Оборотни

Ирина Николаевна Кашкадамова, 2023

Наука. Зооморфизм с элементами психологии и полным разбором культа псовых. Сразу же определим, что к зооморфизму псовых я отношу собак, шакалов и волков, лис и выдр, бобров (каланов – морских бобров и бобров). То здесь, то там слышится сравнение человека то с медведем, то с лосем, то с кабаном, перекладывая на данного индивида все качества животного, силу либо наглость, либо другие качества. Так или иначе, но вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей или, в современном мире при смешении всех племён, отдельным человеком с определённым видом животных или растений до сих пор присутствует. Подспудное наше стремление к тотемизму можно отнести к тяге к восточным гороскопам, попыткой ассоциировать себя с животным года либо месяца, накладывать на себя определённые характеры и стереотипы поведения.Чтобы в сомнительный момент не мучаться решением вопроса, человек, накладывая на себя поведение животного, с уверенностью решает вопрос.

Оглавление

Дуалистическое восприятие мира, создание 1-й откровен

ческой религии — Зороастризма.

“Предпосылки возникновения дуалистических мифов коренятся в особенностях человеческой психики. Согласно широко распространённым в настоящее время психологическим концепциям (М.Клейн), деление мира на противоположные категории (с отношением их к двум разным странам, народам и т.д.), прослеживается в фактах детской психологии (классификация с дуалистическими мифами, отмечается в играх детей около четырёхлетнего возраста)“151.

Так же дуалистичен мир у зооморфных символов псовых. Многие кинологи и дрессировщики утверждают, что собака и волк, движимы принципом справедливости, именно понятие справедливости определяет их поведение. Дрессировщик, определив рамки поведения собаки, которые она приняла (дрессировщик — хозяин, человек), и знает, может собаку за неповиновение (нарушение установленных рамок поведения), изощрённое непослушание, наказать. А за послушание, правильное исполнение команд — похвалить, дать лакомство. Собака принимает это, зная, что это справедливо, ибо правила “игры“ были установлены заранее. А если человек сам нарушает эти правила, собака не в состоянии его понять, то она отбегает, уходит, для неё этот человек безумен. То есть рушится её мироощущение, Мир падает в Хаос. Точно так же возникает Дуализм, при адекватном восприятии мира с его законами и миропорядком, это называется — хорошим, добрым — справедливым Богом. А при нарушении этих “божественных“ законов, возникает мир ненормальный, охваченный злом, демонами, и возникает, понятие Дьявола, злого Бога. Результат неправильной деятельности дрессировщика, когда рушится мир, возникает у собак невроз, видимо и люди, псового зооморфизма, рассматривая диахронический аспект должны быть наиболее сильно подвержены неврозу, в связи с нарушением порядка установленного, к которому они были приучены. Невроз — это функциональное нарушение нервной деятельности без видимых поражений нервной системы, что может привести к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий152. Ещё одно свойственное собакам описанное американским кинологом Леоном Ф. Уитни, состояние фрустрации, родственное состоянию детей от 3 до 6 лет, когда хотят чего — то добиться от взрослых, бросаясь на пол, колотя ногами и захлебываясь в истерике.

Фрустрация (букв, с лат.: обман, срыв) — психологическое состояние, возникающее в результате неосуществимости, какой либо цели, невозможность удовлетворения серьёзной потребности153.

Приводятся примеры, как собаки изгрызают машины, когда их не берут на охоту, и другие случаи, когда собаки портят имущество, когда человек делает что-то по-своему. В состоянии фрустрации заглушаются инстинкты страха и самосохранения. Все эти факторы и дают различие мира на плохой и хороший, на справедливый и несправедливый. Мир удобный, справедливый, с точки зрения диахронического аспекта псового зооморфизма — хороший, а всё остальное — плохой, нарушающий их инстинкт самосохранения, мир дьявола.

Дуалистическая мифология — частный случай двойной символической классификации, при которой у подавляющего числа племён с наиболее архаичной социальной организацией устройство мира описывалось с помощью противоположных друг другу пар космических символов или признаков (солнце-луна, мужской-женский, правый-левый…). Позднее дуалистические мифы превращаются в религиозно — философские системы, прямо не связанные с их первоначальной социальной средой154.

Все этносы псового зооморфизма, согласно диахроническому аспекту, должны жить, в основном, в мире чувств, а не разума. Согласно разработкам Леона Ф. Уитни, с теми же страхами и неврозами свойственными псовым. За каждым неврозом, складывающимся у людей, стоит неразрешимый конфликт; как мы видим, то же самое справедливо и для собак. Факт развития у собак неврозов в результате осознания невозможности справиться с определённой задачей, вкупе с уверенностью, что из-за этого им придётся испытывать боль, был проведен на немецкой овчарке и бассет-хаунде. Им привязывали к передним конечностям груз.

По гудку собака должна была поднять ногу вместе с грузом, в противном случае получала удар. Вес постепенно увеличивали до такой величины, когда собаке не удавалось его поднять. Невроз от страха перед ударом возник у немецкой овчарки постепенно, у бассета же внезапно155.

Так у людей невроз характеризует нахождение человека и псового, в ненормальном мире, мире, живущем не по установленным, понятным законам, а в пронизанном враждебными силами, это мир Дьявола.

Люди в мире Дьявола подобно собакам находятся в состоянии невроза, вызванного страхом и непониманием.

Вот на этой границе невроза и фрустрации, страха и спокойного — гармоничного состояния строится дуалистический мир, мир, легший в основу зороастризма.

Южнорусская овчарка, относится к борзоподобным.

Очень хорошо это иллюстрирует поведение южнорусской овчарки, по всей видимости, являющейся аборигенной породой. “У южнорусских овчарок сильно выражен инстинкт наведения порядка внутри своей группы. Лидирующее животное, обычно прекращает потасовку между членами стаи. Семейные ссоры так же не остаются не замеченными.

Обычно собака выбирает сторону того, кто прав. Южнорусская овчарка в такой ситуации может возражать даже “вожаку“ — мужчине, если он не справедлив156“.

Это хорошо прослеживается на развитии демократической формации охотников (Загроса, Нигеве), если лидер — вожак, избранный общеплеменным голосованием на 4,6 летний срок, начинает неадекватно вести себя, не обосновывая справедливо свои требования, либо ужесточая их, он, как минимум свергается. Как политическая формация зооморфизма псовых народов, кроме демократии (при ассимиляции с семитами — диктатура), любой другой строй, для людей анимализма волка, собаки является несправедливым и потому требующим уничтожения, как соответствующий миру Дьявола. Можно было бы девизом псового зооморфизма привести слова: кто не с нами тот против нас. Это, учитывая, что собака не может логически просчитать цепь событий на несколько порядков вперёд, а справедливость их, является понятием сиюминутным, эмоционально окрашенным, и не несёт в себе здравые рассуждения. При изменившихся обстоятельствах они не могут также быстро изменить понятия справедливости, и, несмотря на смену окружающей действительности, накладывают на неё матрицу поведения исходя из своих “справедливых“ законов. Тем самым привнося свой порядок в любые обстоятельства, иначе им грозит невроз и фрустрация.

Именно благодаря этому мир населяется духами и демонами, добрыми и злыми, стоящими на страже порядка, или вредящими ему. “Примитивные люди испытывали сильный страх перед духами, и их главная забота состояла в том, чтобы всячески ублажать усопших родственников, независимо от того, на какие личные жертвы приходилось для этого идти“157, с этим связан и обряд камлания и почитания духов предков, что своего рода является подкупом злых духов, чтобы они стали добрыми и перешли в понятие порядка и справедливости. Именно собак считают способными видеть этих духов. Фарли Моуэн в книге “Не кричи: “волки“, пишет о телепатии присущей волкам. Доктор биологических наук С.Сперанский экспериментально подтвердил: телепатия есть у всех живых существ.

Дуализм просматривается даже в отношениях между зооморфными символами. Собака охотится на не приручаемую лису. Лиса вредит волку, используя растение скиллу, для отпугивания волка. Шакал охотится на бобров и выдр. Они дерутся между собой, ибо понятие справедливости у них разное.

Большое влияние на Дуализм оказали понятия “чистого“ и “нечистого“, а так же половой детерминизм (различие женщин и мужчин, видимо, взяты из ассимиляции со скотоводческими семитскими племенами). Если мужчина признается существом, наделённым справедливостью Бога, то женщина существом “нечистым“. Именно на этом аспекте, в Шумере, играл Гудея, чтобы уменьшить наиболее ценное из производств Шумера в дани кутиям, воспользовавшись их восприятием женской “нечистоты“.

Бинарное положение женского-мужского, хорошо иллюстрирует исследование, проведенное А.Я.Бондаревым о смертности молодых волчат. Согласно его монографии, при нехватке пищевого рациона больше гибнет щенят женского пола, самцы растут быстрее сук, несмотря, что при рождении были неразличимы по массе. То же подтверждает, по своим наблюдениям за собаками, А.Т.Войлочникова. слабых щенков от сосков оттесняют более сильные, самцы, которых мать изначально больше подкармливала. Постепенно разрыв в развитии щенят различного пола увеличивается, и как сообщает И.И.Барабаш-Никифоров (1957г.), среди голодных волчат развивается каннибализм, это же замечается среди волчат содержащихся в неволе. Волчата-самцы используют своё физическое превосходство, отбирают у своих сестёр пищу, тем самым, уменьшая долю сук в потомстве. Преимущественно в весе у волков над волчицами сохраняется и во взрослый период. То же самое наблюдается у этносов с диахроническим аспектом волка и собаки, мальчики являются желанным ребёнком, девочка не считается человеком. Это же мировоззрение, было навязано, всем народам когда-либо бывшим под властью (“опущенные“) псового зооморфизма. Так в Аттике158, новорождённых девочек гораздо чаще, чем мальчиков, выкидывали не улицу, следы прохождения “псовых“ хорошо прослеживаются, даже, в Китае.

…и вот имея на руках

статистику о многих выводках,

увидел я что поровну

самцов и самочек их матери рожают,

но, подрастая, самочки куда-то исчезают…

А.Я.Бондарев.

Различная смертность самцов и самок среди молодняка — один из внутрипопуляционных механизмов регуляции численности в соответствии с внешними условиями. В период плохой обезпеченности кормами самки гибнут чаще и, продуцирующая часть популяции сокращается. Среди относительно многочисленных в эти годы самцов, вероятно, усиливается отбор лучших производителей159.

Это очень хорошо иллюстрирует законодательная база на наследование в демократических Афинах, схожие обычаи у скифов, спартанцев и т.д. здесь наследования женщин, в отношении к мужчине, шли по разным правовым базам. Женщина наследница, была своего рода, частью своего же имущества, и являлась его хранительницей. Согласно гортинскому закону предлагалась в жёны, вместе со своим имуществом всем родственникам с отцовской стороны, по очереди, согласно кровному родству, начиная с самого старшего, так что в итоге, настоящим наследником, становится её сын. “Законодатель хотел дать человеку, умирающему без наследников мужского пола, посмертного продолжателя, наследника, который получил бы его состотояние и который продолжил бы культ его очага.…Как только от такого брака рождался сын, он рассматривался как сын своего деда. Благодаря ему должно было совершиться восстановление дома умершего и возобновление прерванных домашних жертвоприношений160.

Этот закон имеет чисто религиозную основу (на Эллинской земле выглядит довольно комично), но такое наблюдается при Зороастризме, и, даже иудаизме, везде, где положение женщины по иерархической лестнице ниже мужского, где женщина “нечиста“. Развитие этого аспекта хорошо прослеживается в Зороастризме, где женщина, вообще теряет своё положение. Кстати, с этим связанно и развитие в демократическом обществе гомосексуализма.

Как следующий аспект Дуализма, крупный и влияющий на психологию, это противопоставление Жизни и Смерти. Запад ассоциировался со Смертью. В ту сторону уходит солнце, туда же следуют души умерших, Запад это страна Мёртвых. Так в Элладе, собака была зооморфным символом бога (Гермес161). Из всех прочих функций он был проводником душ умерших. “В роли проводника на границе двух миров выступает собака; в частности, чудовищный пёс Цербер охраняет вход в Мир Мёртвых. Более тонкое объяснение предлагает Плутарх: Гермеса называют собакой не в собственном смысле слова, но, как говорит Платон, связывают с хитроумнейшим из богов бдительность этой твари, её неутомимость и мудрость, ибо она различает дружественное и враждебное по своему знанию или незнанию предмета“ (Плутарх, “Об Исиде и Осирисе“, 11).

В Восточной Африке у племени канди, сохранилась легенда, приписывающая причину смерти человека, оскорблённому чувству собаки. “Когда собака несла весть от Луны о безсмертии человека — говорит эта легенда. — Первые люди, жившие тогда на земле, не оказали ей должного внимания. Вместо того, что бы дать ей, по её просьбе, выпить молоко, а потом пиво из тыквенной чаши через соломинку, подали ей в ночном горшке, — собака обиделась“. Сходная легенда сохранилась у готтентотов. “Собаке даётся поручение, — рассказывают готтентоты, — а она из этого пытается извлечь личную выгоду“. В племенах Того, говорят: что Собака, вместо того, чтобы спешить передать послание о вечной жизни, зашла в дом, где человек варил какое-то снадобье и, начала клянчить. Лягушка взялась исполнить это поручение и, полностью переиначила весть. Теперь человек умирает.

Племя марави, из той же Африки, считает, что души злых людей, превращаются в шакалов, а души добрых — в змей. К учению о продолжении существования, относится преимущественно воззрение дикарей на страну духов как прозрачную область, куда так часто души животных отправляются для посещения душ умерших… Тень алгонкинского охотника, охотится за душами бобра и лося, скользя по душе снега в душе лыж. Закутанный в шубу камчадал, ездит в санях на собаках162.

Так или иначе, как на Востоке, Симургл, или, в легендах Африки — Собака, стоит на границе двух миров — Мира Смерти и Мира Жизни. Кстати, возможно, что племена Африки с тотемом собак, или, с легендами о собаках, волках и т.д., если и не были потомками натурфийцев, то уж точно с ними общались, именно об этом нам говорит их зооморфный код. Вполне возможно, что племена куту (бакуту) имеют загроское происхождение. Это бантуязычный народ, проживающий в районе среднего течения реки Конго в Заире. В странах Запада символ псовых олицетворяет собой мир Царства Мёртвых, это судьи и проводники.

На Востоке же страна Жизни. В стране Жизни предки не умирали, соединиться с предками стремятся их потомки, они всегда рядом, они соединяются в представителе своего рода. В стране Жизни развивается учение об инкарнации. Здесь собака является существом трёх миров. Разделение на Жизнь и Смерть, согласно древней теологии, шло по реке Тигр. — является стрелой времени, которую считалось невозможным перейти и вернуться. “В одну реку нельзя войти дважды “. Это о реке Времени — Тигр. — это стрела, летящая быстрее ветра163.

“ Река Тигр стремительно низвергающаяся из пределов горной страны Нифата, протекает через озеро, сохраняя в силу быстроты своего течения воды несмешанными с водами озера, отсюда и название реки, так как ливийцы называют стрелу “ Тигрис“164. Именно поэтому, так радовался хеттский царь Мурсилис165, когда, отражая нашествие касситов, перешёл Тигр, уничтожил Вавилон, а, возможно, и дошёл до Индии.

А дуалистическое поведение псовых, их разделение на “плохой“ и “хороший“ можно проследить по жизни стаи, но для этого, на момент справедливости законов стаи необходимо наложить инстинкт подражания. Интересно, что в древности к птице, спутнице волка, птица с которой он дружит, в Риме относили попугая, а в Элладе — ворона, но так или иначе, птицу способную подражать человеческой речи.

“Очень важно наблюдение Л.В. Крушинского, свидетельствующее о том, что стереотип поведения родителей или доминантных особей в стаях наследуется низкоранговыми особями и передаётся из поколения в поколение.

От “плохих“ родоначальников ведут начало “плохие“ стаи, убивающие домашних или диких копытных сверх всякой меры, и, возможно, волки — людоеды166“.

Так же происходит разделение между племенами и этносами, и по направлению “справедливости“, и законодательным актам. Они закрепляются из поколения в поколение, пока не подлежат документальной фиксации. Ушедшие из своего этноса племена, народы в то или иное время сохраняют как общие законы, так и законы своих новых лидеров, несмотря на общие моральные предпосылки, общую мотивацию поступков, понятия справедливости могут незначительно отличаться.

Так или иначе, все эти понятия держатся на страхе, установленном (неизменном) законе (справедливости) и дуализме, эти понятия входят в первичные потребности мотивации поступков объединяемых понятием безопасности. Понятие безопасности рушится, если нет чёткой иерархии в стае (этносе), переходя в невроз и фрустрацию. Кормовая база, размножение являются уже вторичными потребностями мотивации поступков, согласно Абрахаму Маслоу. Ни волки, ни собаки, ни шакалы не будут, будучи изгнанными, охотиться на чужой территории, ибо это чревато наказанием. Не войдя в новую стаю, в её иерархию, либо не создав новую, они обречены на смерть.

Даже при наличии кормовой базы, изгнанное животное может умереть от голода, не допущенное к пище, не нашедшее или не захотевшее принять новое иерархическое место.

К концу второго тысячелетия до н.э. этносы псового зооморфизма насчитывают три родственных религиозных направления, вышедших из шаманизма Загроса и Нигеве. Это шаманизм, пошедший на Восток, в некоторых племенах он имеет наслоение культов города Арины, либо ведийские с зооморфизмом хищных кошек. Второй вышедший из шаманизма — дуализм, находящийся под полным влиянием псевдоарийских культов, и давший новое направление — Зороастризм. И третье направление религии, несут на себе племена, ушедшие на Запад, это культ Мёртвых, завладевший их умами. По нему псовые становятся Владыками страны Запада, Царства Мёртвых. Часто в основе этого типа культов тоже прослеживается дуализм. “Так, из сказаний о Йиме167, царе Мёртвых выясняется, что раньше конец мира представлялся чем-то вроде наступления зимы, полной холода и мрака из которой затем должно было произойти состояние блаженства в виде вечной весны, в раю у Йимы. Это представление вообще не соответствует системе Заратустры, на основании которой мир должен погибнуть через огонь и только праведные спасутся от этой катастрофы.… Также в древнеиранском сказании о борьбе героев Трэтаона168 со змеем Ази-Дахака мы находим черты, напоминающие германские мифы, которые можно объяснить лишь как остатки общего достояния расы. Дахака, побеждённый героем, не убит, но привязан к скале Демавенда; это злое существо должно находиться там до последних дней и своими конвульсиями производить землетрясения — точно так же, как известно, и Локи169 был привязан Тором; и если дракон перед решительной битвой вырвется из своих оков и в рядах злых выступает против богов, то это сказание опять напоминает миф о волке Фенрире170“.

Время зарождения, или, скорее, развития Дуализма до Зороастризма спорно. Разные исследователи называют разные даты. Однако не имеется никаких зороастрийских источников для вычисления даты жизни Зороаста. Эта проблема неплохо разработана Мери Бойс. По её мнению, дата рождения Зороастра, приурочивалась к великим событиям последующими жрецами — магами, к тем событиям, которые были выгодны на данный момент.

Согласно зороастрийской традиции в “Бундахишне“ называется несколько видов собак:

“овчарка, сторожевая, то есть охраняющая дом, ищейка, молодая собака, бобр, которого называют водяной собакой, лиса, ласка, еж, у которого на спине колючки, выдра и виверра171“.

Как религия, разработанная племенами псового зооморфизма, проблема взаимоотношения собак, волков, лис и т.д., не могла не интересовать зороастрийцев. В последствии, при падении зороастризма, мусульмане, занявшие их нишу, считали должным мучить собак — тем самым досаждать и унижать зороастрийцев. Хотя, в первоначальном исламе не было никаких негативных, “нечистых“, отношений к собакам. Сейчас в мусульманстве, собака, животное, “нечистое“. “Вероятно, дурное отношение к собаке (подобно снятию пояса — кусти или плевку в огонь) являлось внешним признаком, обращением в новую веру (ислам)172 “.

То есть собака для зороастрийцев являлась священным животным, именно племена, с тотемом собаки, стали ядром новой религии Зороастризм, и, возможно, сам Зороастр относился к этому тотему. Не случайно, Собакой был вскормлен такой великий завоеватель, как Кир. Скорее всего, племена с анимализмом волков ушли на Запад и Восток, ибо волк, в Зороастризме противопоставлялся собаке и считался “плохим“. Анимализм собаки остался в Центральной Азии, именно они являются псевдоариями, создав себе мифическую родину Аирйанэм-Ваэджу.

Древних зороастрийцев волновала проблема вязок собак с волками.

Дело в том, что в представлениях зороастрийцев, собака воплощала высшую ценность, поскольку охраняла стада овец, а волков следовало убивать. Соответственно, не мог не возникнуть вопрос о том, как поступить с потомством собаки и волка.

“О, Создатель плотского мира, праведный! Какой же из двух волков более достоин убиения, о, праведный Ахура-Мазда, когда собака породит волка или когда волк собаку?

— И сказал Ахура-Мазда: Такой, из двух волков более достоин убиения, о праведный Зороатуштра, когда собака породит волка, чем когда волк собаку173“.

Такова взаимосвязь между этносами и их антропоморфными символами. Таков зооморфный код этих народов. Люди (народы) негативно относящиеся (относившиеся) к собакам когда-либо сталкивались с зороастризмом, и, своё негативное отношение к этой религии вымещают на их диахронический символ.

Собака по эллински, по шумерски — кур(г), по латыни — canis, каждый раз имеет разную этимонологию слов, если с шумерского переводят, как горная (горская), то с эллинского, некоторые считают (Исидор Севильский) происходит от глагола петь. Как считают западные кинологи, собаки способны медитировать.

Что же такое зороастризм?

Эта религия вышла из дуалистического восприятия мира. Первыми кто поддержал эту религию, были царица Хутаоса и её муж, царь Виштаспа. “Дуалистическое мировоззрение, пронизавшее все мысли древних персов, составляет главнейшее теоретическое различие между ними и индусами; от спекулятивного монотеизма последних персов отдаляет также рационалистический характер их мышления и предпочтение, отдаваемое ими практической стороне жизни. Деятельную энергию их можно заметить даже в характере их благочестия: не избавление от мирского зла или вообще мира, но поражение злого и дурного в мире составляет их религиозную задачу, при этом они стараются достичь этой победы не бегством из мира или уничтожением своего Я, но положительным утверждением жизни и оказанием ей содействия174“.

Прежде всего, это религия правил, где закон приобретает этическое значение, достойное похвалы. Это стремление к чистоте, духовной области, правдивости, справедливости, верности и др. Всё это в диахроническом аспекте приписывается собакам, верность, справедливость неподкупность и т.д., вследствие этого, — восстановление истины и победы над злом, строгость при исполнении нравственных правил. Все это влияет на психологическое состояние данного этноса. Будучи родственными племенами с индусами, хурритами и другими племенами вышедшими с Загроса, эти племена очень отличаются от родственных им. Парсы отличаются не только строгостью, но и изнеженностью. Как собака отличается от волка зависимостью от человека, изменением питания, нравственного поведения и сводом правил, так и парсы отличаются от римлян и лаконцев, даже обладая общими правилами в развитии и воспитании. Племена с зооморфизмом собаки в бытовой жизни полигамны, изнежены, в отличие от зооморфизма волка, отличающегося аскетизмом и моногамией. В остальных критериях они одинаково живут по написанным правилам и законам, по справедливости, чистоте помыслов, верности, правдивости и т.д.

Булгаков. Типичный представитель зооморфизма псовых, тип борзоподобный.

Как же выглядят люди с диахроническим аспектом собаки, как наиболее древнего типа вставшего на службу человека борзых и борзоподобных? Это быстрые люди с хорошей реакцией, с сухим жилистым костяком, сангвиническо-холерической нервной деятельностью. Они выше среднего роста (средний рост мужчин 175 см), с сухим костяком, с рельефной мускулатурой с длинной спиной и короткой поясницей.

У них хорошо развиты седалищные бугры, конечности сухие, руки длинные, грудная клетка широкая не глубокая, живот поджатый. У кистей рук запястье широкое, рука короткопалая, пальцы мозолистые. Волосяной покров, у людей с диахроническим аспектом борзоподобных, в средней полосе недостаточно обросший. Очень плохие зубы, из-за нарушения кальциевого обмена. При рассмотрении головы видим, что лоб не широкий и невысокий, с большими залысинами спереди, соответствующими стоящим ушам борзой. Нос прямой, или чуть горбатый, впалая переносица, глаза овальные с оттянутым нижним веком.

Скулы сухие, широкие. Губы тонкие, сухие, плотно прилегающие, подбородок плохо выражен, шея средняя без холки175. Вообще эти люди, как и борзая темпераментны, независимы, самостоятельны и почти лишены привязанности. Жить им лучше не в городе, больше находиться на свежем воздухе, как и борзых их можно назвать “не комнатными“.

В отличие от остальных людей с диахроническим аспектом псовых, им в большей степени свойственен комплекс неполноценности, у них нет доверия ни к кому. Видимо, как и борзая, они должны лучше работать по звуковым сигналам. Как любая собака они полигамны. Именно эти “борзоподобные люди“ — называют себя ариями, а также “люди гончие по кровавому следу“ или собаки Артемиды.

Святость коровы и собаки, для парсов столь же незыблема, как святость Ахуры-Мазды. Убийство этих животных — оскорбление святыни, с животными связаны такие мифы и обычаи, из которых достаточно ярко выясняется вера в их сверхъестественную силу.

Эта вера вытекает — из горской — охотничьей и кочевой жизни. В Священной книге Вендидаде посвящены несколько глав, где описывается, как собака прогоняет демонов, и как опасно её убивать. Собака, согласно синхроническому аспекту, равного достоинства с людьми и столь же заботливо охраняется.

Зороастрийцы считают себя потомками ариев, но при этом, все арийские обычаи считают “нечистыми“, трупосожжение в зороастризме считается осквернением огня. Так же они почитают воду, землю, звёзды, то есть опять мы видим развитие псевдоарийского учения.

Прежде всего, зороастризм это дуалистическая религия, основанная на борьбе Добра и Зла, Правды и Лжи. “Воистину, есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии — они оба, добры и злы…. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждёт, в конце концов, тех, кто следует пути лжи (друг), — это самое худшее, а тех, кто следует пути добра (аша), ждёт самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой святейший, облачённый в крепчайший камень, выбрал праведность, и пусть, кто будет постоянно ублаготворять Ахура-Мазду праведными делами176“. И так, согласно дуалистическим представлениям, развитым задолго до зороастризма существует два начала, два духа близнеца, братья Ахура-Мазда — праведность и, его противник, Ангро-Майну. Именно разделение на две противоречивые и добровольные сущности, является фундаментом полученного Заратустрой откровения. Сам Зороастр (Заратуштра) был жрецом, как считает М.Бойс, в III тысячелетии до н.э. А. Шапошников же считает в VI веке до н.э. Происходил Зороастр из рода Спитама, был сыном, Поурушаспы, в более поздних священных писаниях (при Сасанидах) и, исследователи типа Шапошникова, относят к арийским племенам и арийской религии. Об арийской религии, семитского происхождения, загросского разлива, мы говорили ранее.

На истории человечества, зороастризм является первой боговдохновённой религией. По преданию, откровение на Зороастра снизошло, когда он после праздников вошёл в реку взять воды из середины потока. Он омылся и, пребывая в состоянии ритуальной чистоты, вышел на берег. Перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение. Воху-Мана явился перед ним и привёл будущего пророка к Ахура-Мазде и остальным Амеша-Спента. Потом боговдохновённой религией станет иудаизм, через законы Моисея и Завет с Яхве. Следующее — христианство и мусульманство, но зороастризм это первая религия, данная через откровение. Это первая религия дарующая “рай“ всем праведным независимо от их иерархического положения. Как считает М. Бойс, во время нашествия на касситскую Месопотамию войнами хеттского Мурсилиса, зороастризм уже начал своё существование. Что бы не принимать участие в бойне, отсиживался в районе, позднее известном под названием Хорезм. “Имена племён, которые приняли зороастрийскую веру — это аирйа (включающий и народ Авесты), туирйа, саирима, саина и даха, упомянуты и названия некоторых стран неизвестных в историческое время177“. К странам ставшим, основоположниками зороастризма относятся: юго-восток Ирана, Сугда (Согдиана), Моуру (Моргиана), Бахди (Бактрия), Харахваити (Арахозия), Хаэтумант (Гилимент), т.е. все страны находящиеся на северо-востоке и востоке Ирана, окружающие Каспий, даже скифы (саки) относятся к народам наиболее рано принявшим зороастризм.

Введя новую религию с синхроническим аспектом собаки, Зороастр не смог уничтожить космогонический культ быка, существовавший на территории южной Месопотамии с V тысячелетия до н.э. Бык вошёл в сознание не только племён с его диахроническим символом, но и в новую религию зороастризма, как первый акт творения Ахура-Мазды. Позднее, при завоевании мира и стремлении зороастризма на религиозное мировое господство, это стала довольно либеральная религия для других концессий. Способная принять иные трактовки, и иных богов, если те были согласны уступить своё первенство Ахура-Мазде. Так в зороастризм вошло иранское божество Митра (известное ещё при дуализме), покровительствующее царским родам. Ахемениды приняли зороастризм вместе со своей богиней Иштар и т.д., все они входили под власть Ахура-Мазды. Этот акт был необходим для расширения влияния зороастризма. Персы и мидийцы исповедовавшие свои религиозные традиции легко принимают зороастризм, хотя, внося в него свои особенности.

Принимая зороастризм, отвергали все свои прежние культы (не вошедшие в зороастризм) и единились в поклонении Ахура-Мазде.

“Я отвергаю… даэва и поклонников даэва, демонов, поклоняющихся демонам, тех, кто вредит кому либо мыслями, словами, делами… истинно я отвергаю всё, принадлежащее лжи — друг, противящееся (добру)… как Зороастр отвёрг даэва… во время всех встреч, когда Мазда и Зороастр говорили друг с другом, так и я отвергаю, как поклоняющийся Мазде зороастриец, даэва.… Таков был выбор вод, таков был выбор растений, таков был выбор благодатной коровы, выбор Ахура-Мазды, который создал корову и праведного человека, таков был выбор Зороастра.…По этому выбору и по этой вере я являюсь поклонником Мазды…“.

— В последних строках подчёркивается характерная особенность зороастрийского учения, состоящая в том, что, выбирая добро, каждый человек становится союзником и скромным подвижником бога и всего благого на земле178. Где Ахура-Мазда почитается как Мыслетворец всего Мира, всего живого, всех идей, которые Ахура-Майна облёк в телесное, тварное, смертное воплощение. Согласно своему синхроническому аспекту собаки этнос разрешает браки на кровных родственниках, даже близких кровных родственниках. Эти браки носят названия хваэтвадата, эта форма брака очень похвальна: отец, вступающий в брак с дочерью, брат с сестрой, мать с сыном.

“Я объявляю себя приверженцем веры, почитающий Мазду, веры, которая заставляет сложить оружие, которая поддерживает обычай хваэтвадата, которая праведна179“.

Завоеватель Кир, был женат на своей кровной сёстре, Кембрис на двух родных сестрах, браки зороастрийцев на своих кровных родственниках зафиксированы в переписке хеттов, видимо это было принято у племён загросской культуры, так как сходный обычай существовал у хурритов, мандей (пандей). О жизни зороастриских жрецов — магов сообщает Ксанф Лидийский: мужчины — маги сожительствуют со своими матерями. Они так же могут вступать в связь с дочерьми и сёстрами. Тоже самое можно наблюдать в Риме, во время расцвета Римской империи с диахроническим аспектом собаки180.

Даже сейчас в кинологии используются инбридинги для усиления каких-либо качеств в породе, для их усиления. Этот аспект разрабатывался З. Фрейдом как “Эдипов комплекс“181.

В зороастризме по-новому, в отличие от дуализма, разработана идея смерти. При дуализме в царстве Йимы (Ямы), души (урван — возвышенные воины) жили словно тени и зависели от своих потомков. Подобная тенденция Царства Мёртвых — Аид, прослеживается в Элладе (начиная с VIII в. до н.э.). Существовала вера в переход покойного через реку Чинвато-пэрэту (переход разлучитель), а вожди и жрецы могут вместо того, что бы скитаться безрадостными тенями, возлежать и присоединяться к богам, познать с ними удовольствия. При зороастризме, в этих понятиях произошли изменения. “Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершила в течение жизни. Он учил, что женщины, и мужчины, слуги и хозяева, могут мечтать о рае, а преграда времён язычества — Чинвато-пэрэту стала в его откровении местом судебного разбирательства, где приговор каждой душе зависит не от многих и щедрых жертвоприношений во время прошлой жизни, а от её праведных достижений182“. Мысли, слова и дела души (урван), взвешивались на весах, и достойная, достигает рая, где её встречает прекрасная девушка — собственная совесть (даэна — правильная вера). Даэна помогает, урван перейти мост через огненную реку. Если же душа недостойна, даэна выглядит как страшная ведьма, и, тащит, урван в огненную реку. Согласно Зороастру, урван даже в “Раю“ не ведут жизнь полную чувственных наслаждений, а ждут последнего суда, что бы соединиться со своим телом. Но для этого должна наступить последняя эпоха, где они будут подвергнуты последнему испытанию. При последнем испытании все грешники переживут вторую смерть, и будет уничтожена Тьма. Всё это, через манихейство, хорошо влилось в христианскую теологию, и, даже, отразилось в символе веры.

“Зороастрийские жрецы создали сложное эсхатологическое учение, согласно которому мировая история длится 12 тыс. лет. Первые 3 тыс. лет были золотым веком — тогда не было ни холода, ни жара, ни болезней, ни смерти, ни старости. Земля изобиловала скотом; это был период господства Ахура-Мазды. Но затем золотой век кончился, и Ангхро Манью породил голод, болезни и смерть. Однако в мир явится спаситель (саошьянт) из рода Зороастра, и, в конечном счёте, добро восторжествует над злом, где будет безраздельно, и на небе и на земле, владычествовать Ахура-Мазда. Солнце будет сиять вечно, и зло сгинет навсегда183“.

Таким образом, наступит новая эра “Творения“. “Горы и долины уступят место гладкой равнине, но там, где сначала было одно растение, одно животное и один человек, навсегда останется то большое и разнообразное множество растений и живых существ, появившихся с тех пор184“. “Ормазд (Ахура-Мазда), Амахраспанд (Амеша-Спента — Святой Дух), все язата (достойные) и люди будут вместе… повсеместно будет, как весной в саду, в котором всевозможные деревья и цветы… и это всё будет творением Ормазда185“. Всё это напоминает другие боговдохновенные религии и, если в иудаизме нет возрождения во плоти, то христианство и мусульманство, являются наследниками зороастрийского религиозного течения.

Ещё очень интересен, аспект в зороастризме, это ожидание прихода святых — пророков, рождённых девами от непорочного зачатия, от семени Зороастра. Прошу заметить, что М.Бойс относит зарождение Зороастризма к III тыс. до н.э., то есть все последующие религии базировались на его основе. Все аспекты, вошедшие в зороастризм, были развиты и разработаны последующими боговдохновенными религиями. Все они, принимая или отрицая, продолжили религию псового зооморфизма. Психологически, все они базируются на недовольстве низшего слоя, населения, рабов, слуг — настоящей жизнью. В основе воззрений лежит желание получить всё то, что получают на верху иерархической лестницы. Это выходит из демократической основы социального правления загросских племён, где, подобно стаи тотемных животных, члены сообщества нижнего ранга, время от времени претендуют на место вожака со всеми его привилегиями. Боговдохновённые религии сдерживают эти недовольства, обещая своей пастве все блага, и их получение, после смерти, в вожделенном Царстве Мёртвых. Психологически достигалось равновесие между правящими и, теми над кем, правят, своего рода, предотвращение недовольства населения путём обещаний, проверить которые не представлялось возможным.

В этих тенденциях, интересно прослеживается синхронический аспект, связанный с собакой. Как собака живёт своей жизнью отличной от жизни хозяина за безопасность, еду и кров, так и население, нижние слои, служат хозяевам, пока они их обезпечивают, и спокойно меняют хозяев, при соблюдении этих условий, не имея привязанности и благодарности к людям. Так собак передают из рук в руки в качестве подарка, разменной монеты, без стрессов для животного.

Южнорусская овчарка по костяку аналогична ирландскому волкодаву.

Видимо, борзоподобные являются элитой синхронического аспекта зооморфизма собак, их народом. Общие характеристики человека-борзой. Мужчины:

“Тип сложения — астенический. Рост средний, слегка сутуловатый. Худощавый, не склонный к полноте (из-за нарушений желудочно-кишечного тракта). Плечи прямые, слегка выдающиеся вперёд (сутулятся), узкие для мужчины. Голова: недостаточный волосяной покров на голове — так называемые “залысины“ — что зрительно увеличивает лоб (он кажется выше, чем на самом деле), волосы: тонкие, мягкие, не очень густые. Лоб — достаточно широкий, но не очень высокий, заметны височные впадины. Скулы широкие, развиты хорошо. Брови правильной формы, негустые. Переносица ярко выражена (запавшая). Глаза небольшие, достаточно правильной формы, близко и глубоко посаженные, цвет глаз — светлый. Уши прилегают неплотно (оттопыренные), больше среднего размера. Нос прямой формы, небольшой. Губы тонкие, среднего размера, цвет неяркий, форма нижней губы — правильная, верхней — прямая линия. Щёки неполные, можно сказать, даже впалые. Овал лица — круглый с заостренным подбородком. Причём подбородок слабо выражен, имеет ямочку. Шея средней длины, жилистая (из-за сутуловатой спины кажется длиннее), холки — нет. Спина длинная, не широкая, поясница короткая, слабо выражена. Таз узкий, тазобедренные суставы хорошо развиты, что, возможно, даёт легкую походку. Ноги средней длины, достаточно мускулистые, стопы больше среднего размера, с не очень большим подъёмом. Руки худые, достаточно длинные, запястья широкие, пальцы среднего размера, ладонь не очень узкая. Кожа бледная, тонкая, но хорошо поддаётся загару, румянец отсутствует. Движения, достаточно свободные и лёгкие 186“.

Женщины: “тип сложения астенический. Рост средний, чуть сутуловата, худощава, не склонна к полноте (занимаясь бегом). Плечи слегка наклоняет вперёд (чуть сутулится), сами плечи узковаты. Голова: волосы негустые, мягкие, тонкие, цвет — все оттенки бурого. Лоб — достаточно широкий и не высокий, височные впадины имеются. Брови правильной формы, негустые, переносица хорошо выражена (вдавлена). Глаза небольшие, правильной формы, несколько близко и достаточно глубоко посажены, цвет глаз — светлый. Скулы развиты хорошо, щёки неполные. Нос небольшой, прямой. Губы неяркие, среднего размера, нижняя губа правильной формы, верхняя — почти прямая. Овал лица круглый, подбородок не выражен, заострён с ямочкой. Шея средней длины, хорошей формы, холки нет. Спина длинная, узкая, поясница короткая, бёдра узкие. Правильные углы сочленений, движения — свободные. Ноги средней длины, стопы среднего размера, с небольшим подъёмом, руки длинные, кисти рук небольшие, пальцы среднего размера, запястья — сильные, широкие, ладонь не слишком узкая. Кожа бледная, без румянца, хорошо поддаётся загару, тонкая187“.

Возможно, когда-то они служили ариям, те ушли, и “слуги“ стали именовать себя “хозяевами“. Это заметно на собаках, когда при отсутствии хозяина, собака откликается (присваивает себе) на его имя. Эта психология поведения слуг прослеживается по всей новой истории человечества. Холопы пытаются приписать себя к фамилии барина и получить дворянство. Возможен другой вариант, когда люди-собаки слышали о доблести ариев от своих родственных племён (хурритов, касситов и т.д.) с другими диахроническими аспектами и решили приписать себя к их доблести, вполне возможно, зная (сталкиваясь или слыша) о воинственности ариев. Они именуют себя так для самовозвышения и испуга противника, которые знают, что, к ариям лучше не приставать, ибо это наказуемо.

Очень интересное описание дают античные авторы племён Манды, Пандов объединённых одним названием — собакоголовые. Καλούνται ̣δέ˛υπό̀̀,˛τω̃ν˛Ίνδω̃ν˛Καλὺστριοι,˛ο̉̀περ˛Έλληνιστι˛κυνοκέφαλοι˚˛τὸ˛δὲ˛ε̉̉̉θνος˛ ε̃στίν˛ε̃ως˛δωδεκα˛μυριαδον˚188

Дети рождаются с белыми волосами, к старости темнеют, женщины рано начинают рожать. Приводят варианты, когда женщины рожают в 5 лет и умирают в 8. Более распространено, что женщины рожают в возрасте 7 лет одного ребенка и живут до 40 лет, умирая в старости. При этом срок жизни мужчины этих племён насчитывает 130 лет (ссылка на Ктесия и Клитарха). Племена эти живут в горах, отличаются грубым языком, управляются царицей. Войско манды встречается в описаниях Шумера, Индии и Малой Азии по соседству с хурритами.

Персы и мидяне имели какое-то общение с хатскими племенами поклонников Варуна и Варусемы, благодаря чему у них произошло заимствование некоторых обычаев и политического строя, при близком общении персами и мидийцами были заимствованы жреческие термины и другие слова через хурритское влияние. Скорее всего, видимая схожесть персов и мидян с арийскими племенами происходит от их близкого родства с хурритскими племенами, соседями хатов. Как хурриты они принадлежит к зооморфизму собаки. У. Куликан относит их к протокиммерийцам. На территории Ирана персы и мидяне, пришли в 1000 годах до н.э., а к моменту начала завоевательных походов и рождению Кира, они полностью ассимилировались с местными племенами. За 500 лет кровь вряд ли сохранилась, учитывая, что в жёны они брали дочерей местных вождей, а сами расселились на Загросском нагорье. И так, в 550 году до н.э., воителем — вождём страны Мада становится Куруш (Кир), с идеей о мировом господстве. Давно принявшие зороастризм персы начинают распространять свою веру на лежащие рядом народы. А так как в религию они внесли новшества, типа храмов огня и богини Иштар189 (Астарты), эти новшества навязывают и народам, имевшим ортодоксальный зороастризм.

И ещё один интересный аспект, укорененный в психологии зооморфизма собаки — это договор с человеком. Уже упоминалось о состоянии фрустрации при нарушении договора. Персы и мидийцы к зороастризму подошли с разработанной своей религией, видимо, имевшей корни в Индии. Основное их божество, покровительствующее царской власти — Митра, безпрепятствено, в качестве святого вошедший в зороастризм. Митра буквально переводится с языка Авесты как договор, согласие, в древнеиранской мифологии. В зороастризме отвечает за идею договора, видим, скреплённого солнцем. Первоначальность договорной функции Митры зафиксирована в Авесте. Именно об этом Ахура-Мазда говорит Зороастру: «негодяи, которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну.…Никогда не нарушай договора, о ты из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды“.

И далее: “Быстрых лошадей дает Митра, обладающий широкими пастбищами для скота, тем, кто не лжив к договору190“.

На территории, занятой зороастризмом, велись постоянные войны, как межплеменные, так и, нашествие родственных племён, скифов и кимерийцев. Все они относятся к огнепоклонникам, религия, основные обычаи и психология у них общие. Всем им свойственна безпощадная, кровавая расправа с врагом, если враг сопротивляется. И отдание почестей врагу, если он мирно сдаётся, предавая свой город, народ, племя, берёт деньги, но признаёт их могущество, не оказывает сопротивления, и во всем выказывает лояльность их порядку. Остальные же все — должны быть уничтожены. “Митра объединяет людей, помещает их на их собственное, правильное место, защищает страны в зависимости от выбора правильного места по отношению к Митре и уничтожает те страны, которые отказываются от этого выбора и бросают Митре вызов191“.

Царь-жрец ведает границами территории, их расширением и стабилизацией, именно он связан с Митрой, с его космическим законом и его пониманием. В функции царя-жреца входит ритуальное измерение земли, которые базируются на основе понимания их правды192.

Персы продолжили политический строй, начатый при кутиях и касситах, внеся в него небольшие модификации. Подобно хеттам они пришли к двоецарствию, кроме царя царей появляется титул небесный царь — “царь Аншана“.

Их политическое устройство было отлично от соседей, “если ассирийцы (придерживаются кутиев, стоящие на Даяльских традициях) кичились наложенным игом и радовались высокой дани, то Кир видел себя освободителем (что очень характерно для всех завоевательных войн псового зооморфизма), а Дарий и Ксеркс — божественно избранными для правления и установления божественного порядка (что свойственно царям, правителям псового зооморфизма ассимилировавших с кочевыми семитскими племенами, это было свойственно Саргону Аккадскому и т.д.). Эта атмосфера в большей степени напоминала не Рим, эпохи Августа, а Священную Римскую Империю. С практической стороны основной причиной успеха были экономические возможности, поощряющиеся новым порядком, часто вызывавшие добровольное подчинение персидскому правлению (Ибо это давало послабление при налоговом бремени и другие льготы, в том числе и жизнь. В этом варианте обезпечивается, прослеженная ещё на Загросе, демократическая система парадигмы стаи). Персы господствовали на завоёванных землях, но не эксплуатировали их, не мешая действовать естественным элементам экономики в привычном порядке (как таковые люди с диахронизмом псовых в экономике плохо понимают, но имеют тенденцию скачивать с неё все дивиденды, которые у них проходят сквозь пальцы). Так, Финикия и Киликия продолжали заниматься своим ремеслом и торговлей, а многочисленные документы из Месопотамии показывают, что храмы, банки и торговые центры функционировали, как во времена Шумера (ни аккадцы ни другие завоеватели не внесли ничего нового)193

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

151

В.В.Иванов, “Мифы народов Мира“, энциклопедия, т.1, с.408.

152

Как правильно дрессировать собаку“, составитель В.И.Давыденко, с. 109.

153

Leon F. Whitney, D.V.M/ DOG psychology, p. 121.

154

В.В.Иванов, “Мифы народов мира“, энциклопедия, т.1 с.408.

155

Leon F. Whitney, D. V.M. DOG psychology, p.124-125.

156

М.В.Вивтанец, “Южно-русская овчарка“, с. 25.

157

Ancient Egypt: myth & history, p. 121.

158

После персидского владычества.

159

А.Я.Бондарев, “Волк юго-западной Сибири и Алтая“, с.77.

160

Caillemer, ‘Le droit de succession legitime a Athenes’, p.45-46.

161

Гермес — древнегреческое божество, вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших.

162

Э.Б.Тейлор, “Миф и обряд в первобытной культуре“, с.272.

163

“Тигрица и Грифон“ Сакральные символы животного мира, подгот., А.Г.Юрченко, с.57.

164

Страбон, “География“, с. 498.

165

Мурсилис — хеттский царь, внук Хаттусилиса, хетта завоевавшего Хату. Мурсилис прославился своим походом на Мессопотамию.

166

А.Я.Бондарев, “Волки Юго-Западной Сибири и Алтая“, с. 10.

167

В иранской мифологии первопредок человека, создатель цивилизации, тот кто дал законы, нормы и порядок. В дальнейшем, после своей смерти, он становится судьёй и царем в Царстве Мёртвых.

168

Древнеиранский борец со злом в виде змея Ази-Дахака.

169

Скандинавская мифология.

170

История религии, 2 т., с.136.

171

Бундахишн, с.282.

172

М.Бойс, “Зороастрийцы, верования и обычаи“, с.192.

173

Видевдат, 13.14 (Авеста).

174

“ История религии“, т. 2 с. 145.

175

Описание дано интерэксперт, кинолог, UCI, З.В.Наумовой.

176

Yasna, 30, 3-5.

177

М. Бойс, “Зороастрийцы, верования и обычаи“, с. 51.

178

М.Бойс, “Зороастрийцы…“, с. 47.

179

YASNA, 12, 9.

180

Когда власть в Риме захватывают сабиняне, оттеснив от правления латинян и вольков.

181

Если рассматривать сам “Эдипов комплекс“, то мифологический Эдип сам был сыном царя-пастуха овец Лая, и сам вскормлён собаками Фиванских и Коринфских пастухов. Т.е. это нормальный мифологический сюжет людей зооморфизма собаки.

182

М.Бойс, “Зороастрийцы…“, с.37.

183

Ancient Civilizations, tdited by G.M.Bongard-Levin, p.153.

184

М.Бойс, “Зороастрийцы…“, с.39.

185

Дадестани — Диниг. Ривайат, XLVIII, 99, 100, 107.

186

описание дано кинологом Т.Виноградовой.

187

описание дано кинологом Т.Виноградовой.

188

инды же называют их “калюстами“, тогда как эллины — “собакоголовыми“. Сам же народ насчитывает 12000.

189

Божество аккадского пантеона отождествлялось с шумерской богиней Инанной, семитское название ее Астарта, созвучное с греческим названием асперос (звезда). Иштар олицетворяла в себе планету Венеру. Учитывая, что Иштар была покровительницей царского дома персов, можно сделать предположение о близком родстве персов и аккадцев.

190

В.Н.Топоров, “Мифы народов мира“, т.2, с.154.

191

В.Н.Топоров, “Мифы народов мира“, т. 2, с. 155.

192

Razah — отражает корень, давший так же название царя в древнеиндийском — rajan и латинском — rex

193

У.Куликан “Персы и мидяне“, с.200.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я