Заметки на полях, или Что такое творчество? В помощь начинающему художнику

Ирина Остапенко

Живым, простым языком увлекательно подается достаточно серьезный и важный материал о творчестве, искусстве и художественных задачах, – о том, ради чего вообще имеет смысл учиться рисовать. Ведь материала о том, «как» рисовать – предостаточно, а о том, «что и зачем» – практически нет. Видимо, считается, что все, кто хочет научиться рисовать, и так знают, что хотят нарисовать. Но, на самом деле, это большое заблуждение! Почему это так и о многом другом – читайте в заметках на полях!

Оглавление

Свобода творчества, правил нет!..

…Как Брюс Ли не признавал ограничения и сторонился соревнований, зарегламентированных правилами что можно, что нельзя в бою, — так и художники пускаются в свободное плавание, используя все доступные средства изобразительного искусства и придумывая новые, — ни в чем себя не ограничивая.

Да, за свободу приходится платить.

Например, тем, что не взяли на выставку.

На выставке могут быть самые разные ограничения, — от темы до исполнения. А также ограничивают и вкусы членов жюри. Можно множество примеров привести из истории искусств, когда всемирно признанных (потом уже) гениев отвергали на выставках их современники. (К. Моне, М. Врубель — первое, что приходит на ум сразу…)

Некоторые художники платили за свободу творчества всей своей жизнью по большому счету (П. Н. Филонов, М.К.Соколов, Ван Гог, Анатолий Зверев — опять же первое, что приходит на ум).

Свобода творчества — это крылья, это полет, это возможность облететь всю вселенную, охватить художественным взглядом все мироздание, это восторг от самой жизни — в жизни художественной, наполненной бесконечными смыслами и образами.

Свобода творчества может быть и во взятой теме, и взятом методе исполнения.

Все привыкли, например, что картина — это непременно картина маслом, да академически, а В.Е.Попков решил исполнить ее в стиле зарисовка на характер — с живыми линиями, с живым, неровным, цветом — «Песни ночного города».

«Мастер разложил тюбики с красками по бокам полотна и затем походил по ним, выдавливая тем самым краску на холст, потом взял тряпку и ею растер уже фон, по которому потом прошелся рисунком.» (из воспоминаний Ю.Н.Попкова)

Работа В. Е. Попкова «Песни ночного города» была отвергнута жюри, не захотели брать из-за исполнения, далекого от академического (по воспоминаниям Ю. Н. Попкова)

Свобода творчества еще есть у детей, которые не задумываются о правилах и ограничениях, а пробуют все и всяко. Только из-за отсутствия знаний и жизненного опыта у детей арсенал изобразительных средств очень ограничен сам по себе уже, поэтому особо и не воспользуются этой свободой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я