Использование деловой игры в реабилитационном процессе алко-наркозависимых

Кирилл Николаевич Сарапулов, 2021

В методической разработке рассматриваются вопросы, связанные с реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью: описаны психологические особенности зависимых людей; раскрыты аспекты осуществления реабилитации; содержится практический материал, предназначенный для работы с людьми, находящимися в реабилитационных центрах. В рамках деловой игры участниками выполняются различные социальные роли: потребителя, руководителя и т.п., у них формируются умения анализировать ситуацию, проектировать деятельность, прогнозировать ее результаты. Эффективность представленной игровой модели реабилитации подтверждается с помощью математико-статистических методов. Разработка предназначена для педагогов, психологов, социальных педагогов, осуществляющих работу с зависимым людьми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование деловой игры в реабилитационном процессе алко-наркозависимых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Теоретические основы использования деловой игры в реабилитационном процессе алко-наркозависимых

Роль реабилитационных центров в работе с людьми, зависимыми от алкоголя и наркотиков

Проблему употребления алкоголя и наркотических веществ следует рассматривать не только как физиологическую, но и как проблему личности, прибегающей к пагубной привычке в конкретной социальной ситуации.

Среди признаков, которые характеризуют эту пагубную привычку, выделяют следующие:

— неудержимое желание и навязчивое стремление к непрерывному употреблению алкоголя и / или наркотиков (соответственно, и добывание их любыми путями);

— потеря количественного контроля потребления, увеличение потребляемых доз (развитие толерантности);

— развитие симптомов психической и физической зависимости от действия (эффекта) наркотиков и алкоголя;

— опасные последствия алкоголизации и наркотизации как для самого употребляющего, так и для общества.

Зависимость от алкоголя и наркотиков является проблемой многогранной. Так, наркотическую зависимость, ее формы непосредственно определяют свойства наркотика, который употребляет человек. Однако на развитие зависимости в целом влияют не столько свойства веществ, изменяющих состояние сознания, сколько личность субъекта и потребности, которые он стремится удовлетворить путем употребления алкогольных и / или наркотических веществ. При злоупотреблении алкоголем и наркотическими веществами формируются специфические черты поведения и образа жизни, которые приводят к кардинальному изменению отношений человека с собой, другими людьми, культурой, природой, Богом. Происходит искажение образа мира, лежащего в основе мировидения человека.

На основании анализа психолого-педагогической и медицинской литературы можно выделить три стадии развития алкогольно-наркотической зависимости: начальную, стадию физической зависимости и финальную.

1. Начальная стадия характеризуется нездоровым психическим влечением к алкоголю / наркотику. На этом этапе выделяют несколько ведущих синдромов:

— астенический синдром: проявляется немотивированной слабостью, раздражительностью, дисфорией и другими дефектами эмоциональной сферы. У зависимого человека отмечаются нарушения сна, снижение интереса к происходящему, прогрессирующее ухудшение памяти;

— синдром повышенной толерантности: увеличивается потребность в препарате, прежние дозы перестают приносить удовольствие и даже не способны устранить психологический дискомфорт;

— адаптация к негативным эффектам препарата: постепенно исчезают негативные симптомы, которые ранее беспокоили при приеме вещества, — организм привыкает к яду.

На фоне истощения запасов нейромедиаторов в нейронах постепенно формируется стойкая психическая зависимость, которая сохраняется на всех последующих этапах заболевания.

2. Стадия физической зависимости является закономерным продолжением патологических процессов, происходящих в организме. В этот период продолжает неуклонно расти толерантность к препарату, дозировка которого достигает выраженных токсических величин. Организм полностью адаптируется к присутствию вещества, а снижение его концентрации приводит к развитию абстиненции, или синдрома отмены, — верного признака физической зависимости. Синдром характеризуется:

— нарушениями психического состояния с выраженными тревогой, беспокойством, гневливостью;

— широким спектром соматических нарушений в виде болей в животе и мышцах, диспепсических и вегетативных расстройств.

Острый период синдрома отмены может длиться несколько недель.

Вместе с физической зависимостью усиливается и психическая форма зависимости, которая еще более усугубляется страхом перед очередной «ломкой».

Синдром абстиненции характерен в основном для людей с наркотической зависимостью. Присущие «ломке» симптомы были выделены И.Н. Пятницкой:

— у наркоманов происходит так называемое «выпадение функций», наблюдается сильная мышечная слабость, в результате которой человеку с трудом даются малейшие физические нагрузки;

— для зависимых от наркотических веществ привычной становится тахикардия;

— наблюдается «неисправность» функций, которые столкнулись с серьезными изменениями, реагируя на введение наркотика.

Как известно, все в нашем организме взаимосвязано, а потому нарушение одной функции тянет за собой «неисправность» другой. Отсюда исходят многочисленные проблемы, связанные с нарушениями в психической сфере человека.

Для абстинентного синдрома характерны и защитные симптомы:

— беспокойный сон или его отсутствие;

— депрессивность;

— постоянное ощущение тревоги;

— тошнота;

— расширение зрачков;

— анорексия.

3. Финальная стадия — заключительная фаза заболевания, которая также называется стадией декомпенсации, приводит к необратимым изменениям, когда спасти человека уже практически невозможно. На фоне тяжелейшей физической и психической зависимости, при которой алкоголь и / или наркотик и его метаболиты становятся непременными компонентами обмена веществ, наблюдаются:

— снижение толерантности: дозировка алкоголя и / или наркотика больше не растет и даже несколько снижается, но его прием становится строго обязательным. У наркоманов очередная доза совсем не приносит эйфории, но способна предотвратить «ломку» или облегчить ее симптомы;

— полиорганная недостаточность — грубейшие структурные и функциональные изменения в различных органах: развиваются почечная и печеночная недостаточность, заболевания сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, прогрессирует поражение нервной системы;

— деградация личности: прогрессивно снижаются интеллект и интерес к жизни; утрачивается эмоциональная привязанность к родным и близким. Зависимый человек не только перестает представлять какую-либо пользу для общества, но и зачастую становится опасным для него.

Работа реабилитационных центров основана на многоаспектном рассмотрении проблемы алкогольно-наркотической зависимости и роли социально-психологических факторов, влияющих на динамику такой зависимости, с учетом особенностей этапов зависимости. Основная задача реабилитационных центров заключается в повышении эффективности работы наркологической службы за счет усиления специализированной помощи и осуществления мер по восстановлению медико-социального статуса выздоравливающих больных и терапии психических, соматических и невралгических осложнений основного заболевания.

Для реабилитации наркологических больных используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий.

Реабилитационный процесс проходит три стадии:

I — восстановительное лечение.

II — стадия ресоциализации с восстановлением обычных видов жизнедеятельности, а также социальных навыков. Акцент ставится на формировании нормативных качеств личности пациента, возвращении его в общество и семью.

III — возвращение реабилитанта в обычные условия жизни.

Социальная реабилитация в целом — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Различные специалисты (врачи, психологи, психотерапевты, консультанты по химической зависимости, специалисты по социальной работе и др.) определяют системный подход при лечении от наркотической зависимости. При условии правильного лечения пациенты возвращаются к обычной жизни без употребления алкоголя и / или химических веществ, многие создают семьи, рожают здоровых детей, адаптируются в социальной среде, начинают работать.

Основной смысл реабилитации — не в длительном воздержании от психотропных веществ и физическом отвыкании от них, а в том, чтобы выявить и ликвидировать психологические причины зависимости и привить больному новую модель поведения.

Программы реабилитации помогают человеку вернуться к нормальной трудовой, социальной и семейной жизни. Эффективность работы обеспечивается четким обозначением цели, задач и принципов реабилитации, дифференцированностью и продолжительностью программы, средой, реабилитационными технологиями, материально-техническим обеспечением, квалификацией кадров и постреабилитационной психосоциальной поддержкой больных.

Зависимому больному необходимо знать о том, что такое границы личности, компульсивное поведение, дефекты характера, триггеры заболевания, причины заболевания. Как правило, причины, стоящие за началом употребления, скрыты в детстве или тесно связаны с травматическими ситуациями, поэтому их необходимо прорабатывать индивидуально в личной терапии.

Для того, чтобы пациенты смогли увидеть свои слабые и сильные стороны, стать более раскованными и получить уверенность в себе, проводятся тренинги. Помимо этого, тренинги служат хорошим примером для проигрывания ситуаций, связанных с формами защиты от заболевания, помогают увидеть схемы взаимодействия с родственниками, а также учат клиентов — участников программы — взаимодействовать друг с другом, помогают улучшить самооценку. Больше всего это касается игровых тренингов, в результате которых пациенты учатся честно проговаривать свое состояние, безопасно выражать агрессию и получают массу положительных эмоций.

По окончании реабилитации пациенты выходят на стойкую ремиссию, что является наиболее важным аспектом и следствием участия в программе врачей, наркологов, психиатров, клинических психологов, которые на начальном этапе помогают подобрать индивидуальное медицинское сопровождение каждому пациенту. После завершения программы пациент обладает большим количеством знаний и более осознанно смотрит на любое проявление своих чувств и эмоций в трудных для принятия правильного решения ситуациях.

Реабилитация алко-наркозависимых длится несколько месяцев, все это время пациент находится в среде, полностью отличающейся от его прежней жизни. Изолированность от внешнего мира и ежедневная работа над собой замечательно очищают сознание и помогают сосредоточиться на самом главном. За месяцы реабилитации восстанавливается физическое состояние. Клиенты соблюдают режим дня и режим сна, правильно питаются, занимаются спортом.

Комфортные условия проживания — один из факторов выздоровления. Больной несет тяжелую моральную нагрузку из-за борьбы с тягой к наркотикам, поэтому окружающая обстановка должна способствовать лечению.

Успешность реабилитации связана с уровнем образованности и воспитанности пациентов, их адаптивными возможностями в постреабилитационный период. При этом следует иметь в виду, что продолжительность употребления алкоголя и / или психоактивных веществ, а следовательно, и заполнения сознания негативной информацией может длиться более десяти лет, что усложняет реабилитационный процесс. Формирование багажа позитивных знаний и умений возможно с помощью информационного, технологического и аксиологического подходов, реализация которых является актуальной задачей, так как позволяет повысить адаптивную способность после окончания курса реабилитации.

Таким образом, реабилитационный процесс — сложная медико-социальная система, функционирующая на основе преемственности (этапности) и комплексности лечебно-реабилитационного процесса. Он предполагает осуществление объективно обоснованного перехода от медико-психологических к психосоциальным мерам реабилитации.

После прохождения курса реабилитации человек способен полностью вернуться к нормальной жизни, приступить к трудовой деятельности. Успешная реабилитация, качественно оказанная помощь дают шанс снова радоваться жизни без алкоголя и наркотиков.

Деловая игра в реабилитационном процессе

Деловая игра, имитируя различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, выступает одним из направлений программы реабилитации центра. Игра является одной из активных форм обучения, позволяет участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, совершенствоваться в навыках общения, умении договариваться. Существует много разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные игры и др.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Деловые игры активизируют мыслительную деятельность участников и являются одним из новых эффективных методов обучения.

В процессе деловой игры участники не только сами стремятся хорошо выполнять задание, но и побуждают к этому своих товарищей.

Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить пять психолого-педагогических принципов:

1. Принцип имитационного моделирования ситуации предполагает разработку:

а) имитационной модели производства;

б) игровой модели профессиональной деятельности.

Наличие этих двух моделей необходимо для создания предметного и социального контекстов будущего труда.

2. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых участниками в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.

3. Принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности основывается на имитации производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов.

4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Система рассуждений каждого из партнеров обусловливает их взаимное движение к совместному решению проблемы. Люди неоднозначно реагируют на одинаковую информацию, что порождает диалог, обсуждение и согласование позиций, интересов.

5. Принцип двуплановости игровой деятельности. Игровая обстановка дает возможность не бояться ошибок, интеллектуально раскрепощаться и активизироваться творческому потенциалу личности. В зависимости от задач игры можно варьировать игровые и педагогические цели, усиливая игровой, учебный или профессиональный аспекты. Все зависит от замысла, реальной обстановки. Главное, чтобы игровые условия трансформировались в сознании обучаемых и превратились в стимулы деятельности при достижении реальных целей обучения и воспитания. Эффективность деловой игры обеспечивается через сбалансированность реальных и условных компонентов. Тогда учебная ситуация осознается двояко, и эта двойственность максимально работает на решение учебных и воспитательных задач.

Эти взаимообусловленные принципы составляют концепцию деловой игры и должны соблюдаться как на этапе разработки, так и на этапе реализации. Несоблюдение или недостаточная проработка хотя бы одного из них отрицательно скажется на результатах игры в целом.

Деловая игра порождает мощное игровое психологическое поле, которое вовлекает в действие всех участников, вызывая большой эмоциональный подъем. Игра предоставляет возможность каждому ее участнику проявить творческие способности, что является удовлетворением потребности в самореализации, позволяет посоревноваться, подтвердить или изменить статус в группе.

Игра — идеальный инструмент для развития продуктивного мышления и человеческих качеств вообще. Недаром игра — основное времяпрепровождение любого подростка. Именно ранняя подсознательная память толкает взрослого человека к такому методу личностного развития, которое доставляет большую радость и эмоциональный подъем. Кроме того, игра позволяет на определенное время побыть в чужой роли, творить другую линию поведения и одновременно отдыхать от самого себя.

Деловые игры широко используются в реабилитационной терапии для лечения разного рода патологий. В игровой форме гораздо проще определить комплексы и блоки, которые регулируют поведение человека, а также осуществить коррекцию его состояния.

Не стоит забывать и о том, что для многих пациентов, которые проходят реабилитацию от зависимости, интересное времяпрепровождение напрямую связано с употреблением. Они попросту разучились получать удовольствие и веселиться, не принимая психотропных веществ.

Разработанная и предложенная автором деловая игра «Капитал» вовлекает всех участников в творческую имитацию, а также адаптирует участников к реальной жизни. В деловой игре «Капитал» развивается способность анализировать свое поведение и замыслы других людей. Особенно важны эти навыки для бывших зависимых, поскольку из-за длительного употребления многие из них утратили способность адекватного восприятия окружающего мира.

Говоря о степени эффективности деловой игры, можно отметить, что в результате ее проведения у участников:

— наблюдается снижение эгоцентрических тенденций в поведении и мышлении;

— обостряется социальная чувствительность;

— актуализируется творческий потенциал;

— расширяются стереотипы;

— снижается порог принятия точки зрения другого;

— повышается адекватность самооценок и взаимооценок.

Данная игра заставляет участников использовать свой прошлый опыт, предоставляет им автономное пространство для развития собственных представлений и действий.

Обязательное условие нашей игры заключается в том, что каждый участник принимает решения самостоятельно, а это не всегда происходит в реальности; в результате игра становится тренингом креативности. Одним из главных плюсов нашей деловой игры является то, что она, моделируя реальность, дает возможность радикально сократить время накопления опыта, позволяет повернуть ход возможных событий, попробовать разные стратегии.

Каждый участник игры «Капитал» получил отличный опыт обращения с финансами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Использование деловой игры в реабилитационном процессе алко-наркозависимых предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я