Флористика, природа и красота. Путь мастера

Катя Воробьёва, 2023

В книге собраны самые обширные и глубокие знания практикующего флориста, описаны важные основы и тонкости работы с цветами их продажи, развития себя как личности, художника и мастера, которые помогут превратить цветочную деятельность и творчество в искусство и дело жизни. Мой стиль – это творчество и художественное искусство продаж, он отражает естественную красоту цветов и букетов, но с глубоким философским подходом и филигранной техникой. Отсутствие стереотипов дали мне возможность самой выявить и сформировать правила флористики, имеющие твердую концепцию, основанную на природоустройстве, поведении цветов, красоте и гармонии, разработать новые и усовершенствовать старые способы и методики, необходимые для качественной работы в повседневном коммерческом направлении. Мой опыт станет полезен для тех, кто стремится стать настоящим мастером своего дела или просто любит природу, искусство и красоту. Я от всего сердца желаю каждому стать Художником и творить самое подлинное Искусство.

Оглавление

Техника композиции. Работа с флористической губкой

Для составления композиции в коммерческой флористике чаще всего прибегают к флористической пене, или губке. Ее изобрели в Дании в середине двадцатого века. С тех пор без нее не обходятся флористы и любители создания произведений из живых, искусственных цветов и сухоцветов. Флористическая губка представляет собой специальное мелкопористое приспособление, обладающее капиллярными свойствами, сделанное из искусственных материалов, и напоминающее застывшую пену. Губка способна впитывать воду и сохранять ее внутри длительное время. Она позволяет закрепить направление цветка, удерживает его и облегчает создание задуманной композиции.

Флористическая губка — удобный и практически незаменимый материал.

Плюсы и минусы флористической губки

— Удобна в использовании.

— Способна в течение долгого времени поддерживать форму композиции.

— Противодействует загниванию стеблей.

— Поддается разрезанию и вырезанию из нее любых нужных форм.

— Подходит не для всех цветов.

— Ошибочные проколы оставляют следы в губке.

— Токсична. Иногда вызывает аллергическую реакцию. Неэкологична.

— В случае ее повторного применения, снижаются все полезные свойства.

Я стараюсь меньше работать с флористической губкой и не пропагандирую ее среди флористов. Но все же коснусь основных моментов того, как работать с пеной: свои приемы и находки.

Как пропитать губку. Набрать воду в емкость, положить губку на поверхность воды: она должна утонуть сама, не ускоряйте процесс, так как появятся сухие участки.

Как установить губку в емкость. Следует обрезать губку таким образом, чтобы она как можно плотнее заполняя емкость для композиции, делать это можно и в сухом, и в пропитанном состоянии. При необходимости простелите дно емкости, если она пропускает воду, непромокаемой пленкой. Старайтесь не использовать мелкие куски губки при формировании рабочей поверхности корзины или композиции: это усложнит работу и снизит качество по всем параметрам.

Постановка цветка. Перед постановкой цветка в губку, его необходимо подрезать флористическими ножницами или секатором (в зависимости от грубости стебля) на нужную длину. Примеряйте высоту цветка к композиции, следуйте народной мудрости «семь раз отмерь — один раз отрежь»! Первое время несколько раз отрезайте понемногу, с опытом вы будете сразу знать место среза.

Перемещение. Перемещая цветок, необходимо снова его подрезать, так как поры уже забиты «почвой», этим правилом обычно все пренебрегают. И на самом деле, на практике оно не дало ощутимой прибавки в стойкости цветка.

Если цветок при постановке в губку оказался длиннее, чем вы планировали, выньте его и укоротите, так можно проделывать до тех пор, пока вы не вымеряете высоту, при этом важно не расковырять почву. Если такое произошло используйте «подпорку» в виде шпажки или сегмента любого плотного стебля.

Какие цветы не рекомендовано ставить в губку. Есть цветы, которые проблематично или совсем не могут пить воду из губки, а засыхают. Убедиться в этом можно достав их: кончик будет засохший. Это нарциссы, мускари и подобные. Тюльпаны, по идее, тоже, но на практике они у вас постоят, постепенно засохнув. Не рекомендую ставить в губку гиацинты и каллы.

Стойкость цветов. Чем короче стебель цветка, тем лучше он стоит в губке, как и в вазе. Совсем коротко подрезанный цветок, в районе цветоложе, пить воду из губки не будет.

Оформление композиции. Обязательно полностью закрывайте губку цветами и зеленью, обнаженные участки выглядят неаккуратно и непрофессионально.

Процесс работы. При составлении композиции я работаю с зеленью и цветами одновременно. Этот способ оптимальный, он позволяет видеть композицию целостно и правильно распределять цветы и другие растения сразу. Исключением становится хрупкий цветок, для которого я заранее отвожу место. Если вы ставите цветы в центр, где уже есть много стеблей, раздвиньте их осторожно рукой, найдите свободное место в губке и поставьте туда цветок. В самом конце оформите композицию зеленью по краям.

Проверяйте крепость постановки цветка в почву: он должен углубляться на 1/2 — 2/3 от высоты флористической пены; быть надежно фиксирован, не выпадать и не болтаться.

Обратите внимание! Держите цветок за стебель максимально близко к месту постановки цветка, это защитит от лома. На мягкий стебель можно наложить «шину» или укрепить его внутри с помощью шпажки.

Объем материала. Чем выше губка над краями формы, тем больше ее площадь, значит, больше цветов и зелени вам необходимо будет использовать. Это важно учитывать при подготовке. Тоже и с размером корзины: естественно, чем больше емкость, тем больше цветов и зелени пойдет в работу.

Обратите внимание! Объем губки для композиции из большого числа цветов должен быть соразмерным, иначе она не сможет напитать и крепко зафиксировать цветы.

Построение композиции. В построении композиции старайтесь открывать и подчеркивать для зрителя каждый цветок, если нет обратной задумки, например, как в естественной лужайке. Пропорции здесь могут быть совершенно творческие, в зависимости от идеи.

Для коммерческой флористики подойдут правила: «чем проще, тем лучше» и «чем больше, тем интереснее покупателю». Учитывайте то, что экстравагантность сейчас в моде, но и круглые классические формы актуальны всегда.

Составление композиции похоже на написание картины, это всегда интересный и творческий процесс — работа цветами как красками. Превращайте, по возможности, его в искусство, делая свою «картину» гармоничной и естественной как сама природа.

Особую любовь во мне вызывают художественные композиции-натюрморты в стиле барокко. В душе я художник, в эти моменты я словно рисую, потом фотографирую и получаю натюрморт. Осталось рассыпать ягоды, фрукты и можно рисовать. Когда уйду на пенсию, этим и займусь: на чердаке буду разводить и смешивать краски в лучах утреннего солнца.

Корзина из роз, собранная классическим способом

Поставить розы в корзину хаотично сможет любой, даже начинающий флорист. Не спешите начинать с «творческого беспорядка», научитесь делать технично, размеренно, аккуратно, затем добавите нотку своего свободного взгляда. Верная техника изначально даст сильные преимущества и возможности: будет проще развивать дальнейшие умения и реализовывать идеи.

Некоторые рекомендации, находки и замечания к работе с корзиной

Особенности работы с флористической пеной

— Чем выше флористическая губка поднимается над корзиной, тем больше площадь поверхности и тем больше цветов можно поставить. Определить индивидуальную высоту губки поможет стиль корзины, высота цветов и плотность постановки. Если уровень губки ниже края, то вы сможете обойтись без дополнительного использования зелени по окружности, но цветы будут направлены вертикально вверх

— Старайтесь не использовать мелкие куски губки при формировании рабочей поверхности корзины или композиции: это усложнит работу и снизит качество

Высота цветка и форма композиции

— Чем длиннее цветок, тем хуже он стоит. К тому же длинная ножка подразумевает бо́льшее число цветов или бо́льшее расстояние между каждым отдельным цветком

— Поверхности бокалов роз должны представлять собой сферу

— Начинайте сбор с построения дуги вдоль ручки. В дальнейшем, ставьте розы в шахматном порядке

— Определите высоту корзины. Подрежьте и вставьте розу по центру. Мягко снижайте высоту цветов, подрезая каждый цветок по мере удаленности от центра все больше. Следуйте правилу: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Если сильно подрезали цветок, попробуйте оставить его для крайнего места. Укоротили чрезмерно — в этой композиции его уже не использовать.

Работа по перемещению и оформлению

— Проверяйте крепость постановки розы в почву: она должна углубляться на 1/2 — 2/3 от высоты флористической пены; быть надежно фиксирована, не выпадать и не болтаться. Если необходимо вынуть и снова поставить цветок, освежите конец

— Не бойтесь переставлять цветок, но в меру, иначе можно сильно повредить почву. Иногда лучше будет оставить цветок как есть, чем двигать еще раз. Если подобное все же произошло используйте «подпорку» в виде шпажки или сегмента любого плотного стебля

У меня были сложные случаи, когда я со своими ученицами, вынимали губку и клали новую, или пересобирали корзину, так как это был единственный выход.

— Вращайте корзину, чаще отходите, смотрите издалека: для оценки работы нужно дать отдых глазам. Мне проще сначала сделать одну сторону и по ней ориентироваться на вторую, но это не обязательно.

Я стараюсь делать корзину не слишком раскидистой, а так, чтобы можно было взять за ручку и унести — это частый критерий для людей. Высокий цветок к тому же плохо стоит: чем короче розы, тем дольше простоит корзина.

Каждый цветок быстро и без сомнений найдет свое место только с опытом мастера, сначала нужно будет «потоптаться», достаточно много раз перемещая цветы, прежде чем определите их положение.

— Старайтесь выровнять нижний ряд роз по окружности корзины, равноудалено распределите розы на одном уровне. При корректной сборке это произойдет автоматически

Если не получилось сохранить шахматный порядок роз, постарайтесь просто равномерно распределить цветы в композиции.

— Обязательно оформляйте края и низ декоративной зеленью, при необходимости заполняйте пустоты в центре. Эстетика требует прикрытия от глаз нагих участков губки. Зелень украшает и скрадывает недочеты

— «Лучшее — враг хорошего». Не стремитесь к совершенству, если идеал не получается по каким-либо техническим или профессиональным причинам, будьте рационалистом, иначе можно усугубить положение, испортив корзину

Умение собирать корзину классическим способом постепенно уходит в прошлое, так как падает общий уровень профессионализма в этой области флористики, оно становится менее востребованным и необходимым, но классика — это на века. Мастер справится с любой задачей.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я