Будущее Украины. Эко-гармонизация глобальной стратегии России-Украины-Мира. Энциклопедия Живого знания. Том 50.

Ким Шилин

50-й том Энциклопедии Живого знания – это результат 30-летних научных исследований, проводившихся сотрудниками Лаборатории Экологии культуры Востока ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова с 1993 г. Монография стала своего рода творческой исповедью. На фоне осмысления своего жизненного опыта авторы размышляют о будущем Украины – малой родины К.И.Шилина, а также России и всего мира, ищут пути выхода из кризиса. В книгу вошли не только научные выводы, но и воспоминания, а также фотографии из личного архива.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будущее Украины. Эко-гармонизация глобальной стратегии России-Украины-Мира. Энциклопедия Живого знания. Том 50. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Формулирование глобальной проблемы

Сегодня реальное положение России-Украины-мира намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Эта ситуация, в которой мы сегодня оказались, складывалась не одно столетие. Корни ее уходят в далекое прошлое. Философские, логические основания для ее развития были заложены еще в Древней Греции, и в дальнейшем подпитывались всем ходом Истории и развития Западной цивилизации в ее непримиримом противостоянии с цивилизациями Востока.

Эта проблема, по своей Природе, в одно и то же время и Эко-гармонична, и эко-дисгармонична. И от нашего взгляда на нее, от нашего отношения к ней зависит, какое будущее ждет наши страны и мир в целом.

Для Детства Человека-Человечества, а также для культур Востока вообще, Живая природа остается по-прежнему основным «партнером» их экофильного двустороннего, субъект-субъектного общения и взаимодействия с окружающим миром.

А для цивилизации Запада, начиная еще со времен Античности — природа является основным объектом (в каковой умышленно «объективизируется» даже человек, который в рамках западной концепции воспринимается как раб предметно-производственной деятельности социума), то есть сам человек воспринимается как потребитель => производитель, а природа как — неживая, атомизированная => умерщвляемая, что и ведет весь мир, ныне, увы, к эко-гено-суициду.

Это — основная глобальная проблема не только России и Украины, но и всего (возможно даже в большей степени) современного мира => Логическая проблема.

ОТКРЫТОЕ обращение

к Творческой интеллигенции => и правящим элитам России-Украины-мира

ЭСКИЗ СТРАТЕГИИ ЭКО-ПЕРЕСТРОЙКИ

Коллеги! Друзья!

Сегодня уже всем стало понятно, что Россия-Украина, мир в целом, и мы вместе с ним, находимся в жестоком, по-настоящему еще не осознаваемом и трудно понимаемом, кризисе. И эту грозную опасность, создаваемую нами, современной философией, формальной логикой => наукой-образованием-политикой => экономикой-цивилизацией в целом — угрозу эко-катастрофы, еще не поздно развернуть в другом — в экофильном направлении, повысив наш общий творческий потенциал = наш Живой человеческий капитал, который сможет решить наши проблемы.

Наступает новый Великий Переход, после того перелома в судьбах мира, который совершил великий Аристотель и его Ученик Александр Македонский, которые повернули Запад => мир против эко-гармонии, навязав миру полуправду = полуложь, выразившуюся в формуле «жизнь — борьба», посредством внедрения ложных умозаключений философии-логики-науки => экономики-техники.

Жизнь — не столько борьба, сколько Гармония! Изгнав и выкинув на обочину научного знания и общественного бытия эту Гармонию, мир стал сильнее Живой Природы. Но, одновременно, тем самым, ограничил свои мудрость и творческий Разум, подчинив их ущербному, поверхностно-формальному рацио-эгоистичному рассудку, вполне достаточному для формального, аналитичного знания как мощного средства для, увы, «победы» над самими собой => природой => своими потомками, которых мы лишаем биосферы и природных ресурсов.

Все это создает опасный тренд движения к понижению способности понимать естественную необходимость Гармонии с Биосферой и Ноосферой, а значит, и к закономерному отсутствию идей ВЫХОДА из этого многомерно тотально глобального кризиса.

Однако, кроме интуитивно мудрого, эко-гармоничного Востока и «победителя» жизни на Земле — Запада, существует еще и Россия, способная понять и принять Эко-гармонию Востока, с одной стороны, и техно-материальные успехи Запада, с другой.

Значит, на нас, россиян, ложится благородно-увлекательная, но и творчески трудная задача генерации нестандартно фундаментальных эко-гармонизирующих идей-концепций. Ведь этот глобальный кризис, настигший сегодня наши страны, крайне нетривиален по своим глубине, фундаментальности, масштабам.

Сегодня творческие элиты России-Украины-мира получают уникальный реальный шанс распутать это «узел» глобальных идей в России-Украине => мире, став, вслед за Конфуцием-Марксом-Вернадским — Лидерами Великого Перехода мира в Новое, Эко-гармоничное качество, к тому же относительно малыми материальными средствами, но при условии большой концентрации-напряжения всех творческих сил наших стран.

Приходится признать, что сегодня Китай отчасти обошел нас в самой постановке и решении этих проблем, наметив для себя задачу построения гармоничной цивилизации, но при этом последняя понимается как высший уровень Экофильной культуры, что является итогом глубоко скрываемой полулжи, ибо техногенная цивилизация по-прежнему стоит над культурой, являясь мощной системой средств борьбы против Живой природы. Их, конечно же, можно => должно эко-гармонизировать, для чего нужна глобальная духовно-экофильная революция, возрождающая => развивающая Конфуцианские основания.

В первом приближении идея эта проста: поднять творческий потенциал молодежи и особого креатив-класса наших стран на новый уровень, и на этой творческой основе, и вместе с общим креатив-классом России и Украины — совершенствовать всё: Искусство-философию-логику-науку-политику-технику-экономику, превратив их в Живые аналоги — Экософию, Живую метаформальную логику Живого знания, эко-гармонизирующую политику, в Живые математику-физику-педагогику-технику-экономику…, как Живые средства развития Творческой личности…

Во втором приближении идея более дискуссионна. Она заключается в том, чтобы «взращивать» следующие поколения на основе модели подготовки всей молодежи творческими школами-университетами…

Таким образом, нам необходимо растить-воспитывать непосредственно творческие индивидуальности на основе опыта Гениев прошлого как Творцов лучшего, эко-гармоничного будущего. Попросту говоря, необходимо готовить Творцов Жизни (во всем Ее многообразии), в том числе, и перековывать их из «узких профессионалов» = носителей узко предметно-расчлененного знания.

«Путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Конфуций (공자).

И крайне важно, чтобы шаг этот был сделан в правильном направлении. Как известно, древний китайский философ Кун Цю, которого мы сегодня знаем под именем Конфуций (551—478 гг. до н.э.), оказал огромное влияние на всю культурную, религиозную и образовательную сферу Китая и Восточной Азии в целом, став основателем философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций основал первый университет и систематизировал древние летописи. Учение Конфуция о правилах поведения правителей, чиновников, воинов и крестьян стало в Китае столь же популярным, как учение Будды в Индии. Уже в возрасте 30 лет он прославился как величайший Учитель и философ своего времени.

Вот и нам с вами, по совету Конфуция, предстоит начать этот длинный путь с первого шага — с понимая-осмысления новой концепции развития наших стран. Чтобы понять этот этап креативизации личности, нужно переосмыслить прошлое-настоящее => наш образ будущего, понять «объективный» ход развития экономики и общества, как Переход в будущее качественно по-новому: как реализацию идей Гениев прошлого.

А это открывает перед творческой => правящей элитой наших стран перспективы Выхода в своем развитии на качественно новый, эко-гармоничный уровень. Исходные идеи => потенции этих перспектив выявляются в прошлом и эко-катастрофичном настоящем, но они могут и должны быть эко-гармонизированы творческой индивидуальностью, чтобы воплотиться правящей элитой уже по-новому. Вот во имя этих целей => функций и должны креативизироваться обе элиты наших стран.

Реализация предлагаемой системы общей креативизации существенно облегчается еще и тем, что процесс Творчества кодируется в понятийно => образном Языке, а потому, меняя => совершенствуя язык творческой личности, мы совершенствуем = креативизируем и саму личность.

Ведь современный мир — это Мир Языка (ныне рацио-экофобно-научного), совершенствуемый нашей «Энциклопедией Живого знания» в Язык Экософии Творчества Жизни. Таким образом, необходимый всем нам, живым существам Земли, Мир эко-гармоничного будущего кодируется в специально создаваемом Языке Экософской Энциклопедии Живого знания. Овладевая им и постигая его, современный, даже заурядный рацио-потребитель, может постепенно стать Творцом Жизни Эко-гармоничного будущего.

ЭКОФИЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СТРАТЕГИЯ ЖИВОЙ НООСФЕРЫ

Попробуем ответить на самый главный вопрос: КТО ОСУЩЕСТВИТ ЭКО-ГАРМОНИЗАЦИЮ РОССИИ-УКРАИНЫ-МИРА?

Ответ для нас вполне очевиден. Это будет Н О В Ы Й КРЕАТИВ-КЛАСС, вооруженный новой прогрессивной ТЕОРИЕЙ!

В данной работе мы рассмотрим следующие вопросы.

1. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЕЕ ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ.

2. Взаимо-Творчество Конфуция <=> Маркса…

3. К. Маркс: Человек — Творец Жизни и будущего.

4. Аристотель: Гений-злодей-философ.

5. Вернадский В. И.: два варианта экофильно-духовной революции.

6. Единение творческих наследий Конфуция-Маркса-Вернадского.

7. Будущее России-Украины-мира в контексте мировой истории.

Гармонизация цивилизации

ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ этого процесса заключается в РЕВИТАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФИИ => ТЕХНИКИ => ЭКОНОМИКИ

Перефразировав известное изречение Маркса, можно сказать так:

Человек вообще есть «выражение жизни и утверждение жизни»

В этом предложении закодирован прыжок в творческом развитии человека:

1) в исторически изначальном «выражении жизни» => к «утверждению жизни»,

2) из нашего сегодняшнего «выражения жизни и утверждения жизни» => во всеобщее «утверждение жизни» = ее Творчество Человеком-Творцом, каковым он еще должен себя сотворить. Но вектор самосозидания задан, впереди — его реализация.

До недавнего времени, среди населения Украины, скорее всего, превалировало доверчивое отношение к Западу, опираясь на не менее значимый и весьма успешный опыт Западной цивилизации, которая, к тому же, утверждает, что лишь на ее основе смогут быть решены современные эко-проблемы. И в этой претензии имеется своя, пусть и небольшая, правда: западная цивилизация имеет огромный, явный, и немалый творчески-экофильный потенциал. Но одновременно, в нем присутствовал и скрытый экофобный умысел, который и мешает реализации этого потенциала в полной мере.

2 тыс. лет мы, человечество, терпели давление этой доктрины. Но сейчас настало время для перемен.

Мы обязаны помочь самим себе. Творчески ответственное меньшинство => креатив-класс сможет разрешить это неявное противоречие между Экофильно-Конфуцианским представлением о лучшем («цивилизованном») будущем и экофобно-западными понятиями философии-цивилизации…

Это такое же противоречие, как «жареный лед», «добрые злодеи» = также и творцы эко-суицида — это совмещение несовместимых начал…

Но и Восток, и Запад — каждый по-своему, действуя в своей логике, игнорируют это противоречие. И лишь традиции равноуважительного понимания и Востока, и Запада дают культуре России и Украины шанс на разрешение этого глобального противоречия и взятие курса на построение новых эко-гармоничных отношений.

Решение этой проблемы заключается в сдвиге акцента с противоречия = борьбы против природы-людей => на новую Стратегию преобразования философии в Экософию Живого знания как системы самосовершенствования творческой индивидуальности Творца Жизни на основе эко-личностного синтеза Конфуцианской традиции с Эко-гармонизирующей Марксовой идеей «труда-человека вообще».

Это решение открывает перед нами поистине блестящие перспективы творчески-личностного развития России-Украины-Китая-мира и «созвездие» эвристичных потенций, реализация которых кратко намечена ниже. Это путь снятия претензий господствующей ныне в мире парадигмы, восходящей к Аристотелю и навязанной миру его учеником Александром Македонским. Они и определили основные экологические ограничения (пороки) западной цивилизации, до сих пор препятствующие Выходу мира на Новый уровень Эко-гармонии.

Снятие их — в соответствии с Марксовой идеей «труда => человека вообще» есть нормативный прогноз => пост-современная гармонизация => культурно-личностно => политически => экономически => социальное созидание России-Украины-Китая-мира.

Общая структура концепции:

1) Эко-гармоничная Культура Востока (тезис) =>

2) Аристотелево-цивилизационный переворот => угроза эко-катастрофы (антитезис) =>

3) Креатив-класс => Мирная экофильно-духовная революция => Культура творчества Жизни Богочеловеком (синтез).

«Изюминка» решения проблемы — в снятии экологического противоречия между Конфуцием-Востоком, с одной стороны, и Аристотелем => Западом, с другой, начавшегося с внедрения в изначально гармоничное общение «человек-природа», доминирующую ныне систему представлений о мире, Аристотелевой системы экофобных отношений борьбы-против-природы и других людей как якобы «изначально-всеобщей» системы отношений.

Пост-марксова теория построения будущего

Развернем идею Маркса в Эко-теорию = Стратегию следующими аксиомами, начав с расшифровки самого общего вывода Маркса, перевернувшего весь «Капитал»:

Труд вообще «есть… абстракция,…производительная деятельность человека вообще, посредством которой он осуществляет обмен веществ с природой, не только лишенная всякой общественной формы и определенного характера, но выступающая просто в ее естественном бытии, независимо от общества, отрешенно от каких-либо обществ и, как выражение жизни и утверждение жизни, общая еще для необщественного человека и человека, получившего какое-либо общественное определение».

(К. Маркс. «Капитал». Т. 3. Гл. 48 «Триединая формула» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / 2-е изд. — М.: Политиздат. Т. 25, ч. II. — С. 381—382).

Труд вообще — это в логически-экологически-нормативно-прогнозном смысле есть введение более фундаментального обобщения: «человека вообще». А именно, фундаментальное обобщение всей вообще истории «человека вообще», настоящего: экофобно-социального, отодвигаемого на второй план как творения человека-индивида-потребителя, но и творческой индивидуальности, всего будущего: человека-Творца Жизни => Богочеловека.

В целом это «зародыш» — Начало Духовно-творческой революции, доверяющей мир Человеку-Творцу Жизни, творческой индивидуальности высшего уровня, способной пересотворить мир по-новому: как Творимо-Живое целое путем его эко-гармонизации.

Переформулировав это утверждение чуть иначе, можно сказать, что «труд вообще» это:

1. Исходный тип экофильного трехчленного эко-общения: сам труд => человек вообще => общество — как «выражение жизни и утверждение жизни» = исходная основа потенции Творчества Жизни Человеком;

2. Человек вообще => труд вообще => общество;

3. Общество => экофобные формы труда => экономический человек-потребитель-узкий-профессионал => снятие = возвращение к истокам во имя Прыжка-в-Эко-Гармонию, смело Творимую в себе-труде-обществе.

«…Социолог-материалист, делающий предметом своего изучения определенные общественные отношения людей, тем самым уже изучает и реальных личностей, из действий которых и слагаются эти отношения. Социолог-субъективист, начиная свое рассуждение якобы с «живых личностей», на самом деле начинает с того, что вкладывает в эти личности такие «помыслы и чувства», которые он считает рациональными (потому что, изолируя своих «личностей» от конкретной общественной обстановки, он тем самым отнял у себя возможность изучить действительные их помыслы и чувства), т.е. «начинает с утопии»…

(Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве / Полн. собр. соч. Т. 1. — С. 424).

Действительно, последние десятилетия развития социологии убедительно доказали, что исключение субъективного фактора, касающегося Человека или явлений общественной жизни, и попытки «изолировать „личностей“ от конкретной общественной обстановки», стараясь создать и исследовать некую абстрактную модель, не повышают, а скорее, наоборот, понижают объективность полученных данных. Тем не менее, чтобы избежать обвинений в «утопичности» наших выводов, постараемся сформулировать их с максимальной точностью.

Для всестороннего осознания данной концепции необходимо ввести следующие тезисы:

1) Экологическое измерение человека как базисной реальности, выделяя курсивом эко-негативно = экофобные процессы-отношения, отличая их от эко-позитивно = экофильных и, сделав акцент на экофильном, снимет эко-негатив мыслей человека => его слов => Живой реальности, оставляя экофобное в прошлом, креативизируя следующие поколения в Творцов Эко-гармоничного будущего, в т.ч. техники-экономики;

2) Знак «=>» для выражения процесса перехода мира в новое качество;

3) Жизнь Природы как первое, подлинно всеобщее основание, творящее человека, а затем уже он выводит из Нее все идеи, теории, включая Экософию культуры, Живые математику => физику => технику-экономику => социум-Жизнь нового уровня — их со-Творчества;

4) Марксовы образные понятия труда => человека вообще как «выражения жизни и утверждения жизни» => начало-семя Экософии Живых логики => математики => физики => техники-экономики…

5) Живые математику-физику => технику-экономику как аксиомы экофобной цивилизации, совершенствующие ее философию в Экософию Глобальной культуры Эко-гармоничного будущего;

6) Творимо-Живой капитал, которые делает рыночный капитал своей частной формой;

7) Сближение-отождествление следующих Методов.

Более конкретно: Конфуций — Великий кит. мудрец, прославивший Китай в мире, основоположник конфуцианства. В данной работе Конфуций берется как родоначальник духовной китайской Лингво-культуры, определивший специфику ее вклада в глобальную Лингво-культуру, в т.ч. и через своих последователей, так, что и совр. китайцы свою культуру считают конфуцианской.

Но для решения современных проблем нам нужен еще и глобальный опыт их решения. Этот опыт выводится в данной работе из творческих наследий Маркса и Аристотеля.

Кофуцианцы сохраняют столь необходимую Эко-гармонию. Конфуцианство — учение Конфуция, продолжаемое его последователями, рассматривается как основное направление в духовно-творческом развитии Китая. (См. Работы Титаренко М. Л., Лукьянова А. Е., Кобзева А. И., в частности, «Духовная культура Китая» в 6-ти тт.).

А потому, восприняв и переосмыслив, опыт конфуцианства, и применив его к сегодняшней ситуации мы можем провести, своего рода, духовную революцию.

Конфуцианская парадигмальная Духовная революция — фундаментальна и состоит из следующих задач:

1) освобождение от детски-интуитивной, почти слепой доверчивости Природе при сохранении мудрого почитания Ее;

2) смещение акцента с Детского творческого потенциала (даосов) на родительское: Матерински-Отцовское начало — качественное усиление роли человека по отношению к природе;

3) введение социума, социальных отношений в систему общения человека-индивида с Живою Природою — при общем сохранении приоритета за Небом-Природою, и при качественном повышении творческой активности человека в рамках бережно сохраняемой гармонии с Небом.

Таким образом, для решения современных проблем нужен и глобальный опыт их решения, в т.ч. и экофобный. Этот опыт выводится из сопоставления Конфуция-конфуцианства с творческим наследием близкого им по своей глубинной экофильности Маркса, и их не столь Экофильно близкого, но скорее далекого антипода — Аристотеля.

Для того, чтобы определить, что такое Пост-Конфуцианская парадигмальная Духовная революция, попробуем сначала понять, что представляет собою К. Маркс и его основные тезисы, применительно к нашей концепции Живого знания. Человек — Творец Жизни и будущего — Великий мыслитель глобального уровня, оказавший мощное влияние на ход мировой истории своим творчеством, особенно «Капиталом», получившим в России максимальное влияние => и воплощение в мире. Широко распространенная ныне версия Маркса => марксизма исходит также и из ее бытия в Русской культуре.

Его Творчество имеет три парадигмы = парадигмальные революции, еще непонятые в России => мире. Это обуславливалось еще и вульгаризацией его Творчества властными интересами правящих страт мира. Но еще опаснее те его ученики-последователи, которые догматично универсализировали частные моменты его глубоко-многогранно-прогнозной теории.

Данная концепция, по замыслу, представляет из себя продолжение его кредо в стремлении нахождения выхода на пост-Марксов, личностно-творческий уровень при опоре на экофильный опыт Востока-Конфуция и экофобныйАристотеля и Запада в целом, всецело идущего «по Аристотелю», чуть иначе понятому.

Таким образом, основная тяжесть ответственности за данный, нормативный прогноз падает уже на предлагаемую серию работ: Экософски-Российско-глобальную версию Маркса, основного автора Мирной экофильно-духовной революции.

Все наше творчество есть продолжение-реализация Его идей. Из трех Марксовых => пост-Марксовых парадигмальных научных революций наиболее актуальна Пост-Марксова парадигмальная Пост-научная революция, выводимая из совокупности двух самых фундаментальных Марксовых понятий: труда вообще и капитала, которые будем полагать в качестве сущностных оснований всей данной системы понятий.

Это развертывание самой гениальной идеи Маркса, осуществленное его же понятиями, но доработанными нами в духе самого Маркса и с глобальных позиций Живой ноосферы. Иначе говоря, это Открытие в Марксовом понятии капитала более фундаментального понятийного образа Живого капитала, по отношению к которому Марксово понятие капитала есть частная, вырожденно-экофобная его форма.

В логико-теоретическом смысле Живой капитал есть высшая форма труда вообще; и этот вывод есть лишь следующий шаг в Живой Логике Маркса после определения труда вообще. Отсюда следующий вывод: «Капитал» Маркса — в глубинном своем смысле-подтексте — есть не столько исследование капитала, сколько открытие в нем Живого капитала:

а) доантично-гармонично-восточного прошлого-настоящего;

б) эко-личностно-творчески-культурного основания антично-западной цивилизации и

в) столь же дерзко-смелого «прыжка» в эко-гармоничное будущее, контуры которого составляет смысл нашей «Энциклопедии Живого знания».

В этом и заключается основа Мирной эко — (логической) двусторонней революции экофильного типа, при снятии экофобного тормоза, по нашему замыслу, Выхода в дальнейшем, уже всеобщем Экофильно-творческом развитии. Это — Переход Аристотелева переворота в Пост-Аристотелеву духовно-творческую революцию 21-го века.

Пост-Аристотелева экофильно-духовная революция — это взаимопереход от внутренне противоречивого, рацио-эгоистичной личности => в Человека-Творца Жизни = преобразования био-техно => некросферы => в ноосферу => в Живую Ноосферу.

Итак, в совр. мире Аристотель выступает двояко, как Фауст с его мятущейся душою и рацио-духом и как коварный искуситель Мефистофель (Гёте).

Однако мы не стоим на месте. Мир идет далее: тихая, непонятая, глубинная тройная духовно-творческая революция, обусловленная переломом в соотношении рыночного и креатив-Живого капитала в пользу последнего. А это значит, что движуще-решающей силой современного общества становится креатив-класс, но этого пока еще никто не осмыслил. Но именно в этом движении — наше будущее.

Креатив-класс (КК) — Творчески активная часть человечества, интеллигенция, особый слой-совокупность творческих индивидуальностей совр. общества, в который объединяются члены самых разных профессиональных групп-классов и к-му предстоит «повернуть колесо истории» на всеобщее Творчество Жизни человеком => Человеком; основная сила, созидающая Живые капитал-ноосферу. Излагаемая концепция создается как Стратегия Его самосозидания => Самосовершенствования в Эко-креатив-класс.

Креатив-революция (КР) жестко необходимый Прыжок-в-повышении уровня развития творческого потенциала человека, что и должно решить проблему назревшей необходимости снятия угрозы эко-суицида и формальной логики капитала в их Живые формы. Аспекты Креатив-революции: экологизация—гуманизация—гармонизация—ревитализация; исторический процесс, осмысленно продолженный Творчеством Маркса и др. Гениев. Антиподы Креатив-революции: конформизм-симплификация, отчасти цивилизация, ведущая к судорожно-ускоренно-одностороннему развитии рацио-интеллекта.

Вернадский и духовная революция

Вернадский Владимир Иванович — великий русский украинец, ученый и более того — великий мыслитель, продвинувший мир своими вариантами Мирной экофильно-духовной революции, суть которых — в идеях Живого вещества и Ноосферы. Один из основателей и первый президент Украинской академии наук (1918—1921). Лауреат Сталинской премии (1943).

С детских лет Вернадский жил и воспитывался в двух культурах одновременно: русской и украинской. Отец Владимира Ивановича — Иван Васильевич, был потомком запорожского казацкого старшины, который во время восстания Хмельницкого перешёл на сторону казаков, но впоследствии был взят в плен и казнён поляками.

Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о НООСФЕРЕ. Вернадский также считается одним из основных мыслителей направления, известного как РУССКИЙ КОСМИЗМ. В 1927 году Вернадский организовал в Академии наук СССР Отдел ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА.

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

Живое; Биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке); Косное (абиотическое, образованное вне жизни); Биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва); Вещество в стадии радиоактивного распада; Рассеянные атомы; Вещества космического происхождения.

В.И.Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте. В результате своих исследований, он пришёл к выводу об извечности жизни в течение геологического времени.

Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и диссимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств.

Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе.

Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки, и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.

Главным результатом эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.

Таким образом, главными предпосылками для возникновения ноосферы Вернадский считал следующие факторы.

1. Расселение человека по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;

2. Развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;

3. Открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;

4. Победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;

5. Всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса (Вернадский Владимир Иванович // Новая российская энциклопедия. — М., 2007. — Т. 3. — С. 375).

По глубине и масштабам творчества, по своему Экологическому измерению теория Вернадского сопоставима с Конфуцием, Марксом, Гумилёвым. А значит, со всей уверенностью можно утверждать, что уже грядет Вернадскианская парадигмальная научная революция = введение системы образных понятий: Живого вещества и биосферы => ноосферы как результат объединения системы предметно-разъединенных наук в метанаучное => Живое знание => Искусство.

«Аппарат научного мышления груб и несовершенен; он улучшается, главным образом, путём философской работы человеческого сознания. Здесь философия могущественным образом… содействует раскрытию, развитию и росту науки».

(Вернадский В. И. Избранные труды по истории науки. — М., 1981. — С. 67).

В этом смысл того, что мы назвали Пост-Вернадскианская парадигмальная Пост-научная экофильно-духовная революция, которая имеет двойное начало: определение Живого вещества и Идею ноосферы, и заключается в движении к эко-синтезу образно-художественного, гуманитарного и естествознания => Живого знания.

Суть данной революции: переход формальных рацио-понятий дифференцируемо => дифференцирующих наук в формально-рацио-термину — ноо — (рацио-разум) сфера, в основе которого био-, что привело к образному понятию Живая (пост) ноосфера = основание => Объединение творческих наследий Конфуция-Маркса-Вернадского + переосмысление Аристотеля привело к Идее единого Живого пространства-времени => Живой физики в целом, что завершает процесс ревитализации науки в Живое знание = Искусство.

А оно — вместе с остальным Искусством — есть действенное средство революционного перевоссоздания рацио-личности в автономно-целостного, самоорганизующегося, самосовершенствующегося Творца Жизни с его высочайшей творческой самоотдачей => продуктивностью — в ее качественном отличии от узких профессионалов, тормозящих свое творческое развитие => творчество посредством умышленно расчлененного предметного знания, предметная расчлененность которого закодирована философией и формальной логикой и всей традицией господствующего аристотелизма.

Назрела фундаментальная всеобщая мирная эко — (логическая) революция. Ее экофильный уровень — переход в качественно новое состояние в индивидуально-личностном, интуитивно-нравственно-художественном => общественном сознании => творчески-высокоактивном деятельном поведении человека => Креатив-класса; пока происходит незаметно, неосознаваемо, на подсознательно-интуитивном абсолютно ненасильственном уровне; осознается часто «задним числом». Предпосылка => подспудное начало научных, технических и социальных революций.

Сегодня же в истории развития России-Украины-мира прослеживаются два основных направления:

1) Экофильно-экофобный и

2) всецело-экофильный: сдвиг акцента с восточно = экофильного на экофобное (путем извращения изначально-гармонично-живой целостности, но при общем ускорении; Сократ => Платон => Аристотель; и как бы «обратного» возрождения целостности Экофильно-Живой эко-системы.

Этот тип скачка, каждый по-своему, совершили Гёте-Маркс-Вернадский-Толстой-Гумилев как предтечи креатив-класса России-мира. Это — подлинно экофильный прогресс, скачок из предыстории в экофильное регулируемое Экофильно-системное Творчество истории.

В целом это Стратегия самосовершенствования Целостно-гармоничной творческой индивидуальности => Творца Жизни посредством личностно осмысленного глобального опыта через Творчество Гениев прошлого-настоящего, становящегося и личностным опытом современных Творцов Жизни, решительно снимающих свои предметно-профессиональные ограничения и тем создающих бесценный опыт их преодоления на уникально-личностном уровне и берущих на себя нравственно-творческую ответственность за свои Творения: Человека => Жизнь => Экофильно-Живую цивилизацию с позиций Конфуция-Маркса-Вернадского… как нормативных прогнозистов, что в итоге позволяет решить проблему качественного различия => противоречия между 2-мя региональными системами: культурой Конфуция и Аристотелево => западной, экофобной цивилизацией, а затем и проблему их глобального эко-синтеза экофильной цивилизацией будущего, которую мы создаем путем развертывания Марксовой идеи человека вообще средствами Живой логики Творчества, созданной из тех же, Максовых идей и как продолжение традиций русской-российской культуры.

Для спасения Украины нам необходим эко-синтез культур трех основных типов: Востока-России-Украины. Эти три личностно => региональные культуры объединяются во всеобщую глобальную культуру, снимающую ограничения, свойственные каждой региональной культуре, но в особой мере.

Это и составляет важнейшее направление в развитии Украины (где «цивилизация» доверчиво, по Аристотелю трактуется как высшее достижение культуры) и России, где имеются оба начала — «мозговой атаки = brain storming», что переносит акцент на развитие позитивно-экофильного начала при жестком исключении негатива-критики;

Постсовременный эко-синтез личностных культур Творцов прошлого: Конфуция-Аристотеля-Маркса-Вернадского с целью Выхода на качественно новый уровень развития Человека-Творца Жизни => Богочеловека;

Экофильное переворачивание отношения теории и практики, эко-гармонизируя экофобную практику экофильной теорией.

Предварительные выводы

1) Марксова идея человека вообще — «ключевая» в Переходе мира в новое качество Личностно-Творимо-Живой ноосферы => развертывание идеи => Экософии = Стратегии глобального регулирования (не управления) самой Жизни. Этому тренду противостоит, извращая-отодвигая его на периферию

2) Основное противоречие эпохи — между властными интересами правящих страт и эко-жизненными интересами остального мира Жизни, выражаемыми наиболее творчески продвинутыми личностями эпохи =>

3) Система снятия противоречия = разрабатываемая нами Стратегия Перехода цивилизации Запада с ее фетишизацией экофобного «базиса» к самосовершенствованию изначально Целостно-гармоничной творческой индивидуальности мудреца в Творца Жизни, продолжающего изначально-целостное саморазвитие и снятие ограничений экофобной рацио-личности как субъекта цивилизации Запада.

Итак, Марксовы понятийные образы: труд => человек вообще суть «выражение жизни» изначальным и просто человеком вне социума и труда, неявное отрицание жизни рацио-личностью профессионала Запада-мира, «утверждение жизни» Человеком-Творцом Жизни => Богочеловеком. Эта трехчленная связь: тезис-антитезис-синтез — верна и для определения перспектив развития современной системы атомизирующе-формальных математики-физики-экономики в их Живые аналоги, средства созидания Жизни, в т.ч. из мертвых-мертвящих атомов. Профессионально-предметное разделение труда, разрыв-противопоставление физики (естествознания) Искусству + гуманитарному знанию = частный аспект Творчества Жизни внутри Живой структуры => Ее Творчества Человеком. Это качественно новый вид науки => Метанауки => Искусства возрождает в нас Восток.

Фундаментальное его проявление — ВзаимоТворчество Конфуция <=> Маркса — в их диалоге = взаимодополнении. Пост-Конфуцианская парадигмальная Духовная революция трехмерна: Конфуций-Конфуцианство-с-Марксом исторически-логически первичнее, фундаментальнее как «предбазис» и перспективнее по отношению к Аристотелю => современности.

Более конкретно: Конфуций — Великий кит. мудрец, прославивший Китай в мире, основоположник конфуцианства; при жизни имел 3000 учеников. В данной работе К. берется как родоначальник духовной китайской Лингво-культуры, определивший специфику ее вклада в глобальную Лингво-культуру, в т.ч. и через своих последователей, так, что и совр. китайцы свою культуру считают конфуцианской. Но для решения современных глобальных эко-проблем Китаю нужен еще и глобальный опыт их решения, в т.ч. и экофобный. Этот опыт выводится в данной работе из творческих наследий Маркса и Аристотеля. Кофуцианцы сохраняют столь необходимую Эко-гармонию. Конфуцианство — учение Конфуция, продолжаемое его последователями, основное направление в духовно-творческом развитии Китая. См. Работы Титаренко М. Л., Лукьянова А. Е., Кобзева А. И. В особенности под их руководством см. «Духовную культуру Китая» (в 6-ти тт.).

Конфуцианская парадигмальная Духовная революция — фундаментальна:

1) освобождение от детски-интуитивной, почти слепой доверчивости-покорности Природе при сохранении мудрого почитания Ее;

2) смещение акцента с Детского творческого потенциала на родительское: Матерински-Отцовское начало; качественное усиление роли человека по отношению к природе;

3) введение социума, социальных отношений в систему общения человека-индивида с Живою Природою — при общем сохранении приоритета за Небом-Природою и при качественном повышении творческой активности человека в рамках бережно сохраняемой гармонии-с-Небом.

Но для решения совр. эко-проблем нужен и глобальный опыт их решения, в т.ч. и экофобный. Этот опыт выводится из сопоставления Конфуция-конфуцианства с творческим наследием близкого им по своей глубинной экофильности Маркса и их не столько Экофильно близкого.

Таким образом, чтобы определить, что такое Пост-Конфуцианская парадигмальная Духовная революция, попробуем сначала понять, что представляет собою (Русский) К. Маркс: Человек — Творец Жизни и будущего; — Великий мыслитель глобального уровня, оказавший мощное Экофильно-экофобное влияние на ход мировой истории своим творчеством, особенно «Капиталом», получившим в России максимальное влияние => воплощение в мире. Существующая, по сути дела Аристотелева версия М. => марксизма исходит также и из ее бытия в Русской культуре.

Его Творчество имеет 3 смены парадигмы = парадигмальные революции, еще непонятые в России-Украине => мире. Это обуславливалось еще и вульгаризацией его Творчества властными интересами правящих страт мира, но еще опаснее те его ученики-последователи, которые догматично универсализировали частные моменты его глубоко-многогранно-прогнозной теории. Данная концепция есть, по замыслу, продолжение его кредо в стремлении нахождения выхода на пост-Марксов, личностно-творческий уровень при опоре на экофильный опыт Востока-Конфуция и экофобный — Аристотеля и Запада в целом, всецело идущего «по Аристотелю», чуть иначе понятому. Т.е. основная тяжесть ответственности за данный, нормативный прогноз падает уже на предлагаемую серией работ: Экософски-Российско-глобальную версию Маркса, основного автора Тихой, экофильно-духовной революции и столь же основного антагониста Тихой эко — (логической) революции экофобно-Аристотелева типа.

Из трех Марксовых => пост-Марксовых парадигмальных Пост-научных революций наиболее актуальна Пост-Марксова парадигмальная Пост-научная революция-3, выводимая из совокупности двух самых фундаментальных Марксовых понятий: труда вообще и капитала, которые будем полагать в качестве сущностных оснований всей данной системы понятий. Это развертывание самой гениальной идеи Маркса, осуществленное его же понятиями, но доработанными мною в духе самого Маркса и с глобальных позиций Живой ноосферы.

Иначе говоря, это Открытие в Марксовом понятии капитала более фундаментального понятийного образа Живого капитала, по отношению к которому Марксово понятие капитала есть частная, вырожденно-экофобная его форма. В логико-теоретическом смысле Живой капитал есть высшая форма труда вообще; и этот вывод есть лишь следующий шаг в Живой Логике Маркса после определения труда вообще. Отсюда следующий вывод: «Капитал» Маркса — в глубинном своем смысле-подтексте — есть не столько исследование капитала, сколько открытие в нем Живого капитала. (См. мой «Живой „Капитал“ как искусство» // ЭЖЗ, Т. 29).

Настала наша очередь вступить на полнейшее бездорожье и дать решение фундаментальной проблемы: как на основе эко-синтеза Творческих наследий Конфуция и Маркса.

Парадигмальная духовно-креативная революция

Зафиксируем сначала качественное различие этапов Экофильно-логического развития Конфуция-Маркса. Конфуций интуитивен, а Маркс, прошедший школы Аристотеля и немецкой классической философии (Канта-Гегеля) — логично-теоретичен. Более того, Маркс перенес свою интуицию на уровень логики-теории-философии, создал основания для их интуитивно-экофильного Живого уровня. Он и позволяет обратиться к Конфуцию, Экофильно осмысливая его глубокие интуитивно-образные суждения, переводя их в понятийные образы без потери их смысла. Без этой процедуры, без смены парадигмы логики-теории-философии нам не выйти на уровень Живых аналогов образных суждений Конфуция, и нам не удастся снять господствующую ныне в мире парадигму Аристотеля.

Парадигма научная — система аксиом, норм, традиций, принципов организации логики науки. Но эко-переломная эпоха требует усложнения понятия Парадигма путем включения в него процессов перехода образно-донаучного знания => в научное, и далее => в постнаучно-образное.

Парадигмальная духовная революция (ПДР) — смена парадигмы духовной культуры. Она имеет две основные формы: экофильную и экофобную.

Изначально-сущностная экофильная Парадигмальная духовная революция — возникновение человека как универсального Живого духовного существа, объединившего в своем языке предпосылки духовности остальных живых существ. Общечеловечно/ экофобная Парадигмальная духовная революция, совершённая гл. о. Аристотелем, подменившим экофильный Дух экофобной философией-логикой-наукой.

Сегодняшняя наша задача — современная экофильная Парадигмальная духовная революция. Предпосылки ее начали создавать Маркс (без Энгельса), классическая русская культура: Ломоносов-Пушкин-Соловьев-Вернадский-Гумилёв.., но основная тяжесть ее падает на ныне живущие и будущие поколения.

Парадигмальная научная революция — качественный перелом в развитии науки, скачок в развитии и ее, и ее философии-логики. Общим Началом самой парадигмы науки положил Аристотель; все остальные Парадигмальная научная революция и происходили уже внутри этой Парадигмы. Таковы Парадигмальные научные революции Коперника — Эйнштейна — Лобачевского…

Предстоящая Парадигмальная духовная революция есть выход за пределы Парадигмы науки в пространство высокодуховного Творчества Жизни Человеком, снимающая антично-западную рацио-науки, и превращения науки в духовно-нравственное Живое знание. Это значит, что Парадигмальная научная революция есть частная форма Парадигмальной духовной революции.

Парадигмальная пост-научная революция — выход на уровень пост-научного Живого знания как основного средства самосовершенствования рацио-личности в Творческую индивидуальность Человека-Творца Жизни.

Культура (К.)самая широкая система экофильно-целостного общения человека-с-биосферою => Живою-ноосферою; сохраняется-развивается техно-цивилизацией в качестве своих Живых подтекста => капитала. Качественное различие К. и цивилизации: К. = воспроизводство = Творчество Жизни, а Ц. = Её системное отрицание.

Культура будущего — Культура Творчества Жизни Человеком, Культура МетаЖизни:

1) продолжение-развитие культур Востока, которые выводят себя из Жизни Природы, отождествляя их между собою, где Жизнь = Творчество,

2) непосредственное развитие культур Евразии и

3) снятие претензий техно-превращенной культуры = цивилизации Запада на всеобщность, т.е. гармоничный синтез культур трех типов и переход их всех на качественно новый уровень Культуры Творчества Жизни Человеком.

КБ выступает в качестве стратегии развития творческой индивидуальности и определяет вектор развития всех сфер жизни совр. дисгармонично = суицидно- социетально = патогенного общества. Специфичной чертой КБ является то, что ее стержневой линией развития, системообразующим качеством становится Творчество Жизни Человеком-Творцом, Богочеловеком (по В.С.Соловьеву), сменяя в этом качестве эко-суицидную экономику, лишь камуфлирующую эту свою роль тем, что оно является еще и производством предметов потребления => (потребительства.

Создание КБ возможно лишь посредством качественно нового понятийного аппарата. Им и является, по замыслу Экософия = пост-мета-философия, снимающая ее ограничения, Живая метаформальная логика Творчества Жизни, к-рая возрождает тождество логики = этики = эстетики = педагогики нового уровня. Основное направление и путь создания КБ это пересотворение совр., рацио = эгоистичным человеком себя в Человека = Творца Жизни посредством названных Экософии => Живой логики Творчества. Соответствующим же образом мы гармонизируем свою цивилизацию в КБ. Максимальное приближение к КБ дает классическая русская => российская культура. В ней соединены и взаимодействуют типологически разные культуры без их унификации, при развитии их своеобразия-уникальности. КБ сможет быть сотворена при развитии всего этно-культурного многообразия мира на идеальный: художественно-образный адресат путем совершенствования всей системы рацио-цивилизации в Экофильную КБ. Конечно, такая перспектива требует и качественно нового уровня развития социального управления, т.е. развития его в регулируемо-координируемое Творчество Творцов и МетаЖизни в целом.

Культура Творчества Жизни — одна из основных категорий Экософии Живого капитала; обобщает культуры мира, чтобы пойти дальше их эко-синтеза, опираясь на него.

Культурная революция — образное понятие, имеющее 3 смысла:

1) основной: Революция в развитии Культуры, скачок в ее развитии;

2) культурный аспект-смысл социально-политической Революции,

3) (само) совершенствование = Великий предстоящий Переход научно-технической цивилизации в Культуру Творчества Жизни Человеком, ее ревитализация.

Но для ее осуществления необходим новый Язык. Язык Экософии Живого знания позволяет, на наш взгляд, сблизить Языки Конфуция и Маркса и разрешить многомерное противоречие между образно-Экофильным языком Конфуция и экофобным языком Аристотеля, препятствующим пониманию эко-катастрофичной ситуации и нахождению выхода из нее. Введение экологического измерения человека как базисной реальности (вместо экономического его отчуждения) решает эту проблему.

«Все отношения могут быть выражены в языке только в виде понятий. Уверенность, что эти общие представления и понятия существуют в качестве таинственных сил, есть необходимый результат того, что реальные отношения, выражением которых они являются, получили самостоятельное существование. Эти общие представления, кроме их отмеченного значения в обыденном сознании, приобретают еще особое значение и развитие у политиков и юристов, которых разделение труда толкает к возведению этих понятий в культ и которые видят в них, а не в производственных отношениях, истинную основу всех реальных отношений собственности».

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собр. соч. Т. 3. — С. 360.

Создание глобального Языка Экософии Живого знания путем эко-синтеза личностных культур Конфуция-Маркса и Аристотеля и есть осуществление Пост-Конфуциански = Пост-Марксовой парадигмальной Духовно-креативной революции в сознании => действиях человека, его Выход на уровень Человека-Творца Жизни => Богочеловека.

Лингво-культура (ЛК) образ-понятие; обозначает двуначальное Живое целое, подобное семье, объединяющей мужское начало язык и женское начало культуру (кит. инь-ян). Это реальная система, посредством которой предыдущее поколение формирует творческие элиты следующих поколений. Таковы ЛК Конфуция, Будды-Мухаммада-Аристотеля и в потенции К. Маркса.

Основное препятствие на этом пути — Аристотелево => западная парадигма борьбы-с-природой. Хотя сам он и его парадигма воспринимаются Западом как безусловно позитивно-«прогрессивные».

Лингво-цивилизация Аристотеля — постМарксово образ-понятие, введенное для обозначения двойной, внутренне глубоко противоречивой функции лингво-культуры.

Введение Экологического измерения человека => общества => Живой природы существенно меняет ситуацию, выявляя в ней огромные, подлинно реальные экофильные потенции.

«Здесь мы подходим к вопросу о так называемых великих людях. То обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно, есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится… Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной, — это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т. д. Если материалистическое понимание истории открыл Маркс, то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому, а открытие того же самого понимания Морганом показывает, что время для этого созрело и это открытие должно было быть сделало. Точно так же обстоит дело со всеми другими случайностями и кажущимися случайностями в истории».

(Энгельс Ф. Письмо В. Боргиусу, 25 января 1894 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 39. — С. 176.)

Именно такой личностью в Эпоху Античности стала личность Аристотеля. Именно в его учении и были заложены основы для дальнейшего развития большинства стран Западной Европы.

Аристотель (IV-й век до н.э) — Великий философ, ученик Платона, Учитель Александра Македонского. Именно он осуществил (в том числе, и с помощью своего Ученика Александра) резкий и решительный эко — (логической) переворот двоякого: экофильно / экофобного типа: подъем творческой и общей энергии эллинов-мужчин, что сделало духовно-художественную культуру древней Греции лидером перехода и всего человечества на новый уровень культуры, но в то же время внедрившим в практику Востока => мира, совершил подмену изначально-сущностно экофильной реальности культуры качественно новой: двойной, двухуровневой реальностью лингво-предметно-ограниченной культуры => цивилизации, утверждающей «всеобщность» борьбы человека против природы-человека, что повело мир к эко-катастрофе, дав уже ныне, в начале 21-го века логико-личностное основание для тройного прыжка в понимании => полагании фундаментальности:

а) доантично-гармонично-восточного прошлого-настоящего;

б) эко-личностно-творчески-культурного основания антично-западной цивилизации и

в) столь же дерзко-смелого «прыжка» в эко-гармоничное будущее, контуры которого составляет смысл нашей «Энциклопедии Живого знания».

В целом это основа Мирной эко — (логической) двусторонней революции скорее экофобно => экофильного типа, при снятии экофобного тормоза нашему замыслу Выхода в дальнейшем, уже всеобщем Экофильно-творческом развитии.

Это — Переход Аристотелева переворота в Пост-Аристотелеву духовно-творческую революцию 21-го века.

2-я Аристотелева => Пост-Аристотелева экофильно-духовная революция: взаимопереход внутренне противоречивого: творчески / рацио-эгоистичной личности => Человека-Творца Жизни = преобразования био-техно => некросферы => ноосферы => Живую Ноосферу.

Итак, в совр. мире Аристотель выступает двояко, как Фауст с его мятущейся душою и рацио-духом, и как коварный искуситель Мефистофель (Гёте). Но мир идет далее: тихая, не понятая, глубинная тройная пост: Конфуциева-Марксова-Аристотелева 3-я духовно-творческая революция, обусловленная переломом в соотношении рыночного и креатив-Живого капитала в пользу последнего; а значит, движуще-решающей силой современного общества стал креатив-класс, но этого пока еще никто не осмыслил. Но именно в ней — наше экофильное будущее. Но еще и Вернадский Владимир Иванович — великий русский украинец, ученый и больше: великий мыслитель, продвинувший мир своими вариантами экофильно-духовной революции, суть которых — в идеях:

а) Живого вещества и

б) Ноосферы.

По глубине и масштабам творчества, по своему Экологическому измерению сопоставим с Конфуцием, Марксом, Гумилёвым, но альтернативен Аристотелю.

В итоге — Вернадскианская парадигмальная научная революция = введение системы образных понятий: Живого вещества и биосферы => ноосферы как результат объединения системы предметно — разъединенных наук в метанаучное => Живое знание => Искусство. В этом смысл того, что мы назвали: Пост-Вернадскианская парадигмальная Пост-научная — Тихая, экофильно-духовная революция, которая имеет двойное начало:

1) определение Живого вещества и

2) Идею ноосферы.

А заключается она в движении к эко-синтезу образно-художественного, гуманитарного и естествознания => Живого знания. Суть данной революции: переход формальных рацио-понятий дифференцируемо => дифференцирующих наук в формально-рацио-термину — ноо — (рациио-разум) сфера, в основе которого био-, что привело к образному понятию Живая (пост) ноосфера = основание =>

Объединение творческих наследий Конфуция-Маркса-Вернадского + переосмысление Аристотеля привело к Идее единого Живого пространства-времени => Живой физики в целом, что завершает процесс ревитализации науки в Живое знание = Искусство.

А оно — вместе с остальным Искусством — есть действенное средство революционного перевоссоздания рацио-личности в

автономно-целостного, само-организующегося, само-совершенствующегося Творца Жизни с его высочайшей творческой самоотдачей => продуктивностью — в ее качественном отличии от узких профессионалов, тормозящих свое творческое развитие => творчество посредством умышленно расчлененного предметного знания, предметная расчлененность которого закодирована философией и формальной логикой и всей традицией господствующего аристотелизма. Ибо все это замыслил Аристотель, основной автор Тихой эко — (логической) революции экофобного типа. Назрела фундаментальная всеобщая Тихая, мирная эко — (логическая) революция; ее экофильный уровень — скачок, переход в качественно новое состояние в индивидуально-личностном, интуитивно-нравственно-художественном => общественном сознании => творчески-высокоактивном деятельном поведении человека => Креатив-класса; пока происходит незаметно, неосознаваемо, на подсознательно-интуитивном абсолютно ненасильственном уровне; осознается часто «задним числом». Предпосылка => подспудное начало научных, технических и социальных революций.

Имеет два основных типа:

1) Экофильно-экофобный и

2) всецело-экофильный: сдвиг акцента с восточно = экофильного на экофобное (путем извращения изначально-гармонично-живой целостности, но при общем ускорении; Сократ => Платон => Аристотель; и как бы «обратного» возрождения целостности Экофильно-Живой эко-системы.

Этот тип скачка, каждый по-своему, совершили Гёте-Маркс-Вернадский-Толстой-Гумилев как предтечи креатив-класса России-мира. Это подлинно экофильный прогресс, скачок из предыстории в экофильное регулируемое Экофильно-системное Творчество истории.

На фоне развернувшегося на наших глазах мирового кризиса, можно с уверенностью утверждать, что такой Скачок является исторической необходимостью. От того, насколько успешным он будет, зависит тот путь, по которому пойдут Россия-Украина и мир в целом, реализовав эту революцию в умах и мировоззрениях будущих поколений.

«…исследуя действительные общественные отношения и их действительное развитие, я исследую именно продукт деятельности живых личностей. А вы говорить-то о „живых личностях“ говорите, а на самом деле берете за исходный пункт не „живую личность“ с теми „помыслами и чувствами“, которые действительно создаются условиями их жизни, данной системой производственных отношений, а куклу, и начиняете ей голову своими собственными „помыслами и чувствами“. Понятно, что от такого занятия получаются одни только невинные мечтания; жизнь оказывается в стороне от вас, а вы — в стороне от жизни».

Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. — Полн. собр. соч., т. 1. — С. 427.

Таким образом, Стратегия самосовершенствования Целостно-гармоничной творческой индивидуальности => в Творца Жизни возможна только посредством личностно осмысленного глобального опыта через изучение Творчества Гениев прошлого-настоящего, становящегося и личностным опытом современных Творцов Жизни, решительно снимающих свои предметно-профессиональные ограничения и тем создающих бесценный опыт их преодоления на уникально-личностном уровне и берущих на себя нравственно-творческую ответственность за свои Творения: Человека => Жизнь => Экофильно-Живую цивилизацию с позиций Конфуция-Маркса-Вернадского… как нормативных прогнозистов, что в итоге позволяет

1) решить проблему качественного различия => противоречия между 2-мя региональными системами: культурой Конфуция,

2) Аристотелево => западной, экофобной цивилизацией,

3) глобального эко-синтеза экофильной цивилизацией будущего, которую мы создаем путем развертывания Марксовой идеи человека вообще средствами Живой логики Творчества, созданной из тех же, Максовых идей и как продолжение традиций русской-российской культуры. В итоге — эко-синтез культур трех основных типов: Востока-Запада-России.

Три личностно => региональные культуры объединяются во всеобщую глобальную культуру, снимающую ограничения, свойственные каждой региональной культуре, но в особой мере — Аристотелево => западной экофобной цивилизации. Это и составляет важнейшее направление в развитии КНР (где «цивилизация» доверчиво, по Аристотелю трактуется как высшее достижение экофильной культуры Конфуция-Китая) и России, где имеются оба начала.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будущее Украины. Эко-гармонизация глобальной стратегии России-Украины-Мира. Энциклопедия Живого знания. Том 50. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я