Староверы Псковского Поозерья. Себежский уезд

Кирилл Кожурин

В книге рассказывается о наиболее значительных старообрядческих духовных центрах Псковского Поозерья в XVIII – XX вв., расположенных на территории Себежского уезда – деревнях Яковлево и Обитель. Автор вводит в научный оборот уникальный архивный материал, до сих пор невостребованный учеными.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Староверы Псковского Поозерья. Себежский уезд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

© Кирилл Кожурин, 2021

ISBN 978-5-0053-2452-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Первые духовные центры старообрядчества в Себежском уезде в XVIII веке

На территории Себежского уезда, входившего с 1678 до 1772 года в состав Речи Посполитой1, первые старообрядцы появились еще в конце XVII столетия2. Это были переселенцы из Тверской, Псковской и Новгородской земель, не принявшие никоновскую церковную реформу и бежавшие от правительственных гонений за «литовский рубеж». От преследований староверы уходили в глухие, труднодоступные места, где основывали свои деревни и общежительства. Они селились как свободные люди на землях польских помещиков, пользуясь их покровительством и платя умеренную арендную плату. И старообрядцы, и землевладельцы были довольны: одни тем, что получили хорошие угодья и свободу вероисповедания, другие — тем, что земли, пустовавшие после свирепствовавшей в Европе эпидемии чумы (1657, 1661, 1710 годов), заселялись трудолюбивыми, исправно платившими подати крестьянами. В рабочих руках была заинтересована и государственная власть Речи Посполитой, поэтому польский король Ян Собеский (1629—1696, правил с 1674 по 1696) издал особую грамоту о свободном жительстве раскольников в польских пределах, при полной независимости от католического духовенства в исправлении веры и отправлении обрядов3.

Себеж, будучи приграничным городом, неоднократно переходил из рук в руки. 24 июля (3 августа) 1678 года в Москве было заключено очередное перемирие между Русским государством и Речью Посполитой, по которому прежнее Андрусовское перемирие продлевалось на 13 лет, а исконно русские города Себеж, Невель и Велиж с уездами передавались Речи Посполитой в обмен на закрепление за Россией Киева. После возвращения в состав Речи Посполитой Себеж стал собственностью литовского княжеского рода Радзивиллов4. Именно на этот исторический период приходится массовое переселение гонимых старообрядцев на себежские и невельские земли.

В 1699 году выдающийся деятель старообрядчества, писатель и богослов, основатель федосеевского согласия Феодосий Васильев (1661—1711), вынужденный бежать из России, переселился вместе с матерью и сыном в Польшу. Старообрядческий историк Павел Любопытный так повествует об этом в своем произведении «Хронологическое ядро староверческой церкви, сочиненное в Санкт-Петербурге П. Л.»: «Федосей Васильевич по просвещении своем в 9-й год, будучи весьма гоним, как от пагубнаго никониазма, так и от зараженных оным своих сограждан, принужден был оставить любезное свое отечество, достояние и удалится, поспешно с своим семейством в страну иноплеменных, водворится в Польском королевстве, и основать там своего сословия благочестивое братство»5. На территории Речи Посполитой, в Крапивенской волости Невельского уезда, в лесных владениях пана Куницкого, близ деревни Русановой, Феодосий основал две обители — мужскую и женскую. Число насельников обителей превышало тысячу человек (до 600 мужчин и 700 женщин).

Карта Речи Посполитой (Польша и Литва) 1729 г.

Массовая эмиграция русских старообрядцев в Польшу продолжалась на протяжении всего XVIII века, тем более что большого труда это не составляло. Согласно документам того времени, русские из соседнего Великолуцкого уезда «проходили в Польшу в день», в приграничные Невельский и Себежский поветы (уезды) Речи Посполитой. Переход границы облегчало и то, что пограничные заставы были небольшими и располагались на значительном расстоянии друг от друга. В 1723 году было начато сооружение пограничного рубежа Рига — Великие Луки — Смоленск. Однако оно не могло обеспечить надлежащей охраны с российской стороны — сквозь него по потайным тропам и дорогам из России в Речь Посполитую и обратно почти беспрепятственно могли проезжать малые и большие группы людей с повозками, гружеными имуществом. Люди целыми деревнями уходили за «польский рубеж». «Пересечь границу было нетрудно, так как один из наиболее преданных сторонников Феодосия Васильева, пропагандировавший его убеждения на Новгородско-Псковской земле, Игнатий Трофимов, умело организовал отдельные этапы перехода»6.

Упомянутый Игнатий Трофимович (Трофимов) (ум. 17457) был известным федосеевским наставником и духовным писателем. Родился в Старой Руссе, где жил и проповедовал учение Феодосия Васильева, неоднократно ходил к нему в Польшу и принимал деятельное участие в переправке староверов с Новгородчины за польский рубеж. В 1700 году был благословлен в наставники в Москве. Согласно «Алфавиту духовному» Василия Золотова, был первым беспоповским пастырем в Москве, удостоенным «степени великоотеческой». В 1724 году переселился в Польшу. Вот какую интересную характеристику дает ему историк-поморец Павел Любопытный: «…отличный житель в Польше и тонкий буквалист, славный пастырь и учитель феодосианской церкви в реченном месте, ревностный защитник галилейства и употребления надписи Пилатовой титлы на кресте Христовом, тщательный снискатель в защиту своего лжемудрия и утверждения своей церкви. Муж был подвижной в созидании церкви (тоже своей), строгой жизни, хорошаго сердца и незлобив. А при сих отличиях он был миролюбив и почитал раздор церковный за тяжкий грех. Для того не раз ездил в Выгорецию, не раз и убеждал настоятельно письмами и словами всех феодосиан к принятию соединения с поморскою церковию. Он многократно испытывал от чудотворных и святых предметов о надписании бытия Пилатовой титлы на кресте Христовом. Москва, Выгореция и прочия страны правоверных часто обращали на него свои взоры с немалым вниманием и важностию. У феодосиан он был столп, утверждение, слава и честь их. Впрочем, при всех таковых качествах, часто открывал он в своих деяниях самонравие, непокорность просвещенным мужам и нарушение честных своих слов, держась твердо правил своей церкви. Он был росту средняго, лицем бел и продолговат, взор имел скромный и приятный, браду окладистую и мало продолговатую, украшенную всю сединами: все это оказывало в нем мужа важнаго и редкаго. Он скончался в своей отчизне честно, 1761 года, от рождения своего 85 лет»8.

Благодаря близости границы и той легкости, с какой ее можно было тогда преодолеть, в конце XVII—XVIII веков на территории русско-польского пограничья складывается семь локальных групп старообрядцев со своими духовными центрами (две группы в Себежском и пять в Невельском уездах), которые сыграли весьма существенную роль в истории русского старообрядчества. Сейчас этот живописнейший регион с сотнями больших и малых озер обычно называют Псковским Поозерьем. Проживавшие здесь староверы жили достаточно независимо, обрабатывали землю, строили свою общинную жизнь, пользуясь свободой исповедания древлеправославной веры. Здесь же проходили важнейшие церковные события — соборы староверов-федосеевцев, которые (по понятным причинам) невозможно было проводить в то время в России и на которых принимались решения, обязательные для всех представителей этого крупнейшего старообрядческого согласия. Местные старообрядцы (в основном, принадлежавшие к федосеевскому беспоповскому согласию) со временем получили название «польских федосеевцев». Как отмечала А. А. Заварина, «первые крупные поселения староверов в Польше возникли на территории собственно Витебской губернии…, в частности в Невельском уезде, где поселился Феодосий Васильев со своими последователями, и в Себежском уезде, на территории которого неоднократно, и, видимо, не случайно проходили соборы федосеевцев»9.

На территории Себежского уезда одним из важнейших духовных центров старообрядчества становится федосеевская обитель близ деревни Давыдово (впоследствии — просто деревня Обитель), основанная в 1720-е годы сыном Феодосия Васильева Евстратием (после разгрома Ряпинской обители в Дерптском уезде в 1719 году). Старообрядческая община просуществовала здесь до 30-х годов XX века (самой деревни уже не существует). На личности основателя этой первой на себежской земле старообрядческой обители стоит остановиться отдельно.

Евстрат (Евстратий) Федосеевич сам являлся видным деятелем староверия и писателем-полемистом. Родился он в 1692 году в семье бывшего диакона из Крестецкого Яма Феодосия Васильева, вскоре перешедшего в староверие и ставшего известным беспоповским вероучителем. Вместе со своим отцом, матерью, сестрой и двумя братьями принял старообрядческое крещение (крещен с именем Фаддей). В 1699 году отец, взяв с собой мать и сына Евстрата, переехал в Речь Посполитую, где под Невелем создал первую за рубежами России староверческую Русановскую обитель (1699—1708). Здесь прошли юношеские годы Евстрата. Позже он переселился на земли покровительствовавшего староверам князя Александра Даниловича Меньшикова, в Вязовской волости Великолуцкого уезда в России; затем в 1711 году переехал в Ряпинскую мызу около Юрьева (Дерпта) в Ливонии, где федосеевцы создали еще одну обитель. Однако еще в 1711 году Евстратий вместе с отцом был арестован и выдан новгородскому митрополиту Иову, но в отличие от своего отца, мученически умершего в заточении, вскоре был отпущен (или же сбежал). В 1711—1719 годах Евстратий Федосеевич становится одним из руководителей Ряпинской обители, ставшей в 1710-х годах крупнейшим центром федосеевцев. Однако после разгрома российской военной командой Ряпинской обители в 1719 году Евстратий Федосеевич снова переселяется в Речь Посполитую, потому что, по его словам, «тамо древлецерковные законы содержати пришельцем воля даяшеся».

В Польшу эмигрировали и многие другие федосеевские наставники. Евстратий вместе со своим дядей Егором, Терентием Васильевым и Иваном Бедрой поселился во владениях какого-то «пана Эльзана» (возможно, помещика Георга Константина Гильзена, мариенгаузского старосты; ум. 1737); Макар Никитин «с братией» — в Курляндии, а некоторые другие — в Стародубье. В 1720-1760-х годах федосеевские общины в северо-восточной части Речи Посполитой — в Ступелишках, Балтруках (Курляндия), в Давыдово (Себежский уезд), в Гудишках и других местах — сделались одними из главных руководящих центров раннего федосеевства за границей. Между этими зарубежными и федосеевскими (также поморскими) общинами в России поддерживалась тесная связь, происходила оживленная переписка и время от времени проводились собеседования.

Дальнейшая судьба Евстратия Федосеевича менее известна. В марте 1722 года в Пскове состоялась полемика между ним и беглопоповским священником Матвеем Андреевым. Через 9 лет после вынужденного бегства из Ряпиной мызы Евстратий основал Гудишкскую обитель (ныне Игналинский район Литвы). Условия жизни федосеевцев были здесь довольно хорошие, так как и местные дворяне, в лице управляющих имением католиков, если не покровительствовали, то благосклонно и терпимо относились к староверам. В обители была построена часовня, где проходили «церковные службы». В 1735 году Евстратий Федосеевич выступил на федосеевском соборе в Ступелишках, где публично изложил свое исповедание веры и молил всех «православных христиан», если когда и сделал из-за «своего скудоумия в делах и словесех <…> согрешение, Святыя Троицы ради», простить его «грубаго, грешнаго, всех опечалившаго» и быть милостивыми к нему. Старообрядческий историк Павел Любопытный писал о Евстратии: «Впрочем, он открывал во многих случаях своих деяний довольно суеверия и грубости, часто изражал самонадеянность и прекословие просвещенным мужам»10.

В 1730-е годы Евстратий Федосеевич оставался видным наставником, но утратил роль одного из главных руководителей федосеевства и был далек от того высокого авторитета в беспоповстве, которым пользовался в начале XVIII века его отец. Видимо, он не присутствовал и на состоявшемся в 1751 году известном Польском соборе. Он не упоминается в источниках и в годы разорения Гудишкской обители. Известно, что в 1742 году Евстратий написал «Житие Феодосия Васильева», по жанру напоминающее поздние жития русских святых и являющееся важнейшим источником для биографии его отца, основателя федосеевского согласия. Известно еще «Послание Евстратия Федосеевича на Выг» (1757), в котором он отстаивает неизменность учения первых федосеевцев о поклонении титлу IНЦI и о признании законности браков, заключенных до перехода в старообрядчество. Согласно Павлу Любопытному, Евстратий Федосеевич «скончался честно в своей обители, 1768 года, от рождения своего 76 лет». К сожалению, он не уточнил названия этой обители, находившейся, несомненно, на территории Речи Посполитой — вот только в Литве или в Себежском уезде?

Из других источников мы знаем, что в последние годы Евстрат Федосеевич часто бывал в Новгороде и Старой Руссе и поддерживал тесные связи с местными староверами. «Есть основания предполагать, — замечает по этому поводу И. А. Мельников, — что последние годы жизни Евстрат провел в Новгородских пределах, а именно, в самом Новгороде либо, что еще более вероятно, в Старой Руссе»11.

Императрица Екатерина II

В 1772 году, по соглашению с Австрией и Пруссией, России были возвращены Витебские и Могилевские земли, в том числе и Себеж. В связи с этим неизбежно изменилась и жизнь местных староверов. Указом Сената от 23 октября 1772 года было объявлено об образовании Псковской губернии, с центром в городе Опочке, в которую вошли 5 провинций: Псковская, Великолукская, Двинская, Полоцкая, Витебская. Указом Екатерины II от 14 декабря 1772 года Витебская, Полоцкая и Двинская провинции были причислены к Псковской епархии. Сенатским указом от 22 июля 1773 года Себеж был «назначен уездным городом» Полоцкой провинции.

24 августа 1776 года Екатерина II издала указ «Об открытии Полоцкой и Псковской губерний». Полоцкую губернию образовали Двинская, Полоцкая и Витебская провинции. 22 марта 1777 года Полоцкая губерния была разделена на одиннадцать уездов, в число которых вошел и Себежский уезд. 10 января 1778 года был издан штат Полоцкого наместничества; Себеж показан в числе уездных городов этого наместничества.

6 мая 1788 года именным указом, данным Синоду «О разделении епархий сообразно с разделением губерний» границы Санкт-Петербургской, Новгородской и Псковской епархий устанавливались в соответствии с границами этих губерний для «удобнейшего управления церквами». Указом от 12 декабря 1796 года Полоцкая и Могилевская губернии были объединены в Белорусскую губернию, в состав которой вошел Себежский уезд. 20 февраля 1802 года, по докладу Сената, в Белорусской губернии были учреждены Могилевская и Витебская губернии. При издании штата Витебской губернии 12 июля 1802 года Себеж назначен уездным городом этой губернии.

Карта Белорусской губернии. 1800 г.

***

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Староверы Псковского Поозерья. Себежский уезд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В настоящее время эти земли входят в состав Псковской области.

2

Историко-этнографические очерки Псковского края. Псков, 1999. С. 29.

3

Лилеев М. И. Из истории раскола на Ветке и Стародубье. XVII — XVIII вв. Вып. 1. Киев, 1895. С. 121.

4

Еще в 1649 году польский король Ян-Казимир подарил Невельское и Себежское старовства гетману Янушу Радзивиллу, который стал именоваться «господином Невеля и Себежа».

5

БАН. Собрание Никольского, №206. Л. 39 об. — 40.

6

Иванец Э. Из истории старообрядцев на польских землях: XVII — XX вв. М., 2019. С. 66.

7

Эту дату указывает «Алфавит духовный» Василия Золотова. Согласно Павлу Любопытному, родился в 1676 году, а умер в 1761-м.

8

Любопытный П. О. Исторический словарь и каталог, или Библиотека староверческой церкви. М., 1866. С. 130—131.

9

Заварина А. А. Латгальские староверы. Историко-этнографические очерки разных лет. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2019. С. 25.

10

Любопытный П. О. Исторический словарь и каталог, или библиотека староверческой церкви. М., 1866. С. 105—106.

11

Мельников И. А. Внутренняя беспоповская полемика и ее роль в формировании духовных центров Новгородского старообрядчества XVIII — нач. XIX в. // Старообрядчество в истории и культуре России: проблемы изучения: (к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума) [Текст] / [отв. ред. Захаров В. Н.]. М.: Институт Российской истории РАН, 2020. С. 145.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я