1. книги
  2. Научно-популярная литература
  3. Ирина Ивановна Тушева

Аксиосфера Средневековья

Ирина Ивановна Тушева (2021)
Обложка книги

На смену Античности пришло Средневековье. Как изменилась система ценностей европейского человека? Из каких элементов складывалась система ценности? И что из их воззрений сохранило актуальность до наших дней? Как передавали представления о должном новым поколениям? Века монастырей с рыцарей. Но только ли это? Публикуется в аутентичном виде с сохранением орфографии и пунктуации автора.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Аксиосфера Средневековья» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Аксиосфера Августина Блаженного

Одним из первых средневековых деятелей, очертивших круг ценностей, важных в воспитании, и внедрявших их в педагогическую практику, явился Августин Блаженный (Aurelius Augustinus Hipponensis, 353 — 430гг.). В 395 — 396г. Августин стал епископом Гиппонским, а значит, его деятельность включала в себя не только написание трудов, отражавших его теоретические представления, но и практическую организаторскую работу, — в том числе, и связанную с образованием и воспитанием на вверенной ему территории. Августин выступал за полное искоренение оставшихся со времен Античности языческих элементов и считал, что воспитание должно быть неразрывно связано с постижением Божественного откровения, с любовью к Богу. Он признавал необходимость изучать светские науки, однако высший приоритет отдавал изучению Библии. Августин указал на различие между знанием (scientia) и мудростью (sapientia). Наука, познание объективного мира необходимы для осуществления жизни. Однако высшая цель — спасение души, и потому научные знания сами по себе не достаточны, а для достижения мудрости необходимо богопознание. В своих «Монологах» (“Soliloquia”) он пишет, что от богопознания зависит само счастье человека12. Августин признает основным содержанием жизни стремление к счастью. Но истинное человеческое счастье заключено в богопознании и в уяснении человеком полной своей зависимости от Бога. Августин не устает систематически, в каждом своем произведении проповедовать любовь к Богу, являющегося «творцом вечного закона» и источником аксиологических представлений: нравственных оценок и норм.13

«Любовь к себе, доведенная до презрения к себе как греховному существу, — суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу — порок», — гласит его труд «О граде Божьем».14 Он пишет: «Я стал предпочитать православное учение, поняв, что в его повелении верить в то, чего не докажешь, больше скромности и подлинной правды, чем в издевательстве над доверчивыми людьми, которым заносчиво обещают знание, а потом приказывают верить множеству нелепейших басен, доказать которые невозможно».15

Августин категорически утверждает превосходство веры над разумом. Человеческий разум, согласно Библии, искажен грехопадением первых людей Адама и Евы. В результате, человек не в состоянии правильно понимать мир, опираясь лишь на силу, ослабленную первородным грехом, собственного разума. Вывод — черпать познание можно лишь в Божественном откровении. Религиозный авторитет, согласно учению Августина Аврелия, имеет большее значение в познании, чем собственный рассудок человека. Основным источником знаний Августин Аврелий признает веру, которая предшествует пониманию. В одном из писем он пишет: «Верь, чтобы понимать». Разум же самостоятельного значения в познании истины, согласно учению Августина, не имеет.

Тому, что истину следует искать в Библии, учили и предшественники Августина, трудившиеся на богословской ниве. Сам же он пошел дальше. Августин Аврелий Блаженный провозгласил последней инстанцией истины толкование Церкви. Единственно Церковь, согласно его учению, никогда не погрешает в толковании. Августин указывал на два основных источника знания: с одной стороны — собственный опыт, а с другой — знания, сообщенные другими людьми. Этот второй источник он назвал верой и придал ей более высокий приоритет. Далее, веру в то, что человек узнает от других, он отождествляет с религиозной верой в церковные авторитеты.

Такое теоретическое положение соответствовало укреплению Церкви во времена Августина Аврелия как централизованной организации. Таким образом, он абсолютизирует в познании истины не только Библию, но и принятые Церковью толкования. Толкование Церкви, по его мнению, превалирует над доводами разума и не подлежит критике. Можно констатировать, что в существовавшую до него аксиологическую систему, в основе которой лежит христианство, Августин Аврелий Блаженный внес новый элемент — авторитет. Новая аксиома — признание ценности авторитета (в данном случае — авторитета Церкви) — это то, что само по себе никак не вытекало из Евангельских ценностей. Было ли это прогрессом в развитии аксиологической мысли или, напротив, регрессом, — в любом случае несомненно, что оно оставило след в педагогико-аксиологической системе последующих времен. Система пополнилась новым элементом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Примечания

12

Творения блаженного Августина Епископа Иппонийского. 2-е изд. Киев, 1901—1915, ч. 1—8.

13

Об истинной религии, XXXI, 58

14

О граде божьем, XIV

15

http://www.pravmir.ru/blazhennyj-avgustin/

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я