Прогулки по Челябинску

Ирина Костина

Я приглашаю вас прогуляться по моему родному городу Челябинску. Для кого-то это станет новым приятным знакомством. А для кого-то – возможностью взглянуть иначе на известный вам город. Даже если вы здесь родились и выросли, не отказывайтесь от приглашения. Идёмте с нами! Обещаю, будет интересно!

Оглавление

Челябинск — два вокзала

Когда я собираюсь ехать в центр, я говорю: «Поеду в город». И привычка так говорить у меня от бабушки. А бабушки никогда не болтают зря! Ведь ещё в начале прошлого века территория современного Ленинского района была далеко за пределами города. А развитие своё получила, только благодаря строительству железнодорожного вокзала.

Инженерами было выбрано именно это место, хотя на тот момент оно было далеко от города — целых 3 километра.

Но вовсе не означало, что здесь была безлюдная степь. Неподалеку располагались две казацкие станицы — Никольская (названная так в честь императора Николая I) и Шугаевская (по фамилии казака — основателя).

Откуда они здесь взялись? Исторически Челябинск был военной крепостью, то есть поселением, где жили казаки. Но термин «крепость» постепенно вышел из употребления. А, когда Челябинск получил официальный статус города, казаки выехали из него на окраины и обосновали там небольшие станицы.

Итак, 26 октября 1892 года первый товарно-пассажирский поезд прибыл в Челябинск.

Но в этом торжественном событии был один казус: к дате открытия станции строители не успели завершить каменное здание вокзала. И первое прибытие поезда встречала деревянная временная постройка. Именно её изобразил В. Боже на картине «Первое прибытие поезда на станцию Челябинск» (смотри на стр. 8).

Но, впрочем, уже спустя два месяца каменный одноэтажный вокзал станции Челябинск гостеприимно распахнул двери пассажирам.

Однако, деревянную постройку сносить не стали. И правильно сделали. В Челябинск хлынул поток пассажиров! И среди них были не только предприниматели, купцы и состоятельные граждане. Основную массу составили бедные крестьяне, которые ехали на освоение новых земель или бежали от властей.

А, поскольку расписание поездов было составлено таким образом, что из центра до Челябинска поезда приходили 2—3 в день, а из Челябинска в Сибирь 2—3 поезда в неделю. То вся эта толпа переселенцев буквально оккупировала каменное здание вокзала, точно огромный цыганский табор. Это вызывало неудобство и жалобы пассажиров, прибывающих 1 классом. И вынудило городские власти к принятию срочных мер. Было решено делить пассажиров по классам и размещать в разных зданиях по прибытию на станцию. Так появились два вокзала.

Вот тут и пригодилась деревянная временная постройка; ей отвели роль вокзала для пассажиров 3 и 4 класса. Да, да. Вплоть до октябрьской революции в Челябинске пассажиры, в зависимости от класса, прибывали на разные вокзалы!

По некоторым источникам эта временная деревянная постройка уже к 1905 году обветшала и была снесена. Но это не так!

Недавно я пересматривала архивные фото Челябинска и обнаружила фотографию явно 1950-ых годов, где «старый деревянный вокзал» стоит на прежнем месте! Взгляните на это фото на стр. 12.

Не знаю, какую функцию выполняло это здание в советский период. Но видно, что стоит оно на месте нынешнего современного вокзала. Не удивлюсь, если его снесли перед самым строительством нового вокзала (который начали строить в 1960-ых годах). Так что нет ничего более постоянного, чем временное.

Безусловно, Транссиб дал Челябинску второе рождение. С открытия железной дороги город стал одним из самых крупных торговых центров России и лидером по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

Население города в кратчайшие сроки выросло в разы! Вокруг вокзала выстроились посёлки, которые очень быстро достигли южной границы и слились с городом.

Каменный одноэтажный вокзал уже не справлялся с пассажирским потоком. И в тридцатые годы XX века его срочно надстроили вторым этажом и расширили площади (фото надстроенного вокзала вы можете видеть на предыдущей странице, фронтон его украшен портретом вождя Иосифа Сталина).

Это решило проблему, но не надолго. Челябинский вокзал постоянно был переполнен пассажирами. После гражданской войны переселенческий пункт закрыли. И все, проезжающие через Челябинск граждане, вынуждены были ютиться на вокзале в ожидании поездов. Шум, давка и грязь — вот основные характеристики Челябинского вокзала того времени. Из-за того, что многие пассажиры были безграмотны, по залам ходил дежурный и объявлял прибытие и отправление поездов.

Ещё один мощный толчок к перерождению Челябинска дала Великая Отечественная война. 104 завода (частично или полностью) из центральной части России были эвакуированы в Челябинскую область. Сюда толпами хлынули беженцы. И, если до войны население города не дотягивало до 300 тысяч человек. То в послевоенное время эта цифра стремительно взлетела до 600 тысяч!

Поэтому в 1950-ые годы срочно поднялся вопрос о строительстве нового здания вокзала.

Новый Челябинский вокзал торжественно открыли в 1965 году (фото на следующей странице). Во второй половине XX века он поражал горожан и приезжих небывалым проектом; тремя куполами напоминал фантастический космопорт! И на знаменитой выставке в Монреале 1967 года его архитектурный комплекс получил серебряную медаль и был признан лучшим в Советском Союзе!

А ведь строительство-то велось с помощью строительно-монтажного поезда, и было весьма недорогим.

Но зато реставрационные работы 1990-ых годов влетели в копеечку!

Теперь наш вокзал выглядит современно и входит в число самых красивых зданий вокзалов на сети дорог! В архитектурный ансамбль привокзальной площади входят красивые современные здания: торговый комплекс «Синегорье», павильоны пригородного вокзала небольшой сквер и церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии.

Но старое здание вокзала (уже по традиции) оставили. Ну, привыкли мы, челябинцы, чтоб у нас было два вокзала! И хоть оно давно выполняет совсем иные функции, все по-прежнему зовут его — «старый вокзал».

Кстати, в советское время рядом со «старым вокзалом» располагалась площадка автовокзала.

А вы знали, что именно в Челябинске впервые реализовали уникальную (на тот момент) систему транспортного узла, где автовокзал и вокзал железнодорожный находились на одном участке? А это так! Такую систему сочли очень удобной и быстро распространили опыт Челябинска по другим городам.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я