Индивидуальный проект

Кирилл Игоревич Сидоркин, 2023

Данный труд посвящен проектной деятельности в общеобразовательных учреждениях основного общего образования. В рамках данного практического пособия рассматривается возможность реализации различных проектов в образовательном учреждении, даются пояснение по разделам. Описываются практические примеры составления частей исследования. Представлены карточки с заданиями для самостоятельного выполнения, использования в личной практике, примера.

Оглавление

  • ***
  • Научно-исследовательская работа и проект. Практические рекомендации

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индивидуальный проект предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

***

Научно-исследовательская работа и проект. Практические рекомендации

Сталкиваясь с проектной деятельностью на практике, возникает большое число вопросов, как у многих учителей, так и у многих обучающихся. В данном параграфе попробуем ответить на самые популярные из них, добавив примеры из существующих практик.

Самое главное при работе над проектом — личная заинтересованность. Поскольку проект требует усилий как от обучающегося, так и от научного руководителя, интерес к теме является первостепенным, иначе возникает опасность недостатка личного ресурса. Так, выбирая тему по принципу легкости или популярности, авторы могут не найти практической пользы для себя.

Многие обучающиеся, как и научные руководители, обращаются к сети интернет в поисках темы исследования. Чаще всего Интернет предлагает стандартные работы низкого качества исполнения, в которых процесс научного и творческого поиска уже выполнен. Заимствованная работа приносит минимальный результат. Так, обучающийся в 9-м классе выбирает тему проверки качества зубной пасты через яичную скорлупу. Таких проектов в интернете большое множество, даже проведя эксперимент, обучающийся не придет к иному результату. В этом также кроется опасность полного заимствования. Допуская такие работы до конференций или комиссии, происходит ряд негативных аспектов: обучающиеся, реализовавшие свой проект самостоятельно и получающие равные баллы с заимствованным проектом испытывают обесценивание собственных усилий; обучающийся, применивший хитрость для решения проблемы, закрепит негативный опыт; качество проектной деятельности не сможет развиваться в общем ключе.

Еще одной распространенной ошибкой при выборе темы можно считать мнимую актуальность. Достаточно популярна тема современных сленговых выражений. Обучающийся создает словарь современных терминов, объясняя это тем, что так старшему поколению будет проще воспринимать «язык» молодежи. Но эта актуальность не является верной по следующим причинам:

Старшему поколению интуитивно понятны слова, используемые в речи, и в ситуации «расшифровки» они могут обратиться к сети интернет, особенно, если в проекте не указан механизм распространения словаря;

Молодёжь не использует сленговые выражения в общении со взрослыми в большинстве случаев;

Данных словарей достаточно много на просторах сети интернет.

Более того, подобная деятельность искажает восприятие самой гуманитарной науки. Исследование новых значений и трансформации смыслов, а также заимствований в лексике языка достаточно интересно, но через данную упрощенную форму со слабым целеполаганием научный потенциал растрачивается.

Отдельно отметим одну из распространенных проблем в научных исследованиях. При подготовке исследования, опирающегося на умозаключение как продукт деятельности, обучающиеся часто дублируют выводы из других источников, не предоставляя собственных. Также существует проблема понимания источника и научной литературы. Многие исследования имеют форму реферата при полном отсутствии оригинального вывода автора.

Таким образом, мы подходим к проблемному вопросу данной части — как правильно выбрать тему работы?

Необходимо уделить внимание личности обучающегося. К какой деятельности он или она имеют предпочтение? В ситуации, когда обучающийся не может ответить на данный вопрос или считает свои увлечения неуместными для данного вида деятельности, обучающегося необходимо заинтересовать.

Заинтересовать обучающегося можно несколькими способами. Важно добиться понимания важности выполняемой работы. Обучающийся должен четко понимать, зачем и для чего он или она это делает. Если главной мотивацией выступает защита и соблюдение формальности, приложенных сил может быть недостаточно. Для создания нужной мотивации, необходимо учитывать особенности личности. Если внешний вид и общее впечатление говорит о склонности к творчеству, скорее всего, заинтересовывать нужно проектом, имеющим творческий продукт деятельности. Многие обучающиеся склонны к решению проблем общества. В этом случае проект, связанный с волонтерством или экологией, может быть успешным. При обладании высокими познаниями в предметной области, рационально предложить углубиться в тему, задействовать механизмы погружения в предметную область, однако избегать реферативных работ. От научного руководителя требуется знание различных тем и возможностей, часть из которых представлена в данной работе.

Далее, при работе над проектом лучше всего составить индивидуальный график. Можно предложить следующий алгоритм деятельности.

Работа проводилась индивидуально и состояла из следующего алгоритма:

Индивидуальная беседа — на основании индивидуальной беседы выясняются предпочтения обучающегося, интересующая его деятельность, возможности, которыми обучающийся обладает.

Выбор темы — на данном этапе, с учетом особенностей каждого обучающегося и его или ее личных предпочтений, приводится список тем и направлений деятельности. Стоит уделить внимание понимаю цели и конечному результату, который будет достигнут.

Создание плана и выбор ключевых точек проекта — данный этап важен, ведь от него зависит успех проекта. На данном этапе необходимо отследить понимание обучающегося, какую деятельность он будет выполнять и к какому результату это приведет не в целом, а на каждом конкретном этапе.

Реализация проекта — на данном этапе происходит постепенная реализация проекта. При распределении сроков проекта и выполнения различных частей, необходимо ориентироваться на ближайшее время, поскольку обучающийся теряет мотивацию к дальнейшей работе за большой срок. Оптимальным сроком было выявлено от 1 до 4-х рабочих дней. Результат деятельности обучающегося требует дополнительных корректировок.

Предварительный итог — на данном этапе происходит формирование проекта. Данный этап отличается началом предзащиты в три этапа: защита проекта лично перед педагогом, защита перед знакомой аудиторией, защита перед незнакомой аудиторией. Данные этапы реализуются за счет выступления обучающегося перед своим классом и перед классом, с которым обучающийся не взаимодействует.

Итоговая защита — в рамках данного этапа обучающийся защищает работу перед комиссией образовательного учреждения и/или комиссией научной конференции.

Рефлексия — после проведенной защиты происходит анализ итогов, выявление проблемных моментов и определение дальнейшей траектории. На данном этапе необходимо показать обучающемуся возможности развития его деятельности, продемонстрировать ценность проделанной работы.

Стоит отметить, что алгоритм работы над проектом во многом зависит от личности и нагрузки как педагога, так и обучающегося. Также настоятельно рекомендуется уделить внимание целеполаганию и контролю.

Конец ознакомительного фрагмента.

***

Оглавление

  • ***
  • Научно-исследовательская работа и проект. Практические рекомендации

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Индивидуальный проект предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я