Аксиосфера Средневековья

Ирина Ивановна Тушева, 2021

На смену Античности пришло Средневековье. Как изменилась система ценностей европейского человека? Из каких элементов складывалась система ценности? И что из их воззрений сохранило актуальность до наших дней? Как передавали представления о должном новым поколениям? Века монастырей с рыцарей. Но только ли это? Публикуется в аутентичном виде с сохранением орфографии и пунктуации автора.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аксиосфера Средневековья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Представления о границах Средневековья

Рассмотрим развитие аксиологической мысли в Средневековье, обращая внимание на представленность её в воспитательно-образовательной практике. Прежде всего, следует уточнить, что считать границами Средневековья. Российские и западные специалисты по Средним векам считают его началом крушение Римской империи, когда последний император Ромул Август отрёкся от престола, что произошло 4 сентября 476 года. Вместе с тем, ЮНЕСКО в издании «История человечества» передвинуло границу дальше, к седьмому веку, то есть к моменту возникновения ислама. Что касается верхней границы, то и там по вопросу демаркации нет единого мнения. Одни считают концом Средневековья Великую буржуазную революцию во Франции, то есть конец восемнадцатого века; это сторонники долгого Средневековья, к ним относились и представители советской науки. Другие понижают верхнюю границу до середины или конца пятнадцатого — начала шестнадцатого века3. К такому пониманию склоняется и современная российская наука. Так как нас интересуют не столько исторические события и развитие средств производства, сколько история общественной мысли и внедрения её в педагогическую практику, и конкретно в том, что касается аксиологических воззрений, не будем участвовать в дискуссии по вопросу хронологии. Важно, что на смену античным представлениям с его идеалом калокагатии в Европу пришли христианские идеалы, которые стали доминировать в формировании аксиологических представлений европейского населения. Вклад других мировых религий остаётся за пределами нашего рассмотрения, так как в данном случае мы рассматриваем доминирующее мировоззрение Европы, Руси и дореволюционной России соответствующих периодов, ставшее основой для формирования современной педагогико-аксиологической системы в нашей стране.

В 313 году Миланский эдикт императора Константина Великого, носившего титул Августа Западной префектуры Римской империи, и Лициния, носившего титул Августа Восточной префектуры, ознаменовал прекращение гонения на христианство. В 393 император Феодосий Великий запрещает проведение Олимпийских игр и отправление прочих языческих культов, утвердив формулу христианства, принятую на Никейском соборе в 325 году, в качестве государственной религии империи. Деятельность Феодосия во многом определила развитие духовной жизни Европы. На Русь установление государственности и принятие христианства пришло намного позже, в десятом веке4.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аксиосфера Средневековья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

История Средних веков. М., 2003, с.24-25

4

988 год

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я