Заметки на полях, или Что такое творчество? В помощь начинающему художнику

Ирина Остапенко

Живым, простым языком увлекательно подается достаточно серьезный и важный материал о творчестве, искусстве и художественных задачах, – о том, ради чего вообще имеет смысл учиться рисовать. Ведь материала о том, «как» рисовать – предостаточно, а о том, «что и зачем» – практически нет. Видимо, считается, что все, кто хочет научиться рисовать, и так знают, что хотят нарисовать. Но, на самом деле, это большое заблуждение! Почему это так и о многом другом – читайте в заметках на полях!

Оглавление

Любителям ярких цветов о живописи

Обычно, когда начинающие радостно красят свои первые шедевры открытыми чистыми цветами, а потом показывают профи с бородами, последние обычно в ответ неодобрительно цокают, мотая головой, дескать, это никуда не годится, это не живопись! И приводят в пример настоящую живопись — обычно, на взгляд начинающего художника — «серую и безрадостную», и отчего они втайне дают себе зарок так не делать никогда.

«Больше грязи — больше связи!» — разгуливает по всей художественной земле «закон живописи». Почему в кавычках?.. Потому что педагоги ученикам так говорят с долей иронии. С одной стороны — если общий цвет, даже неопределенный грязный, присутствует везде на картинной плоскости, то он ее объединяет, и картина смотрится цельно, с другой стороны — грязь — это не цвет и к живописи никак не относится, — а скорее, наоборот, — а само понятие живописи состоит в другом.

Живопись — это сочетание теплого и холодного, то есть когда можно сказать о двух цветах, положенных рядом, что один из них — теплый, другой — холодный — относительно друг друга. А грязь — это термин у живописцев, обозначающий неопределенность по теплохолодности. Еще такие места называют «дырками».

То, что имеется в виду в поговорке про грязь — это не совсем грязь, а просто очень сложные оттенки серых и коричневых — на первый неподготовленный взгляд может показаться просто серостью и грязью. Но если присмотреться — это живой цвет, сотканный из теплых и холодных всевозможных оттенков серого: красноватого серого, зеленоватого серого, желтоватого или синеватого — то есть везде в «грязи» есть частичка определяемого цвета «из радуги».

Но любители открытых, «понятных» цветов жаждут яркой радостной и — что немаловажно — определенной картинки.

К счастью для них, есть и такая живопись, «цветная», — есть и такие примеры в истории искусств. И первое, что приходит на ум — это, конечно же, А. Матисс.

Не живопись, а праздник цвета у А. Матисса! У великого маэстро все цвета, хотя и интенсивные, но все равно не «простые», а имеют очень определенные специально подобранные оттенки, которые и дают такие красивые сочетания, которыми мы и любуемся.

Понять принцип теплохолодности — закона живописи — очень просто на примере света и тени.

Обратите внимание, что то, что ярко освещено солнцем, «горит» ярко теплым оттенком, а рядом в тени мы наблюдаем уже холодный оттенок этого же цвета.

Обратите внимание, что в натуре Вы можете не всегда это увидеть, только зная это свойство и порой только тщательно приглядываясь, можно это заметить. Более того, даже если невооруженным глазом и так все просто видно, то при фотографировании у Вас все это «волшебство» теплохолодности исчезнет, превратившись в черные «глухие» тени.

И теперь скажите, что делают люди, срисовывая фотку?.. Все, что угодно, но только не живопись.

Живописец же, имея большой натурный опыт, работая с фотоматериалом, делает поправку на недостатки фототехники и сам сочиняет цвета в тени, которых нет на фотоснимке.

Остальной же люд довольствуется контрастной картинкой с цветом в светах — и, зачастую, не замечает разницы между живописью и не-живописью, так как и не знает, на что обращать внимание. Оттого и так мало настоящих живописцев, к слову сказать.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я