Свой взгляд на HR

Катерина Трусова, 2022

"Свой взгляд на HR" представляет собой практическое пособие и подробный алгоритм действий с расшифровкой на всех этапах воронки подбора персонала. Дает представление не только о том, как структурировать собственную работу, но и как строить карьеру в HR. Здесь и теория, и практика, и кейсы по подбору персонала, аналитике и личной эффективности. А также скрипты, анкеты, тестовые задания и готовые решения для обратной связи с кандидатами.Это не просто книга – это альтернатива курсам повышения квалификации.Автор Катерина Трусова имеет практический опыт во всех направлениях HR, в том числе построения отдела с нуля, перезапуска команд, оптимизации и автоматизации системы подбора персонала и работы отдела в целом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свой взгляд на HR предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Кто он? Эффективный и успешный hr…

В первую очередь, уверенный в себе человек…

Специалист в любой области может достичь успеха, только если он уверен в своих собственных силах. Это утверждение особенно четко характеризует Менеджера по персоналу. Человек, излучающий уверенность, радость, здоровое чувство собственной значимости, создает образ успешного, компетентного специалиста и вызывает к себе соответствующее отношение. Даже если менеджер по персоналу в совершенстве исполняет свои обязанности, но создает образ человека, неуверенного в себе, высока вероятность того, что уровень его профессиональных способностей будет подвергаться сомнению.

Уверенный в себе сотрудник адекватно реагирует на критику и принимает ее во внимание, дабы извлечь из нее пользу, и принимает активные меры для совершенствования и устранения своих недостатков.

Опять мы вернулись к любимым soft skills.

Как правило, первое впечатление о человеке складывается на основании его внешнего вида. Поэтому приятная наружность, одежда, подобранная со вкусом, — немаловажные факторы, влияющие на успешный результат в подборе. В самом начале взаимодействия кандидат оценивает Компанию через менеджера по персоналу, буквально считывая Вас, и формирует представление о Компании, основываясь на визуальные впечатления. По естественности поведения и тому, что и как Вы говорите, насколько интеллигентно общаетесь, насколько грамотно и тактично задаете вопросы. Первое, на что обращает внимание соискатель во внешнем облике менеджера по персоналу/рекрутера — это:

— опрятность в одежде (чистая, выглаженная, сдержанная, желательно костюм);

— прическа (чистота волос, аккуратная укладка, стрижка);

— маникюр и макияж у женщин, особенно актуален маникюр, так как вовремя общения с кандидатом Ваши руки будут всегда на виду;

— аромат парфюма, который приветствуется в умеренном количестве и не должен быть резким.

Для чего нужен дресс-код?

Dress code дословно переводится как «кодекс одежды». Это понятие включает в себя перечень форм, моделей и стиля, допустимых на определенных мероприятиях и в определенной обстановке. Словосочетание зародилось в Великобритании, откуда и распространилось по миру.

Дресс-код. Это не униформа, а свод определенных деловых правил, которым необходимо следовать на работе. Унифицированного списка требований не существует, каждая Компания разрабатывает свои. Внешний вид сотрудников должен соответствовать ценностям Компании, отрасли или сегменту, отражать и подчеркивать деловые качества и навыки, не отвлекая внимания на броские детали.

Дресс-код создает правильную атмосферу в офисе и рабочий настрой. Строгая одежда помогает произвести нужное впечатление на деловых встречах и преуспеть в переговорах.

Основные правила дресс-кода для женщин:

— Никакой откровенности.Декольте и спина должны быть прикрыты. Плечи, следуя современным тенденциям, могут быть открыты.

Допустимая длина юбок — чуть выше колена, рекомендованная длина — миди.

Одежда должна быть опрятной и чистой.

— Лаконичные украшения. В офис не следует носить слишком крупные кольца или серьги. Нейтральные аксессуары.

— Отсутствие ярких цветов и агрессивных принтов.

— Соответствующая обувь. Во многих Компаниях в офисе не приветствуется открытая обувь. Пляжные шлепанцы надевать категорически нельзя.

Бизнес-стиль сочетает в себе лаконичный крой и нейтральные цвета, базовые вещи и классические принты.

На первый взгляд, строгие требования к офисному гардеробу вызывают в голове образы из классических сочетаний белого, черного и серого цветов. Но это довольно устаревшее мнение. Излишняя официальность уходит в прошлое, а ей на смену приходят стильные образы. Деловая одежда позволяет выглядеть женственно и элегантно, при этом женщина может найти разные способы подчеркнуть свою индивидуальность.

Виды дресс-кода
Деловой стиль

Это самый строгий и элегантный вид дресс-кода. Его можно встретить в банках, в сфере страхования и на высших постах в менеджменте. Здесь установлены очень жесткие рамки в выборе одежды. Выделим его основные моменты, разрешенные и запрещенные приемы отдельно для мужчин и женщин. Далее по аналогии рассмотрим и другие стили.

Женский деловой стиль

Деловой дресс-код для женщин разработан специально для того, чтобы не слишком выделяться на фоне офисных служащих противоположного пола, но в то же время не стирать гендерные грани.

Идеальным нарядом станет строгий классический брючный или юбочный костюм прямого кроя, платье-футляр. Можно сделать легкий акцент на талии, выбрав не прямоугольный, а X-образный силуэт.

О длине юбки: все, что вы можете себе позволить — это слегка открытые колени.

Предпочтения отдаются блузкам классического белого цвета, можно выбрать в пастельных тонах. Имейте в образе базовый цвет и один — два акцента.

И летом, и зимой обязательны колготки. Их отсутствие недопустимо. Шпильки и открытые носы тоже. Лодочки в цвет костюма — вот беспроигрышный вариант для бизнес-леди.

Макияж и прическа — им придается особая важность. Главные критерии — строгость и стиль. Неброский и неяркий макияж и аккуратная строгая укладка без излишеств — таков образ деловой женщины.

Категорически запрещено:

— все от ярких летних платьев до принта на чулках или их (чулок) отсутствие;

— обувь без каблука — тоже плохо, балетки оставьте для летних прогулок;

— слишком сложные по выделке и рисунку ткани, рюши, кружева и прозрачные ткани придется оставить для других, вне рабочих случаев.

Кроме того, неуместно будет демонстрировать белье контрастных цветов, его детали (лямки, в том числе прозрачные, абсолютно не допустимы).

Мужской деловой стиль

Классический темный костюм с белой рубашкой и галстуком.

Галстук обязателен. Норма длинны — до середины ремня.

Расцветка галстука «дружит» с цветом рубашки, а его фактура — с материалом костюма. Толщина галстука зависит от плотности костюма. Чем толще его ткань, тем шире галстук, и наоборот.

Уделите внимание носкам. Подбирая пару, включите ярче свет, чтобы видеть, подходят ли они по цвету к обуви или костюму.

Классические туфли из кожи темных оттенков.

Портфель также темных оттенков. И это тоже маст хэв.

Цвета: черный, темно-синий, темно-серый, темно-коричневый. Чем светлее тон ткани, тем более неформальным считается костюм.

Если хочется креатива — экспериментируйте с галстуками. Но тоже в меру. Яркий однотонный галстук интересной фактуры и ширины — вот максимум, который позволит вам строгий деловой дресс-код.

Носки. Основное правило — их не должно быть видно.

Категорически запрещено:

— рубашки с коротким рукавом не способствуют созданию имиджа успешного человека и выбиваются из делового стиля;

— никаких джинсов и брюк-чинос, никаких ярких носков;

— разнообразные ромбы, принты с героями из любимых комиксов и мультфильмов на галстуке и носках;

— плохо, когда ваш портфель не пропорционален вашему росту, например, слишком большой.

Business casual (BC)

Родился из слияния строго делового дресс-кода и более легкого casual. BC активно набирает популярность. Этот стиль — набор четких правил для сотрудников крупных Компаний. Позволяет одеваться удобно, элегантно и выглядеть презентабельно в любой ситуации.

Более легкомысленный, чем деловой, BC позволяет создать оригинальный и разнообразный гардероб. Здесь можно комбинировать предметы одежды, дополняя их аксессуарами и быть всегда «на своей волне», а не только железной леди.

Женский Business casual

Костюм, блузка с юбкой или платье до колена — выбирайте! А можно и пиджак интересного кроя в сочетании с брюками, юбкой, топом.

Основа гардероба — серый, белый, черный, коричневый, уместна и полоска, и легкая клетка. Главное, сдержанные оттенки и неброские узоры. Можно делать еле заметные цветовые акценты, приглушая их более строгими однотонными вещами.

Незаменимы телесные нейлоновые чулки или колготки, а также «лодочки» или не слишком высокие туфли.

Категорически запрещено:

— мини или макси, откровенное декольте, любые бретели, открытые живот и ноги;

— яркие узоры, футболки, джинсы (особенно «рваный» стиль);

— шлепанцы и босоножки (гиды по стилю еще упоминают ботфорты, но я считаю неуместными вообще нигде в пределах этой вселенной!).

Мужской Business casual

Мужчинам классический пиджак нужно заменить на менее строгий (вельветовый, твидовый, спортивный) или на блейзер, кардиган или джемпер.

Рубашки. Выбирайте жесткий воротничок. Классические бесформенные сорочки не подойдут. Лучше выбрать приталенный силуэт, slim fit. Отдавайте предпочтение классическим тонам и расцветкам. Можно без галстука.

Брюки-чинос темно-синего, серого или песочного цветов. Выбирайте не слишком зауженные модели.

Классические туфли или «оксфорды», летом — мокасины. Все благородных оттенков, сочетающихся с аксессуарами.

Категорически запрещено:

— джинсы, кроссовки;

— кеды, теннисные туфли, сандалии и другая открытая обувь.

Smart casual

Образ в этом «нарядно-повседневном» стиле представляет собой сочетание легкой элегантности и спорта. Smart от того и зовется умным, что сближает несочетаемые, на первый взгляд, понятия. А также дает возможность в одном и том же наряде зайти после офиса на вечернее мероприятие. Smart casual на пике популярности в молодых динамичных фирмах, в сфере маркетинга и электронной коммерции, так как дает свободу движения, сохраняя нарядность.

В основе стиля удобство, практичность и элегантность. Этот стиль очень облегчает поиск ответа на «гардеробные вопросы». Выделим его основные моменты, разрешенные и запрещенные приемы для женщин и мужчин в отдельности.

Женский Smart casual

Рубашка, свитшот, блузка, топ с юбкой. Фасон и длину последней подбираем, учитывая особенности фигуры, но не выше 6 см от колена. Сюда же подойдет платье-футляр.

Брюки-чинос или джинсы. Без страз и заниженной талии.

Основа — базовые цвета и акценты. Допускаются яркие, идеально сидящие костюмы. Полоска и клетка разнообразят Ваш гардероб.

Туфли-лодочки, туфли с открытым мысом, босоножки или полуботинки. Каблук в этой истории вовсе не требуется.

В этом случае наконец-то можно обойтись без чулок и колготок, если на улице лето.

Категорически запрещено:

— чрезмерно яркие узоры, слишком пестрые вещи;

— топы на тонких бретелях с открытым животом;

— шлепанцы, сандалии.

Мужской Smart casual

Посыл стиля — презентабельно, но не строго.

Центральная вещь в гардеробе мужчины — блейзер, кардиган или твидовый пиджак.

Не менее важный элемент — рубашка. Наконец, можно много рубашек разных фасонов и цветов. Допускается расстегнутая верхняя пуговица (соответственно — можно без галстука).

Футболки с небольшим вырезом идеальны под пиджак. Без пиджака — поло.

Джинсы или брюки-чинос спокойных оттенков.

Выбирайте обувь, напоминающую классику: обувь с перфорацией, лоферы. Носки могут быть цветными, но должны сочетаться с общей тональностью.

Категорически запрещено:

— спортивная форма одежды «для спортзала»;

— белые носки нельзя надевать ни с какой одеждой, кроме спортивной.

Спорт — не значит, что можно «треники». Но и классических брюк со стрелками лучше избежать.

Casual

Подходит для офисной работы, которая не предполагает контакта с клиентами, работа в креативных областях. В некоторых Компаниях существует так называемая «пятница в стиле Casual» или «джинсдэй», когда каждый может прийти на работу в обычной одежде. А у особо творческих и свободных профессий такая пятница — 5 раз в неделю. Но даже в самом демократичном стиле есть правила и недопустимые вещи.

В основе удобство, практичность и элегантность. Этот стиль очень облегчает поиск ответа на «гардеробные вопросы». Долой платье-футляр и юбку-карандаш. Свобода!

Женский Casual

Кардиганы и жакеты в прохладу. Рубашки, футболки, топы, майки спокойных гармонирующих цветов.

Юбки разного кроя, брюки, джинсы разных фасонов.

Колготки необязательны.

Из обуви — лодочки, босоножки, аккуратные кроссовки.

Категорически запрещено:

Слишком глубокое декольте, прозрачные топы, очень короткие или юбки в пол, макси-платья и леггинсы — все еще под запретом.

И главное — «кэжал» у каждого возраста разный!

Мужской Casual

Мужчинам разрешено почти все!

Джинсы. Пиджак. Кроссовки.

Категорически запрещено:

За рамки самого демократичного, но все же стиля, все-равно выходят шлепанцы.

И, как и прежде, нельзя тренировочные штаны. Не нужно. Не в офис!

***

Ко всем стилям применимы следующие жизненные правила:

— Выбирайте удобные по размеру вещи, которые не будут сковывать движений, комфортные и приятные к телу ткани, не вызывающие аллергии.

— Подбирайте модели по сезону. В теплое время года следует отдать предпочтение натуральным смесовым тканям, так как добавление синтетики не позволит льну или хлопку сильно мяться, Вам будет также комфортно, а выглядеть при этом Вы будете опрятно. Зимой выбирайте вещи с добавлением шерсти — они элегантные и теплые.

— Допустимая для офиса цветовая гамма: черный, белый, серый, синий, зеленый, красный, фиолетовый, голубой, бежевый, бордовый. Перечисленные цвета могут быть разбавлены приглушенными оттенками любого другого цвета. Если Вы работаете в молодежной Компании или креативной индустрии, ограничений по цветам нет.

— Требования к прическе у мужчин и женщин общие — регулярно обновлять стрижку, не допускать несвежести волос. Для женщин существует еще одно — не допускать явных отросших корней. Консервативные отрасли не приветствуют ношение дредов или косичек, но в креативных индустриях подобные прически не вызывают вопросов.

— Маникюр не подразумевает обязательное покрытие лаком, главное — чтобы он был. Если строгий регламент Вашей Компании подразумевает только короткую длину ногтей и нейтральные оттенки лака, в этом можно найти свои плюсы — такой маникюр универсален. Обычно корпоративная этика диктует особые правила к внешнему виду в корпорациях, сотрудники которых часто и активно взаимодействуют с клиентами: банки, юридическая, финансовая сфера и т.д. Все то же самое актуально для эйчар-сферы. Вы — лицо Компании. Для мужчин правило одно — аккуратного вида руки.

— Повседневный макияж для женщин легко превратить в вечерний. Красная помада допустима. Если Вы не пользуетесь косметикой, достаточно базового ухода за лицом.

— Как завершающий штрих, наносите легкий парфюм, избегая насыщенных, чересчур «тяжелых», восточных ароматов. Не стоит сильно душиться в закрытом пространстве, т.к. запах может мешать коллегам, которые подолгу находятся с Ваши в помещении.

— Офисная обувь должна быть удобной, стильной, не слишком яркой. Классика — светлые и темные лодочки, лоферы, изящные ботинки. Цвет обуви зависит от цвета одежды.

***

Одежда — это ещё один язык человечества и для того, чтобы тебя правильно понимали, нужно учиться на нём разговаривать. А значит, учиться понимать, какой посыл несёт вещь, которая на тебе одета.

Цветовые нюансы дресс-кода

Одним из главных инструментов формирования желаемого впечатления является цвет одежды. При помощи него мы можем добиваться определённых целей, расположить к себе нужных людей или же, наоборот, дистанцироваться от людей нежелательных.

Кроме того, психологи утверждают, что благодаря правильно выбранному цвету или оттенку, мы способны регулировать свои эмоции и настроение, а также физическое состояние. Помимо этого, наши цветовые предпочтения способны рассказать об особенностях нашего характера.

И действительно, черный воспринимается окружающими как показатель престижа, власти, серьезности, а также интеллекта. Поэтому во многих европейских университетах выпускная мантия именно черного цвета.

Предпочитающие черный в одежде — это амбициозные, целеустремленные, но также и чувствительные люди. Они, как правило, эмоциональные и легко возбудимые, хоть и часто пытаются скрыть это. Черный цвет помогает им переключить внимание окружающих с внешности на личность, потому что именно внутренние качества человека для них важнее всего.

Коричневый цвет — это цвет земли. Цвет чего-то надежного, крепкого и стабильного. Именно такими кажутся люди, которые часто носят коричневый и его оттенки. Это слегка консервативные люди, которые уважительно относятся к старшим, всегда ищут спокойствия, стабильности и прочности во всем. Девушка в коричневом платье или мужчина в коричневом пиджаке будет производить впечатление надежного, умного и рационального человека. На самом деле так и есть. Воспользуйтесь этим цветом и впечатлением от него, если сами идете на собеседование.

Темные оттенки синего, по утверждению ученых из Америки, имеют свойство успокаивать. У окружающих синий ассоциируется с интеллектом, доверием, эффективностью и спокойствием. Часто оттенки синего цвета в одежде выбирает человек добрый, сопереживающий, обходительный и даже немного застенчивый. Как говорят психологи, человек в синем станет идеальным родителем или образцовым работником. Спокойствие и уравновешенность — главные качества таких людей.

Ученые утверждают, что зеленый и его оттенки поддерживают вас и окружающих в хорошем настроении. Предпочитающие зеленый цвет ведут активную общественную деятельность, живут в хорошем районе, у них стабильное финансовое положение. Часто, это заботливые и добрые люди с мягким сердцем.

Красный — цвет страсти и силы. Это цвет, который стоит предпочесть, если вы пытаетесь кого-то убедить или произвести впечатление. Любые яркие оттенки красного перетягивают на себя все внимание. У окружающих он ассоциируется с энергией, движением и волнением. Воспользуйтесь этим, если хотите в какой-то момент оказаться в центре внимания. Социальные опросы и статистика утверждает, что мужчин больше привлекают женщины, носящие рубиновый оттенок. Тот, кто часто носит красный, — это яркий, легковозбудимый, слегка эгоцентричный и увлекающийся человек.

Желтый — цвет счастья, солнца и смеха. По результатам исследований было доказано, что желтый цвет в окружении повышает выработку серотонина в мозге, ускоряет метаболизм и поднимает настроение всем окружающим. Кроме того, желтый повышает концентрацию и внимание, поэтому его часто используют на плакатах, рекламных сайтах, дорожных знаках и линиях. Эксперты говорят, что оттенки желтого в одежде часто используют активные, творческие и увлекающиеся люди. Это яркие фантазеры и авантюристы, готовые исследовать и покорять.

Белый — символ свободы, чистоты, невинности и простоты. Именно поэтому, решив начать жизнь с чистого листа, мы часто покупаем себе что-то белое. Белый цвет влечет надежных людей, они любят свободу и оптимистично смотрят на жизнь. Это личности, аккуратные во всем, которые любят интересные начинания и стремятся к совершенству. А вообще, белый могут носить люди с любым характером. Это нейтральный цвет, который редко когда и кого отталкивает.

Ярко-розовый — это цвет кокетливой девочки, его часто можно увидеть в детском гардеробе либо на куклах Барби. Однако в более взрослом возрасте выбор падает на более нежные оттенки, которые связаны с женственностью.

Нежно-розовый считается спокойным, теплым и женственным. Этот цвет — одно из самых сильных успокоительных. Поэтому в некоторых тюрьмах стены красят в оттенки розового, чтобы снизить уровень агрессии. По мнению психологов, человек, который любит розовый, романтичный, оптимистичный и самолюбивый (в хорошем смысле). Как правило, это тот, кто ценит доброту и комфорт превыше всего остального.

Оранжевый — это всегда атмосфера вечеринки, веселья, теплоты и новых возможностей. Он веселый, творческий, привлекательный. Посмотрите на тех, кто носит оранжевый. Это оптимистичные, энергичные, жизнерадостные натуры, которые стремятся к переменам. Хотя порой это слегка ветреные люди, они могут быть честолюбивы и расчетливы.

Как любят говорить стилисты, серый — это цвет баланса. Он не темный и не яркий, много серого цвета в одежде означает, что человек хочет оставаться незаметным. Серый и его оттенки являются символом спокойствия, размеренности и зрелости. Многие мужчины средних лет носят серые костюмы, а женщины — серые платья. Поэтому серый может старить молодых или не подчеркивать возраст людей возраста выше среднего. Поскольку это нейтральный цвет, то охарактеризовать человека, его предпочитающего, крайне трудно. Это может быть как серая мышка, готовая молча подчиняться правилам и не готовая выделяться, так и рассудительный, мало эмоциональный и даже категоричный человек. Но, в большинстве случаев, человек в сером — это тот, кто не любит привлекать к себе внимание, сохраняет нейтральную позицию.

Для чего мы сейчас так подробно вникаем в психологию цветового решения при выборе одежды?

Это может нам помочь при оценке кандидата. Ведь мы интуитивно, иногда даже автоматически, выбираем на важное мероприятие одежду в наиболее комфортных для нас тонах и не осознаем, что этот выбор тоже может дать нам некую характеристику (если Вы, конечно, заранее не ознакомились с этой книгой). Задумайтесь сейчас, какую одежду из своего гардероба Вы чаще всего выбираете на важные мероприятия? Скорее всего, это будет какая-то одна, максимум две-три любимых вещи в определенном цвете, именно для самых важных мероприятий. Попробуйте из описания выше дать себе характеристику. Есть сходства?

Продолжим развивать тему цветового настроения и решения…

Все мы стремимся произвести впечатление на окружающих, даже те, кто активно это отрицает. Кто-то хочет, чтобы его оценили как надежного делового партнера, кто-то стремится стать своим в веселой компании, кто-то активно работает над повышением своей привлекательности. А нередко мы преследуем все эти цели, меняя свой образ в зависимости от социальной ситуации. Это очень непростая задача, и окружающие, бывает, воспринимают нас не так, как нам того хочется.

Огромную роль в создании образа человека играет цвет одежды. Причин этого несколько:

— цвет воздействует на нашего партнера вне зависимости от его желания, часто минуя сознание;

— цвет может вне связи с контекстом общения вызывать симпатию или неприязнь;

— цвет способен замаскировать наши недостатки, причем не только физические, но и психические, например, дурное настроение, нелюдимость, упрямство.

То есть цветовая гамма в одежде создает особую эмоциональную атмосферу, которая неразрывно связывается с человеком, облаченным в эти цвета, и оказывает сильное влияние на формирование его образа в глазах других людей. Выше мы разобрали основные цвета и характеристику человека, предпочитающего этот цвет.

Предлагаю углубиться и разобрать, как же мозгом собеседника воспринимаются оттенки и цвета в одежде?

Как при помощи определенного цветового решения можно влиять на людей?

Синий вызывает у собеседника ощущение респектабельности и серьезности партнера, поэтому хорошо подходит для делового общения. Но чем светлее этот цвет, тем легкомысленнее. С другой стороны, голубые оттенки вызывают доверие и слегка (а иногда и не слегка) покровительственное и снисходительное отношение.

Красный в одежде делает человека более сексуальным, и в то же время это доминирующий, подавляющий цвет. Поэтому собеседник, в одежде которого он преобладает, может вызвать раздражение, особенно в ситуации делового общения.

Желтый — очень легкий и даже легкомысленный. Несмотря на ассоциации с солнечным праздником, к человеку в желтом сложно относиться как к серьезному профессионалу. Аксессуары этого цвета оживляют одежду любого оттенка, кроме черного. Сочетание желтого с черным мозг воспринимает как сигнал опасности. Сигнал Attention!

Зеленый — максимально комфортный для глаз, но различные его оттенки вызывают разные чувства по отношению к человеку. Светло-зеленый, салатовый, ярко-изумрудный воспринимаются как «детские», несерьезные цвета. Они подходят для летних прогулок или дружеских вечеринок, но создают впечатление несерьезности и непрофессионализма собеседника. В то же время чем темнее зеленый, тем он серьезнее.

Оранжевый — очень оптимистичный цвет. Общаясь с человеком в одежде этого цвета, ощущаешь, как поднимается настроение, а губы непроизвольно растягиваются в улыбке. Но если воспринимать оранжевый долгое время, то это утомляет и раздражает, что характерно для всех цветов — энергетиков.

Фиолетовый. Его влияние на восприятие собеседника зависит от оттенка и уровня насыщенности. Чем темнее, тем более мрачное впечатление производит человек, носящий этот цвет. С другой стороны, темно-фиолетовый создает атмосферу таинственности и загадочности. А вот светло-сиреневые и фиалковые оттенки вызывают ощущение юности и неопытности.

Наиболее легкомысленный цвет — розовый. Он совершенно противопоказан в деловом общении, так как к одетому в него человеку невозможно относиться серьезно.

Коричневый — один из лучших цветов для установления деловых отношений. Вне зависимости от оттенка, он создает впечатление надежности и консерватизма. К тому же, общаясь с собеседником в одежде светло-коричневого, бежевого цвета и оттенков охры, мы чувствуем себя уютно и комфортно.

Серый — самый неэмоциональный цвет. Он делает человека незаметным, словно стирая его личность. Поэтому чтобы не транслировать окружающим уныние и скуку, лучше дополнять серый костюм аксессуарами более ярких и информативных цветов. А с серым хорошо сочетается почти любой оттенок.

Черный — самый известный цвет делового общения. О том, что он создает впечатление аристократизма и элегантности, знают все. Черный годится и для званых вечеров, и для официальных приемов. Но он слишком серьезен для общения с друзьями.

Белый воспринимается неоднозначно. Да, он создает впечатление чистоты и свежести, но именно это вызывает ощущение неловкости и даже собственной неполноценности, когда мы общаемся с человеком во всем белом. Поэтому часто начинаем его воспринимать как заносчивого зазнайку.

Практикум

Я рассказала о том, какие чувства и впечатления вызывают цвета нашей одежды у окружающих. Давайте попробуем совместить информацию, которую мы услышали выше, и вывести идеальную комбинацию цветов и оттенков, как для прохождения собеседования, так и для его проведения с кандидатами на вакансии с разным уровнем корпоративной иерархии.

Я думаю, Вы уже отметили, что для успешного прохождения собеседования в Компанию, где нет строгого делового дресс-кода (как, допустим, в банках), а позиция, на которую Вы претендуете, начинается с junior уровня и выше, это коричневый и его более светлые оттенки (и их сочетания) и синий в сочетании с белым.

В чем же, исходя из содержания данной главы, стоит пойти на собеседование? Сначала наметим цели, которые предшествуют получению вакантной должности. Какие впечатления необходимо произвести, помимо демонстрации hard и soft skills?

Цель — произвести впечатление серьезного, надежного и позитивного человека, вызвать доверие. Какие цвета и стиль одежды подойдут для этого случая? Однозначно деловой стиль, Buisnes Casual или вариации из стиля Smart.

Если позиция топовая или высоко руководящая — это однозначно деловой стиль. А значит, это должен быть костюм, брючный для мужчин, брючный или юбочный для женщин. По цветовому решению подойдет всем понятный и известный черный или темно-синий, в сочетании с белым, по классике, фактура строго однотонная.

Если это позиция линейного руководителя — достаточно Buisnes Casual, а именно блузка или топ с юбкой, платье до колена, пиджак интересного кроя или кардиган в сочетании с брюками или с юбкой — для женщин. По цветовому решению в этом варианте можно позволить себе быть не столь строгими и сделать выбор в пользу коричневого в сочетании с более светлыми его вариациями (бежевый, охра, слоновая кость). Чтобы вызвать у собеседников ощущение надежности и стабильности. Сочетание синего (в том числе темно-синего) с белым сделают нас более строгими, создаст впечатление надежного и лояльного руководителя. Что же касается тканей и фактур, тут мы можем позволить себе клетку или полоску в сочетании с неброскими аксессуарами. Для подобных случаев очень хорош будет темно-зеленый цвет также в сочетании с белым, а также темно-синий, который создаст Вам образ серьезного и сильного человека. И если его сочетать с белым — образ станет более «свежим», Вы будете располагать собеседника к открытой беседе. Если же Вы устраиваетесь на какую-либо творческую должность или в современную прогрессивную Компанию, можно добавить в образ глубокий фиолетовый оттенок (для девушек). Это действие охарактеризует Вас как креативного человека, готового к новым высоким свершениям, неординарным, но осмысленным поступкам. В сочетании с прокаченными мягкими навыками и явным наличием твердых, Вы сможете продемонстрировать свое чувство стиля и вкуса, и точно запомнитесь собеседникам. В таком варианте лучше выбрать гладкую фактуру ткани без лишних нагромождающих узоров.

Однозначно, выбирая образ для успешного прохождения собеседования, стоит избегать красного, чтобы не вызвать в свой адрес непроизвольную агрессию. Если делать ставку на серый цвет — то лучше выбрать стальной или светло-серый, разбавить его каким-либо глубоким и не отталкивающим оттенком, как описано выше, можно разбавить глубоким фиолетовым, голубым.

Если Вы претендуете на должность сотрудника middle уровня, специалиста среднего звена — Вам достаточно и smart casual. Джинсы темных оттенков, брюки не классического кроя в сочетании с однотонным лонгсливом, водолазкой, топом, обязательно пиджаком или кардиганом — этого будет вполне достаточно. Обувь, в том числе, на низком каблуке, избегая спортивной обуви. Аксессуары приветствуются, без излишеств (ремень, цепочка с кулоном для девушек).

А теперь рассмотрим варианты, в чем же лучше проводить собеседование, чтобы кандидат мог в полной мере Вам доверять и полностью раскрыться, не зажимался.

Стоит избегать чисто черного образа. Можно сделать ставку на черный цвет, разбавляя его суровость и хмурость чем-то более свежим и располагающим собеседника к открытому диалогу, например, голубой, зеленый, белый. Пробуйте экспериментировать с бежево-коричневой гаммой, сине-белой, бело-зеленой. Избегайте ярких оранжевых, желтых, фиалковых и розовых оттенков. Вы можете непроизвольно создать впечатление неопытности и легкомысленности. Особенно это актуально, если Вы собеседуете топ уровень. Фактура ткани вашего образа довольно разнообразна. Однотонная и гладкая, клетчатая или же полоска, возможен легкий неброский принт на блузке. Главное сильно не перегружать образ, не делать его «тяжелым» для восприятия. Делайте ставку на платья, брючные, юбочные костюмы, не забывайте аксессуары там, где они визуально необходимы, воспитайте в себе чувство меры и помните одну важную вещь. Вы — лицо Компании. Как Вы ее представите, как Вы подадите ее на собеседовании, как часто Вы будете улыбаться, как Вы будете разговаривать и что именно будете говорить — от этого зависит качество пришедших в Компанию специалистов. А, значит, успех и развитие Компании тоже напрямую зависит от Вас.

***

Вы — первое звено в цепи успеха!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Свой взгляд на HR предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я