Заметки на полях, или Что такое творчество? В помощь начинающему художнику

Ирина Остапенко

Живым, простым языком увлекательно подается достаточно серьезный и важный материал о творчестве, искусстве и художественных задачах, – о том, ради чего вообще имеет смысл учиться рисовать. Ведь материала о том, «как» рисовать – предостаточно, а о том, «что и зачем» – практически нет. Видимо, считается, что все, кто хочет научиться рисовать, и так знают, что хотят нарисовать. Но, на самом деле, это большое заблуждение! Почему это так и о многом другом – читайте в заметках на полях!

Оглавление

О тонкой трогательности и юморе в искусстве

Эти неуловимые ощущения — юмор и трогательность

«Чувство юмора связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающем мире» (словарь психологии).

То есть смешное — это то, в чем есть противоречие.

Если идеал не содержит в себе противоречий, и поэтому в нем нет и смешного, то живой организм некоторую толику его должен иметь, так как противоречит идеалу своим отходом от него — чтобы добиться большего разнообразия свойств особей для выживания рода, если условия жизни изменятся.

Искусство — отражение жизни, поэтому оно не может не содержать толику юмора. Эта толика в каждом случае будет иметь свое количество — от тонкой лиричной трогательности до мощного оружия сатиры. Мое личное ощущение, что как раз юмор и делает искусство таким действенным, «мягкой силой», могущественно воздействующей на умы и сердца человечества.

Юмор собственной персоной

— Об Иване Сотникове: «Белочка у него — зверь свирепый и веселый»

Если знать жизнь Ивана Сотникова, то никак нельзя ее назвать простой и легкой, но жизнерадостность и веселость он всегда сохранял и дарил ее ближним, воспоминания современников:

«Ваня был как витамин в жизни, он все время придавал силы; он приходил, и всегда вроде бы у него было все хорошо…»

«Непотопляемый Сотников»

«Ваня был соткан из противоречий и столкновений, которые трудно было умом объединить, однако это был такой громадный человек, в котором это все соединялось»

«Всегда ассоциировался с жизненным напором, с жизнью, — я не ощущаю, что Вани нет, — он постоянно с нами»

— Херлуф Бидструп

Легендарный Херлуф Бидструп всемирно известен благодаря своим злободневным карикатурам и многочисленным юмористическим рисункам на разные темы, которые можно рассматривать бесконечно, находя все новые и новые метко схваченные выразительные детали и бесконечно восхищаясь умением передавать эмоции героев в тончайших нюансах. «Его рисунки остаются актуальными до сих пор, несмотря на то, что прошло уже больше полвека со времени создания многих из них.» (биография, herlufbidstrup.com)

О своем творческом пути он говорил: «Над разящей силой карикатуры я задумывался ещё в школьные годы. Бывало, я изображал на классной доске кого-нибудь из учеников или преподавателей. Я старался подметить и подчеркнуть в рисунке характерную особенность данного человека, его излюбленную позу, мимику, а это не только вызывало смех у других, но и задевало того, кого я рисовал. Карикатура уже тогда была моим оружием. Но настоящим политическим сатириком я стал лишь во время гражданской войны в Испании. Фашисты творили там чудовищные злодеяния. Я старался их заклеймить, пытался вскрыть существо происходящих событий.» («Бидструп Херлуф. Жизнь и творчество» М.Б.Косова)

Неуловимая трогательность и тонкость

— Индира Балдано

Тонкая трогательность в творчестве Индиры Балдано передана едва уловимыми движениями форм и линий, создающими лирическое настроение, и подчеркивается такими деталями, как трогательный размер синей книги на фоне красного монолита фигуры — контрастом размеров и цвета в работе «Женщина в красном», а также певучестью, текучестью фигур в семейном портрете, усиленными созвучными им формами дальнего плана.

— Константин Сутягин

Творчество Константина Сутягина все пронизано задушевной трогательностью, особенно ярко она проявляется в сюжетах с падающим снегом и стаффажами. Но и без хара́ктерных деталей, в самом письме, в его где-то неровностях и шероховатостях, живых, где-то вибрирующих очертаниях — уже тоже ощущается эта тонкая, певучая трогательность. Здесь есть некоторая недосказанность, — нечто неуловимо задушевное, которое вместе с тем и очень красиво чарует своими волшебными переливами перламутра.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я