Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатции

Коллектив авторов, 2011

В книге содержатся разъяснения Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, введенных в действие с 1 июля 1994 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных в эти документы постановлениями Правительства Российской Федерации в 1996, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002, 2003, 2005, 2006, 2008, 2009 и 2010 гг. Комментарии базируются на действующих в Российской Федерации законодательных и иных нормативных правовых актах в области обеспечения безопасности дорожного движения по состоянию на 1 июня 2011 г. Книга предназначена для сотрудников правоохранительных органов, специалистов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, преподавателей автошкол и других образовательных организаций, может быть также использована водителями и работниками автомобильного транспорта в качестве пособия при изучении Правил дорожного движения Российской Федерации и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Несмотря на то, что при подготовке издания предпринимались все меры для предоставления точных данных, авторы и издатели не несут ответственности за любые случаи нарушения Правил дорожного движения, их последствия и любые прочие случаи, возникшие в результате неверно понятой читателем информации, а также возможных ошибок и опечаток, которые могли случиться при подготовке данного издания. Об ошибках и опечатках, замеченных в издании, просим информировать редакцию.

Оглавление

  • Введение
  • Комментарии к правилам дорожного движения Российской Федерации

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Комментарии к правилам дорожного движения Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила дорожного движения[9] устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации [1]. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им [2].

[1] В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями) единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Указание на то, что Правила устанавливают единый порядок дорожного движения, определяет их сферу правового регулирования. Эта сфера ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения (железнодорожное, воздушное, водное).

Под дорожным движением в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом под дорогой указанный Федеральный закон и Правила понимают обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.

[2] Правила являются основным нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения. Однако возможны случаи, когда отдельные положения, связанные с эксплуатацией некоторых видов транспортных средств либо с их движением в специфических условиях, необходимо конкретизировать. Например, Правила (пункт 12.8) содержат требование, обязывающее водителя в случаях, когда он покидает свое место или оставляет транспортное средство, принять необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя. Эти меры для трамвая могут быть одни, для троллейбуса — другие, для автомобиля — третьи. Поэтому они конкретизируются соответствующими ведомственными документами. Такими документами являются, например, различные правила технической эксплуатации, инструкции и иные нормативные акты.

Для перевозки отдельных видов опасных грузов разрабатываются соответствующие правила или инструкции, в которых, исходя из особенностей транспортировки этих грузов, устанавливаются дополнительные требования безопасности. При этом они не должны вступать в противоречие с нормами Правил.

Любое отступление от Правил, расхождение с их положениями может нарушить установленный порядок движения и создать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участники движения будут действовать в соответствии с Правилами и обоснованно рассчитывать на их взаимное соблюдение иными лицами. В случае возникновения противоречий между Правилами и ведомственным нормативным актом должно выполняться предписание Правил.

Содержащееся в этом пункте Правил требование адресовано, прежде всего, руководителям государственных органов и организаций, которым предоставлено право утверждать соответствующие инструкции и иные документы.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

Пояснение отдельных понятий и терминов, используемых в Правилах, необходимо для единообразного понимания содержащихся в этом документе положений. В тексте Правил сегодня содержится 47 терминов и понятий.

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1[10] и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

Конвенция о дорожном движении, кроме термина «дорога», специально выделяет термин «автомагистраль». Она отличается от обычной дороги наличием разделительной полосы между отдельными проезжими частями, предназначенными для движения в каждом направлении, а также отсутствием пересечений на одном уровне как с другими дорогами, так и с железнодорожными, трамвайными путями, пешеходными и велосипедными дорожками. На автомагистралях, как правило, применяются специальные ограждающие сетки, исключающие появление на дороге диких или домашних животных. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ (статья 5) к автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками как автомагистрали.

В связи с введением на автомагистралях дополнительных мер безопасности на них разрешено движение со скоростью до 110 км/ч и установлен особый порядок движения (см. комментарии к пункту 10.3 и разделу 16 Правил). Все требования Правил, касающиеся порядка движения по автомагистралям, за исключением повышенного до 110 км/ч скоростного режима, распространяются также и на дороги, обозначенные знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».

Инженерно-технические характеристики автомагистралей, такие как ширина и количество полос движения, радиусы горизонтальных и вертикальных кривых, продольные уклоны, видимость и т. п., определяются действующими нормами[11].

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

Данный термин определяет состав транспортных средств, состоящий из одного механического транспортного средства, выполняющего функцию тягача, и присоединенных к нему с помощью жестких шарнирных соединений одного или нескольких прицепов. В контексте Правил такой состав рассматривается как одна транспортная единица. Поэтому термин «автопоезд» не распространяется на случаи буксировки механических транспортных средств, в отношении которых действуют требования, изложенные в разделе 20 Правил (см. также комментарии к термину «прицеп»).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Отличительным признаком велосипеда является отсутствие какого-либо двигателя. В части, касающейся требований к порядку движения, велосипед и мопед равнозначны (см. раздел 24 Правил). Согласно Основным положениям (пункт 6) велосипед при движении в темное время суток и в условиях недостаточной видимости должен иметь соответствующее светотехническое оборудование.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Термин «водитель» означает лицо, осуществляющее функцию управления любым транспортным средством (механическим или немеханическим), будь то автомобиль, мотоцикл, мопед или велосипед, трамвай, троллейбус, трактор, гужевая повозка. При этом лицо считается водителем вне зависимости от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами (в том числе транспортными средствами конкретной категории) либо как таковое право управления отсутствует.

Правила также относят к водителям погонщиков вьючных, верховых животных или погонщиков (пастухов) стада. Поэтому во всех случаях, когда в Правилах упоминается о водителях, имеются в виду все эти лица, если иное не оговорено особо. Например, требование пункта 2.7 Правил, запрещающее выполнять функции водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, касается всех без исключения водителей.

В то же время дополнительные требования к определенным категориям водителей содержатся в разделе 24 Правил и касаются особенностей движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона животных.

Учитывая повышенную ответственность обучающего вождению, Правила эту категорию участников движения приравнивают к водителям. Это означает, что в процессе обучения данное лицо несет ответственность наравне с обучаемым, который непосредственно управляет транспортным средством.

Отдельно рассмотрим термин «водитель» применительно к заключительному этапу процесса обучения — сдаче квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами в Госавтоинспекции.

Требования к оборудованию экзаменационного транспортного средства содержатся в пункте 28 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396. Они идентичны требованиям Основных положений (пункт 5) в отношении дополнительного оборудования учебного транспортного средства: наличие дублирующих педалей привода тормоза и сцепления, зеркала заднего вида для обучающего вождению (экзаменатора), опознавательного знака «Учебное транспортное средство». Поэтому при проведении практического экзамена на получение права на управление транспортными средствами обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения ложится на лицо, находящееся на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Этот термин встречается в ряде пунктов Правил (пункты 7.2, 12.6, 15.5, 16.2). При возникновении такой ситуации водитель обязан предпринять соответствующие действия (выставить знак аварийной остановки, принять все возможные меры для отвода транспортного средства и т. д.). Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором, возникшим в процессе движения, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «уступить дорогу».

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1,2.3.1–2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей) [1], или дорога с твердым покрытием (асфальто — и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий [2]. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой [3].

[1] В Правилах термины «главная» и «второстепенная» дорога используются для определения приоритета при движении через перекрестки (см. раздел 13 Правил) и не имеют отношения к технической классификации дорог.

Признаком главной дороги по отношению к пересекаемой (примыкающей) на нерегулируемом перекрестке служит, прежде всего, наличие перед перекрестком знаков 2.3.1–2.3.7 или в начале дороги — знаков 2.1 либо 5.1 (знак

2.1 в населенных пунктах должен повторяться перед перекрестками).

В соответствии спунктом 16.3 Правил знак 6.З «Дорога для автомобилей» распространяет требования раздела 16 Правил на такие дороги. Однако наличие знака 5.3 не делает обозначенную таким образом дорогу главной по отношению к пересекаемой.

[2] Покрытие, как определяет СНиП 2.05.02–85, — это «верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автотранспортных средств и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов; покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатационные качества проезжей части; в покрытие входят также слой износа и слой с шероховатой поверхностью». Основными видами покрытий являются: цементобетонные, асфальтобетонные, дегтебетонные, покрытия из щебня, гравия, а также песка и грунтов, обработанных вяжущими материалами или улучшенных специальными добавками. В городах и других населенных пунктах применяются покрытия аналогичных типов и, кроме того, существуют брусчатые и булыжные мостовые.

Любой водитель в состоянии по перечисленным внешним признакам отличить дорогу с покрытием от грунтовой дороги без покрытия. Последняя представляет собой, как правило, малозначимый проезд или подъезд к основной дороге (по лесной или полевой дороге).

[3] Имеются в виду короткие участки непосредственно перед перекрестками, на которых устраивают покрытие для предотвращения заноса грязи на главную дорогу. Протяженность таких участков для вновь строящихся дорог определяется СНиП 2.05.02–85 в зависимости от категории дорог и характеристик грунтов и может колебаться от 50 до 200 м (на ранее построенных дорогах протяженность укрепленных покрытием участков может быть и меньше).

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

В соответствии с пунктом 19.5 Правил дневные ходовые огни включаются на оборудованных ими транспортных средствах вместо фар ближнего света в светлое время суток. Конструкция и характеристики дневных ходовых огней регламентированы национальным стандартом ГОСТ Р 41.87–99 (Правила ЕЭК ООН № 87) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств».

Дневной ходовой огонь представляет собой огонь белого цвета, направленный вперед и используемый для повышения видимости транспортного средства при движении в дневное время. Световых приборов, расположенных в передней части транспортного средства должно быть два. Эти приборы могут быть как независимыми, так и сгруппированными, комбинированными или совмещенными с другими внешними световыми приборами.

В отличие от фар ближнего света дневные ходовые огни потребляют меньшую энергию и не ослепляют водителей встречных транспортных средств.

В соответствии с «Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720*, установка на выпускаемые в обращении транспортные средства (шасси), дневных ходовых огней обязательна с 1 января 2016 г.

Установка дневных ходовых огней на транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, не является обязательной.

В случае установки дневные ходовые огни должны включаться автоматически при запуске двигателя и выключаться при включении головных фар.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения [1]. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии [2].

[1] Автомобильные дороги (внегородские), городские улицы и дороги проектируют и строят в соответствии с различными нормами. Так, в Российской Федерации при проектировании автомобильных дорог руководствуются упомянутыми выше нормами СНиП 2.05.02–85, а при проектировании улично-дорожной сети в городах и других населенных пунктах — СНиП 2.07.01–89[12]. Эти нормы содержат параметры, характеризующие улицы и дороги как инженерные сооружения.

В Правилах же используется обобщенный термин «дорога», который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от места их расположения. Термин «дорога» охватывает не только специально построенные, но также приспособленные и используемые для движения участки земли (полевые, лесные дороги, просеки, ледовые переправы, «зимники» и т. п.), имеющие необходимое обустройство, включая дорожные знаки. Определение этого термина соответствует приведенному в статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

[2] Дорога как техническое сооружение в поперечном профиле состоит из целого ряда элементов (рис. 1.1). Однако не все они применительно к Правилам охватываются термином «дорога», поскольку некоторые из этих элементов не имеют непосредственного отношения к порядку дорожного движения. Из всех элементов, показанных на рисунке, термин «дорога» применительно к Правилам распространяется на элементы, расположенные между внешними границами обочин или тротуаров.

Рис. 1.1. Основные элементы дороги: а — вне населенных пунктов (А — полоса отвода; Б — земляное полотно; В — проезжая часть; Г — обочина; Д — кювет; Е — обрез); б — в населенных пунктах (А — общая ширина дороги; Б — проезжая часть; В — полоса движения; Г — трамвайный путь; Д — разделительная полоса; Е — тротуар)

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Определение данного термина полностью соответствует содержащемуся в статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Сам термин «дорожное движение» впервые был широко введен в обращение упоминавшейся ранее Конвенцией о дорожном движении 1949 г. В отечественных нормативных правовых актах этот термин нашел отражение в «Правилах дорожного движения», утвержденных приказом МВД СССР от 25 августа 1972 г. № 240 и введенных в действие с 1 января 1973 г.

В определении термина «дорожное движение» делается акцент на общественные отношения, возникающие в процессе перемещения людей и грузов, поскольку именно через эти отношения и проявляется многообразие специфических связей, возникающих в сложной социально-технической системе, включающей водителей, транспортные средства, дорогу и окружающую среду.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Определение этого термина идентично содержащемуся в статье 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Для отнесения события к дорожно-транспортному происшествию (ДТП) необходимо наличие как минимум трех условий: транспортное средство должно двигаться, само событие должно быть связано с этим транспортным средством, а последствия события должны соответствовать перечисленным в определении. Таким образом, внезапная смерть в транспортном средстве пассажира в результате сердечного приступа не относится к ДТП, т. к. это событие напрямую не связано с движением автомобиля. Также нельзя отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящем автомобиле.

С учетом раскрытия понятие дорога «дорога» к ДТП не относятся события, возникшие в процессе движения вне дорог.

В Российской Федерации действует государственная система учета ДТП, ведется этот учет в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. № 508 «О порядке государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения». Этим постановлением определено, что учет общего количества ДТП ведется органами внутренних дел (Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России), учет пострадавших (раненых и погибших) при дорожно-транспортных происшествиях — медицинскими учреждениями и органами внутренних дел.

В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех ДТП, в которых погибли или ранены люди. Организация работы по государственному учету количества ДТП и пострадавших в них осуществляется в соответствии с Правилами учета ДТП, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 года № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий».

К числу погибших при ДТП относятся граждане, скончавшиеся на месте ДТП, а также умершие в результате полученных травм в течение 30 последующих суток[13]. К раненым относят лиц, получивших в ДТП телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

С переходом в 2009 году с 7-ми суточного на 30-ти суточный учет погибших от последствий ДТП связано увеличение массива статистических данных по количеству погибших в среднем на 6 % в год.

На каждое ДТП, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия[14], в которой отражаются сведения о месте совершения и виде ДТП, дорожных условиях, транспортных средствах, участвовавших в ДТП, его участниках и др.

Все ДТП подразделяются на девять видов.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т. п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

Термин «железнодорожный переезд» охватывает все виды переездов: оборудованные и не оборудованные средствами сигнализации, обслуживаемые дежурным и необслуживаемые, с одним или несколькими путями и т. п. С учетом термина «дорога» железнодорожный переезд — это место, специально оборудованное для безопасного пересечения транспортными средствами железнодорожного полотна.

Пересечения с трамвайными путями не относятся к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью дороги.

Порядок движения через железнодорожные переезды изложен в разделе 15 Правил, а порядок их эксплуатации в «Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России».[15]

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Термин объединяет перечисленные виды транспортных средств общего пользования для удобства применения в тексте Правил. Необходимость выделения этих транспортных средств в отдельную группу объясняется тем, что в целом ряде случаев Правила устанавливают для них определенный порядок движения (см. комментарии к дорожным знакам 3.1–3.3, 3.18.1 и 3.18.2, 3.19 и 3.27, а также к разделам 6, 8-10, 12–14, 18 и др.).

Водители маршрутных транспортных средств помимо Правил должны руководствоваться также и иными нормативными актами (инструкциями, правилами и т. п.), регламентирующими их действия с учетом специфики условий перевозки пассажиров.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

Термин охватывает все транспортные средства, передвигающиеся по дорогам с помощью двигателя, кроме мопедов и приравненных к ним других подобных транспортных средств. Такое «вычленение» мопедов сделано потому, что к их водителям Правила предъявляют иные, чем к водителям механических транспортных средств, требования (см., например, комментарии к разделам 2 и 24 Правил).

На право управления механическими транспортными средствами необходим соответствующий документ (водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста и др.). Кроме того, согласно действующему законодательству водители механических транспортных средств несут повышенную ответственность по сравнению с другими участниками дорожного движения за допущенные нарушения Правил (см. комментарии к термину «водитель» в пункте 1.2 и к пункту 1.6 Правил).

«Мопед» — двух — или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3 и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Как следует из определения, главными отличительными чертами мопеда являются его относительно небольшие максимальная скорость и рабочий объем двигателя. С точки зрения требований Правил (расположение на проезжей части, порядок выполнения поворотов, оснащение устройствами безопасности движения, порядок допуска к управлению) мопед приравнен к велосипеду, а водители мопедов несут ответственность наравне с водителями велосипедов и гужевых повозок. Дополнительные требования к водителям мопедов изложены в разделе 24 Правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 84 в раздел 24 Правил введено положение о запрете для водителей мопедов двигаться по дороге без застегнутого мотошлема.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех-и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

К данной категории механических транспортных средств Правила относят также и мотороллеры, которые отличаются от мотоциклов компоновкой основных узлов, обеспечивающей посадку водителя, при которой ступни ног опираются на площадку, а колени могут быть сведены до соприкосновения, при этом имеется хорошая защита от ветра и грязи.

Боковым прицепом (коляской) к мотоциклу называется транспортное средство без собственного двигателя, предназначенное для перевозки людей и груза (или только груза), прикрепляемое сбоку к двухколесному мотоциклу и эксплуатируемое только непосредственно с ним.

В зависимости от назначения мотоциклы (мотороллеры) могут быть: пассажирскими, предназначенными для езды в одиночку и перевозки пассажиров и не оборудованными грузовой платформой; грузовыми, предназначенными для перевозки грузов и, как отмечалось, оборудованными для этого грузовой платформой; грузопассажирскими, то есть оборудованными грузовой платформой и имеющими место для пассажира; специальными, то есть предназначенными для выполнения специальных функций или эксплуатации в специальных условиях.

ГОСТ Р 51815-2001 «Квадрициклы. Общие технические требования», введенный в действие с 1 июля 2002 г., устанавливает требования к четырехколесным механическим транспортным средствам, предназначенным для эксплуатации на дорогах общей сети. Эти транспортные средства относятся к категории мототранспортных средств и для них характерно применение значительного количества систем, узлов и агрегатов, используемых в производстве мотоциклов.

Общие характеристики квадрициклов: максимальная конструктивная скорость не менее 25 км/ч, максимальная мощность двигателя не более 15 кВт, снаряженная масса не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств (см. также комментарии к термину «разрешенная максимальная масса»).

«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1–5.26.

Правила содержат ряд требований, которые действуют только в населенных пунктах, например, о порядке расположения на проезжей части (раздел 9), о скорости движения (раздел 10), об остановке и стоянке (раздел 12), о пользовании внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (раздел 19) и т. д.

Применительно к Правилам населенным пунктом является только такая территория, при въезде на которую установлены знаки 5.23.1, 5.23.2 или 5.25, а при выезде — знаки 5.24.1, 5.24.2 или 5.26 соответственно. Если перед началом застроенной территории установлен знак 5.25 (с голубым фоном), то это означает, что на данной дороге, проходящей через населенный пункт, не действуют требования Правил, относящиеся к населенным пунктам. Но при съезде с такой дороги исключение перестает действовать, в силу чего водитель на других дорогах в этом населенном пункте должен соблюдать предписания, касающиеся порядка движения в населенных пунктах.

«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

В данном случае в Правилах имеется в виду лишь ухудшение видимости, обусловленное исключительно временным состоянием окружающей среды, а не рельефом местности, по которой пролегает дорога, ее геометрическими параметрами, наличием растительности или сооружений, ограничивающих видимость. Именно ухудшение видимости по метеорологическим условиям является особенно опасным, так как в большинстве случаев не представляется возможным с помощью дорожных знаков предупредить об этом водителей. Практически дальность видимости, о которой упоминают Правила, может быть определена по расстоянию различимости пешехода в темной одежде на фоне дороги.

Расстояние 300 м принято с учетом возможности остановки сближающихся на дороге встречных автомобилей при максимально разрешенной скорости 90 км/ч и коэффициенте сцепления шин с дорогой 0,30-0,35, что характерно для чистого увлажненного покрытия.

Сумерки охватывают некоторый период времени после захода солнца и до его восхода. Продолжительность этого периода зависит от географической широты места (на севере этот период более длительный, чем на юге). Для средней полосы России продолжительность сумерек колеблется от 30 до 60 мин. в зависимости от времени года и состояния атмосферы.

В условиях недостаточной видимости действия водителя дополнительно определяются пунктами 19.1,19.3, 19.4, 19.7, 19.8 Правил.

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 определение этого маневра было пересмотрено. Принципиальным отличием нового толкования стало то, что отныне под обгоном подразумевается только такое опережение, которое связано с выездом на полосу (сторону проезжей части дороги), предназначенную для встречного движения. Это обстоятельство потребовало внести в определение уточнение о том, что маневр в обязательном порядке должен завершаться возвращением на ранее занимаемую полосу движения (сторону проезжей части).

Ранее обгон мог выполняться в том числе в пределах «своей» стороны дороги и не предполагал непременного возвращения на ранее занимаемую полосу.

Изменение определения термина потребовало полной переработки 11 раздела Правил, а также внесения изменений в пункт 9.4. Кроме того, в целях более четкой правовой регламентации данного маневра в Правила введено определение термина «опережение».

Указанное изменение терминологии было направлено на упрощение соответствующих норм Правил, а также на исключение разночтений при квалификации правонарушений в процессе осуществления правоприменительной практики.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Обочина (см. рис. 1.1 а) — конструктивный элемент дороги, ее ширина и покрытие регламентируются строительными нормами (СНиП 2.05.02–85 «Автомобильные дороги»). Как правило, обочина на 0,5–1,0 м укреплена дорожным покрытием для того, чтобы при съезде на нее автомобиля не разрушалась кромка проезжей части. Разметка служит для обозначения края проезжей части, а сплошную линию 1.2.1 разрешается пересекать для остановки на обочине и при выезде с нее. Случаи, когда обочина может быть использована для движения, остановки и стоянки, установлены разделами 4, 8, 9, 12, 24 Правил.

«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Данный термин был введен постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 с целью более четкой регламентации отдельных норм Правил. В первую очередь, однозначное понимание соответствующих условий имеет принципиальное значение в контексте пункта 11.4 Правил, запрещающего выполнение обгона при ограниченной видимости.

Учитывая многообразие возможных ситуаций, рассматриваемое определение не содержит исчерпывающего перечня объектов и условий, которые могут ограничивать водителю видимость. При этом в определении перечислены наиболее распространенные примеры.

«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

Это понятие используется в некоторых пунктах Правил, регламентирующих общие требования к участникам дорожного движения и действия водителей при возникновении такой ситуации. Пункт 1.5 Правил предписывает участникам дорожного движения действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Положения абзаца 2 пункта 10.1 Правил конкретизируют действия водителя при возникновении опасности для движения, которую он в состоянии обнаружить. При этом водитель должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Опасность для движения может возникнуть вследствие резкого торможения движущегося впереди транспортного средства, неожиданного появления на пути движения автомобиля людей, животных, а также возникшей технической неисправности транспортного средства и т. п.

Моментом возникновения опасности для движения следует считать момент, когда водитель ее обнаружил, либо момент, когда он должен был и мог предвидеть ее возникновение.

«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Комментарии к правилам дорожного движения Российской Федерации

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации и к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатции предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

В дальнейшем — Правила.

10

Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.

11

СНиП 2.05.02–85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР.М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986,-56 с; ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог; ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

Далее — Технический регламент.

12

СНиП 2.07.01–89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Госстрой России М.: ГУП ЦПП, 2003, — 56 с.

13

До 2009 года — скончавшиеся в течение 7 последующих суток.

14

Форма карточки учета дорожно-транспортного происшествия утверждена приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 647».

15

Утверждена МПС России 29 июня 1998 г. № ЦП — 566, согласована с МВД России 13 июля 1997 г., Минтрансом России 5 июня 1997 г. и ФДС России 14 июня 1997 г.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я