Шабаш ведьм: изучение истории, фольклора и современной практики

Келден, 2022

Эта книга представляет собой всесторонний, емкий и точный обзор древних верований, связанных с шабашом ведьм, а также практическое введение в интересную и самобытную современную традицию, которая эти верования воплощает. Келден предоставляет множество тщательно отобранных свидетельств из истории, фольклора и искусства, из американских и европейских источников, с полным набором ссылок, чтобы обеспечить прочную основу для понимания концепции шабаша ведьм и того, как она развивалась на протяжении веков. Академический материал, представленный в доступной форме, сочетается с полезной практической информацией для современных практиков, желающих самостоятельно изучить шабаш ведьм и даже принять в нем участие. Прочитав книгу, вы: • разберетесь в концепции шабаша с исторической и фольклорной точки зрения; • узнаете, как «попасть» на шабаш и как вести себя на нем; • разучите новые магические рецепты и ритуалы. Келден провел серьезное исследование и собрал убедительные и захватывающие истории о шабашах по всей Европе и в первых американских колониях. Эта книга позволит вам узнать много нового о древнем и часто превратно понимаемом аспекте колдовства – шабашах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шабаш ведьм: изучение истории, фольклора и современной практики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

В Вальпургиеву ночь одинокая ведьма подходит к камину, храня в себе тайное знание. Очаг пуст и тих: угли остыли и превратились в пепел, тишину нарушает только ритмичное тиканье часов на каминной полке. Приближается полночь. Ведьма снимает крышку с глиняного горшочка и опускает в него пальцы левой руки, зачерпывая мазь с пряным землистым ароматом. Сосредоточенными движениями она втирает вязкую мазь в запястья, кожу за ушами, ступни. Затем садится на метлу, которая до этого спокойно стояла у камина из серого камня, закрывает глаза и произносит волшебные слова: «Чу-чу-чу, прочь с земли я улечу!»[1] И со свистом вылетает из трубы, устремляясь в ночь.

Ведьма летит, слушая завывания ветра, небо над ней — черный гобелен без скрывшихся за плотным слоем облаков звезд и Луны. Она пролетает над крышами домов, пока их обитатели беспокойно спят в кроватях, терзаемые странными снами. Движется все дальше, дальше и наконец вырывается за городские стены, углубляясь в дикую сельскую местность, куда горожане обычно предпочитают не соваться. Она поднимается выше и выше, взмывает вверх, к вершине горы, замаячившей впереди, — поговаривают, она полна призраков и фей. Наконец ведьма достигает вершины и опускается на землю прямо посреди поляны, на которой многие уже собираются вокруг большого ревущего костра.

Перед глазами ее разворачивается шумная сцена, которая одновременно потрясает и пугает. Колдуньи танцуют вокруг костра, повернувшись спинами к пламени неземного зеленоватого оттенка. Их танец сопровождается таинственной музыкой флейт и тамбуринов. Другие ведьмы сидят поблизости, мастерят кукол и смешивают порошки: позже они им понадобятся для сотворения заклинаний. Еще часть собралась вокруг длинного банкетного стола и пирует хлебом и вином. Во главе его на троне сидит мужчина, одетый во все черное, — это Дьявол собственной персоной. Он наблюдает, как ведьмы празднуют во славу его, ведь каждое их действие усиливает как Дьявола, так и самих колдуний. Оставляя позади усталость, все беспокойства и ограничения повседневной жизни, наша ведьма присоединяется к празднеству, пока не запоют петухи, возвещая о наступлении рассвета.

Эта история описывает события так называемого шабаша ведьм — их ночной встречи с Дьяволом. В детстве и юности я обожал читать книги про колдуний — как художественные, так и исторические. Их объединяла одна тема: все практикующие Ремесло собирались во время особенных ночей в каком-нибудь тайном месте. И разумеется, в зависимости от источника такие встречи варьировались от довольно безобидных собраний до откровенно дьявольских. Иногда шабаш в текстах описывается как причудливое, хоть и жутковатое собрание, а иногда — как варварское и гротескно злобное сборище. В любом случае все они обладают чем-то неуловимо притягательным, чем-то, за что цеплялась и продолжает цепляться моя душа, чем-то шепчущим мне на ушко, предлагая присоединиться.

Когда я только начал изучать современную практику колдовства, а именно Викку, я узнал о существовании саббатов. В Викке и некоторых других неоязыческих традициях саббаты являются праздничными ритуалами, связанными со сменой времен года и осуществлением контакта с божествами. Весь комплекс таких праздников называется Колесо года. Несмотря на то что все саббаты — порождение современной культуры, частично они основаны на старых традициях, в том числе на историях о ночных собраниях ведьм, о которых я читал в детстве. Моя ведовская практика менялась с годами, и я все больше начинал интересоваться так называемой традиционной магией (а не викканской формой Ремесла). Я начал переосмысливать фольклорные источники с описаниями шабашей и задумался, как эту информацию применить в современной практике. Начатая вами книга является кульминацией многих лет моих исследований, а также личного опыта посещения шабаша ведьм.

Важно сразу отметить, что все материалы, особенно касающиеся современной практики, представлены через призму восприятия традиционного ведовства. В нем практики рассматривают шабаш как собрание ведьм и разнообразных духов в потустороннем мире. Существуют способы воспроизведения шабаша в физическом пространстве (этой темы мы коснемся в главе 8), однако в данной книге современный шабаш по большей части интерпретируется как неземное мероприятие, требующее одиночного путешествия ведьмы в потусторонний мир. Потому, хоть мы и обсудим викканское Колесо года в контексте его связи с историческим развитием шабаша ведьм, пожалуйста, учитывайте, что книга не задумывалась как книга о Викке и праздниках, связанных с этой широко распространенной ветвью Ремесла. Главы, посвященные современной практике, будут в первую очередь основываться на традиционном ведовстве, однако каждый сможет найти полезную информацию независимо от своего основного Ремесла.

Книга состоит из глав, попеременно посвященных исторической и фольклорной подоплеке шабаша ведьм, а также его современной практике. Чтобы наиболее полно проиллюстрировать сущность явления, я также включил дополнительные разделы под заголовком «Шабаш в искусстве». Как понятно из названия, здесь вы узнаете об отражении шабаша в разных видах искусства на протяжении веков. Помимо этого, в книге содержатся дополнительные практики, включающие рецепты, заклинания и ритуалы, которые помогут вам на пути к шабашу ведьм. Для удобства использования в конце книги есть приложение со списком имен обвиненных в колдовстве людей, которых я буду упоминать по ходу повествования. Все имена в списке сопровождаются датой суда или казни, а также названием страны, откуда родом осужденный (-ая). Там же вы найдете глоссарий, библиографию и список книг для дополнительного чтения.

Протоколы судов над ведьмами

На протяжении всей книги я буду часто цитировать признания людей из Европы и ранних американских колоний, обвиненных в колдовстве. При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что каждый из них действительно занимался магией. Сейчас нам известно, что большинство признаний вырывали под пытками, а в таких условиях человек готов признаться в чем угодно, лишь бы избежать боли и смерти. Некоторых осужденных лишали сна и помещали в другие неблагоприятные условия, разрушавшие ментальное и физическое здоровье. Следователи часто использовали наводящие вопросы и другие техники манипуляции, чтобы направлять допрос в нужное им русло. Наконец, признания очень редко записывались слово в слово, а в последующих переводах даже могли быть искажены, иногда намеренно.

Пусть осужденные, скорее всего, были невинными жертвами, многие из деталей признаний отражали представления того времени о колдовской практике. Историк Эмма Уилби отмечает: «Стоит предположить, что обвиняемые в описаниях празднования безвредных акеларре [шабашей] вдохновлялись в первую очередь сплетнями и пропагандой, распространенными в их регионе как до, так и во время охоты на ведьм»[2]. Потому признания можно изучать как источник сведений о народных верованиях, в данном случае касающихся именно ведьминских шабашей. Современным практикам изучение протоколов суда позволяет лучше понять, каким образом свидетельства обвиняемых невольно повлияли на развитие нынешнего ведовства. Кроме того, подобные исследования обеспечивают нас богатыми сведениями, которые помогут расширить и вдохновить нашу ведовскую практику.

Круг упоминаемых стран

При написании этой книги я руководствовался принципом регионального разнообразия: изучал, какие представления о шабаше были распространены в самых разных странах. Я уже упоминал, что мое исследование затронуло несколько европейских стран и ранние американские колонии. Концепция ночных собраний ведьм существует во многих странах и культурах, поэтому список не заканчивается на странах, упоминаемых в этой книге. Некоторые не называются либо потому, что в их фольклоре нет упоминаний о шабашах, либо потому, что сведения о судах над ведьмами, проходивших в этих регионах, слишком скупы. По мере чтения вы также заметите, что о некоторых странах написано много, другие же едва упоминаются. Причина такой неравномерности — в богатстве и скудности источников соответственно. Например, сведений об английских шабашах было гораздо меньше, чем о шабашах в Испании и Франции.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шабаш ведьм: изучение истории, фольклора и современной практики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В оригинале “Thout, tout a tout, tout, throughout and about”. — Примеч. ред.

2

Emma Wilby, Invoking the Akelarre: Voices of the Accused in the Basque Witch-Craze, 1609–1614 (Chicago: Sussex Academic Press, 2019), 182–183.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я