Информационная культура

Ирина Ивановна Тушева, 2021

Рассматриваются аспекты информационной культуры, в зависимости от сферы активности и этапа работы с информацией. Проанализированы публикации по данной теме, представленные в изданиях, имеющих Российский индекс научного цитирования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1.2. Культура на современном этапе

Современную культуру Петров И.Ф.[18] определяет как культуру техногенной цивилизации, в которой важнейшим принципом жизнедеятельности становится рациональное начало. Доминирование разума, пришедшее на смену относительному равновесию чувств, ума и веры, приводит к тому, что, говоря словами Лосева А.Ф., «все, не укладывающееся в границы и схемы того разума, отбрасывается как обуза и рассматривается только как чистый вымысел, субъективное человеческое построение. Таким образом, весь мир становится бездушным и механическим, он превращается в субъективную деятельность души» [13]

Для современного человека, верящего не в микрокосм и макрокосм, а в науку, категории научности придаётся особое значение, которое Петров И.Ф. называет символическим. Престиж науки, по его словам, приводит к тому, что новый образ мира внедряется в процессе образования в сознание людей. При этом под научные представления эпохи подстраиваются философия, религия и мораль. В основе мировоззрения лежат знания, — другим же формам освоения мира придаётся значение лишь в той мере, в какой они выгодны. Такое положение дел Петров И.Ф., ссылаясь на Ортегу-и-Гассета Х, называет диктатурой лабораторий. Обращая внимание на ущербность такого мировоззрения, автор приводит слова Паскаля Б.: «Если я не знаю основ нравственности, наука об окружающем мире не принесет мне утешения в тяжкие минуты жизни, а вот основа нравственности утешает и при незнании науки о предметах внешнего мира».

Культуру постиндустриального общества отличает то, что мерой всех вещей становится не человек, как было ранее, а «дизайнерские объекты, интеллектуальные эксперименты». [18]

Ильин И.А., называя европейскую культуру культурой технической, характеризующейся рациональностью, но не искренностью, пишет: «бессердечная культура подрывает сама себя: в изобре тении атомной бомбы она дошла до вселенского самоубийства, а изобретение это, наверное, не составляет последнего слова разрушительной техники». [8]

Петров И.Ф. утверждает, что в настоящее время происходит синтез техники и научной этики, выливающийся в репрессивный технологический способ мышления и действия. Как результат, массовая культура создаёт «одномерного человека». При этом важной характеристикой является то, что задаётся массовая культура не какой-то элитной группой выдающихся личностей, а обезличенными социальными институтами: СМИ. образовательными учреждениями. Культура, таким образом, по сравнению с предыдущими эпохами, десакрализируется. На роль эталона выдвигается так называемый средний потребитель, которому приписываются невзыскательный вкус и невысокие потребности. Характерно, что в произведениях, ориентированных на массового зрителя, читателя, — одним словом, потребителя — художественный уровень сознательно снижается.

Выход из кризиса Петров И.Ф. видит в появлении нового субъекта культурного процесса, которым должно стать общество как носитель «культуры масс» — в результате трансформации и сближения с традиционной культурой. [18]

Башилова Е.И. отмечает наличие огромного пласта заимствований из английского языка в рамках лексического поля «современная культура». [2] «Поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления как средства массовой информации, спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д. — в целом, совокупность неоавангардистских взглядов на искусство». [17]

Данное явление не является случайным и не может быть изолированным и существующим само по себе. Очевидно, что заимствование лексики представляет собой проекцию на речевую сферу явлений действительности, то есть отражает тот факт, что отечественная культура попала под масштабное влияние культуры англоязычной. Со всеми вытекающими последствиями.

Сферы деятельности, активно воспринявшие заимствования, и являются теми сферами, которые подверглись радикальным изменениям именно под влиянием соответствующих сфер деятельности англоязычной (американской) культуры. Данное явление служит индикатором как расширения представлений в отдельных областях науки и техники (экономика, компьютерные технологии), так и изменения мировоззрения масс.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Информационная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я