Заметки на полях, или Что такое творчество? В помощь начинающему художнику

Ирина Остапенко

Живым, простым языком увлекательно подается достаточно серьезный и важный материал о творчестве, искусстве и художественных задачах, – о том, ради чего вообще имеет смысл учиться рисовать. Ведь материала о том, «как» рисовать – предостаточно, а о том, «что и зачем» – практически нет. Видимо, считается, что все, кто хочет научиться рисовать, и так знают, что хотят нарисовать. Но, на самом деле, это большое заблуждение! Почему это так и о многом другом – читайте в заметках на полях!

Оглавление

Логика умозрительная и логика восприятия

Как надо рассуждать, принимая решение, что как изобразить?..

Если исходить из стилистики — то более менее все ясно: характер изображения подчиняется канве выбранной стилистики.

Стилистика — это правила, определяющие характер формы предметов картины, чтобы сохранить цельность картинной плоскости. Эти правила художник задает сам. Или подсматривает в истории искусств, немного перерабатывая под себя.

Но есть еще импрессионизм, когда стараешься точно воспроизвести картинку, как ты ее воспринял. То есть тут включается логика восприятия. Или: есть логика умозрительная, когда пишешь предметы согласно их характерам, а есть логика восприятия — это когда пишешь те же предметы, но уже согласно восприятию их всех вместе целиком. И от этого часть этих предметов может потерять свои очертания, если это только окажется «на руку» большей выразительности того впечатления, которое произвела натура.

«Московский май» — сюжет, подсмотренный мной в жизни, мог бы быть стилизован в плоскостном декоративном решении, но захотелось передать ослепительность света на тюльпанах — пойти дорогой импрессионизма. По этой логике пробка из машин, будучи в контражуре, не должна иметь четких очертаний — по логике восприятия всего целиком. Возможно, выбор импрессионизма с элементами стилизации может вызвать вопросы. Но искусство — это не математика, и некоторая толика отступления от привычных решений всегда может иметь место, если это эстетически приемлемо.

В искусстве можно все, только если это будет хорошо смотреться. А как это понять, насколько это хорошо смотрится?.. Тут уже в ход идет опыт мастера или коллекционера. Такой опыт — не в уровне владения техникой, а в умении «проектировать макет» этой вещи — в представлении, как она выглядела бы в том или ином исполнении — еще до ее материализации в холсте и красках.

Какой метод изображения выбрать, какой логикой пользоваться — решать автору. Только он несет всю ответственность за принятое такое решение и должен тогда уже «донести» это решение до конца, быть в нем убедительным.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я