В I-м томе проф. Исраэль Дацковский анализирует ряд важных и необходимых аспектов в современной еврейской жизни. Первым и самым важным аспектом являются общие принципы построения еврейской жизни и еврейского общества в еврейской Стране, соотношение изучения Торы и окружающего нас материального мира, важность изучения аспектов Торы, практически исключенных из программ изучения в йешивах – Алахи и ТАНАХа. Также подробно рассматриваются вопросы организации еврейской школы и еврейской армии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Орбиты Израиля. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Иудаизм после дарования Торы на горе Синай почти полтора тысячелетия широко и свободно развивался (с разными периодами взлета и застоя, с периодами неразрывного единства еврейского народа и в борьбе различных внутриеврейских идеологических групп), непрерывно доказывая евреям и всему миру свою универсальность, всеохватность, способность решать все и любые задачи, которые жизнь ставит перед отдельным евреем в частности и перед еврейским народом в целом. Он реализовывал в народной и личной еврейской жизни гибкое, изменяющееся для разных условий, но всегда изначально и строго Б-жественное слово Торы, принял письменное слово Б-га и развил, расширил и распространил на все области непрерывно меняющейся еврейской жизни полученное от Него же Устное учение, конкретизировал Закон для соблюдения и исполнения (Алаху), создал механизмы изменения Закона в соответствии с изменяющимися условиями еврейской жизни, сделав Закон всегда современным, всегда актуальным и всегда всеохватывающим. Но так продолжалось до разрушения Второго Храма и еще немного времени после его разрушения. А потом иудаизму пришлось уйти в изгнание. Даже Вавилонский Талмуд создавался уже в галуте (параллельно Иерусалимскому Талмуду, записанному в Стране, в г. Тверия). Процитируем рава Элиэзера Берковича (его книгу «Не на небесах. Природа и функция еврейского закона», перевод с английского Мириам Китросской. Иерусалим: Маханаим, 2012, начало 4-й главы): «Поскольку алаха́ занимается применением слов Торы, ее учений и заповедей к реальным жизненным ситуациям, область ее действия сужается по мере того, как контроль над жизнью уходит из рук еврейского народа.… В изгнании встреча Торы с реальностью превращается в конфронтацию, тогда как в самостоятельной еврейской жизни это задача, которую нужно решать. В положении конфронтации алаха́ может заботиться только о сохранении: о том, как сохранить людям жизнь с ее еврейским характером в гуще политически враждебного и духовно-этически чуждого мира. Алаха в изгнании — это, главным образом, алаха защитительная, зачастую занимающая оборонительные позиции». В развитии алахи изгнания четко прослеживаются несколько этапов.
Первый — примерно от начала записи Талмуда (III век ИХ летоисчисления) до VIII—IX веков, когда зона влияния алахи и круг решаемых ей вопросов сильно сузились, но сильного чуждого евреям влияния еще не ощущалось (христиане были заняты внутренним построением своего здания религии, мусульмане только появились в VII веке).
Второй этап (примерно IX—XV века) — период активного влияния чужих религий на евреев, дискуссии и диспуты иудаизма с окружением. Алаха в Европе в этот период (сначала творившаяся в основном в Германии, а после Первого крестового похода 1096 года и разгрома еврейских общин в Германии и в восточной Европе, в первую очередь на Балканах, переместившая свой центр тяжести во Францию) была вынуждена противостоять окрепшему христианству и испытывала сильное влияние христианских идей (в христианских странах) и идей ислама (в странах под властью мусульман).
Многие алахические решения в Европе того времени занимались приспособлением терпимой жизни еврейского меньшинства во враждебном христианском окружении, а часть еврейских алахических решений именно для сохранения евреев и избегания излишних опасных трений, в стремлении не дать христианам лишних поводов для притеснений евреев, а то и в целях защиты евреев от возможных актов христианской агрессии, просто полностью копировали решения христианских богословов (желающих подробнее ознакомиться с этой темой мы отсылаем к академическому курсу Открытого университета Израиля «Евреи и христиане в Средние века», учебник к которому на русском языке выложен в интернете в свободном доступе). Именно жизнью в разном религиозном окружении нееврейских народов (христиане или мусульмане) объясняется большинство различий в вынужденной приспосабливаться к своему окружению алахе ашкеназов и сефардов.
И третий, самый черный для евреев этап Средневековья — период европейских еврейских гетто (начиная с 1550 года в Италии), который, среди всего ужаса и черноты еврейской жизни в гетто, не дал евреям ассимилироваться в христианской среде в период христианской Реформации, а затем — в период Ренессанса (Возрождения). В этот период алаха застыла, закостенела, совсем потеряла свой живой, творческий характер, без которого ее жизнь принципиально невозможна; сильно догматизировалось изучение Торы и еврейского Закона (по мысли рава Э. Берковича — «караимизировалось», от названия секты караимов, вышедших из еврейства и признающих только письменные тексты, в частности Письменную Тору, и отвергающих Устное учение в его раввинско-талмудическом понимании). Алаха была вынуждена сосредоточиться на частностях еврейской жизни — на личном статусе евреев, на поведении внутри узких общин, на разборке мелких споров между евреями, и потеряла возможность рассмотрения общих вопросов еврейской жизни, которые решались исключительно нееврейским государством.
В последние полтора века, после постепенного падения стен гетто и эмансипации иудаизм продолжает переживать не лучшие свои времена. Над евреями пронеслась Аскала́ (формальный перевод — Образование, но смысл — отказ от еврейского образа жизни (и даже от традиционных элементов одежды) в нееврейском окружении и «сохранение» еврейства только дома, что принципиально невозможно, т.е. в действительности — полный отказ от еврейства, тотальная ассимиляция за период меньший, чем продолжительность жизни одного поколения), широкими шагами продолжает свой разрушающий путь реформизм, с огромной скоростью крепнет и ширится ассимиляция, в середине ХХ века на евреев обрушилась страшнейшая Катастрофа европейского еврейства. Даже чудесное воссоздание своего государства, несмотря на его поразительные, неописуемые успехи, не привело к тому, о чем мечтали поколения евреев в рассеянии.
Мы видим корень проблем в ошибках, допущенных и допускаемых многими крупными раввинами с середины XIX века до сегодняшнего дня. Эти ошибки касаются многих областей еврейской жизни и в первую очередь — области изучения Торы и мира вокруг нас, образа жизни тех, кто называет себя «сыновьями Торы», участия (точнее, неучастия) верных Торе в государственной и политической жизни Страны, осутствие их влияния на школу в Израиле (а не только на школу ультрарелигиозную). Корень этот ошибок лежит в том, что вынужденное переселение евреев в гетто почти пять веков назад резко изменило смысл изучения Торы, сведя его к изучению (или к «изучению») исключительно одного Талмуда с весьма редкими вставками алахического кодекса «Шульха́н ару́х». Стало считаться, что знание алахи необходимо только раву, а обычный еврей (искусственно лишенный знаний алахи) должен по всем, не только по принципиальным вопросам жизни, но даже по мелким практическим вопросам обращаться к раву. Значение практической алахи свелось к личной алахе, определяющей личный статус еврея, так как не стало поля для применения алахи общественной, регулирующей многообразие общинной и государственной еврейской жизни, — ушло само многообразие еврейской жизни, прекратились многие общественные связи, потерялись необходимость и смысл изучения многих аспектов Творения. Алаха́ застыла и потеряла свой живой характер. Существенно сократилось изучение Пятикнижия, практически перестали изучаться книги Пророков и Писания. Само изучаемое Учение, оторвавшись от реалий жизни, приобрело характер учения караимского, учения, высшим критерием ставящего авторитет написанного текста (по мнению рава Элиэзера Берковича, более подробно разбираемому в первой главе). И когда в мир пришла эмансипация (еврейская эмансипация, в отличие от женской эмансипации), лидеры и учителя нашего народа постарались этого не заметить и продолжить еврейское существование, соответствующее существованию евреев в гетто, — лозунгом еврейской жизни стал лозунг «Ничего не меняем!» Как мы покажем в седьмой главе, этот лозунг спустя целый век породил Катастрофу европейского еврейства. Но этот же тип мышления уже после Катастрофы был принесен уже в независимое еврейское государство и многих евреев запер уже тут в гетто без видимых стен, хотя жизнь настоятельно требовала восстановить как еврейскую полноценную, самостоятельную жизнь, так и алаху — живую, активную, развивающуюся и дающую ответы на многие вопросы общественной и государственной еврейской жизни, на вопросы, которые раньше было бессмысленно даже задавать. И именно религиозные евреи должны были возглавить и организовывать построение именно еврейского государства в стране Израиля, а не запереться в гетто с прозрачными, но непреодолеваемыми стенами.
Попытки «сыновей Торы» (то есть тех, кто в своем желании сохранить и увековечить уже ушедшее из мира гетто, в котором не было иного применения силам и мозгам евреев всех возрастов, продолжил изучение Талмуда как единственного дела жизни) отделиться от нерелигиозного еврейства Израиля, остаться запертым в гетто с невидимыми стенами, отказаться от активного (а нужно было бы — определяющего) участия в жизни евреев Страны в первую очередь, по нашему мнению, сильно навредили самим «сыновьям Торы». Эти попытки сохранения гетто дезориентировали «сыновей Торы» в мире, заперли их в их тесном, душном мирке, не связанном не только с широким миром Тв-рца, но и даже с гораздо более узким миром еврейского народа, который без настоящего еврейского руководства тоже потерял ориентиры и направление движения, который потерял знание Тв-рца, знание своей роли в Его мире и столь нуждается (даже без собственного осознания этой потребности) в верном живой Торе еврейском руководстве, в еврейской армии, в еврейском суде, в еврейской школе, наполненной духом Тв-рца и изучающей Его доступные нашему изучению проявления в Его мире. Такое отделение «сыновей Торы» от широкого еврейского мира, неучастие в его реальной жизни, несомненно, навредило и самой Торе, ее изучению даже теми, кто такое изучение провозгласил единственным делом жизни. Живая Тора — дама капризная, и Она не согласилась остаться в гетто после падения его стен, не согласилась на свое искусственное отделение от жизни Ее народа — и Она обиженно ушла, оставив лишь свои одежды в руках, пытавшихся присвоить ее лишь себе.
Фактически большинство современных «харедимных» раввинов и сегодня являются раввинами гетто, они пытаются законсервировать жизнь гетто и пытаются воспроизводить себе подобных. Но это воспроизводство получается из рук вон плохо — уж слишком упал уровень изучения Торы в среде «сыновей Торы», что явилось следствием пренебрежения именно религиозных руководителей необходимостью учета изменений, пришедших в еврейский мир. Рав Элиэзер Беркович в непрерывно цитируемой нами его книге пишет: «Сегодняшние алахические авторитеты и учителя не способны действовать как Санхедрин [для выработки общих для всего еврейского народа и приемлемых для исполнения народом алахических установок, для выработки направления движения и путей развития еврейского народа в современных условиях]. Собрание семидесяти одного специалиста по Талмуду, таких, как мы знаем их сегодня, — это не Санхедрин».
Сегодня уже понятно, что обществом управляют не избранные органы (парламенты, городские советы и проч.), а так называемые элиты. Понятие элиты ввел еще Сократ, обсуждая элиту управления, политическую элиту. В современном якобы демократическом обществе выделено довольно много элит, каждая из которых жестко и авторитарно управляет своей областью деятельности (элиты политическая, экономическая, академическая, военная, элиты по видам искусства и проч.). Иногда эти элиты имеют явную структуру и даже проводят — чаще всего псевдодемократические — выборы; иногда такие элиты не оформлены явно и имеют жесткую, устойчивую, но не регламентированную официально структуру своего управления и влияния. Элиты широко пользуются жестким ограничением свободы слова и свободы мнений (при открытой декларации обратного) для сохранения и упрочения своей власти и влияния, естественно стремясь к сохранению и упрочению своего влияния, к пополнению себя только и исключительно «своими», проверенными на верность членами. С элитами связаны многочисленные стеклянные потолки внутри каждой элиты, то есть системы дискриминации представителей «не своих групп» или представителей, в верности которых данной элите руководство обоснованно или необоснованно сомневается, мешающие «чужим» подняться в ядро элит, занять достойное, соответствующее их образованию, опыту и способностям место в соответствующей области, контролируемой данной элитой. Этика поведения и отношений, декларируемая элитами, слишком часто служит красивым барьером, с одной стороны, направленным на сохранение положения уже принятых в элиты членов, и, с другой стороны, мешающим достойным «чужим» занять подобающее им место в элитах.
Люди в трамвай
продирались как в рай,
Полный врагов узлейших,
Логику бунта не влезших в трамвай,
Меняя на логику влезших.
«Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в нее людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти… Конкуренция идей и решений в таких условиях сводится к минимуму и заключается преимущественно в конкуренции авторитетов их авторов», — статья «Элита» из Википедии.
При этом религиозный истеблишмент на всех уровнях проявляет все черты поведения хорошо организованной и властвующей элиты, отличаясь от прочих элит двумя усиливающими его власть чертами. Одна из них — построение общества, подчиненного этой элите, — поддерживается, кроме обычных для элит рычагов силовой власти, экономических рычагов распределения благ и рычагов распределения степеней почета, авторитета, влияния, власти, еще и системой внушения одних и искусственно ослабленным критическим мышлением других (за счет лишения подчиненных элите членов, в первую очередь детей, поколение за поколением, развивающего образования и полной ликвидации возможности выбора типа образования. О механизмах внушения мы подробнее говорим в восьмой главе — главе о демократии), что, в свою очередь, определяется попаданием будущих членов этого общества в систему внушения и ограничения критического мышления с самого рождения за счет абсолютного владения этой элитой системой одностороннего, искусственно суженного воспитания и образования (правда, справедливости ради следует заметить, что и светская система образования и воспитания при всей ее кажущейся широте и прогрессивности обладает тем же недостатком — суженным, ограниченным, лишающим ученика реальной свободы выбора взглядом на мир). Важно отметить, что и родители этих входящих в систему внушения детей также прошли ту же систему внушения и некритически, но искренне разделяют взгляды парадигмы, некритически навязываемой детям в качестве единственно верной. И вторая черта — искусственно и искусно поддерживаемая закрытость, изолированность, отделенность этого общества от остальной части еврейского народа для исключения проникновения в это общество чуждых ему идей и влияний, хотя в последнее время эта закрытость проявляется больше внешне при ее уже заметном размывании изнутри за счет проникновения в это общество на индивидуальном, но достаточно массовом уровне современных и не контролируемых религиозной элитой средств коммуникации (смартфоны, компьютеры, интернет и проч.).
Но «геттное» поведение и образ жизни тех, кто должен был быть первым проводником еврейства в народе, лишили остальных евреев причастности к изучению Торы, подорвали основы их службы Тв-рцу, бросили их в разрушающие все человеческое в человеке объятия гойского мира. И этот нееврейский мир втягивает сегодня в себя, навязывая свои ценности и образ жизни, не столь уж малое число «сыновей Торы», оставляющих свою мать-Тору ради яркой и блестящей мишуры этого мира, к сопротивлению которому они не были вовремя подготовлены. И ужасные последствия такого отхода от еврейской Традиции и от службы Тв-рцу со стороны очень существенной части еврейского народа не заставили себя ждать, что печально проявляется сегодня во всех без исключения областях жизни народа как на своей земле, так и в диаспоре.
А реалии такой искаженной и далекой от мира жизни в религиозном гетто породили даже в закрытой среде «сыновей Торы» совершенно искаженные взгляды и поведение. Так, всегда место еврейской женщины было дома, с детьми. Имеются многочисленные указания на это в еврейских источниках всех времен. Тут и написанное: «Достоинство еврейской женщины — внутри [дома]», тут и обсуждение в Талмуде вопроса, можно ли еврейскую женщину, царскую дочь, посылать на рынок, и много других эпизодов. Обязанность материального обеспечения жизни, удовлетворение всех потребностей еврейского дома всегда лежало на мужчине и было юридически закреплено в Ктубе — брачном договоре. Влияние капитализма, который привел зарплату мужчины к уровню, при котором невозможно достойно содержать семью и вынудившего женщину выйти на рынок труда, в этой среде вроде бы не заметили. Зато теперь в среде «изучающих и соблюдающих» установился и широко развился подход обратный традиционному: муж сидит в йешиве и «учится» (далее рассмотрим, какой искаженный смысл наполнил слово «учиться» в среде «сыновей Торы»), а женщина кроме роли хозяйки дома, матери и воспитательницы детей получила дополнительную «должность» (без снятия или облегчения всех предыдущих должностей, и так занимавших ее день и жизнь целиком и с избытком) — она теперь должна много часов в день работать вне дома и приносить домой зарплату, на которую живет семья. И не прерывать работу ни при беременности, ни при наличии грудных детей, ни при проблемах со здоровьем — ведь иначе кушать семье будет нечего. При этом, с одной стороны, право единоличного распределения денег (заработанных женой) осталось у мужа (вот тут-то алаха чудненько сохранилась), а с другой стороны, женщине пытаются запретить получать образование и работать на интересных и более высоко оплачиваемых работах (уже не говоря о том, что работа учительницей и медсестрой — на традиционно очень женских работах — требует сегодня высшего образования). Ее место — малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы. Причем у «высокоученого» мужа обязанностей по семье не прибавилось, даже наоборот: когда его присутствие особенно необходимо дома, вечером, когда нужно купать и укладывать детей, многие мужья с особым пылом сбегают учить Тору — ведь выше этого нет задач мужчины в мире.
Расскажем совсем не смешной анекдот. Женщина в середине рабочего дня возвращается домой и видит, что дома кто-то был и копался в шкафу. На ее вопрос о том, кто приходил, дети отвечают, что приходил тот дядя, который у них дома обычно ест по шаббатам. И это — о родном отце!
Понятно, что святая святых еврейской жизни — еврейская семья — в таких условиях дает многочисленные трещины. Выросло уже не первое поколение, мужчины которого не получили по традиции из своих семей и не выучили, как вести себя в семье, как строить отношения с женой, как участвовать в воспитании детей. А сами по себе такие навыки не возникают. Наиболее далеко видящие раввины бьют тревогу, но не могут найти реального и действенного выхода из создавшегося положения, так как выход лежит в кардинальном изменении образа жизни и образования этой группы населения, а к этому мало кто готов. Да и еврейская женщина, выйдя из дома на заработки и немного познав внешний мир, стала меньше питать иллюзий о реальной святости и уровне учебы мужа, о его необходимой роли в семье. Это знание также весьма НЕ укрепляет еврейскую семью, сильно изменившуюся фактически (по нашему мнению, в худшую, неправильную сторону), но пытающуюся изображать собственную неизменяемость. А мужчины и современные законоучители стараются заморозить в теории и на практике старые принципы построения сильно изменившейся именно по своим базовым принципам построения семьи, несмотря на уже происшедшие кардинальнейшие изменения, и стараются сделать вид, что ничего не произошло и все осталось, как в прошлые века в гетто.
Мы в этом тексте попытались найти и вывести на поверхность эти ошибки, по мере нашего разума проанализировать их, найти пути к их исправлению, к построению еврейской жизни в Стране. Результаты исследования удивили и нас самих. По сути, мы пришли к выводу о необходимости существеннейшего изменения многих подходов, в первую очередь — подхода к изучению Торы и мира Тв-рца со стороны евреев-мужчин и реального раскрепощения женщин при тщательнейшем сохранении знания Тв-рца и роли евреев в Его мире, усилении службы Тв-рцу и выполнении Ми́ссии, возложенной Тв-рцом на евреев для изменения и исправления Его мира. Представленный нами взгляд, насколько нам известно, не встречается, да и не мог встретиться в трудах мудрецов прошлых столетий (до XIX века), а руководители народа с середины XIX века до сегодняшнего дня как будто не заметили произошедших в мире изменений. Если еще в определенных кругах евреев говорят о разливе источников хасидизма, то нам не пришлось слышать разговоров именно в «религиозной» интерпретации о разливе иных, научных знаний об окружающем нас мире Творца, о Его проявлении в нем, о научных знаниях, представивших мир именно как проявление самого Всевышнего и последовавшей вслед за этим религиозной обязанностью изучать этот материальный мир именно как проявление Тв-рца и представление Им нам Его бесконечной мудрости.
Наоборот, сегодняшняя тенденция такова (и она явно проявилась после изгнания евреев из сектора Газа), что более сильная часть религиозно-сионистского направления (так называемые вязаные кипы) все больше и больше приближается к «харедимному» образу жизни с сидящими в йешивах и колелях мужчинами и работающими женщинами. И это не внушает оптимизма.
Нам пришлось разобрать проблемы школы и подготовки учителей. Мы пришли к выводу, что ни светская и ни религиозная школа (талмуд-тора, хедер, йешива) не соответствуют необходимой модели современной еврейской школы. Мы попытались наметить пути изменения школы в Израиле.
Нам пришлось поднять свой голос против некоторых современных течений, скоропалительно объявленных «прогрессивными» и не принесших ничего, кроме разрухи сначала в головах, а затем и в семьях.
Когда в Израиле политик видит недостатки в какой-либо области деятельности (а в какой области у нас нет вопиющих к исправлению недостатков?), он сразу начинает призывать к реформам или обещать реформы. Причем слово «реформа» имеет в современной ивритской среде магическое звучание в качестве синонима словам «безусловное улучшение». Когда же он дорывается до власти и в своей неграмотности в области, которая ему поручена, опираясь на столь же непрофессиональных, но политически правильных и верных лично ему «профессиональных» советников, начинает творить «реформы», то скоро становится ясно, что было бы лучше, если бы он свое «реформаторство» и не начинал, — хоть меньше бы напортил. Мы попытались в каждой из затронутых нами тем не просто призывать к реформам, а дать четкие, достаточно подробные и детализированные планы необходимых изменений.
Мы попытались предложить структуру истинно еврейской армии, разделив устройство армии на совершенно разные ее структуры мирного и военного времени.
Так как еврейский подход не может обойти ни одну из важных для еврея сторон еврейской жизни, мы занялись также вопросом расселения евреев в Стране, вопросами правильного еврейского проектирования жилых районов и квартир.
Понятно, что было невозможно обойти молчанием современный статус еврейской женщины. Мы посвятили этому вопросу две новеллы, даже близко не исчерпав столь сложный и нуждающийся в современной тщательной еврейской алахической и культуральной разработке вопрос с учетом современного положения как в мире, так и в еврейском народе.
Важнейшим вопросом выживания еврейского народа является осознание произошедших с ним катастроф и неугасающего антисемитизма.
Новелла о безусловном вреде либерализма и демократии и разрушении любого общества поклонением этим идолам, передачей им реальной власти над человеческими обществами имеет не столько еврейский, сколько общецивилизационный аспект, а краткое рассмотрение именно еврейского способа правления возвращает нас к желательному политическому устройству управления в еврейском народе.
В целом структура книги представляет собой восемь достаточно независимых новелл, которые все вместе являются достаточно законченной картиной желаемого еврейского мира. Понятно, что эти всего-то восемь новелл охватывают далеко не все вопросы, стоящие сегодня перед еврейством. Много вопросов осталось вне нашего рассмотрения. Упомянем важнейшие из НЕ рассмотренных нами вопросов — построение судебной, социальной, экономической систем по-настоящему еврейского государства.
Новеллы об изучении Торы и мира Тв-рца, о еврейской школе и о женском вопросе (две части) составляют «позвоночный столб» предлагаемой модели еврейского мира, а новеллы о еврейской армии, о строительстве и анализ причин Катастрофы европейского еврейства представляют универсальность еврейского взгляда на самые разные явления нашего мира. Мы также не могли пройти мимо хотя бы поверхностного анализа идолов современной цивилизации — либерализма и демократии.
В девятой главе мы приводим некоторые написанные вновь или сильно измененные нами молитвы (с объяснениями причин их написания), которых лично нам сильно не хватало среди уже написанных молитв.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Орбиты Израиля. Том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других