывает абсолютное большинство верующих и священства, понимаешь?

— Только отчасти. Ты хочешь сказать что три состояния человека по учению отцов — телесное, душевное и духовное — это отражение только последовательности перехода от ветхого состояния к новому, а не самого Логоса?

— Именно это я и хочу сказать. В Логосе нет трёх состояний бытия, а есть только два — ветхое и новое — это и есть дихотомия человека, а в реальной жизни и аскетической практике человеку от телесного к духовному нужно пройти именно три состояния — телесное, душевное и духовное.

Это связано с тем, что невозможно из страстного тела перепрыгнуть сразу в безстрастный дух, а нужно пройти прежде и промежуточное душевное состояние, как поле борьбы со страстями для очищения и укрепления духа. Именно это переходное душевное состояние и обслуживает религия и церковь, поэтому это и есть трихотомия по учению отцов.

Чтобы тебе было понятней, когда человек выходит из ветхой телесной формы, поддерживаемой «матрицей» Логоса, он оказывается на время беззащитен, как перелинявший рак, сбросивший старый панцирь и ему требуется время и духовный опыт для вхождения души в новую духовную форму. Это знание обо всех стадиях рождения и развития нового человека во Христе, которого уже нет в церкви.

— Ты хочешь сказать что ветхая форма человека защищается Логосом, а новая форма — это свободный выбор самого человека?

— Не совсем так. И ветхая телесная форма и новая духовная одинаково существуют и одинаково поддерживаются Логосом, я тебе это уже говорил. На волю человека отдан сам переход от одной формы бытия к другой. Проще говоря, только человек решает, а не Логос, оставаться ему всю жизнь только в телесной форме падшего человека или попытаться через внутренне духовное развитие и совершенствование своей души достичь новой и более совершенной духовной формы.

Дух, несомненно, может делать приглашения, стучаться в самое сердце человека и подавать человеку знаки для становления на путь познания Логоса, но если человек этого не желает, то Дух ничего с этим не может поделать и наоборот. Такова свобода воли и так работает принцип синергии, так понятно?

— Да, так понятнее. А в чём тогда заключается разница между этими двумя формами бытия ветхой и новой?

— Разница в том, что ветхая телесная форма падшего человека — это очень ограниченная по своим возможностям форма, поскольку она одноразовая, страстная и смертная, а новая духовная форма — это более совершенная, безстрастная, непричастная старости и практически безсмертная форма бытия.

Именно по этой причине иноки, аскеты и исихасты, посвящённые в тайну Логоса, из двух этих форм выбирают новую, как конечную цель своего развития и существования и стремятся к ней всеми силами тела, души и духа посредством знания и умного делания.

— Значит отличие новой формы от ветхой состоит в том, что в своей новой форме человек становится совершенен и неуязвим, так? — переспросил молодой монах.

— Именно так. Старая форма — это почва для взращивания души и растительный субстрат, а душа — это конечная цель и плод. Достигая своей новой духовной формы, как духовного двойника, человек перестаёт быть субстратом и становится практически также безупречен и неуязвим для страдания, боли и смерти, как и Христос после воскресения и совлечения ветхой формы при распятии.

Новая форма человека — это форма Адама, о котором Серафим Саровский говорил так — «Адам сотворён был до того не подлежащим действию ни одной из сотворённых Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не жег, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух не мог повредить каким бы то ни было своим действием».

Теперь тебе понятно почему так важно не просто войти в большой Логос, как вселенную Духа, а именно в Логос Христов, как образ нового человека и закон совершенной человечности, причастной ведения, мудрости и безусловной любви, как сплава высших божественных добродетелей — мудрости, мужества, целомудрия и правды.

Спасение во Христе — это не достижение христианской морали и нравственности, как думают наивные и глупые, а достижение Логоса Христа, как совершенной человечности и «матрицы» нового духовного человека. Вот в чём смысл учения Христа.

— Вот теперь мне это стало понятно, отче, а ведь я полагал, что спасение во Христе — это достижение христианской морали и нравственности, как учит церковь.

— Так думают все простые верующие, не ведающие подлинной природы Логоса, поскольку им никто не говорит всей правды, а говорят полуправду, которую они и усваивают как истину. Ты уже сведущ для того, чтобы знать, что христианская мораль и нравственность — это характеристики переходного состояния между ветхим и новым и это вовсе не спасение души, поскольку в Логосе нет понятия человеческой морали, а есть лишь понятие безупречности и силы духа.

Я хочу, чтобы ты крепко усвоил, что Логос — это не только закон любви, как думает большинство наивных обрядоверов, но и Закон духовной свободы, где есть всё и добро и зло и свет и тьма. Я тебе когда-то говорил, что Логос настолько ёмок и многомерен, как духовное явление и категория, что ни один ординарный человеческий разум не способен его вместить целиком, поскольку в самом Логосе существует очень много уровней от самых примитивных до совершенных.

Мы с тобой с малым логосом человека не можем до конца разобраться, а что говорить о других логосах, которых бесконечное множество и самом высшем Логосе, вмещающем всё?

— Отче, я себе просто не представляю, как можно вместить в одно сознание всё то, о чём ты говоришь?

— Ты не поверишь, но возможности сознания человека почти безграничны и позволяют вместить в себя значительную часть большого Логоса вселенной Духа, только делать это человеку совсем не обязательно.

Человеку вполне достаточно просто иметь вход в систему большого Логоса, как в глобальный вселенский интернет, а не дублировать Логос в собственном сознании. Как ни странно, отцы знали структуру большого Логоса, но Логос нового человека во Христе их интересовал более всего, поскольку это один из самых совершенных Логосов, который можно считать богочеловеческим.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Духовно-аскетические беседы Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я