Флористика, природа и красота. Путь мастера

Катя Воробьёва, 2023

В книге собраны самые обширные и глубокие знания практикующего флориста, описаны важные основы и тонкости работы с цветами их продажи, развития себя как личности, художника и мастера, которые помогут превратить цветочную деятельность и творчество в искусство и дело жизни. Мой стиль – это творчество и художественное искусство продаж, он отражает естественную красоту цветов и букетов, но с глубоким философским подходом и филигранной техникой. Отсутствие стереотипов дали мне возможность самой выявить и сформировать правила флористики, имеющие твердую концепцию, основанную на природоустройстве, поведении цветов, красоте и гармонии, разработать новые и усовершенствовать старые способы и методики, необходимые для качественной работы в повседневном коммерческом направлении. Мой опыт станет полезен для тех, кто стремится стать настоящим мастером своего дела или просто любит природу, искусство и красоту. Я от всего сердца желаю каждому стать Художником и творить самое подлинное Искусство.

Оглавление

Техника естественного букета

«Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер». Лев Успенский

Наша жизнь наполняется смыслом, когда мы занимаемся любимым делом. Совершенствоваться на выбранном пути — суть жизни каждого человека, он заключен в развитии, в постоянном росте и осмыслении своей деятельности.

Мастерство сбора букета во флористике

«У искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом». Анатоль де Франс.

Каждый художник и профессионал заинтересован в росте своего мастерства. Чтобы писать картины, нужны не только кисти, краски и холст, необходимо учиться рисовать и все время совершенствовать технику, чтобы полотна наполнялись утонченностью, гармонией и красотой большими, чем раньше.

Для того, чтобы расти в искусстве флористики, мы постигаем ремесло, технику, изучаем красоту, гармонию, естественность, воспитываем в себе важные личностные качества: ответственность, трудолюбие, чистоплотность, бережливость, аккуратность и многое другое.

Профессиональный букет и композиция — это не просто сложенные цветы, склеенные или связанные и упакованные, или воткнутые в губку, это умение управлять букетом и композицией, создавая задуманные формы. Сила каждого мастера — техника, именно она дает возможность расти и искать новые грани ремесла и искусства флористики! Конечно, для большинства людей нет разницы, в какой форме будет сложен данный набор цветов, даже флористы зачастую не найдут отличий, не смогут заглянуть внутрь букета и увидеть разницу, но эта разница и будет отличать настоящего профессионала…

Почему я люблю букеты на своей ножке? Это естественно, красиво, удобно, быстро, это возможность делать букет «из-под ножа повара» (когда вы собираете букет при клиенте), такой букет легко пересобрать и разобрать. Цветы недолговечны, поэтому тратить огромное количество времени на сбор букета, по-моему, не совсем целесообразно.

Основа мастерства флориста при сборе букета включает два основных направления:

— Техника владения сбором букета.

— Предварительная подготовка и уход за срезанным цветком.

В чем смысл владения хорошей техникой сбора букета? Все просто: чем лучше ваша техника, тем большего успеха в выбранном направлении вы достигните.

В любом деле существует много задач, и основная — справится с любой сложностью. Чем выше ваше мастерство, тем меньше остается вопросов, которые вам не под силу.

Что дает хорошая техника:

— качественный красивый букет: в нем цветы ложатся легко и естественно, внутренний порядок выражается во внешней красоте;

— легко управляете цветком: все задачи вам по плечу;

— с повышением скорости и при появлении усталости не лишается своего качества;

— при больших объемах работы вы растете, отточив и закрепив мастерство;

— становитесь уверенным и успешным флористом.

«Ученье и труд все перетрут». Закон перехода количества в качество никто не отменял. Природа человека такова, что для запоминания ему необходимо повторение, и в этом наша сила. Когда мы совершаем какое-либо действие многократно, то постепенно доводим его до автоматизма. Если делали его правильно, в соответствии с законами природы и жизни, то получаем положительный результат, если против — отрицательный. Чтобы чему-то научиться, приходится трудиться, разница для каждого из нас только в количестве примененных усилий. Один схватит с первого раза, другой с сотого, но на самом деле, трудолюбие — это тоже особый дар, он компенсирует все.

Праздник в работе флориста — это всегда экстремальные условия и усталость. Здесь важно обладать сильной техникой и знаниями, чтобы продемонстрировать себя с лучшей стороны и с меньшими потерями справится со всеми заданиями, выйдя победителем. В спорте это легко прослеживается: спортсмен с сильной техникой в любой новой и сложной ситуации, или наличии усталости, одолеет менее подкованного игрока, — слабая техника даст сбой. То же касается новичка: у него техника действий имеет неустойчивый характер, он даже может на начальном этапе вести у мастера, но по мере накопления усталости начинать ошибаться и, в итоге, проиграть.

Преимущество сильной техники — способность выйти победителем в любой ситуации.

Основные техники сборки букетов

Существуют два основных вида техники сборки букета на своей естественной ножке: параллельная и спиральная. Некоторые флористы не придерживаются ни одной из них, распределяя и складывая цветы, как нравится, и скрепляя анкором. Для продаж возможен и такой ход действий, но для учебы, роста и профессионализма — недостаточно.

Параллельная техника

Параллельная техника основана на складывании стеблей параллельно друг другу. Ее применяют для цветов с толстым стеблем, таких как амариллисы, каллы; в некоторых случаях гиацинтов, фрезий и других; для транспортировки, особенно когда на цветах еще много своей листвы; и некоторые мастера пользуются ею для сборки свадебных или вертикальных букетов. Я редко собираю букеты в этой технике, только в особых случаях. Основным нюансом является сохранить соцветие и открыть его для зрителя, если оно больше ножки в диаметре, располагая цветы выше и ниже друг друга. Если соцветия небольшие или на стеблях еще много зелени, то они могут располагаться и на одном уровне. Для скрепления букета в этом случае можно выбрать не только черновую ленту, но и анкор. Этим способом легко овладеть самостоятельно.

Спиральная техника

Спиральная техника — это основа работы с цветами и букетами в коммерческой флористике. При такой технике, цветы в букете удаляются от центра по спирали.

Спираль помогает справится с самой главной проблемой в сборе букета — головка цветка превышает размер стебля; к тому же она же управляет цветком — ставит его в нужное место; и это ваша возможность задавать композицию букета и место цветка в ней.

Спиральная техника — это первая ступень и начало любого флористического пути, овладев ей, можно смело идти вперед, познавая цветочное искусство все глубже, постепенно совершенствуя «спираль» и углубляясь в особенности работы с разным объем цветов и их индивидуальными характеристиками, накладывая на технику свой индивидуальный почерк.

Рекомендации для освоения спиральной техники

На заметку! Если вы работаете правой рукой, а держите букет в левой, то каждый цветок в нем имеет наклон сверху вниз слева направо.

— На первом этапе учитесь собирать спираль на столе (с опорой).

— Постоянно проворачивайте букет, придерживая второй рукой.

— В классической спирали цветы идут по диагонали сверху вниз слева направо. Первый, центральный, цветок стоит или лежит вертикально. Второй цветок кладем на первый под наклоном, третий — на второй (между вторым и первым цветком), четвертый — на третий (между третьим и первым) и так далее.

— После уверенной «спирали с опорой» пробуйте «спираль на весу» — букет не касается поверхности рабочего стола.

— Следите за ровностью цветов в шапке букета, периодически поправляйте.

— Перевязывайте букет, когда теряете контроль, постепенно вы будете уменьшать количество перевязок. Изначально можно фиксировать основу будущего букета.

— Выбирайте небольшой «угол спирали» — угол, который создает наклон цветка относительно вертикали, это даст вам много возможностей в дальнейшем.

Обратите внимание! Сначала «угол вашей спирали» не будет иметь весомого значения, но в дальнейшем это ограничит ваша возможности. При сильном угле наклона цветка букет большим собрать не получится, цветы в скором времени пойдут «на излом».

— Начинайте учиться с монобукета, постепенно увеличивайте число компонентов, добавляйте зелень.

— Крепко связывайте букет только после выравнивания, по завершению.

На заметку! Для удобства и лучшего качества работы используйте пластиковую ленту для перевязки, и острые флористические ножницы, чтобы подрезать букет.

Скорость освоения любой техники зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Кто-то схватит с первого раза, а кому-то потребуется больше времени. Но самое главное, что желание, стремление, труд, терпение и любовь к делу исправляют любые неудачи и компенсируют нехватку любого таланта!

«Смысл жизни заключен в развитии, в постоянном росте, осмыслении своей деятельности. Только прирожденный художник способен трудиться так, чтобы им стать». Герцогиня Диана

Стаффажная техника и ее преимущества

Работа с зеленью — это моя отличительная и сильная сторона, которая создала мою флористику, открыла большие возможности и преимущества, тем самым, помогла принести в мир цветов свой уникальный стиль.

Основная идея техники в работе с естественным букетом на своей ножке — работа с цветком через зелень и добавочные растения, которые создают внутри букета стаффажный каркас с воздухом, защищающий цветы от травм и гниения, что значительно повышает возможности управлять цветами, варьировать формой букета и улучшает его качество.

Цветы как хрустальные вазы, которые так нуждаются в бережном обращении.

Каждый раз, когда у меня возникает сложная ситуация при сборе букета, например, нежные и плотные стебли соприкасаются друг с другом, я думаю: «Ну как собрать его без стаффажа?.. Это ведь так опасно для цветов! Они как хрустальные вазы». Стаффажная зелень бережет цветы.

Стаффажная зелень — это рабочие зеленые листья и растения, имеющие ряд полезных функций, помогающие в сборе букета за счет смягчения постановки цветка.

Стаффажная зелень — это то, что дает возможность управлять цветком. В процессе сборки возникает много сложных ситуаций, которые корректируются зеленью. Решение этих задач позволит собрать букет таким, каким вы его задумали, а это большое преимущество даже без учета качества сборки, транспортабельности, вазостойкости, возможности разбора букета и других полезных функций зеленых растений.

Какие же функции в букете выполняет зелень?

— бережет цветы, сохраняет их целостность;

— придает красоту букету;

— дает возможность управлять формой букета;

— увеличивает размер букета;

— помогает поставить цветок в задуманное место (он не вращается и не меняет положение);

— дает преимущество в регулировании высоты цветка: он легко двигается вверх — вниз;

— возможность легко разбирать и переделывать букет;

— уменьшает гниение цветка в букете, продлевая ему жизнь, благодаря созданию кислородного пространства между цветами;

— завершает и красиво оформляет низ букета, защищая при этом цветы;

— фиксирует крайние цветы, чтобы они не выпадали из букета и не вращались;

— меняет стиль композиции;

— увеличивает вазостойкость букета за счет создания «кислородной подушки»;

— сохраняет форму букета при транспортировке и многие другие.

Обратите внимание! Стаффаж может не касаться воды, эта зелень устойчива к отсутствию влаги. Дальше она засохнет, не испортив вид букета, если стоит ниже уровня цветов. В идеале, когда стаффаж внутри, а декоративная зелень видна. У меня случалось, что цветы были устойчивее стаффажа, но это не сильно испортило букет, об этом переживать не стоит. Не путайте ее с декоративными зелеными растениями, которые пьют воду.

Из зелени к категории стаффажа я отнесла: салал, рускус, фисташку, самшит, лавровишню и папоротник, но у него самые неустойчивые кончики, он сохнет первым из этого списка.

Мои советы к сбору букета на основе стаффажа

— Стаффажная зелень идет по спирали вместе с цветами и не должна попадать листвой в перевязку, ниже связки стебли чистые как у цветов, так и у зелени.

— Выше связки с цветов необходимо убирать только плохие листья, если они гниют или вянут в букетах и мешают сборке (эустома, ромашка, гипсофила, грин белл и другие).

— Всегда перевязывайте букет, когда теряете контроль. Постепенно вы сможете делать это все реже.

— Не ставьте при начальном обучении твердые и мягкие стебли рядом. Тренируйтесь и учитесь на монобукетах, постепенно увеличивая число компонентов.

— Выравнивайте букет. Начинайте обучение с умения собрать букет с ровной шапкой, для этого постоянно проворачивайте букет, собирая его по спирали, ставя цветок один за другим, выравнивая верхнюю шапку букета.

— Выберите форму букета. При закругленной форме — постепенно снижайте уровень цветка относительно центральной точки, тогда он будет иметь мягкую округлость. Можно постепенно выводить цветок наверх, делая букет более плоским, но большим по диаметру. Такой способ подходит для большого количества цветов, для увеличения размера, для раскидистого букета или для букета в упаковке.

— Стаффажная зелень имеет направление из центра к внешнему контуру букета (вы видите ее тыльную сторону).

На заметку! В плотном букете цветы стоят лучше, чем в раскидистом. Увядание всегда начинается с края, в центре цветы дольше остаются свежими.

Скрытая работа. Зачем зелень, если она не видна в букете?

Иногда стаффажная, или рабочая, зелень не видна в букете, но она выполняет все те же важные функции.

— Бережет нежный и хрупкий стебель цветка от травмы.

— Естественным образом увеличивает размер букета.

— Увеличивает вазостойкость букета, благодаря созданию воздушной прослойки: стебли не соприкасаются друг с другом и от этого не гниют.

— Защищает крайние цветы.

— Не позволяет букету «схлопываться» при перевязке. Создает объем и увеличивает размер букета.

На заметку! Если вы искусственно за счет слабой фиксации в месте сборки увеличиваете размер букета, то цветы сместятся при связке или транспортировке, и букет потеряет форму.

— Сохраняет форму букета. Если вы перевязываете, а не склеиваете, то стаффаж отлично фиксирует цветок в нужном положении. Склеивание несет ряд слабых сторон: в букете нельзя варьировать формой, под склеивающей лентой цветок гниет.

И это далеко не полный список важной и такой незаметной функции зелени в букете.

Виды зеленых растений для букетов и композиций

Зеленых растений, которые флорист использует при сборе и в качестве украшения букета, бесчисленное множество. В процессе работы, я выделила для себя определенные виды зелени по красоте, качеству и удобству.

Я разделила ее на декоративную, основной функцией которой является украшение букета, и стаффажную, или рабочую, с основной функцией — помощь в сборе букета. Это деление относительно, ведь обе они одновременно носят и тот и другой характер, но чаще всего хранятся и используется по–разному.

По хранению ее можно разделить на два вида: стебли которой должны находится в воде, пьют воду и без нее увядают, и зелень, которая хранится во влажной среде, в герметично закрытом контейнере или пластиковом пакете.

По стилю зеленые растения могут быть полевыми, садовыми или, например, универсальными — подходят к любому типу букетов и другими.

По цвету зелень представлена травяным, темно-зеленым, салатовым, серым, коричневым, пепельным, голубым и другими тонами.

Совместимость с цветами. Необходимо учиться подбирать зелень по взаимодействию со стеблями, соцветиями, стилю и внешнему виду цветка. К танацетуму, например, подход папоротник, из-за мягкости, а фрезию он простит и создает слишком большое пространство между цветами.

По жесткости. У каждого вида зелени своя жесткость, функции и способы работы с ней от этого сильно меняются. Папоротник, например, мягкий, а салал и лавровишня жесткие.

На заметку! Учитывайте сочетание зелени с цветами по сезону. Внутренняя гармония букета заключена в возможности его существования в природе одномоментно: он будет иметь сезонность и зональность, учитывать время и место, где растут представленные в нем цветы. Именно такой букет несет естественный характер и истинное глубокое содержание.

Хранение и прием зелени

Один вид зелени после сбора или приема нужно отпоить, а другой — опрыскать и убрать герметично в холод. Последний можно хранить без постановки в воду, так следует поступить с салалом, папоротником, рускусом, фисташкой, самшитом, лавровишней, бересклетом и другими. Определить ее можно по листу, если он плотный и жесткий, то скорее всего такое хранение подойдет. Вы всегда можете поэкспериментировать с доступной зеленью самостоятельно, и уже применять ее по назначению. Я постоянно ищу и открываю для себя новые виды и возможности разных зеленых растений.

Эвкалипт, грин белл, зонтичные растения, фейхоа, вибурнум (листья и ягоды), олива, хедера, котинус, буплерум, альхемилла, питтоспорум, ежевика, листья сливы, русская маслина и многие другие — это уже декоративные виды зелени, другой направленности, с ними я обращаюсь, как с цветами: отпаиваю, обрабатываю низ и ставлю в холод на воду в открытую вазу, соответствующую ей по высоте, или заворачиваю в бумагу.

Если круглый год нет возможности работать с зеленью, то наслаждайтесь ей летом: собирайте самостоятельно, экспериментируйте и радуйтесь! Как красиво она преображает букет, и сколько пользы дает композиции. Теплая пора — это самое подходящее время, чтобы узнать и разобраться во всевозможных видах зелени: как ее собирать, отпаивать, хранить, обрабатывать и применять в работе.

Типы букетов на своей ножке

Цветов и зелени в срезке существует огромное множество, от их вида, структуры и количества будет зависеть букет, в который их можно собрать, и, конечно, от вашего мастерства.

Букеты на своей естественные ножке обладают большим разнообразием видов, отличающихся формой, содержанием, размером и методами сборки. Я выделила несколько основных типов букетов, которые помогут вам расширить границы своего мастерства и творческого взгляда.

Высокий букет. Цветы сложены во всю длину стеблей. Зелень используется только равной длины, чаще декоративная. Букет получается большой, применяется к монобукетам или букетам из нескольких составляющих.

Классический круглый «евробукет». Цветы стоят на умеренном расстоянии друг от друга. Подходит практически для любых цветов и любого вида зелени, собирается с постоянным вращением букета «по или против» часовой стрелки.

Плотный букет. Цветы не образуют между собой промежутков. Собирается с минимальным количеством зелени, применяется преимущественно к свадебным букетам. Получается небольшим по размеру, это важно учитывать.

Суперплотный букет. Расстояние между цветами исключается, они могут даже находить друг на друга, применим к свадебным букетам, или, например, ягодам и мелким добавкам.

Раскидистый букет. Цветы стоят на значительном расстоянии друг от друга, подходит практически к любым цветам, кроме коротких (мускари, душистый горошек, гиацинты и другие) и любым видам зелени.

Букет свободной формы. Творческий «евробукет» с большим количеством разнообразных цветов и зелени, занимающих естественное положение, с элементами плотного, раскидистого и полевого букета, чаще всего овальной или вытянутой формы. Сюда же я отнесла садовый букет — букет из садовых цветов, трав и зелени, имеющий растрепанный характер, естественный вид, собираемый в любительском стиле без особых правил.

Вертикальный и каскадный букет. Высокий букет, вытянутый вверх, собирается из цветов с длинным стеблем, цветы располагаются или на одном, или на разных уровнях, в каскаде высота цветов постепенно снижается, чтобы полностью открыть их зрителю. Часто его собирают односторонним, прикрывая спинку зеленью или упаковкой.

Букет с градиентом. Композиционный букет с переходом цвета или усилением оттенка. Может быть применим практически к любому типу букета и композиции.

Букет из тюльпанов, букет с тюльпанами. Тюльпаны обладают своими особенностями при сборе букета, которые важно учитывать: рост цветка после срезки, толстый и ломкий стебель, хрупкие листья. Собирается в низкой точке.

Русский полевой, рустикальный, деревенский. Букет из полевых цветов и трав с большим количеством тонких стеблей преимущественно из мелколепестных цветов. Собирается чередованием, отличается тщательной подготовкой цветов перед сборкой.

Пышный букет. Букет из крупных и аморфных цветов на высоких стеблях, собранных во всю длину, бесформенный или шаровидный. Получается объемный и воздушный.

Букеты с максимальным количеством стеблей. Букеты от 100 стеблей и выше, собираемые со стаффажем (если исключить стаффаж, то это обычный высокий монобукет). Особенность — выведение цветка наверх для увеличения диаметра букета.

Интерьерный букет, или композиционный. Имеет четко заданное расположение каждого цветка. Делается с учетом помещения, стилистики мероприятия и прочих факторов.

Параллельный букет. Удобен для цветов с толстым стеблем, таких как амариллисы, каллы, в некоторых случаях гиацинтов, фрезий и других; для сборки свадебных или вертикальных букетов.

Разнообразие форм поражает и открывает большие возможности для творчества. Став хорошим мастером, вы легко сможете работать с любыми цветами, любым их количеством и составом, придавая своему букету задуманную или требуемую форму.

Букет невесты

Свадебный букет в настоящее время поменял свой характер и стал одной из разновидностей букета на естественной ножке. Он не отличается техникой сборки от обычного букета, может быть любой формы, состава и стиля. Но имеет ряд особенностей:

— Размер. Чаще всего свадебный букет меньше по размеру для легкости.

— Форма ножки. Ее должно быть удобно держать, к ней применяют слово «ручка».

— Крайняя аккуратность, он будет важной частью церемонии, и фигурировать на фото.

Обратите внимание! Накладывайте ленту элегантно, хорошо зафиксировав, и прижгите конец, чтобы он не распускался.

— Ответственность в точном исполнении. Клиент часто требователен в своем выборе.

— Состав. Некоторые цветы лучше исключить по причине их слабой переносимости отсутствия питья, или, например, они могут испачкать платье, вызвать аллергию и тому подобное.

— Транспортировка, он должен приехать в исключительной сохранности, таким, каким выехал! Упаковывайте его в бумагу, дополнительно прикрывайте ленту, уменьшив вероятность загрязнения и намокания!

На заметку! Если ножка узкая, то я отправляю букет невесты во флористической пене, чтобы не испортить вид букета.

— Сезонность. Зимняя, весенняя, летняя и осенняя свадьбы отличаются друг от друга, и погодные условия тоже.

— Терпимость без воды. Частый критерий в выборе невесты, чтобы сохранить вид букета как можно дольше. При таком подходе предлагайте самые устойчивые цветы: гвоздики, гипсофилу, крепкие розы в плотном бутоне, ранункулюсы, ягоды, сухоцветы и другие.

— Соответствие стилю свадьбы и образу невесты. Если свадьба классическая, то лучше всего подойдет круглый букет, стилю «Кантри» — ромашки и подсолнухи, для стиля «Бохо» — лотосы и эвкалипт, а для зимы — гвоздики и хлопок.

На заметку! Если невеста настаивает на букете из быстрорастущих цветов (например, тюльпаны или анемоны), то собирать его следует прямо перед отправкой, так как форма букета изменится за ночь.

Букет невесты требует особенной аккуратности и внимания к себе, на его подготовку и сбор всегда уходит больше времени. Уточняйте нюансы, но в меру, иначе можно запутать заказчицу или сильно усложнить себе работу!

Составление букета

Букет — это то, что, несомненно, отличает меня: сильная техника, понимание его внутреннего содержания, искусство составления. Здесь я действительно мастер: используя зелень как каркас, я смогла вывести букеты на естественной ножке на новый уровень красоты, формы и содержания. В моем арсенале самое широкое разнообразие подобных букетов, и они все основаны на грамотном построении, гармонии цветов внутри, и, как следствие, красоты снаружи.

Сочетание и подбор цветов к букету, непосредственно его сбор — это творческая, художественная и профессиональная составляющая в работе флориста. Есть несколько моментов, которые я учитываю при составлении букета.

Сезонность и место произрастания. Весна к весне, лето к лету, зима к зиме, осень к осени. Орхидеи и ромашки или пионы и хризантемы — сомнительные сочетания, если композиция не несет философский характер.

Особенности стеблей цветов: как они сочетаются и как будут взаимодействовать в букете. Можно и нужно смягчать эти моменты стаффажной зеленью. Гиацинты и грубые ветки, например, ставить рядом можно только через стаффаж, иначе травмы не миновать.

Природное сочетание цветов с зеленью. Ромашка хорошо сочетается с папоротником по мягкости в сборке, по стилю к ней подходит пастушья сумка. Для роз красив эвкалипт и салал, а герберы универсальны с любыми видами зеленых растений.

Сочетание по среде pH, которая получается в воде. Например, гиацинты губят все вокруг, но терпимее всего к ним весенние цветы. При сборе между собой плохо сочетаемых цветов, чаще меняйте воду.

Способ постановки. Собирайте цветы по спирали, ставя последовательно друг за другом, вращая букет. Если вы доставляете цветы в букет сверху, то будьте внимательны, нужно попадать в спираль. Делайте это очень аккуратно, иначе можно повредить стебли других цветов.

Распределение цветов. Можно ставить цветы группами, равномерно или создавать композиционный рисунок.

Количество цветов в букете. Гармонично смотрятся в букете 3,5,7,9 цветов. Если это один цветок, то пусть он будет крупный. Если он небольшой, например, один анемон, то сделайте мини-букет. Два цветка выглядят, как два глаза, а из пяти цветков не делайте крест.

Цветовая гамма букета. Обязательное условие — это сочетание тонов между собой. Для начала можно использовать готовые цветовые палитры или учиться повторять букеты.

Внешний вид цветка, или габитус. Каждый цветок обладает своей визуальной формой, в зависимости от соцветия. Композиция букета раскрывает или скрадывает ее.

Завершение букета. Обрамляйте низ букета зеленью для красоты и сохранности цветов. Хрупкие и очень нежные цветы не ставьте по краям, их можно травмировать. Если цветок «выпадает» из букета по причине изогнутого стебля, вверните его вовнутрь, иначе будет казаться, что он нехороший. Если, конечно, букет не раскидистый, где цветы «ниспадают».

Постановка цветов в букет

Почему цветы важно ставить правильно сразу, и чем опасна постановка цветов в букет сверху?

Букет на своей ножке собирается по спирали с последовательной постановкой цветка один за другим. Если при такой сборке вы будете работать с зеленью, то легко сможете варьировать формой букета. В последовательной постановке цветка внутреннее содержание букета обретает правильный рисунок спирали, что выражается во внешней форме. При использовании зелени вы легко можете воплощать любые задуманные идеи и композиции, ведь цветком управляете вы, как художник с палитрой, который распоряжается цветом своей картины, потому что может создать на ней любой тон.

А вот постановка цветов сверху (если букет на своей ножке без каркаса), может вносить в работу отрицательные последствия.

— Нарушается спираль. Визуально вы ставите цветок в нужное место, но технически внутри не попадете в то место, где ему должно быть отведено оно логически, и это нарушит сборку. При правильной работе со спиралью, при необходимости, вы легко сможете найти цветок снизу, если его придется подправлять.

— Возможная травма соседнего цветка, и цветка, который непосредственно вставляется, а если это шпажка, то можно, к тому же, проколоть мягкие стебли (например, гиацинта или амариллиса).

Прием «постановки цветка сверху» я использую крайне редко, как исключение. Владение одним умением не исключает полностью другое: случаи бывают разные.

Способы завершения букета

То, как вы завершаете букет зависит от предназначения букета, вашего мастерства, ответственности и щедрости.

Почему букет необходимо завершить?

— Визуальное восприятие. Если он закончен грамотно, то выглядит красиво.

— Надежность. Уверенно крепко перевязать букет вы сможете только на сильных или защищенных стеблях. Слабосвязанный букет потеряет форму. Если вы работаете с анкором, конечно, этот вопрос вас мало волнует, но в анкоре есть большие минусы: невозможность смещения или изъятия цветка при необходимости, скорое гниение цветов в этом месте, сложность разбора и пересмотра букета.

— Безопасность крайних цветов. Если цветок нежный, то ваш способ завершения букета будет как «щит» для них или «ставить под удар».

Как эстетично завершить букет?

Если букет «моно» и собран из крепких цветов: роз, хризантем или тюльпанов, например, — вы можете просто плотно перевязать его лентой, но если в букете нежные цветы, то плотно затянуть их не получится, поэтому стоит защитить цветы, и для этого я использую зелень.

Если вы накладываете упаковку, то она защитит цветы и дополнительно зафиксирует, поэтому здесь вы можете оставить низ без оформления, но всегда помните о моменте, когда человек развернет букет и выставит в вазу: как будет выглядеть букет, и что случится с крайними цветами.

Если букет в упаковке, то она должна быть аккуратно наложена и хорошо зафиксирована.

Если букет предполагает постановку в вазу без упаковки, то здесь важно:

— Защитить крайние цветы, оформить их зеленью. Букет нужно связывать крепко, чтобы он сохранил свою форму, иначе разболтается. Для смелой и тугой связки требуется защитить крайний цветок.

— Оформить низ, чтобы букет выглядел здоровым и красивым. Если это «ниспадающий» букет, то падающая хедера уместна, а если нет, то висящий салал, красоты не предаст, стоит убрать лишнее. Я постепенно училась, понимала и самостоятельно приходила к видению эстетики в этом вопросе.

— Аккуратно накладывайте декоративную ленту, зафиксируйте так, чтобы она не развязалась, и полностью прикрывала черновую.

Первым делом мастерство, а потом авторство…

«Хорошая пчела умеет собрать мед и с горьких трав».

Что часто скрывается за «авторством»?

Сейчас модно собирать «авторские букеты», но часто это лишь нежелание повторять и учится повторить то, что уже делал, или неумение. Конечно, в цветах нужно учитывать невозможность досконального повторения композиции по причинам того, что цветок — живой товар, к тому же очень сезонный, а флористика труд мануфактурный, нестандартный и творческий. Зачастую, «авторство» — это убеждение себя и других, что «все, что я делаю, всегда мною так и задумано». Флора — «девица с характером»: цветы, травы, ветки, листья, стебли — со всем надо учиться совладать. Укротить любой стебель — большого стоит, подчинить себе как дрессировщик, дикого зверя… Каждый раз, собирая сложный букет с «коварными» цветами, я знаю, что предложенные популярные «авторские схемы работы», здесь бессильны. Возможно, для продажи цветов много знаний и умений не требуется, но при высоких амбициях и целях, в условиях высокой конкуренции или кризисных ситуаций, быть хорошим профессионалом не только «авторских стилей», а любых возникающих ситуаций, запросов и пожеланий, еще никому не повредило. Не останавливайтесь лишь на одном букете, узнайте все, чтобы быть уверенными, что нет ничего, чтобы смогло вас поставить в тупик.

Преимущество сильной техники — способность подчинить себе любой цветок так, как этого требует ситуация.

Качественные цветы и букет — это уважение к людям, их купившим и получившим

Аккуратность, завершенность, использование свежих цветов, забота о внутреннем содержании букета — все это отражение вашего отношения к клиентам, уважение к ним и к себе.

Есть в нашем сердце внутренний контролер, который называется совесть, если она есть, то делать хорошие букеты очень просто, она не даст «соврать», но, если ее нет, то можно руководствоваться коммерческими целями: люди, получающие и дарящие качественные букеты, вернуться к вам снова. Если ни первое, ни второе не стимулирует, то придется столкнуться с периодическими недовольствами, хотя в цветах, если честно, их и так хватает.

Делать плохо свою работу — занятие бессмысленное. Любой из нас должен прийти в процессе работы и жизни к максимальным успехам из возможного, с учетом набора всех наших качеств и талантов. Каждый букет, каждый товар или результат работы — это отражение нашего внутреннего содержания, роста, понимания и отношения к миру.

Мой совет: старайтесь продавать свежие цветы, срок жизни их и так не велик, а постоявших в особенности!

Здесь же стоит рассказать и о реанимации цветов. Цветок умер, или заболел, вы его восстановили путем «теплицы»: вид он приобрел тот же, но срок его жизни в тепле сократится значительно, вплоть до нескольких часов, в зависимости от сложности «заболевания». Если цветок просто лежал без питья и потерял плотность, это другой случай: здесь его нужно просто подрезать и напоить водой в холоде.

На заметку! Продавая восстановленный или давно хранящийся цветок, закладывайте этот фактор в стоимость, чтобы вас не мучала совесть и не краснеть перед клиентом. Я продаю подобные цветы по собственной цене в небольших букетах или композициях. Это этическая и коммерческая стороны флористики.

Ставя себе правильные цели работы, мы получаем хороший и высокий результат, который радует наших клиентов и нас самих.

Основные принципы и советы по упаковке

«Встречают по одежке»

Упаковка букета — неотъемлемая часть повседневной коммерческой флористики. Упаковка может украсить цветы, сделав букет более выгодным, или испортить. Она является частью букета и должна гармонично завершить весь образ. Не стоит, например, мельчить упаковку или делать ее значительно больше букета. Упаковка на букете должна сидеть идеально, как одежда на человеке, подходящая по случаю, размеру, цветовой гамме и стилю.

Для чего нужна упаковка

— Украшает и завершает букет.

— Увеличивает размер букета.

— Сохраняет цветы при транспортировке.

— Увеличивает вазостойкость (плотная упаковка помогает не увядать крайним цветам).

— Подчеркивает стиль и цветовую гамму букета (джут для «Рустикального» стиля, лента для классического и подобное).

Основные принципы

— Каждому букету своя упаковка. Для высоких букетов подходит одна упаковка, для круглых — другая.

— Аккуратность. Упаковка на букете должна быть хорошо скреплена и зафиксирована, сделана на чистом и сухом столе.

— Соразмерность. Маленькая упаковка скрадывает букет, большая затмевает.

— Соответствие стилю букета и мероприятия. Не стоит идти на траурное мероприятие с яркой упаковкой.

— Учет пожеланий заказчика и предпочтений получателя. Ориентация на клиента — это всегда важная составляющая любых продаж. Важно уметь и предлагать свое, и отвечать на спрос. Чем бо́льшим разнообразием упаковок вы владеете, тем больше можете предложить.

— Завершение цветовой палитры букета. Упаковка может быть частью монохромного или контрастного букета, а также дополнять задуманную цветовую гамму.

Обратите особое внимание! Старайтесь, чтобы упаковки не намокала в процессе наложения и при постановке букета в вазу, иначе она даст неопрятность.

В своей работе я применяю только бумажную упаковку, и минимизирую ее использование. Упаковка букета достаточно произвольное и творческое умение, постигаемое флористом на практике.

Как ухаживать и следить за букетом

Профессиональная сборка продлевает жизнь букету. В чем это выражается:

— Правильная обработка цветка — это успех в его жизнеспособности и, в дальнейшем, стойкости букета.

— Мастерство. Стаффажная техника позволяет сохранить и не травмировать цветы, наполняет букет кислородом, прокладывая защиту между стеблями, предохраняя от гниения.

— Плотность. В плотном букете цветы стоят дольше, защищая и поддерживая друг друга. Понаблюдайте за вазой с цветами: увядание всегда начинается с краю.

— Высота. На коротком стебле цветок стоит лучше. Умение собирать «евробукет» позволит вам радовать своих клиентов стойкими цветами.

— Уход. Правильное хранение, чистота воды, полезные советы клиентам — все это поможет вам продлить жизнь цветов у себя в холодильнике и даже дома у получателя!

— Упаковка. Грамотная декоративная, лучше бумажная, упаковка, которая является неотъемлемой частью букета, сохраняет цветы и продлевает им жизнь в вазе.

Жизнеспособность букета отражается на вашем успехе, как мастера-профессионала, так и на коммерческой составляющей деятельности. Ни один человек не захочет, даже самый понимающий, чтобы букет завтра завял, тем самым длительная вазостойкость композиций будет возвращать к вам счастливых покупателей и получателей цветов.

Несколько полезных замечаний для красивой постановки букета в вазу при продаже и дома

— Букет должен устойчиво находится в вазе, не выпадать из нее, не наклоняться, ошибка может привести к тому, что сосуд перевернется; часть ножек цветов не будет доставать до воды; к падению букета. Идеально если букет не становится на дно вазы, а висит на верхнем ободе.

— Вазу подбирайте соразмерно букету, в большой вазе букет будет казаться меньше, из маленькой просто выпадать.

— Ножка и, следственно, шапка букета не должны деформироваться при постановке в вазу, иначе букет потеряет свой изначальный вид.

На заметку! Выбирайте вазы с широким горлом в форме цилиндра или капли, устойчивые, из толстого стекла.

— Следите за уровнем воды. В воду должны быть погружены все стебли хотя бы на несколько сантиметров, чтобы цветы пили, за исключением некоторого стаффажа и сухоцветов, которые в ней не нуждаются.

— Упаковка и лента не должны намокать, это испортит вид букета, а по мокрой ленте вода «убегает» из вазы.

— Необходимо менять воду в вазе через 1-2 дня, в зависимости от свежести цветов, их положительном или отрицательном взаимодействии друг с другом и способности загрязнять воду. Если цветы «не принимают друг друга»; уже имеют срок хранения или давно стоят, а также в вазе с цветами и растениями, сильно отравляющими своей жизнедеятельностью воду, — проводите процедуру как можно чаще, лучше каждый день, а в тепле — утром и вечером.

Внимательно следите за качеством своего букета

— В букете не должны присутствовать завядшие цветы.

— Если цветок испортился его необходимо удалить или заменить.

— Если большая часть цветов в букете завяла или потеряла вид, следует разобрать букет, оставив хорошие цветы, обработав и укоротив подвядшие, и выбросив или списав плохие.

— Не смешивайте в один букет свежие и постоявшие растения, последние из них быстро испортят весь букет. А если у цветка уже подгнивает ножка, то он сильно уменьшит вазостойкость букета.

— Следите, чтобы упаковка букета сохраняла свою аккуратность и красоту. Если упаковка испортилась, замените ее или подкорректируйте.

Что я делаю, если в букете ножки разной длины

Это популярный вопрос, на который ищут ответы новички и порой даже неплохие флористы не могут дать на него прямого, однозначного и уверенного ответа.

В идеальном варианте в букете все стебли должны быть подрезаны под одну длину, которая по высоте, если это «евробукет», составляет 1/3 (2/5) от общей длины. Но порой встречаются цветы, стебли которых очень короткие, что ограничивает их постановку в букет. В таких случаях я позволяю себе оставить их, не доходящими до уровня общей длины ножки на пару сантиметров. Это обязательно нужно учитывать при упаковке, чтобы она случайно не спрятала стебель, и при постановке в вазу, чтобы самый короткий цветок попадал в воду хотя бы на пару сантиметров. Обязательно следите за уровнем воды в вазе сами и предупредите об этом покупателя в устной, если отдаете букет в руки, или в письменной форме, если это доставка.

Транспортировка букетов

Основной смысл рекомендаций при транспортировке букетов состоит в том, что букет после поездки и доставки должен иметь изначальный вид.

Как же доставить букет, чтобы он остался таким, каким вы его собрали?

— Самый главный фактор хорошей доставки — качественно собранный букет: он держит форму.

— Надежно и крепко перевязывайте букет.

— Лучший способ транспортировки: использовать коробки и вазы.

— Упаковывайте букет так, чтобы сохранить целостность цветов, но в то же время не помять и не деформировать сам букет.

— Транспортируйте цветы в воде.

— Зимой и в зной запаковывайте цветы в плотную бумагу: чем холоднее погода, тем толще бумага. Но все же разгуливать с цветами на морозе нельзя! Это важно учитывать при расчете расстояния и времени для доставки.

— Упаковка букета должна быть хорошо закреплена на ножке; лента крепко зафиксирована, бант не расходиться.

— Надежно укрепляйте в машине емкости с букетами и композиции из цветов. Машину следует вести плавно, без резких поворотов и торможений.

Внимание! Курить в машине строго запрещено! Цветы как губка впитываю дым!

— Цветы в композициях при транспортировке должны надежно стоять во флористической пене, иначе доставка может сильно поменять вид композиции.

— Внимательно сверяйте букет, адрес получателя и полный состав заказа. Повторная доставка отнимает много времени и сил, вызывает недовольство заказчика.

— Рассчитывайте время транспортировки так, чтобы букет находился в дороге и в машине как можно меньше времени. Хорошая логистика доставки — неизменный атрибут качественной работы.

— Отправляйте на заказы только самые свежие и качественные цветы, предоставляйте заказчикам фото и отчет о ходе выполнения заказа.

— Не собирайте букеты под заказ сильно заблаговременно, букет может потерять внешний вид из-за того, что некоторые цветы вырастут или даже завянут, а упаковка может впитать влагу или помяться.

— Вкладывайте рекламные визитки и рекомендации по уходу за букетом.

Хороший сервис — путь к сердцу заказчика! Качество доставки порой важнее, чем сам букет. Радость получателя в момент вручения — самый главный смысл коммерческой флористики, ведь цветы живут недолго, а вот эмоции запомнятся навсегда.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я